Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Утверждена на педагогическом совете школы-интерната Приказ №__ от «__»____2014 г. Директор ________А.В. Маланина
|
Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___ от «__»____2014 г. Заместитель директора по УР _________ Н.С. Фролова
|
Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении Протокол №___ от «__»____2014 г. Руководитель МО _________ Т.П. Мурина |
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по учебному предмету
«ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
2 «А» класс отделения слабослышащих детей
Разработала:
Моисеева Р.И.
ТОМСК
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Роль и место данной дисциплины в образовательном процессе.
Учебный предмет «Трудовое обучение» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку с особенностями в развитии представление о технологическом процессе при изготовлении какой-либо продукции, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Кому адресована программа.
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса.
Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы.
О проблеме формирования и развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха много говорят и пишут.
Роль трудового, эстетического воспитания в формировании личности, её всестороннем развитии трудно переоценить. Уже в древности отмечали значение красоты в жизни и деятельности человека. Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного возвышения человека.
Развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности включается как составная часть в общую проблему психологической и практической подготовки подрастающего поколения к труду. ФГОС 2-ого поколения, определяя основные направления в организации трудового воспитания и развития, указывают на необходимость уделять как можно больше внимания трудовой подготовке школьников с особенностями в развитии, которая включает в себя как компоненты трудового обучения, трудового воспитания, а также профориентационную деятельность.
Цели и задачи программы.
Цели трудового обучения в начальной школе:
·овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
·освоение продуктивной проектной деятельности.
·формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.
Основные задачи курса:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности, реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и логике проекта;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера.
Принципы, лежащие в основе построения программы.
ü Принцип приоритетного воспитания в образовательном процессе;
ü Принцип личностно-ориентированного и деятельностного характера обучения;
ü Принцип сочетания инновационных подходов с традициями отечественного образования.
ü Принцип «от жизни через искусство к жизни»;
ü Принцип целостности и неспешность освоения материала;
ü Принцип гуманизма в межличностных отношениях;
ü Принцип индивидуализации и дифференциации процесса образования и воспитания;
ü Принцип интеграции интеллектуального, художественного, эстетического и нравственного развития.
Работа по развитию в трудовой деятельности осуществляется комплексно. Работа, как правило, переносится в блок совместной деятельности педагога и обучающегося.
Для организации работы по трудовой деятельности программа создаёт такие условия, в которых будет комфортно и педагогу и обучающимся. Удобно оборудованное рабочее место поможет художественно-изобразительному творчеству детей.
Специфика программы.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Методы обучения.
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические уроки. Некоторые уроки проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого урока несколько минут отведено теоретической беседе, развитию речевой деятельности, пополнению словаря, завершается урок непременным просмотром работ и их обсуждением и самостоятельным оцениванием личных работ в игровой форме «Светофор»..
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу 2 класса у обучающихся следующие знания и умения:
·знать культурные и трудовые традиции своей семьи;
·основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка), уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;
·организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;
·знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож, линейка) и технику безопасности при работе с ними;
·осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;
·моделировать несложные изделия;
·уметь применять знания, полученные в 1 классе;
·осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;
·уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами, пластмассами;
·правильно и экономно расходовать материалы;
·знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы ножницами, и др.);
·знать и выполнять правила техники безопасности;
·понимать, что вся работа имеет цену;
·самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно и рационально размечать несколько деталей;
·различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану;
·получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений);
·овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую карту к поделке;
·знать свойства, способы использования, виды пластилина;
·использовать в аппликации различные виды круп – просо, гречка, семена ясеня и т. д., создавать полуобъёмную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;
Требования к результатам универсальных учебных действий.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
· объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;
· уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда товарища;
·положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
·определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
·учиться выявлять учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
·учиться планировать практическую деятельность на уроке под контролем учителя;
·определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
·сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
·с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
·самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
·уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
·вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
·учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Структура документа.
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, содержание программы, ожидаемые результаты реализации программы, методическое обеспечение, календарно-тематическое планирование, список использованной литературы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдаётся творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат.
