Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Мир природы и человека »
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е.А.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе:
· Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа –интернат»
· программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой;
· учебного плана образовательного учреждения.
· Н.Б. Матвеева И.А Ярочкина М.А Попова «Мир природы и человека» 1 класс. В 2 ч. для образовательных рганизаций реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2018
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Цель: Создание условий для формирования представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Задачи:
Образовательные
· Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы,
· устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
· Формирование и отработка различных речевых умений.
Коррекционно-развивающие
· Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире;
· Обогащение словарного запаса учащихся.
· Развитие показательной деятельности учащихся.
· Развитие мышления.
Воспитательные
· Воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания.
· Воспитание ответственного отношения к природе и окружающему миру.
· Воспитание интереса и увлеченности к изучаемому предмету.
Основные направления коррекционной работы:
· развитие зрительного восприятия и узнавания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно – образного и словесно – логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы;
· обогащение словаря;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии:
· игровые;
· здоровьесберегающие;
· личностно – ориентированное обучение;
· проблемное обучение;
· развивающее обучение;
· дифференцированное обучение;
· информационно – коммуникативные технологии.
Методы
· словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой и иллюстрациями);
· наглядные (наблюдения, демонстрация);
· практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).
Формы обучения:
·
по
охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные)
по месту организации (школьные) традиционные (урок, экскурсия, предметные
уроки, домашняя учебная работа) нетрадиционные формы обучения:
уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д
Виды деятельности
· обогащение и уточнение словаря,
· наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности,
· чтение литературы по изучаемому материалу,
· называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам,
· сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей,
· активное участие в беседе,
· составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя),
· описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям,
· связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
· дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного,
· составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
· использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
· освоение на практике полученных знаний.
Место учебного предмета в учебном плане
· Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного плана и относится к предметной области «Естествознание». Данная программа учебного предмета рассчитана на 1 год.
· Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:
· замедленный темп усвоения программного материала;
· затруднение в различении речевых и неречевых звуков;
· трудности в дифференциации речевых звуков и выделение их из потока речи;
· нарушения развития слухового внимания;
· нарушение звукопроизношения, несформированность языковых и речевых средств
· нарушения развития мелкой моторики;
· нарушение пространственной ориентировки;
· несформированность каллиграфических умений.
· В связи с данными особенностями обучающихся 1 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами |
Группы обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень |
1 группа |
Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. |
2 группа |
Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются. |
|
Минимальный уровень |
3 группа |
Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при решении задач, примеров и других заданий. |
4 группа |
Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
· формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
· овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
· развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
· определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
· определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
На уроках «Мир природы и человека» формируются следующие БУД:
Личностные базовые учебные действия (далее по тексту – ЛУД)
|
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия (далее по тексту –РУД)
|
самостоятельно организовывать своё рабочее место; элементарным умениям самостоятельного выполнения работ; элементарной самооценке результатов своей деятельности; воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. |
Познавательные базовые учебные действия (далее по тексту – ПУД)
|
ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления; делать элементарные выводы под руководством учителя; использовать повторение при запоминании. |
Коммуникативные базовые учебные действия (далее по тексту – КУД) |
высказывать свое мнение при обсуждении задания. работать индивидуально, в паре; участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками); • сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии; • сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,); |
овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы; узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях; отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам; знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями; |
Личностные результаты освоения
· Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
· Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
· Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
· Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
· Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
· Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· Формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Образовательная область – Естествознание.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционные цели |
Оборудование |
1 |
