Адаптированная образовательная программа по природоведению 5 класс
Оценка 4.7

Адаптированная образовательная программа по природоведению 5 класс

Оценка 4.7
doc
22.10.2020
Адаптированная образовательная программа по природоведению 5 класс
Адаптированная образовательная програма по природоведению 5 класс.doc

 

 

https://gym1516.mskobr.ru/files/folder/NewFolder/19_04_05_01.jpg          ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

     СОГЛАСОВАНО                                                                                  УТВЕРЖДАЮ

 

    Руководитель МО                                                                               Директор школы-интерната:

     учителей школы:

                                                                                                                 _______________    Зарубин В.В.  

     ___________Шиляева В..А.                                                                  «27» августа 2020 г.                                                                                                            

 

   Протокол № 1 от 26.08.2020 г.                                                            Приказ № 167

 

 

 

 

                   АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

 Природоведение

предметная область: «Естествознание»

(в соответствии с ФГОС вариант 1)

на 2020-2021 учебный год

Класс: 5

Составитель: Шиляева В.А.

Количество часов за год: всего 65 часов; в неделю 2  часа.

     Планирование составлено на основе:

1 .Федерального государственного образовательного стандарта образования обу­чающихся с  умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - пр. Министерства образования   и науки № 1599 от 19.12.2014

2.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обра­зования, разработанной  на основе   ФГОС для обучающихся с умственной отста­лостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной  решением федерально­го учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

         


                                                      I. Целевой раздел

                                   I.1. Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для обучающихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

 

-                    Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

 

-                    Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

 

-                    Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;

 

-                    Учебный план ОО.

 

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

 

1.                   Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2017.

 

 

Изучение природоведения в 5 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни обучающимися с нарушениями интеллекта.

 

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

-                     формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;

 

-                     формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;

 

-                     формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;

 

-                     формирование предметных и общеучебных умений и навыков;

 

-                     воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

 

-                     формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных растений и культурных растений);

 

-                     формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

 

-                     развитие положительных качеств и свойств личности.

 

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

 

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

 

-                    методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

 

-                    методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

 

-                    методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;

-                    методов исследования (наблюдение, анкетирование).

 

 

I.                   2 . Общая характеристика учебного предмета «Природоведение».

 

Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.

 

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

 

-        полисенсорности восприятия объектов;

 

-        практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

 

-        накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

 

-        закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний

 

и   накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

 

-        постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

 

В       процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

 

Программа по природоведению в 5 классе включает следующие разделы:

1. Введение

 

2. Вселенная

3. Наш дом-Земля

4. Есть на земле страна Россия.

 

Раздел «Ведение» в 5 классе направлен на повторение материала по формированию знаний о живой и неживой природе.

 

При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе.

 

В     разделе «Наш дом - Земля» изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

 

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в 5 классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

 

В   процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная - Солнечная система - планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы).

 

От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

 

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

 

Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями обучающихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).

 

В   тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, выполняются совместно

 

с  учителем.

 

I.     3. Место учебного предмета «Природоведение» в учебном плане.

 

 

В       соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Природоведение» входит в образовательную область «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.

 

Рабочая программа по предмету «Природоведение» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 65 часов в год, т.е. 2 часа в неделю (34 учебных недели).

 

II.  Содержательный раздел.

II.                1.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета            

                                               «Природоведение»

 

  Освоение     обучающимися          рабочей          программы,    предполагает достижение    двух видов результатов: личностных и предметных.

 

Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Природоведение» для обучающихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

 

На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные результаты:

 

            - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

-   положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-   целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 

-   самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-   понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-   готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

  Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Природоведение», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:

1) коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения;

 

2)      овладение нормами экологического поведения в природной среде, с сохранением собственного здоровья.

 

В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы.

 

Минимальный уровень:

 

-        узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

 

-        представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

-        отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

 

-        называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

 

-        соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

 

-        соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

 

-        выполнение несложных заданий под контролем учителя;

 

-        адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

 

Достаточный уровень:

 

-        узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

 

-        представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

 

-        отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

 

-        называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

 

-        выделение существенных признаков групп объектов;

 

-        знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

 

-        участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

 

-        выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

 

-        совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

 

-        выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

 

-        осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

 

 

 

 

                             II. 2. Программа формирования базовых учебных действий.

 

Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с умственной отсталостью конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой разработки программ учебных дисциплин.

Основная цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.

Изучение предмета «Природоведение» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий:

Личностные учебные действия

 

-        активно включаться в общеполезную социальную деятельность;

 

-        осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе;

-        уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу;

-        проявлять самостоятельность при выполнении заданий;

 

-        оказывать помощь сверстникам и взрослым;

-        гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

-        проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия

 

-        вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

 

-        слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

 

-        использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

Регулятивные учебные действия

 

-        принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

 

-        осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

 

-        осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

-        осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

 

-        адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

 

Познавательные учебные действия

 

-        дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

 

-        использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с предложением;

 

-        использовать в деятельности межпредметные знания для формирования грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых практических задач.

 

   Диагностика  БУДов  проводится  в соответствии  с  «Программой  формирования  базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

 

 

II. 3. Содержание учебного предмета «Природоведение»

 

Раздел 1. Неживая природа (68ч)

«Введение» (2 ч)

 

Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Зачем необходимо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

 

Раздел 2. «Вселенная» (7 ч)

Небесные тела: планеты, звезды, созвездия. Космос. Наука астрономия. Ученые-астрономы.

 

Для чего изобрели телескоп. Карта звездного неба. Обсерватория.

 

Солнечная система. Вселенная. Солнце-звезда. Солнце - раскаленное небесное тело. Солнечные лучи. Почему Солнце кажется нам большим, а остальные звёзды маленькими. Зачем всему живому на Земле необходимо Солнце. Небесные тела Солнечной системы планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), спутники планет, астероиды. Откуда планеты получили свои названия. Расстояние планет Солнечной системы от Солнца последовательность их расположения от Солнца. Земля - единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.

 

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Сергей Павлович Королев – советский ученый, конструктор ракетно-космических систем, основоположник советской космонавтики. Первый искусственный спутник Земли. Для чего они нужны в настоящее время. Телескоп, его применение. Межпланетные автоматические станции и для чего их используют.

 

Полеты в космос. Космодром. Космонавты. Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт, который облетел нашу планету на космическом корабле «Восток», Герой СССР. День космонавтики, история праздника. Валентина Николаевна Терешкова – первая женщина космонавт. Жизнь космонавтов на орбитальной космической станции.

 

Смена дня и ночи. Ось Земли. Какие движения Земли вызывают смену дня и ночи. Разное время суток - утро, день, вечер, ночь. Из-за чего день сменяется вечером, а вечер - ночью. Занятие школьников в разное время суток. Восход и закат Солнца. Разница во времени в разных точках земного шара.

 

Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Полный оборот земного шара вокруг Солнца. Времена года. Последовательность времен года. Признаки каждого времени года. Красота природы в разные времена года. Перемена одежды и занятий людей в зависимости от времени года. Экватор. Северное и Южное полушария нашей планеты. День летнего солнцестояния - самый длинный день в году. Самый короткий день в году - день зимнего солнцестояния.

 

Практические работы.

Зарисовка звездного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

 

Мир природы и человека, русский язык, математика, изобразительная деятельность.

 

Раздел 3. Наш дом – Земля (44 ч.)

Воздух (9 ч.)

 

Планета Земля. Чем наша планета отличается от других планет Солнечной системы. Значение Солнца для Земли. Предметы и явления живой и неживой природы. Зависимость живой и неживой природы. Оболочки планеты. Гидросфера. Вода на Земле. Литосфера. Суша. Атмосфера. Воздух. Биосфера. Люди, растения и животные.

 

Значение воздуха для жизни на Земле. Воздушная оболочка нашей планеты. Её значение. Воздух. Из смеси каких газов он состоит. Кому необходим воздух. Что может случиться с Землей, если исчезнет кислород. Углекислый газ. Кому нужен углекислый газ. Что спасает людей от отравления углекислым газом.

 

Свойства воздуха. Атмосфера. Проведение опытов. Объём воздуха, сколько места он занимает. Какого цвета воздух. Воздух легче воды. Где можно увидеть воздух. Зачем нужно рыхлить землю на огороде и в цветочных горшках. Теплопроводность воздуха. Почему звери и птицы не мерзнут зимой. Почему человек носит шерстяную одежду. Как человек использует свойства воздуха. Применение свойств воздуха при водолазных работах. Как устроен термос.

 

Давление и движение воздуха. Сжатие воздуха. Упругость воздуха. Свойства теплого и холодного воздуха. Определение движения воздуха. Проведение опыта. Применение знаний о свойствах воздуха человеком.

 

Температура воздуха. Термометр. Почему люди меняют одежду зимой и летом. Температура воздуха в разные времена года и время суток. Прибор для измерения температуры воздуха на улице и в помещении. Устройство термометра. Правила пользования им. Благоприятная температура воздуха для человека. Определение температуры воздуха в кабинете, на улице. Шведский ученый Андерс Цельсий.

 

Движение воздуха в природе. Ветер. Что полезного может сделать ветер и какие беды он может принести. Теплый и холодный ветер. Флюгер - прибор для определения направления ветра.

Почему воздух быстро движется и дует сильнее. Сила ветра. Ураган. Вред, наносимый ураганом.

Буря, шторм. Буран.

 

Состав воздуха (кислород, углекислый газ, азот). Кислород, его значение и применение. Свойство кислорода поддерживать горение. Важность кислорода для человека, животных и растений. Кислород в медицине, его применение. Значение и применение углекислого газа, какие вред и пользу он может приносить человеку.

 

Охрана воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

 

Полезные ископаемые (14 ч.)

 

Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные). Их значение, способы добычи. Свойства полезных ископаемых. Месторождение. Геологи. Россия – богатая полезными ископаемыми страна. Бережное, разумное и экономное отношение к полезным ископаемым.

 

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов (7 ч.) Гранит. Известняк. Строительные полезные ископаемые. Какие материалы для стройки

 

изготавливают из строительных полезных ископаемых. Гранит, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Известняк, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Виды известняка. Мрамор. Обыкновенный известняк. Мел. Почему мрамор называют самым ценным камнем. Почему Москву называли белокаменной.

 

Песок, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Глина, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Подземная питьевая вода. Колодцы, скважины. Проницаемые и водонепроницаемые полезные ископаемые. Использование глины в медицине.

 

Горючие полезные ископаемые (2 ч.)

 

Полезные ископаемые, которые могут гореть. Торф, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Торфяники. Торф как полезное ископаемое. Почему нельзя разводить костры на торфяниках.

 

Каменный  уголь,  внешний  вид,  свойства,  места  добычи,  где  и  для  чего  используется.

Окаменелости в залежах угля и торфа.

 

Добыча и использование каменного угля. Способы добычи каменного угля. От чего зависит способ добычи. Карьер. Шахта. Шахтеры. Обозначение месторождений угля на карте. История открытия Печорского месторождения каменного угля.

 

Нефть – самое важное полезное ископаемое. Внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Отличие нефти от каменного угля. Основное свойство нефти. За что нефть ценят во всем мире. Танкер. История происхождения нефтяных месторождений, их обозначение на карте. Крупные месторождения нефти в России.

 

Добыча и использование нефти. Основные свойства нефти. Буровая – место добычи нефти. Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепровод. Хранилища для хранения нефти. Использование нефти. Почему нефть называют « черным золотом». Продукты переработки нефти. Утечка нефти, почему она происходит, ее последствия. Почему очень важно не допустить утечку нефти.

 

Природный газ, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Правила обращения с газом в быту. Газовый счетчик. Как вести себя, если вы почувствовали запах газа. Крупнейшие месторождения газа в России. Как обозначаются на кате месторождения газа.

 

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов (5 ч.).

 

Черные металлы. Различные способы добычи железной руды, от чего они зависят. Как из железной руды человек получает сталь и чугун. Сталь, внешний вид, свойства, места добычи, где

 

и      для чего используется. Чугун, внешний вид, свойства, места добычи, где и для чего используется. Различные виды стали и чугуна. Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, теплопроводность, ржавление, пластичность. Отличие стали и чугуна. Предметы,

сделанные из металла. История развития российского производства чугуна. Обозначение месторождений железной руды на карте.

 

Цветные металлы. Отличие цветных металлов от черных. Применение цветных металлов. Алюминий, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность), места добычи, где и для чего используется. Отличие алюминия. Медь, внешний вид, свойства (цвет, твердость, пластичность, устойчивость к ржавлению, теплопроводность, места добычи, где и для чего используется. Отличие меди. Применение цветных металлов. История знакомства людей с металлами, когда и как человек научился применять металлы и какие из них он узнал первыми.

 

Благородные (драгоценные) металлы. Золото, серебро, платина. Их отличие, внешний вид. Где используются благородные металлы. Самородок. Благородные металлы в промышленности, медицине, ювелирном деле. Ювелир. Благородные металлы в слитках и монетах.

