Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества Илекского района Оренбургской области»
Рассмотрено Утверждаю
Методический совет Директор МБУДОДТ
МБУДОДТ ____________ Т.И. Веркаш
Протокол № 33 от 30.08.2019г. Приказ № 256 от 30.08.2019г.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Волшебная кисть»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 11-15 лет
Автор-составитель: Тарасенко Алёна Сергеевна
Педагог дополнительного образования
Кардаилово 2019г.
1. Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная кисть» составляют следующие документы:
- Федеральный закон
от 29.12.2012 N 273-ФЗ (с изменениями
и дополнениями от 29.12.2017 г) «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ №196 «Об утверждении Порядка
организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41);
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы);
- Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Илекского района Оренбургской области»;
- Положение о программе педагога дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом творчества Илекского района Оренбургской области» (приказ директора №68 от 03.12.2018г.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для обучения детей с легкой степени умственной отсталости. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Общая ориентация обучающихся в окружающем мире и запас бытовых знаний неудовлетворительны, не соответствуют норме. Познавательный интерес выражен слабо, уровень учебной мотивации низкий. Среднепродуктивное, среднеустойчивое внимание, низкий уровень произвольного внимания.
Преобладающий
тип памяти - зрительный. Тип запоминания не выражен. Адаптированная программа
составлена с учетом особенностей познавательной деятельности обучающихся,
уровня их умственно
и речевого развития, специфических отклонений в развитии, требующих
индивидуальной коррекции.
1.1. Направленность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисть» относится к художественной направленности. Уровень освоения программы: базовый.
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию художественных искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения обучающихся к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Новизна: новизна
программы состоит в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о
простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,
цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а
также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте
природы
и человеческих чувств.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить обучающихся к творчеству.
К принципам
наиболее необходимым для
эффективной организации воспитательной работы с обучающимися можно отнести дидактические
принципы: доступность и наглядность, последовательность
и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных
и индивидуальных особенностей обучающихся. Обучаясь по программе, обучающиеся
проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата
к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
1.3. Цель и задачи адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель данной программы: формирование художественно - творческой активности, интереса к внутреннему миру человека, осознание своих личных связей с искусством.
Задачи программы:
- Задачи в развитии:
- способствовать развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
- способствовать развитию волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, решительность).
- Задачи в обучении:
- формирование художественной культуры, приобщение к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развитие умений и навыков художественной деятельности;
- овладение обучающимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и нетрадиционного рисования;
- научить анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
- Задачи в воспитании:
- воспитание терпения и усидчивости на занятиях, аккуратности при выполнении работы;
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма.
1.4. Отличительные особенности данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих образовательных программ
Отличительные особенности данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено,
чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного
искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой
работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных
и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства
у обучающихся развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Данная программа рассчитана на работу с обучающимися 11-15 лет.
Наполняемость группы не менее 15 человек.
1.6. Сроки реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Данная программа разработана на один год обучения, и рассчитана на 72 ч. в год.
1.7. Формы и режим занятий
Формы проведения занятий: беседа с игровыми элементами, творческий проект, практические занятия т.п.).
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Одно из главных условий успеха
обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к
каждому обучающемуся. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он
предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью
формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного
художественного труда обучающихся находят применение
в оформлении мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях художественные
работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда.
Общественное положение результатов художественной деятельности обучающихся имеет
большое значение
в воспитательном процессе.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия – 45 минут, перерыв 10 минут.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
К концу обучения обучающиеся должны знать:
- отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;
- особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
- закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;
- знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.
Обучающиеся должны уметь:
- самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- выбирать наиболее
выразительный сюжет тематической композиции
и проводить подготовительную работу;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;
- пользоваться элементами
перспективы, светотени, композиции и т. д.
в рисовании на темы и с натуры;
- передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
- применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.
1.9. Формы подведения итогов реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Итогом творческой работы каждого обучающегося в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием обучающегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Способы отслеживания результатов
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творческие задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.
Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый обучающийся в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в школьных и заканчивая областными, региональными и всероссийскими конкурсами.
2. Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
теория |
практика |
всего |
|||
1. |
Первые штрихи. Материалы и инструменты. Подготовка. Линии. Формы. Сферы и эллипсы. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
2. |
Изучение натуры. Природная форма. Композиция. Текстура. Декоративный узор. Создаем орнамент. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
3. |
Тон. Тональный рисунок: натюрморт. Блеск и отражение. Свет. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
4. |
Виды штриховки. Рисуем углем. Рисунок во весь лист. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
5. |
Основные принципы композиции. Перспектива. Воздушная перспектива. Текстура. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
6. |
Формы деревьев. Рисуем деревья. Детальный набросок. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
7. |
Композиция – выбор. Создаем пейзаж карандашом. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
8. |
Пейзаж:
художественные вольности. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
9. |
Рисуем лица. Строение головы. Черты лица. Голова и профиль. Эмоции. Разные углы зрения. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
10. |
Автопортрет (вид «три четверти»). Рисуем с живой натуры. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
11. |
Делаем быстрые наброски. Освещение. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
12. |
Композиция – портреты. Портрет фломастером. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
13. |
Быстрые наброски. Рисуем с фотографии. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
14. |
Карикатура. Создаем карикатуры. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
15. |
Человеческое тело. Скелет. Мускулатура. Пропорции. Типы телосложения. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
16. |
Фигура в перспективе. Равновесие и напряжение. Ракурс. Фигура и глубина рисунка. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
17. |
Кисти рук. Стопы
и лодыжки. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
18. |
Портрет в полный рост. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
19. |
Изображаем движение. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
20. |
Мультяшные герои – движение, мимика. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
21. |
Рисуем животных – основные формы. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
22. |
Рисование собаки – вид сбоку. Новые углы зрения. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
23. |
Портрет: рисуем домашнего питомца по фотографии. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
24. |
Портрет: рисуем домашнего питомца по фотографии красками. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
25. |
Одноточечная перспектива. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
26. |
Одноточечная перспектива на практике. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
27. |
Двухточечная перспектива. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
28. |
Перспектива со множеством точек схода. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
29. |
Трехточечная перспектива. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
30. |
Делаем наброски на улице. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
31. |
От наброска до сказки. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
32. |
Здания на иллюстрациях. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
33. |
Повторение пройденного материала. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
34. |
Повторение пройденного материала. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
35. |
Повторение пройденного материала. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
36. |
Подведение итогов. Выставка работ. |
1 |
1 |
2 |
выставка |
|
Итого |
36 |
36 |
72 |
выставка |
3. Содержание адаптированной программы дополнительного образования
Данной программой предусмотрены следующие
основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на
темы, иллюстрирование (композиция), декоративная работа (лепка, роспись,
аппликация с элементами дизайна), беседы об изобразительном искусстве
и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий тесно связаны,
дополняют друг друга
и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и
интересов обучающихся.
Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, восковые мелки.
№1. Первые штрихи. Материалы и инструменты. Подготовка. Линии. Формы. Сферы и эллипсы (2ч)
Описание теоретического материала:
Познакомить с первыми штрихами, материалами и инструментами необходимыми для рисования. Показ поэтапного наброска и рисунка.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№2. Изучение натуры. Природная форма. Композиция. Текстура. Декоративный узор. Создаем орнамент (2ч)
Описание теоретического материала:
Познакомить природной формой. Раскрыть понятия композиция и текстура.
Описание практических занятий:
Создать орнамент.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№3. Тон. Тональный рисунок: натюрморт. Блеск и отражение. Свет (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрыть понятия: тон, тональный рисунок. Блеск и отражение.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№4. Виды штриховки. Рисуем углем. Рисунок во весь лист (2ч)
Описание теоретического материала:
Познакомить с видами штриховки. Учить работать на всем листе бумаги.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№5. Основные принципы композиции. Перспектива. Воздушная перспектива. Текстура (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрыть основные принципы композиции. Познакомить с понятиями: перспектива, воздушная перспектива, текстура.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№6. Формы деревьев. Рисуем деревья. Детальный набросок (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть формы деревьев.
