Адаптированная программа основного общего образования по предмету "Основы Безопасности Жизнедеятельности" для детей ОВЗ
Оценка 5

Адаптированная программа основного общего образования по предмету "Основы Безопасности Жизнедеятельности" для детей ОВЗ

Оценка 5
docx
14.05.2020
Адаптированная программа основного общего образования по предмету "Основы Безопасности Жизнедеятельности" для детей ОВЗ
адапт.ОБЖ 5-9 .docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

Судиславская  средняя общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района Костромской области

 

 

Рассмотрено

Руководитель ШМО

_____________/___________/

Протокол №_________

от «___»__________20___г.

Согласовано

Замдиректора по УВР

____________/Ю.В.Чичагова_/

«____»_____________20__г.

Рекомендовано

Педагогическим советом

Протокол №_________

от «___»__________20___г.

Утверждаю

Директор МОУ Судиславской СОШ

____________/Л.Г.Лебедева/

Приказ №107А

от  «31»августа 2018г.

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для обучающихся с ОВЗ

(задержка психического развития)

 

Срок реализации- 5 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Адаптированная рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе Программы В. Н. Латчука (руко­водитель), С. К. Миронова, С. Н. Вангородского с учетом требований федерального компонента государ­ственного стандарта основного общего образования.

В рабочей программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «Об экологической безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

 

Изучение программы ОБЖ направлено на достиже­ние следующих целей:

1.          воспитание ответственного отношения к окружающей природ­ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

2.         развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива­ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви­тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности

3.         освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро­вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не­отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области бе­зопасности жизнедеятельности;

4.         овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различ­ных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.           

Данная программа учитывает психологические и познавательные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель рабочей программы: разработана с целью освоения учебного предмета для учащихся с ОВЗ.

Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

·       Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

·       развитие навыков каллиграфии;

·       Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

·       развитие зрительного восприятия и узнавания;

·       развитие зрительной памяти и внимания;

·       формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

·       развитие пространственных представлений ориентации;

·       развитие представлений о времени;

·       развитие слухового внимания и памяти;

·       развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.

·       Развитие основных мыслительных операций:

·       навыков соотносительного анализа;

·       навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

·       умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

·       умения планировать деятельность;

·       развитие комбинаторных способностей.

·       Развитие различных видов мышления:

·       развитие наглядно-образного мышления;

·       развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

·       Развитие речи, овладение техникой речи.

·       Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

·       Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

При организации учебных занятий для повышения эффективности обучения учащихся с ОВЗ создаются специальные условия:

·       Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

·       Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

·       Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

Вариативные приемы обучения:

·       Поэлементная инструкция.

·       Повтор инструкции.

·       Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).

·       Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)

·       Речевой образец

·       Демонстрация действий.

·       Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)

·       Чередование легких и трудных заданий (вопросов)

·       Создание проблемных ситуаций.

·       Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.

·       Обращение к товарищу с вопросами.

·       Сравнение (чем похожи и чем отличаются)

·       Найди ошибку.

·       Группировка по общности признаков.

·       Исключение лишнего.

·       Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

·       Введение физминуток через 15-20 минут урока.

·       Создание ситуации успеха на занятии.

·       Благоприятный психологический климат на уроке.

·       Опора на эмоциональное восприятие.

·       Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

·       Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.

·       Преподнесение учебного материала небольшими порциями, усложнять его постепенно, изыскивать способы облегчения трудных заданий.

·       Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

·       Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

·       Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонентазанятия.

·       Точность и краткость инструкция по выполнению задания.

По возможностям обучения, учащихся можно разделить на следующие группы:

1 группа - учащиеся с низкой образовательной подготовкой. Для них необходима серьёзная индивидуальная работа.

2      группа - учащиеся со средним уровнем развития способностей. Имеют замедленный темп продвижения, они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены.

3 группа - учащиеся с достаточным уровнем образовательной подготовки. В целом правильно выполняют предъявляемые им задания, они наиболее активны и самостоятельны. У них наблюдаются западения в отдельных видах учебной деятельности. Необходима корректировка в развитии каких-либо психических процессов: память, внимание, речь и т.д.

 

В своей предметной ориентации предлагаемая про­грамма нацеливает педагогический процесс на реше­ние следующих задач:

• освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и ос­новах безопасного поведения при их возникновении;

• развитие качеств личности школьников, необхо­димых для ведения здорового образа жизни, обеспе­чения безопасного поведения в опасных и чрезвычай­ных ситуациях;

• воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

• обучение учащихся умению предвидеть потенци­альные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуаль­ной и коллективной защиты, оказывать первую меди­цинскую помощь.

 

Место курса в учебном плане

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе основного общего образования осуществляется с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю.

Программа рассчитана на 34 учебных часов в каж­дом классе.

Срок реализации программы – 5 лет (5,6,7,8,9 классы)

 

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

·        фронтальные

·        групповые

·        индивидуальные

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

1.

Словесные

 

беседа;

рассказ;

объяснение,

дискуссия,

лекция

Наглядные

(демонстрации)

(предпочтение)

 

тех.средства обучения (фильмы, презентации и т.д.);

натур. объекты;

натур. изобр.сред.

(схемы, графики, карты).

Практические

 

практ. или л.р;

распознавание;

моделирование;

решение познавательных задач;

эксперимент;

наблюдение;

             упражнения.

