Адаптированная программа дополнительного образования "СОВа"

  • doc
  • 30.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Программа киноклуб СОВа.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              ПРОГРАММА

            Киноклуб «СОВа»

                              (Смотрим, обсуждаем, взрослеем)

2023/2024 учебный год

 

 

 

 

 

 Составитель: Скорых Ирина Николаевна,

Учитель истории и обществознания

высшей категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа составлена в соответствии с требованиями:

  Указа Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;

  Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

  Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р

  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" от 19 декабря 2014 года № 1599

      

Программа ориентирована на воспитание у школьников духовно-нравственных качеств личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование морально-этических ценностей, объективной оценки собственных и чужих поступков, а также их  последствий для человека, окружающей среды, государства.

Наиболее эффективное воздействие на современных детей сегодня оказывает игровое кино. Кинематограф владеет широким спектром драматургических и аудиовизуальных возможностей, обладающих суггестивным эффектом в восприятии произведения. Фильмы, созданные на гуманистических идеалах специально для школьников и с их непосредственным участием, способны дать мощный толчок к развитию мотивации у детей к созидательной деятельности, основанной на морально-этических принципах. Особенно это актуально для обучающихся с ОВЗ, у которых возникают трудности при работе с моральными категориями и нормами.

Инновационная система воспитания школьников,  позволяет организовать воспитательный процесс в увлекательной интерактивной форме.

Программа рассчитана на 7-8 классы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Цель: создание условий для самоопределения и социализации обучающихся с ОВЗ на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через использование медиаматериалов.

Задачи:

- актуализировать для обучающихся понятий норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало общество (социально значимых знаний);

- формировать и развивать личностные отношения к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- создать условия для приобретения соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС. 

- создать условия для формирования внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

-  создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

Планируемые результаты:

Личностные:

- социальные знания (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально

одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;

- позитивное отношение школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностное отношение к социальной реальности в целом;

- социальный опыт, необходимый для жизни в обществе, социуме и навык самостоятельного социального действия;

- умение коммуникативного взаимодействия с окружающими людьми, социокультурные нормы поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;

- ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности;

- осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, народным традициям, старшему поколению;

- понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

- положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

Метапредметные:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- активное применение знаний и приобретѐнных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми и социуме.

 

Предметные:

- различать фильмы по жанру;

- сопоставлять поступки героев, давать им оценку;

- корректно выражать свое мнение;

- рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в фильмах с открытым финалом.

 

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

 

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

               гражданское воспитание – формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

               патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

               духовно-нравственное воспитание – воспитание на основе духовно-нравственных ценностей народов России, традиционных религий народов России, формирование российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия, взаимопомощи, уважения к старшим и других высоких нравственных качеств;

               эстетическое воспитание – формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

               физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной, социальной среде и чрезвычайных ситуациях;

               трудовое воспитание – воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

               экологическое воспитание – формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

               ценности научного познания – воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне общего образования для обучающихся по программе с умственной отсталостью.

Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине – России, ее территории, расположении.

Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.

Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины – России, Российского государства.

Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.

Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственные ценности своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.

Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.

Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального

благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.

Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.

Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.

 

Трудовое воспитание

Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.

Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе.

Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной организации, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность.

Выражающий готовность к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов, потребностей.

Экологическое воспитание

Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.

Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды. 

Участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной направленности

Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.

Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.

Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

 

 

 

 Реализация воспитательного потенциала занятий  предусматривает:

· максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов для формирования у обучающихся понятий о нравственных качествах человека, традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

· выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с целью формирования нравственных качеств личности; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

· привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым понятиям и нравственным качествам человека, событиям, явлениям, лицам;

· применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

· побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

· организацию шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

· инициирование и поддержку общественно полезной деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых социальных практик и проектов воспитательной направленности.

 

 

Содержание:

 

Программа составлена на основе программы воспитания «Киноуроки школах России» для общеобразовательных организаций 2023 года.

Принцип единства и целостности воспитательной среды опирается на систему этических ценностей нравственных качеств, сложившихся в процессе исторического и культурного развития государства. Взаимодействие ребенка с участниками системы воспитания выстраивается вокруг единой задачи формирования и развития данных качеств, что обеспечивает целостность восприятия ребенком окружающего его мира, где главными ценностями являются добро, ответственность, патриотизм, трудолюбие и т. д.

 


Структура занятия:

Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров, основанных на раскрытии значений вводимых этических понятий о нравственных качествах личности человека. В большинстве случаев принцип введения новых понятий: два кино-занятия – одно понятие. Одно занятие на просмотр медиаматериала и рефлексию, второе занятие посвящено обсуждению и социальной практике. Продолжительность видеофрагмента 30 мин. Продолжительность занятия 40 минут. Если социальная практика занимает более 40 минут, то возможна корректировка в плане проведения занятий. Электронный ресурс https://kinouroki.org/

Воспитательные занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности и состоят из следующих блоков:

·                Обсуждение понятия, заложенного в фильм. Выстраивается с учетом методических рекомендаций.

