Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор _______А.В. Маланина |
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету
«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (ФГСР)»
2 «А» класс отделения слабослышащих детей
Разработала:
Моисеева Р.И.
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (ФГСР)
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников с особенностями в развитии. При этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Кому адресована программа. Программа адресована обучающимся с нарушениями слуховой функции вторых классов общеобразовательных школ.
Соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту. Данная программа разработана в соответствии c типовой Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).
Актуальность обусловлена прежде всего:
Во-первых – социальной значимостью развития языковой личности.
Во-вторых – необходимостью повышения уровня общей речевой культуры обучающихся.
В-третьих – воспитанием у обучающихся творческого отношения к языку.
В-четвёртых – потребностями начальной школы в современных функционально ориентированных программах — с одной стороны — и недостаточностью целостной методической системы речевого развития младших школьников — с другой.
В – пятых – важностью формирования лексико-грамматического строя речи младших школьников с нарушениями слуха.
Цели и задачи программы.
Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Коррекционная цель активизировать работу слухоречевого анализатора, недостатков эмоционально-личностного, социально-общественного развития, через социально-трудовую адаптацию.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
Принципиальная особенность курса направлена на личностно-развивающее, граждански- ориентированное, глобально-ориентированное образование.
ü Принцип приоритетного воспитания в образовательном процессе;
ü Принцип личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения;
ü Принцип сочетания инновационных подходов с традициями отечественного образования.
ü Принцип целостности и неспешность освоения материала;
ü Принцип индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания.
Специфика программы. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает коммуникативную мотивацию при рассмотрении различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. При обучении русскому языку углубляется изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников.
Основные содержательные линии курса (разделы, структура). Система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис).
Орфография и пунктуация.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
умение задавать вопросы.
Предметные результаты:
Знать/понимать:
- предложение как единицу речи;
- оформление предложений в устной и письменной речи;
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова
(без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости;
- роль разделительного мягкого знака;
- употребление прописной буквы в именах собственных.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
интеллектуальные (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
познавательные (учебно-познавательных мотивов, умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
организационные (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Виды и типы уроков. Программа предусматривает проведение уроков ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, комбинированных, интегрированных уроков, уроков-экскурсий, уроков-соревнований, уроков с дидактической и ролевой игрой.
Формы организации урока. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Итоговый контроль. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью контрольных заданий, итогового теста, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Объём и сроки изучения. Программа курса общим объёмом 136 ч в год, 4 ч в неделю, из них чистописание – 34 ч.
Библиографический список для обучающихся.
Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 2 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида .
Зикеев А.Г. Русский язык: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – В 3 частях. Часть 3 / А.Г. Зикеев. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012 – 143 с.:ил. – (Специальная (коррекционная) образовательная школа II вида.
Библиографический список для учителя.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-317с. - (Стандарты второго поколения).- ISBN 978-5-09-021421-6.
Таким образом, рабочая учебная программа «Русский язык» – это есть нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания учебных дисциплин: формирование грамматического строя речи обучающихся 2-го «А» класса слабослышащего отделения, который основывается на типовой Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II отделения (вариант III).
Отбор содержания выше означенного курса осуществлялся с учётом трёх факторов:
1) образовательных государственных норм (см. Стандарты второго поколения, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида);
2) цели обучения – оптимальное общее развитие каждого школьника, – которые в применении к изучаемому предмету конкретизируются как освоение коммуникативной функции языка;
3) возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых с ограничениями жизнедеятельности.
Цель рабочей учебной программы «ФГСР» – систематизация (обобщение) основных грамматических закономерностей языка с включением в связную речь слов с различными словообразовательными показателями. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и даёт возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления, как в устной, так и письменной форме.
Задачами рабочей учебной программы являются:
Ø создать условия для преодоления речевого недоразвития;
Ø развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения на слух слов, фраз, текстов изучаемых художественных произведений;
Ø развивать познавательную деятельность школьников, совершенствовать мыслительные операции, формировать интеллектуальные, организационные и учебные умения;
Ø способствовать практическому овладению речевыми навыками (понимание значений слов и их употребление, обогащение словарного запаса, практическое овладение грамматическими закономерностями языка, развитие навыков связной речи);
Ø активизировать к ознакомлению с многозначными и обобщающими словами, словами близкими и противоположными по значению (синонимами и антонимами), словами с переносным значением и эмоционально-экспрессивной окраской (термины учащимся не сообщаются);
Ø систематизировать представления детей о смысловых оттенках морфем (приставки, корня, суффикса);
Ø учить практически определять морфемный состав не только новых слов, сообщаемых на уроке, но и приобретённых самостоятельно;
Ø воспитывать потребность самостоятельно пользоваться средствами языка.
