Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Формирование грамматического строя речи" (ФГСР) (2 класс слабослышащее отделение)
Оценка 5

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Формирование грамматического строя речи" (ФГСР) (2 класс слабослышащее отделение)

Оценка 5
doc
14.10.2021
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Формирование грамматического строя речи" (ФГСР) (2 класс слабослышащее отделение)
ФГСР МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Областное  государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2014 г.

Директор

_______А.В. Маланина

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель

директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по учебному предмету

 

 «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (ФГСР)»

 

2 «А» класс отделения слабослышащих детей

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:      

Моисеева Р.И.

 

 

 

 

ТОМСК

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГСР)

 

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции млад­ших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом опреде­ляют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.

 

Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции вторых классов общеобразовательных школ.

 

Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Данная программа разработана в соответствии c типовой Программой  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).

 

Актуальность  обусловлена прежде всего:

Во-первых – социальной значимостью развития языковой личности.

Во-вторых –  необходимостью повышения уровня общей речевой культуры обучающихся.

В-третьих –   воспитанием у обучающихся творческого отношения к языку.

В-четвёртых – потребностями начальной школы в современных функционально ориентированных программах — с одной стороны — и недостаточностью целостной методической системы речевого развития младших школьников — с другой.

В – пятых – важностью формирования лексико-грамматического строя речи младших школьников с нарушениями слуха.

 

Цели и задачи программы.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного пись­ма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:

развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отно­шения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного ин­тереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Коррекционная цель активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, социально-общественного  развития, через социально-трудовую адаптацию.

 

Принципы, лежащие в основе построения программы.

Принципиальная особенность курса направлена на личностно-развивающее, граждански- ориентированное, глобально-ориентированное образование.

ü     Принцип приоритетного воспитания в образовательном процессе;

ü     Принцип личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения;

ü     Принцип сочетания инновационных подходов с традициями отечественного образования.

ü     Принцип целостности и неспешность освоения материала;

ü     Принцип индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания.

 

Специфика  программы. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаи­модействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.

 

Основные содержательные линии курса (разделы, структура). Система языка (основы лингвистических знаний): фоне­тика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).

Орфография и пунктуация.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Личностные результаты:

осознание языка как основного средства человеческого общения;

восприятие русского языка как явления национальной культуры;

понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;

способность к самооценке на основе наблюде­ния за собственной речью.

Метапредметные  результаты:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

умение задавать вопросы.

Предметные результаты:

Знать/понимать:

- предложение как единицу речи;

- оформление предложений в устной и письменной речи;

- главные члены предложения;

- связь слов в предложении;

- различие словосочетания и предложения;

- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова

(без терминологии);

- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;

- роль разделительного мягкого знака;

- употребление прописной буквы в именах собственных.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).

 

Умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 

Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных,  интегрированных уроков, уроков-экскурсий,  уроков-соревнований, уроков с дидактической и ролевой игрой.

 

Формы организации урока. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

 

Итоговый контроль. Оценка знаний и умений  обучающихся проводится с помощью контрольных заданий, итогового теста, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.

 

Объём и сроки изучения. Программа курса общим объёмом 136 ч в год, 4 ч в неделю, из них чистописание – 34 ч.

 

Библиографический список для обучающихся.

Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 2 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида .

Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 3 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида.

 

Библиографический список для учителя.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021421-6.

 

Таким образом, рабочая учебная программа «Русский язык» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебных дисциплин: формирование грамматического строя речи обучающихся 2-го «А» класса слабослышащего отделения, который основывается на типовой Программе  специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).

Отбор содержания выше означенного  курса осуществлялся с учётом трёх факторов:

1)                    образовательных государственных норм (см. Стандарты второго поколения, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида);

2)                    цели обучения – оптимальное общее развитие каждого школьника, – которые в применении к изучаемому предмету конкретизируются как освоение коммуникативной функции языка;

3)                    возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых с ограничениями жизнедеятельности.

 

Цель рабочей учебной программы «ФГСР» –  систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и даёт возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления, как в устной, так и письменной форме.

