Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" (2 класс слабослышащее отделение)
Оценка 4.9

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" (2 класс слабослышащее отделение)

Оценка 4.9
doc
14.10.2021
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" (2 класс слабослышащее отделение)
ИЗО МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Областное  государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната

Приказ №__

от «__»______2014 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по учебному предмету

 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

 

2 «А» класс отделения слабослышащих детей

 

 

 

 

 

 

 

 

       Разработала:

Моисеева Р.И.

 

 

 

ТОМСК

2014 г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство» в начальной образовательной (коррекционной) школе соответствует образовательной области «Искусство» ФГОС НОО обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю (32 часа в год).

Программа предполагает цело­стный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гу­манной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художествен­ного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобрази­тельном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт воз­можность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Рабочая учебная программа опирается на приори­теты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно­сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен­циями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего об­разования:

  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель­ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, много­национальной культуре. Исходя из выбранных целей, были определены задачи:

Развивать мелкую моторику у детей, координацию движения рук и глаз;

Стимулировать интерес к процессу рисования;

Развивать творческое воображение;

Развивать мыслительные процессы и речевую деятельность;

Развивать умение работать по алгоритму;

Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

Воспитывать у детей личностную позицию в процессе изобразительного творчества;

Поощрять стремление к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Программа уроков предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва­ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному её решению.

Актуальность заключается в объективной потребности восприятия детьми системы взаимодействия искусства с жизнью. В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления об искусстве через жизненный опыт детей, через примеры из окружающей дейст­вительности.

Индивидуальные особенности обучающихся 2 «А» класса – все дети имеют задержку психического развития, исходя из этого программа основывается на индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому обучающемуся.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенно­стями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи­зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

-   изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-   декоративная и конструктивная работа;

-   обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оцени­вать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

-   подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-   прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно­сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель­ности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. От урока к уроку происходит по­стоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Планирование уроков предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учеб­ника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Количество часов: в год – 34; в неделю – 1;

·        в 1-ой четверти – 8;

·        во 2-ой четверти – 8;

·        в 3-ей четверти – 10,

·         в 4-ой четверти – 9.

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень) Учащиеся  должны знать/понимать:

  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю­страциях к произведениям литературы и музыки;

Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:

использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);

моделировать предметы бытового окружения человека;

применить навыки несложных зарисовок с натуры;

построить несложную композицию;

воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

анализировать результаты сравнения;

использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь, уголь, гелевая ручка.

 

 

Критерии и система оценки творческой работы

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

 

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 1 четверть 2014-2015 уч. Года 2 «А» класс

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

«Воспоминания о лете»

Беседа о изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Перспектива. Цветовой круг.

1

05.09.14

Простая  форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов

2.

«Осенний лист кружится, осенний лист ложится»

1

12.09.14

Разнообразная форма листа, цветовая гамма, оттенки, прожилки

3.

«Раскудрявая берёза на ветру качается»

1

19.09.14

Ствол, крона, листва, кора дерева.

4.

«Осенние дары».  Корзина с овощами.

1

26.09.14

Глазам страшно, а руки делают. Натюрморт из фруктов и овощей.

5.

«Осенние дары». Ваза с фруктами.

1

03.10.14

Перспектива. Светотень.

6.

«Дары хвойных лесов».  Гриб боровик.

1

10.10.14

Шляпка, ножка, размер, расположение на листе.

7.

«Туча чёрная плывёт, грубым голосом поёт …». Акварельные краски.

1

17.10.14

Кисть, палитра, смешивание цвета.

8.

Итоговый урок. Декоративная салфетка.

1

24.10.14

Узор в квадрате – ритмическое симметричное повторение элементов в квадрате.

Всего: 8 часов

 

Дидактический материал:

Образцы узоров, альбом иллюстраций русских художников, трафареты, образцы рисунков, макеты, декоративные осенние листья.

Планируемый результат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 2 четверть 2014-2015 уч. Года 2 «А» класс

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Интегрированный урок «Математическая раскраска»

1

07.11.14

Слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность

 

2.

Рисование ладошками: «Гуси-лебеди»

1

14.09.14

Голова, хвост, крылья, клюв, шея

3.

Рисование пальчиками: «Красивая птица – павлин»

1

21.11.14

Перья, хвост, клюв, голова, крылья

4.

Рисование пальчиками «Рябиновые ягоды»

1

28.11.14

Кисть рябины, красная рябина, ягоды рябины

5.

«Мы все разные, но все равные». Рисование по выбору в рамках декады инвалидов.

1

05.12.14

Милосердие, милость, душевный человек, сердечный человек.

6.

Интегрированный урок – рисование  зёрнышками по образцу: «Предзимье»

1

12.12.14

Предзимье, время года, дерево, ствол, ветви

 

 

7.

Рисование ладошками «Семья снеговиков»

1

26.12.14

Мама-снеговик, папа-снеговик,

дочь-снеговик,

сын-снеговик,

дружная семья

8.

Итоговый урок. Рисование по воображению: «Скоро Новый год!»

