«Адаптация ребенка к школе проблемы и пути их преодоления»
Оценка 4.9

«Адаптация ребенка к школе проблемы и пути их преодоления»

Оценка 4.9
docx
детская психология
22.02.2022
«Адаптация ребенка к школе проблемы и пути их преодоления»
«Адаптация ребенка к школе проблемы и пути их преодоления».docx

1. Тема исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления» 

 

Актуальность исследования.В настоящее время проблема готовности детей младшего школьного возраста к обучению в школе имеет особую актуальность. Современные исследователи утверждают, что 20-60% младших школьников склонны к серьезным трудностям при адаптации к обучению в школе. В общеобразовательных школах многие первоклассники не справляются с учебным процессом и имеют трудности в общении как со своими сверстниками, так и с учителями.

Данная проблема очевидна, так как у ребенка при переходе к школьному обучению коренным образом изменяется образ жизни. В данный период у детей появляются уроки, образовательная деятельность, систематизация труда, усвоение знаний, обобщение наук, что предполагает абсолютно иную, нежели в дошкольном детстве, структуру его познавательной деятельности.

Адаптация детей к обучению в школе представляет собой особый и сложный период в жизни каждого ребенка: он осваивает новую социальную роль учащегося, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение, вместо одногруппников появляются одноклассники, вместо воспитателей - учителя. И, наконец, школа предстает как большая социальная группа, в которую включается ребенок. Весь этот процесс сильно затрагивает сознание младших школьников. Очевидно, что для более быстрой и безболезненной адаптации детей к новому образу жизни родителям и учителям следует создать благоприятную атмосферу для этого, оптимальные социально-психологические условия.

Для решения психологических проблем, которые появляются при взаимодействии между детьми, надо учитывать социально-психологические особенности, а так как система образования не в полном объеме использует возможности социальной адаптации и психологического развития школьников, то это говорит о необходимости исследования данной проблемы. В связи с этим адаптация школьников является одной из важных проблем в психологической науке и практике.

Актуальность проблемы социально-психологической готовности детей к обучению в школе привела к созданию многих научных работ. По этой проблеме осуществляют исследования во многих науках: педагогики (К.В. Дрозд,  Е.Г.Папулова, Д.Ю. Соловьева и другие), социальной педагогики (Н.А. Голубева, А.К. Нисская и другие), психологии (А.А. Крылов, Е.В. Загорная и другие), физиологии (С.Ю. Тарасова).

Важность и сложность периода адаптации детей младшего школьного возраста в школе указаны в исследованиях М.М. Аниденковой, Л.И. Божович, М.В. Григорьевой, Д.Ю. Соловьевой. Они указывают, что в этом возрасте у детей формируются системы их отношения с окружающим миром, отношения с взрослыми и своими сверстниками.

Цель исследования – изучить адаптацию младших школьников к условиям образовательного учреждения, а такжеразработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения процесса социально-психологической адаптации детей младшего школьного возраста к школьному обучению.

Термин «Адаптация» (от ср.-век. лат. adaptatio – приспособление), в биологии - приспособление живых организмов к меняющимся условиям существования врезультате изменения морфологических и физиологических особенностей и поведения[1].

Адаптация первоклассника к школе - перестройка познавательной,мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе ксистематическому организованному школьному обучению[2].

Это длительный исложный процесс, который характеризуется изменением психологического,физиологического состояния ребенка, а также изменением его социального статуса[3].

Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Л. Ухтомского, Д.Н.Узнадзе и других ученых явились теоретико-методической основой обоснования адаптации ребенка как психологического и общебиологическогофеномена[4].

Значительный вклад в понимание сущности адаптации человека внесли разработанные на фундаментальных положениях Л.С. Выготского обактивности личности в деятельности и общении концепции[5].

В отечественныхнаучных школахсложиласьтрадициярассмотрениясоциально-психологической адаптациив связис активностьюличностивпроцессеее взаимодействияс внешнейсредой. Подобноевзаимодействие,связанноес особенностямисредыи с особенностямии возможностями личности меня одновременно, обусловливаетлибо адаптацию, либо дезадаптацию[6].

Чаще всегопредметомисследованийстановитсясоциально-психологическаяадаптация, котораяпредставляетсясложныммногоуровневым и многокритериальнымпроцессом, подлежащимизучениюс разныхточекзрения(с позицийразныхподходови направлений) и спомощьюмножестваметодик[7].

Детские психологи выделяют несколько видов адаптации, которые являются взаимосвязанными:

- физиологическая адаптация;

- психологическая адаптация (рис. 1).

 

 

 

 

Виды адаптации

 
 

 

 

 


Рисунок 1 -Виды адаптации

 

Рассмотрим данные виды адаптации более подробно:

1. Физиологическая адаптация.

Организм младшего школьника сталкивается с новым распорядком дня,требованиями и условиями, вследствие чего выделяют несколько этапов, черезкоторые проходит организм ребенка:

-ориентировочный этап. Организм младшего школьника отвечает бурной реакциейна воздействия, связанные с систематическим обучением. Такая «физиологическаябуря» длится на протяжении 2-3 недель.

-неустойчивое приспособление. Организм находится в поиске оптимальных для неговариантов реакции на эти воздействия.

