Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Трудовое обучение" (2 класс слабослышащее отделение)

  • doc
  • 14.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Областное  государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната 

Приказ №__

от «__»____2014 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по учебному предмету

 

«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»

 

2 «А» класс отделения слабослышащих детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Разработала:

Моисеева Р.И.

                                

 

ТОМСК

2014 г.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.

Учебный предмет «Трудовое обучение» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку с особенностями в развитии представление о технологическом процессе при изготовлении какой-либо  продукции, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

 

Кому адресована программа.

Программа адресована обучающимся  2 «А» класса.

 

Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.

     Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

 

Актуальность программы.

 О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха много говорят и пишут.

Роль трудового, эстетического воспитания в формировании личности, её всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.

Развитие интеллектуальных компо­нентов трудовой деятельности включается как составная часть в общую проблему психологической и практической подготовки подрастающего поколения к труду. ФГОС 2-ого поколения, определяя основные направления в организации трудового воспитания и развития, указывают на необходимость уделять как можно больше внимания трудовой подготовке школьников с особенностями в развитии, которая включает в себя как компоненты трудового обучения, трудового воспита­ния, а также профориентационную деятельность.

 

Цели и задачи программы.

Цели трудового обучения в начальной школе:

·овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

·освоение продуктивной проектной деятельности.

·формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 

Основные задачи курса:

- развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера.

 

Принципы, лежащие в основе построения программы.

ü     Принцип приоритетного воспитания в образовательном процессе;

ü     Принцип личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения;

ü     Принцип сочетания инновационных подходов с традициями отечественного образования.

ü     Принцип «от жизни через искусство к жизни»;

ü     Принцип целостности и неспешность освоения материала;

ü     Принцип гуманизма в межличностных отношениях;

ü     Принцип индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;

ü     Принцип интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.

Работа по развитию в трудовой деятельности  осуществляется комплексно. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности педагога и обучающегося.

Для организации работы по трудовой деятельности программа создаёт такие условия, в которых будет комфортно и педагогу и обучающимся. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно-изобразительному творчеству детей.

 

Специфика программы.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса через осмысление младшим школьником  деятельности человека,   осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и  творец рукотворного мира.  Освоение содержания предмета осуществляется на основе   продуктивной проектной деятельности.  

 

Методы обучения.

Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические уроки. Некоторые уроки проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого урока несколько минут отведено теоретической беседе, развитию речевой деятельности, пополнению словаря, завершается урок непременным просмотром работ и их обсуждением и самостоятельным оцениванием личных работ в игровой форме «Светофор»..

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

К концу 2 класса у  обучающихся следующие знания и умения:

·знать культурные и трудовые традиции своей семьи;

·основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;

·организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;

·знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка) и технику безопасности при работе с ними;

·осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;

·моделировать несложные изделия;

·уметь применять знания, полученные в 1 классе;

·осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;

·уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами;

·правильно и экономно расходовать материалы;

·знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами,  и др.);

·знать и выполнять правила техники безопасности;

·понимать, что вся работа имеет цену;

·самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;

·различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;

·получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);

·овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;

·знать свойства, способы использования, виды пластилина;

·использовать в аппликации различные виды круп – просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъёмную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;

 

Требования к результатам универсальных учебных действий.

Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

·             объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;

·             уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда товарища;

·положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;

·учиться выявлять учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

·учиться планировать практическую деятельность на уроке под контролем учителя;

·определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

·сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

·с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

·самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

·уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

·вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

·учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

 

Структура документа.

Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, содержание программы, ожидаемые результаты реализации программы, методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование, список использованной литературы.

 

Виды и формы организации учебного процесса.

Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаётся  творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат.

 

Ожидаемые результаты:

главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами трудовой деятельности может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок;

в процессе усвоения программных требований, получат дополнительную подготовку в области трудовой деятельности;

программа будет способствовать развитию воображения, образного мышления, интеллекта, фантазии, познавательного интереса;

в процессе деятельности обучающиеся познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов, с новыми функциями уже известных материалов;

обучающиеся будут создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье.

