АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РИТМИКА» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Оценка 4.6

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РИТМИКА» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
другое
1 кл
30.11.2022
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РИТМИКА» ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа по ритмике в школе- интернат для 1 класса
РИТМИКА 1.docx

                  Министерство образования и науки Алтайского края                                                                                                                                                   

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                                                                   для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                                                                                                                 «Петровская общеобразовательная школа-интернат»

 

 РАССМОТРЕНО

  МО учителей начальных классов Протокол № __      от ________

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л. приказом от _______ № ___

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «Ритмика»

ДЛЯ 1 КЛАССА

НА 2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик: Хуснулина Е. А.,

 учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе:

·                     Федерального Государственного Образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

·                     адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»;

·                     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В. В. Воронковой;

·                     учебного плана образовательного учреждения.

 

Программа рассчитана на 33 часа. 1 раз в неделю.     

 Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

 В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.

У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.

Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

Общая характеристика  курса коррекционно-развивающей области «Ритмика»

Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.

Задачи курса:

·                    Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях

·                    Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.

·                    Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).

·                    Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки;

·                    Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.

·                    Выработать достаточно прочные навыки  выполнения упражнений.

·                    Развивать координацию движений.

·                    Развивать умение слушать музыку.

·                    Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.

·                    Развивать творческие способности личности.

·                    Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.

Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция – развитие  двигательной памяти;

коррекция – развитие внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать;

развитие умения выделять сходство и различие понятий.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;

воспитание самостоятельности принятия решения;

формирование устойчивой и адекватной самооценки;

формирование умения анализировать свою деятельность.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.

Описание места  курса коррекционно-развивающей области  «Ритмика» в учебном плане

Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика»  входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений

Программа  курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» рассчитана:

·           В 1 классе на 34 часа, 1 час в неделю.

Личностные и предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области

«Ритмика»

Личностные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)

·                    Готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое место в строю.

·         Проявлять любознательность и интерес к новому содержанию.

·         Принимать участие в творческой жизни коллектива.

·                    Предметные результаты освоения курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)

·                    Минимальный уровень:

·                    Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;

·                    ходить свободным естественным шагом;

·                    выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя;

·                    Достаточный уровень:

·                    Готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю;

·                    ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;

·                    ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

·                    выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.

 

 Содержание курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» (1 класс)

Раздел 1. Упражнения на ориентировку в пространстве.

1.1. Правильное исходное положение.

1.2. Ходьба и бег по ориентирам.

1.3. Построение и перестроение.

1.4. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, в круг, из круга.

Раздел 2. Ритмико-гимнастические упражнения.

2.1. Общеразвивающие упражнения.

2.2. Упражнения на координацию движений.

2.3. Упражнения на расслабление мышц.

Раздел 3. Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

3.1. Упражнения для кистей рук.

3.2 Отстукивание простых ритмических рисунков на музыкальных инструментах.

3.3. Игра на музыкальных  (детских)  инструментах.

Раздел 4. Музыкальные игры.

4.1. Ритмические движения в соответствии с различным характером музыки. 4.2. Имитационные упражнения и игры (игры на подражание конкретных образов).

4.3.  Музыкальные игры с предметами.

4.4. Игры с пением или речевым сопровождением.

Раздел 5. Танцевальные упражнения.

5.1. Знакомство с танцевальными движениями.

5.2. Разучивание детских танцев.

 

                                                                            Календарно –тематическое планирование.

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Коррекционная работа

Оборудование

1

 

Упражнение на ориентировку в пространстве. Ходьба с высоким подниманием колен.

1

 

7.09

Развитие зрительного восприятия.

ТСО

2

 

Ритмико-гимнастические упражнения. Наклоны, выпрямления, повороты головы, круговые движения плечами.

1

 

14.09

Развитие зрительного и слухового восприятия.

ТСО

3

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером в музыке.

1

21.09

Развитие координации движения, внимания. Слуховое восприятие

ТСО, платочки

4

Перекрестное поднимание и опускание рук.

1

28.09

развитие координации движения и внимания.

ТСО, ленты

5

Упражнение на расслабление мышц.

1

5.10

развитие координации движения и внимания.

ТСО

6

Перестроение в круг из шеренги, цепочки.

1

12.10

Формирование представления у детей об удаленности предметов в пространстве 

ТСО

7

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

1

19.10

Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа

ТСО, муз. инструменты

8

Знакомство с   танцевальными движениями.