-относительно устойчивое приспособление. На данном этапе организм находитоптимальные варианты реагирования на школьную нагрузку, которые требуют небольшую мышечную нагрузку. Не важно, какую работу будет выполнять младшийшкольник - будь это умственная нагрузка или психологические сложности вобщении, все системы организма отреагируют своим напряжением, своей работой.

Поэтому, чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем большересурсов израсходует организм.

Продолжительность этих фаз адаптации ориентировочно 5-6 недель,следовательно, период длится до 10-15 октября. Самыми сложными являются 1-4недели[8].

2. Психологическая адаптация.

Показателями психологической адаптации первоклассника являются:

- положительное эмоциональное отношение ребенка к школе, учителю, требованиям изадачам, которые предполагает системное обучение в школе;

- установление контактас учителем, сверстниками и формирование адекватного поведения. Ребенок срадостью посещает школу, делится с родителями новыми впечатлениями[9].

Л.И. Божович, говоря об адаптации ребенка к школе, отводила важное место психологической готовности к школьному обучению, рассматривая данное явление в контексте нормативного кризиса семи лет[10].Именно в данный период формируется внутренняя позиция, выражающая новый уровень рефлексии и самосознания, происходит рождение социального Я, выстраивается иерархия мотивов (то, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается важным, а связанное с игрой, – второстепенным). Происходит изменение социальной среды и одновременно меняется и отношение ребенка к ней, своему в ней месту. Следовательно, возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному положению, успеху, появляется самоуважение, обобщенное отношение к самому себе, к окружающим, формируется самооценка.

В исследованиях М.Р. Битяновой предлагаются две трактовки адаптации[11]. С одной стороны человек рассматривается как объект приспособления к условиям жизнедеятельности. Приспособить ребенка к школе – значит подвести ученика к пониманию необходимости выполнять социальные и учебные требования, принимать на себя ролевые обязательства школьника. Само собой, что данное приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном; формируются определенные установки, личностные свойства, делающие ребенка хорошим учеником – старательным, послушным, неконфликтным.

С другой стороны, М.Р. Битянова, изучая термин «адаптация», подводит к понятию «готовности к развитию». Адаптировать ребенка – это значит приспособить его к развитию. Дети ощущают себя в определенной школьной среде автором собственной жизни, у них сформированы некоторые умения и психологические свойства, позволяющие ему в необходимой степени соответствовать нормам и предъявляемым требованиям, у них уже сформирована способность развиваться в этой среде, реализовать собственные потребности, которые не противоречат окружающей их среде. Ребенок и школа взаимно адаптируются друг к другу[12].

Готовность к обучению в школе определяется по таким параметрам, как контроль, планирование, мотивация и уровень развития интеллекта ребенка[13].

Школьная адаптация в самом распространенном своем значении понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым требованиям, отношениям, режиму жизнедеятельности, видам деятельности[14].

Дезадаптация – нарушение приспособления личности к условиям обучения вшколе, которое выступает как частное явление расстройства у ребенка общейспособности к психологической адаптации в связи с какими – либо патологическимифакторами[15].

С.А. Беличева дает следующее понятие школьной дезадаптации:совокупность признаков, которые свидетельствуют о несоответствиисоцио-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиямситуации школьного обучения, овладение которой по некоторым причинамстановится затруднительным или невозможным[16].

Говоря о школьной дезадаптации как частном проявлении общей социально-психологической дезадаптации, можно отметить, что в настоящеевремя к решению важных актуальных вопросов педагогической теории ипрактики во все большей степени привлекаются исследователи и специалисты из областей медицины, физиологии, психологии.

Феномен школьнойдезадаптации рассматривается как явление, препятствующее личностномуразвитию ребенка и затрудняющее образовательно-воспитательный процесс.

В общем виде под школьной дезадаптацией понимают «совокупностьпризнаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического ипсихофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьногообучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительнымили, в крайних случаях, невозможным»[17].

По мнению Н. В. Литвиненко, понятие школьной дезадаптации является собирательным ивключает:

- социально-средовые признаки (характер семейных отношений,особенности школьной образовательной среды, межличностных неформальных отношений);

- психологические признаки (индивидуально-личностные, акцентуированные особенности);

- медицинские признаки (отклонения психофизиологического развития, уровень общей заболеваемостии т. п.)[18].

Проблеме дезадаптации школьников посвящено большое количестворабот, в которых определяются ее виды (А. А. Северный; Н. Н. Сургаева, Н. Г. Милованова), изучаются психогенные формы (В. Е. Каган), предлагаются диагностические и коррекционные меры по предотвращению ее возникновения (Е. В. Шарапановская) и разрабатываютсяосновы единого комплексного подхода к предупреждению школьнойдезадаптации (Н. В. Белякова)[19].

Если в 80-90-е гг. прошлого столетия количество дезадаптированныхдетей младшего школьного возраста, по данным разных авторов, составлялоот 15 до 40, и уже тогда отмечалась тенденция к росту их числа (Н. Г. Лусканова, И. А. Коробейников), можно предположить, что в настоящее время количество дезадаптированных детей в младшей школе увеличилось всвязи с изменениями в обществе.

