Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории обучающихся 4 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы и на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой ( Москва «Просвещение» 2011 год).
Учебник: С.Ю. Ильина, «Чтение» 4 класс. - М.: Просвещение, 2017. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях.
Рабочая программа составлена на _______ учебный год и рассчитана на 136 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы, предусмотренные АООП по чтению.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Данная Рабочая программа позволяет:
· учитывать их возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности;
· адаптировать содержание учебного материала, выделить необходимый и достаточный для освоения умственно отсталым ребенком 4 класса материал по чтению для освоения;
· определить содержание, объем, порядок изучения математики с учетом целей , задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся 4 класса.
Данная Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в рамках учебного курса: «чтение». Так же программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными предметами, основами безопасности жизнедеятельности, здоровым образом жизни, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Она имеет направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения - это подчеркивает значимость Рабочей программы, значимость обучения чтению учащихся.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Целью программы обучения является- овладение навыком правильного беглого выразительного чтения целыми словами.
Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:
–развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
– овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
– воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Изучение предмета нацелено на решение следующих основных задач:
–развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
– учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
–формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ассоциативное мышление;
–развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
–формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
–обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
–формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
–обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
–расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
–обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
– работать с различными типами текстов;
–создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Данная программа ориентирована на состав 4-го класса. В классе обучаются ____ человека, из них:___ учащихся усваивают учебный материал во II среднем уровне, ____обучающийся - во II низком уровне. Распределение учебного материала представлено с учетом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
Особенности обучающихся 4 класса: низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития внимания, памяти, испытывает затруднения при запоминании.
У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:
· малая устойчивость,
· трудности распределения внимания,
· замедленная переключаемость.
Исходя из особенностей обучающейся в рамках предмета решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
·
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
·
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти.
·
Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- умения работать по словесной инструкции, алгоритму.
·
Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и событиями).
· Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
· Развитие речи, овладение техникой речи.
· Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
· Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в обучении чтению.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым дети с нарушением интеллекта овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения. Переход на более совершенные способы чтения осуществляется поэтапно. Каждый из этапов развития навыков чтения требует подбора специальных методов и приёмов обучения.
Общая характеристика учебного предмета
В 4 классе осуществляется объяснительное чтение, в процессе которого у учащихся последовательно формируется умение разбираться в содержании прочитанного, объяснять поступки героев. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
Ведется систематическая работа по обучению чтению про себя, формируется орфоэпическое выразительное чтение.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.
Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.
На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
Содержание образовательной программы
Произведения устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.
Рождественские рассказы.
Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
2) активное использование речевых средств, для решения познавательных задач;
3) овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевого высказывания, составления текстов в устной форме;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
Учебно-тематический план
Раздел |
Кол- во часов |
Краткое содержание раздела |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
«Школьная жизнь» |
11 |
«Снова в школу» По Н.Носову «Жил был Учитель» Э. Мошковская «Чему учат в школе» М. Пляцковский «Поздравление». По Ю. Ермолаеву «Как Маруся дежурила» По Е. Щварцу «Шум и Шумок» По Е. Ильиной «Почему сороконожки опоздали на урок» В. Орлов «Три желания Вити» По Л. Каминскому «Читалочка» В. Берестов «Зарубите на носу» По М. Бартеневу «Зарубите на носу» По М. Бартеневу |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; собственных впечатлений о герое. Рисовать словесные картины с опорой на текст стихотворения. Определять особенности юмористического произведения. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; собственных впечатлений о герое. Проверять себя и самостоятельно оцениватьсвои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«Время листьям опадать». |