 

2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности)

3. Индуктивные  дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала)

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Название

Цель

Сущность

Проблемное обучение

Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучаемые активно усваивают знания

Развивающее обучение

Развитие личности и ее способностей

Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

Дифференциальное обучение

Создание оптимальных условий для выявление задатков, развития интересов и способностей

Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)

Активное обучение

Организация активности обучаемых

Моделирование предметного и социального содержания учебной деятельности

Игровое обучение

Обеспечение личностно-деятельного характера усвоение знаний, навыков, умения

Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Способ (метод) контроля:

·        письменный

·        устный

Формы контроля:

·        контрольные работы

·        практические работы

·        тестирование

·        исследовательские работы

 

Учебно-методический комплект

 

1.              Учебники:

·    5 класс - В.В.Поляков, М.И.Марков. ОБЖ – М.: Дрофа, 2014

·    6 класс - В.В.Маслов, М.И.Марков. ОБЖ – М.: Дрофа, 2014

·    7 класс - С.Н. Вангородский.  ОБЖ – М.: Дрофа, 2014

·    8 класс - С.Н. Вангородский.  ОБЖ – М.: Дрофа, 2014

·    9 класс - С.Н. Вангородский.  ОБЖ – М.: Дрофа, 2014

2.              Программа для учащихся ОУ 5-9 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2008

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

·       усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

·       формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

·       усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

·       формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учѐтом устойчивых познавательных интересов;

·       формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;

·       формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;

·       освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

·       развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

·       формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

·       формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

·       осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

·       формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

·       умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

·       умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

·       умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

·       умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

·       владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

·       умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;

·       умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

·       умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

·       формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

·       освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

·       формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

·       формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

·       формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

·       понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

·       понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

·       понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;

·       формирование установки на здоровый образ жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

·       формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;

·       понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

·       знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

·       знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

·       умение оказывать первую помощь пострадавшим;

·       умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;

·       умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки ииндивидуальных возможностей.

 

Тематический план

 

 

№ раздела

 

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Количество

практических работ

контрольных работ

 

5 класс

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в среде обитания

25

5

1

 

Тема 1. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде

20

2

1

 

Тема 2. Правила безопасного поведения в социальной среде

5

3

 

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

3

1

 

Тема 1. Основы медицинских знаний

5

3

 

 

Тема 2. Основы здорового образа жизни

4

 

1

Итого:

  

34

8

2

 

6 класс

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в среде обитания                                                                       

21

3

1

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

13

2

1

 

Тема 1. Основы медицинских знаний

8

2

1

 

Тема 2. Основы Здорового образа жизни

5

 

 

Итого:  

 

34

5

2

 

7 класс

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в среде обитания                                                                       

28

7

1

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

2

1

 

Тема 1. Основы медицинских знаний

3

2

1

 

Тема 2. Основы Здорового образа жизни

3

 

 

Итого:

  

34

9

2

 

8 класс

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в среде обитания                                                                       

25

5

1

 

Тема 1. Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

18

4

1

 

Тема 2. Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания

3

1

 

 

Тема 3. Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях

4

 

 

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

9

4

1

 

Тема 1. Основы медицинских знаний

5

4

1

 

Тема 2. Основы здорового образа жизни

4

 

 

Итого:

  

34

9

2

 

9 класс

Раздел 1.

Безопасность и защита человека в среде обитания                                                                       

13

2

1

 

Тема 1.Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

4

 

 

 

Тема 2. Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов

2

 

 

 

Тема 3. Безопасное поведение в социальной среде

7

2

1

Раздел 2.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

21

4

1

 

Тема 1. Основы медицинских знаний

9

4

1

 

Тема 2. Основы здорового образа жизни

12

 

 

Итого:

  

34

6

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

5 КЛАСС

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания

Тема 1. Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде

Правила безопасного поведения в населенном пункте (городе, поселке)

Особенности города как среды обитания человека. Источники и зоны повышенной опасности в совре­менном городе: городской и общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные предприятия. Правила безопасного поведения в зонах повышенной опас­ности.

Системы обеспечения безопасности города (мили­ция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба спасения, коммунальные и другие службы). Правила вызова служб безопасности. Государственные, муни­ципальные (городские) и районные службы обеспече­ния безопасности.

Правила безопасного поведения в быту

Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения (водоснабжение, отопление, электроснабжение, канализация). Источ­ники опасности в жилище и их характеристика. Воз­можные аварийные и опасные ситуации в жилище.

Причины возникновения пожаров в жилых поме­щениях и их последствия. Меры пожарной безопас­ности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, в подъезде, на балконе, в подвале). Что делать, если на человеке загорелась одежда; если в комнате загорелся электроприбор (те­левизор, приемник, магнитофон, компьютер), ново­годняя елка. Способы эвакуации из горящего здания. Чего не следует делать при пожаре в квартире. Пер­вичные средства пожаротушения и правила пользова­ния ими.

Правила безопасности при пользовании бытовым газом. Отравление бытовым газом, причины и послед­ствия. Меры профилактики. Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведе­ния: при обнаружении запаха газа в квартире; при об­наружении запаха газа в подвале, подъезде, во дворе, на улице.

Правила безопасности при обращении с электриче­скими и электронными приборами. Опасности, возни­кающие при нарушении правил обращения с электри­ческими и электронными приборами. Основные виды электрических и электронных приборов, используе­мых в быту; правила их безопасного использования.

Затопление жилища. Причины затопления и воз­можные последствия. Правила поведения при затоп­лении жилища и меры по его предотвращению.

Правила безопасности при пользовании опасными веществами и средствами бытовой химии. Опасные вещества и средства бытовой химии. Опасности, воз­никающие при нарушении правил пользования ими. Действие опасных веществ и препаратов бытовой хи­мии на организм человека. Правила хранения опас­ных веществ и средств бытовой химии.

Правила безопасного обращения с животными.

Жизнедеятельность животных в условиях города. До­машние животные и связанные с ними проблемы. Ос­новные правила приобретения домашних животных. Правила обращения с домашними животными. Что делать, если укусила собака. Одичавшие собаки и кошки как переносчики инфекционных заболеваний.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах

Современные улицы и дороги - зоны повышен­ной опасности. Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее состав­ные части. Средства безопасности на дороге. Движе­ние пешеходов по улицам и дорогам. Правила бе­зопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей части. Правила движения колон­ны и групп людей (детей). Правила безопасного пове­дения велосипедистов на улицах и дорогах.