В школе ребенок проводит значительную часть своей жизни. И если в течение этого довольно продолжительного периода своей жизни он постоянноиспытывает дискомфорт, фрустрацию, неприятие со стороны окружающих итому подобные состояния и переживания, а со стороны специалистов непредпринимаются меры психологической диагностики, профилактики икоррекции, можно говорить о возможном нарушении социализации и деформации ценностных и референтных ориентаций школьника в более поздние периоды онтогенеза и, как следствие, возникновении различных видовдевиантного, делинквентного, аддиктивного поведения[20].

Среди социально-психологических факторов, детерминирующих возникновение дезадаптации у младших школьников, следует, вероятно, в первую очередь отметить семейное воспитание.

Вопросам семейного воспитания посвящены многочисленные работы не только отечественных и зарубежных педагогов, но и психологов, таких, например, какА. С. Спиваковская и А. Адлер.

А. С. Спиваковская, обращаясь к теме родительской любви, пишет: «Принимать — это означает стремиться понять и простить». И далее: «…первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся»[21].

По мнению А. С. Спиваковской, благоприятная психологическая атмосфера в семье складывается в зависимости от возможности членов семьи общаться друг с другом без «маски», быть в семье такими, какиеони есть на самом деле, - без приукрашивания, без приписывания, безудержания внешне принятых черт поведения[22].

Дисгармоничные семейныесоюзы раскрываются через описание психологом неблагоприятных типовотношений. Вероятно, существует определенная зависимость между такимитипами отношений и проявлениями школьной дезадаптации.

А. Адлер отмечает один парадоксальный, на первый взгляд, факт:«Дети, которые были очень любимы и послушны дома, часто становятсяхудшими учениками в школе»[23]. Такое утверждение вступает в некоторое противоречие с высказываниями А. С. Спиваковской.

По мнениюА. Адлера, причинами плохой успеваемости в школе, а следовательно,плохой адаптации при наличии родительской любви и отсутствии проблемв поведении дома может быть недостаток внимания со стороны учителей,а также страх, возникающий в ситуации знакомства с новой социальнойдействительностью[24].

В рамках возрастно-психологического консультирования Г. В. Бурмен-ской, О. А. Карабановой и А. Г. Лидерсом были выявлены трудности, связанные с поступлением ребенка в школу, одной из причин которых является«неполная работа взрослых (родителей) по подготовке ребенка к школьному обучению, по оперативному изменению его семейной ситуации, навыков самоорганизации деятельности и т. д.»[25].

В период переживания «малого кризиса», т. е. при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, основные сферы проявления психогеннойшкольной дезадаптации связаны с пространственно-временными отношениями (режим дня, так называемое «личное» пространство в семейной среде и пр.) и личностно-смысловыми характеристиками деятельности и общения ребенка (место в коллективе сверстников, взаимоотношения с братьями и сестрами, отношения с учителем и родителями)[26].

Учебнаядеятельность, рассматриваемая в этот период онтогенеза как ведущая деятельность, может выступать не только как «страдающая» сторона в анализепричин и проявлений дезадаптации, но и как возможный источник нарушений.

Стиль общения учителя, направленность его поведения по отношению кученику также могут выступать одним из социально-психологических факторов, влияющих на дезадаптацию ребенка. О «социализирующей» ролиучителя, в определенной степени ответственного за адаптацию ребенка вшколе, также существуют отдельные публикации. В связи с изменениями вобществе в целом и в сфере образования в частности социологами зафиксировано возрастание напряженности и конфликтности между учащимися иих родителями, с одной стороны, и учащимися, и учителями - с другой.

Н. Н. Суртаева и Н. Г. Милованова одной из причин школьной дезадаптации детей видят в том, что учителя, особенно с большим стажем работы,привыкшие к четкому «набору» форм, методов и средств обучения для каждого конкретного занятия, рассматривают учащихся как объекты педагогического процесса, которые должны быть послушными исполнителями ихволи и решений. Снижение мотивации учения, школьные перегрузки, массовое нездоровье школьников связаны не столько с несовершенством содержания образования, по мнению данных авторов, сколько с трудностями,которые испытывают учителя при организации и проведении психологически обоснованного процесса обучения[27].

Н. В. Белякова, исследовавшая 498 детей 6-8 лет, 379 родителей и23 учителя в период 1991-1997 гг., наравне с выше упоминаемыми причинами школьной дезадаптации выделяет направленность поведения педагога[28].

Действительно, учителя с отрицательным стилем отношения к ученикам порой не замечают изолированных школьников из категории неуспевающих и недисциплинированных, которые становятся «отвергаемыми» ипопадают в число дезадаптированных. Данным исследователем также отмечается, что наряду с явными проявлениями дезадаптации первоклассников распространены и ранние ее признаки, такие как повышеннаяшкольная тревожность, конфликтность самооценки, снижение учебноймотивации на фоне хорошей успеваемости и дисциплинированности, которые в силу «завуалированности» не привлекают к себе внимание со стороны педагогов и психологов[29].

Отрицательный стиль отношения может проявляться не только к личности учащегося, но и к профессионально-педагогической деятельности в целом и быть причинно-следственно связанным с возникающими трудностями в процессе работы с детьми и их родителями.