 

Охрана полезных ископаемых. Как люди используют полезные ископаемые. Значение полезных ископаемых в жизни человека. Как избежать исчезновения запасов полезных ископаемых. Последствия добычи и переработки полезных ископаемых. Бережное отношение к богатствам природы.

 

Вода (14 ч.)

 

Вода в природе. В каком виде вода встречается на нашей планете (моря, океаны, реки, озёра, водопады, ручьи). Роль воды в питании живых организмов. Значение воды в жизни человека, животных, растений. Бережное отношение к воде.

 

Свойства воды. Текучесть. Способность воды растворять некоторые твердые вещества. Запах воды, что можно определить по запаху. Цвет воды, имеет ли вода цвет. Вкус воды. Соленая и пресная вода на нашей планете.

 

Растворимые и нерастворимые вещества. Раствор. Применение растворов. Минеральная вода. Морская вода. Питьевая вода. Уровень солености морской воды.

 

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Чистая вода, ее свойства. Фильтры для очистки воды. Очистные сооружения. Можно ли любую чистую воду считать питьевой. Музей воды в Москве. Куда девается, использования человеком, грязная вода.

 

Три состояния воды (твердое, жидкое, газообразное). Примеры воды в разных состояниях. Температура воды и её измерение. Единица измерения температуры воды – градус. Температура плавления льда и кипения воды. Когда вода превращается в лёд. Что происходит с водой при её кипении. Красота воды.

 

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

Что происходит при нагревании и охлаждении воды. Применение знаний о свойствах воды в быту.

 

Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий. Наводнение. Дамба, что это такое и для чего человек их строит.

 

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Дождевальная установка. Гидроэлектростанция. Водохранилище. Экономия питьевой воды. Количество пресной воды на нашей планете, в России. Запасы пресной воды.

 

Вода  в  природе:  осадки  (дождь,  снег,  град),  воды  суши.  Круговорот  воды  в  природе.

Пресная вода. Как на карте обозначают различные водные объекты.

 

Воды суши: ручьи, реки. Родник. Начало реки. Куда впадают реки. Использование человеком рек. Бережное отношение и охрана рек. Крупнейшие реки России.

 

Воды суши: озера, болота, пруды, водохранилища. Естественные и искусственные водоемы, их образование. Озера, болота, пруды, водохранилища, их отличие. Использование этих водоемов человеком. Озера России. Байкал – самое глубокое озеро в мире. Чем опасно болото.

 

Моря и океаны. Отличие моря от океана. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Порт. Как человек использует океаны и моря. Охрана и бережное отношение к океанам и морям. Животный мир морей и океанов. Его значение для человека.

 

Охрана воды. Использование воды человеком. Бережное отношение к водоемам. Что люди делают для охраны водоемов.

 

Поверхность суши. Почва (6 ч.)

 

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги. Равнина – благоприятное место для жизни человека. Вред, приносимый оврагами. Борьба с образованием оврагов.

 

Горы. Долины. Ущелья. Горные реки. Польза гор. Альпинизм. Почему людям нравиться отдыхать в горах. Польза лесов, растущих на склонах гор.

 

Почва - верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная (глина, песок и соли) и органическая (перегной) часть почвы. Питательные вещества в почве.

 

Разнообразие почв. Песчаные почвы. Глинистые почвы. Чернозёмные почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Почва характерная для нашего края. Чернозёмные почвы России.

 

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Удобрения для почвы.

 

Охрана почвы. Эрозия почв. Значение почвы для человека, животных, растений. Главное свойство почвы. Мероприятия, проводимые человеком для сохранения плодородности почвы, улучшения её состава. Охрана почвы – задача всех людей на Земле. Международная организация «Гринпис» («Зеленый лес»).

 

Лабораторная работа. Давление и движение воздуха.

 

Практические работы.

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.

 

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

Заполнение схемы «Воды суши».

Изготовление макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».

 

Экскурсии (1ч)

 

Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы).

Межпредметные связи.

Мир природы и человека, русский язык, ручной труд, изобразительная деятельность.

 

Раздел 4. Есть на земле страна Россия (14 ч.)

 

Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Символы России. Россия – самое большое государство в мире. Цвета физической карты. Границы России ( сухопутные и морские). Пограничники.

 

Моря и океаны, омывающие берега России. Моря Северного-Ледовитого и Тихого океана.

Черное, Азовское и Балтийское моря. Гейзеры. Дюны. Арктика. Цунами.

 

Равнины и горы на территории нашей страны. Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина. Уральские и Кавказские горы. Урал – страна малахита.

 

Реки и озера России. Озеро Байкал, Каспийское море, реки Волга, Енисей, Обь, Лена, Амур.

 

Москва – столица России. История основания и развития Москвы. Достопримечательности. Москва – промышленный город. Красная площадь, Кремль, Московский зоопарк. Виды транспорта в столице.

 

Санкт – Петербург. Река Нева. История основания Санкт – Петербурга. Достопримечательности (Зимний дворец, Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исакиевский собор, Невский проспект, разводные мосты.

 

Города золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. Древние города России. Достопримечательности.

 

Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Достопримечательности.

 

Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Пять озёр Омской и Новосибирской областей.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

 

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятия населения. Достопримечательности.

 

Обобщение по разделу «Есть на земле страна Россия» (2 ч.)

Практические работы.

Зарисовка государственного флага России.

 

Подбор иллюстраций (достопримечательности городов, представителей народов нашей страны,

изделия народных промыслов и т.д.).

Изготовление альбома «Россия – наша Родина».

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своем городе (поселок, село, деревня).

Изготовление альбома «Наш город, поселок, село, деревня».

 

  Экскурсии.

 

Экскурсии по городу  (природные объекты, промышленные или сельскохозяй-ственные предприятия, краеведческий музей, достопримечательности своей местности).

 

 

II. 4. Система оценки достижений.

 

Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

 

Оценка устных ответов

 

Устный опрос обучающихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание:

 а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;


б) полнота ответа;

в) умение практически применять свои знания;

г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

 

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

 

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1–2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

 

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

 

 

Оценка практических умений. Оценка умения ставить опыты

 

Отметка «5» ставится ученику, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; грамотно, доступно описаны наблюдения и сформулированы выводы.

 

Отметка «4» ставится, если: правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта (допускаются 1-2 ошибки); в целом грамотно и последовательно описаны наблюдения, сформулированы основные выводы.

 

Отметка «3» ставится, если: правильно определена цель опыта, но подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.