Описание практических занятий:
Выполнить детальный набросок дерева.
Оборудование и оснащение: презентация, краски, кисти.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№7. Композиция – выбор. Создаем пейзаж карандашом (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятия композиции.
Описание практических занятий:
Создать пейзаж карандашом.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№8. Пейзаж: художественные вольности. Вымышленный пейзаж (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятия пейзаж.
Описание практических занятий:
Учить писать пейзаж красками.
Оборудование и оснащение: презентация, краски, кисти.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№9. Рисуем лица. Строение головы. Черты лица. Голова и профиль. Эмоции. Разные углы зрения (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть строение головы человека, черты лица.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№10. Автопортрет (вид «три четверти»). Рисуем с живой натуры (2ч)
Описание теоретического материала:
Познакомить с таким понятием как автопортрет (вид «три четверти»).
Описание практических занятий:
Учить рисовать с живой натуры.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№11. Делаем быстрые наброски. Освещение (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятия: «Освещение».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация, краски, кисти.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№12. Композиция – портреты. Портрет фломастером (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих портреты. Обсудить композицию и сюжет темы.
Описание практических занятий:
Учить рисовать портрет фломастером.
Оборудование и оснащение: презентация, фломастеры.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№13. Быстрые наброски. Рисуем с фотографии (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятия: «Быстрый набросок».
Описание практических занятий:
Учить рисовать портрет по фотографии.
Оборудование и оснащение: презентация, графические материалы.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№14. Карикатура. Создаем карикатуры (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятия: «Карикатура».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация, краски, кисти.
Форма проведения занятий: групповая.
№15. Человеческое тело. Скелет. Мускулатура. Пропорции. Типы телосложения (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть пропорции и строение фигуры человека. Типы телосложения.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№16. Фигура в перспективе. Равновесие и напряжение. Ракурс. Фигура и глубина рисунка (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятий: «Фигура в перспективе. Равновесие и напряжение. Ракурс. Фигура и глубина рисунка».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№17. Кисти рук. Стопы и лодыжки. Рисуем одежду: складки и морщинки (2ч)
Описание теоретического материала:
Повторение пропорций и строения фигуры человека.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№18. Портрет в полный рост (2ч)
Описание теоретического материала:
Познакомить с художниками писавших портреты в полный рост.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№19. Изображаем движение (2ч)
Описание теоретического материала:
Повторение пропорций и строения фигуры человека.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№20. Мультяшные герои – движение, мимика (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности.
Описание практических занятий:
Учить рисовать животных разными способами; использовать выразительные средства графики.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№21. Рисуем животных – основные формы (2ч)
Описание теоретического материала:
Обратить внимание на строение, пропорции, характерные особенности.
Описание практических занятий:
Учить рисовать животных разными способами; использовать выразительные средства графики.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№22. Рисование собаки – вид сбоку. Новые углы зрения (2ч)
Описание теоретического материала:
Обратить внимание на строение, пропорции, характерные особенности.
Описание практических занятий:
Учить рисовать разными способами; использовать выразительные средства графики.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№23. Портрет: рисуем домашнего питомца по фотографии (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших домашних животных. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску.
Описание практических занятий:
Учить рисовать и закрашивать животных разными способами.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№24. Портрет: рисуем домашнего питомца по фотографии красками (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших домашних животных. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску.
Описание практических занятий:
Учить рисовать и закрашивать животных разными способами.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№25. Одноточечная перспектива (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрыть понятие: «Одноточечная перспектива».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№26. Одноточечная перспектива на практике (2ч)
Описание теоретического материала:
Закрепление понятия: «Одноточечная перспектива».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№27. Двухточечная перспектива (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрыть понятие: «Двухточечная перспектива».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№28. Перспектива со множеством точек схода (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятия: «Перспектива со множеством точек схода».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№29. Трехточечная перспектива (2ч)
Описание теоретического материала:
Раскрытие понятия: «Трехточечная перспектива».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№30. Делаем наброски на улице (2ч)
Описание теоретического материала:
Закрепить понятие «Набросок».