·                Просмотр нравственно ориентированного игрового фильма на определенную тематику в соответствии с планом кинозанятия. Режиссер фильмов  Е.Дубровская.

·                Рефлексия, первичный эмоциональный отклик.

·                Обсуждение фильма, понятия. Проведение социальной практики по теме кинозанятия. Инициаторами формы социальной практики являются сами обучающиеся при направляющей помощи педагога. Предполагается выполнение социальных практик за пределами классного кабинета (выход в младшие классы, на территорию образовательного учреждения и за ее пределы (экскурсии, выезды на объекты). Допускается деление на группы и индивидуальные практики  совместно с членами семей обучающихся.

·                Подведение итогов социальной практики. Рефлексия усвоения этического понятия и проявления нравственного качества во время проведения социальной практики. 

Тематическое планирование

№  п/п

Название фильма, занятия

Кол-во часов

Качество, рассматриваемое в материале и предложенное для обсуждения

1.     

 «Лошадка для героя»

2 часа

Чувство долга

2.     

«Не трус и не предатель»

2 часа

Дружба

3.     

«Другой мир»

2 часа

Верность идеалам

4.     

 «Василёк»

2 часа

Мотив, побуждение

5.     

«Трудный выбор»

2 часа

Моральный выбор

6.     

«Шайба»

          2 часа

Мужество

7.     

«Мандарин»

2 часа

Радость за другого

8.     

«Стеша»

2 часа

Экология снаружи – экология внутри

9.     

«Ванька-адмирал»

2 часа

Герой, пример для подражания

10.   

 «Воин света»

2 часа

Отзывчивость

11.   

 «Друг в беде не бросит»

2 часа

Помощь вместо осуждения

12.   

 «Мой друг единорог»

2 часа

Воображение, фантазия

13.   

 «Мой танец»

2 часа

Честность

14.   

 «Когда небо улыбается»

2 часа

Радость познания

15.   

 «Новогодний подарок»

2 часа

Добро

16.   

 «Хорошие песни»

2 часа

Доброжелательность

17.   

 «Экзамен»

2 часа

Аккуратность

18.   

 «Песня ветра»

2 часа

Дружелюбие

 

19.   

 «Эра»

2 часа

Мечта

20.   

 «Мой друг Дима Зорин»

2 часа

Благородство

21.   

 «8 марта»

2 часа

Наблюдательность, внимательность

22.   

 «Чистодей»

2 часа

Трудолюбие

23.   

 «Три солнца»

2 часа

Уважение

 

24.

 «Первое дело»

2 часа

Убежденность, идейность

25.

 «С Новым годом, Раиса Родионовна!»

2 часа

Благодарность, признательность

26.

 «Звезды из колодца»

2 часа

Смелость

27.

 «Волшебники»

2 часа

Взаимопомощь

28.

«Наследники Победы»

2 часа

Патриотизм

29.

«Великий»

2 часа

Справедливость 

30.

«Честь имею»

2 часа

Честь

31.

«Музыка внутри»

2 часа

Милосердие 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Методика (адаптированная)Изучение устойчивости и динамики развития ценностных ориентаций учащихся

 «Положительные и отрицательные качества» (Д. А. Тулинов).

Необходимый материал: ручки, бланки с характеристиками

Цель методики: исследование ценностных предпочтений младших подростков, динамики изменения ценностных ориентаций.

Ход исследования: Учащимся предлагается бланк с перечнем качеств, из которых они должны отметить знаком «+» положительные, по их мнению, качества, и соответственно знаком «-» - отрицательные качества.

Бланк методики исследования: «Положительные и отрицательные качества»

 

Качество

Знаешь ли ты значение этого слова? (+/_)

Это положительное или отрицательное качество? (+/-)

1.      

Аккуратность

 

 

2.      

Вежливость

 

 

3.      

Доброжелательность

 

 

4.      

Грубость

 

 

5.      

Скромность

 

 

6.      

Небрежность

 

 

7.      

Отзывчивость

 

 

8.      

Равнодушие

 

 

9.      

Трусость

 

 

10.  

Заботливость

 

 

11.  

Жестокость

 

 

12.  

Гордость

 

 

13.  

Толерантность

 

 

14.  

Принципиальность

 

 

15.  

Скупость

 

 

16.  

Честность

 

 

17.  

Застенчивость

 

 

18.  

Искренность

 

 

19.  

Благородство

 

 

20.  

Лживость

 

 

21.  

Дисциплинированность

 

 

22.  

Пунктуальность

 

 

23.  

Воля

 

 

24.  

Терпеливость

 

 

25.  

Уступчивость

 

 

26.  

