Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории обучающихся 4 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы и на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. ( Москва «Просвещение» 2011 года).
Учебник: .В. Якубовская, Я.В. Коршунова, «Русский язык» 4 класс. - М.: Просвещение, 2018. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях.
Рабочая программа составлена на 20__-20__ учебный год и рассчитана на 105 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы, предусмотренные АООП по русскому языку.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Данная Рабочая программа позволяет:
· учитывать их возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности;
· адаптировать содержание учебного материала, выделить необходимый и достаточный для освоения умственно отсталым ребенком 4 класса материал по чтению для освоения;
· определить содержание, объем, порядок изучения математики с учетом целей , задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся 4 класса.
Данная Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в рамках учебного курса: «чтение». Так же программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными предметами, основами безопасности жизнедеятельности, здоровым образом жизни, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать математические знания в нестандартных ситуациях. Она имеет направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения - это подчеркивает значимость Рабочей программы, значимость обучения чтению учащихся.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности учеников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Целью программы обучения является- расширение у учащихся с нарушением интеллекта речевой базы, восполнение пробелов речевого развития учащихся, подготовить их к усвоению систематического курса практической грамматики в старших классах.
Изучение предмета нацелено на решение следующих основных задач:
Данная программа ориентирована на состав 4-го класса. В классе обучаются ___ человек, из них: ___ учащихся усваивают учебный материал во II среднем уровне, __ обучающийся - во II низком уровне. Распределение учебного материала представлено с учетом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
Особенности обучающихся 4 класса: низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития внимания, памяти, испытывает затруднения при запоминании.
У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:
· малая устойчивость,
· трудности распределения внимания,
· замедленная переключаемость.
Не стоит забывать, что, в отличие от нормально развивающихся детей, у школьников с нарушением интеллекта отсутствует внимание к слову как к звуковому комплексу. Однако без целенаправленного внимания к языковой материи невозможно изучение грамматики, затруднено дальнейшее совершенствование речи. Вот почему слово, как и любая другая единица языка, становится предметом направленного изучения. Учащиеся должны понимать, из чего складываются слова, как они изменяются при встрече друг с другом, как можно их сгруппировать. Все это познается в процессе выполнения практических упражнений. В результате выполнения серии упражнений дети получают сведения о звуках речи, о проверке сомнительной гласной и согласной сильной позицией этих звуков и др. Эти выводы (правила) учащиеся не заучивают, а применяют и закрепляют на конкретном материале.
Исходя из особенностей обучающейся в рамках предмета решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
· развитие навыков каллиграфии;
· развитие фонетико – фонематических представлений;
· формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
· развитие высших психических функций;
· развитие речи, владение техникой речи;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Общая характеристика учебного предмета
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в обучении русскому языку.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Обучение русскому языку в 4 классе носит элементарно - практический характер. В процессе обучения у учащихся последовательно формируется умение анализировать, обобщать, группировать, систематизировать языковой материал, давать простейшие объяснения.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких.
В процессе практических упражнений изучаются различные разряды слов — названий предметов, действий, признаков.
Формируется умение составлять и различать предложения по интонации; учащиеся овладевают пунктуационными навыками постановки точки, знака вопроса, восклицательного знака. Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний. Совершенствуются графические навыки.
Ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы по данному учебному курсу, является развитие речи школьников, особенно ее коммуникативной функции.
Основными методами являются:
Словесные методы: рассказ ( используется при обьяснении материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях); беседа ( используется при выяснении уровня знаний обучающихся); обьяснение (используется для раскрытия причинно-следственных связей); словесные ( способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший обьем информации в короткие сроки.
Наглядные методы: демонстрация и показ наглядных пособий ( развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации). Применение наглядных методов развивает активность, интерес обучающихся с легкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Содержание образовательной программы
Повторение пройденного в начале года.
Выделение предложения из текста по заданию учителя. Определение, о ком или о чём говорится в предложении. Работа с незаконченным предложением (возможность закончить предложение по-разному).
Работа с деформированным предложением (слова даны в исходной форме). Самостоятельное составление предложений на основе картинок, темы, собственного опыта. Графическая схема составленных предложений. Сравнение оформления предложения в схеме и записи.
Составление диалога из данных реплик. Чтение диалога с соответствующей интонацией. Определение количества предложений в диалоге.
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам.
Звуки и буквы .
Гласные звуки и буквы. Ударение. Ударные и безударные гласные. Наблюдение за соответствием звука и буквы под ударением и несоответствием позиции. Проверка безударной гласной изменением формы слова. Обьяснение написания безударной гласной по опорной таблице.
Дифференциация слов с мягкими согласными на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных на письме. Буква ь на конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы с опорой на таблицу.
Перенос слов с ь.
Разделительный ь перед гласными и, е, ё,
ю, я. Упражнения в умении слышать, правильно произносить и записывать
слова с разделительнымь. Правильный перенос таких слов.
Дифференциация на слух и в произношении звонких и глухих согласных в сильной
позиции. Звонкие и глухие согласные на конце слова. Их проверка. Объяснение
орфограммы с опорой на таблицу.
Написание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. Объяснение орфограммы с опорой на таблицу.
Слово.
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков. Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний по начальному слову и вопросу типа: рисую (кого?) птицу; рисую (кому?) брату; рисую (чем?) карандашом, рисую (на чём?) на листе.
Названия признаков предмета. Определение признаков предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Названия признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета и др. (холодный, твёрдый).
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. Отгадывание предмета по его признакам: хитрая, рыжая …; голодный,злой…
Роль слова, обозначающего признаки в описании предмета. Выделение из предложения слов по вопросам.
Образование слов одной категории от другой по вопросу или по образцу: петь – певец, красивый – красота.
Подбор слов, противоположных по значению.
Распространение предложений словами различных категорий.
Имена собственные. Большая буква в именах людей и кличках животных, в названиях улиц, городов, сёл, деревень и т.д. Знание домашнего адреса.
Предлог. Раздельное написание предлога с другими словами. Предлоги
до за, про, без, около, перед. Упражнения в составлении словосочетаний с
заданным словом и предлогом.
Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Подбор к ним
родственных слов.
Словарь: аптека, билет, вдруг, вокзал, деревня, завтрак, здоровье, квартира, костюм, лягушка, магазин, метро, рассказ, родина, Россия, спасибо, трамвай, фамилия, человек, шёл.
Предложение.
Деление текста на предложения. Соблюдение паузы и интонации конца при выделении каждого предложения. Оформление предложения на письме (большая буква в начале, точка в конце). Основные признаки предложения: законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в предложении. Работа с деформированным предложением (слова даны в начальной форме с ударными окончаниями). Установление связи слов предложении по вопросам.
Предложения, различные по интонации: повествовательные, вопросительные и восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Составление диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника.
Правильная расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик
диалога при его чтении. Составление ответов на вопросы. Вариативность ответов
на один вопрос.
Связная письменная речь (в связи с изучением всех разделов
программы)
Работа с деформированным текстом. Определение темы текста. Списывание текста с
заменой часто повторяющихся слов местоимениями и фразовыми синонимами (заяц
– он, заяц – трусишка) после коллективной работы с ним. Подбор заголовка к
тексту.
Составление вопросов к тексту с опорой на вопросительные слова. Письменный
пересказ текста по составленным вопросам.
Коллективное изложение текста по плану и опорным словам.
Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным словам.
Коллективное сочинение конца рассказа с последующей записью текста.
Письмо и чистописание (в течение всего учебного года)
В процессе освоения данной программы систематически в течение всего учебного года проводится работа по письму и чистописанию, которая включает в себя:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О,
С, 3, X, Ж, Е, Ё, Э, Я;
3-я группа — У,
Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г,
П, Т, Б, Ф, Д.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
2) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
5) сформированностьнавыков сотрудничествас взрослыми и сверстниками;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
2) учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения с помощью учителя;
Выпускник получит возможность научиться:
1)в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
2)преобразовывать практическую задачу в познавательную;
3)проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1)строить сообщения в устной и письменной форме;
2)проводить сравнение по заданным критериям;
3)устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
4)строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Выпускник получит возможность научиться:
1)осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
2)строить логическое рассуждение;
3)осуществлять сравнение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
1)использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
2)использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Выпускник получит возможность научиться:
1)задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
2)использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
1) различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
2) деление слов на слоги для переноса;
3) списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
4)запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
5)обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
6)дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;7) составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
7) выделение из текста предложений на заданную тему;
8)участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
1)различение звуков и букв;