Вводный урок. Экскурсия. |
1 |
6.09 |
Знакомить с новыми понятиями и расширять знания. Развитие связной речи, словарного запаса. Развитие вопросно- ответной, диалогической речи. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
2 |
Объекты живой и неживой природы. |
1 |
7.09 |
Исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
3 |
Земля и солнце. |
1 |
13.09 |
Формирование элементарных понятий и представлений. Исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
4 |
Значение солнца. |
1 |
14.09 |
Формирование представлений о значении солнца. Исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
5 |
Солнце и жизнь растений. |
1 |
20.09 |
Развитие зрительных и пространственных восприятий. Исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
6 |
День и ночь. |
1 |
21.09 |
Развитие фонематического восприятия. |
Учебники, наглядный материал |
7 |
Небо днём и ночью. |
1 |
27.09 |
Обобщить и проверить ранее полученные знания. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
8 |
Сутки. |
1 |
28.09 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал |
9 |
Занятия людей в течение суток. |
1 |
4.10 |
|
карточки |
10 |
Обобщение полученных знаний. |
1 |
5.10 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал |
11 |
Осень. |
1 |
11.10 |
Обобщить и проверить ранее полученные знания. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
12 |
Признаки осени. |
1 |
12.10 |
Развитие фонематического восприятия. |
Учебники, наглядный материал |
13 |
Занятия и одежда людей осенью. |
1 |
18.10 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал |
14 |
Обобщение знаний по теме «Осень». |
1 |
19.10 |
Продолжать учить видеть сезонные изменения. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
15 |
Правила поведения на улице. |
1 |
25.10 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал |
16 |
Правила поведения в общественном транспорте. |
1 |
26.10 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал |
17 |
Строение и сходство растений. |
1 |
8.11 |
Развитие слуховой памяти. |
Учебники, наглядный материал |
18 |
Различие растений. |
1 |
9.11 |
Развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
19 |
Разнообразие цветов. |
1 |
15.11 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал |
20 |
Семена. |
1 |
16.11 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
21 |
Плоды растений. Овощи. |
1 |
22.11 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал |
22 |
Плоды растений. Фрукты. |
1 |
23.11 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал |
23 |
Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. |
1 |
29.11 |
Развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
24 |
Приспособление растений к разным условиям жизни. |
1 |
30.11 |
Развитие зрительной памяти. |
карточки |
25 |
Обобщение знаний по теме «Растения». |
1 |
6.12 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
26 |
Зима. |
1 |
7.12 |
Продолжать учить видеть сезонные изменения. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
27 |
Признаки зимы. |
1 |
13.12 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал |
28 |
Одежда и занятия людей зимой. |
1 |
14.12 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал |
29 |
Обобщение темы «Зима». |
1 |
20.12 |
Продолжать учить видеть сезонные изменения. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
30 |
Профилактика простудных заболеваний. |
1 |
21.12 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
31 |
Животные. Различие групп животных. |
1 |
27.12 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал |
32 |
Строение и сходство животных. |
1 |
28.12 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
33 |
Признаки разных групп животных. |
1 |
10.01 |
Развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
34 |
Детёныши животных. |
1 |
11.01 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
35 |
Домашние животные. |
1 |
17.01 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
36 |
Дикие животные. |
1 |
18.01 |
Формирование умения задавать уточняющие простые безусловные вопросы. |
Учебники, наглядный материал |
37 |
Приспособление животных к различным условиям жизни. |
1 |
24.01 |
Развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
38 |
Приспособление животных к временам года. |
1 |
25.01 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
39 |
Обобщение знаний по теме "Животные". |
1 |
31.01 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
40 |
Весна. |
1 |
1.02 |
Продолжать учить видеть сезонные изменения. |
Учебники, наглядный материал |
41 |
Признаки весны. |
1 |
7.02 |
Продолжать учить видеть сезонные изменения. |
Учебники, наглядный материал |
42 |
Одежда и занятия людей весной. |
1 |
8.02 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
43 |
Обобщение знаний по теме «Весна». |
1 |
14.02 |
Формирование умения задавать уточняющие простые безусловные вопросы. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
44 |
Правила поведения человека при контакте с домашними животными. |
1 |
15.02 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал |
45 |
Правила поведения в лесу. |
1 |
28.02 |
Развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
46 |
Человек. Сходства и различия людей. |
1 |
1.03 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
47 |
Части тела человека. |
1 |
7.03 |
Формирование умения задавать уточняющие простые безусловные вопросы. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
48 |
Гигиенические навыки. |
1 |
14.03 |
Развитие зрительной памяти. |
цв. карандаши, тетради |
49 |
Лицо человека. |
1 |
15.03 |
Развитие речи, активизация словаря. |
цв. карандаши, тетради |
50 |
Глаза. Строение и значение глаз. |
1 |
21.03 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал |
51 |
Глаза. Гигиенический уход за глазами. |
1 |
22.03 |
Формирование умения задавать уточняющие простые безусловные вопросы. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
52 |
Уши. Строение и значение ушей. |
1 |
4.04 |
Развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении. |
Учебники, наглядный материал |
53 |
Профилактика простудных заболеваний. |
1 |
5.04 |
Формирование умения задавать уточняющие простые безусловные вопросы. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
54 |
Нос. Значение. |
1 |
11.04 |
Развитие наблюдательности.