В этом контексте вспоминаются слова К. А. Абульхановой-Славской: «Для субъекта деятельностихарактерна такая вовлеченность в дело, такая ответственность... которыедаже при возрастании трудностей не дают ему возможности изменить своеотношение к делу. Возникающие в процессе деятельности трудности предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами»[30].

Преодоление трудностей может выступать условиемдля развития учителя как личности и профессионала в процессе построениясубъект-субъектных отношений с учениками.

В заключение отмечу, что процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности. Во-первых, потому, что в ходе адаптации к школьному обучению ребенок получает ориентацию в системе поведения, что надолго определяет дальнейшую судьбу его развития. Во-вторых, в ходе этого процесса формируется ученический коллектив с определенным уровнем социально-психологической сплоченности.

Взаимоотношения в школьном классе выступают мощным средством привлечения личности ребенка к новым социальным функциям, культуры, нормам поведения, характерных для школы. Самым важным является то, что процесс привыкания к школьной жизни и ее условиям является сложным. Одни дети проходят этот процесс легко без психических травм, а другие достаточно сложно, вследствие чего и вытекает проблема «школьной дезадаптации».

2. Вебинары по смежным темам

«Педагогика и воспитание детей младшего школьного возраста»

 

1. Вебинар: «Адаптация к образовательной организации» («Солнечный свет» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solncesvet.ru/webinars/vebinar-3-iyulya-adaptaciya-k-obrazovatelnoy-organizacii/).

Содержательные вопросы вебинара:

- источники психологической безопасности в период адаптации;

- алгоритм постепенного вхождения в образовательную организацию;

- показатели психоэмоциональных уровней и поведенческие особенности ребенка в период адаптации;

- принципы и критерии успешной адаптации;

- современные технологии психологической поддержки ребенка и семьи.

Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, высшая квалификационная категория.

Окончила Смоленский государственный университет.Прошла курсы повышения квалификации:

«Организация коррекционной работы и психолого-педагогического сопровождения детей с дислексией»,«Арт-терапия: основные принципы использования данного метода в работе педагога-психолога»,«Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации».

2. Вебинар «Адаптация ребенка к 1 и 5 классу школы. О чем говорить родителям на собраниях» (Сообщество взаимопомощи учителей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://pedsovet.su/webinar_dlya_pedagogov/7206/.

Вебинар психолога, где рассматриваются разные аспекты адаптации детей к переходу в 1 и 5 классы. Эти материалы будут полезны как учителям для своей работы, так и для трансляции родителям на собраниях и в личном общении.

Максимум вопросов в едином вебинаре:

·                     во сколько лет физиологичнее отдавать ребенка в первый класс,

·                     как экологичнее провести переход из 4 в 5 класс,

·                     как родителю "принять" новый этап в жизни ребенка,

·                     что рассказать родителям ребенку о школе,

·                     что делать, чтобы у пятиклассника не пропала мотивация к обучению,

·                     учить вместе уроки или нет,

·                     реально ли научить ребенка делать уроки самостоятельно,

·                     как работает тайм-менеджмент школьника

·                     каким образом научить его использовать, чтобы все успевать,

·                     что меняется в тайм-менеджменте при переходе в среднее звено в школе,

·                     стоит ли водить на дополнительные занятия и когда,

·                     где находится "зона ответственности" ребенка, а где родителя,

·                     компьютер — помощник в учебе или игрушка,

·                     чему научить ребенка до школы и чем же заниматься летом,

·                     стоит ли после начальной школы подтянуть предметы за лето,

·                     что делать если ребенку в школе скучно

·                     что делать если ребенок постоянно жалуется на усталость и хочет спать,

·                     как проходит адаптация к школе, если у вас ребенок-левша и многое другое.

Для кого будет полезен вебинар:

педагогам начальной школы, классным руководителям, родителям дошкольников и школьников, педагогам-психологам ОО, социальным педагогам, воспитателям ДОУ.

Тезисы вебинара

·                     возраст ребенка-первоклассника

·                     готовность родителя к новому жизненному этапу ребенка

·                     тайм-менеджмент первоклассника и пятиклассника, в чем сходство и отличие

·                     мотивация к обучению, как ее сформировать у первоклассника и как не потерять пятикласснику

·                     компьютер и учеба

·                     кружки и секции

·                     лето перед школой

·                     чему научить ребенка до школы

·                     дети-левши

Вебинар проводит Чадуева Елена Алексеевна, педагог-психолог ДОУ высшей квалификационной категории, детский нейропсихолог, лауреат конкурса "Педагог года 2014" г. Владимира.

3. Видеолекция «Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике» (Инфоурок[Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/webinar/107.html/).

Экспертом выступила Михеева Людмила Глебовна, учитель первой категории, стаж работы 42 года, из них 21 год административной работы (в должности заместителя директора по УВР 16 лет, в должности директора УО 5 лет).