2)характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
3)списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
4) запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
5)дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
6)составление и распространение предложений, установление связи между
словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка,
вопросительный и восклицательный знак);
7)деление текста на предложения;
8)выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
9)самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Учебно-тематический план
Раздел |
Кол- во часов |
Краткое содержание раздела |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
«Предложе-ние» |
7 |
1.Выделение предложений из текста. Законченное и незаконченное предложение. Завершение начатого предложения. Схема предложения. Распространение предложений. Порядок слов в предложении. 2. Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. |
Знать: предложение, обозначение начала и конца предложения на письме, что такое текст. Уметь: обозначать начало и конец предложения на письме, строить предложение по вопросу, по схеме, из данных слов; делить текст на предложения, на части. |
«Звуки и буквы». |
10 |
Алфавит. Различение гласных и согласных звуков и букв. Ударение. Различение ударных и безударных гласных. Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции. Правописание безударных гласных путем изменения формы слова (водá — вóды) или подбора по образцу родственных слов (водá — вóдный). Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. |
Знать: гласные и согласные звуки и буквы, правила правописания слов. Уметь:различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки на письме, писать слова с орфограммами корня; составлять и записывать рассказ по наблюдениям. |
«Твердые и мягкие согласные». |
5 |
Различение твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами и,е,ё,ю,я. |
Знать: твердые и мягкие согласные звуки и буквы, правила правописания слов. Уметь:различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки на письме, писать слова с орфограммами корня; составлять и записывать рассказ по наблюдениям. Уметь анализировать слова по звуковому составу, различать твердые и мягкие согласные на слух, в произношении, написании. Уметь чисто и скоро писать |
«Гласные после шипящих». |
4 |
Сочетания гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча,ща,чу,щу. |
Знать правописание гласных после шипящих. Уметь правильно писать сочетания гласных с шипящими: жи – ши, ча – ща, чу – щу. |
«Разделительный мягкий знак» |
7 |
Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ь перед гласными е, ё,ю,я,и. Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. |
Знать правописание слов с разделительным мягким знаком. Знать правописание раздел. Ь и Ь, обозначающего мягкость согласных на конце и в середине слова. Уметь объяснять правописание слов с разделительным Ь знаком, писать слова с разделительным Ь знаком. Контролировать правильность выполнения работы. |
«Звонкие глухие согласные». |
12 |
Различение звонких и глухих согласных. Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания путем изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. |
Знать правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Уметь сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах. Уметь проверять написание звонкой и глухой согласной на конце слова путем изменения формы слова. |
«Слово». |
21 |
Различение основных категорий слов (названия
предметов, действий, качеств) в тексте по вопросам, правильное употребление
их в связи друг с другом. Имена собственные. Расширение
круга имен собственных: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква
в именах собственных. |
Знать:существенные признаки частей речи, правила написания большой буквы в именах собственных, правописания предлогов. Уметь:различать части речи по их существенным признакам, правильно писать имена собственные, предлоги со словами; составлять тексты объявления и письма; составлять рассказ по опорным словам. |
«Предлоги.». |
9 |
Предлоги по, к, от, без, под, над, в, на, из, за, без, до, про. Раздельное написание предлогов с другими словами. |
. Знать: предлог - отдельное слово. Знать правописание предлогов. Уметь выделять предлоги и писать их раздельно с другими словами. Уметь раздельно писать предлоги с другими словами. |
«Предложе-ние» |
11 |
Выделение предложений из текста. Деление текста на предложения. Завершение начатого предложения. Порядок слов в предложении. Порядок слов в предложении. Связь слов в предложении. Различение разных по интонации предложений. |
Знать:признаки предложения, обозначение начала и конца предложения в устной и письменной речи. определение главных членов предложения. Уметь:распознавать предложение, составлять предложение, небольшой текс по опорным словам, серии картинок, плану. Находить главные и второстепенные члены предложения. |
«Повторение |
11 |
Правописание гласных и согласных в слове. Правописание гласных и согласных в слове. Названия предметов, действий, признаков. Предложение. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 - 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
IV класс — 25-35 слов;
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
· «5» — работа выполнена без ошибок;
· «4» — 1 -3 ошибки;
· «3» — 4 - 5 ошибок;
· «2» — 6 - 8 ошибок;
Грамматические задания
· «5» — безошибочное выполнение всех заданий;
· «4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
· «3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
· «2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
· «5» — нет ошибок , работа написана аккуратно,
· «4» — 1-2 ошибки ;
· «3» — 2-3 ошибки ;
· «2» — 3 и более ошибок .