Организация учебного процесса в школе для слабослышащих детей направлена на развитие речевого слуха учащихся, что позволяет максимально активизировать их учебную деятельность, в особенности речевую, регулировать соотношение между фронтальными и самостоятельными видами работ, варьировать объём и сложность учебных заданий в зависимости от индивидуальных возможностей детей. Основным способом восприятия учебного материала на уроке является слухозрительный. Однако материал, относящийся к организации учебной деятельности, специфические выражения, словосочетания и слова, отражающие содержание текущего урока по языку, предлагаются учащимся для восприятия только на слух. Существенное значение для преодоления последствий снижения слуха (в первую очередь речевого недоразвития) имеет индивидуально-личностный подход на каждом уроке.
Развитие связной речи регулируется типами предложений, работа над которыми должна вестись в течение года. Следует подчеркнуть, что данные типы предложений рассматриваются не изолированно, а используются в процессе работы над связными высказываниями по теме (в беседах, устных рассказах, речевых упражнениях, при подготовке изложений, сочинений).
Основной единицей речи в процессе обучения должно быть связное высказывание. С учётом этого представленная Программа предусматривает специальную работу над текстом как единицей речи. Учащиеся практически знакомятся с текстом, его структурными и смысловыми особенностями: выделяют части текста, озаглавливают их, строят текст с учётом композиционной правильности (начало, средняя – основная часть, конец), определяют тему и основную мысль текста.
На уроках русского языка, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращённой речи (на слухозрительной основе или на слух) и к грамматически правильному оформлению учащимися своих высказываний в устной форме и через письмо (контроль над собственным произношением и исправление допускаемых ошибок). Предусмотренные программой знания, умения и навыки учащихся должны быть обеспечены в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение русскому языку и развитию речи требует систематического выполнения домашних заданий. Следует помнить о недопущении перегрузки учащихся учебным материалом, как на уроках, так и в домашних заданиях.
Задачей уроков формирования грамматического строя речи учащихся 2-го отделения является практическое овладение языковыми закономерностями и их использование в связной речи. Практическое овладение словообразовательными моделями не только способствует расширению словарного запаса учащихся, но и дает возможность лучше и полнее осмыслить значение слов, их связь между собой, способствует выработке правильного словоупотребления.
Формирование у учащихся навыков активного пользования связной речью строится на основе систематической работы по раскрытию значений грамматических форм слов и грамматических связей, в которых находятся слова между собой. Разнообразная работа со словом, словосочетанием, предложением, связным текстом дает возможность детям уяснить сферу употребления изучаемых грамматических единиц и тем самым повысить уровень их умственного и речевого развития.
Формирование грамматического строя речи в I-II классах происходит в основном на базе простого предложения. Различение слов по вопросам кто? что? что делает? какой? подводит к понятиям «предмет», «действие», «признак». Умение различать существительные по окончаниям начальной формы развивает навык определения их родовой принадлежности и в последующем подводит к грамматическим понятиям «мужской род», «женский род», «средний род». Различение в предложениях единственного и множественного числа по окончаниям в сочетаниях существительных и глаголов, прилагательных и существительных создает основу для грамматического понятия «число».
Наряду с овладением речевыми навыками и практическими грамматическими обобщениями учащиеся овладевают орфографическими знаниями и умениями, каллиграфическими навыками.
Речевые умения, приобретенные на уроках формирования грамматического строя речи, должны использоваться в повседневной учебной и внеклассной речевой практике учащихся.
№ |
Содержание программы (135 ч; по 4 ч в неделю) |
I четверть |
|
1. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст. вр., прош. вр.»: мальчик читает, девочка читала) |
2. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («наречие + глагол наст. вр., прош. вр.»: сейчас рисует, вчера вязала) |
3. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение 1-го или 2-го лица ед.ч. и мн.ч. + глагол наст. вр., прош. вр.»: я пишу, вы читали) |
4. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудие или средство действия («глагол + существительное»: рисует карандашом) |
5. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки предметов по цвету, величине, форме, материалу, вкусу (прилагательное + существительное: синяя кружка) |
6. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + из + существительное»: достал из сумки) |
II четверть |
|
7. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими |
8. |
Принадлежность («прилагательное + существительное»: бабушкин платок) |
9. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + с (со) + существительное»: снял со стены) |
10. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность действия на действующее лицо (существительное + глагол непереходный, переходный: бабушка одевается, бабушка надевает) |
11. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими количественные отношения («числительное + существительное»: пять тетрадей) |
III четверть |
|
12. |
Составление предложений со словосочетаниями «прилагательное + существительное», обозначающими переходность действия на предмет (читает интересную книгу) |
13. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими направленность действия на предмет (помогает старой женщине) |
14. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими орудийность действия (раскрашивает зелёным карандашом) |
15. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения («существительное + глагол наст, вр., прош. вр., буд. вр.») |
16. |
Составление предложений с сочетаниями, обозначающими признаки предметов по счету («числительное + существительное»: третий дом) |
IV четверть |
|
17. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими временные отношения («местоимение 1, 2, 3-го лица ед. ч. и мн. ч. + глагол наст, вр., буд. вр.»); |
18. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими пространственные отношения («глагол + к, от + существительное»: летит к лесу, отплыл от берега); |
19. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими: принадлежность («местоимение притяжательное + существительное»: мой (твой, наш, ваш) карандаш); |
20. |
Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими признаки действия («глагол +наречие места (времени, образа действия)»: бежит направо). |
К концу II класса обучающиеся должны знать:
названия букв алфавита, правила переноса слов.
