Выступление на педагогической конференции -2024г.
ТЕМА: Адаптацияучащихся 5класса к новым условиям обучения.
Разработала: Разживина Елена Викторовна
Учитель Английского языка.
Классный руководитель 5класса.
2024г.
Что же такое адаптация?
Адаптация - приспособление к новым условиям обучения, которые требуют от ребенка больших психо-физиологических ресурсов.
Адаптированность – осознанная способность активно взаимодействовать с новой внешней средой.
Что
такое адаптация к новым условиям образования?
Пятый класс – это новая ступенька в привычном уже для детей и родителей понятии
«обучение». Это новые требования, новые условия, новые учителя, новый график
учебы и главное новая нагрузка. Как помочь ребенку справиться с этой новизной,
научиться учиться по-новому и принять новые правила?
Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как ни когда им необходима помощь педагогов и родителей Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподросткового и раннего подросткового возрастного периода.
Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
Степень адаптации ребенка зависит от:
Рекомендации для родителей:
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости главного личностного новообразования младшего подростка. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции.
Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков. Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям.
Возникающие проблемы:
Но, все-таки основные трудности у детей в этот период - в сфере общения с одноклассниками, в умении «занять определенную ступеньку», завоевать статус в группе. Это более важно для ребенка, чем учебные проблемы. Поэтому, задача родителей - выстроить доверительные отношения со своим чадом, чтобы прийти ему на помощь, в случае необходимости.
Признаки успешной адаптации:
Признаки дезадаптации:
Мероприятия по обеспечению адаптации ребенка
Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения, необходимо:
- учитывать психологические особенности 10—11 -летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации школьника.
Перед началом учебного года классным руководителем совместно с психологом разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в течение первой учебной недели.
Полезные советы и рекомендации классному руководителю 5 класса
Проблема взаимоотношений семьи и школы в наши дни продолжает оставаться актуальной. Пока педагоги ищут наиболее эффективные и интересные варианты построения сотрудничества с родителями, наиболее распространенной и достаточно эффективной формой взаимодействия школы и семьи остаются родительские собрания. Согласно данным исследований ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе. 94 % родителей приобретают педагогические знания на лекциях, беседах, родительских собраниях, конференциях и т. д.
5 класс - ответственный и важный период в жизни самого ученика и в жизни его родителей. От того, как педагог построит взаимоотношения с родительским коллективом, во многом зависит успешность дальнейшего процесса обучения и воспитания.
❀ Особенности работы классного руководителя в 5 классе
Рекомендации учителям-предметникам
1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.
5. На
заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях
выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический
режим, критерии оценок).
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.
15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
16. Не допускайте педагогического манипулирования.
17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.
20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.