Правила безопасного поведения на транспорте

Правила безопасного поведения на городском и общественном транспорте. Причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Краткая ха­рактеристика современных видов транспорта.

Основные правила безопасности на городском об­щественном транспорте. Правила безопасного поведе­ния при аварийных ситуациях (пожаре, столкнове­нии, перевороте, опрокидывании) на городском обще­ственном транспорте. Правила безопасного поведения пассажира автомобиля: при неизбежном столкнове­нии; при падении автомобиля в воду. Предотвраще­ние дорожно-транспортных происшествий.

Правила безопасного поведения на метрополите­не. Причины опасных и аварийных ситуаций в метро­политене. Зоны опасности в метро и их характерис­тика. Правила безопасного поведения пассажиров метрополитена при аварийных ситуациях (пожаре, остановке в туннеле и вынужденной эвакуации, паде­нии на пути и т. п.).

Практическое занятие №1 «Эвакуация из горящего здания»

Практическое занятие № 2 «Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии»

Контрольная работа №1 «Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде»

 

Тема 2. Правила безопасного поведения в социальной среде

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

Понятие личной безопасности. Опасное время.

Опасные и безопасные места в населенном пункте. Об­щие сведения о зонах криминогенной опасности: без­людные окраины города (населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления людей и т. д. Незнакомые взрослые и подростки.

Правила безопасного поведения при возникно­вении криминогенных ситуаций: перед подъездом, в подъезде, в лифте, на лестничной площадке.

Правила безопасного поведения при возникнове­нии криминогенных ситуаций в доме (квартире): зво­нок в дверь; дверь вашей квартиры пытаются от­крыть (взломать); вы вернулись из школы, а дверь квартиры открыта.

Правила безопасного поведения при возникнове­нии криминогенных ситуаций на улице. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни во время прогулок. Опасность толпы. Правила безопасного по­ведения при попадании в толпу. Правила безопасного поведения в местах массового скопления людей (на дискотеке, стадионе).

Правила безопасного поведения при террористических актах  

Понятие о терроризме. Правила безопасного по­ведения при обнаружении взрывоопасного предмета. Правила безопасного поведения при захвате в залож­ники. Правила безопасного поведения при освобожде­нии заложников сотрудниками спецслужб.

Мероприятия по защите населения  от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Оповещение населения об опасностях. Специ­альный сигнал оповещения об опасности «Внимание всеми и действия по этому сигналу. Минимально не­обходимый набор документов, вещей и продуктов пи­тания в случае эвакуации.

Практическое занятие № 3 «Правила поведения при возникновении криминогенной ситуации»

Практическое занятие № 4 «Правила поведения при обнаружении взрывоопасного предмета»

Практическое занятие № 5 «Правила поведения при террористическом акте»

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний u здорового образа жизни

Тема 1. Основы медицинских знаний

Средства оказания медицинской помощи

Домашняя медицинская аптечка. Правила хра­нения и проверка лекарственных средств. Перевязоч­ные и лекарственные средства. Правила приема ле­карственных средств.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

Общие сведения о травмах и повреждениях ор­ганизма человека. Понятие о травме (повреждении) и ране. Открытые и закрытые травмы. Общие признаки травм и ранений. Правила оказания первой медицин­ской Помощи при незначительных открытых ранах.

Первая медицинская помощь при острых состояниях

Общая характеристика кровотечений. Наруж­ное и внутреннее кровотечение. Артериальное, веноз­ное, капиллярное и смешанное кровотечения.

Первая медицинская помощь при кровотечении. Основные способы временной остановки кровотече­ния. Правила наложения кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения инди­видуального перевязочного пакета, первая медицин­ская помощь при кровотечении из носа.

Практическое занятие № 6 «Правила обращения с лекарствами»

Практическое занятие № 7 «ПМП при травмах»

Практическое занятие № 8 «ПМП при кровотечении»

 

Тема 2. Основы здорового образа жизни

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

Здоровье человека и его составляющие. Основ­ные критерии здоровья человека. Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения чело­века, направленная на сохранение и укрепление здо­ровья. Составляющие здорового образа жизни.

Развитие и изменение организма подростков. Ха­рактеристика некоторых факторов, которые влияют на рост и вес подростков. Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика этих нарушений осанки. Изменения в характере под­ростков, которые связаны с их физиологическим соз­реванием.

Факторы, укрепляющие здоровье человека

Личная гигиена и здоровье. Основные понятия личной гигиены. Гигиенические рекомендации по уходу за кожей, зубами, волосами, глазами, ушами. Гигиена одежды; гигиенические требования к одеж­де, головным уборам, обуви.

Профилактика травм в школьном возрасте

Бытовой травматизм и его профилактика. Поня­тие о бытовом травматизме и его причины. Опасные предметы домашней обстановки. Опасность окон и подоконников. Предотвращение травматизма в ван­ной комнате, туалете и на кухне.

 

Контрольная работа №2 «Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни»

 

6 КЛАСС

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания

Правила безопасного поведения в условиях природной среды

Опасные и экстремальные ситуации в природе и их причины. Понятие опасной и экстремальной ситу­ации. Основные виды экстремальных ситуаций в при­роде и их причины. Понятие о вынужденном авто­номном существовании. Возможные причины попада­ния человека в условия вынужденного автономного существования в природных условиях (авария транс­портного средства в малонаселенной местности; за­блудились в лесу (горах, степи), отстали от группы в турпоходе и др.).

Первоочередные действия потерпевших бедствие при аварии транспортного средства в безлюдной мест­ности. Варианты принятия решений: уход с места про­исшествия; ожидание помощи на месте происшествия.

