Адаптация ребенка в семье: кризисная стадия
Этот период – очень непростой в жизни ребенка, оказавшегося в новом доме и в новой семье после нескольких лет, проведенных в детском учреждении, и привыкшего к определенной модели мира и поведения. Хочется помочь родителям пережить этот период с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями – на собственном опыте и опыте других людей, взявших таких детей в свои семьи.Адаптация ребенка в семье
Кризисная стадия адаптации.doc
Адаптация ребенка в семье: кризисная стадия
А. Г. Рудов
Этот период – очень непростой в жизни ребенка, оказавшегося в новом доме и в новой семье после
нескольких лет, проведенных в детском учреждении, и привыкшего к определенной модели мира и
поведения. Хочется помочь родителям пережить этот период с наименьшими потерями и наибольшими
приобретениями – на собственном опыте и опыте других людей, взявших таких детей в свои семьи.
Что такое кризисная стадия адаптации и как ее определить
Для кризисной стадии адаптации характерны конфликты и проявление регресса в поведении ребенка (он
как бы «впадает в детство»). Не путайте эти конфликты с теми, что могут возникнуть изза противоречий
между установками в вашей семье и поведением ребенка, его неприятными привычками и отсутствием
полезных навыков. Причины конфликтов и истерик, характерных для периода кризисной стадии адаптации,
чаще всего непонятны, носят спонтанный характер и возникают изза ерунды. Случается, что они бывают
специально спровоцированы ребенком. Почему?
– Адаптация – это не только привыкание ребенка к определенному порядку (где что в доме лежит, как
кого зовут и т. д.) и приобретение им новых бытовых навыков. В первую очередь – это процесс создания
новой модели мира. В этот период ребенку потребуется установить свой статус в семье и границы
дозволенного, проверить – срабатывают ли старые приемы поведения и общения, и если нет, то
выработать новые. Но главное, ему надлежит убедиться в надежности семьи и дома (в том, что его не
предадут в очередной раз), установить новые доверительные отношения и привязанности к новым
родителям.
– Проверено на опыте многих семей: к незнакомой обстановке ребенок привыкает быстро (как правило, в
течение первого месяца) и без особых проблем. А вот процесс становления внутрисемейных отношений
достаточно длителен, он обязательно затрагивает всю семью и протекает болезненно для всех. Но
именно в результате этой болезненной притирки родители и ребенок, меняясь внутренне, и образуют
семью.
– Болезненная стадия адаптации начинается не сразу, а только когда ребенок на уровне подсознания
почувствует, что произошедшие изменения – надолго, и необходимо к ним приспосабливаться. Поэтому
пусть вас не вводит в заблуждение тот факт, что первое время ребенок ведет себя спокойно,
бесконфликтно и лояльно к семейным установкам.
– Продолжительность этого периода во многом зависит от возраста ребенка, его психического склада,
опыта жизни в кровной семье, времени пребывания в учреждении, накопленных психологических
проблем. И, конечно, от умения родителей понимать своего ребенка. Ситуация проще, если ребенок
маленький (до двух лет), рано лишился семьи, не испытывал частых перемещений из одного места в
другое и пробыл в учреждении несколько месяцев. В этом случае адаптация начинается через неделю
две и занимает от 3 до 6 месяцев. Сложнее, когда ребенку больше 7 лет, он с рождения находился в
учреждении, часто перемещался и много натерпелся – тогда начало кризисной стадии адаптации
отсрочено на 1–3 месяца и длится от 5 месяцев до года.
Внимание! Если ребенок длительное время закрывается, избегает общения, не доверяет вам – пугается
ваших жестов, в ожидании наказания или выговора «отключается», впадает в ступор, начинает
раскачиваться – обратитесь к специалисту!
Как начинается и проходит кризисная стадия адаптации
– Для этого периода в равной мере характерны и лихорадочновозбужденное состояние (беспокойство,
чрезмерная активность), и, наоборот, депрессия, заторможенность. Ребенок начинает вредничать,
устраивать истерики, пытается манипулировать родителями, делать все назло. Он часто просится на
руки, становится прилипчив, но ведет себя неспокойно, не концентрируется, не слышит, все забывает,
постоянно переспрашивает, перепроверяет, теряет вещи, «цепляет» углы.
