АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В КОЛЛЕДЖЕ
Мифтахова А.М.,
ГАПОУ «Нижнекамский педагогический колледж»
Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста. Для эффективного решения данной проблемы изучаются: жизненные планы и интересы первокурсников; мотивы их поступления в колледж; материальная обеспеченность; трудности, которые испытывают они в первые месяцы пребывания в колледже; какие дисциплины их интересуют больше всего; как проводят свободное время; каковы самооценка и способность в сознательной регуляции своего поведения.
Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность: в новую социальную среду; в учебно-познавательный процесс; в новую систему отношений.
Бывшие школьники, поступающие в колледж – только на пути к самоопределению. Многие осознанно выбрали специальность, по которой хотели бы получить образование и трудиться в будущем, но есть и такие у которых жизненные планы не определены. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в социальную среду, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков, зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее.
Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в колледже:
1. Адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре среднего специального учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
2. Адаптация общественная, то есть процесс внутреннего объединения групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3. Адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в колледже.
К сожалению, не у каждого студента и не в каждой группе все стадии проходят благополучно, в результате – у студентов первокурсников может возникнуть кризис в адаптации. Кризис в адаптации – это этап адаптационного процесса, во временных рамках которого имеет место резкое снижение показателей адаптированности студентов, сопровождаемое отрицательными эмоциональными переживаниями, как результат неадекватного реагирования на предъявление требований, представлений о собственной неэффективности, выход, из которого осуществляется посредством создания условий для функционирования психологических механизмов на разных уровнях личности.
Адаптационный период состоит из нескольких этапов:
1) адаптационная неделя;
цель – знакомство, снятие стресса от первичного контакта и обеспечение необходимой информацией для возможности свободного ориентирования к началу учебного процесса.
2) период интенсивной адаптации (привыкание) (сентябрь-декабрь):
цель – диагностика и помощь в налаживании взаимодействия.
3) период коррекционной работы и психологического сопровождения групп и отдельных студентов.
Особенно важен каждый день первой недели адаптации. Поэтому в эти дни проводятся классные часы, посвященные одной из следующих проблем: «Колледж моя первая ступень взросления», «Я и моя профессия», «Я и моя группа», «Я – студент» и др. Первокурсники получают возможность знакомиться с историей и традициями колледжа, преподавателями, студентами, со своей группой и куратором. В период адаптации студенты, выполняя специальные задания, проверяют свои способности самостоятельно добывать знания, участвуют в дискуссии о роли изучаемых предметов в профессиональном формировании личности, определяют свои интересы и творческий потенциал.
Первокурсники по-разному относятся к своей будущей профессии, к обучению в колледже, к поручениям, занятиям в системе дополнительного образования, в спортивных секциях. Поэтому в ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в колледже проводится работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению учебной деятельности: вооружению студентов знаниями основ научной организации умственного труда, по формированию и развитию профессионально важных качеств будущего учителя начальных классов.
В процессе адаптации может возникнуть стадия затрудненной адаптации. Она характеризуется сочетанием внешних и внутренних трудностей, которые могут приобрести устойчивый характер, перейти в дезадаптированность. На стадии затрудненной адаптации возникает противоречие между требованиями изменившейся социальной ситуации и потребностями, стремлениями, ценностными ориентациями студента; между внешним состоянием среды и внутренним состоянием студента, между объективно возникающими затруднениями и недостаточными субъективными возможностями их преодоления.
В течение первых недель сентября обеспечивается реализация диагностической, рефлексирующей, прогнозирующей, научно-методической и обучающей функции адаптации. Содержание их диктуется необходимостью:
· изучения особенностей личности первокурсников кураторами групп;
· формирования у студентов готовности к преодолению трудностей на этапе обучения;
· организация досуговой деятельности с элементами тренинга для смягчения эмоционального кризиса в дидактической адаптации студентов, кризиса взаимоотношений с преподавателями;
· прогнозирования процесса и результата адаптации.
В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе адаптационного процесса выступают:
· определение группы “риска” студентов первого года обучения, в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы;
· осознание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода, изменение характера их восприятия;
· освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем;
· развитие мотивов учебной деятельности;
· осознание правильности сделанного профессионального выбора.