 

Оценка умений проводить наблюдения

 

Отметка «5» ставится ученику, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; выделены существенные признаки; логично, доступно оформлены результаты и выводы.

 

Отметка «4» ставится, если: наблюдение проведено правильно, в соответствии с заданием; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные; допущена небрежность в оформлении результатов и выводов.

 

Отметка «3» ставится, если: допущены неточности, 1-2 ошибки в проведении наблюдений; при выделении существенных признаков наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые, допущены 1-2 ошибки в оформлении результатов и выводов.

 


 

III.             Организационный раздел.

 

Тематический план предмета «Природоведение» для 5 класса

 

 

 

 

Количество часов

 

Разделы и темы

Четверть

По темам

Всего

1.

Введение

I

2ч.

19ч.

2.

Вселенная

 

7ч.

 

3.

Наш дом-Земля

 

 

 

 

3.1. Планета Земля

 

1ч.

 

 

3.2. Воздух

 

9ч.

 

 

3.3. Полезные ископаемые

II

14ч.

14ч.

 

3.4. Вода.

III

14ч.

21ч.

 

3. 5. Поверхность суши. Почва.

 

6ч.

 

4.

Есть на земле страна Россия.

IV

11ч.

11ч.

 

 

Итого:

 

65ч.


Учебно-тематическое планирование

 

№ п/п

Разделы

и темы

 

I четверть

Основные виды учебной  деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата

1.

Что такое природоведение?

Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Ознакомление с составом слова «природоведение», высказывание и обоснование своих предположений; с условными знаками календаря, анализ символов, перенос в тетрадь. Выявление закономерностей явлений природы, моделирование определения. Знакомство  с  понятиями  «Природные  явления». Анализ  проблемных  ситуаций.  Выявление  закономерностей.

Самооценка. Рефлексия

1

 3.09

2.

Предметы и явления неживой и живой природы

Слушание объяснений учителя  о  живой и неживой  природе (приведение примеров). Дифференцирование живых и неживых объектов природы.

Анализ и  выявление закономерностей.

Оперирование терминами живая и неживая природа. Работа в парах с   раздаточным   материалом.

Анализ проблемных ситуаций. Выявление закономерностей. Самооценка. Рефлексия

1

7.09

 

Вселенная                

 

7

 

3.

Небесные тела: планеты, звезды

Анализ наблюдений за ночным звездным небом.

Рассматривание  картин звездного неба. Слушание объяснений учителя. Работа со словарём, определение слова - «астрономия».

Выявление  закономерностей  и  отличий:  звезды,  планеты  -небесные тела. Анализ понятия «космос» (пространство между небесными  телами).  Оперирование терминами небесных  тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков. Анализ проблемных ситуаций.

Работа с  учебником.  Самооценка. Рефлексия

1

10.09

4.

Солнечная система. Солнце.

Слушание объяснений  учителя.  Анализ  плаката  «Солнечная система». Выявление значения  Солнца  для  жизни  на  Земле. Работа с учебником, анализ иллюстрации «Солнечная система». Знакомство с названиями планет Солнечной  системы. Работа со словарём, определение «Солнечная система», работа в тетради.

Высказывание и  обоснование своих предположений: «Почему Землю  называют  обитаемой  планетой».  Анализ  проблемных ситуаций.

Работа с учебником. Разбор просмотренного видеоролика. Выявлениезакономерностей.Самооценка. Рефлексия

1

14.09

5.

Исследование космоса

 

 

 

 

 

Слушание  объяснений  учителя  об  освоении  космоса  и  его значении. Выявление закономерностей: искусственный спутник

Земли, отличительный признак от естественного спутника Луны.

Работа с учебником, тетрадью.

Анализ понятия «космонавт».

Разбор просмотренного видеоролика. Перенос в тетрадь

изображения спутника или космического корабля. Самооценка.

Рефлексия

1

17.09

6.

Полеты в космос

 

 

 

 

Просмотр видеоролика с последующим обсуждением увиденного.  Анализ  проблемных  ситуаций  (о  загрязнениикосмоса человеком; дописывают фразу  «  Я  бы  хотел(а)

побывать в космосе, чтобы…»). Слушание объяснений учителя о космическом туризме. Самооценка. Рефлексия

1

21.09

7

Смена дня и ночи

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  о  временных  единицах:  сутки-день  -ночь  -24  часа.

Работа с раздаточным материалом  (определение, частей суток).

Просмотр   видеоролика   с   последующим   определением   и обоснованием  явлений  (восход  и  закат  Солнца,  смена  дня  и ночи).

Анализ   модели «Вращение Земли вокруг своей оси».

Выявление  закономерности:  смена  дня  и  ночи.  Работа  с учебником, тетрадью (зарисовка  рисунка: «Смена дня и ночи»).

Анализ. Самооценка. Рефлексия

1

24.09

8.

Смена времен года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  иллюстрации  и  фотографии  с  изображением  времен

года.   Выявление   закономерностей.   Рассуждение,   почему меняются  времена  года.  Слушание  объяснений  учителя  о причинах  смены   времен  года.

Демонстрация «модели теллурия».   Просмотр   видеоролика   о   временах   года   с последующим  обсуждением.  Работа  в  парах  с  раздаточным материалом.   Работа с  учебником.

Анализ рисунка «Смена

времен года». Работа в тетради.

Самооценка. Рефлексия

 

 

1

28.09

9.

Экскурсия «Осенние явления в природе»

 

Слушание объяснений учителя  о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности.

Анализ  закономерностей  сезонных  изменений  в  природе  и жизни   людей.   Составление   отчета   по   плану.   Анализ.

Самооценка. Рефлексия

1

1.10

 

Наш дом-Земля

 

44

 

10.

Планета Земля

Анализ понятий: Солнечная система, Земля – планета, отличие Земли от других планет; вращение Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца.

Слушание объяснений  учителя   о  форме Земли,  ее основных оболочек - вода, суша, воздух.

Работа   с   учебником.   Анализ   рисунков   и   выявление закономерностей  (водная  оболочка,  суша,  воздух).  Работа  в тетради. Самооценка. Рефлексия

1

5.10

 

Воздух

 

9

 

11.

 

Воздух вокруг нас. Значение воздуха

Слушание   объяснений   учителя,   о   значении   воздуха   для растений,  животных  и  человека.

Демонстрация опытов  по определению:  воздуха  в  почве,  в  кусочке  сахара,  в  пустом стакане. Анализ закономерностей (воздух окружает нас со всех сторон). Работа с учебником. Анализ фото «Атмосфера Земли и космоса».