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов - 102 часа
В неделю - 3 часа
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ |
ТЕМА |
часы |
Дата |
Связь с СБО, ОБЖ, ЗОЖ |
Проф. ориен- тация |
1. |
Повторение. Предложе-ние. Выделение предложения из текста. |
1 |
|
Лето. Летние каникулы. Осень |
|
2. |
Предложение законченное и незаконченное. |
1 |
|
Природа осенью. Перелетные птицы. |
|
3 |
Завершение начатого предложения. |
1 |
|
Животные |
|
4 |
Предложение и его схема. Распространение предложений. |
1 |
|
Музыкальные инструменты. Транспорт. Животные. |
Музыкант. Рабочий. |
4 |
Порядок слов в предложении. |
1 |
|
Растения сада. Жизнь домашних питомцев. |
Садовод. Рыбак. Столяр. |
5 |
Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков. |
1 |
|
Осенние признаки. |
|
6 7 |
Составление предложений по картинке. |
2 |
|
Животные. Осенний лес. Дары леса. Магазин. |
Швея. Продавец. |
8 |
Контрольное списывание. |
1 |
|
|
|
9. |
Звуки и буквы. Алфавит. Расположение слов по алфавиту. |
1 |
|
Месяца года. |
|
10 |
Гласные звуки и буквы. |
1 |
|
Огород. Овощи. |
|
11 |
Ударные и безударные гласные. Различение ударных и безударных гласных. |
1 |
|
Посуда. Спорт. |
Лыжник. Боксер. Футболист Пловчиха. Гимнастка. |
9 10 |
Правописание безударных гласных. |
2 |
|
Животные. |
|
1113 |
Проверка безударной гласной в слове. |
3 |
|
Запасы на зиму животных. Домашние животные. |
|
14 15 |
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные. |
2 |
|
Любовь к Родине. Наша страна. Зимующие птицы. Транспорт. |
|
16 |
Твердые и мягкие согласные. Различение твердых и мягких согласных. |
1 |
|
Дикие животные и их детеныши. |
|
17 |
Обозначение мягкости согласных на письме буквами и,е,ё,ю,я. |
1 |
|
Огород. Овощи. Сад. |
Садовник. |
18 19 |
Мягкий знак на конце и в середине слова. |
2 |
|
Больница. Забота близких. |
Доктор. Врач. Лекарь.Строитель. Пахарь. |
20 |
Различение твердых и мягких согласных. |
1
|
|
Природа. Домашние животные и их детеныши. |
|
21 23 |
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Активизация словаря по теме. |
3 |
|
Животные. Рыбалка. |
Рыбак. |
24 |
Контрольная работа по теме: «Звуки и буквы» |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
24 |
|
|
|
21 |
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. |
1 |
|
ЗОЖ. Запасы на зиму. |
|
22 |
Мягкий знак для обозначения мягкости согласных и разделительный мягкий знак. |
1 |
|
Хорошие и плохие поступки. Черты характера. |
|
23 |
Разделительный мягкий знак . Закрепление. |
1 |
|
ЗОЖ. Охота. Дикие животные. |
Охотник. |
2 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
Гласные после шипящих. Различение правил правописания в словах. |
1 |
|
Зимний спорт. Животные осенью. |
|
2 |
Разделительный мягкий знак перед гласными и, е, ё, ю,я. |
1 |
|
|
|
3 |
Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. |
1 |
|
Природа.
|
|
4 5 |
Правило правописания слов с разделительным мягким знаком. |
2 |
|
ЗОЖ. Запасы на зиму.. |
|
6 |
Различение сходных по буквам слов с разделительным мягким знаком и без него. |
1 |
|
Деревня. |
|
7. |
Мягкий знак для обозначения мягких согласных и разделительный мягкий знак. |
1 |
|
Зима. Признаки зимы. Зимняя одежда. |
|
8 |
Разделительный мягкий знак. Закрепление. |
1 |
|
Охота в лесу. Пасека. |
Пчеловод. Охотник. |
9 |
Самостоятельная работа по теме: «Разделительный мягкий знак» |
1 |
|
|
|
10 |
Звонкие и глухие согласные. Различение звонких и глухих согласных в словах. |
1 |
|
.Домашние птицы. |
Доктор |
11 |
Наблюдение за парными согласными на конце слова. |
1 |
|
Мебель. Предметы быта. |
|
12 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. |
1 |
|
Грибы. |
|
13 14 |
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. |
2 |
|
Одежда. Животные. |
|
15 16 |
Различение правил проверки парных согласных и безударных гласных. |
2 |
|
Бытовая техника. Зима. |
|
1720 |
Правила правописания в слове. Закрепление знаний. |
4 |
|
Повадки диких животных. Зимние развлечения. Уход за цветами. |
Матрос |
21 |
Контрольный диктант на тему : « Звонкие и глухие согласные» |
1 |
|
|
|
22 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
22 |
|
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
Слово. Названия предметов, действий и признаков. |
1 |
|