16 |
«Желтой краской кто – то…» Н. Антонова «Осенняя сказка» «Подарки осени» Е. Благинина «Лесные подарки» По К. Ушинскому «Лес осенью» А. Твардовский «В осеннем лесу» «Славная осень» Н. Некрасов «Отчего Осень грустна» По Ю. Шиму «Осень» К. Бальмонт «Три сойки» По Ю. Ковалю «Холодная зимовка» Н. Сладков «Скучная картина» А. Плещеев «Сказка про маленького жучка» «Пчелы и мухи» По К. Ушинскому «Время листьям опадать» Г. Граубина |
Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте Сравнивать звуки, описанные в художественном тексте. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками Представлять картины осенней природы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«Делу-время, потехе-час»». |
7 |
«Пекла кошка пирожки» (Русская потешка) «Сенокос»(Чешская потешка) «Карусели» По Л. Пантелееву «Прятки» По Н. Носову «Считалки» «Жмурки» По М. Булатову |
Определять последовательность событий в произведении. Пересказывать содержание рассказа по плану Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Характеризовать героев рассказов соотносить качества с героями рассказов. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«В мире животных». |
12 |
«Бодливая корова» По К. Ушинскому «Упрямый котенок» По В. Бирюкову «Пушок» По В. Гаранжину «Томка» По Е. Чарушину «Охотник и собаки» По Б. Житкову «Чук заболел» Л. Матвеева «Хитрый бурундук» Г. Снегирев «Барсучья кладовая» По А. Баркову «Гостья» По А. Дорохову «Игрушки лисят» Г. Корольков |
Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Определять последовательность событий Сравнивать сказки и рассказы о животных Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«Жизнь дана на добрые дела» |
8 |
«Миша –мастер» Г. Ладонщиков «Пичугин мост» По Е. Пермяку «Михаськин сад» В. Хомченко «Когда люди радуются» С. Баруздина «Про каникулы и полезные дела» По Ю. Ермолаевуу «Котенок» Е. Благинина «Птичка» В. Голявкин |
Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Делить рассказа на части по плану Пересказывать содержание рассказа по плану Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«Зима наступила». |
24 |
«Снег идет» По Л. Воронковой «Снегурочка» А. Слащев «Зима» И. Суриков «Декабрь» С. Маршак «Ёлка» По В. Сутееву «Вечер под Рождество» По Л. Клавдиной «Где лежало «спасибо»?» М. Садовский «На горке» По Н. Носову «Лисичка-сестричка и волк» (Русская народная сказка) «Как Солнце с Морозом поссорились» А. Бродский «Зимняя сказка» П. Головкин «Митины друзья» Г. Скребицкий «Снежная шапка» В. Бирюков «В шубах и шапках» По А. Тумбасову «Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов «Находчивый медведь» В. Бианки «Зимние приметы» По А. Спирину |
Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Пересказывать содержание рассказа по плану Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
«Веселые истории». |
9 |
«Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» По Н. Носову «Одни неприятности» Г. Остер «Однажды утром» М. Пляцковский «Почему комары кусаются» В. Бирюков «Вот какой рассеянный С. Маршак «Две лишние коробки» По О. Кургузову «Отвечайте, правда ли?» Г. Чичинадзе |
Характеризовать героев сказки. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«Полюбуйся, весна наступает..». |
12 |
«Март» В. Алферов «Восьмое марта» По М. Фроловой «Забота» Е. Благинина «Бабушкина вешалка» По А. Соколовскому «Последняя льдина» По В. Бианки «Весна» А. Плещеев «Скворцы прилетели» По А. Баркову «Всему свой срок» По Э. Шиму «Полюбуйся весна наступает…» И. Никитин «Весенний вечер» По Ю. Ковалю «Опасная красавица» По Ю. Дмитриеву
|
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Представлять картины весенней природы. Читать стихотворения с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения Видеть красоту природу, изображённую в художественных произведениях Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«В мире волшебной сказки»». |
9 |
«Хаврошечка» (Русская народная сказка) «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» (Русская народная сказка) «У лукоморья дуб зеленый» А. Пушкин «Подарок феи» По Ш. Перро «Горшочек каши» Братья Гримм «Наши сказки» По В. Порудоминскому |
Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие народные сказки; перечислять героев сказок. Рассказывать сказку (по иллюстрациям, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике |
«Родная земля». |
10 |
«Царь-колокол» М. Ильин «Город на Неве» С. Васильева «Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко «Сочинение на тему» С. Вербова «Какое это слово» Л. Кассиль «Главное дело» Б. Никольский «Защита» А. Усачев «Никто не знает, но помнят все» По Л. Кассилю «День победы» Т. Белозеров |
Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Представлять картины родной природы, трагических событий. Читать стихотворения с выражением, передавать настроение и чувства с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения Видеть красоту родной страны, изображённую в художественных произведениях Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
«Лето пришло» |
12 |
«Ливень» С. Козлов «Тучка» С. Граубин «Хитрый одуванчик» Н. Павлова «Одуванчик» Е. Благинина «Встреча со змеей» По А. Дорохову «Летний снег» А. Бродский «После зимы будет лето» В. Голявкин «Хозяюшка» О. Тарнопольская «Летние приметы» По А. Спирину
|
Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержание с содержанием текста в учебнике. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе вопросов и заданий, представленных в учебнике. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
IV класс --35-40 слов.
