АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ВАРИАНТ 5.1)
для 4 В класса (4 часов в неделю, 136 часов в год)
Составитель:
«Согласовано»
Заместитель директора ______________
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 29 августа 2022 г. №1
Руководитель МО _____________
г. Набережные Челны
2022
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР Вариант 5.1
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии.
Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики.
Планируемые результаты освоения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
¾ основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
¾ формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
¾ воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
¾ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
¾ формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
¾ овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
¾ принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
¾ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
¾ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
¾ наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
¾ овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
¾ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
¾ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
¾ формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
¾ освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
¾ использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
¾ активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
¾ использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
¾ овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
¾ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
¾ готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
¾ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
¾ готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
¾ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
¾ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
¾ умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
В конце 4 класса обучающиеся научатся:
¾ рассказывать наизусть не менее 15 стихотворений;
¾ определять названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
¾ определять элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация);
¾ повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
¾ соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
¾ определять тему и главную мысль произведения;
¾ воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
¾ подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
¾ отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
¾ раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
¾ делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
¾ сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
¾ ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
¾ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
получат возможность научиться:
¾ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
¾ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
¾ овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 90 слов в минуту.
¾ использовать
приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
1) самостоятельного чтения книг;
2) высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
3) самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
4) работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе
на электронных носителях
Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры, учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания, прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Тематическое планирование
136 часов
4 класс
№ |
Тема |
Количество часов |
|
Летописи, былины, сказания, жития (8) |
8 |
1 |
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». |
1 |
2 |
«И вспомнил Олег коня своего» Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина |
1 |
3 |
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
4 |
«Ильины три поездочки» |
1 |
5 |
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
1 |
6 |
«Житие Сергия Радонежского». |
1 |
7 |
Проект: «Создание календаря исторических событий |
1 |
8 |
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». Проверка навыка чтения |
|
|
Чудесный мир классики(24) |
24 |
9 |
П.П. Ершов. Подготовка сообщения о П.П. Ершове. П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» |
1 |
10 |
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок |
3 |
11 |
А.С. Пушкин. Подготовка сообщения о А.С. Пушкине |
1 |
12 |
А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» |
2 |
13 |
А. С. Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях» |
3 |
14 |
М.Ю. Лермонтов. Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
3 |
15 |
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
2 |
16 |
Л.Н. Толстой. Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом. Л.Н. Толстой «Детство» |
4 |
17 |
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» |
2 |
19 |
А.П. Чехов «Мальчики». |
5 |
|
Поэтическая тетрадь(8) |
8 |
22 |
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
1 |
23 |
А.А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» |
1 |
24 |
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» |
1 |
25 |
А.Н. Плещеев «Дети и птичка» |
1 |
|
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» |
1 |
26 |
Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимниесумерки нянины сказки...» |
1 |
27 |
И.А. Бунин «Листопад». |
1 |
28 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
1 |
|
Литературные сказки(15) |
15 |
29 |
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
3 |
30 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
3 |
31 |
