Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»______2014 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2 «А» класс отделения слабослышащих детей
Разработала:
Моисеева Р.И.
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство» в начальной образовательной (коррекционной) школе соответствует образовательной области «Искусство» ФГОС НОО обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю (32 часа в год).
Программа предполагает целостный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.
Рабочая учебная программа опирается на приоритеты современного школьного образования.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).
Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего образования:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, многонациональной культуре. Исходя из выбранных целей, были определены задачи:
Развивать мелкую моторику у детей, координацию движения рук и глаз;
Стимулировать интерес к процессу рисования;
Развивать творческое воображение;
Развивать мыслительные процессы и речевую деятельность;
Развивать умение работать по алгоритму;
Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);
Воспитывать у детей личностную позицию в процессе изобразительного творчества;
Поощрять стремление к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Программа уроков предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призваны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному её решению.
Актуальность заключается в объективной потребности восприятия детьми системы взаимодействия искусства с жизнью. В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления об искусстве через жизненный опыт детей, через примеры из окружающей действительности.
Индивидуальные особенности обучающихся 2 «А» класса – все дети имеют задержку психического развития, исходя из этого программа основывается на индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому обучающемуся.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается организация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.
В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительности: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.
Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Планирование уроков предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.
Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Количество часов: в год – 34; в неделю – 1;
· в 1-ой четверти – 8;
· во 2-ой четверти – 8;
· в 3-ей четверти – 10,
· в 4-ой четверти – 9.
Требования к уровню подготовки учащихся (базовый уровень) Учащиеся должны знать/понимать:
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
• сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Требования к уровню подготовки учащихся (продвинутый уровень) Учащиеся должны уметь:
• использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);
• моделировать предметы бытового окружения человека;
• применить навыки несложных зарисовок с натуры;
• построить несложную композицию;
• воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
• анализировать результаты сравнения;
• использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь, уголь, гелевая ручка.
Критерии и система оценки творческой работы
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Тематическое планирование на 1 четверть 2014-2015 уч. Года 2 «А» класс
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов Дата |
Речевой материал |
1. |
«Воспоминания о лете» Беседа о изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Перспектива. Цветовой круг. |
1 05.09.14 |
Простая форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов |
2. |
«Осенний лист кружится, осенний лист ложится» |
1 12.09.14 |
Разнообразная форма листа, цветовая гамма, оттенки, прожилки |
3. |
«Раскудрявая берёза на ветру качается» |
1 19.09.14 |
Ствол, крона, листва, кора дерева. |
4. |
«Осенние дары». Корзина с овощами. |
1 26.09.14 |
Глазам страшно, а руки делают. Натюрморт из фруктов и овощей. |
5. |
«Осенние дары». Ваза с фруктами. |
1 03.10.14 |
Перспектива. Светотень. |
6. |
«Дары хвойных лесов». Гриб боровик. |
1 10.10.14 |
Шляпка, ножка, размер, расположение на листе. |
7. |
«Туча чёрная плывёт, грубым голосом поёт …». Акварельные краски. |
1 17.10.14 |
Кисть, палитра, смешивание цвета. |
8. |
Итоговый урок. Декоративная салфетка. |
1 24.10.14 |
Узор в квадрате – ритмическое симметричное повторение элементов в квадрате. |
Всего: 8 часов |
Дидактический материал:
Образцы узоров, альбом иллюстраций русских художников, трафареты, образцы рисунков, макеты, декоративные осенние листья.
Планируемый результат:
Тематическое планирование на 2 четверть 2014-2015 уч. Года 2 «А» класс
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов Дата |
Речевой материал |
1. |
Интегрированный урок «Математическая раскраска» |
1 07.11.14 |
Слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность |
2. |
Рисование ладошками: «Гуси-лебеди» |
1 14.09.14 |
Голова, хвост, крылья, клюв, шея |
3. |
Рисование пальчиками: «Красивая птица – павлин» |
1 21.11.14 |
Перья, хвост, клюв, голова, крылья |
4. |
Рисование пальчиками «Рябиновые ягоды» |
1 28.11.14 |
Кисть рябины, красная рябина, ягоды рябины |
5. |
«Мы все разные, но все равные». Рисование по выбору в рамках декады инвалидов. |
1 05.12.14 |
Милосердие, милость, душевный человек, сердечный человек. |
6. |
Интегрированный урок – рисование зёрнышками по образцу: «Предзимье» |
1 12.12.14 |
Предзимье, время года, дерево, ствол, ветви
|
7. |
Рисование ладошками «Семья снеговиков» |
1 26.12.14 |
Мама-снеговик, папа-снеговик, дочь-снеговик, сын-снеговик, дружная семья |
8. |
Итоговый урок. Рисование по воображению: «Скоро Новый год!» |
1 29.12.14 |
|
Всего: 7 часов |
Материал:
Семена укропа, альбомы, цветные карандаши или фломастеры, простые карандаши, клей ПВА, образцы работ.