При оценке принимаются во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
«5» - читает целыми словами правильно, с одной — двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз.
«4» - читает целыми словами, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну — две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз.
«3» - читает в основном целыми словами, трудные слова - по слогам; допускает три - четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз.
«2» - читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов – 136 ч.
В неделю – 4 ч.
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ |
Тема |
Кол. часов |
Дата |
Связь с СБО, ОБЖ, ЗОЖ |
Проф.ориентир-ровка |
1 |
«Снова в школу» По Н.Носову |
1 |
|
Школа. |
|
2 |
«Жил был Учитель» Э. Мошковская |
1 |
|
Школа. |
|
3 |
«Чему учат в школе» М. Пляцковский |
1 |
|
Школа. |
|
4 |
«Поздравление». По Ю. Ермолаеву |
1 |
|
Школа. Хорошие поступки. |
Учитель |
5 |
«Как Маруся дежурила» По Е. Щварцу |
1 |
|
Дежурство в школе. |
Дворник |
6 |
«Шум и Шумок» По Е. Ильиной |
1 |
|
Школа. Библиотека. Правила поведения в классе, школе. |
Учитель |
7 |
«Почему сороконожки опоздали на урок» В. Орлов |
1 |
|
Школа. Режим дня. |
Учитель |
8 |
«Три желания Вити» По Л. Каминскому |
1 |
|
Успеваемость в коле. Мотивация к учению. |
Учитель |
9 |
«Читалочка» В. Берестов |
1 |
|
Интерес к чтению. |
|
10 |
«Зарубите на носу» По М. Бартеневу |
1 |
|
История. Режим и планирование дня. Стремление к учению. |
|
11 |
«Загадки» . Обробщающий урок по теме: «Школьная жизнь» |
1 |
|
Учебные принадлежности. Школа. |
|
12 |
«Желтой краской кто – то…» Н. Антонова |
1 |
|
Времена года. Осень. Признаки осени. |
|
13 |
«Осенняя сказка» |
1 |
|
Времена года. Признаки осени. Труд людей осенью. |
|
14 |
«Подарки осени» Е. Благинина |
1 |
|
Природа осенью. Признаки осени. Грибы. Орехи. |
|
15 |
«Лесные подарки» По К. Ушинскому |
1 |
|
Признаки ранней осени, золотой осени. Грибы. Орехи. Ягоды. |
|
16 |
«Лес осенью» А. Твардовский |
1 |
|
Признаки осени. Природа осенью. |
|
17 |
«В осеннем лесу» По В. Путилиной |
1 |
|
Признаки осени. Природа осенью. |
|
18 |
«Славная осень» Н. Некрасов |
1 |
|
Признаки осени. |
|
19 |
«Отчего Осень грустна» По Ю. Шиму |
1 |
|
Признаки осени. Подарки осени. |
|
20 |
«Осень» К. Бальмонт |
1 |
|
Признаки осени. |
|
21
|
«Три сойки» По Е. Ковалю |
1 |
|
Признаки осени. Птицы. Повадки и образ жизни птиц. Деревья. Плоды деревьев. |
|
22 |
«Холодная зимовка» По Н. Сладкову |
1 |
|
Зимующие птицы. Образ жизни и повадки зимующих птиц. |
|
23 |
«Скучная картина» А. Плещеев |
1 |
|
Признаки осени. |
|
24 |
«Сказа про маленького жучка» По О. Иваненко |
1 |
|
Повадки животных и насекомых осенью. |
|
25 |
«Пчелы и мухи» По К. Ушинскому |
1 |
|
Повадки насекомых. |
|
26 |
«Время листьям опадать» По Г. Граубину |
1 |
|
Признаки осени. Деревья. |
|
27 |
Обобщающий урок по теме: «Время листьям опадать» |
1 |
|
Осень. Признаки осени. |