Правила предотвращения экстремальных ситу­аций в природных условиях. Подготовка к путешест­вию (походу) - важный этап обеспечения безопаснос­ти. Сбор сведений и изучение местности. Подбор лич­ного и группового туристского снаряжения, общие требования к нему. Организация выполнения правил безопасного поведения на природе.

Выбор и подготовка одежды и обуви. Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью в условиях природной среды. Способы проветривания и просушивания одежды и обуви. Особенности пользо­вания одеждой и обувью в зимнее время.

Психологические основы выживания в природ­ных условиях. Психическое состояние человека при автономном выживании в природных условиях. По­нятие о факторах и стрессорах выживания в природ­ных условиях; их влияние на организм человека. Способы преодоления стрессоров выживания. Пре­одоление страха и стрессового состояния.

 Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях

Правила определения направления выхода. По­теря ориентировки как наиболее частая экстремаль­ная ситуация в природе. Определение направлений выхода в ситуации, когда человек заблудился. Опре­деление направления выхода в случае отставания от группы. Сохранение направления движения. Движе­ние по азимуту. Способы переправы через реку и преодоления болот. Особенности определения направле­ния выхода в зимнее время.

Понятие об ориентировании. Способы ориентиро­вания на местности. Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам, по местным предметам и приметам.

Правила оборудования временного жилища. Ос­новные требования, предъявляемые к месту сооруже­ния временного жилища. Виды и способы сооруже­ния временного жилища в летнее и зимнее время. Особенности укрытий в горах. Правила и способы до­бывания огня. Выбор места и правила разведения ко­стра. Особенности разведения костра в ненастную по­году и в зимнее время. Соблюдение мер пожарной бе­зопасности. Виды костров и их назначение.

Обеспечение водой и питанием. Обеспечение питани­ем из резервов природы. Съедобные растения, насеко­мые, животные. Правила поиска и сбора растительной пищи. Меры безопасности при употреблении животной и растительной пищи. Обеспечение водой из водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях вынужденного автономно­го существования. Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы приготовления на костре рыбы и мелких животных.

Сигналы бедствия в условиях вынужденного авто­номного существования. Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодо­вой таблицы сигналов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.

Смена климатогеографических условий

Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий. Акклимати­зация, общие понятия и определения. Смена часовых поясов. Смена климата. Акклиматизация в условиях жаркого климата, горной местности, Севера. Требова­ния к здоровью человека, которые необходимо учиты­вать при планировании смены климатогеографиче­ских условий.

Правила безопасного поведения на воде

Особенности состояния водоемов в разное время года. Правила безопасного поведения на водоемах ле­том. Правила безопасного поведения на водоемах зи­мой. Правила переправы по льду водоемов.

Помощь терпящим бедствие на воде и на льду. Спо­собы самоспасения на воде. Оказание помощи тер­пящим бедствие на льду. Действия оказавшегося в воде (провалившегося под лед). Основные и подручные спа­сательные средства на воде. Правила пользования спа­сательным Кругом. Подручные спасательные средства.

Практическое занятие № 1 «Ориентирование на местности»

Практическое занятие № 2 «Разведение костра»

Практическое занятие № 3 «Правила поведения на воде»

Контрольная работа № 1. «Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях»

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний u здорового образа жизни

 

Тема 1. Основы медицинских знаний

Средства оказания медицинской помощи

Аптечка первой медицинской помощи (поход­ная), Комплектование походной аптечки лекарствен­ными средствами и средствами оказания медицин­ской помощи. Использование лекарственных расте­ний для оказания первой медицинской помощи.

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

Понятие о закрытых повреждениях. Признаки закрытых повреждений. Первая медицинская по­мощь при закрытых повреждениях: ушибах, растя­жениях, разрывах связок и мышц, вывихах. Профи­лактика закрытых повреждений.

Первая медицинская помощь при острых состояниях

Первая медицинская помощь при укусах змей и насекомых. Признаки укуса змеи. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему, укушенному змеей. Признаки укуса насекомых. Оказание первой медицинской помощи при укусах насекомых. При­знаки укуса клеща. Оказание первой медицинской помощи при укусе клеща. Клещевой энцефалит. Как уберечься от энцефалита.

Первая медицинская помощь при тепловом и сол­нечном ударах, солнечном ожоге. Признаки теплово­го и Солнечного удара. Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе. Признаки солнечного ожога. Оказание первой медицинской по­мощи при солнечном ожоге.

Причины бедствий на воде. Оказание первой меди­цинской помощи в таких Случаях.

Практическое занятие № 4 «ПМП при укусах»

Практическое занятие № 5 «ПМП при тепловом и солнечном ударе»

Контрольная работа № 2. «Первая медицинская помощь при острых состояниях»

 

Тема 2. Основы здорового образа жизни

Факторы, укрепляющие здоровье человека

Рациональное питание в жизнедеятельности че­ловека. Понятие о рациональном питании. Обмен ве­ществ и энергии как основная функция организма че­ловека. Значение органических (белков, жиров и уг­леводов) и неорганических (витаминов, минеральных веществ и воды) веществ в питании человека. Раци­ональное, сбалансированное и калорийное питание. Режим питания. Гигиена и культура питания. Основ­ные гигиенические требования к питанию.

Факторы, разрушающие здоровье человека

Табакокурение и его последствия для здоровья курильщика и окружающих его людей. Профилакти­ка табакокурения.

Профилактика травм в школьном возрасте

Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Безопасность при работе на персональном компьютере. Правила безопасности при просмотре телевизионных передач.

 

7 КЛАСС

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания

 Правила безопасного поведения в ЧС  природного характера

Понятие об опасном природном явлении, сти­хийном бедствии, чрезвычайной ситуации природно­го характера. Классификация чрезвычайных ситу­аций природного характера.