Обучающиеся должны уметь:
Ø составлять предложения, соблюдая в речи грамматические закономерности;
Ø устанавливать по вопросам связь между словами в предложении;
Ø выделять по вопросам слова из предложения; различать слова по вопросам кто? что? что делает?
Ø определять род существительных по окончаниям начальной формы в сочетании с числительными один, одна, одно;
Ø различать единственное и множественное число по окончаниям в сочетаниях «существительное + глагол», «прилагательное + существительное»;
Ø каллиграфически правильно писать слова, предложения без пропусков, вставок, искажений букв;
Ø писать раздельно предлоги со словами;
Ø употреблять большую букву в начале предложения; ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения;
Ø писать большую букву в именах, названиях городов, деревень, кличках животных.
Количество часов в год – 135; в неделю – 4 часа;
• в I четверти – 32
• во II четверти – 31
• в III четверти – 38
• в IV четверти – 32
Тематическое планирование по ФГСР 2 класс |
|||
I четверть (4 ч в неделю, 32 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
День Знаний |
1 01.09.14 |
Классный час Виртуальная экскурсия – прогулка по Томску: «Стоит над Томском град старинный». |
2. |
Построение предложений. Кто? Что? Что делает? С.33 |
1 02.09.14 |
Бабушка вяжет, девочка прыгает, мальчик играет. |
3. |
Построение предложений. Кто? Что? Что делает? С.34 |
1 04.09.14 |
Мальчик катается на санках. |
4. |
Составление и написание предложений. С.36 |
1 05.09.14 |
Собака лежит в конуре. |
5. |
Обобщающие слова. Игра «Четвёртый лишний». С. 37 |
1 09.09.14 |
Пальто, шапка, кроссовки, куртка. |
6. |
Обращение к товарищу. Чего нет? Что лишнее? С. 38 |
1 10.09.14 |
Поставь чашку на тумбочку. |
7. |
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Что делает? Узнавание слов. «В гостях у бабушки». С.39 |
1 11.09.14 |
Кто? Что? Что делает? |
8. |
Составление и написание словосочетания «Что делает?» + «Куда?». С.40 |
1 12.09.14 |
Вешает в шкаф. |
9. |
Составление и написание предложений по вопросам «Кто?» + «Что делает?» + «Что?» + «Куда?». С. 40 |
1 16.09.14 |
Девочка вешает полотенце на крючок. |
10. |
Закончи предложение. С.41
|
1 17.09.14 |
Мальчик кладёт яблоки в тарелку. |
11. |
Краткие ответы на вопросы. Обращение к товарищу. С.42 |
1 18.09.14 |
Куда мама наливает суп? |
12. |
Построение предложений. Кто? Что? Что делает? С.43 |
1 19.09.14 |
Девочка ставит зеркало на тумбочку. |
13. |
Существительные единственного числа мужского рода, «Один». С.43 |
1 23.09.14 |
Стол стоит у окна. Ящик лежит на столе. |
14. |
Составление предложений по картинке. С.44 |
1 24.09.14 |
Мальчик идёт по бревну. |
15. |
Существительные среднего рода. Составление и написание словосочетаний «Что делает?» + «Где?» С. 45 |
1 25.09.14 |
Кошка сидит в кресле. |
16. |
Построение предложений. Кто? (Что?) + Что делает? Кто? (Что?) + Что делают? С.42 |
1 26.09.14 |
Чашка стоит. Чашки стоят. Ваза стоит. Вазы стоят. |
17. |
Построение предложений. Кто? (Что?) + Что делает? Кто? (Что?) + Что делают? С.45 |
1 30.09.14 |
Мама ставит тарелки. Мальчик кладёт ложки. |
18. |
Построение предложений. Кто? (Что?) + Что делает? Кто? (Что?) + Что делают? С.48-49 |
1 01.10.14 |
Ребята идут в класс. Дети слушают учителя. |
19. |
Дополнение предложений существительными. Ответы на вопросы. С.50-51 |