|
цв. карандаши, тетради |
55 |
Профилактика простудных заболеваний. |
1 |
12.04 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
56 |
Рот. Строение и значение рта. |
1 |
18.04 |
Развитие зрительной памяти. |
цв. карандаши, тетради |
57 |
Кожа. Строение и значение кожи. |
1 |
19.04 |
Формирование умения задавать уточняющие простые безусловные вопросы. |
Учебники, наглядный материал |
58 |
Гигиенический уход за кожей. Защита кожи от ожогов и порезов. |
1 |
25.04 |
Развитие зрительной памяти. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
59 |
Скелет и мышцы человека. Осанка. |
1 |
26.04 |
Развитие наблюдательности.
|
цв. карандаши, тетради |
60 |
Обобщение знаний по теме «Человек». |
1 |
2.05 |
Развитие речи, активизация словаря. |
Учебники, наглядный материал |
61 |
Лето. |
1 |
3.05 |
Продолжать учить видеть сезонные изменения. |
цв. карандаши, тетради |
62 63 |
Признаки лета. |
2 |
10.05 16.05 |
Развитие познавательной деятельности на основе упражнений в сравнении, узнавании, различении. |
Учебники, наглядный материал цв. карандаши, тетради интернет ресурсы |
64 |
Одежда и занятия людей летом. |
1 |
17.05 |
Развитие наблюдательности.
|
Учебники, наглядный материал |
65 66 |
Обобщение знаний по теме «Лето». |
2 |
23.05 24.05 |
Продолжать учить видеть сезонные изменения. |
цв. карандаши, тетради |
67 68
|
Правила поведения на воде. |
2 |
30.05 31.05 |
Формирование умения задавать уточняющие простые безусловные вопросы. |
Учебники, наглядный материал цв.карандаши, тетради интернет ресурсы |
|
Итого |
68ч |
|
|
|
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
«Неживая природа» |
10 |
2 |
«Сезонные изменения (времена года)» |
20 |
3 |
Растения |
10 |
4 |
Животные |
10 |
5 |
Человек |
18 |
Всего |
68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией В. В. Воронковой (Москва, "Просвещение", 2013 года).
2. Н.Б. Матвеева « Живой мир» 1 класс. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 2016- 96 с.
3. Н.Б. Матвеева «Живой мир» 1 класс. Рабочая тетрадь для 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение», 2013 -95с.
Дополнительная литература:
1. Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир». М.: Вако, 2004
2. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2005.- 208с.
3. По дорожке в первый класс. Развитие речи: Методические рекомендации по подготовке детей к школе/ Хорошавина Г.Г- Йошкар- Ола: Педагогическая инициатива, 2005.- 48с.
Оборудование и приборы:
1. Мультимедийный проектор
2. Мультимедийная доска
3. Компьютер
Дидактический материал:
1.Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
2.Трафареты;
3.Учебные модели;
4.DVD- фильмы;
5. Раздаточные карточки.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы:
http://nsportal.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.