Тематическое планирование на 3 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов Дата |
Речевой материал |
1. |
Интегрированный урок: «Как я встретил Новый год?». Чтение стихов |
1 15.01.15 |
Ёлка, новогодние игрушки, шарики, хлопушки |
2. |
Рисование карандашами: «Зимние забавы» |
1 22.01.15 |
Горки, каток, катаются с горки, катаются на лыжах |
3. |
Рисование гуашью. Композиция: «Заколдованный лес» Пейзаж |
1 29.01.15 |
Снег на ветках, снег на лапах ели, снег искрится, кружится |
4. |
Рисование: «Красногрудый снегирь» |
1 05.02.15 |
Голова, грудь, крылья, хвост, перья |
5. |
Урок-исследование: «Красивая ваза» |
1 12.02.15 |
Ваза керамическая, деревянная, глиняная, стеклянная
|
6. |
Подготовка открыток -сувениров папам и дедушкам к празднику: «Военный парад» |
1 19.02.15 |
Защитники Отечества, солдаты страны, воины. |
7. |
Комбинированный урок: «Я и мой друг» составление книжки-раскраски |
1 26.02.15 |
Уроки, прогулка, обед, игры |
8. |
Рисование гуашью, красками акварельными, карандашами: «Красивая открытка для мамы» |
1 05.03.15 |
Праздничный денёк, день 8 марта, скоро мамин праздник, женский день |
9. |
Интегрированный урок: «Моя любимая семья – папа, мама, я, сестра» |
1 12.03.15 |
Наша дружная семья, моя любимая семья, у нас большая семья |
10. |
Итоговый урок. «Такие разные лица» (возраст и мимика). Работа с контурными рисунками |
1 19.03.05 |
Его зовут … . Он учится … . У него большая и дружная … . |
Всего: 10 часов |
Материал:
Гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, альбомы, ваза, иллюстративный и речевой материал, карточки
Тематическое планирование на 4 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов Дата |
Речевой материал |
1. |
Рисунок. Штриховка. Урок ознакомления с новым материалом. |
1 30.03.15 |
Слева-направо, сверху-вниз, справо-налево, волнистые линии, снизу-вверх. |
2. |
«Уж тает снег, бегут ручьи …» Наблюдения из окна классной комнаты, фиксация внимания на приметах весны во время утренней прогулки. |
1 06.04.15 |
Приметы весны, весенние приметы, солнце греет, тает снег, щебечут птицы. |
3. |
Творческая мастерская: рисование с натуры «Веточка вербы». Урок ознакомления с новым материалом. |
1 13.04.15 |
Весна идёт, весне дорогу. Тёплый ветерок, весенний ветерок. Почки набухают, увеличиваются. |
4. |
Урок ознакомления с жизнью и деятельностью первого космонавта Земли. |
1 20.04.15 |
Космос, космонавт, космонавтика, космонавты, Юрий Гагарин. |
5. |
«День Победы». |
27.04.15
|
Великая Отечественная война. На нашу страну напал враг. |
6. |
«70-летие со дня победы». Урок-беседа. «Красные маки – символ памяти погибшим во время войны». |
1 04.05.15 |
Стебель, ножка, листья, лепестки, цветы, цветок. |
7. |
Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисование домашнего любимца. «Братья наши меньшие».
|
1 18.05.15 |
Хомяк, кошка, собака, крыса, домашние любимцы. |
8. |
Итоговый урок. |
1 25.05.15 |
|
Всего: 9 часов |
Материал:
Гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, альбомы, ваза, иллюстративный и речевой материал, карточки
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются умения различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами. Полученные универсальные учебные действия обучающиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.
В результате изучения изобразительного искусства второклассники научатся:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
- различать тёплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты
В ценностно-эстетической сфере у второклассников будет формироваться:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.
В познавательной сфере у второклассников будет развиваться:
- способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
В трудовой сфере у второклассников будет формироваться:
- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.
Метапредметные результаты
У второклассников продолжится формирование:
- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;
- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты
У второклассников продолжатся процессы:
- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании);
- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются форме портфеля достижений (портфолио) и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.
Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).
Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).
Критерии и система оценки творческой работы обучающегося
1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.