Слушание  объяснений  учителя  о  составе  воздуха.  Просмотр видеоролика о воздухе. Выявление понятия: «Воздух». Работа в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка.  Рефлексия

1

8.10

12.

Свойства воздуха

 

 

 

 

Демонстрация  опытов о свойствах воздуха   с  последующим обоснованием.  Работа  в  тетради  (свойства  воздуха).  Работа  с учебником, анализ иллюстраций. Рассуждение, где используется сжатый воздух, как человек использует плохую теплопроводность воздуха.

Работа в тетради (зарисовка «Свойства воздуха»). Самооценка.  Рефлексия

1

12.10

13.

Давление и движение воздуха

 

 

 

 

 

Слушание  объяснений  учителя,  при  каких  условиях  воздух становится упругим. Демонстрация опыта(надувание

воздушного шара). Слушание объяснений учителя о теплом и холодном  воздухе.  Демонстрация опыта  (о  движении  теплого воздуха вверх,  холодного вниз). Анализ жизненных ситуаций.

Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.  Работа в  тетради (зарисовка одного из опытов). Просмотр и анализ видеоролика об изобретении воздушного шара. Самооценка. Рефлексия

1

15.10 больничный

14.

Температура воздуха. Термометр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание  объяснений  учителя,  о  назначении  и  устройстве

термометра. Изучение понятия «термометр».Анализ

иллюстраций  образцов  термометров.  Слушание  объяснений

учителя, о разных видах и назначениях термометров.    

Определение воздуха в классе, за окном. 

Изучение  понятия  положительная  (+)  и  отрицательная  (-)

температура.  Демонстрация  опыта  (измерение  температуры

холодной  и  горячей  воды;  показания  термометра).

Работа  в тетради (зарисовка одного из опытов). Самооценка. Рефлексия

1

19.10

15.

Движение воздуха в природе. Ветер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривание  свойств  воздуха  (теплый  поднимается  вверх, холодный-вниз).   Анализ   проблемных   ситуаций   (есть   ли передвижение   теплого   и   холодного   воздуха   в   природе).

Слушание объяснений учителя, о значении воздуха в природе, о ветре.   Работа   в   тетради   (определение   ВЕТЕР).   Анализ жизненных ситуаций (примеры о разной силе ветра в природе).

Работа с учебником, анализ иллюстраций (ветер разной силы; что   заставляет   воздух   двигаться).   Просмотр   и   анализ видеоролика  (о  природных  явлениях  с  разной  силой  ветра).

Размышление  об использовании человеком ветра. Самооценка. Рефлексия

1

22.10

16

Тестовая работа 

 

Выполнение тестовых  заданий

1

26.10

 

 

II четверть

 

 

 

17

Состав воздуха.

Кислород, его

значение и применение

 

 

 

 

 

 

 

Анализ диаграммы «Состав воздуха», определение: воздух – это смесь газов. Перечисление названий газов, входящих в состав воздуха; выявление какого газа больше всего; объяснение, что такое  примеси  и  как  они  попадают  в  воздух.  Демонстрация

опыта (кислород поддерживает горение). Слушание объяснений учителя,   о   применении   свойств   кислорода.   Выявление закономерностей:  для  чего  кислород  необходим  в  природе.

Работа в тетради (кислород поддерживает горение и дыхание).

Размышление: как кислород образуется в воздухе. Просмотр и анализ видеоролика о фотосинтезе. Самооценка. Рефлексия

1

5.11

18.

Состав воздуха.

Углекислый газ и азот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  с  диаграммой  «Состав  воздуха»,  свойства,  значение  и применение кислорода. Слушание объяснений учителя, об азоте и  углекислом  газе.  Демонстрация  опыта  (углекислый  газ  не поддерживает  горение).  Анализ  свойств  углекислого  газа,  его

применение.  Работа  в  тетради  (рисунок  –  углекислотный

огнетушитель). Слушание объяснений учителя, о применениях углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности. Работа с учебником,  анализ  иллюстраций.  Работа  в  тетради  (свойства углекислого   газа).   Слушание   объяснений   учителя,   как образуется углекислый газ, как попадает в воздух. Размышление: о   значении   зеленых  растений.   Работа в   тетради   (схема газообмена   в   листьях   (вместе   с   учителем).   Самооценка. Рефлексия

1

9.11

19.

 

Охрана воздуха. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышление выражения: «Нужен как воздух».

Анализ жизненных ситуаций (где и как используется воздух в жизни  живых  существ  и  в  хозяйстве).  Слушание  объяснений учителя,  о значении и применении воздуха. Просмотр и анализ видеоролика  о чистом и грязном воздухе.

Анализ жизненных ситуаций(источники загрязнения и меры по их предупреждению).   Размышление:   «почему   вредно   дышать загрязненным   воздухом?».   Работа   с   учебником,   анализ иллюстраций о  правилах здорового образа жизни. Просмотр и анализ видеоролика о вреде курения. Размышление: «что мы

можем сделать для чистоты воздуха». Самооценка. Рефлексия.

 

1

12.11

 

Полезные

ископаемые

 

14

 

20.

 

Полезные ископаемые,

используемые в

качестве строительных

материалов. 

 

Слушание   учителя о   видах  полезных ископаемых  и   ихсвойствах.  Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций  о  видах полезных ископаемых и их свойствах. Размышление: «нужно ли охранять землю при добыче полезных ископаемых?».

Слушание объяснений учителя об экологии.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

 

1

16.11

 

 

 

 

 

21.

Гранит. Известняк.

 

 

 

 

 

 

Слушание объяснений  учителя  о  применении  гранита  в  строительстве.

Размышление:  «где  видели  объекты  из  гранита».  Просмотр видеоролика   об   известняке,   его   происхождении,   отличии свойств от гранита, с последующим обсуждением увиденного.

Размышление:  «может  ли  известняк  применяться  так  же  как гранит,  почему?».  Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

19.11

22.

Песок, глина.

 

 

 

 

 

 Размышление:  «Где видели песок и глину», «Где добывается песок, глина, гранит?» Слушание объяснений учителя о  свойствах и применении песка и глины.  Рассматривают иллюстрации с изображением изделий из  песка  и  глины,  образцы  изделий  из  фарфора  и  стекла.

Просмотр  видеоролика.  Анализ  просмотренного.  Работа  с учебником, анализ  иллюстраций. Работа в  тетради  (зарисовки изделий из песка и глины).

Самооценка. Рефлексия.

1

23.11

23.

Горючие полезные

ископаемые. Торф.

 

 

 

 

 

 

Размышление:  «Что  такое  горючие  полезные  ископаемые».