Ожидаемые результаты:
главным результатом реализации программы является создание каждым ребёнком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами трудовой деятельности может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок;
в процессе усвоения программных требований, получат дополнительную подготовку в области трудовой деятельности;
программа будет способствовать развитию воображения, образного мышления, интеллекта, фантазии, познавательного интереса;
в процессе деятельности обучающиеся познакомятся с новыми инструментами для обработки материалов, с новыми функциями уже известных материалов;
обучающиеся будут создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье.
Итоговый контроль. Изготовление изделия, оценивание работы лично, педагогом, товарищами.
В базисном учебном плане на трудовое обучение во 2-ом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, что составляет 35 учебных недель, которые включают 58 уроков за год, в том числе на проведение экскурсий.
Количество часов в год – 68; в неделю –2 часа;
• в I четверти –16
• во II четверти – 16
• в III четверти – 20
• в IV четверти – 16
Тематическое планирование по трудовому обучению |
|||
I четверть (2 часа в неделю, 16 часов) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов Дата |
Речевой материал |
1. |
Организация рабочего места. Инструктаж |
1 03.09.14 |
Безопасность моего труда. Поспешишь, людей насмешишь! |
2. |
Работа с бумагой. Сгибание по инструкции. «Закладка» |
1 03.09.14 |
Сгибаем по инструкции. Верхний угол к нижнему. Сгибаем по диагонали. |
3. |
Аппликация «Цветочная полянка» |
1 10.09.14 |
Делаем заготовку – овал. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый. |
4. |
Экскурсия в парк. «Жёлтый лист» |
1 10.09.14 |
Готовь сани летом, а телегу – зимой. Природный материал(сборка и сортировка природного материала) |
5. |
«Осенние листья». Коллективная работа, панно. |
1 17.09.14 |
Выбери лист. С какого дерева твой листок? Выбери место, куда ты его приклеишь. |
6. |
«Осеннее дерево». Свободное вырезание |
1 17.09.14 |
Какого цвета выберем фон? Какого цвета облака? Выберите цвет бумаги для солнца. |
7. |
«Гриб - боровик». Работа с трафаретами. |
1 24.09.14 |
Какого цвета выберем фон? Какого цвета шляпка? Выберите цвет бумаги для ножки. |
8. |
Работа с бумагой. Сгибание по инструкции. Квадрат без ножниц. «Корзинка» |
1 24.09.14 |
Делаем заготовку – квадрат. Сгибаем пополам. Соедините верхний правый угол и нижний левый.
|
9. |
«Осенний лист» Работа по шаблону. Примазывание. |
1 01.10.14 |
Это лист ….Этот лист с ….
|
10. |
Сельскохозяйственный труд «Уборка цветника на пришкольном участке» |
1 01.10.14 |
Уменье и труд всё перетрут. Садовый инвентарь для труда |
11. |
Примазывание. «Кисть рябины» (Ягоды)
|
1 08.10.14 |
Какого цвета выберем фон? Какого цвета ягоды? Выберите цвет пластилина для листьев. |
12. |
Примазывание. «Кисть рябины» (Ветка с листьями)
|
1 08.10.14 |
Составьте из трафаретов пирамиду. Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. |
13. |
«Ёжики». Шишки, пластилин, др. природный материал. |
1 15.10.14 |
Какого цвета выберем фон подставки? Внимательно рассмотрите шишку, потом подберите форму лепестков и цвет. |
14. |
Аппликация «Осенний цветок», цветная бумага, крылатки, засушенные листья. |
1 15.10.14 |
Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. |
15. |
Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев. Подготовка. |
1 22.10.14 |
Красиво расположили элементы на фоне. Вырезаем аккуратно. |
16. |
Итоговый урок. Аппликация из цветной бумаги и природного материала, засушенных листьев. Окончание работы. |
1 22.10.14 |
Выберите для каждой детали цвет бумаги. Вырезаем аккуратно. Приклеиваем аккуратно. |
Всего: 16 часов. |
Таким образом, трудовое обучение носит практический характер, предусматривающий активное, творческое участие школьников в общественно полезном труде.
При организации учебной деятельности на уроках труда учитывается специфичность состава обучающихся школы слабослышащих – ограниченность их речевого развития. Все этапы урока максимально насыщены речевым общением.