Итоговый контроль. Изготовление изделия, оценивание работы лично, педагогом, товарищами.

В базисном учебном плане  на трудовое обучение во 2-ом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 58 уроков за год, в том числе на проведение экскурсий.

Количество часов в год – 68; в неделю –2 часа;

         в I четверти –16

         во II четверти – 16

         в III четверти – 20

         в IV четверти – 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по трудовому обучению

I четверть (2 часа в неделю, 16 часов)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Организация рабочего места. Инструктаж

1

03.09.14

Безопасность моего труда.

Поспешишь, людей насмешишь!

2.

Работа с бумагой. Сгибание по инструкции.

«Закладка»

1

03.09.14

Сгибаем по инструкции. Верхний угол к нижнему. Сгибаем по диагонали.

3.

Аппликация «Цветочная полянка»

1

10.09.14

Делаем заготовку – овал. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый.

4.

Экскурсия в парк. «Жёлтый лист»

1

10.09.14

Готовь сани летом, а телегу – зимой.  Природный материал(сборка и сортировка природного материала)

5.

«Осенние листья». Коллективная работа, панно.

1

17.09.14

Выбери лист. С какого дерева твой листок? Выбери место, куда ты его приклеишь.

6.

«Осеннее дерево».  Свободное вырезание

1

17.09.14

Какого цвета выберем фон?

Какого цвета облака?

Выберите цвет  бумаги для солнца.

7.

«Гриб - боровик». Работа с трафаретами.

1

24.09.14

Какого цвета выберем фон?

Какого цвета шляпка?

Выберите цвет  бумаги для ножки.

8.

Работа с бумагой. Сгибание по инструкции. Квадрат без ножниц.  «Корзинка»

1

24.09.14

Делаем заготовку – квадрат. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый.

 

9.

«Осенний лист» Работа

по шаблону. Примазывание.

1

01.10.14

Это лист ….Этот лист с ….

 

 

10.

Сельскохозяйственный

труд «Уборка цветника

на пришкольном участке»

1

01.10.14

Уменье и труд всё перетрут. Садовый инвентарь для труда

11.

Примазывание. 

«Кисть рябины» (Ягоды)

 

1

08.10.14

Какого цвета выберем фон?

Какого цвета ягоды?

Выберите цвет  пластилина для листьев.

12.

Примазывание. 

«Кисть рябины» (Ветка с листьями)

 

1

08.10.14

Составьте из трафаретов пирамиду.

Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно.

13.

«Ёжики». Шишки, пластилин, др. природный материал.

1

15.10.14

Какого цвета выберем фон подставки?

Внимательно рассмотрите шишку, потом

подберите форму лепестков и цвет.

14.

Аппликация «Осенний цветок», цветная бумага, крылатки, засушенные листья.

1

15.10.14

Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно.

15.

Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев. Подготовка.

1

22.10.14

Красиво расположили элементы на фоне.

Вырезаем аккуратно.

16.

Итоговый урок. Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев.  Окончание работы.

1

22.10.14

Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. Приклеиваем  аккуратно.

Всего: 16 часов.

Таким образом, трудовое обучение носит практический характер, предусматривающий активное, творческое участие         школьников в общественно полезном труде.

При организации учебной деятельности на уроках труда  учитывается специфичность состава обучающихся школы слабослышащих – ограниченность их речевого развития. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по трудовому обучению

II четверть (2 часа в неделю, 16 часов)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

«Ладушки-ладошки». Обведение ладошек,

вырезание,

написание выражений

речевого этикета

1

05.11.14

Здравствуйте, добрый день, милости прошу

2.

«Декоративные курочка и петушок». 

Работа с ладошками

1

05.11.14

QMfDO0yGrOAГолова, хвост, шея, клюв, крыло, волнистые линии

3.