 

Задачами  рабочей учебной программы являются:

Ø  создать условия для преодоления речевого недоразвития;

Ø  развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;

Ø  развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;

Ø  способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение  грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);

Ø  активизировать к ознакомлению с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются);

Ø  систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);

Ø  учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно;

Ø  воспитывать потребность самостоятельно  пользоваться средствами языка.

Организация учебного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работ, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухозрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух. Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на каждом уроке.

Развитие связной речи регулируется типами предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений рассматриваются не изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах, речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений).

Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учётом этого представленная Программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учётом композиционной правильности (начало, средняя – основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.

На уроках русского языка, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к грамматически правильному оформлению учащимися своих высказываний в устной форме и через письмо (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок). Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть обеспечены в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение русскому языку и развитию речи требует систематического выполнения домашних заданий. Следует помнить о недопущении перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях.

Задачей уроков формирования грамматического строя речи учащихся 2-го отделения является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Практическое овладение словообразовательными моделя­ми не только способствует расширению словарного запаса учащих­ся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.

Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по рас­крытию значений грамматических форм слов и грамматических свя­зей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная рабо­та со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умствен­ного и речевого развития.

Формирование грамматического строя речи в I-II классах происходит в основном на базе простого предложения. Различение слов по вопросам кто? что? что делает? ка­кой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак». Умение различать су­ществительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существитель­ных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число».

Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографиче­скими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.

Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грам­матического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.

 

Содержание программы (135 ч; по 4 ч в неделю)

I четверть

1.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала)

2.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала)

3.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение  1-го или 2-го лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали)

4.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом)

5.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное + существительное: синяя кружка)

6.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки)

II четверть

7.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

8.

Принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок)

9.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены)

10.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо (существительное + глагол непереходный, переходный: бабушка одевается, бабушка надевает)

11.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей)

III четверть

12.

Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу)

13.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет (помогает старой женщине)

14.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудийность действия (раскрашивает зелёным карандашом)

15.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.»)

16.

Составление предложений с сочетаниями, обозначающими

признаки предметов по счету («числительное + существитель­ное»: третий дом)

IV четверть

17.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»);

18.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

пространственные отношения («глагол + к, от + существитель­ное»: летит к лесу, отплыл от берега);

19.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими:

принадлежность («местоимение притяжательное + существитель­ное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш);

20.

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими

признаки действия («глагол +наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо).

 

К концу II класса обучающиеся должны знать:

названия букв алфавита, правила переноса слов.

Обучающиеся должны уметь:

Ø   составлять предложения, соблюдая в речи грамматические за­кономерности;

Ø   устанавливать по вопросам связь между словами в предложе­нии;

Ø   выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает?

Ø   определять род существительных по окончаниям начальной фор­мы в сочетании с числительными один, одна, одно;

Ø   различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + суще­ствительное»;

Ø   каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;

Ø   писать раздельно предлоги со словами;

Ø   употреблять большую букву в начале предложения; ставить точ­ку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;

Ø   писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.

Количество часов в год – 135; в неделю – 4 часа;

           в I четверти – 32

           во II четверти – 31

           в III четверти – 38

           в IV четверти – 32

 

 

Тематическое планирование по ФГСР 2 класс

I четверть (4 ч в неделю, 32 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

День Знаний

1

01.09.14

Классный час Виртуальная экскурсия – прогулка по Томску: «Стоит над Томском град старинный».

2.

Построение предложений.  Кто? Что?  Что делает? С.33

1

02.09.14

Бабушка вяжет, девочка прыгает, мальчик играет.

3.

Построение предложений.  Кто? Что?  Что делает? С.34

1

04.09.14

Мальчик катается на санках.

4.

Составление и написание предложений. С.36

1

05.09.14

Собака лежит в конуре.

5.

Обобщающие слова. Игра «Четвёртый лишний». С. 37

1

09.09.14

Пальто, шапка, кроссовки, куртка.

6.

Обращение к товарищу. Чего нет? Что лишнее? С. 38

1

10.09.14

Поставь чашку на тумбочку.

7.

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делает?  Узнавание слов.  «В гостях у бабушки». С.39

1

11.09.14

Кто? Что?  Что делает?