1

29.12.14

 

Всего: 7 часов

Материал:

Семена укропа, альбомы, цветные карандаши или фломастеры, простые карандаши, клей ПВА, образцы работ.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 3 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Интегрированный урок: «Как я встретил Новый год?». Чтение стихов

1

15.01.15

Ёлка, новогодние игрушки, шарики, хлопушки

 

2.

Рисование карандашами: «Зимние забавы»

1

22.01.15

Горки, каток, катаются с горки, катаются на лыжах

3.

Рисование гуашью. Композиция: «Заколдованный лес» Пейзаж

1

29.01.15

Снег на ветках, снег на лапах ели, снег искрится, кружится

4.

Рисование: «Красногрудый снегирь»

1

05.02.15

Голова, грудь, крылья, хвост, перья

5.

Урок-исследование: «Красивая ваза»

1

12.02.15

Ваза керамическая, деревянная, глиняная, стеклянная

 

6.

Подготовка открыток

-сувениров

папам и дедушкам к празднику: «Военный парад»

1

19.02.15

Защитники Отечества, солдаты страны, воины.

7.

Комбинированный урок: «Я и мой друг» составление книжки-раскраски

1

26.02.15

Уроки, прогулка, обед, игры

8.

Рисование гуашью, красками акварельными, карандашами: «Красивая открытка для мамы»

1

05.03.15

Праздничный денёк, день 8 марта, скоро мамин праздник, женский день

9.

Интегрированный урок: «Моя любимая семья – папа, мама, я, сестра»

1

12.03.15

Наша дружная семья, моя любимая семья, у нас большая семья

10.

Итоговый урок. «Такие разные лица» (возраст и мимика). Работа с контурными рисунками

1

19.03.05

Его зовут … . Он учится … . У него большая и дружная … .

Всего: 10 часов

Материал:

Гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, альбомы, ваза, иллюстративный и речевой материал, карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 4 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс

 

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Рисунок. Штриховка. Урок ознакомления с новым материалом.

1

30.03.15

Слева-направо, сверху-вниз, справо-налево, волнистые линии, снизу-вверх.

2.

«Уж тает снег, бегут ручьи …» Наблюдения из окна классной комнаты, фиксация внимания на приметах весны во время утренней прогулки.

1

06.04.15

Приметы весны, весенние приметы, солнце греет, тает снег, щебечут птицы.

3.

Творческая мастерская: рисование с натуры «Веточка вербы». Урок ознакомления с новым материалом.

1

13.04.15

Весна идёт, весне дорогу. Тёплый ветерок, весенний ветерок. Почки набухают, увеличиваются.

4.

 Урок ознакомления с жизнью и деятельностью первого космонавта Земли.

1

20.04.15

Космос, космонавт, космонавтика, космонавты, Юрий Гагарин.

5.

«День Победы».

27.04.15

 

Великая Отечественная война. На нашу страну напал враг.

6.

«70-летие со дня победы». Урок-беседа. «Красные маки – символ памяти погибшим во время войны».

1

04.05.15

Стебель, ножка, листья, лепестки, цветы, цветок.

7.

Твоя  мастерская. Развиваем  наблюдательность: рисование  домашнего любимца. «Братья наши меньшие».

 

1

18.05.15

Хомяк, кошка, собака, крыса, домашние любимцы.

8.

Итоговый урок.

1

25.05.15

 

Всего: 9 часов

 

Материал:

Гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, альбомы, ваза, иллюстративный и речевой материал, карточки

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются умения различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами. Полученные универсальные учебные действия обучающиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

 

В результате изучения изобразительного искусства второклассники научатся:

- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

- различать тёплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

 

Планируемые результаты освоения предмета

 

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере  у второклассников будет формироваться:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере у второклассников будет развиваться:

- способность к художественному познанию мира;

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере у второклассников будет формироваться:

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

 

Метапредметные результаты

У второклассников продолжится формирование:

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

 

Предметные результаты

У второклассников продолжатся процессы:

- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании);

- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

 

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются форме портфеля достижений (портфолио) и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

 

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Критерии и система оценки творческой работы обучающегося

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

 

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.

 


Департамент общего образования

Департамент общего образования

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство» в начальной образовательной (коррекционной) школе соответствует образовательной области «Искусство»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство» в начальной образовательной (коррекционной) школе соответствует образовательной области «Искусство»

К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р)

К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р)

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи­зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи­зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т

Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень)

Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень)

Тематическое планирование на 1 четверть 2014-2015 уч

Тематическое планирование на 1 четверть 2014-2015 уч

Тематическое планирование на 2 четверть 2014-2015 уч

Тематическое планирование на 2 четверть 2014-2015 уч

Тематическое планирование на 3 четверть 2014-2015 уч

Тематическое планирование на 3 четверть 2014-2015 уч

Тематическое планирование на 4 четверть 2014-2015 уч

Тематическое планирование на 4 четверть 2014-2015 уч

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами

Метапредметные результаты У второклассников продолжится формирование: - умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

Метапредметные результаты У второклассников продолжится формирование: - умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021