Слушание   объяснений   учителя   о горючих полезных ископаемых, об образовании торфа.

Просмотр видеоролика о добыче торфа. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

 

1

26.11

24.

Каменный

уголь.

Свойства, добыча,

использование.

 

 

Демонстрация образцов угля. Размышление: «Что мы знаем об

угле».  Слушание  объяснений  учителя  об  образовании  угля  в природе. Демонстрация иллюстрации древнего леса. Объяснение учителя  о  добыче  угля,  о  продуктах,  получаемых  из  угля.

Демонстрация образцов веществ, из угля (кокс, резина, деготь, краски,   пластмассы).   Просмотр  видеоролика  о   профессии шахтера.   Размышление:  «почему  в   нашей  местности  нет угольных  шахт?».  Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

30.11

25.

Нефть: внешний вид и свойства.

 

 

Размышление: «что общего между торфом и углем?». Слушание объяснений  учителя  об  образовании  нефти.   Сравнение  с происхождением торфа, угля и нефти. Демонстрация образцов нефти. Понятие: «Нефть» - цвет, запах, жидкость.

Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.  Работа  в  тетради.

Самооценка. Рефлексия.

1

3.12

26.

Добыча и использование

Нефти.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие  «Полезные  ископаемые».  Анализ  горючих  полезных

ископаемых: общие свойства и их отличие.

Слушание  объяснений  учителя  о  способе  добычи  нефти,  о переработке нефти и веществах получаемых из нефти.

Демонстрация  видеороликов:  «Добыча  нефти»,  «О  разливе

нефти в водоемах».

Анализ образцов продуктов переработки нефти. Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.  Работа  в  тетради.

Самооценка. Рефлексия.

1

7.12

27.

Природный газ.

Правила обращения с

газом в быту.

Демонстрация видеоролика о правилах обращения с природным газом.   Понятие   «Природный   газ».   Слушание   объяснений учителя  о  добыче  природного  газа,  его  транспортировке и правилах безопасности. Демонстрация продуктов получаемых из природного  газа.  Работа  с  учебником,  анализ иллюстраций.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

10.12

 

Полезные

ископаемые,

используемые для

получения металлов

 

5

 

28.

Черные

металлы. Сталь.

Чугун.

 

 

 

 

Понятие:   «Полезные   ископаемые».   Слушание   объяснений учителя. Работа в тетради (схема деления металлов на черные, цветные и  драгоценные).  Демонстрация коллекции «Чугун  и сталь».  Слушание  объяснений  учителя,  анализ  предметов  из чугуна и стали,  свойства намагничивания черных металлов,

о получении  чугуна  из  руды.  Работа  с  учебником,  анализ иллюстраций.  Демонстрация  видеоролика  о  выплавке  чугуна.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

14.12

29.

Цветные металлы.

 

 

 

 

Слушание    объяснений    учителя    о    цветных    металлах.

Демонстрация коллекции цветных  металлов, их свойства.

Слушание  объяснений  учителя,  анализ  изделий  из  цветных металлов. Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

17.12

30.

 

 

 

 

Благородные (драгоценные) металлы.

 

 

 

 

Размышление: «Благородные металлы», «драгоценные металлы».   Слушание   объяснений   учителя   о   драгоценных металлах.

Демонстрация образцов  из драгоценных  металлов.

Работа с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка.

Рефлексия.

 

1

21.12

 

31.

 

Тестовая работа.

 

 

 

Выполнение тестовых заданий. Рефлексия.

 

 

1

24.12

 

III четверть

 

 

 

32.

Охрана полезных ископаемых.

 

 

 

 

 

Слушание объяснений учителя о богатстве России.

Размышление: «Нужно ли охранять землю при добыче полезных ископаемых?».    Работа    с    учебником,    атласом,    анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

 

1

11.01

33.

Повторение по теме «Полезные ископаемые»

 

 

Работа   с   учебником,   анализ   иллюстраций   о   полезных

ископаемых.    Комментирование    раздела    учебника    «Для повторения».

 

 

 

1

14.01

34.

Экскурсия «Зимние

явления в природе».

 

 

 

Слушание объяснений учителя о цели экскурсии, составлении

отчета, правилах поведения и технике безопасности.

Анализ  закономерностей  сезонных  изменений  в  природе  и жизни   людей.   Составление   отчета   по   плану.   Анализ.  Самооценка.  Рефлексия.

 

1

 

 

 

18.01

 

Вода

 

 

 

14

 

35.

Вода в природе,ее значение

Слушание  объяснений  учителя  о  воде  в природе. Работа с учебником, анализ иллюстраций.

1

21.01

36.

Свойства воды.

Рассуждение:  «Значение  воды  для  жизни  человека,  растений. Работа с учебником, анализ иллюстраций.  Работа  в  тетради  (свойства воды).  Самооценка. Рефлексия.

1

25.01

37.

Растворимые и

Нерастворимые вещества.

Питьевая вода

Слушание объяснений учителя  о  свойстве  воды.

Работа  с учебником, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

 

1

28.01

38.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной

Воды.

 

 

 

 

 

 

Рассуждение:  «Как  сделать  воду прозрачной?».  Демонстрация опыта фильтрования воды с мелом. Рассуждение: «Где может пригодиться  в   жизни  метод  фильтрования,   отстаивания?»

Рассуждение: «Какой  воды  больше  в  природе  – чистой  или мутной,  почему?».  Демонстрация  видеоролика  «Реки  гор  и равнины».

Анализ просмотренного (мутная и прозрачная вода).

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

1.02

39.

Три состояния

Воды. 

 

 

 

 

 

 

Беседа о состоянии воды в природе. Демонстрация видеоролика «Вода  в  природе».  Рассуждение: «При  каких  условиях  вода замерзает, превращается в пар?». Слушание объяснений учителя о нагревании и превращении воды в пар. Демонстрация опыта превращения  воды  в  пар.  Слушание  объяснений  учителя  о замерзании  воды.  Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия

1

4.02

40.

Расширение при нагревании и

сжатие при охлаждении,

расширение при замерзании воды.

 

 

Слушание объяснений учителя о значении явлений нагревание и сжатие в быту, в природе.  Демонстрация видеоролика о таянии ледников Антарктиды (вода твердая – вода жидкая). Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

 

 

1

8.02

41.

Лабораторная работа.

Свойства воды.

 

 

 

 

 

Выполнение лабораторной работы.

1.  Соблюдении правил безопасности.

2.  Изучение  технологической  карты   о  порядке  выполнения работы.

3. выполнение работы  под контролем учителя;

4. Уборка рабочего места.