8.

Составление и написание словосочетания «Что делает?» + «Куда?». С.40

1

12.09.14

Вешает в шкаф.

9.

Составление и написание предложений по вопросам «Кто?» + «Что делает?» + «Что?» + «Куда?». С. 40

1

16.09.14

Девочка вешает полотенце на крючок.

10.

Закончи предложение. С.41

 

1

17.09.14

Мальчик кладёт яблоки в тарелку.

11.

Краткие ответы на вопросы. Обращение к товарищу. С.42

1

18.09.14

Куда мама наливает суп?

12.

Построение предложений.  Кто? Что?  Что делает? С.43

1

19.09.14

Девочка ставит зеркало на тумбочку.

13.

Существительные единственного числа мужского рода, «Один». С.43

1

23.09.14

Стол стоит у окна. Ящик лежит на столе.

14.

Составление предложений по картинке. С.44

1

24.09.14

Мальчик идёт по бревну.

15.

Существительные среднего рода. Составление и написание словосочетаний «Что делает?» + «Где?» С. 45

1

25.09.14

Кошка сидит в кресле.

16.

Построение предложений.  Кто? (Что?) + Что делает?    Кто? (Что?)  + Что делают? С.42

1

26.09.14

Чашка стоит. Чашки стоят.

Ваза стоит. Вазы стоят.

17.

Построение предложений.  Кто? (Что?) + Что делает?    Кто? (Что?)  + Что делают? С.45

1

30.09.14

Мама ставит тарелки. Мальчик кладёт ложки.

18.

Построение предложений.  Кто? (Что?) + Что делает?    Кто? (Что?)  + Что делают? С.48-49

1

01.10.14

Ребята идут в класс. Дети слушают учителя.

19.

Дополнение предложений существительными. Ответы на вопросы. С.50-51

1

02.10.14

Мать покупает в аптеке бинт, вату, таблетки.

20.

Составление предложений по картинке. С.52-53

1

03.10.14

Вова вешает пальто на вешалку.

21.

Работа с картинкой «Школа». Составление предложений, ответы на вопросы. С.54-55

1

07.10.14

Где обедают ученики? Где висят пальто? На каком этаже?

22.

Построение предложений. Учебные вещи. Домашние вещи. С.56-57

1

08.10.14

Где что лежит, висит, стоит?

Что может стоять, лежать, висеть?

23.

Построение предложений.  Подбор существительных. Ответы на вопросы. С.58-59

1

.09.10.14

Где сидит мишка?

 - Мишка сидит позади.

24.

Построение предложений.  Работа с картинками. Кто?  + Что делает?  +  Что?  С.60-61

1

10.10.14

Когда можно переходить улицу? Что горит на табло? Какой знак?

25.

Построение предложений.  Кто?  + Что делает?  +  Что?  Диалог с товарищем. С.62-63

1

14.10.14

Зина пишет чисто. Миша пишет грязно. Коля рисует хорошо.

26.

Составление и запись словосочетаний. «Что делает?» + «Как?»  С.64-65

1

15.10.14

Говорит громко. Пишет чисто. Рисует красиво.

27.

Контрольная работа. Построение предложений.  Подбор слов, постановка вопросов к этим словам. «Что делает?» + «Как?» С.66-67

1

16.10.14

Женя идёт быстро. Женя идёт медленно. Мальчик бежит быстро.

Как идёт старушка? Как идёт мужчина?

28.

Работа над ошибками. Заглавная буква в предложении. Определение знаков препинания. С.68-69

1

17.10.14

Зина идёт в школу. Мама провожает дочку.

29.

Построение предложений.  Обобщающее слово. Кто?  + Что делает?  +  Что?  + Где? С.70-71

1

21.10.14

Где висит пальто? Где висит рубашка? Где стоят босоножки?

30.

Распределение существительных на две группы. Составление и запись словосочетаний. С.72-73

1

22.10.14

Тепло, холодно, ярко, прохладно.

Осенью убирают урожай.

Весной сажают цветы.

 

31.

Распределение слов на две группы. Построение предложений.  Кто?  + Что делает?  +  Что?  + Когда? Подбор недостающих слов.

