«Адаптация учащихся на всех ступенях школьного обучения».
Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизмов приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Её результатом может быть стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватное приспособление ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности), приводящее к дезадаптированности ребенка.
Адаптаация ребенка к школе – это длительный процесс. Оптимальное время 1 месяц у некоторых длится до года.
Первый класс – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, он уже не просто ребенок, он ученик, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Психологическая готовность к обучению в школе включает:
- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь) в соответствии с возрастной нормой
- развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми и взрослыми)
- саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкции учителя, вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения)
- интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов)
Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», когда ребенок хочет учиться, а не просто ходить в школу.
Проблемы, с которыми сталкиваются учителя:
-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;
- проявления гиперактивности у учащихся.
Рекомендация классным руководителям и учителям предметникам:
осуществлять индивидуальный подход к учащимся, относящимся к «группе риска», учитывая их личностные особенности, стараться больше общаться с такими детьми в неформальной обстановке.
Еще одним наиболее сложным и важным периодом в жизни школьника можно назвать переход из начального звена в среднее, т.е. переход в 5 класс.
Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, меняется школьный статус детей- из старших в начальной школе они становятся младшими в средней школе, кроме того они стоят на пороге подросткового возраста. Ведущей деятельностью становится межличностное общение. И у первоклассников и у пятиклассников меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация на новой ступени образования). Учебная деятельность пятиклассника становится не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы
Основные трудности, с которыми сталкиваются дети и педагоги в период адаптации.
· Трудности включения в работу –некоторая неорганизованность.
· Неумение осуществлять самоконтроль.
· Затруднено восприятие информации на слух.
· Темповые характеристики учащихся не одинаковые.
Рекомендации:
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, требований возраста.
3. Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
5. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
Итак, успешность процесса адаптации в 1,5 классах во многом определяется состоянием здоровья ребенка и психологической готовностью к обучению (умственный уровень, учебная мотивация, развитость эмоционально-волевой сферы, готовность к общению с одноклассниками и учителями).
Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность – ребенок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в построении своих жизненных перспектив. Если выбранное направление в обучении соответствует психофизическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.
Рекомендации
· Способствовать формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных перспектив.
· Способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.