Зима. Зимние каникулы. ЗОЖ Футбол. |
|
2 |
Названия предметов. Различение названий предметов на вопросы Кто? Что? |
1 |
|
Школьные вещи. Одежда. Животные |
|
3 |
Различение названий предметов по вопросам Кого? Чего? |
1 |
|
Уход за птицами. |
|
4 |
Различение предметов по вопросам Кому? Чему? |
1 |
|
Новый год. |
|
5 |
.Различение названий предметов по вопросам Кем? Чем? |
1 |
|
Инструмент столяра. Инвентарь хозяйственный. Грибы. |
Столяр |
6 |
Различение названий предметов по вопросам О ком? О чем? |
1 |
|
|
|
7 |
Выделение названий предметов в предложении. Письмо по памяти. |
1 |
|
Школа. Зимние забавы. |
Учитель. |
8 |
Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. |
1 |
|
Русские писатели. |
Писатель |
9 10 |
Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. |
2 |
|
Названия улиц своего города. Адрес. |
|
11 |
Названия предметов. Закрепление знаний. Письмо по памяти. |
1 |
|
Семья. |
|
12 |
Названия признаков. Определение признаков по вопросам Какой? Какая? Какое? Какие? |
1 |
|
Инвентарь хозяйственный. Инструменты рабочего. |
|
13 14 |
Постановка вопроса к названиям признаков предмета. |
2 |
|
Домашние животные. |
|
15 |
Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. |
1 |
|
Школа. Одежда. |
|
16 |
Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета. |
1 |
|
Магазин. Виды магазинов. |
|
17 |
Определение предмета по его признакам. |
1 |
|
Вязание. Содержание домашних животных. |
|
18 |
Различение названий предметов, действий, признаков. |
1 |
|
Транспорт. Школа. |
Учитель |
19 |
Постановка вопросов к словам в предложении. |
1 |
|
Зима. |
|
20 |
Контрольное списывание. |
1 |
|
|
|
21 |
Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета. |
1 |
|
Рыбалка. Грибы. Зоопарк. |
Фермер. Рыбак. |
22 |
Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета. |
1 |
|
Паводки. |
|
23 |
Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со словами. |
1 |
|
|
|
24 |
Предлог из со словами. |
1 |
|
Рыбалка. Зимние забавы. Домашние питомцы. |
Рыбак. |
25 |
Предлог за со словами. |
1 |
|
Плоды леса. Хорошие и плохие привычки. Культура поведения. |
|
26 |
Предлог без со словами. |
1 |
|
Одежда. |
|
27 |
Предлог до со словами. |
1 |
|
Летние игры. Уход за птицами. |
|
28 |
Предлог про со словами. |
1 |
|
Уход за обувью. |
|
29 |
Контрольный диктант: «Предлоги» |
1 |
|
|
|
30 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
30 |
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ
1 2 |
Предлоги. Закрепление. |
2 |
|
Дары леса. Дикие животные. Семья. |
|
3 |
Предложение. Выделение предложения из текста. |
1 |
|
Дорога в школу. Домашние питомцы. |
|
4 |
Деление текста на предложения. |
1 |
|
Вокзал. Рыбалка. Птицы. |
|
5 |
Завершение начатого предложения. |
1 |
|
Аптека. Цирк. |
|
6 7 |
Порядок слов в предложении. |
2 |
|
Признаки ранней весны. Квартира. |
|
8 9 |
Связь слов в предложении. |
2 |
|
Весна. Школьная жизнь Пермены. Домашние птицы. ПДД. |
|
10 11 |
Вопросительные предложения. |
2 |
|
Времена года. Трудолюбие. |
|
12 13 |
Восклицательные предложения. |
2 |
|
Выражение радости, удивления, огорчения, испуга. Признаки весны. |
|
14 |
Самостоятельная работа по теме: «Предложение». |
1 |
|
|
|
15 18 |
Повторение. Правописание гласных и согласных в слове. |
4 |
|
Родина. Родные места. Животные. |
|
1922 |
Названия предметов, действий, признаков. |
4 |
|
Жизнь в селе. Домашние жвиотные. |
|
23 24 |
Предложение. |
2 |
|
Плохие поступки и черты характера. |
|
25 |
Контрольная работа: « Предложение» |
1 |
|
|
|
26 |
Работа над ощибками. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
26 |
|
|
|
Список литературы.
1. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
2. Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
3. Воронкова В.В. Обучение грамме учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.
4. Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.: Вако, 2007.
5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
6. Обучение укчащихся I-IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / под редакцией В.Г. Петровой. – 2-ое изд. , перераб.- М.: Просвещение, 1982.
7. Пикулова Л.И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл.-М.: Просвещение, 2001.
8. Якубовская Э.В. Сборник диктантов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.