– Будьте готовы к проявлению агрессии, например, ребенок может начать кусаться, драться,
провоцировать родителей и других членов семьи, детей, животных, может пугать: «убегу», «поранюсь»,
«убьюсь» (при этом может действительно открывать окно, выбегать на дорогу и др.). – Практически всегда появляется яркий регресс: ребенок ведет себя явно младше своего возраста, его
речь становится менее разборчивой, упрощенной, он может просить покормить его с ложечки, дать
соскупустышку, у него пропадают некоторые навыки самостоятельности, появляется энурез.
Ребенок может начать угрожающе много есть, причем все подряд.
–
– Старшие дети могут безудержно фантазировать, в основном на тему как они «крýты».
На этой стадии крайне важно проявить терпение и доброжелательность. Тщательно следите за своими
эмоциями! Наказания лишением общения категорически неприменимы.
Признаки возникновения доверия и перехода адаптации в другую стадию
–
Ребенок становится более спокойным, последовательным, отзывчивым. Он, что называется,
«расцветает»! Уже нет «взгляда сироты», волосы из тусклых становятся блестящими, исчезают
аллергические реакции и невротические явления, прекращается энурез. Ребенок меньше ест (причем
выборочно), меньше раскачивается, сосет пальцы, угол подушки, одеяла.
Ребенок больше доверяет – не пугается резко поднятой руки, разрешает стричь ему ногти, купать его.
Он рассказывает о своем прошлом, вспоминает родственников, причем уже не фантазирует, то есть
ничего не придумывает, начинает играть в страшные игры (казнь, наказание, насилие, смерть,
заброшенность и т. п.).
–
В этот период важно активно слушать ребенка. Не запрещайте ему рассказывать о прошлой жизни,
уважительно или нейтрально отзывайтесь о кровных родственниках, не одергивайте во время игр. Больше
общайтесь, держите на руках, обнимайтесь, рассказывайте о себе.
Помните, у адаптации нет четких границ и уровней, все очень индивидуально, этапы и стадии взаимно
проникают друг в друга, в поведении характерна неустойчивость, и процесс изменений больше напоминает
перепутанную, но все же восходящую спираль.
С завершением кризисной стадии процесс адаптации не прекращается, а переходит в другую стадию –
компенсация проблем и наработка упущенного опыта. На создание позитивного образа собственного «я»
(самооценка) уйдет немало времени, и эта работа над собой тоже создает конфликты и потребует от
родителей еще много времени, терпения и упорства.
Советы родителям:
– Как бы вы ни были подготовлены и начитаны, когда это случится с вашим ребенком, все будет казаться
ужасным, пугать и шокировать вас. Вы имеете право испытывать подобные эмоции и обратиться за
советом к специалистам.
– Процесс адаптации протекает одинаково болезненно как для ребенка, так и для родителей. И это
нормально!
– Помните, в это время ребенок находится под воздействием подсознания, а, значит, он не всегда может
управлять собой. Пугать, ругать, ожидать, что он не будет проявлять негативные эмоции, –
бессмысленно. Ребенок ждет от вас безусловной любви вне зависимости от того, хорошим или плохим
он выглядит в ваших глазах.
– Вы имеете право выпустить пар. Железная невозмутимость только собьет ребенка с толку – он ждет
реакции, но реакция должна быть логичной и адекватной.
– Этот период следует перетерпеть и пережить. Относитесь ко всему происходящему философски, с
некоторым чувством юмора и иронией к себе. Записывайте выходки ребенка: сейчас эти записи станут
вам пищей для ситуационного анализа и позволят проще пережить этот период, а позже – станут
поводом для веселых воспоминаний.
– Объясняйте ребенку все свои действия, но не читайте нотаций! Если вы недовольны, высказывайте
неодобрение поступками, но не ребенком! Ребенок от природы склонен подражать – действуйте
примером.
– Постарайтесь ограничить учебную и психологическую нагрузку для ребенка: в этот период ему трудно
нормально учиться, запоминать стихи и т. д.
– В качестве наказания не оставляйте ребенка одного и не запирайте его. Ни в коем случае не говорите,
что не любите его и не угрожайте вернуть в детское учреждение – это худшее, что вы можете сделать и
для него, и для себя, ведь он вас проверяет! – Отдыхайте, переключайтесь и отвлекайтесь!
– Дети все чувствуют! Проявляйте максимум терпения и всегда верьте в себя и в ребенка, тогда
адаптация пройдет быстрее и успешнее.
Замечено: после того как жизнь войдет в привычное русло, вы обретете новые силы и взгляд на мир.
–
Адаптация ребенка в семье: кризисная стадия
Адаптация ребенка в семье: кризисная стадия
Адаптация ребенка в семье: кризисная стадия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.