На основе результатов анкетирования, определены следующие трудности в адаптации студентов первого курса:
· неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения и деятельности, усугубляемое отсутствием повседневного контроля педагогов;
· поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
· отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.
Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие – субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания.
Социально-педагогическая адаптация студентов – первый этап развития, формирования творческой личности как субъекта профессиональной деятельности. Наши результаты – это результаты наших студентов. Приходя в колледж получить профессию и изучая различные дисциплины, наши студенты, должны приобретать нечто более значимое, чем знания по конкретным предметам – это уверенность в себе, развитые речь и мышление, память, коммуникабельность, ответственность, стремление к самообразованию. Поэтому работа коллектива по социально- педагогической адаптации студентов к условиям обучения в колледже на первом курсе является составной частью специальной системы социально-воспитательной работы. Внимание к каждому студенту, создание условий для самореализации – большая социальная, психологическая задача для нашего коллектива.
Студенческая жизнь начинается с первого курса и, поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста. Поступив в новое учебное заведение, подросток уже имеет некоторые сложившиеся установки, стереотипы, которые при начале обучения начинают изменяться, ломаться. Новая обстановка, новый коллектив, новые требования, оторванность от родителей, неумение распорядиться "свободой", денежными средствами, коммуникативные проблемы и многое другое приводят к возникновению психологических проблем, проблем в обучении, общении с сокурсниками, преподавателями.
Адаптироваться нужно:
Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и колледжах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала.
Во-вторых, к новому коллективу. Определить "свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой": одеждой; неординарным поведением; смелостью и т.д.
В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.
В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.
В адаптации студента немаловажную роль играет поддержка родителей, родители должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид, они являются самым первым другом, советчиком, которые должны выслушать и подсказать, как справиться в той или иной ситуации.
Студент всегда может обратиться к куратору, социальному педагогу, педагогу-психологу, заместителям директора (по учебной, или воспитательной работе) по любым вопросам учебной, общественной, трудовой, культурной или спортивной деятельности, а также при возникновении или во избежание возможных конфликтных ситуаций.
Причины трудностей адаптационного периода: отрицательные переживания, связанные с уходом из школьного коллектива; неопределенность мотивов выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней; неумение осуществлять психологическое саморегулирование поведения деятельности, усугубляемое отсутствием привычки ежедневного контроля педагогов; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с книгой; слабая база знаний из школьной программы.
Эти трудности различны по происхождению. Одни объективно неизбежны (освоение в новом коллективе, взаимоотношения с педагогами), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой, дефектами воспитания в семье и школе.
Взаимоотношению, узнаванию и успешной адаптации студентов способствуют мероприятия, которые проводятся в этот период и уже являются традиционными. Прежде всего–это «День здоровья», «День открытых дверей», «День первокурсника», «День успеха» и т.п. Участие студентов нового набора в студсовете.
Участие в организации праздничных концертов ко Дню Учителя, День матери силами студентов нового набора – сохранение традиций колледжа.
На этих мероприятиях нет равнодушных, все с удовольствием показывают свои способности и умения. Для профессиональной адаптации первокурсников проводятся часы общения, посвященные будущей профессии. Студенты первокурсники активно вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность, принимают участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня.
Вся деятельность педагогического коллектива направлена на то, чтобы, используя творческий потенциал и различные формы работы, разбудить в студентах лучшие качества. Только на основе взаимного уважения, ориентация студентов на успех, когда любое, даже незначительное восхождение его отмечается, а достоинство уважается, - только тогда результат не только первого этапа – адаптационного – будет положительным, но и весь процесс подготовки специалиста в целом.
Для успешной адаптации студентов в нашем колледже создаѐтся атмосфера психологической комфортности и материальной поддержки, разработан механизм социальной защиты интересов и прав студентов. Успешно действует «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах поощрения студентов колледжа». Особое внимание уделяется опекаемым и студентам, оказавшимся в тяжѐлом материальном положении.
В целом, работа всего педагогического коллектива колледжа в сложный адаптационный период направлена на формирование у каждого студента системы общечеловеческих ценностей, на выполнение социального заказа, на воспитание личности, востребованной обществом, а самое главное – на здоровьесбережение уже на начальном этапе обучения. И уже к четвертому курсу куратор группы по настоящему становится второй мамой для студентов, которые адекватно реагируют на все трудности и готовы к взрослой жизни вне колледжа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.