1 02.10.14 |
Мать покупает в аптеке бинт, вату, таблетки. |
20. |
Составление предложений по картинке. С.52-53 |
1 03.10.14 |
Вова вешает пальто на вешалку. |
21. |
Работа с картинкой «Школа». Составление предложений, ответы на вопросы. С.54-55 |
1 07.10.14 |
Где обедают ученики? Где висят пальто? На каком этаже? |
22. |
Построение предложений. Учебные вещи. Домашние вещи. С.56-57 |
1 08.10.14 |
Где что лежит, висит, стоит? Что может стоять, лежать, висеть? |
23. |
Построение предложений. Подбор существительных. Ответы на вопросы. С.58-59 |
1 .09.10.14 |
Где сидит мишка? - Мишка сидит позади. |
24. |
Построение предложений. Работа с картинками. Кто? + Что делает? + Что? С.60-61 |
1 10.10.14 |
Когда можно переходить улицу? Что горит на табло? Какой знак? |
25. |
Построение предложений. Кто? + Что делает? + Что? Диалог с товарищем. С.62-63 |
1 14.10.14 |
Зина пишет чисто. Миша пишет грязно. Коля рисует хорошо. |
26. |
Составление и запись словосочетаний. «Что делает?» + «Как?» С.64-65 |
1 15.10.14 |
Говорит громко. Пишет чисто. Рисует красиво. |
27. |
Контрольная работа. Построение предложений. Подбор слов, постановка вопросов к этим словам. «Что делает?» + «Как?» С.66-67 |
1 16.10.14 |
Женя идёт быстро. Женя идёт медленно. Мальчик бежит быстро. Как идёт старушка? Как идёт мужчина? |
28. |
Работа над ошибками. Заглавная буква в предложении. Определение знаков препинания. С.68-69 |
1 17.10.14 |
Зина идёт в школу. Мама провожает дочку. |
29. |
Построение предложений. Обобщающее слово. Кто? + Что делает? + Что? + Где? С.70-71 |
1 21.10.14 |
Где висит пальто? Где висит рубашка? Где стоят босоножки? |
30. |
Распределение существительных на две группы. Составление и запись словосочетаний. С.72-73 |
1 22.10.14 |
Тепло, холодно, ярко, прохладно. Осенью убирают урожай. Весной сажают цветы.
|
31. |
Распределение слов на две группы. Построение предложений. Кто? + Что делает? + Что? + Когда? Подбор недостающих слов. С.74-75 |
1 23.10.14 |
…дети отдыхают. Мальчики .. в мяч. Девочки … на качелях. На реке дети … . |
32. |
Итоговый урок. Закрепление. Построение предложений. |
1 24.10.14 |
|
Всего: 32 часа. |
Дидактический материал:
Схемы-опоры, иллюстративный альбом действий, картинный словарь, речевые карточки.
Тематическое планирование по ФГСР 2 класс |
|||
II четверть (4 ч в неделю, 31 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
Заглавная буква в предложении. Определение знаков препинания. С.68-69 |
1 05.11.14 |
Зина идёт в школу. Мама провожает дочку. |
2. |
Первое и последнее слово в предложении. Стр. 69 |
1 06.11.14 |
Продавец продаёт товар. Покупатель берёт товар. |
3. |
Головные уборы. Полный ответ. Стр.70-71 |
1 07.11.14 |
Ответы на вопросы (краткие и полные) |
4. |
Распределение существительных на две группы. Составление предложений со словами весной, зимой. Стр.72 |
1 11.11.14 |
Когда? Зимой, весной. |
5. |
Чтение неполных предложений. Поиск недостающего слова. Стр.73 |
1 12.11.14 |
Что делают дети зимой? Что делают дети весной? |
6. |
Составление словосочетаний с заданными существительными. Когда? Что делает? Что? Стр. 74-75 |
1 13.11.14 |
Словосочетания, предложение, слова |
7. |
Составление и запись предложений по картинкам. Стр. 76-77 |
1 14.11.14 |
Вова надевает рубашку. Катя причёсывает волосы. |
8. |
Контрольная работа. Индивидуальные карточки.