Тематическое планирование по трудовому обучению |
|||
II четверть (2 часа в неделю, 16 часов) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
«Ладушки-ладошки». Обведение ладошек, вырезание, написание выражений речевого этикета |
1 05.11.14 |
Здравствуйте, добрый день, милости прошу |
2. |
«Декоративные курочка и петушок». Работа с ладошками |
1 05.11.14 |
Голова, хвост, шея, клюв, крыло, волнистые линии |
3. |
«Декоративное дерево». Инструктаж при работе с ножницами № 236 |
1 12.11.14 |
Бумага, волнистые линии, линия сгиба |
4. |
Квилинг «Ветка рябины». Инструктаж при работе с клеем № 142 |
1 12.11.14 |
Нарезаем, скручиваем, наклеиваем. |
5. |
Стенная газета: «Мы все разные, но все равные», в рамках декады инвалидов |
1 19.11.14 |
Вырезаем, подписываем, наклеиваем. |
6. |
Завершение работы. Стенная газета: «Мы все разные, но все равные», в рамках декады инвалидов. Инстр. №236 |
1 19.11.14 |
Вырезали, подписали, наклеили. |
7. |
Аппликация из салфеток: «Дарю своё сердце» в рамках декады инвалидов. Инстр. № 142 |
1 26.11.14 |
Скручиваем, обводим, наносим, приклеиваем. |
8. |
Завершение работы. Аппликация из салфеток: «Дарю своё сердце», в рамках декады инвалидов |
1 26.11 14 |
Скручиваем, обводим, наносим, приклеиваем, вырезаем. |
9. |
Коллективная работа. Аппликация из салфеток: «Весёлые снеговики» |
1 03.12.14 |
Нарезаем белые салфетки на маленькие квадратики. Скручивает маленькие квадратики. |
10. |
Завершение работы. Аппликация из салфеток: «Весёлые снеговики» |
1 03.12.14 |
Нарезали белые салфетки на маленькие квадратики. Скрутили маленькие квадратики. Наклеили. |
11. |
Гирлянда из снеговиков. |
1 10.12.14 |
Цветная бумага, белая бумага, нос-морковка, шляпа. |
12. |
Поделка и бумаги: «Ёлочка-ёлка, зелёная иголка» |
1 10.12.14 |
У елки есть ствол, ветви, иголки. Ёлочка – колкая иголочка. |
13. |
Новогодняя гирлянда. Новогодние игрушки своими руками. Инстр. №142, 236 |
1 17.12.14 |
Разноцветная гирлянда, новогодние игрушки, новогодняя ёлочка. |
14. |
Украшение классной комнаты к новогоднему празднику. |
1 17.12.14 |
Мы украсили свой класс, мы нарядили свой класс к празднику. |
15. |
Уборка классной комнаты. |
1 24.12.14 |
Терпение и труд всё перетрут. Сделал дело – гуляй смело. |
16. |
Итоговый урок. |
1 24.12.14 |
|
Всего: 16 часов. |
Тематическое планирование по трудовому обучению |
|||
III четверть (2 часа в неделю, 20 часа) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
Экскурсия в столярную мастерскую. Техника безопасности работы с металлическими предметами.
|
1 14.01.15 |
Столярный станок, мебель, мальчики работают в столярной мастерской. |
2. |
Экскурсия в швейную мастерскую. Техника безопасности работы с металлическими предметами. |
1 14.01.15 |
Девочки работаю в швейной мастерской. Швейная машинка, иголки, нитки, одежда. |
3. |
Комбинированные работы. Изготовление декоративной вазочки с использованием пластилина, гороха, семян арбуза, фасоли. |
1 21.01.15 |
Семена гороха, семена фасоли, семена арбуза. Я выполняю работу. Я выполнил работу. Я закончил работу. |
4. |
Завершение работы: «Декоративная вазочка». |
1 21.01.15 |
Красивая вазочка, аккуратная работа. |
5. |
Составление декоративного букета: композиции из сухих веток, листьев, цветов. |
1 28.01.15 |
Засушенные розы, водосбор, гербарий, сухие травы. |
6. |
Завершение работы: «Ожившие фантазии». |
1 28.01.15 |
У меня очень красивая работа. |
7. |
Выполнение сувенира сложной формы (игрушка «БАРАШ-кругляш»). |
1 04.02.15 |
Пластилин, ватные палочки, желуди, бумага, картон. |
8. |
Завершение работы: «Бараш-кругляш». |
1 04.02 15 |