С.74-75

1

23.10.14

…дети отдыхают. Мальчики .. в мяч. Девочки … на качелях. На реке дети … .

32.

Итоговый урок. Закрепление. Построение предложений.

1

24.10.14

 

Всего: 32 часа.

 

Дидактический материал:

Схемы-опоры, иллюстративный альбом  действий, картинный словарь, речевые карточки.

 

Тематическое планирование по ФГСР 2 класс

II четверть (4 ч в неделю, 31 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Заглавная буква в предложении. Определение знаков препинания. С.68-69

1

05.11.14

Зина идёт в школу. Мама провожает дочку.

2.

Первое и последнее слово в предложении. Стр. 69

1

06.11.14

Продавец продаёт товар.

Покупатель берёт товар.

3.

Головные уборы. Полный ответ. Стр.70-71

1

07.11.14

Ответы на вопросы (краткие и полные)

4.

Распределение существительных на две группы. Составление предложений со словами весной, зимой. Стр.72

1

11.11.14

Когда? Зимой, весной.

5.

Чтение неполных предложений. Поиск недостающего слова. Стр.73

1

12.11.14

Что делают дети зимой? Что делают дети весной?

6.

Составление словосочетаний с заданными существительными. Когда? Что делает? Что? Стр. 74-75

1

13.11.14

Словосочетания, предложение, слова

7.

Составление и запись предложений по картинкам. Стр. 76-77

1

14.11.14

Вова надевает рубашку. Катя причёсывает волосы.

8.

Контрольная работа. Индивидуальные карточки.

 

1

18.11.14

 

9.

Работа над ошибками. Составление предложений с заданными словами. Стр.78-79

1

19.11.14

Утром, сначала, потом

10.

Чтение предложений, ответы на вопросы. Стр.80-81

1

20.11.14

Днём Вова, Коля и Миша учатся.

11.

Слова глаголы. Составление предложений с действиями, ответы на вопросы. Работа с картинкой. Стр.82-83

1

21.11.14

Смотрят, рисует, гуляет, вытирает.

12.

Окончания в словах. Дописывание предложений. Какой (-ая, -ое)? + Что? Стр. 84-85

1

25.11.14

Белый, тяжёлый, горький, вкусный.

13.

Поиск лишнего слова. Четвёртый лишний. Ответы на вопросы. Стр.86-87

1

26.11.14

Лето, вечер, осень, зима.

14.

Обобщающее слово. Стр.88-89

1

27.11.14

Кроссовки, босоножки, валенки – это обувь.

15.

Домашние животные. Работа с картинкой. Стр. 90-91

1

28.11.14

Кого нарисовал художник?

Какие это животные?

16.

Устные ответы на вопросы, запись в тетради. Кто что делает? Стр.92-93

1

02.12.14

Кто квакает? Кто стрекочет? Кто мяукает?

17.

Неправильная картинка. Домашние и дикие животные. Стр.94-95

1

03.12.14

Обезьяна, тигр, козёл, лев, заяц.

18.

Что делает? Что? Составление и написание словосочетаний. Окончания в словах. Стр.96-97

1

04.12.14

Кто где живёт?

19.

Кто? У кого? Постановка вопросов, окончания в словах. Стр.98-99

1

05.12.14

Сын у отца. Ученик у учительницы.

20.

Действия с предметами. Стр. 100-101

1

09.12.14

У кого нет лопаты? У кого нет молока?

21.

Окончания в словах, вопросы над выделенными словами. Стр. 102-103

1

10.12.14

На балконе стоит девочка.

Ковёр лежит на полу.

22.

Перестановка слов. Списывание предложений. Работа с картинкой. Стр.104-105

1

11.12.14

Двор, сарай, дом, забор, лопата, скамейка.

23.

Работа со словарём. Закрепление. Овощи и фрукты. Стр. 106-107

1

12.12.14

Что растёт на грядках? Что растёт в саду?

24.

Контрольная работа. Индивидуальные карточки.

1

16.12.14

Слова-действия.

25.

Работа над ошибками.

Городской транспорт. Стр. 108-109

1

17.11.14

 

26.