Вебинар проводится для учителей начальной школы, учителей-предметников общеобразовательных школ, заместителей директоров по УВР, организаторов внеклассной работы, педагогов дополнительного образования, психологов, воспитателей ГПД, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Описание:

Проблема поведения учащихся всегда волновала учителей и родителей. Современные ученики стали более активны, самостоятельны и свободны в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки зрения, они активно добиваются своей цели. Несмотря на положительные моменты этих качеств, обстоятельства, связанные с отклонениями в поведении, могут вызвать существенные трудности в процессе обучения, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности школьников. В этих условиях большую значимость приобретают изучение и переосмысление проблемы школьного поведения, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Содержание данной видеолекции направлено на выявление проблем, связанных с девиантным поведением школьников. В ходе видеолекции рассмотрены основные формы девиантного поведения школьников, такие как агрессивное поведение, наркомания, суицидальное поведение подростков, вандализм и Интернет–зависимость, также будет уделено внимание роли педагога в решении данной проблемы.

План видеолекции:

Часть 1. Понятие девиантного поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики.

Часть 2. Основные причины девиантного поведения школьников.

Часть 3. Характеристика основных признаков девиантного поведения младших школьников и учащихся подросткового возраста.

Часть 4. Характеристика основных форм девиантного поведения школьников и организация работы по его профилактике.

Часть 4.1. Агрессивное поведение школьников.

Часть 4.2. Наркомания как форма девиантного поведения подростков.

Часть 4.3. Суицидальное поведение подростков.

Часть 4.4. Вандализм - одна из форм разрушительного поведения.

Часть 4.5. Интернет–зависимость.

Часть 5. Организация работы педагогического коллектива с учащимися девиантного поведения.

Часть 5.1. Профилактика девиантного поведения младших школьников.

Часть 5.2. Профилактика девиантного поведения подростков.

Часть 5.3. Роль школьного психолога в диагностике девиантного поведения учащихся.

4. Видеолекция Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения (Инфоурок[Электронный ресурс] - Режим доступа:https://infourok.ru/webinar/107.html/).

В первую очередь данная видеолекция будет интересна учителям начальных классов, работающим по ФГОС НОО, а также всем интересующимся психологией в образовании детей младшего школьного возраста.

Современные дидактические принципы предполагают широкий диапазон требований, которыми должен руководствоваться педагог при подготовке к занятиям: от соблюдения санитарно-гигиенических норм до целесообразности применяемых методов. Несмотря на достаточно хорошо разработанные теоретические основы, проблема продуктивности урока в начальной школе по-прежнему актуальна.

На основе теоретического анализа литературы и целенаправленного изучения практического опыта педагогической деятельности выявлено, что в настоящее время выработаны подходы к усилению продуктивности учебной деятельности, определено влияние мотивации на процесс протекания деятельности, доказана возможность изменения характера деятельности младших школьников от применяемых педагогических средств и подходов.

Педагогическая сущность учебной деятельности нашла отражение в трудах Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. В XX веке проблема учебной деятельности стала рассматриваться в русле изучения мотивации и не только в педагогике, но и в различных областях психологии, истории, медицины.

При переходе системы образования на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения необходимо акцентировать внимание на то, что, в соответствии с заявленными задачами и направлениями, одним из базовых ориентиров является «определение в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху мотивацию к обучению, познанию...».

Таким образом, первостепенно необходимо рассмотреть освещение проблемы мотивации в психолого-педагогической литературе. Понимание педагогической сущности мотивации основывается на психологическом анализе источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Мотивация (от франц. тotif, лат. тoveo- двигаю) понимается исследователями по-разному. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Так, продуктивную учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и физиологическом планах посредством вступления в определенные социальные отношения (взаимодействие с учителем, сверстниками). Главную роль при этом играет мотивация учебной деятельности.

5. Видеолекция Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС (Инфоурок [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/webinar/107.html/).

Эксперт: Морозова Елена Анатольевна, к.п.н, педагог-психолог высшей квалификационной категории, преподаватель кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института психоанализа.

Задачи видеолекции:

- сравнить современные теории и подходы в образовательных ресурсах для начального общего образования, систематизировать опыт их использования в педагогической деятельности.

- выделить требования ФГОС НОО к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы.

- усовершенствовать навыки слушателей в области использования современных теорий и методик в образовательной деятельности НОО, организации коммуникации, совместной обработки информации, ее систематизации, разработки новых развивающих ресурсов.

- проиллюстрировать применение развивающих и методических аспектов в развитии детей младшего школьного возраста и их возможности в формировании образовательной среды НОО.

 

 

 

 

 

Аннотированный список литературы

 

1.                                 Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

2.                         Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 // СПС «Консультант плюс».

3.                         Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука,1980. - 335 с.

Аннотация. В монографии рассматриваются некоторые принципиальные методологические проблемы изучения личности как субъекта деятельности. Показано значение задачи как момента, включающего личность в деятельность: выделены принцип динамического подхода к деятельности, уровни ее регуляции и особо - роль саморегуляции. Сделан принципиальный вывод о необходимости диалектического сочетания личностного принципа и принципа единства сознания и деятельности. Работа рассчитана на психологов, философов, педагогов, а также специалистов, занимающихся проблемами организации и управления деятельностью человека.

4.                         Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998. - 345 с.

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы педагогической запущенности учащихся, виды и причины социальной и педагогической запущенности. Представлены разные уровни социальной адаптации и дезадаптации.  Адаптация первоклассников к школьной жизни является одной из актуальных проблем педагогики. Актуальность этой проблемы продиктована ориентацией на личность обучающегося и потребностью в социально адаптированных учащихся.