|
28 |
«Пекла кошка пирожки…» (русская потешка) |
1 |
|
Повадки животных. |
|
29 |
«Сенокос» (Чешская потешка) |
1 |
|
Трудолюбие и лень. Работы в огороде и в саду. |
|
30 |
«Карусели» По Л. Пантелееву |
1 |
|
ЗОЖ. Физкультура. Физминутки. |
|
31 |
«Прятки» По Н. Носову |
1 |
|
Игры. Правила игры. |
|
32 |
«Считалки» |
1 |
|
Игры. |
|
33 |
«Жмурки» По М. Булатову |
1 |
|
Игры русские и других народов. Правила игры |
|
34 |
Обобщающий урок по теме: «Делу- время, потехе-час» |
1 |
|
Игры. |
|
35 |
Контрольное чтение. |
1 |
|
|
|
36 |
Внеклассное чтение на тему : «Осень» |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
36 |
|
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ
1. |
«Бодливая корова» По К. Ушинскому |
1 |
|
Повадки и характер домашних животных.Разведение домашних животных. Уход за домашними животными. |
Пастух. Фермер. |
2 |
«Упрямый котенок» По В. Бирюкову |
1 |
|
Повадки домашних животных и птиц. |
|
3 |
«Пушок» По В. Гаранжину |
1 |
|
Повадки и характер домашних животных. |
|
4 |
«Томка» По Е. Чарушину |
1 |
|
Характер собак. Охотничьи собаки. |
Охотник. |
5 |
«Охотник и собаки» По Б. Житкову |
1 |
|
Охотничьи собаки. Охота. |
Охотник |
6 |
«Чук заболел» По Л. Матвеевой |
1 |
|
Повадки и характер собак. Ветклиника. |
Ветеринор |
7 |
«Хитрый бурундук» Г. Снегирев |
1 |
|
Признаки зимы. Образ жизни и повадки диких животных. |
|
8 |
«Барсучья кладовая» По А. Баркову |
1 |
|
Жизнь дикий животных осенью. |
|
9 |
«Гостья» По А. Дорохову |
1 |
|
Образ жизни диких животных. Их повадки характер. |
|
10 |
«Игрушки лисят» Г. Корольков |
1 |
|
Образ жизни диких животных. Их повадки характер. |
|
11 |
«Лиса» По Ю. Дмитриеву |
1 |
|
Образ жизни диких животных. Их повадки характер. |
|
12 |
Обобщающий урок по теме: «В мире животных» |
1 |
|
Животные. |
|
13 |
«Миша-мастер» Г. Ладонщиков |
1 |
|
Трудолюбие. Качества характера. Предметы быта. |
Рабочий. Электрик. |
14 |
«Пичугин мост» По Е. Пермяку |
1 |
|
Черты характера человека. Положительные качества. |
Строитель. |
15 |
«Михаськин сад» В. Хомченко |
1 |
|
Работа в саду. Садовые растения. |
Садовник. |
16 |
«Когда люди радуются» По С. Баруздину |
1 |
|
Черты характера человека. Положительные качества. Трудолюбие. |
|
17 |
«Про каникулы и полезные дела» По Ю. Ермолаеву |
1 |
|
Поступки хорошие и плохие. Полезные дела. |
|
18 |
«Котенок» Е. Благинина |
1 |
|
Хорошие поступки. |
|
19 |
«Птичка» В. Голявкин |
1 |
|
Птицы. Уход за птицами. |
|
20 |
Обобщающий урок по теме : «Жизнь дана на добрые дела»
|
1 |
|
Черты характера и качества человека. |
|
21 |
«Снег идет» По Л. воронковой |
1 |
|
Времена года. Признаки зимы. |
|
2223 |
«Снегурочка» сказка |
2 |
|
Зима. Признаки зимы. Черты характера человека. Поступки. |
|
24 |
«Зима» И. Суриков |
1 |
|
Признаки зимы. |
|
25 |
«Декабрь» С. Маршак |
1 |
|
Зимние месяцы. Признаки зимы. |
|
26 27 |
«Ёлка» По В. Сутееву |
2 |
|
Зима. Признаки зимы. Зимние забавы. Дикие животные зимой. |