|
1 18.11.14 |
|
9. |
Работа над ошибками. Составление предложений с заданными словами. Стр.78-79 |
1 19.11.14 |
Утром, сначала, потом |
10. |
Чтение предложений, ответы на вопросы. Стр.80-81 |
1 20.11.14 |
Днём Вова, Коля и Миша учатся. |
11. |
Слова глаголы. Составление предложений с действиями, ответы на вопросы. Работа с картинкой. Стр.82-83 |
1 21.11.14 |
Смотрят, рисует, гуляет, вытирает. |
12. |
Окончания в словах. Дописывание предложений. Какой (-ая, -ое)? + Что? Стр. 84-85 |
1 25.11.14 |
Белый, тяжёлый, горький, вкусный. |
13. |
Поиск лишнего слова. Четвёртый лишний. Ответы на вопросы. Стр.86-87 |
1 26.11.14 |
Лето, вечер, осень, зима. |
14. |
Обобщающее слово. Стр.88-89 |
1 27.11.14 |
Кроссовки, босоножки, валенки – это обувь. |
15. |
Домашние животные. Работа с картинкой. Стр. 90-91 |
1 28.11.14 |
Кого нарисовал художник? Какие это животные? |
16. |
Устные ответы на вопросы, запись в тетради. Кто что делает? Стр.92-93 |
1 02.12.14 |
Кто квакает? Кто стрекочет? Кто мяукает? |
17. |
Неправильная картинка. Домашние и дикие животные. Стр.94-95 |
1 03.12.14 |
Обезьяна, тигр, козёл, лев, заяц. |
18. |
Что делает? Что? Составление и написание словосочетаний. Окончания в словах. Стр.96-97 |
1 04.12.14 |
Кто где живёт? |
19. |
Кто? У кого? Постановка вопросов, окончания в словах. Стр.98-99 |
1 05.12.14 |
Сын у отца. Ученик у учительницы. |
20. |
Действия с предметами. Стр. 100-101 |
1 09.12.14 |
У кого нет лопаты? У кого нет молока? |
21. |
Окончания в словах, вопросы над выделенными словами. Стр. 102-103 |
1 10.12.14 |
На балконе стоит девочка. Ковёр лежит на полу. |
22. |
Перестановка слов. Списывание предложений. Работа с картинкой. Стр.104-105 |
1 11.12.14 |
Двор, сарай, дом, забор, лопата, скамейка. |
23. |
Работа со словарём. Закрепление. Овощи и фрукты. Стр. 106-107 |
1 12.12.14 |
Что растёт на грядках? Что растёт в саду? |
24. |
Контрольная работа. Индивидуальные карточки. |
1 16.12.14 |
Слова-действия. |
25. |
Работа над ошибками. Городской транспорт. Стр. 108-109 |
1 17.11.14 |
|
26. |
Диалог. Стр. 111-112 |
1 18.12.14 |
Что ты делаешь? Я вытираю пол. Я мою посуду. Я принёс стул. |
27. |
Личные местоимения. Стр.112-113 |
1 19.12.14 |
Я делаю уроки. Я сделал уроки. Я буду делать уроки. |
28. |
Чтение предложений. Что было сначала? Что потом? Стр.114-115 |
1 23.12.14 |
Первое предложение, второе предложение. |
29. |
Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Чтение предложений. Стр.116-117 |
1 24.12.14 |
Мама говорит Зине: «Позови Колю». Спроси у друга… |
30. |
Замена выделенных слов местоимениями. Стр.120-121 |
1 25.12.14 |
Он, она, оно. |
31. |
Итоговый урок. Закрепление. Построение предложений. |
1 26.12.14 |
|
Всего: 31 час. |
Тематическое планирование по ФГСР 2 класс |
|||
III четверть (4 ч в неделю, 38 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
Составление и написание словосочетаний «Что делает?» + «Что?» Работа с окончаниями. Стр.10 |
1 12.01.15 |
Держит мел. Берёт мяч. Кормит кролика. |
2. |
Окончание в словах. Подбор недостающих слов в предложении. Ответы на вопросы. Стр.11 |
1 13.01.15 |
Шар летит. Ученица рисует жука. |
3. |
Словосочетания «Что делает? + Кого?». Окончания в словах, обозначающих предметы. Стр.12 |
1 14.01.15 |
Подметает, держит, кормит, рисует, гладит, вытирает. |
4. |
Слова в предложении, окончания в слова. Ответы на вопросы «Чего не хватает?». Стр.13 |
1 15.01.15 |
Штанины, пуговицы, ручки, ножки |
5. |
Работа с картинками. «Что делает? + Что? + Кого?». Стр.14 |
1 19.01.15 |
Девочка несёт траву. Мама кормит козу. |
6. |
Составление и написание словосочетаний «Что делает? + Кого?», «Что делает? + Что?». Стр.15 |
1 20.01.15 |
Словосочетания, предложение, слова |
7. |
Краткие ответы на вопросы по картинке, запись в тетради. Стр.16 |
1 21.01.15 |
Кого ищет собака? Что моет Зина? |
8. |
Контрольная работа.