Диалог. Стр. 111-112

1

18.12.14

Что ты делаешь? Я вытираю пол. Я мою посуду. Я принёс стул.

27.

Личные местоимения. Стр.112-113

1

19.12.14

Я делаю уроки. Я сделал уроки. Я буду делать уроки.

28.

Чтение предложений. Что было сначала? Что потом? Стр.114-115

1

23.12.14

Первое предложение, второе предложение.

29.

Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Чтение предложений. Стр.116-117

1

24.12.14

Мама говорит Зине: «Позови Колю». Спроси у друга…

30.

Замена выделенных слов местоимениями. Стр.120-121

1

25.12.14

Он, она, оно.

31.

Итоговый урок. Закрепление. Построение предложений.

1

26.12.14

 

Всего: 31 час.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по ФГСР 2 класс

III четверть (4 ч в неделю, 38 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Составление и написание словосочетаний  «Что делает?» + «Что?» Работа с окончаниями. Стр.10

1

12.01.15

Держит мел. Берёт мяч. Кормит кролика.

2.

Окончание в словах. Подбор недостающих слов в предложении. Ответы на вопросы.  Стр.11

1

13.01.15

Шар летит. Ученица рисует жука.

3.

Словосочетания «Что делает? + Кого?». Окончания в словах, обозначающих предметы. Стр.12

1

14.01.15

Подметает, держит, кормит, рисует, гладит, вытирает.

4.

Слова в предложении, окончания в слова. Ответы на вопросы «Чего не хватает?». Стр.13

1

15.01.15

Штанины, пуговицы, ручки, ножки

5.

Работа с картинками. «Что делает? + Что? + Кого?». Стр.14

1

19.01.15

Девочка несёт траву. Мама кормит козу.

6.

Составление и написание словосочетаний «Что делает? + Кого?», «Что делает? + Что?». Стр.15

1

20.01.15

Словосочетания, предложение, слова

7.

Краткие ответы на вопросы по картинке, запись в тетради. Стр.16

1

21.01.15

Кого ищет собака? Что моет Зина?

8.

Контрольная работа.

 

1

22.01.15

Индивидуальные карточки.

9.

Работа над ошибками. Игра «Четвёртый лишний». Составление  словосочетаний, подбор вопросов к вставленным словам. Стр.17

1

26.01.15

Пальто, куртка, ботинки, шуба. Коза, тигр, корова, кролик.

10.

Существительные и прилагательные. Ответы на вопросы. Стр.18

1

27.01.15

Овощи зелёного цвета: …

Ягоды красного цвета: …

11.

«Что делает? + Кого?». Единственное, множественное число. Работа с картинками. Краткие ответы на вопросы. Стр.19-20

1

28.01.15

Кролика – кроликов.

Корова – коров.

Собака, собак.

12.

Окончания в словах. Дописывание предложений. Написание словосочетаний. Стр.21

1

29.01.15

Бабушка кормит кошек. Пастух гонит коз.

13.

Поиск лишнего слова. Четвёртый лишний. Ответы на вопросы. Стр.86-87

1

02.02.15

Лето, вечер, осень, зима.

14.

«Кого нет? + Чего нет?». Краткие ответы на вопросы по картинке. Стр.22

1

03.02.15

В классе нет учителя. В комнате нет мышки.

15.

«Кто? Кого? Что? Чего?».Подбор слов в предложения, изменения окончаний в словах. Стр.23

1

04.02.15

В клетке нет кролика. В комнате нет стула. На кровати нет матраца.

16.

«Чего нет?». Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Стр.24

1

05.02.15

Чего нет у мальчика? Чего нет у стула? Чего нет у мамы?

17.

«Какой? Какая? Какое? Какие?». Лишние слова. Составление и запись словосочетаний. Окончания в словах. Стр.25

1

09.02.15

Горькие, длинная, высокая, толстые, низкий, тёплое.

18.

«Что делает? + Где?». Составление и написание словосочетаний. Обращение к товарищу. Стр.26

1

10.02.15

Лежит на диване. Висит на вешалке. Гуляет в парке. Стоит на крыльце.

19.

Составление и написание предложений. Постановка вопросов к выделенным словам. Стр.27

1

11.02.15

Девочки поставили цветы на окно. Кот сидит на заборе.