Попятив о землетрясении, характеристика и про­исхождение землетрясений, причины их возникнове­ния и последствия. Меры по снижению потерь от зем­летрясений. Правила безопасного поведения во время и после землетрясения.

Понятие об извержении вулкана, характеристика извержений. Причины извержения вулканов и их по­следствия. Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении об извержении вулкана, во время и после извержения.

Понятие об оползнях, селях, обвалах, лавинах, их характеристика. Происхождение оползней, селей, обва­лов, лавин, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от оползней, селей, обвалов и лавин. Правила безопасного поведения при заблаго­временном оповещении об угрозе схода селя, оползня, обвала, лавины. Правила безопасного поведения во вре­мя и после схода селя, оползня, обвала, лавины, а так­же безопасного выхода из зоны стихийного бедствия.

Понятие об урагане, буре, смерче и их характерис­тика. Происхождение ураганов, бурь, смерчей, при­чины их возникновения. Меры по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей. Правила безопасного по­ведения при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча. Правила безопасного поведения во время и после урагана, бури, смерча.

Понятие о наводнении, характеристика наводне­ний. Происхождение наводнений, причины их воз­никновения и последствия. Меры по снижению по­терь от наводнений. Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении, во время и после наводнения. Изготовление и использо­вание самодельных подручных плавательных средств для эвакуации во время наводнения.

Понятие о цунами, характеристика цунами. Проис­хождение цунами, причины их возникновения и по­следствия. Меры по снижению потерь от цунами. Пра­вила безопасного поведения при заблаговременном опо­вещении о цунами, во время прихода и после цунами.

Природные пожары (лесные, торфяные, степные) и их характеристика. Происхождение природных по­жаров, причины их возникновения и последствия. Меры по снижению потерь от природных пожаров. Предупреждение природных пожаров. Правила бе­зопасного поведения при возникновении природных пожаров. Правила безопасного поведения в зоне лес­ных пожаров и тушение пожара в лесу.

Психологические аспекты выживания в опасных и ЧС

Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий. Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного характера.

Практическое занятие № 1 «Правила безопасного поведения во время землетрясения»

Практическое занятие № 2 «Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении об извержении вулкана»

Практическое занятие № 3 «Правила безопасного поведения при сходе оползней, обвалов, селей и лавин»

Практическое занятие № 4 «Правила безопасного поведения во время ураганов, бурь и смерчей»

Практическое занятие № 5 «Правила безопасного поведения во время наводнений»

Практическое занятие № 6 «Правила безопасного поведения при цунами»

Практическое занятие № 7 «Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара»

Контрольная работа № 1. «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера»

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний u здорового образа жизни

 

Тема 1. Основы медицинских знаний

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

Первая медицинская помощь при кровотечениях и ранениях. Понятие о кровотечениях, их класси­фикация и характеристика. Способы и приемы оста­новки наружного кровотечения путем пальцевого прижатия артерий, наложения давящей повязки, на­ложения жгута и жгута-закрутки, максимального сгибания конечности, придания приподнятого положения поврежденной конечности. Разновидности повязок и их характеристика. Приемы наложения повязок на нижние и верхние ко­нечности, на голову, грудь, область живота.

Практическое занятие № 8 «ПМП при переломах, вывихах и растяжениях»

Практическое занятие № 9 «Наложение повязок на верхние и нижние конечности»

Контрольная работа №2 «Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях»

 

Тема 2. Основы здорового образа жизни

Факторы, укрепляющие здоровье человека

Режим труда и отдыха - необходимое условие здорового образа жизни, обеспечивающее сохранение и укрепление здоровья. Составляющие режима дня и их характеристика.

Влияние труда и отдыха на здоровье человека. Эле­менты режима труда и отдыха. Трудовая деятель­ность школьников. Активный отдых. Сон и рацио­нальное питание. Основные принципы и содержание режима дня подростков. Утомление и переутомление, их причины, призна­ки и последствия для здоровья человека. Профилактика утомления и переутомления.

Факторы, разрушающие здоровье человека

Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Профилактика употребления алкогольных напитков. Курение и его влияние на здоровье подростка. Профилактика курения.

 

8 КЛАСС

 

Раздел 1. Безопасность и защита человека в среде обитания

Тема 1. Правила безопасного поведения в  чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Промышленные аварии и катастрофы. Понятие об аварии, производственной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техно­генного характера. Понятие о потенциально опасном объекте. Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.

Пожары и взрывы, пожаро-и взрывоопасные объ­екты. Классификация аварий на пожаро-и взрыво­опасных объектах.

Понятие о пожаре. Основные поражающие факто­ры пожара. Классификация и характеристика пожа­ров, их причины и последствия. Процесс горения и его условия. Группы возгораемости веществ и материа­лов. Стадии развития пожара. Условия, способствую­щие распространению пожаров. Пожары и паника.

Правила безопасного поведения при пожарах. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Основные поражающие фак­торы взрыва. Действие взрыва на здания, сооруже­ния, оборудование. Действие взрыва на человека. Правила безопасного поведения при взрывах.

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Понятие об опасном химическом ве­ществе, химически опасном объекте, химической ава­рии. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Класси­фикация аварий с выбросом АХОВ. Причины хими­ческих аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химическо­го заражения, их характеристика. Правила безопас­ного поведения при авариях с выбросом опасного хи­мического вещества. Основные способы защиты насе­ления и правила безопасного поведения при авариях на железнодорожных и автомобильных магистралях при перевозке опасных грузов.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Ра­диоактивное (ионизирующее) излучение и его воздей­ствие на людей и животных. Свойства радиоактив­ных веществ. Естественные и искусственные источни­ки ионизирующих излучений. Внешнее и внутреннее облучение человека. Основные гигиенические норма­тивы облучения. Радиационно опасные объекты. Ава­рии на радиационно опасных объектах, их классифи­кация и причины. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Последствия радиацион­ных аварий. Характер поражения людей и живот­ных. Особенности радиоактивного загрязнения мест­ности при авариях на радиационно опасных объектах. Основные способы защиты населения и правила безопасного поведения при авариях на радиационно опасных объектах.