|
28 |
Контрольное чтение . |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
28 |
|
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
«Вечер под рождество» По Л. Клавдиной |
1 |
|
Зима. Рождество. Поступки. |
|
2 |
«Где лежало «спасибо»?» М. Садовский |
1 |
|
Признаки зимы. Вежливые слова. |
|
3-4 |
«На горке» По Н. Носову |
2 |
|
Зимние забавы. |
|
5-6 |
«Лисичка-сестричка и волк» (Русская народная сказка) |
2 |
|
Зима. Ловля рыбы. Зимние запасы. Черты характера. |
Рыбак |
7 |
«Как Солнце с Морозом поссорились» |
1 |
|
Взаимоотношения. |
|
8 |
«Зимняя сказка». П. Головкин |
1 |
|
Зимний спорт, развлечения. |
Плотник. Столяр. |
9-10 |
«Митины друзья» С. Скребицкий |
2 |
|
Дикие животные зимой. |
|
11 |
«Снежная шапка» В. Бирюков |
1 |
|
Дикие животные зимой. |
|
12 |
«В шубах и щапках» По А. Тумбаосву |
1 |
|
Признаки зимы. |
|
13 |
«Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов |
1 |
|
Признаки зимы. |
|
14 |
«Находчивый медведь» По В. Бианки |
1 |
|
Дикие животные зимой. |
|
15 |
«Зимние приметы» По А. Спирину |
1 |
|
Животные зимой. |
|
16 |
Загадки. |
1 |
|
Зима. |
|
17 |
Обобщающий урок по теме : «Зима наступила» |
1 |
|
Зима. |
|
18 |
«Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» |
2 |
|
Трудолюбие. |
|
19 |
«Одни неприятности» Г. Остер |
1 |
|
Животные. Повадки характер животных. Поступки. |
|
20 |
«Однажды утром» М. Пляцковский |
1 |
|
Поступки. Культура поведения. |
|
21 |
«Почему комары кусаются» В Бирюков |
1 |
|
Поступки. Просьба. Помщь. |
|
22 |
«Вот какой рассеянный» С. Маршак |
1 |
|
Черты характра. |
|
23 |
«Две лишние коробки»По О. Кургузову |
1 |
|
Поступки. |
|
24 |
«Отвечайте, правда ли?» |
1 |
|
Внешний вид и повадки животных. |
|
25 |
Обобщающий урок по теме: «Веселые истории» |
1 |
|
Характер и поступки людей. |
|
26 |
«Март» По Л. Толстому |
1 |
|
Признаки ранней весны |
|
27 |
«Восьмое марта» По М. Фроловой |
1 |
|
Признаки весны. Весенние праздники. Культура поведения. |
|
28 |
«Забота» Е. Благинина |
1 |
|
Забота о близких. |
|
29 |
«Бабушкина вешалка» По А. Соколовскому |
1 |
|
Семья. Бережное отношение к близким. |
|
30 |
«Последняя льдина» По В. Бианки |
1 |
|
Весенние опасности. |
|
31 |
«Весна» А. Плещеев |
1 |
|
Признаки весны. |
|
32 |
«Скворцы прилетели» По А. Баркову |
1 |
|
Внешний вид, характер и повадки перелетных птиц. |
|
33 |
«Всему свой срок»По Э. Шиму |
1 |
|
Признаки ранней весны. |
|
34 |
«Полюбуйся весна наступает» И. Никитин |
1 |
|
Признаки весны. |
|
35 |
«Весенний вечер» По Ю. Ковалю |
1 |
|
Дикие животные весной. |
|
36 |
«Опасная красавица» |
1 |
|
Цветы весной. |
|
37 |
Обобщающий урок по теме: «Полюбуйся весна наступает» |
1 |
|
Природа весной. |
|
38 39 |
«Хаврошечка» (Русская народная сказка) |
2 |
|
|
|
40 |
Контрольное чтение. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
40 |
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ
1-2 |
