Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л. приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Ритмика»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е. А.,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе:
· Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»;
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В. В. Воронковой;
· учебного плана образовательного учреждения.
Программа рассчитана на 33 часа. 1 раз в неделю.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.
У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.
Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.
Общая характеристика курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»
Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
· Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
· Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
· Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
· Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки;
· Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.
· Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
· Развивать координацию движений.
· Развивать умение слушать музыку.
· Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.
· Развивать творческие способности личности.
· Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Описание места курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» в учебном плане
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений
Программа курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» рассчитана:
· В 1 классе на 34 часа, 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области
«Ритмика»
Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)
· Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.
· Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.
· Принимать участие в творческой жизни коллектива.
· Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)
· Минимальный уровень:
· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
· ходить свободным естественным шагом;
· выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;
· Достаточный уровень:
· Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;
· ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
· ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
· выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)
Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.
1.1. Правильное исходное положение.
1.2. Ходьба и бег по ориентирам.
1.3. Построение и перестроение.
1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.
Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.
2.1. Общеразвивающие упражнения.
2.2. Упражнения на координацию движений.
2.3. Упражнения на расслабление мышц.
Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
3.1. Упражнения для кистей рук.
3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
3.3. Игра на музыкальных (детских) инструментах.
Раздел 4. Музыкальные игры.
4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).
4.3. Музыкальные игры с предметами.
4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.
Раздел 5. Танцевальные упражнения.
5.1. Знакомство с танцевальными движениями.
5.2. Разучивание детских танцев.
Календарно –тематическое планирование.
№ |
Содержание программного материала |
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционная работа |
Оборудование |
1
|
Упражнение на ориентировку в пространстве. Ходьба с высоким подниманием колен. |
1
|
7.09 |
Развитие зрительного восприятия. |
ТСО |
2
|
Ритмико-гимнастические упражнения. Наклоны, выпрямления, повороты головы, круговые движения плечами. |
1
|
14.09 |
Развитие зрительного и слухового восприятия. |
ТСО |
3 |
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером в музыке. |
1 |
21.09 |
Развитие координации движения, внимания. Слуховое восприятие |
ТСО, платочки |
4 |
Перекрестное поднимание и опускание рук. |
1 |
28.09 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО, ленты |
5 |
Упражнение на расслабление мышц. |
1 |
5.10 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
6 |
Перестроение в круг из шеренги, цепочки. |
1 |
12.10 |
Формирование представления у детей об удаленности предметов в пространстве |
ТСО |
7 |
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. |
1 |
19.10 |
Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа |
ТСО, муз. инструменты |
8 |
Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. |
1 |
26.10 |
понимание учебной задачи, выполнение инструкций. |
ТСО |
9 |
Танцы и пляски. Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то» |
1 |
9.11 |
Развитие речи, музыкального слуха. |
ТСО, платочки |
10 |
Выставление левой ноги вперед, правой руки вперед собой, правой ноги -в |
1 |
16.11 |
Развитие координации движения и внимания |
ТСО |
11 |
Движение рук в разных направлениях без предметов и с предметами. |
1 |
23.11 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
12 |
Наклоны и повороты туловища вправо, влево |
1 |
30.11 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
13 |
Упражнение на расслабление мышц. Свободное круговое движение рук. |
1 |
7.12 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
14 |
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. |
1 |
14.12 |
развитие зрительного и слухового восприятия. |
ТСО, муз. инструменты |
15 |
Знакомство с танцевальными движениями. Прямой галоп. |
1 |
21.12 |
Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа |
ТСО |
16 |
Танцы и пляски. Стукалка. Украинская мелодия. |
1 |
28.12
|
Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа |
ТСО |
17 |
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы |
1 |
11.01 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
18 |
Приседание с опорой и без опоры, с предметами. |
1 |
18.01 |
Развитие равновесия, памяти, внимания |
ТСО, платочки |
19 |
Сгибание и разгибание ног в подъеме. |
1 |
25.01
|
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
20
|
Упражнения на выработку осанки. |
1 |
1.02 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
21 |
Знакомство с танцевальными движениями. Движения парами. |
1 |
8.02 |
Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа |
ТСО |
22 |
Танцы и пляски. Подружилась. Музыка Т. Вилькорейской. |
1 |
15.02 |
Развитие речи, музыкального слуха. |
ТСО |
23 |
Игры под музыку. |
1 |
1.03 |
Развитие речи, музыкального слуха. |
ТСО |
24 |
Пляска с султанчиками. |
1 |
15.03 |
Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа |
ТСО, султанчики |
25 |
Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно |
1 |
22.03 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
26 |
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. |
1 |
5.04 |
развитие координации движения и внимания. |
ТСО |
27 28 |
Упражнение на расслабление мышц. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно. |
2 |
12.04 19.04 |
Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа |
ТСО |
29 30 |
Танцевальные движения. Хоровод в кругу. |
2 |
26.04 3.05 |
Развитие речи, музыкального слуха. |
ТСО |
31 32 |
Танцы пляски. Гопак. |
2 |
10.05 17.05 |
Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа |
ТСО |
33 34 |
Игры с пением и речевым сопровождением. |
2 |
24.05 31.05 |
Развитие речи, музыкального слуха. |
ТСО |
|
Итого: |
34ч |
|
|
|
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов |
Количество часов |
1 |
Упражнения на ориентировку в пространстве |
7 |
2 |
Ритмико- гимнастические упражнения |
10 |
3 |
Танцевальные упражнения |
6 |
4 |
Упражнения с детскими музыкальными инструментами. |
4 |
5 |
Игры под музыку |
7 |
|
Итого: |
34ч |
Список литература
· Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург
· И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»
· М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.
· Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».
· Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М.
· Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.
· Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М.
· Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание.
· Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение
Аудио и видео материалы
· информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;
· мультимедийные энциклопедии;
· аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);
Технические средства обучения
· компьютер;
· мультимедийный проектор;
· экран;
· принтер
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.