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№31. От наброска до сказки (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть наброски в русских народных сказках.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№32. Здания на иллюстрациях (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть репродукции картин.
Описание практических занятий:
Выполнить пошаговое задание, стараясь избегать копирования. Находить похожие предметы рядом с собой и создать оригинальный рисунок, а не копию.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№33. Повторение пройденного материала (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть репродукции японского искусства.
Описание практических занятий:
Учить рисовать фигуру человека в японской одежде, передавать окружение человека в японском стиле.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№34. Повторение пройденного материала (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть репродукции китайского искусства.
Описание практических занятий:
Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№35. Повторение пройденного материала (2ч)
Описание теоретического материала:
Рассмотреть репродукции китайского искусства.
Описание практических занятий:
Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
№36. Подведение итогов. Выставка работ (2ч)
Описание теоретического материала:
Повторение пройденного материала. Закрепление на практике.
Описание практических занятий:
Выставка работ.
Оборудование и оснащение: презентация.
Форма проведения занятий: индивидуальная.
4. Методическое обеспечение адаптированной программы дополнительного образования детей
№ п/п |
Раздел/Темы |
Форма занятия
|
Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса |
Форма подведения итогов |
1. |
Первые штрихи. Материалы и инструменты. Подготовка. Линии. Формы. Сферы и эллипсы. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
2. |
Изучение натуры. Природная форма. Композиция. Текстура. Декоративный узор. Создаем орнамент. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
3. |
Тон. Тональный рисунок: натюрморт. Блеск и отражение. Свет. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
4. |
Виды штриховки. Рисуем углем. Рисунок во весь лист. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
5. |
Основные принципы композиции. Перспектива. Воздушная перспектива. Текстура. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
6. |
Формы деревьев. Рисуем деревья. Детальный набросок. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
7. |
Композиция – выбор. Создаем пейзаж карандашом. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
8. |
Пейзаж:
художественные вольности. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
9. |
Рисуем лица. Строение головы. Черты лица. Голова и профиль. Эмоции. Разные углы зрения. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
10. |
Автопортрет (вид «три четверти»). Рисуем с живой натуры. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
11. |
Делаем быстрые наброски. Освещение. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
12. |
Композиция – портреты. Портрет фломастером. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
13. |
Быстрые наброски. Рисуем с фотографии. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
14. |
Карикатура. Создаем карикатуры. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
15. |
Человеческое тело. Скелет. Мускулатура. Пропорции. Типы телосложения. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
16. |
Фигура в перспективе. Равновесие и напряжение. Ракурс. Фигура и глубина рисунка. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
17. |
Кисти рук. Стопы
и лодыжки. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
18. |
Портрет в полный рост. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
19. |
Изображаем движение. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
20. |
Мультяшные герои – движение, мимика. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
21. |
Рисуем животных – основные формы. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
22. |
Рисование собаки – вид сбоку. Новые углы зрения. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
23. |
Портрет: рисуем домашнего питомца по фотографии. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
24. |
Портрет: рисуем домашнего питомца по фотографии красками. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
25. |
Одноточечная перспектива. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
26. |
Одноточечная перспектива на практике. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
27. |
Двухточечная перспектива. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
28. |
Перспектива со множеством точек схода. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
29. |
Трехточечная перспектива. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
30. |
Делаем наброски на улице. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
31. |
От наброска до сказки. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
32. |
Здания на иллюстрациях. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
33. |
Повторение пройденного материала. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
34. |
Повторение пройденного материала. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
35. |
Повторение пройденного материала. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
36. |
Подведение итогов. Выставка работ. |
Объяснение, практическое занятие |
Словесный метод, метод показа. |
выставка |
4.1. Методические рекомендации по освоению адаптированной программы и изучению отдельных тем
Данная программа построена на основе
деятельного метода, который позволяет включить обучающихся в практическую
деятельность. Работу
с обучающимися можно организовать индивидуально и в группах.