Осторожность

 

 

27.  

Агрессивность

 

 

28.  

Жадность

 

 

29.  

Справедливость

 

 

30.  

Ответственность

 

 

31.  

Бескорыстие

 

 

32.  

Бережливость

 

 

33.  

Точность

 

 

34.  

Общительность

 

 

35.  

Недобросовестность

 

 

36.  

Неряшливость

 

 

37.  

Непорядочность

 

 

 

 

 

 

Анализ и интерпретация результатов

При анализе полученных результатов следует руководствоваться ключом к данному тесту:

Номера 1, 2, 3, 7, 10, 18, 21, 22, 23, 28, 29, 30, 32, 33 –положительные качества

Номера 4, 6, 8, 9, 11, 13, 14, 20, 26, 27, 34, 35, 36 – отрицательные качества

Номера 51215161719, 242531 – качества, которые, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть отнесены и к положительным, и к отрицательным качествам личности.

 

Высокий уровень: знает значение нравственных категорий, умеет определить их качество и социальную оценку 81-100%.

Средний уровень: частично знает значение всех нравственных категорий, умеет определить их качество и социальную оценку 61-80% .

Низкий уровень: затрудняется с определением, частично знает значение всех нравственных категорий, умеет определить их качество и социальную оценку 41-60%

Несформированный: затрудняется с определением, частично знает значение некоторых нравственных категорий, умеет определить их качество и социальную оценку 1-40%

Помимо этого, учитель может также после того, как учащиеся отметили качества, задать вопросы следующего характера:

·         Какие из качеств есть у вас? Причем, называть нужно и положительные, и отрицательные качества.

·         Какими из этих качеств, по вашему мнению обладают ваши друзья? Сосед по парте? Учитель?

·         Какое из этих качеств для вас наиболее важное?

·         Какое из качеств для вас самое отрицательное? И т.п.

Таким образом, методика трансформируется, помогая наиболее полно изучить картину внутреннего мира учащихся.

Результаты дают представление о способности учащихся дифференцировать нравственные понятия, а также о понимании их содержания.

В целях исключения неточности в ответах учащихся, в списке качеств некоторые понятия даны два раза, но заменены синонимами. Сопоставляя ответы учеников, учитель может получить более точный результат. С этой же целью, возможна устная уточняющая беседа с обучающимся.

Чтобы проследить динамику развития ценностных предпочтений подростков, данную методику необходимо проводить несколько раз. Входящую, промежуточную и итоговую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Изучение ценностных ориентаций личности «Фильм»

 

Методика: Изучение ценностных ориентаций учащихся «Фильм» (Д. А. Тулинов).

Необходимый материал: ручки, бланки с вопросом

Цель методики: исследование ценностных ориентаций и потребностей младших подростков.

Ход исследования: Учащимся предлагается бланк с вопросом, где необходимо выбрать три варианта из предложенных, и расположить их в порядке «о чем сначала» и до «о чем потом».

Бланк методики исследования:

«Фильм»

Ты с ребятами снимаешь фильм. О чем он будет?

·                     О твоем классе;

·                     О войне, военных;

·                     О врачах;

·                     О себе;

·                     О дружбе;

·                     О подвиге;

·                     О сказочных событиях;

·                     О счастливой семье;

·                     О победе добрых над злыми;

·                     О сильных отрицательных героях;

·                     О злом волшебнике;

О чем ты бы никогда не снял фильм? (один вариант)

На уроке можно попросить детей раскрыть, почему состоялся тот или иной выбор, так как выбор некоторых вариантов не может дать однозначного представления о причине, по которой данный ответ был выбран. Объяснения учащихся помогут устранить двусмысленность и упросить анализ полученных результатов.

Анализ и интерпретация результатов

Интерпретация результатов, полученных в ходе проведения данной методики, происходит путем анализа той ранжировки тем, которую выбрал испытуемый. Например:

1. О дружбе

2. О себе

3. О сказочных событиях

Никогда не снял бы фильм о войне.

Данная ранжировка свидетельствует о том, что главной ценностью для подростка является дружба. На втором месте – он сам. То есть, четкая направленность на собственную персону. На третьем месте сказочные события, что говорит либо об интересах к сказочному, выдуманному миру, либо о сильном желании попасть в таковой, о неудовлетворенности реальным миром, своим окружением, за исключением нескольких друзей. Именно поэтому важно уточнить причину выбора именно данных тем у самих учащихся. И, наконец, наименее привлекательна тема войны, что говорит о нежелании видеть военные события, о протесте войне.

Таким образом проверяются все бланки и делается вывод о характере ценностных ориентаций одного ученика и класса в целом.

Варианты ответов могут регулироваться и изменяться самим учителем. Как и предыдущие методики, данную проводят несколько раз в целях коррекции воспитательной работы классного руководителя и изучения динамики изменения ценностных предпочтений и направленности личности подростков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru