"Адаптация учащихся на всех ступенях обучения"
Оценка 4.7

"Адаптация учащихся на всех ступенях обучения"

Оценка 4.7
docx
15.02.2020
"Адаптация учащихся на всех ступенях обучения"
Адаптация учащихся на всех ступенях школьного обучения.docx

«Адаптация учащихся на всех ступенях школьного обучения».

Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизмов приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения. Её результатом может быть стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватное приспособление ребенка к школе (нарушение учебы и поведения, конфликтные отношения, повышенный уровень тревожности), приводящее к дезадаптированности ребенка.

          Адаптаация ребенка к школе – это длительный процесс. Оптимальное время 1 месяц у некоторых длится до года.

         Первый класс – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление  в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, он уже  не просто ребенок, он ученик, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

       Психологическая готовность к обучению в школе включает:

- развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, речь) в соответствии с возрастной нормой

- развитие коммуникативной сферы (навыки общения и взаимодействия с детьми и взрослыми)

- саморегуляция и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкции учителя, вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения)

- интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов)

     Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность «внутренней позиции школьника», когда ребенок хочет учиться, а не просто ходить в школу.   

Проблемы,  с которыми сталкиваются учителя:

-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;

- проявления гиперактивности у учащихся.

Рекомендация   классным руководителям и учителям предметникам:

осуществлять индивидуальный подход к учащимся,  относящимся к «группе риска», учитывая их личностные особенности, стараться больше общаться с такими детьми в неформальной обстановке.

           Еще одним наиболее сложным и важным периодом в жизни школьника можно назвать переход из начального звена в среднее, т.е. переход в 5 класс.

Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, меняется школьный статус детей- из старших в начальной школе они становятся младшими в средней школе, кроме того они стоят на пороге подросткового возраста. Ведущей деятельностью становится межличностное общение. И у первоклассников и у пятиклассников меняется социальное окружение (новый состав класса и учителей) и  система деятельности (новая учебная ситуация на новой ступени образования).  Учебная деятельность пятиклассника становится не только процессом усвоения знаний, но и способами овладения социальной реальностью и формирования мотивационно-потребностной сферы

Основные трудности, с которыми сталкиваются дети и педагоги в период адаптации.

·        Трудности включения в работу –некоторая неорганизованность.

·        Неумение осуществлять самоконтроль.

·        Затруднено восприятие информации на слух.

·        Темповые характеристики учащихся не одинаковые.

Рекомендации:

1.       Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приёмов.

2.       Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, требований возраста.

3.       Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4.       Налаживайте эмоциональный контакт  с  классом.

5.       Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

 Итак, успешность процесса адаптации в 1,5 классах  во многом определяется состоянием здоровья ребенка и психологической готовностью к обучению (умственный уровень,  учебная мотивация, развитость эмоционально-волевой сферы, готовность к общению с одноклассниками и учителями).

              Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения.

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность – ребенок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в построении своих жизненных перспектив. Если выбранное направление в обучении соответствует психофизическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются  гораздо реже, а эффективность  обучения повышается.

Рекомендации  

·        Способствовать формированию у старшеклассников потребности в поисковой ак­тивности,  самоопределении и построении жизненных перспектив.

·        Способствовать формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.


 

Адаптация учащихся на всех ступенях школьного обучения»

Адаптация учащихся на всех ступенях школьного обучения»

Еще одним наиболее сложным и важным периодом в жизни школьника можно назвать переход из начального звена в среднее, т

Еще одним наиболее сложным и важным периодом в жизни школьника можно назвать переход из начального звена в среднее, т

Итак, успешность процесса адаптации в 1,5 классах во многом определяется состоянием здоровья ребенка и психологической готовностью к обучению (умственный уровень, учебная мотивация, развитость эмоционально-волевой сферы,…

Итак, успешность процесса адаптации в 1,5 классах во многом определяется состоянием здоровья ребенка и психологической готовностью к обучению (умственный уровень, учебная мотивация, развитость эмоционально-волевой сферы,…
Скачать файл