|
1 22.01.15 |
Индивидуальные карточки. |
9. |
Работа над ошибками. Игра «Четвёртый лишний». Составление словосочетаний, подбор вопросов к вставленным словам. Стр.17 |
1 26.01.15 |
Пальто, куртка, ботинки, шуба. Коза, тигр, корова, кролик. |
10. |
Существительные и прилагательные. Ответы на вопросы. Стр.18 |
1 27.01.15 |
Овощи зелёного цвета: … Ягоды красного цвета: … |
11. |
«Что делает? + Кого?». Единственное, множественное число. Работа с картинками. Краткие ответы на вопросы. Стр.19-20 |
1 28.01.15 |
Кролика – кроликов. Корова – коров. Собака, собак. |
12. |
Окончания в словах. Дописывание предложений. Написание словосочетаний. Стр.21 |
1 29.01.15 |
Бабушка кормит кошек. Пастух гонит коз. |
13. |
Поиск лишнего слова. Четвёртый лишний. Ответы на вопросы. Стр.86-87 |
1 02.02.15 |
Лето, вечер, осень, зима. |
14. |
«Кого нет? + Чего нет?». Краткие ответы на вопросы по картинке. Стр.22 |
1 03.02.15 |
В классе нет учителя. В комнате нет мышки. |
15. |
«Кто? Кого? Что? Чего?».Подбор слов в предложения, изменения окончаний в словах. Стр.23 |
1 04.02.15 |
В клетке нет кролика. В комнате нет стула. На кровати нет матраца. |
16. |
«Чего нет?». Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Стр.24 |
1 05.02.15 |
Чего нет у мальчика? Чего нет у стула? Чего нет у мамы? |
17. |
«Какой? Какая? Какое? Какие?». Лишние слова. Составление и запись словосочетаний. Окончания в словах. Стр.25 |
1 09.02.15 |
Горькие, длинная, высокая, толстые, низкий, тёплое. |
18. |
«Что делает? + Где?». Составление и написание словосочетаний. Обращение к товарищу. Стр.26 |
1 10.02.15 |
Лежит на диване. Висит на вешалке. Гуляет в парке. Стоит на крыльце. |
19. |
Составление и написание предложений. Постановка вопросов к выделенным словам. Стр.27 |
1 11.02.15 |
Девочки поставили цветы на окно. Кот сидит на заборе. |
20. |
Обобщающие слова. Перестановка слов. Обращение к товарищу. Стр. 28 |
1 12.02.15 |
Повесь куртку на вешалку. Положи книгу в тумбочку. Поставь стакан на тарелку. |
21. |
Проверочная работа. «Что делает (сделал)? Куда?». Запись предложений. Вопросы к выделенным словам. Стр.29 |
1 16.02.15 |
Кастрюля стоит на … Мама положила крупу … Картины висят на … |
22. |
Окончания в слова. Вопросы к выделенным словам. Ответы на вопросы «Чего не хватает?». Стр.30 |
1 17.02.15 |
Ложки, скрипки, расчёски, топора. |
23. |
«Где? Куда?». Краткие ответы на вопросы. Стр.31 |
1 18.02.15 |
Снег лежит … . Мальчик лезет … . |
24. |
Контрольная работа. |
1 19.02.15 |
Индивидуальные карточки. |
25. |
Работа над ошибками. «Куда? Где?». Подбор вопросов к выделенным словам. Составление и написание предложений. Стр.32-33 |
1 24.02.15 |
Где сидит волк? Где стоит охотник? Где притаилась лиса? |
26. |
Настоящее, прошедшее время. «Что делает? Куда? Что сделал?». Обращение к товарищу. Краткие ответы на вопросы. Стр.34-35 |
1 25.02.15 |
Кладёт, ставит. Положил, поставил. |
27. |
Производный предлог. Настоящее, прошедшее время. Подбор слов и списывание предложений. Стр.36-37 |
1 26.02.15 |
Ёжик сидит около куста. Ёжик сидел около куста. Собака лежит около стула. Собака лежала около стула. |
28. |
Служебные части речи. Составление предложений с производными предлогами. Стр.39-41 |
1 02.03.15 |
Стоит около … Поставил около … Присел около … Лежит в … Лежит на … |
29. |
Самостоятельная работа. Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Чтение предложений. Стр.39-41 |
1 03.03.15 |
Поставь вазу на тумбочку. Поставь вазу около тумбочки. |
30. |
Работа над ошибками. Существительные. «Чего не хватает? Чего нет?». Чтение предложений. Стр.42-43 |
1 04.03.15 |
Ученик ставит книгу на полку. У девочки нет … У мальчика нет … |
31. |