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» ( Русская народная сказка) |
2 |
|
Черты характера и поступки человека. |
|
3 |
«У лукоморья дуб зеленый…» А. Пушкин |
1 |
|
|
|
4 |
«Подарки феи» По И. Порро |
1 |
|
Бережное отношение к близким. Поступки. |
|
5 |
«Горшочек каши» Братья Гримм |
1 |
|
Черты характера. Добрые дела. |
|
6 |
«Наши сказки» По В. Порудоминскому |
1 |
|
|
|
7 |
Обобщающий урок по теме: «В мире волшебной сказки» |
1 |
|
Сказки. |
|
8 |
«Царь - колокол» М. Ильин |
1 |
|
Столица России. Центр столицы-кремль. Любовь к родине. |
|
9 |
«Город на Неве» С. Васильева |
1 |
|
Любовь к родине. Города России. Достопримечательности. |
|
10 |
«Где всего прекрасней на земле» Д. Павлычко |
1 |
|
Любовь к Родине. |
|
11 |
«Сочинение на тему» С. Вербова |
1 |
|
Любовь родных. Забота о них. |
|
12 |
«Какое это слово?» По Л. Кассилю |
1 |
|
Миролюбие. |
Летчик. |
13 |
«Главное Дело» По Б. Никольскому |
1 |
|
Любовь к Родине. Защита Родины. |
Солдат |
14 |
«Защита» А. Усачев |
1 |
|
Защита Родины. |
Солдат |
15 |
«Никто не знает, но помнят все» По Л. Кассилю |
1 |
|
Патриотизм. Чувства сострадания, жалости, гордости и тд. |
|
16 |
«День Победы» Т. Белозеров |
1 |
|
Любовь к Родине. |
|
17 |
Обобщающий урок по теме: «Родная земля» |
1 |
|
|
|
18 |
«Ливень» С. Козлов |
1 |
|
Лето. Признаки лета. |
|
19 |
«Тучка» Г. Граубин |
1 |
|
Домашние хлопоты. Признаки лета. |
|
20 21 |
«Хитрый одуванчик» Н. Павлова |
2 |
|
Черты характера. Лето. |
|
22 |
«Одуванчик» Е. Благинина |
1 |
|
Летние цветы. |
|
23 |
«Встреча со змеей» По А. Дорохову |
1 |
|
Лето. Животные летом. |
|
24 |
«Летний снег» А. Бродский |
1 |
|
Признаки лета |
|
25 |
«После зимы будет лето» В. Голявкин |
1 |
|
Правила безопасности в летний период. Летние развлечения и спорт. |
|
26 27 |
«Хозяюшка» О. Тарнопольская |
2 |
|
Признаки лета. |
|
28 |
«Летние приметы» |
1 |
|
|
|
29 |
Обобщающий урок по теме: «Лето пришло» |
1 |
|
|
|
30 |
Контрольное чтение. |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.«Чтение» 4 класс. - Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях, С.Ю. Ильина; Москва, «Просвещение», 2017г.;
2. Программа специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой; 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011;
3. Бондаренок А.А., Каленчук М.Л. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.-144
4.Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал , М., 2005.
5.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003.
6.Костромина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по литературному чтению. М.: Вако , 2007.
7.Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой.-2-ое изд. перераб.- М.: Просвещение, 1982.
8.Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушением речи.-М.: Просвещение, 1976.
9.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной школы: М.: Астрель, 2006.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.