Гидродинамические аварии, их причины и послед­ствия, Поражающие факторы гидродинамических аварий. Классификация гидродинамических аварий. Гидродинамические опасные объекты. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Мероприятия по уменьшению по­следствий аварий на гидродинамически опасных объ­ектах. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.

Транспортные аварии. Правила поведения на же­лезнодорожном транспорте. Характеристика желез­нодорожного транспорта. Наиболее безопасные места в вагоне поезда. Правила безопасности во время по­ездки. Правила безопасного поведения пассажиров при крушении поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при пожаре в поезде; при сильном задымлении.

Правила безопасного поведения на водном транс­порте. Характеристика водного транспорта. Индиви­дуальные и групповые средства спасения на водном транспорте. Действия пассажиров при объявлении шлюпочной тревоги. Способы эвакуации с судна. Что делать, если человек упал за борт судна.

Правила безопасного поведения на авиационном транспорте. Характеристика авиационного транспор­та. Правила безопасного поведения авиапассажиров при вынужденной посадке, при декомпрессии (раз­герметизации салона), при пожаре в самолете, при вынужденной (аварийной) посадке на воду.

Практическое занятие № 1 «Правила безопасного поведения при взрывах и пожарах»

Практическое занятие № 2 «Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ»

Практическое занятие № 3 «Правила безопасного поведения при авариях на РА»

Практическое занятие № 4 «Правила безопасного поведения при ГА»

Контрольная работа № 1. «Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера»

 

Тема 2. Правила безопасного поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания

Жизнедеятельность человека и состояние природной среды. Антропогенные изменения в природе. Влияние деятельности человека на окружающую сре­ду. Биосфера и человек. Формы негативного воздейст­вия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера. Классификация чрезвычайных ситуаций экологического характера. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Экологические последствия хозяйст­венной деятельности человека. Виды загрязнения биосферы.

Изменение состава и свойств атмосферы (воздуш­ной среды). Источники загрязнения атмосферы. За­висимость климата от прозрачности атмосферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового экрана. Кислотные осадки. Выбросы вредных веществ. Изме­нение состояния гидросферы (водной среды). Значе­ние воды для жизни на Земле. Физико-химические качества питьевой воды. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод: быто­вых, атмосферных, производственных.

Изменение состояния суши (почвы, недр, ланд­шафта). Функции и значение почвы.

Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных по­кровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Влияние отходов на загрязнение почвы. Твердые и жидкие отходы.

Показатели предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых кон­центрациях вредных веществ в атмосфере, воде и поч­ве. Нормы качества атмосферы, воды и почвы. Быто­вые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания. Меры безопасности при пребыва­нии человека на территории с неблагоприятной эко­логической обстановкой.

 

Практическое занятие № 5 «ПДК воздуха, воды и продуктов»

Тема 3. Психологические аспекты выживания в опасных и чрезвычайных ситуациях

Особенности психологических процессов в чрез­вычайных ситуациях техногенного характера. Ре­комендации по психологической подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Психологические аспекты выживания в опасных и ЧС.

Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситу­ациях техногенного характера. Речевая информа­ция, передаваемая по радиотрансляционной сети, ра­диоприемникам, телевидению о чрезвычайных ситу­ациях техногенного характера. Эвакуация населения при возникновении чрезвычайных ситуаций техно­генного характера. Использование населением средств индивидуальной защиты при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Инженерная, ра­диационная и химическая защита населения при чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний u здорового образа жизни

Тема 1. Основы медицинских знаний

Первая медицинская помощь при острых состояниях

Первая медицинская помощь при отравлении опасными химическими веществами. Пути попада­ния ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, че­рез кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим при от­равлении опасными химическими веществами.

Первая медицинская помощь при ожогах химиче­скими веществами. Причины и последствия химиче­ских ожогов. Оказание первой медицинской помощи при ожоге кислотой. Оказание первой медицинской помощи при ожоге щелочью.

Первая медицинская помощь при отравлении ми­неральными удобрениями и другими химикатами. Причины, последствия и признаки отравления мине­ральными удобрениями и другими химикатами. Ока­зание первой медицинской помощи при первых при­знаках отравления минеральными удобрениями, при отравлении минеральными удобрениями через дыха­тельные пути, при попадании химикатов в глаза.

 

Практическое занятие №6 «ПМП при отравлении бытовыми химическими веществами»

Практическое занятие № 7 «ПМП при отравлении химическими веществами»

Практическое занятие № 8 «ПМП при отравлении АХОВ»

Практическое занятие № 9 «ПМП при ожогах химическими веществами»

 

Контрольная работа № 2.  «Первая медицинская помощь при травмах и острых состояниях»

Тема 2. Основы здорового образа жизни

Факторы, укрепляющие здоровье человека.

Движение - естественная потребность организ­ма человека. Избыток и недостаток движения как причина многих заболеваний.

Физическая культура. Влияние физических уп­ражнений на развитие растущего организма. Воспи­тание необходимых физических качеств. Составляю­щие хорошей физической формы. Развитие сердеч­но-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Средства развития физических качеств. Принципы поддержания хоро­шей физической формы и правила безопасности при выполнении физических упражнений.

Закаливание организма. Понятие о закаливании. Принципы закаливания. Роль закаливания в профи­лактике простудных заболеваний. Факторы окру­жающей среды, применяемые для закаливания организма. Закаливание воздухом. Солнечные ванны. За­каливание водой. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.

 Факторы, разрушающие здоровье человека.