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
5 |
32 |
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». |
3 |
33 |
Обобщение по разделу «Литературные сказки». |
1 |
|
Делу время – потехе час(9) |
9 |
34 |
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
2 |
35 |
В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
2 |
36 |
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
2 |
37 |
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
2 |
38 |
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». |
1 |
|
Страна детства(7) |
7 |
39 |
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». |
3 |
40 |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
2 |
41 |
М.М. Зощенко «Елка». |
1 |
42 |
Обобщение по разделу «Страна детства». |
1 |
|
Поэтическая тетрадь(5) |
5 |
43 |
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
44 |
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
45 |
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» |
1 |
46 |
М.И. Цветаева «Наши царства» |
1 |
47 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
1 |
|
Природа и мы(9) |
9 |
48 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
2 |
49 |
А.И. Куприн«Барбос и Жулька» |
2 |
50 |
М.М. Пришвин «Выскочка» |
1 |
51 |
Е.И. Чарушин «Кабан» |
1 |
52 |
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
2 |
53 |
Обобщение по разделу «Природа и мы». |
1 |
|
Поэтическая тетрадь(17) |
17 |
54 |
Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» |
1 |
55 |
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
56 |
А. Есенин «Лебедушка». Проверка навыка чтения |
1 |
57 |
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
1 |
58 |
И.С. Никитин «Русь» |
1 |
59 |
С.Д. Дрожжин Родине» |
1 |
60 |
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» |
2 |
61 |
Проект: «Они защищали Родину» |
2 |
62 |
Обобщение по разделу «Родина». |
1 |
63 |
Контрольная работа |
1 |
64 |
Е. С. Велтистов«Приключения Электроника» |
2 |
65 |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
2 |
66 |
Обобщение по разделу «Страна Фантазия». |
1 |
|
Литература зарубежных стран.(13) |
13 |
67 |
Д. Свифт«Путешествие Гулливера» |
2 |
68 |
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
5 |
69 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Проверка навыка чтения |
2 |
70 |
С. Лагерлеф «Святая ночь» |
2 |
71 |
Обобщение по разделу «Зарубежная литература»
|
1 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К
АДАПТИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ВАРИАНТ 5.1)
для 4 В класса (4 часа в неделю, 136 часов в год)
Составитель:
«Согласовано»
Заместитель директора ______________
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от 29 августа 2022 г. №1
Руководитель МО _____________
г. Набережные Челны
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс ОВЗ Вариант 5 .1
№ п/п |
Тема урока. |
Кол-во часов |
Виды контроля. |
План |
Факт |
Кор- вка |
Библиографическая культура (2ч) |
||||||
1 |
Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего». |
1 |
|
|
|
|
2 |
«И вспомнил Олег коня своего». |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.(1ч) |
||||||
3 |
Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
1 |
|
|
|
|
Библиографическая культура (4ч) |
||||||
4 |
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. Типы книг. |
1 |
Иллюстрации * (*оценивается индивидуально) |
|
|
|
5 |
Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития». |
1 |
|
|
|
|
6 |
«Летописи. Былины. Жития». Внеклассное чтение |
1 |
Проект* (*упрощен, по шаблону, индивидуален, при помощи учителя и родителей)
|
|
|
|
7 |
«Устное народное творчество» Проверка знаний. |
1 |
Проверка техники чтения* (*нормы снижены и индивидуальны) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения (1 ч.) |
|
|
|
|||
8 |
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» |
1 |
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)(4 ч) |
||||||
9 |
П. Ершов «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказки. |
1 |
|
|
|
|
10 |
П.
П. Ершов «Конёк- |
1 |
|
|
|
|
11 |
А. Пушкин. «Няне», «Туча» |
1 |
|
|
|
|
12 |
Проверка знаний. Приёмы художественной выразительности. |
1 |
Проверка стихотворений наизусть.* (*выразительное чтение) |
|
|
|
Библиографическая культура.(1ч) |
|
|
|
|||
13 |
Стихотворения А.С.Пушкина Внеклассное чтение |
1 |
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (2 ч.) |
||||||
14 |
А. Пушкин «Унылая пора!» |
1 |
Проверка стихотворений наизусть.* (*выразительное чтение) |
|
|
|
15 |
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
Иллюстрации к сказке * (*оценивается индивидуально) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения. (3 ч.) |
||||||
16 |
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
|
|
|
|
17 |
Проверка знаний. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
|
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
18 |
«Сказки Пушкина и Тукая» |
|
Проверка отрывка наизусть* (*выразительное чтение) |
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (2 ч.) |
||||||
19 |
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
1 |
|
|
|
|
20 |
М. Ю. Лермонтов. «Ашик-Кериб». Характеристика героев. Проверка знаний. |
1 |
Проверка техники чтения* *(норма снижена и индивидуальна) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения. (8 ч.) |
||||||
21 |
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). |
1 |
Иллюстрации к сказке * (*оценивается индивидуально) |
|
|
|
22 |
Л.Н. Толстой «Детство» |
|
|
|
|
|
23 |
Л.Н. Толстой «Как мужик камень убрал». Басня. |
|
|
|
|
|
24 |
Творчество Л.Н. Толстого Внеклассное чтение. |
|
Иллюстрации к басне* (*оценивается индивидуально) |
|
|
|
25 |
А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа – герои своего времени. Проверка знаний.