5. Запись  в тетради свойств воды (жидкость, б\цв, б\вп, б\запаха, б\формы, может капать, растворяться, испаряться).

6. Вывод о свойствах воды. Самооценка и взаимооценка. Рефлексия.

1

11.02

42.

Работа воды в

природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждение: «Как это связано с работой воды в природе?».

Слушание объяснений учителя о работе воды в природе.

Работа   с   учебником,   анализ   иллюстраций.   Демонстрация видеоролика  о  загрязнении  вод  Мирового  океана.  Выявляют

причины загрязнения и предлагают меры по охране воды Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

15.02

43.

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

 

 

 

Работа   с   учебником,   анализ   иллюстраций

 

 

 

 

1

18.02

44.

Вода в природе: осадки, воды суши.

 

 

 

 

 

Установление  причинно-следственных зависимостей: «чего на Земле больше, суши или воды?», «какой воды на Земле больше, пресной или морской?». Размышление

над  утверждением: «Вода в  природе находится в  постоянном движении.  Работа  в тетради. Самооценка. Рефлексия.  

1

22.02

45.

Воды суши: родники, ручьи, реки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание  объяснений  учителя об  искусственных  водоемах (пруды,  водохранилища,  бассейны).  Размышление:  «Назовите реки нашей местности. Когда образуются ручьи, почему? Река Исса -  равнинная  или  горная?  Прозрачная  или  мутная? Почему?).

Демонстрация иллюстраций: родники, ручьи, реки (горные и

равнинные). Работа с учебником (Схема «Использование рек»), анализ иллюстраций.

Демонстрация видеоролика «Загрязнение рек», с последующим обсуждением. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

 

 

1

25.02

46.

Озера, болота,

пруды.

 

 

 

 

 

 

 

Слушание  объяснений  учителя  об  особенностях  озер,  болот, прудов; различие их на фотографии. Размышление:

«Какие  животные  и  растения обитают  на  пресноводных

водоемах?». Работа   с   учебником,   анализ иллюстраций.   Размышление:   «Как   люди   используют   эти водоемы? Могут  ли  загрязнять  их? Как вести  себя на берегу водоема?». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

1.03

47.

Моря и океаны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Размышление: «Какие водоемы на Земле самые большие? Какая в них вода (пресная или соленая)?

Почему в морях вода соленая? Какой водоем больше- океан или море?».  Слушание  объяснений  учителя  об  океанах  и  морях.

Выстраивание схемы «Виды морей», работа в тетради (море-

часть океана Слушание объяснений учителя о Мировом океане с использованием глобуса  и  физической  картой  полушарий. Работа с учебником, анализ иллюстраций.

Рассуждение: «Ураган на   море   (шторм,   цунами).   Как используют воды морей и океанов».

Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.  Работа  в  тетради.

Самооценка. Рефлексия. 

 

 

 

 

1

4.03

 48

Охрана воды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций.  Работа  в  тетради.

Самооценка. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

11.03

49.

Тестовая работа.

 

 

 

 

 

Выполнение тестовых заданий. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

1

15.03

 

Поверхность суши.

Почва

 

7

 

50

Равнины, холмы, овраги

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание  объяснений  учителя  о  формах  поверхности  Земли.

Демонстрация  иллюстраций  разных форм  поверхности  Земли.

Работа в тетради (схемы: равнина, холм, овраг).

Рассуждение: «Как люди могут использовать равнины, овраги».

Слушание объяснений учителя о причинах образования оврагов и как можно остановить его рост.

Анализ  местности: равнины, холмы,   овраги.   Демонстрация   видеоролика   о   Западно- Сибирской равнине.

Работа с учебником, глобусом, анализ иллюстраций. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

18.03

51.

Горы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание объяснений учителя о жизни и деятельности людей  живущих в  горах.  Работа в  тетради  (схема  «Строение горной  местности»).  Объяснение  учителя  о  землетрясениях, извержениях вулканов.

Определение на карте, глобусе, как обозначены горы.

Работа    с    учебником,    глобусом,    анализ   иллюстраций.

Демонстрация  видеороликов:  о  землетрясении,  извержении вулканов. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

1

22.03

52.

Почва. Состав

почвы.

 

 

 

 

 

 

 

IV четверть

Рассуждение, без каких природных  веществ   растения  не  могут   расти   на  Земле.

Слушание объяснений учителя о почве. Демонстрация образцов почвы. Анализ  состава почвы  (предположения  учеников).

Демонстрация опытов о составе почвы. Работа в тетради (вывод о   составе  почвы).  Работа  с учебником.  Анализ рисунка «Обитатели  почвы».  Работа  в  тетради  (вывод:  почва  -  место обитания животных). Самооценка. Рефлексия.

 

 

 

1

25.03

53.

Разнообразие почв.

 

 

Слушание  объяснений  учителя  о  разнообразии  почв  и  их

различии  (черноземная,  песчаная  и  глинистая;  их  свойства).

Анализ образцов почв, их отличие по внешнему виду. Слушание объяснений  учителя  о  свойстве  почвы  -плодородие.  Работа в тетради   (плодородие   это…).   Рассуждение:   «Какая   почва плодородная и почему? На песчаной или глинистой почве растут растения?».   Просмотр  видеоролика  о  песчаной  и  глинистой

пустыне, с последующим обсуждением увиденного. Слушание объяснений учителя об образовании различных типов почв; о почвах   Омской   области.   Работа   с   учебником,   анализ иллюстраций. Самооценка. Рефлексия.        

1

5.04

53.

Обработка

Почвы.

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждение:           «Возможно-ли  сделать  почву  плодородной?».

Слушание  объяснений  учителя  о  полевой  технике.  Работа  в тетради   (название  оборудования,  виды  обработки  почвы).

Объяснение   учителя   об   удобрениях,   их   видах,   способах внесения. Демонстрация коллекции «Минеральные удобрения».

Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций,  выводы.  Анализ проблемных ситуаций (оборудование на огороде где я работал).

Просмотр видеоролика с последующим обсуждением

Увиденного о вспашке и обработке почвы. Самооценка. Рефлексия.

1

8.04

54.

Охрана почвы.

 

 

 

 

 

 

Рассуждение: «Какие меры необходимо предпринимать, чтобы сохранить плодородие почвы?».

Работа   с   учебником,   анализ   иллюстраций.   Демонстрация видеороликов: о пыльных бурях, наводнениях, лесных пожарах,

загрязнении почвы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

12.04

55.

Место России на земном шаре.