5.                         Беличева, С. А.  Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - 2-е изд. - М. :Юрайт, 2020. - 304 с. 

Аннотация. В учебном пособии с учетом требований компетентностного подхода, заложенного в основу ФГОС III поколения, изложены основные понятия и характеристики процесса социализации в детском, подростковом и юношеском возрасте, даны методы социально-педагогической диагностики, используемые в работе с несовершеннолетними разного возраста и их родителями. В пособии показано, как на основе социально-педагогической диагностики составляются стратегия и тактика социально-педагогического сопровождения и межведомственного взаимодействия в работе с детьми и семьями группы риска. Пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов высших учебных заведений, а также специалистов, занимающихся вопросами социально-педагогической теории и практики.

6.                         Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2009. – 400 с.

Аннотация. Книга дает целостное представление о становлении личности на разных этапах онтогенеза, позволяет не только увидеть фактуру психологических исследований личности детей различных возрастов, условия и закономерности ее формирования, но и проследить логику развития идей Л. И. Божович.Издание адресовано психологам, педагогам, студентам психологических и педагогических специальностей и всем, кто интересуется проблемами развития личности.

7.                         Вислова, А. Д. Адаптация в зеркале социально-гуманитарных наук / А. Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. - 2017. - № 2. - С. 77-88.

Аннотация. В статье содержится теоретический анализ подходов к проблеме адаптации. Основное внимание уделяется рассмотрению феномена в социально-гуманитарных науках. Обсуждаются биологические, психологические, социально-психологические и социологические аспекты адаптации. Особый акцент делается на механизмах, типах, видах адаптации личности к условиям социальной среды.

8.                         Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36510.html/.

Аннотация. В статье в единстве освещены вопросы возрастных особенностей детей "на старте" школьного обучения ... Данное пособие адресовано как студентам - будущим психологам, так и тем, кто уже имеет определенный опыт работы в практической психологии образования. Оно может быть полезно родителям будущих и настоящих первоклассников, а также учителям начальных классов, поскольку поможет лучше ориентироваться в специфике работы психолога образования и конструктивно взаимодействовать с ним при решении общих задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

9.                         Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.

Аннотация. Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), касающиеся связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций. ... В книгу вошла также работа "Орудие и знак в развитии ребенка", представляющая интерес в свете понимания Л. С. Выготским развития высших психологических функций человека.

10.                    Корнеева, С. А. Психологическая готовность детей с несформированностью высших психических функций к обучению в школе : Нейропсихологический подход / С. А. Корнеева, С. В. Москаленко, Т. В. Сулима // Начальная школа. - 2020. - № 3. - С. 19-22.

Аннотация. В статье представлен опыт работы по использованию нейропсихологического подхода к решению проблемы психологической готовности к обучению в школе детей с несформированностью высших психических функций. Специфика данной работы показана на примере анализа конкретного случая. Предлагаются формы и методы оптимальной реализации нейропсихологического подхода к организации коррекционной и коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного, младшего школьного возраста.

11.                    Коробкина С. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы). Система работы с детьми. ФГОС: учебник / С. Коробкина. - М.: Учитель, 2020. - 261 с.

Аннотация. Пособие содержит практические рекомендации по созданию системы работы по адаптации учащихся 1, 5, 10 классов к разным социальным условиям: планирование, циклограмму деятельности в данном направлении; разработки классных часов, родительских собраний и занятий с педагогами; памятки для детей, педагогов и родителей.

12.                    Кан, С. Е. Адаптация первоклассников к школе / С. Е. Кан, Р. П. Нимеева. // Образование в современной школе. - 2018. - № 1/2. - С. 44- 45.

Аннотация. В статье проведен анализ трудностей в период адаптации первоклассников к школе. Подобран и проанализирован диагностический инструментарий для выявления уровня адаптации. Определены факторы, способствующие снижению трудностей адаптационного периода.

13.                    Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. - 2019. - Вып. 2 (22).- С. 137-142.

Аннотация.  данной статье рассматривается проблема социальной адаптации. Автор опирается на собственный апробированный в сети образовательных учреждений, педагогический и методический, так же воспитательный опыт и приходит к выводу о том, что в условиях современного интерактивного мира весь спектр педагогико-воспитательных инноваций в области теории и практики должен быть сконцентрирован не на абстрактном, а на «отдельно взятом человеке», во всей его индивидуальной, личной специфике.

14.                    Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореферат дис. ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Н.В. Литвиненко; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гум. акад.]. - Самара, 2009. - 47 с.

Аннотация. На основе анализа научной литературы в статье констатируется, что в настоящее время имеет место экстенсивно-эмпирический путь развития проблемы адаптации школьников к образовательной среде, накопление, как правило, фрагментарных эмпирических данных и их описание.

15.                    Нисская А.К. Проблема перехода к обучению в школе. Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций / А.К. Нисская // Современное дошкольное образование. - 2019. - №1 (91). - С. 18-33.

Аннотация.  Обзор международных практик подготовки детей, организации преемственности образовательного содержания, взаимодействия родителей и образовательных организаций.

16.                    Потупчик Т. Адаптация детей к школе / Татьяна Потупчикund Лидия Эверт. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 172 c.