Слова с одинаковыми окончаниями. Работа с картинкой «Наложенные фигуры». Чтение предложений, ответы на вопрос «Что не так?». Стр.45-47 |
1 05.03.15 |
Заяц живёт в берлоге, а медведь в норе. Маша ест косточку, а Тузик ест конфету. |
32. |
Работа с картинкой «Семья». Чтение предложений, текста, работа с текстом. Подбор слов, постановка вопросов к словам. Стр.50-51 |
1 10.03.15 |
Я вставил слова в предложения и записал. Я написал предложения и вставил слова. |
33. |
Глаголы, существительные. «Что делает? + Кому?». Составление словосочетаний. Игра «Четвёртый лишний». Стр.52-54 |
1 11.03.15 |
Бабушка рассказывает … Мальчик даёт зерно … Мама вяжет шарф … |
34. |
Чтение предложений. Составление предложений по картинкам и вопросам. Стр.56-57 |
1 12.03.15 |
Я записал предложения. Я написал вопросы над вставленными словами. |
35. |
Контрольная работа. |
1 16.03.15 |
Индивидуальные карточки |
36. |
Работа над ошибками. Текст «Уборка». Чтение, ответы на вопросы, запись. Подбор слов к существительным и глаголам. Стр.60 |
1 17.03.15 |
Маленький рассказ. Чистит, подметает, вытирает, стирает, держит. |
37. |
Настоящее, прошедшее, будущее время. Работа с картинками, краткие ответы на вопросы. Стр. 61-62 |
1 18.03.15 |
Что ты делал вчера после обеда? Что ты будешь делать сегодня после обеда? |
38. |
Итоговый урок. Закрепление. |
1 19.03.15 |
. |
Всего: 39 часов. |
Тематическое планирование по ФГСР 2 класс |
|||
IVчетверть (4 ч в неделю, 32 ч) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
Чтение предложений. Составление и написание предложений. «Что делает?» + «Что?» «Что делает?» + «Кому?». Стр. 63 |
1 30.03.15
|
Мама наливает суп сыну. Брат несёт игрушки сёстрам. |
2. |
Подбор слов к предложению, постановка вопросов к данным словам, запись предложений. Чего не хватает? Чего нет? Стр.64-65 |
1 31.03.15 |
Кому бабушка наливает молоко? Кому учитель раздаёт фломастеры? Слова: форточка, экран, обложка, трубка, пряжка, воротник. |
3. |
Заглавная буква в имени, фамилии, кличках животных. Чтение и списывание предложений. Стр.66-67 |
1 01.04.15 |
На поляне пасётся корова Машка. Во дворе в конуре лежит собака Жучка. А на конуре спит кот Мурзик. |
4. |
Предлоги. Обращение к товарищу. Краткие ответы на вопросы. Стр.68-69 |
1 03.04.15 |
Положи мяч на стол. Положи мяч в стол. Поставь тапочки под стул. |
5. |
Предлоги. Краткие ответы на вопросы. Составление и написание предложений с предлогами. «Что делает?» + «Куда?». Стр.70-71 |
1 06.04.15 |
Куда ставит мама вазу? Куда ставит сын коробку? Куда дочь ставит тапочки? |
6. |
Дополнение предложения. Работа с картинками. Составление вопросов по картинке. Стр.72-73 |
1 07.04.15 |
Мальчик умеет … . Зина не может … . Вова может … . |
7. |
Самостоятельная работа. |
1 08.04.15 |
Индивидуальные карточки. |
8. |
Работа над ошибками. Обращение к товарищу. Краткие ответы на вопросы. |
1 10.04.15 |
Витя, подай тетрадь. Нина, передай карандаш Вике. Кто передал карандаш Вике? |
9. |
Предлоги, закрепление. Обращение к товарищу. Ответы на вопросы. Стр.74-75 |
1 13.04.15 |
Что делает врач? Что делает учитель? Что делает строитель? Положи мяч … . Поставь вазу … . |
10. |
Единственное число. Составление и написание предложений с предлогами. «Что делает?» + «Куда?». Стр.76-77 |
1 14.04.15 |
Куда бабушка кладёт подставку? Куда мама кладёт салфетку? |
11. |
«Что не так?». Составление конца рассказа. Чтение предложений, краткие ответы. Стр.78-79 |
1 15.04.15 |
Куда мальчик закатил мяч? Куда отец положил доски? |
12. |
Словосочетания. Составление и написание словосочетаний. Подбор вопросов к выделенным словам. Части суток. Работа с картинками.Стр.80-81 |
1 17.04.15 |
Мать … туфли под вешалку. Женщина … корзину под дерево. |
13. |
