Адаптированная образовательная программа для учащихся VIII вида .Чтение и развитие речи .7 класс
Оценка 4.7

Адаптированная образовательная программа для учащихся VIII вида .Чтение и развитие речи .7 класс

Оценка 4.7
docx
19.11.2022
Адаптированная образовательная программа для учащихся VIII вида .Чтение и развитие речи .7 класс
Чтение и развитие речи..docx

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

По предмету (курсу) __Чтение и развитие речи _____

Класс ____7________8 вид__________________

      

      

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

o   Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

o   Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря  2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

o   Приказа  Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 от 29.12.2014 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»»;

o   Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

o   Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28, а также гигиенических нормативов и требований к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).

 

Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 5-9 классы, сборник 1  под ред. В.В. Воронковой.

 

Продолжительность учебного года в 7классе -34 учебных недели, продолжительность урока - 45 минут.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

        Рабочая  программа по чтению представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки учащихся; характеристика контрольно-измерительных материалов; приложения (нормы оценок).

       Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению, ведущем при обучении в специальных классах.
      По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
      С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе, что является задачей специальных (коррекционных) школ.
      В 7   классе продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 7 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения           социального  опыта  учащихся.
 Курс чтения и развития речи направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного,  деятельностного подходов к обучению чтению:

 - воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

 - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

В методике преподавания чтения определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.

2. Совершенствовать технику чтения, формировать навыки беглого чтения.

3. Повысить уровень общего развития учащихся.

4. Расширять возможности в осознании читаемого материала.

5. Учить последовательно, грамотно и достаточно самостоятельно излагать свои мысли в устной форме.

6. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

7. Коррекция недостатков и развитие диалогической и монологической форм устной речи.

8. Развивать нравственные качества школьников.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Ø  Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Ø  Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Ø  Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Ø  Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Ø  Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Ø  Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

 

 

 

Содержание курса 7 класса

1.      Техника чтения

 

Осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух, «про себя». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. Объем текста для 7 класса на начало года – 80 слов, конец года – 90-100 слов.

 

2.      Понимание читаемого

 

·           Развитие речи, мышления, памяти.

·           Выделение главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героя с помощью учителя.

·           Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану.

·           Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений.

·           Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика.

·           Заучивание наизусть стихотворений.

 

3.      Внеклассное чтение

·           Знание основных сведений из жизни писателей.

·           Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

·           Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов.

·           Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.

·           Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.

 

Структура курса по чтению и развитию речи 7 класса

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 1час в неделю, 34 часа в год. В программу включены уроки внеклассного чтения , заучивание наизусть .

№ п/п

Тема раздела

 

 

1

 

Устное народное творчество

4

 

2

 

Произведения русской литературы

XIX века

11

 

3

 

Произведения русской литературы XX

века

17

 

4

 

Внеклассное чтение

2

 

 

 

Итого

34

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию речи

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Т. Владимир

Д. Арина

Ш. Елена (полиморфная дислалия)

Б. Никита

Р.Рустам

К. Александра (дислексия)

Г. Зулиха (дислексия, нарушение зрительно-пространственной ориентировки)

 

Т. Елизавета (дислексия,)

Х. Ксения (дислексия)

Учащиеся должны уметь:

·         читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух,

·         читать «про себя»;

·         выделять главную мысль произведения;

·         характеризовать главных действующих лиц;

·          пересказывать содержание прочитанного.

 

Учащиеся должны знать:

наизусть десять стихотворений

Учащиеся должны уметь:

·         читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;

·         читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания;

·         участвовать в обсуждении темы и текста;

·         оценивать поступки героев с помощью учителя;

·         отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану.

 

Учащиеся должны знать:

наизусть шесть-семь стихотворений

 

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи.

VIX классы

 

Базовый уровень

Минимально необходимый (сниженный) уровень

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, бег­ло, выразительно;

- выделяет главную мысль произведения или части;

- делит текст на части и оза­главливает их самостоятельно;

- называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно;

- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно;

- на­зывает главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя;

- допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их само­стоятельно;

- допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошиб­ки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошиб­ки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препи­нания, передающих интонацию, логических ударений;

- выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учи­теля;

- делит текст на части и озаглавливает части с помощью учи­теля;

- затрудняется назвать главных действующих лиц произведе­ния, характеризовать их поступки;

- отвечает на вопросы и пере­сказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста

Оценка «5» ставится ученику, если он:

- читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение;

- активно участвует в выделении главной мысли произведения;

- делит текст на части и оза­главливает их с помощью учителя;

- оценивает поступки героев;

- отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам;

- читает стихотворение наизусть без ошибок

 

Оценка «4» ставится ученику, если он:

- читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблю­дении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений;

- допускает неточности в выделении ос­новной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

- характеризует героев по наводящим вопросам учителя;

- допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя;

- допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он:

- читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз;

- затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа;

- называет главных действующих лиц произведе­ния с помощью учителя;

- пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя;

- отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение ос­новного смысла произведения;

- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно.

 

 

 

 

Проверка техники чтения

В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.

При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):

                               VII-IX класс - 90-100 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Используемая литература

1.         Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных   учреждений. VIII вида. 5-9 классы / под ред. В. В. Воронковой / Сборник 1 .- М.: ВЛАДОС, 2000.

2.                  Чтение.  Учебник для 7 класса специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида / А.К.Аксёнова.- М.: Просвещение, 2011.

3.                  Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. – М., 2009.

4.                  Малышева, З.Ф. Чтение. 8 класс. Учебник для специальных  (коррекционных)  образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2010.

 

 

Интернет-сайты:

  1. www.school-collection.edu.ru
  2. http://zavuch.info/forums.html
  3. http://www.gramma.ru
  4. http://www.openclass.ru
  5. http://www.gramota.ru
  6. http://korped.rkc-74.ru
  7. http://www.mgn.ru/~gmc/work.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности. В ходе преподавания данного предмета решается ряд задач, таких как:

• Овладение навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений

• Повышение способности понимать прочитанное

• Формирование интереса к чтению

• Понимание значения навыка чтения

• Развитие устной речи

• На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Содержание программы учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, интересные для чтения. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из детских журналов и газет.

Большое внимание на уроках чтения и развития речи уделяется межпредметной связи с уроками развития устной речи. Этому процессу способствует:

1. обогащение пассивного и активного словаря обучающихся в процессе работы над литературным произведением;

2. умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью подстрочного /и толкового/ словаря;

3. участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у обучающихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;

4. участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога обучающимися

5. заучивание стихотворных произведений;

6. использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных статей из детских журналов, газет.

Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков. Используется индивидуальная форма работы.


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа По предмету (курсу) __Чтение и развитие речи _____

Рабочая программа По предмету (курсу) __Чтение и развитие речи _____

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: o

Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: o

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания…

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания…

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;…

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;…

Произведения русской литературы

Произведения русской литературы

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи

Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи

Оценка «5» ставится ученику, если он : - читает правильно, бег­ло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части ; - делит текст на части…

Оценка «5» ставится ученику, если он : - читает правильно, бег­ло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части ; - делит текст на части…

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в…

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в…

Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности

Основной целью программы является развитие умения осмысленного чтения литературных текстов доступного содержания и уровня сложности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2022