Аннотация. В книге представлена клинико-функциональная характеристика состояния здоровья и адаптационных процессов у детей первого года обучения в школе, описаны наиболее значимые критерии неблагоприятного прогноза адаптации, особенности вегетативного статуса и церебрального кровообращения у детей в период адаптации к учебным нагрузкам, даны практические рекомендации для профилактики развития школьной дезадаптации. 

17.                    Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.

Аннотация. Учебник написан авторским коллективом кафедры педагогики РГПУ им. Л. И. Герцена. В нем раскрыты классические категории общей педагогики, проблемы и достижения образовательной практики, результаты современных исследований развития образования. 

18.                    Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2018. - 336 c.

Аннотация. В книге подробно рассмотрены все вопросы адаптации ребенка - социальной, в школьной жизни, в информационном поле. Также уделено большое внимание адаптации детей-сирот в обществе. Книга предназначена для родителей, педагогов, для всех, кто не равнодушен к проблемам детей в современном обществе.

19.                    Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. - М.: Academia, 2019. - 400 c.

Аннотация. В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др.

20.                    Свиридова, Т. В. Исследование социально-психологической адаптации российских школьников / Т. В. Свиридова, С. Б. Лазуренко // Дефектология. - 2020. - № 2. - С. 64-72.

Аннотация. В статье описываются результаты изучения социально управляемых факторов и современного состояния социально-психологической адаптированности 400 школьников 11 и 15 лет (с 2017–2018 гг.). Показана необходимость обеспечения дифференцированной психолого-педагогической поддержки в соответствии с выявленными уровнями и качественными характеристиками адаптированности исследованных школьников. Сформулированы рекомендации по улучшению социально-психологической адаптации школьников.

21.                    Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема / О. А. Сотникова, И. А. Маланов // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - № 4 (32). - С. 152-160.

Аннотация. Данная статья является результатом анализа исследований в области педагогической психологии по теме адаптация. Рассмотрено понятие «адаптация», его значение в педагогической психологии, перспективы дальнейшего изучения адаптации, и научное развитие данного явления в модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

22.                    Спиваковская, А.С.  Психотерапия: игра, детство, семья: [в 2 томах] / А.С. Спиваковская. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 462 с.

Аннотация. Первая часть книги –«Психология детской игры» посвящается теоретическим и прикладным аспектам основного и наиболее важного вида деятельности ребенка - игре. Почему дети играют, когда возникает игра, как игра влияет на развитие ребенка, надо ли взрослым вмешиваться или руководить игровой деятельностью детей - ответы на эти и другие вопросы даются одним из ведущих отечественных психотерапевтов Аллой Семеновной Спиваковской.

Во второй части –«Психотерапия детского аутизма» автор рассматривает детский аутизм как форму нарушения игровой деятельности ребенка. Представлен анализ различных вариантов игровой терапии с позиций отечественной теории детской игры, сформулированы общие рекомендации по использованию игры в психотерапии аутизма, дано описание некоторыхконкретных приемов терапии игрой

23.                    Суртаева, Н. Н.  Педагогика: педагогические технологии: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Суртаева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 250 с. 

Аннотация. В пособии раскрываются теоретические вопросы педагогических технологий, прослеживается история их становления, приводятся различные подходы к классификации педагогических технологий, полное описание организации образовательного процесса на основе различных педагогических технологий; предлагаются варианты и указываются причины трудностей внедрения педагогических технологий в российское образовательное пространство. 

24.                    Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе. План мероприятий с января по май / А. Фокина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2019. - № 1. - С. 4-9.

Аннотация. В статье – готовый план мероприятий, которые помогут педагогам оценить семь компонентов психологической готовности детей к школе и запланировать с ними индивидуальную работу до выпуска из детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема / О. А. Сотникова, И. А. Маланов // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 4 (32). С. 152.

[2] Вислова, А. Д. Адаптация в зеркале социально-гуманитарных наук / А. Д. Вислова // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 2. С. 79.

[3] См. Там же Стр. 79.

[4] Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2018. С. 9.

[5] Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 156

[6] Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: пособие для практических работников образовательных учреждений: моногр. М.: АРКТИ, 2018. С. 34.

[7] Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 138.

 

[8] Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 138

[9] Колениченко, Н. В. Проблема социальной адаптации и педагогико - воспитательные инновации в реалиях интерактивного мира / Н. В. Колениченко. // Наука. Искусство. Культура. 2019. Вып. 2 (22). С. 138

[10] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2009. С. 67.

[11]Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998. - С. 19.

[12]Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. – М.: Педагогика, 1998. - С. 19.

[13] Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2018 С. 56.

[14] Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2018 С. 56.

[15] См. Там же Стр. 56.

[16] Беличева, С. А.  Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Беличева, А. Б. Белинская. - 2-е изд.  М. : Юрайт, 2020. С. 89. 

[17] Коробкина С. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы). Система работы с детьми. ФГОС: учебник / С. Коробкина. М. : Учитель, 2020. С. 23.

[18] Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Н.В. Литвиненко; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гум. акад.]. Самара, 2009. С. 19.

[19] Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. М.: Academia, 2019. С. 45.

[20] Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. М.: Academia, 2019. С. 45.

[21] Спиваковская, А.С.  Психотерапия: игра, детство, семья: [в 2 томах] / А.С. Спиваковская.  М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000 С. 120.