У меня аккуратная работа. |
9. |
Изготовление стрекозы. |
1 11.02.15 |
Пластилин, крылатки клёна, плюски желудей. |
10. |
Завершение работы: «Весёлые стрекозы над лужайкой». |
1 11.02.15 |
У меня весёлая стрекоза. У меня маленькая стрекоза. У меня большая стрекоза. |
11. |
Изготовление бабочки. |
1 18.02.15 |
Сухие листья, желуди, пластилин, ягоды шиповника, хвоинки ели, веточки. |
12. |
Открытка для папы. |
1 18.02.15 |
Я сделал открытку для папы. Аккуратная работа. |
13. |
Изготовление львёнка из крылаток клена или ясеня. |
1 25.02.15 |
Крылатки, грива, большой лев, большая львица, маленький львёнок. |
14. |
Завершение работы: «Маленький львёнок». |
1 25.02.15 |
Я стараюсь. Я выполняю работу. Я помогаю товарищу. |
15. |
Работа с бумагой. Плетение ковриков из полосок бумаги. |
1 04.03.15 |
Картон, цветной картон, бумага, цветная бумага. Нарезаю полоски. Разрезал бумагу на полоски. |
16. |
Открытка для мамы. |
1 04.03.15 |
Милая, любимая, родная, дорогая моя мамочка моя, я люблю тебя |
17. |
Выполнение закладки с плетением полосок бумаги сквозь прорези в основе. |
1 11.03.15 |
Я буду выполнять работу. Я выполняю работу. Я выполнил работу. |
18. |
Завершение работы: «Закладка для книги». |
1 11.03.15 |
Я работаю. Я закончил работу. Я сделал закладку. |
19. |
Плетение корзинки из полосок бумаги. |
1 18.03.15 |
Терпенье и труд всё перетрут. Сделал дело – гуляй смело. |
20. |
Итоговый урок. Завершение работы: «Корзинка для гномика». |
1 18.03.15 |
Лень портит, а труд кормит. |
Всего: 20 часов. |
Тематическое планирование по трудовому обучению |
|||
IV четверть (2 часа в неделю, 16 часов) |
|||
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Речевой материал |
1. |
Домашний труд. Уборка класса. |
1 01.04.15
|
Я выполняю правила домашнего труда. |
2. |
Домашний
труд. Уход за комнатными |
1 01.04.15 |
Я люблю ухаживать за комнатными растениями. |
3. |
Комплексные
работы. Конфетница |
1 08.04.15
|
Последовательность технологических |
4. |
Комплексные
работы. Конфетница |
1 08.04.15 |
Ажурный кокон. Кокон из нитей. |
5. |
Плетение из проволоки. Оплетение карандашей |
1 15.04.15 |
Изготовление изделий из бумаги по образцам, разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия. |
6. |
Комбинированный
урок. Каркасные модели человека |
1 15.04.15 |
Изделие |
7. |
Декоративная композиция «Цветы в вазе» |
2 22.04.15 |
Фольга – это материал … . Розы, маки, тюльпаны … |
8. |
Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Гномик» |
1 29.04.15 |
Краткая характеристика операций подготовки и обработки пластичных материалов. Способы формообразования деталей изделия |
9. |
Изделие из пластического материала (солёное тесто) «Моё любимое животное» |
1 29.04.15 |
Бережное использование. Я экономно расходую материал – солёное тесто. |
10. |
Игрушки |
1 06.05.15 |
Клеевое и ниточное соединение деталей. |
11. |
Беседа. Домашний
труд. Современная |
1 06.05.15 |
Современная бытовая техника (назначение). Правила управления. Безопасные приёмы труда при использовании бытовой техники |
12. |
Домашний труд. Правила уборки помещений. Уборка класса, уход за комнатными растениями |
1 13.05.15 |
Вытираю пыль. Вытер пыль. Буду вытирать пыль. Поливаю цветы. Полил цветы. Буду поливать цветы. |
13. |
«Цыплята делят червяка». Работа по образцу. |
1 13.05.15 |
Жёлтые комочки, дочки и сыночки – цыплята. |
14. |
Творческая деятельность. Веточка рябины-вербы. |
1 20.05.15 |
Пушинки вербы я сделаю из ваты. |
15. |
Итоговый урок. Завершение творческой деятельности. |
1 20.05.15 |
|
Всего: 16 часов. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.