.
Рабочая программа
По предмету (курсу) __Чтение и развитие речи _____
Класс ____7________8 вид__________________
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
o Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
o Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
o Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»»;
o Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
o Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
- Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под ред. В.В. Воронковой.
Продолжительность учебного года в 7классе -34 учебных недели, продолжительность урока - 45 минут.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов; приложения (нормы оценок).
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию,
построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, ведущем при обучении в
специальных классах.
По мнению многих психологов и методистов,
чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов
коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским
словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и
драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст
полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно
используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период
характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений,
программа по чтению предусматривает комплексное решение задач
нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе
произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся
осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе, что является
задачей специальных (коррекционных) школ.
В 7 классе продолжается работа
по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в
программе 7 класса используется тематический принцип подбора литературного
материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые
произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более
обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного,
когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению чтению:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.
3. Повысить уровень общего развития учащихся.
4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.
5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.
6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.
7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.
8. Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Ø Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Ø Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Ø Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Ø Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Ø Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Ø Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Содержание курса 7 класса
1. Техника чтения
Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.
2. Понимание читаемого
· Развитие речи, мышления, памяти.
· Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.
· Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.
· Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.
· Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.
· Заучивание наизусть стихотворений.
3. Внеклассное чтение
· Знание основных сведений из жизни писателей.
· Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.
· Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.
· Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
· Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Структура курса по чтению и развитию речи 7 класса
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 1час в неделю, 34 часа в год. В программу включены уроки внеклассного чтения , заучивание наизусть .
№ п/п |
Тема раздела |
|
|
|
|||
1 |
Устное народное творчество |
4 |
|
2 |
Произведения русской литературы XIX века |
11 |
|
3 |
Произведения русской литературы XX века |
17 |
|
4 |
Внеклассное чтение |
2 |
|
|
Итого |
34 |
|
Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию речи
Базовый уровень |
Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Т. Владимир Д. Арина Ш. Елена (полиморфная дислалия) Б. Никита Р.Рустам К. Александра (дислексия) |
Г. Зулиха (дислексия, нарушение зрительно-пространственной ориентировки)
Т. Елизавета (дислексия,) Х. Ксения (дислексия) |
Учащиеся должны уметь: · читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, · читать «про себя»; · выделять главную мысль произведения; · характеризовать главных действующих лиц; · пересказывать содержание прочитанного.
Учащиеся должны знать: наизусть десять стихотворений |
Учащиеся должны уметь: · читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; · читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания; · участвовать в обсуждении темы и текста; · оценивать поступки героев с помощью учителя; · отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.
Учащиеся должны знать: наизусть шесть-семь стихотворений |
Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.
V – IX классы
Базовый уровень |
Минимально необходимый (сниженный) уровень |
Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части; - делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста |
Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение; - активно участвует в выделении главной мысли произведения; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; - оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам; - читает стихотворение наизусть без ошибок
Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; - отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. |
Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
VII-IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Используемая литература
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида. 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой / Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000.
2. Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2011.
3. Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.
4. Малышева, З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет-сайты:
Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности. В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:
• Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений
• Повышение способности понимать прочитанное
• Формирование интереса к чтению
• Понимание значения навыка чтения
• Развитие устной речи
• На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из детских журналов и газет.
Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития устной речи. Этому процессу способствует:
1. обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;
2. умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью подстрочного /и толкового/ словаря;
3. участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;
4. участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимися
5. заучивание стихотворных произведений;
6. использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных статей из детских журналов, газет.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется индивидуальная форма работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.