 

 

 

 

 

 

Рассуждение:  «Как называется наша страна? Значение  слова «Федерация»? На  каком языке мы разговариваем и пишем?». Работа с глобусом, физической картой полушарий, физической и политической  картой  мира,  физической  картой  России  – определение  положения станы России и ее площади. Символика страны.   Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций,  выводы. Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

 

1

15.04

56.

Моря и океаны, омывающие берега России.

 

 

 

Анализ  физической  карты  России.  Понятие  «Государственная граница».  Слушание  объяснений  учителя  об  окраинных  и внутренних морях России.

Рассуждение: «Какие моря холодные? Какие теплые?».

Рассказ учителя об океанах омывающих Россию. Демонстрация видеороликов  о  северных  морях  и  Черном  море.  Работа  с учебником,  анализ  иллюстраций,  выводы.  Работа  в  тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

19.04

57.

Горы и равнины нашей страны

Работа с учебником, анализ  иллюстраций,  выводы.  Работа  в  тетради.  Самооценка. Рефлексия.

1

22.04

58.

Реки и озера России.

 

 

Слушание объяснений учителя с показом рек на карте России. Работасучебником,анализиллюстраций,выводы. Демонстрация  видеороликов:  «Река  Волга»,  «Озеро  Байкал». Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

26.04

59.

Экскурсия «Весенние явления в природе».

 

Слушание объяснений учителя  о цели экскурсии, составлении отчета, правилах поведения и технике безопасности. Анализ  закономерностей  сезонных  изменений  в  природе  и жизни   людей.   Составление   отчета   по   плану.   Анализ. Самооценка. Рефлексия.

1

29.04

60.

Москва-столица России

Слушание объяснение учителя с показом достопримечательности Москвы, истории основания и развития города, видах транспорта (метро). Демонстрация видеоролика о достопримечательностях   Москвы   (Кремль,   Третьяковская галерея, Большой  театр, Останкинская телебашня,  стадион «Лужники»). Работа с учебником, анализ иллюстраций, выводы.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

1

6.05

61.

Санкт – Петербург.

 

 

 

 

 

 

 

Слушание объяснение учителя с показомдостопримечательностиСанкт–Петербурга,история

возникновения,  переименование,  блокада  ВОВ.  Демонстрация

видеоролика достопримечательностях Санкт–Петербурга

(Эрмитаж,  Петропавловская  крепость,  Исаакиевский  собор, Невский  проспект,  разводные  мосты).  Работа  с  учебником, анализ  иллюстраций,  выводы.  Работа  в  тетради.  Самооценка. Рефлексия.

 

1

13.05

62.

Города Золотого кольца.

 

 

 

 

 

 

Слушание  объяснений  учителя с  показом древних  русских

городов, соединенных автомобильными дорогами. Обозначение (флажками)   на  физической  карте  городов  Золотого  кольца. Знакомство  с  картой-схемой  Золотого  кольца.  Демонстрация видеоролика   о достопримечательностях   городов   Золотого

кольца.  Работа  с  учебником,  анализ  иллюстраций,  выводы.

Работа в тетради. Самооценка. Рефлексия.

 

1

17.05

63.

Мордовия. Город Саранск, Инсар

 

 

 

 

 

 

Слушание объяснений учителя с показом презентации о Мордовии и г Саранске.

 Самооценка. Рефлексия.

 

 

 

 

 

1

20.05

64.

Тестовая работа

Выполнение тестовых заданий.

1

24.05

65

Экскурсия по г Инсар

Знакомство с улицами города и его достопримечательностями.

1

27.05

 

 

             III. 2. Ресурсное обеспечение реализации программы

 

Информационно-методическое обеспечение:

 

1.      Лифанова   Т.М.,   Дубровина   О.В.:   Природоведение.   5   класс.   Рабочая   тетрадь.   Для

коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

2.      Олигофренопедагогика:  учеб.  пособие  для  вузов  /  Т.  В.  Алышева,  Г.  В.  Васенков,  В.  В.

Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009.

 

3.      Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017.

 

4.      Природоведение. 5 класс. (Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) / Лифанова Т. М., Соломина Е. Н – М.: Просвещение, 2019.

 

5.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.

 

6.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011.

 

7.      Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Природоведение. Биология. География / Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018.

 

8.      Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599.

 

9.      Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

 

Интернет-ресурсы:

1.Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps

2.      Географические карты - http://www.planetolog.ru/

 

3.      Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)

 

4.      География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)

 

5.      История географии - http://traditio.ru/wiki/География

6.      Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926

7.      Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml

8.      Путешествия и открытия - http://pyty.ru/

 


III.3. Лист корректировки программы

 

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

I . Целевой раздел

I . Целевой раздел

I. 2 . Общая характеристика учебного предмета «Природоведение»

I. 2 . Общая характеристика учебного предмета «Природоведение»

Человек — частица Вселенной.

Человек — частица Вселенной.

В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный

В программе 5 класса по предмету «Природоведение» предусмотрено два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный

II . 2. Программа формирования базовых учебных действий

II . 2. Программа формирования базовых учебных действий

II . 3. Содержание учебного предмета «Природоведение»

II . 3. Содержание учебного предмета «Природоведение»

Почему звери и птицы не мерзнут зимой

Почему звери и птицы не мерзнут зимой

Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы

Нефтяники. Нефтеперерабатывающие заводы

Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий

Работа воды в природе. Образование оврагов, пещер, ущелий

Раздел 4. Есть на земле страна

Раздел 4. Есть на земле страна

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые…

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые…

I. Организационный раздел

I. Организационный раздел

Учебно-тематическое планирование № п/п

Учебно-тематическое планирование № п/п

Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении

Слушание объяснений учителя об освоении космоса и его значении

Работа в тетради. Самооценка

Работа в тетради. Самооценка

Движение воздуха в природе. Ветер

Движение воздуха в природе. Ветер

Размышление выражения: «Нужен как воздух»

Размышление выражения: «Нужен как воздух»

Свойства, добыча, использование

Свойства, добыча, использование

Благородные (драгоценные) металлы

Благородные (драгоценные) металлы

Рассуждение: «Как сделать воду прозрачной?»

Рассуждение: «Как сделать воду прозрачной?»

Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на

Установление причинно-следственных зависимостей: «чего на

Охрана воды.

Охрана воды.

IV четверть Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на

IV четверть Рассуждение, без каких природных веществ растения не могут расти на

Горы и равнины нашей страны

Горы и равнины нашей страны

III . 2. Ресурсное обеспечение реализации программы

III . 2. Ресурсное обеспечение реализации программы

III .3. Лист корректировки программы

III .3. Лист корректировки программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020