20.

Обобщающие слова. Перестановка слов. Обращение к товарищу. Стр. 28

1

12.02.15

Повесь куртку на вешалку. Положи книгу в тумбочку. Поставь стакан на тарелку.

21.

Проверочная работа. «Что делает (сделал)? Куда?». Запись предложений. Вопросы к выделенным словам. Стр.29

1

16.02.15

Кастрюля стоит на …

Мама положила крупу …

Картины висят на …

22.

Окончания в слова. Вопросы к выделенным словам. Ответы на вопросы «Чего не хватает?». Стр.30

1

17.02.15

Ложки, скрипки, расчёски, топора.

23.

«Где?  Куда?». Краткие ответы на вопросы. Стр.31

1

18.02.15

Снег лежит … . Мальчик лезет … .

24.

Контрольная работа.

1

19.02.15

Индивидуальные карточки.

25.

Работа над ошибками.

«Куда? Где?». Подбор вопросов к выделенным словам. Составление и написание предложений. Стр.32-33

1

24.02.15

Где сидит волк? Где стоит охотник? Где притаилась лиса?

26.

Настоящее, прошедшее время. «Что делает? Куда? Что сделал?». Обращение к товарищу. Краткие ответы на вопросы. Стр.34-35

1

25.02.15

Кладёт, ставит. Положил, поставил.

27.

Производный предлог. Настоящее, прошедшее время. Подбор слов и списывание предложений. Стр.36-37

1

26.02.15

Ёжик сидит около куста. Ёжик сидел около куста. Собака лежит около стула.

Собака лежала около стула.

28.

Служебные части речи. Составление предложений с производными предлогами. Стр.39-41

1

02.03.15

Стоит около … Поставил около … Присел около … Лежит в … Лежит на …

29.

Самостоятельная работа.

Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Чтение предложений. Стр.39-41

1

03.03.15

Поставь вазу на тумбочку. Поставь вазу около тумбочки.

30.

Работа над ошибками. Существительные. «Чего не хватает? Чего нет?». Чтение предложений. Стр.42-43

1

04.03.15

Ученик ставит книгу на полку. У девочки нет … У мальчика нет …

31.

Слова с одинаковыми окончаниями. Работа с картинкой «Наложенные фигуры». Чтение предложений, ответы на вопрос «Что не так?». Стр.45-47

1

05.03.15

Заяц живёт в берлоге, а медведь в норе. Маша ест косточку, а Тузик ест конфету.

32.

Работа с картинкой «Семья». Чтение  предложений, текста, работа с текстом. Подбор слов, постановка вопросов к словам. Стр.50-51

1

10.03.15

Я вставил слова в предложения и записал. Я написал предложения и вставил слова.

33.

Глаголы, существительные. «Что делает? + Кому?». Составление словосочетаний. Игра «Четвёртый лишний». Стр.52-54

1

11.03.15

Бабушка рассказывает … Мальчик даёт зерно … Мама вяжет шарф …

34.

Чтение предложений. Составление предложений по картинкам и вопросам. Стр.56-57

1

12.03.15

Я записал предложения. Я написал вопросы над вставленными словами.

35.

Контрольная работа.

1

16.03.15

Индивидуальные карточки

36.

Работа над ошибками.

Текст «Уборка». Чтение, ответы на вопросы, запись. Подбор слов к существительным и глаголам. Стр.60

1

17.03.15

Маленький рассказ. Чистит, подметает, вытирает, стирает, держит.

37.

Настоящее, прошедшее, будущее время. Работа с картинками, краткие ответы на вопросы. Стр. 61-62

1

18.03.15

Что ты делал вчера после обеда? Что ты будешь делать сегодня после обеда?

38.

Итоговый урок. Закрепление.

1

19.03.15

.

Всего: 39 часов.

 

 

Тематическое планирование по ФГСР 2 класс

IVчетверть (4 ч в неделю, 32 ч)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Чтение предложений. Составление и написание предложений. «Что делает?» + «Что?» «Что делает?» + «Кому?». Стр. 63

1

30.03.15

 

Мама наливает суп сыну. Брат несёт игрушки сёстрам.