«Декоративное дерево».

Инструктаж при работе с ножницами № 236

1

12.11.14

d0bad0bed0bbd0bbd0b0d0b6Бумага, волнистые линии, линия сгиба

4.

Квилинг «Ветка рябины».

Инструктаж при работе

 с клеем № 142

1

12.11.14

загруженноеНарезаем, скручиваем, наклеиваем.

5.

Стенная газета: «Мы

все разные, но все равные», в рамках декады инвалидов

1

19.11.14

Вырезаем, подписываем, наклеиваем.

6.

Завершение работы.

Стенная газета:

«Мы все разные,

но все равные»,

в рамках декады инвалидов.

Инстр. №236

1

19.11.14

  Вырезали, подписали, наклеили.

7.

Аппликация из

салфеток: «Дарю своё сердце»

в рамках декады инвалидов. Инстр. № 142

1

26.11.14

6(264)Скручиваем, обводим, наносим, приклеиваем.

8.

Завершение

работы. Аппликация

из салфеток: «Дарю

своё сердце», в рамках

декады инвалидов

1

26.11 14

Скручиваем, обводим, наносим, приклеиваем9(204), вырезаем.

9.

Коллективная

работа. Аппликация

из салфеток:

«Весёлые снеговики»

1

03.12.14

Нарезаем белые салфетки на маленькие квадратики. Скручивает маленькие квадратики.

10.

Завершение

работы. Аппликация

из салфеток:

«Весёлые снеговики»

1

03.12.14

Нарезали белые салфетки на маленькие квадратики. Скрутили маленькие квадратики. Наклеили.

11.

Гирлянда из снеговиков.

1

10.12.14

Цветная бумага, белая бумага, нос-морковка, шляпа.

12.

Поделка и бумаги:

«Ёлочка-ёлка, зелёная иголка»

1

10.12.14

У елки есть ствол, ветви, иголки. Ёлочка – колкая иголочка.

13.

Новогодняя гирлянда.

Новогодние игрушки

своими руками. Инстр. №142, 236

1

17.12.14

Разноцветная гирлянда,

новогодние игрушки,

новогодняя ёлочка.

14.

Украшение классной комнаты к новогоднему празднику.

1

17.12.14

Мы украсили свой класс, мы нарядили свой класс к празднику.

15.

Уборка классной комнаты.

1

24.12.14

 Терпение и труд всё перетрут.

Сделал дело – гуляй смело.

16.

Итоговый урок.

1

24.12.14

 

Всего: 16 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по трудовому обучению

III четверть (2 часа в неделю, 20 часа)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Экскурсия в столярную мастерскую. Техника безопасности работы с металлическими предметами.

 

1

14.01.15

Столярный станок, мебель, мальчики работают в столярной мастерской.

2.

Экскурсия в швейную мастерскую. Техника безопасности работы с металлическими предметами.

1

14.01.15

Девочки работаю в швейной мастерской. Швейная машинка, иголки, нитки, одежда.

3.

Комбинированные работы.

Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина, гороха, семян арбуза, фасоли.

1

21.01.15

Семена гороха, семена фасоли, семена арбуза. Я выполняю работу. Я выполнил работу. Я закончил работу.

4.

Завершение работы: «Декоративная вазочка».

1

21.01.15

Красивая вазочка, аккуратная работа.

5.

Составление декоративного букета: композиции из сухих веток, листьев, цветов.

1

28.01.15

Засушенные розы, водосбор, гербарий, сухие травы.

6.

Завершение работы: «Ожившие фантазии».

1

28.01.15

  У меня очень красивая работа.

7.

Выполнение сувенира сложной формы (игрушка «БАРАШ-кругляш»).

1

04.02.15

Пластилин,  ватные палочки, желуди, бумага, картон.

8.

Завершение работы: «Бараш-кругляш».

1

04.02 15

У меня аккуратная работа.

9.

Изготовление стрекозы.

1

11.02.15

Пластилин, крылатки клёна, плюски  желудей.