[22] Спиваковская, А.С.  Психотерапия: игра, детство, семья: [в 2 томах] / А.С. Спиваковская.  М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000 С. 120.

[23] Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: НВТ «БИМК–Д», 1996. С. 256.

[24] Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии / А. Адлер. - М.: НВТ «БИМК–Д», 1996. С. 256.

[25] Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2018. с. 12.

[26] Педагогика: учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2018. с. 12.

[27] Суртаева, Н. Н.  Педагогика: педагогические технологии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Н. Суртаева. - 2-е изд., испр. и доп.  М. : Издательство Юрайт, 2020. С. 16. 

[28] Белякова, Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07. Томск, 1999. С. 7.

[29] Адаптация первоклассников к школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tion.ru/blog/adaptaciya-k-shkole/.

[30] Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука,1980. С. 88.

 

Тема исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления»

Тема исследования: «Адаптация ребенка к школе: проблемы и пути их преодоления»

Актуальность проблемы социально-психологической готовности детей к обучению в школе привела к созданию многих научных работ

Актуальность проблемы социально-психологической готовности детей к обучению в школе привела к созданию многих научных работ

Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,

Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского,

Рисунок 1 -Виды адаптации Рассмотрим данные виды адаптации более подробно: 1

Рисунок 1 -Виды адаптации Рассмотрим данные виды адаптации более подробно: 1

Ребенок срадостью посещает школу, делится с родителями новыми впечатлениями [1]

Ребенок срадостью посещает школу, делится с родителями новыми впечатлениями [1]

Адаптировать ребенка – это значит приспособить его к развитию

Адаптировать ребенка – это значит приспособить его к развитию

Говоря о школьной дезадаптации как частном проявлении общей социально-психологической дезадаптации, можно отметить, что в настоящеевремя к решению важных актуальных вопросов педагогической теории ипрактики во все…

Говоря о школьной дезадаптации как частном проявлении общей социально-психологической дезадаптации, можно отметить, что в настоящеевремя к решению важных актуальных вопросов педагогической теории ипрактики во все…

Н. В. Белякова) [1] . Если в 80-90-е гг

Н. В. Белякова) [1] . Если в 80-90-е гг

По мнению А. С. Спиваковской, благоприятная психологическая атмосфера в семье складывается в зависимости от возможности членов семьи общаться друг с другом без «маски», быть в…

По мнению А. С. Спиваковской, благоприятная психологическая атмосфера в семье складывается в зависимости от возможности членов семьи общаться друг с другом без «маски», быть в…

Учебнаядеятельность, рассматриваемая в этот период онтогенеза как ведущая деятельность, может выступать не только как «страдающая» сторона в анализепричин и проявлений дезадаптации, но и как возможный…

Учебнаядеятельность, рассматриваемая в этот период онтогенеза как ведущая деятельность, может выступать не только как «страдающая» сторона в анализепричин и проявлений дезадаптации, но и как возможный…

Н. В. Белякова, исследовавшая 498 детей 6-8 лет, 379 родителей и23 учителя в период 1991-1997 гг

Н. В. Белякова, исследовавшая 498 детей 6-8 лет, 379 родителей и23 учителя в период 1991-1997 гг

В заключение отмечу, что процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности

В заключение отмечу, что процесс адаптации - важнейший момент становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности

Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с

Вебинар ведет Магонова Ольга Николаевна – педагог-психолог, педагог дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с

Для кого будет полезен вебинар : педагогам начальной школы, классным руководителям, родителям дошкольников и школьников, педагогам-психологам

Для кого будет полезен вебинар : педагогам начальной школы, классным руководителям, родителям дошкольников и школьников, педагогам-психологам

Вебинар проводит Чадуева Елена

Вебинар проводит Чадуева Елена

Интернет–зависимость, также будет уделено внимание роли педагога в решении данной проблемы

Интернет–зависимость, также будет уделено внимание роли педагога в решении данной проблемы

Несмотря на достаточно хорошо разработанные теоретические основы, проблема продуктивности урока в начальной школе по-прежнему актуальна

Несмотря на достаточно хорошо разработанные теоретические основы, проблема продуктивности урока в начальной школе по-прежнему актуальна

Так, продуктивную учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и…

Так, продуктивную учебную деятельность можно рассматривать как освоение учеником средств и способов познания обобщенного человеческого опыта, через которое происходит изменение свойств личности в психологическом и…

Аннотированный список литературы 1

Аннотированный список литературы 1

Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования /

Беличева, С. А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие для среднего профессионального образования /

Особый акцент делается на механизмах, типах, видах адаптации личности к условиям социальной среды

Особый акцент делается на механизмах, типах, видах адаптации личности к условиям социальной среды

Специфика данной работы показана на примере анализа конкретного случая

Специфика данной работы показана на примере анализа конкретного случая

Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореферат дис

Литвиненко, Н.В. Адаптация школьников в критические периоды развития к образовательной среде: автореферат дис

Петрова, Л. И. Детская психология

Петрова, Л. И. Детская психология

Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема /

Сотникова, О. А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема /

Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе

Фокина, А. Как оценить готовность детей к школе

«Адаптация ребенка к школе проблемы и пути их преодоления»

«Адаптация ребенка к школе проблемы и пути их преодоления»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2022