Одной из важных проблем является адаптации студентов-первокурсников к условиям среднего профессионального образования, т.к. адаптация молодежи к студенческой жизни – сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения социальных и биологических резервов еще не до конца оформившегося организма.
Под адаптацией понимается приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму труда и отдыха.
Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в систему среднего профессионального образования в условиях модернизации образования.
После окончания школы, студент попадает в совершенно иную атмосферу и окружение. Это является для многих переломным моментом в жизни, стрессом, потому как подростку на данном этапе приходится самостоятельно, без помощи взрослых, приспосабливаться к новым условиям.
Адаптация студента к обучению в техникуме у каждого проходит по-разному, в зависимости от характера, воспитания, психологической готовности.
Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в техникуме. Педагогический коллектив и учебная группа на данном этапе играют самую важную роль. Терпят кардинальные изменения внутренние установки, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. В жизни подростка происходит переосмысление ценностей, освоение новых социальных ролей. От того, насколько успешно и благоприятно пройдет адаптация, зависит дальнейшее развитие и освоение будущей профессии.
Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:
· физиологический (приспособление к новой системе обучения);
· профессиональный (приспособление к изменению учебного режима);
· социально-психологический (вхождение в новый коллектив).
В процессе адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме выявляются
следующие трудности:
1. переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
2. недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
3. неумение осуществить психологическую саморегуляцию (отсутствие навыков выполнения самостоятельной работы; неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, каталогами);
4. поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
5. страх публичных выступлений перед однокурсниками и преподавателями;
6. социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.
Успешное решение этих проблем связано с ранней диагностикой студентов-первокурсников, которая бы способствовала выявлению проблем в адаптации и созданию эффективных путей их решения.
Под психолого-педагогической диагностикой понимается система специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленная на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения.
Систему диагностической деятельности образуют цели и методы диагностики, результаты и интерпретация результатов, кадры и учреждения, занимающиеся диагностикой и, что обязательно, гуманным применением результатов диагностики в образовательном процессе.
Целью психолого-педагогической диагностики является выявление уровня адаптации к обучению в организации среднего профессионального образования, а также изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
Объектом психолого-педагогической диагностики являются обучающихся всех образовательных учреждений.
Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки обучающихся.
По аналогии с тремя основными функциями образовательного процесса выделяются следующие основные сферы диагностики: воспитание, образование и обучение.
В сфере воспитания – выявление и измерение состава и структуры жизненных установок личности, мера овладения личностью культурным потенциалом человечества.
В сфере образования – определение меры развития личности и овладения системой обобщенных знаний о себе, о мире и о способах деятельности, т.е. знаний в широком смысле этого слова. Сюда, в основном, можно отнести знания теоретические и методологические.
В сфере обучения – определение уровня овладения преимущественно конкретных знаний, умений и навыков, приобретаемых в отдельных образовательных учреждениях. Из этого вытекает, что обучение более специфично, чем образование. Еще более специфично профессиональное обучение.
В ходе психолого-педагогической диагностики первокурсников нас интересуют следующие индивидуально-психологические особенности студентов, непосредственно влияющие на успешность процесса адаптации к обучению:
· склонность к преодолению норм и правил;
· склонность к аддиктивному поведению;
· склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;
· склонность к агрессии и насилию;
· волевой контроль эмоциональных реакций;
· склонность к деликвентному поведению;
· выявление доминирования творческой самореализации, учебных (коммуникативных, избегания, престижа), профессиональных, учебно-познавательных, социальных мотивов.
Критерием подбора диагностик выступают следующие требования:
· дать общую характеристику студента;
· выявить в группе позитивного лидера;
· выявить группу позитивных деятелей;
· выявить группу с низкой нормативностью поведения;
· выявить отрицательного лидера;
· выявить уровень профессиональной заинтересованности;
· выявить суицидальную группу риска.
Инструментарий психолого-педагогической диагностики
Критерий |
Показатели |
Инструментарий |
Социально- психологическая адаптация
|
• адаптация • эмоциональный комфорт
|
опросник №1 Методика диагностики социально- психологической адаптации Роджерса- Даймонд |
Индивидуально- психологические особенности
|
• склонность к преодолению норм и правил; • склонность к аддиктивному поведению; • склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; • склонность к агрессии и насилию; • волевой контроль; • эмоциональных реакций; • склонность к деликвентному • поведению |
опросник №2 Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) |
Учебная мотивация |
• учебные мотивы – коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы |
опросник №3 Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой) |
Для исследования учебно-информационной деятельности обучающихся нами были использованы опросные листы, устанавливающие восприятие информации, интеллектуальную обработку информации, результативность интеллектуальной деятельности, самооценку результата работы.
Важным этапом адаптации первокурсников в техникуме является не только психолого-педагогическая диагностика, но и процедура межсессионной аттестации, зачетно-экзаменационной сессии, сдача экзаменов и осознание значимости этого процесса для дальнейшего обучения. Экзаменационная сессия, сдача зачетов и экзаменов является ответственным периодом в жизни каждого студента. В этот период студенты должны показать все свои знания и умения по учебным дисциплинам.
Для выработки тактики и стратегии, обеспечивающих оптимальную адаптацию студента, важно знать жизненные планы и интересы первокурсников, систему доминирующих мотивов, уровень притязаний, самооценку, способность к сознательной регуляции поведения и т.д. Это, к сожалению, не всегда учитывается преподавательским составом, так как первокурсники требуют внутренней перестройки и отношений самих педагогов техникума.
Алгоритм изучения адаптации студентов-первокурсников нового набора:
· беседа с кураторами
· подбор инструментария
· подготовка опросных листов
· проведение ППД
· анализ результатов
· заключение
По результатам психолого-педагогической диагностики предполагается разработка программы сопровождения групп, показавших нежелательные результаты с целью их коррекции.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.