Понятие о наркомании и токсикомании. Дейст­вие наркотических и токсических веществ на орга­низм человека. Три основных признака наркомании и токсикомании. Развитие психической зависимости от наркотика. Развитие физической зависимости от нар­котика. Признаки наркотического отравления и от­равления лекарственными препаратами.

 

9 КЛАСС

 

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства -24

Раздел I. Основы комплексной безопасности -8

Глава 1.Национальная безопасность России в современном мире-4

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.

Глава 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России-4

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Угроза военной безопасности России.

Раздел II.Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций- 7

Глава 3.Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени -3

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.

Глава 4. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени -4

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах по­ражения.

Раздел III. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации -9

Глава 5. Общие понятия о терроризме и экстремизме-2

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления

Глава 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации-3

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнитель­ной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с террориз­мом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Глава 7.Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации-2

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Глава 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости-2

Правила поведения при угрозе террористического акта.

Профилактика наркозависимости.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни -11

Раздел IV. Основы здорового образа жизни -9

Глава 8.   Основы здорового образа жизни-3

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Глава  9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Глава 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.

Раздел V. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи- 2

Глава 11. Основы  первой медицинской помощи-2

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

 

Перечень обязательных контрольных работ

Тема контрольной работы

5 класс

1

Правила безопасного поведения в бытовой (городской) среде

2

Основы медицинских знаний и здорового образа  жизни

6 класс

1

Правила безопасного поведения при вынужденном автономном существовании в природных условиях

2

Первая медицинская помощь при острых состояниях

7 класс

1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера

2

Первая медицинская помощь при травмах и повреждениях

8 класс

1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

2

Первая медицинская помощь при травмах и острых состояниях

9 класс

1

Правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях

2

Основы медицинских знаний

 

Перечень обязательных практических работ

 

Тема практической работы

5 класс

1

Эвакуация из горящего здания

2

Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии

3

Правила поведения при возникновении криминогенной ситуации

4

Правила поведения при обнаружении взрывоопасного предмета

5

Правила поведения при террористическом акте

6

Правила обращения с лекарствами

7

ПМП при травмах

8

ПМП при кровотечении

6 класс

1

Ориентирование на местности

2

Разведение костра

3

Правила поведения на воде

4

ПМП при укусах

5

ПМП при тепловом и солнечном ударе

7 класс

1

Правила безопасного поведения во время землетрясения

2

Правила безопасного поведения при забла­говременном оповещении об извержении вулкана

3

Правила безопасного поведения при сходе оползней, обвалов, селей и лавин

4

Правила безопасного поведения во время ураганов, бурь и смерчей

5

Правила безопасного поведения во время наводнений

6

Правила безопасного поведения при цунами

7

Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара

8

ПМП при переломах, вывихах и растяжениях

9

Наложение повязок на верхние и нижние конечности

8 класс

1

Правила безопасного поведения при взрывах и пожарах

2

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ

3

Правила безопасного поведения при авариях на РА

4

Правила безопасного поведения при ГА

5

ПДК воздуха, воды и продуктов

6

ПМП при отравлении бытовыми химическими веществами

7

ПМП при отравлении химическими веществами

8

ПМП при отравлении АХОВ

9

ПМП при ожогах химическими веществами

9 класс

1

Безопасность девушек, защита от злоумышленников

2

Правила поведения при захвате в заложники

3

Правила безопасного поведения на улице, в школе, дома

4

ПМП при травматическом шоке

5

ПМП при клинической смерти

6

Экстренная реанимационная помощь

              

 

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

ученик должен знать:

·        знать правила обеспечения безопасности на современном транспорте;

·        объяснять основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ДД;

·        уметь правильно оценить ситуацию при пожаре;

·        знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;

·        уметь пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);

·        приемы и способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе способы оказания или поиска помощи;

·        иметь знания по оказанию первой медицинской помощи.

Ученик должен уметь:

·        принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность в криминогенных ситуациях;

·        предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных  ситуаций по их характерным признакам;

·        оказывать первую медицинскую помощь при неотложных  состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

·        обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

·        оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

·        выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;

·         обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

·         соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;

·         пользования бытовыми приборами и инструментами;

·         проявление бдительности при угрозе террористического акта;

·         обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

                

Требования к уровню подготовки обучащихся 6 класса

ученик должен знать:

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
  • способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

·         приемы и способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе способы оказания или поиска помощи;

·         иметь знания по оказанию первой медицинской помощи лекарствами и лекарственными растениями.

Ученик должен уметь:

  • соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;

·         оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях и других травмах.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

·         обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

·         выживания в автономных условиях;

·         оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

·         выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

 

Требования к уровню подготовки обучащихся 7 класса

Ученик должен ЗНАТЬ:

·        общие сведения и понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера, причины их возникновения;

  • правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного характера, угрожающих жизни и здоровью людей;

·        значение здорового образа жизни для гармоничного развития личности;

·        приёмы и правила оказания медицинской помощи, правила оказа­ния первой медицинской помощи при незначительных ранах, переломах;

Ученик должен уметь:

·         перечислять последовательность действий при оповещении о воз­никновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной си­туации природного характера;

·         доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспе­чения личной безопасности подростка при его взаимоотношениях с други­ми людьми;

·         наложить стерильную повязку на рану, кровоостанавливающий жгут, шину.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·       для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

·       соблюдения мер предосторожности и правил поведения при авариях и катастрофах;

·       пользования бытовыми приборами и инструментами;

·       проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

·       обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

Требования к уровню подготовки обучащихся 8 класса

Ученик должен ЗНАТЬ:

·       основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

·       правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера, угрожающих жизни и здоровью людей;

·       общие сведения и понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, причины их возникновения;

Ученик должен УМЕТЬ:

·       действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

·       соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

·       оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;

·       пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

·       вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

·       действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;

·       ответственно относится к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·       для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

·       соблюдения мер предосторожности и правил поведения при авариях и катастрофах;

·       пользования бытовыми приборами и инструментами;

·       проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;

·       обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

Ученик должен ЗНАТЬ:

• основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные при­вычки и их профилактику;

• правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;

• способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;

·     роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

Ученик должен уметь:

• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвида­ции очагов возгорания;

• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;

• пользоваться средствами индивидуальной защи­ты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой по­вязкой, домашней медицинской аптечкой) и средст­вами коллективной защиты;

• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и про­дуктов питания в случае эвакуации населения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

·        для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;

·        с целью соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;

·        обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях социального характера;

·        при пользовании бытовыми приборами и инстру­ментами;

·        с целью повышения бдительности и при угрозе террористического акта;

·        оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

·        выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

 

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

 

Оценка устных ответов

Оценка «5» выставляется, если  ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 

Оценка «4» выставляется, если:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

 

Оценка «3» ставится, если ученик:

1.       Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.       Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.       Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.       Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.       Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.       Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.       Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

 

Оценка «2»  ставится, если ученик:

1.       Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.       Не делает выводов и обобщений.

3.       Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.       Или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. Или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка тестовых работ

 

При проведении тестовых работ по ОБЖ критерии оценок следующие:

«5» - 80 – 100 %;    

«4» - 65 – 79 %;    

«3» - 40 – 64 %;    

«2» - менее 40 %.

 

Оценка самостоятельных, практических и контрольных работ

 

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.       Выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.  Допустил не более одного недочета.

 

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1.       Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2.   Или не более двух недочетов.

 

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1.       Не более двух грубых ошибок;

2.       Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.       Или не более двух-трех негрубых ошибок;

4.       Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5.   Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

 

Оценка «2» ставится, если ученик:

1.       Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2.       Или если правильно выполнил менее половины работы.

 

Примечание

1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.         Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. – Новосибирск, 2008

2.         Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. – Новосибирск, 2005

3.      Губарев В.М. ЧС социального характера и защита от них. – М: «Дрофа», 2007

4.         Ильин А. Книга которая спасет жизнь. – Москва Эксмо, 2007

5.      Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников. – Ростов-на-Дону, 2005

6.         Латчук В.Н. Планирование и организация занятий в школе. –  М: «Дрофа», 2007

7.         Латчук В.Н. «Терроризм и безопасность человека». – М: «Дрофа», 2008

8.         Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание школьников, – М.: «Вако» 2009

9.    Михайлов А.А. «Игровые занятия в курсе «ОБЖ». – М: «Дрофа», 2009

10.      Соловьев С.С. «Алкоголь, табак и наркотики – главные враги здоровья человека». – М: «Дрофа», 2011

11.      Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник школьника. – М: «Вако», 2007

12.      ОБЖ. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах и заданиях с картинками. – Волгоград, 2007

13.      Первая помощь в экстренных ситуациях. 1000 советов от комсомольской правды. Москва «АСТ-ПРЕСС», 2006

14.      Пожарная безопасность. 5-11 классы. Конспекты занятий и классных часов. – Волгоград. 2007

15.      Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Программа для учащихся ОУ 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2008

16.      Уголовный кодекс РФ. – Новосибирск, 2008

17.      ФЗ «Об охране окружающей среды». – М:, 2005

18.      Энциклопедия для детей «Личная безопасность». – М.: Аванта +, 2007

19.      Автор сост. Зигуненко С.Н. Энциклопедия. Я познаю мир. –  Астрель. Москва, 2008

 



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа по

Развитие различных видов мышления: · развитие наглядно-образного мышления; · развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

Развитие различных видов мышления: · развитие наглядно-образного мышления; · развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями)

В своей предметной ориентации предлагаемая про­грамма нацеливает педагогический процесс на реше­ние следующих задач : • освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и…

В своей предметной ориентации предлагаемая про­грамма нацеливает педагогический процесс на реше­ние следующих задач : • освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и…

Активное обучение Организация активности обучаемых

Активное обучение Организация активности обучаемых

Метапредметные результаты: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы…

Метапредметные результаты: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы…

Тематический план № раздела

Тематический план № раздела

Тема 2. Основы Здорового образа жизни 5

Тема 2. Основы Здорового образа жизни 5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА 5

Предотвраще­ние дорожно-транспортных происшествий

Предотвраще­ние дорожно-транспортных происшествий

Практическое занятие № 8 « ПМП при кровотечении»

Практическое занятие № 8 « ПМП при кровотечении»

Правила оборудования временного жилища

Правила оборудования временного жилища

Причины бедствий на воде. Оказание первой меди­цинской помощи в таких

Причины бедствий на воде. Оказание первой меди­цинской помощи в таких

Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий

Особенности психологических процессов до, во время и после стихийных бедствий

Стадии развития пожара. Условия, способствую­щие распространению пожаров

Стадии развития пожара. Условия, способствую­щие распространению пожаров

Виды загрязнения биосферы. Изменение состава и свойств атмосферы (воздуш­ной среды)

Виды загрязнения биосферы. Изменение состава и свойств атмосферы (воздуш­ной среды)

Движение - естественная потребность организ­ма человека

Движение - естественная потребность организ­ма человека

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях

Перечень обязательных контрольных работ №

Перечень обязательных контрольных работ №

Правила безопасного поведения при

Правила безопасного поведения при

Ученик должен уметь: соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; · оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях и других травмах

Ученик должен уметь: соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему; · оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях и других травмах

Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; · ответственно относится к окружающей природной среде; к личному здоровью,…

Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; · ответственно относится к окружающей природной среде; к личному здоровью,…

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров…

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров…

Примечание 1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа

Примечание 1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2020