2.

Подбор слов к предложению, постановка вопросов к данным словам, запись предложений. Чего не хватает? Чего нет? Стр.64-65

1

31.03.15

Кому бабушка наливает молоко? Кому учитель раздаёт фломастеры? Слова: форточка, экран, обложка, трубка, пряжка, воротник.

3.

Заглавная буква в имени, фамилии, кличках животных. Чтение и списывание предложений. Стр.66-67

1

01.04.15

На поляне пасётся корова Машка. Во дворе в конуре лежит собака Жучка. А на конуре спит кот Мурзик.

4.

Предлоги. Обращение к товарищу. Краткие ответы на вопросы. Стр.68-69

1

03.04.15

Положи мяч на стол. Положи мяч в стол. Поставь тапочки под стул.

5.

Предлоги. Краткие ответы на вопросы. Составление и написание предложений с предлогами. «Что делает?» + «Куда?».  Стр.70-71

1

06.04.15

Куда ставит мама вазу? Куда ставит сын коробку?

Куда дочь ставит тапочки?

6.

Дополнение предложения. Работа с картинками. Составление вопросов по картинке. Стр.72-73

1

07.04.15

Мальчик умеет … . Зина не может … . Вова может … .

7.

Самостоятельная работа.

1

08.04.15

Индивидуальные карточки.

8.

Работа над ошибками. Обращение к товарищу. Краткие ответы на вопросы.

1

10.04.15

Витя, подай тетрадь. Нина, передай карандаш Вике. Кто передал карандаш Вике?

9.

Предлоги, закрепление. Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Стр.74-75

1

13.04.15

Что делает врач? Что делает учитель? Что делает строитель? Положи мяч … . Поставь вазу … .

10.

Единственное число. Составление и написание предложений с предлогами. «Что делает?» + «Куда?». Стр.76-77

1

14.04.15

Куда бабушка кладёт подставку? Куда мама кладёт салфетку?

11.

«Что не так?». Составление конца рассказа. Чтение предложений, краткие ответы. Стр.78-79

1

15.04.15

Куда мальчик закатил мяч? Куда отец положил доски?

12.

Словосочетания. Составление и написание словосочетаний. Подбор вопросов к выделенным словам. Части суток. Работа с картинками.Стр.80-81

1

17.04.15

Мать … туфли под вешалку. Женщина … корзину под дерево.

13.

Чтение предложений. Краткие ответы на вопросы. Обращение к товарищу. Стр.82-83

1

20.04.15

Где лежит карандаш? Где лежит тряпка? Где лежит телефон?

14.

Самостоятельная работа. Средний, женский, мужской род. Составление и написание предложений «Что делает?»+ «Куда?». «Что делает?» + «Где?».. Стр.84-85

1

21.04.15

Индивидуальные карточки. Буфет, навес, полка, парта, корыто, крыльцо. Один дом, один навес, одно зеркало, одна крыша.

15.

Работа над ошибками. Диалог. Обращение к товарищу. Краткие и полные ответы на вопросы. Стр.86-87

1

22.04.15

Положи открытку в конверт. Положи открытку на конверт. Положи открытку под конверт.

16.

Подбор слов в предложение, поиск вопросов к вставленным словам. Стр.88-89

1

24.04.15

Собака … кость. Корабль … по реке. Маша … цветы. Дети … в тетрадях.

17.

Составление предложений по картинкам и по вопросам. Стр.90-91

1

27.04.15

Где стоит ящик? Где стоит миска? Где сидит кот? Где стоит кастрюля?

18.

Окончания в словах. Составление и написание предложений по таблице «Что делает?» + «Где?». Стр.92-93

1

28.04.15

Ящик стоит под лестницей. Машина стоит под  деревом.

19.

«Родина». Чтение текста, словарная работа, поиск ответов на вопросы в тексте. Стрю94-95

1

29.04.15

Я родился в России. Россия – это моя родина. В России много городов, много лесов, рек и озёр …

20.

«Весной на школьном дворе». Работа с картинкой, составление предложений по картинке, запись предложений. Стр. 96-97

1

04.05.15

Что делают Зина и Коля? То делает Петя? Что делают Нина и Тома? Что делает Вова?

21.

Самостоятельная работа. Краткие ответы на вопросы, запись. Стр.98

1

05.05.15

Индивидуальные карточки.

22.

Работа над ошибками. Окончания в словах. Постановка вопросов к выделенным словам. Запись предложений. Стр.99

1

06.05.15

Где растут овощи? Сок, борщ, на деревьях, салат, на грядках, кисель, компот, на огороде, в саду.

23.

Словосочетания. «Что делает?» + «Как?». Составление предложений из словосочетаний. Стр.100-101

1

08.05.15

Мать сажает цветы около дома. Под окном растут розы.

24.

Окончания в словах. Краткие ответы на вопросы. Составление и запись предложений по картинке и таблице. «Что?» + «Что делает?» «Где?» (под, над). Стр.104-105

1

12.05.15

Повесь картину над креслом. Куда Вова вешает картину? Повесь шар над шкафом. Куда Нина вешает шар?

25.

Контрольная работа.

1

13.05.15

Индивидуальные карточки.

26.

Работа над ошибками. Дополнение предложений, запись предложений. Диалог. Ответы на вопросы. Стр.106-107

1

15.05.15

Расскажи о прогулке в парк. Как ты думаешь, что сегодня будет на обед?

27.

Окончания в выделенных словах. «Что делает?» + «Где?». Выражения речевого этикета. Стр.108-109

1

18.05.15

Здравствуйте! До свидания! Доброе утро! Спокойной ночи! Я рада вас видеть! Приятного аппетита!

28.

Предлоги. Краткие ответы на вопросы по картинке. «Что?» «Что делает?» «Куда?». Стр.110-111

1

19.05.15

Куда? (на стол, в ведро, под книгу), около (стола, ведра, книги)

29.

«Летом на реке». Составление предложений по вопросам и по картинке. Запись предложений. Стр.114-115

1

20.05.15

Как отдыхают дети летом? Какая погода летом? Какую одежду надевают летом?

30.

Составление рассказов по картинкам. Поиск первых предложений. Слева, справа. Стр.118-119

1

22.05.15

Девочка налила ёжику молоко. Мальчик стоит на лестнице.

31.

Составление словосочетаний «Какой? Какая? Какое? Какие?» + «Что?». Стр.12-121

1

25.05.15

Коричневый, длинная, тяжёлый, круглое, круглые, тяжёлые, зеркало, ранец, скамейка.

32.

Итоговый урок.

1

26.05.15

 

Всего: 32 часа.

 


Департамент общего образования

Департамент общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГСР)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГСР)

Коррекционная цель активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, социально-общественного развития, через социально-трудовую адаптацию

Коррекционная цель активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, социально-общественного развития, через социально-трудовую адаптацию

Метапредметные результаты: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях…

Метапредметные результаты: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях…

Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков,…

Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков,…

Цель рабочей учебной программы «ФГСР» – систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями

Цель рабочей учебной программы «ФГСР» – систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями

Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на каждом уроке

Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на каждом уроке

Умение различать су­ществительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средн…

Умение различать су­ществительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средн…

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей )

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей )

Количество часов в год – 135; в неделю – 4 часа; • в

Количество часов в год – 135; в неделю – 4 часа; • в

Что делает?» + «Что?» + «Куда?»

Что делает?» + «Что?» + «Куда?»

Что? С.60-611 10.10.14Когда можно переходить улицу?

Что? С.60-611 10.10.14Когда можно переходить улицу?

Определение знаков препинания

Определение знаков препинания

Неправильная картинка. Домашние и дикие животные

Неправильная картинка. Домашние и дикие животные

Тематическое планирование по

Тематическое планирование по

Написание словосочетаний. Стр.211 29

Написание словосочетаний. Стр.211 29

Составление и написание предложений

Составление и написание предложений

Индивидуальные карточки 36

Индивидуальные карточки 36

Составление вопросов по картинке

Составление вопросов по картинке

Где стоит ящик? Где стоит миска?

Где стоит ящик? Где стоит миска?

Запись предложений. Стр.114-115 1 20

Запись предложений. Стр.114-115 1 20
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021