Бодрый, спокойный, топающий шаг.

1

26.10

понимание учебной задачи, выполнение инструкций.

ТСО

9

Танцы и пляски. Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то»

1

9.11

Развитие речи, музыкального слуха.

ТСО, платочки

10

Выставление левой ноги вперед, правой руки вперед собой, правой ноги -в

1

16.11

Развитие координации движения и внимания

ТСО

11

Движение рук в разных направлениях без предметов и с предметами.

1

23.11

 развитие координации движения и внимания.

ТСО

12

Наклоны и повороты туловища вправо, влево

1

30.11

развитие координации движения и внимания.

ТСО

13

Упражнение на расслабление мышц. Свободное круговое движение рук.

1

7.12

развитие координации движения и внимания.

ТСО

14

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

1

14.12

развитие зрительного и слухового восприятия.

ТСО, муз. инструменты

15

Знакомство с танцевальными движениями. Прямой галоп.

1

21.12

Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа

ТСО

16

Танцы и пляски. Стукалка. Украинская мелодия.

1

28.12

 

Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа

ТСО

17

Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы

1

11.01

 развитие координации движения и внимания.

ТСО

18

Приседание с опорой и без опоры, с предметами.

1

18.01

Развитие равновесия, памяти, внимания

ТСО, платочки

19

Сгибание и разгибание ног в подъеме.

1

25.01

 

развитие координации движения и внимания.

ТСО

20

 

Упражнения на выработку осанки.

1

1.02

 развитие координации движения и внимания.

ТСО

21

Знакомство с танцевальными движениями. Движения парами.

1

8.02

Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа

ТСО

22

Танцы и пляски. Подружилась. Музыка Т. Вилькорейской.

1

15.02

Развитие речи, музыкального слуха.

ТСО

23

Игры под музыку.

1

1.03

Развитие речи, музыкального слуха.

ТСО

24

Пляска с султанчиками.

1

15.03

Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа

ТСО, султанчики

25

Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно

1

22.03

 развитие координации движения и внимания.

ТСО

26

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

1

5.04

 развитие координации движения и внимания.

ТСО

27

28

Упражнение на расслабление мышц. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно.

2

12.04

19.04

Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа

ТСО

29

30

Танцевальные движения. Хоровод в кругу.

2

26.04

3.05

Развитие речи, музыкального слуха.

ТСО

31

32

Танцы пляски. Гопак.

2

10.05

17.05

Развитие координации движения. Создание музыкально-двигательного образа

ТСО

33

34

Игры с пением и речевым сопровождением.

2

24.05

31.05

Развитие речи, музыкального слуха.

ТСО

 

Итого:

34ч

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество  часов

1

Упражнения на ориентировку в пространстве

7

2

Ритмико- гимнастические упражнения

10

3

Танцевальные упражнения

6

4

Упражнения с детскими музыкальными инструментами.

4

5

Игры под музыку

7

 

Итого:

34ч

 

 Список   литература

·                    Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург

·                    И.Г. Лопухина. Речь, Ритм, Движение, С-П изд-во «Дельта»

·                    М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми  с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.

·                    Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 2(32), Евтушенко Е.В. «Системный подход к организации работы по музыкальному воспитанию умственно отсталых учащихся».

·                    Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред.    Л.А.Барейбойма. - М.

·                    Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.

·                    Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронковой. М.

·                    Гаврилушкина О.М. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития / Дошкольное воспитание.

·                    Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение

Аудио и видео материалы

·                           информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др.;

·                           мультимедийные энциклопедии;

·                           аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке (CD);

 Технические средства обучения

·                           компьютер;

·                           мультимедийный проектор;

·                           экран;

·                           принтер

 

 


 

Министерство образования и науки

Министерство образования и науки

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе: ·

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе: ·

Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях ·

Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях ·

Описание места курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» в учебном плане

Описание места курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» в учебном плане

Упражнения на координацию движений

Упражнения на координацию движений

Перестроение в круг из шеренги, цепочки

Перестроение в круг из шеренги, цепочки

Упражнения на выработку осанки

Упражнения на выработку осанки

Тематическое планирование №

Тематическое планирование №

Аудио и видео материалы · информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др

Аудио и видео материалы · информационные сайты, интернет-ресурсы, энциклопедии и др
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2022