Формы занятий – групповые и индивидуально-групповые. Имеют место как традиционные формы (рассказ, беседа, дискуссия, практическая работа), так и нетрадиционные (игры, праздники, конкурсы).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Для организации занятий нужен специально
оформленный
и оборудованный кабинет. Для оформления стен используются работающие стенды
следующих направлений: техника безопасности.
Стенды должны быть работающими, легко
трансформируемыми
и часто обновляемыми. Стенд по технике безопасности лучше всего сделать в
карикатурной веселой форме, в виде наглядных, веселых шаржей. Из оборудования в
кабинете необходимо иметь доску школьную; мел школьный белый, мел цветной.
Очень важно оборудовать кабинет ученическими материалами. Кабинет необходимо
оснастить ТСО, экраном для демонстрации слайдов.
Основная форма общения – диалог. В области практической творческой деятельности необходимо охватить как можно больший круг материалов, технологий, приёмов для воплощения замыслов ИЗО.
4.2. Методическое обоснование приемов и методов, используемых при реализации программы
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного обучающегося); работа в малых группах (результат работы двух - четырех обучающихся); коллективная деятельность (коллективный продукт – панно, проекты).
4.3. Дидактический материал к программе
Демонстративный материал:
- репродукции картин, иллюстрации к художественным произведениям;
- образцы, поэтапные разработки.
- Наглядные пособия: плакаты, стенды, карточки, шаблоны, презентации ДПИ: «Сказочная Гжель», «Матрешки», «Городецкая роспись».
Раздаточный материал:
- кроссворды;
- дидактические игры (жанр «Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет», «Сказочнобылинный жанр» и т.д.)
- Материалы и инструменты для работы: Бумага (писчая, цветная, гофрированная, самоклеющая, оберточная, обои), акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, коктейльные трубочки, палочки для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти.
4.4. Формы подведения итогов
№ |
Месяц |
Выставки, праздники, конкурсы, (областные, районные, организация собственных выставок |
1. |
Сентябрь |
Организация выставок рисунков «Все краски жизни для тебя…» |
2. |
Октябрь |
Организация выставок рисунков «Моё село» |
3. |
Ноябрь |
Организация выставок рисунков «Какие прекрасные лица и как это было давно. Знаменитые земляки» |
4. |
Декабрь |
Организация выставок рисунков «Народные промыслы» |
5. |
Январь |
Организация выставок рисунков «Зимний пейзаж» |
6. |
Февраль |
Организация выставок рисунков «День защитника Отечества» |
7. |
Март |
Организация выставок рисунков «Международный женский день» |
8. |
Апрель |
Организация выставок рисунков «Космос и я» |
9. |
Май |
Организация выставок рисунков «75 лет Победы в Великой Отечественной войне» |
4.5. Методические рекомендации по обеспечению здоровьесбережения обучающихся на занятиях
- Построение занятия на основе закономерностей учебно- воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
- Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
- Активизация развития всех сфер личности обучающихся.
- Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток).
4.6. Материально-техническое оснащение программы
Кабинет оснащен ТСО, экран для демонстрации слайдов, компьютер.
Папка с материалами на каждого обучающегося. Раздаточный материал для занятия. Схемы, иллюстрации. Мольберт, этюдник, доска.
4.7. Санитарные нормы
Соблюдение санитарных норм по СанПиНу Источник: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»
5. Список литературы для педагога
1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М., 1989.
2. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных
представлений
у учащихся. М., 1983.
3. Ватагин В.А. Изображение животного. М., 1996.
4. Грей, П. Полный курс рисования. Практическое руководство для начинающих художников / Пер. с анг. Н.В. Микелишвили. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. – 304 с.: ил.
5. Карцер Ю.М. Рисунок и живопись. М., 1992.
6. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его
преподавания
в школе: учебник для студентов средних специальных учебных заведений
и художественных факультетов педагогических институтов и университетов.
3-е изд. М., 1998.
7. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.
8. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.
9. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства
в школе. 3-е изд. М., 1998.
10. Тиханова В.А. Птицы и звери Василия Ватагина. М., 1987.
11. Шорохов Е.В. Композиция. М., 1980.
12. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003
Список литературы для обучающихся
1. Аллекова Е.М. Живопись. – М.: Слово, 2001.
2. Гаптилл А.Л. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.
3. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.
4. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.
5. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 70 с.
6. Кузин В.С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.
7. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования / Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.
6. Оценочный материал
Формы контроля: наблюдение
Критерии качества освоения обучающимися программы
Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности» Г.А. Урунтаевой
№ |
Ф.И. ребёнка |
Технические навыки |
Точность движений |
Средства выразительности (цвет, форма и др |
Наличие замысла |
Проявление самостоятельности |
Отношение к рисованию |
Речь в процессе рисования |
Итого |
||||||||
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н. |
К. |
Н |
К. |
||
1 |
Н.- начало года
К.- конец года
Тестирование по теме
1. Виды изобразительного искусства. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).
2. Жанры изобразительного искусства. (Мифологический, исторический, батальный, портретный, бытовой, пейзажный, натюрморт).
3. Ахроматические цвета. (Все цвета, кроме черного, белого и серых).
4. Горизонт. (Горизонтальная и бесконечная плоскость, находящаяся на уровне глаз наблюдателя и видимая как прямая линия).
5. Основные цвета – (красный, желтый, синий.)
Составные – цвета, получаемые при смешивании основных.
Оранжевый, зеленый, фиолетовые.
Дополнительные цвета – цвета, располагающиеся в цветовом круге друг напротив друга.
6. Локальный цвет – основной цвет какого-либо предмета без учета внешний влияний (света рефлексов).
7. Колорит – гармоничное сочетание взаимосвязь, тональное объединение тональных цветов в картине называется колоритом.
8. Главное выразительное средство живописи – цвет.
9. Композиция – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствие с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение картины, обусловленное ее содержанием, характером, назначением.
10. Контур – изобразительное средство, представляющее собой линию, ограничивающую форму.
11. Набросок – обобщенное изображение, исполняемое в короткий промежуток времени.
12. Зарисовка – более подробный, чем набросок, рисунок с натуры. Время работы и степень законченности определяет сам художник в зависимости от поставленной перед собой цели.
13. Основные цвета – цвета, которые невозможно получить путем смешивания каких-либо красок; синий, желтый, красный.
14. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является
изображение природы, вида местности, ландшафта.
15. Перспектива – система изображения предметного мира на плоскости в
соответствии со зрительным восприятием предметов человеком.
16. Пропорции – соотношение размеров элементов или частей какого-либо объекта между собой, а также соотношение размеров различных объектов.
17. Рисунок – структурная основа любого изображения; графического,
скульптурного, декоративного.
18. Свет и тень – средство изображения предметов, их объема и положения в
пространстве.
19. Свойства цвета – цветовой тон, насыщенность и светлота.
20. Спектр – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета.
21. Средства художественной выразительности – пятно, мазок, линия, штрих,
контраст, фактура и т.д.
22. Стилизация – декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предмета с помощью ряда условных приемов.
23. Теплые, холодные цвета – красные, оранжевые, желтые цвета.
синий, голубой, зеленый, фиолетовые цвета.
24. Композиционный центр, как его выделяет художник?
1) Увеличивает размер главного героя по сравнению с остальными;
2) Выделяет его цветом, делая контрастным по сравнению с другими элементами композиции;
3) Использует ритмическое наложение мазков, линий и т.п.;
4) Располагает второстепенные элементы композиции таким образом, что они привлекают внимание зрителя к композиционному центру;
5) Выделяет главное цветом;
6) Выделяет главное освещением;
7) Выделяет главное при помощи фактуры, отличающейся от используемой, для изображения других элементов картины.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.