10.

Завершение работы: «Весёлые стрекозы над лужайкой».

1

11.02.15

У меня весёлая стрекоза. У меня маленькая стрекоза. У меня большая стрекоза.

11.

Изготовление бабочки.

1

18.02.15

Сухие листья, желуди, пластилин, ягоды  шиповника, хвоинки ели, веточки.

12.

Открытка для папы.

1

18.02.15

Я сделал открытку для папы. Аккуратная работа.

13.

Изготовление львёнка из крылаток клена или ясеня.

1

25.02.15

Крылатки, грива, большой лев, большая львица, маленький львёнок.

14.

Завершение работы: «Маленький львёнок».

1

25.02.15

Я стараюсь. Я выполняю работу. Я помогаю товарищу.

15.

Работа с бумагой.

Плетение ковриков из полосок бумаги.

1

04.03.15

 Картон, цветной картон, бумага, цветная бумага. Нарезаю полоски. Разрезал бумагу на полоски.

16.

Открытка для мамы.

1

04.03.15

Милая, любимая, родная, дорогая моя мамочка моя, я люблю тебя

17.

Выполнение закладки с плетением полосок бумаги сквозь прорези в основе.

1

11.03.15

Я буду выполнять работу. Я выполняю работу. Я выполнил работу.

18.

Завершение работы: «Закладка для книги».

1

11.03.15

Я работаю. Я закончил работу. Я сделал закладку.

19.

Плетение корзинки из полосок бумаги.

1

18.03.15

Терпенье и труд всё перетрут. Сделал дело – гуляй смело.

20.

Итоговый урок. Завершение работы: «Корзинка для гномика».

1

18.03.15

Лень портит, а труд кормит.

Всего: 20 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по трудовому обучению

IV четверть (2 часа в неделю, 16 часов)

Содержание программного материала

Кол-во часов

Речевой материал

1.

Домашний труд. Уборка класса.

1

01.04.15

 

Я выполняю правила домашнего труда.

2.

Домашний труд. Уход за комнатными 
растениями

1

01.04.15

Я люблю ухаживать за комнатными растениями.

3.

Комплексные работы. Конфетница 
из половинок 
нитяного ажурного кокона

1

08.04.15

 

Последовательность технологических 
операций при изготовлении изделия.

4.

Комплексные работы. Конфетница 
из половинок 
нитяного ажурного кокона. Завершение работы.

1

08.04.15

Ажурный кокон. Кокон из нитей.

5.

Плетение из проволоки. Оплетение карандашей

1

15.04.15

Изготовление изделий из бумаги по образцам,  разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия.

6.

Комбинированный урок. Каркасные модели человека 
в движении.

1

15.04.15

Изделие 
из пластических материалов. Человек в движении.

7.

Декоративная композиция «Цветы в вазе»

2

22.04.15

Фольга – это материал … . Розы, маки, тюльпаны …

8.

Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Гномик»

1

29.04.15

Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия

9.

Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Моё любимое животное»

1

29.04.15

Бережное использование. Я экономно расходую материал – солёное тесто.

10.

Игрушки 
из поролона

1

06.05.15

Клеевое и ниточное соединение деталей.

11.

Беседа. Домашний труд. Современная 
бытовая техника. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники.

1

06.05.15

Современная бытовая техника (назначение). Правила управления. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники

12.

Домашний труд. Правила уборки помещений.  Уборка класса, уход за комнатными растениями

1

13.05.15

Вытираю пыль. Вытер пыль. Буду вытирать пыль. Поливаю цветы. Полил цветы. Буду поливать цветы.

13.

«Цыплята делят червяка». Работа по образцу.

1

13.05.15

Жёлтые комочки, дочки и сыночки – цыплята.

14.

Творческая деятельность. Веточка рябины-вербы.

1

20.05.15

Пушинки вербы я сделаю из ваты.

15.

Итоговый урок. Завершение творческой деятельности.

1

20.05.15

 

Всего: 16 часов.