Чтение предложений. Краткие ответы на вопросы. Обращение к товарищу. Стр.82-83 |
1 20.04.15 |
Где лежит карандаш? Где лежит тряпка? Где лежит телефон? |
14. |
Самостоятельная работа. Средний, женский, мужской род. Составление и написание предложений «Что делает?»+ «Куда?». «Что делает?» + «Где?».. Стр.84-85 |
1 21.04.15 |
Индивидуальные карточки. Буфет, навес, полка, парта, корыто, крыльцо. Один дом, один навес, одно зеркало, одна крыша. |
15. |
Работа над ошибками. Диалог. Обращение к товарищу. Краткие и полные ответы на вопросы. Стр.86-87 |
1 22.04.15 |
Положи открытку в конверт. Положи открытку на конверт. Положи открытку под конверт. |
16. |
Подбор слов в предложение, поиск вопросов к вставленным словам. Стр.88-89 |
1 24.04.15 |
Собака … кость. Корабль … по реке. Маша … цветы. Дети … в тетрадях. |
17. |
Составление предложений по картинкам и по вопросам. Стр.90-91 |
1 27.04.15 |
Где стоит ящик? Где стоит миска? Где сидит кот? Где стоит кастрюля? |
18. |
Окончания в словах. Составление и написание предложений по таблице «Что делает?» + «Где?». Стр.92-93 |
1 28.04.15 |
Ящик стоит под лестницей. Машина стоит под деревом. |
19. |
«Родина». Чтение текста, словарная работа, поиск ответов на вопросы в тексте. Стрю94-95 |
1 29.04.15 |
Я родился в России. Россия – это моя родина. В России много городов, много лесов, рек и озёр … |
20. |
«Весной на школьном дворе». Работа с картинкой, составление предложений по картинке, запись предложений. Стр. 96-97 |
1 04.05.15 |
Что делают Зина и Коля? То делает Петя? Что делают Нина и Тома? Что делает Вова? |
21. |
Самостоятельная работа. Краткие ответы на вопросы, запись. Стр.98 |
1 05.05.15 |
Индивидуальные карточки. |
22. |
Работа над ошибками. Окончания в словах. Постановка вопросов к выделенным словам. Запись предложений. Стр.99 |
1 06.05.15 |
Где растут овощи? Сок, борщ, на деревьях, салат, на грядках, кисель, компот, на огороде, в саду. |
23. |
Словосочетания. «Что делает?» + «Как?». Составление предложений из словосочетаний. Стр.100-101 |
1 08.05.15 |
Мать сажает цветы около дома. Под окном растут розы. |
24. |
Окончания в словах. Краткие ответы на вопросы. Составление и запись предложений по картинке и таблице. «Что?» + «Что делает?» «Где?» (под, над). Стр.104-105 |
1 12.05.15 |
Повесь картину над креслом. Куда Вова вешает картину? Повесь шар над шкафом. Куда Нина вешает шар? |
25. |
Контрольная работа. |
1 13.05.15 |
Индивидуальные карточки. |
26. |
Работа над ошибками. Дополнение предложений, запись предложений. Диалог. Ответы на вопросы. Стр.106-107 |
1 15.05.15 |
Расскажи о прогулке в парк. Как ты думаешь, что сегодня будет на обед? |
27. |
Окончания в выделенных словах. «Что делает?» + «Где?». Выражения речевого этикета. Стр.108-109 |
1 18.05.15 |
Здравствуйте! До свидания! Доброе утро! Спокойной ночи! Я рада вас видеть! Приятного аппетита! |
28. |
Предлоги. Краткие ответы на вопросы по картинке. «Что?» «Что делает?» «Куда?». Стр.110-111 |
1 19.05.15 |
Куда? (на стол, в ведро, под книгу), около (стола, ведра, книги) |
29. |
«Летом на реке». Составление предложений по вопросам и по картинке. Запись предложений. Стр.114-115 |
1 20.05.15 |
Как отдыхают дети летом? Какая погода летом? Какую одежду надевают летом? |
30. |
Составление рассказов по картинкам. Поиск первых предложений. Слева, справа. Стр.118-119 |
1 22.05.15 |
Девочка налила ёжику молоко. Мальчик стоит на лестнице. |
31. |
Составление словосочетаний «Какой? Какая? Какое? Какие?» + «Что?». Стр.12-121 |
1 25.05.15 |
Коричневый, длинная, тяжёлый, круглое, круглые, тяжёлые, зеркало, ранец, скамейка. |
32. |
Итоговый урок. |
1 26.05.15 |
|
Всего: 32 часа. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.