|
|
Проверка техники чтения* *(норма снижена и индивидуальна) |
|
|
|
26 |
Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа А. П. Чехов «Мальчики» |
|
|
|
|
|
27 |
Краткий пересказ. А.П. Чехов «Мальчики». |
|
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
28 |
Творчество А.П.Чехова Внеклассное чтение. |
|
|
|
|
|
Говорение (культура речевого общения) (1 ч.) |
||||||
29 |
Монолог как форма речевого высказывания. Проверочная работа. |
1 |
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (6 ч.) |
||||||
30 |
Внеклассное чтение: Рассказы о детях |
1 |
Проверка техники чтения* *(норма снижена и индивидуальна) |
|
|
|
31 |
Лирика. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
|
|
|
|
|
32 |
А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» |
|
|
|
|
|
33 |
Картины весенней природы и настроение в стихах Е. А. Баратынского «Весна, весна!», « Как воздух чист!», «Где сладкий шепот…» |
|
Иллюстрации к стихотварениям* (*оценивается индивидуально) |
|
|
|
34 |
Картина
сельского быта. |
|
|
|
|
|
35 |
Тема любви к Родине в стихотворении И. С. Никитина «В синем небе плывут над полями…» Проверка знаний. |
|
Проверка отрывка наизусть* (*выразительное чтение) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения. (1 ч.) |
||||||
36 |
Внеклассное чтение. Творчество А.Н.Плещеева и А.А.Фета |
1 |
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (1 ч.) |
||||||
37 |
Тема детства в стихах Н. А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки... |
1 |
Проверка отрывка наизусть* (*выразительное чтение) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения. (1 ч.) |
||||||
38 |
Представления о проявлении любви к Родине в стихотворении И. А. Бунина «Листопад» Проверка знаний. |
1 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
Говорение (культура речевого общения) (1ч) |
|
|
|
|||
39 |
Монологическое речевое высказывание стихотворений по теме «Природа» |
1 |
|
|
|
|
Письмо (культура письменной речи) (1 ч.) |
||||||
40 |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
1 |
|
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения. (7 ч.) |
||||||
41 |
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки ( с помощью учителя) |
|
|
|
|
|
42 |
Краткий пересказ. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке». |
|
|
|
|
|
43 |
В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе». |
|
|
|
|
|
44 |
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Проверка знаний. |
|
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
45 |
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
1 |
|
|
|
|
46 |
Творчество П.П.Бажова. Внеклассное чтение. |
1 |
|
|
|
|
47 |
Краткий пересказ. П.П. Бажов «Серебряное копытце» Проверка знаний. |
1 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
Говорение (культура речевого общения)(2 ч.) |
||||||
48 |
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения П. П. Бажова «Серебряное копытце». |
1 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
49 |
Мотивы народных сказок в литературном тексте |
1 |
|
|
|
|
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)(2 ч.) |
||||||
50-51 |
С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Деление текста на части |
2 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения (1 ч.) |
||||||
52 |
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев. С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» |
1 |
|
|
|
|
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)(1 ч.) |
||||||
53 |
Шарль Перро «Красавица и чудовище» |
1 |
|
|
|
|
Письмо (культура письменной речи) (1ч.) |
||||||
54 |
Краткий пересказ Ш. Перро «Красавица и чудовище». Проверочная работа. |
1 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)(2 ч.) |
||||||
55 |
Литературная (авторская) сказка Внеклассное чтение. П.П. Бажов «Уральские сказы» |
1 |
|
|
|
|
56 |
Авторская литературная сказка Е. Л. Шварца. «Сказка о потерянном времени» |
1 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения. (2 ч.) |
||||||
57-58 |
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Краткий пересказ. Проверка знаний. |
2 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)(2 ч.) |
||||||
59 |
В.Ю. Драгунский «Главные реки» (монолог героя. диалог героев) |
1 |
|
|
|
|
60 |
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
1 |
|
|
|
|
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)(1 ч.) |
||||||
61 |
Чтение по ролям В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
1 |
|
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения.(1 ч.) |
||||||
62 |
Творчество В.Ю.Драгунского. Внеклассное чтение. |
1 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
Письмо (культура письменной речи) (1 ч.) |
||||||
63 |
Нормы письменной речи: отзыв о произведениях в разделе «Делу время-потехе час» Проверочная работа |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.(12 ч.) |
||||||
64 |
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» (передача информации). |
1 |
|
|
|
|
65 |
Краткий пересказ.. Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
1 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
66-68 |
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Краткий пересказ. Проверка знаний. |
3 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
69 |
Творчество К.Г. Паустовского. Внеклассное чтение. |
1 |
|
|
|
|
70-72 |
М.М. Зощенко «Елка». Обобщающий урок «Страна детства» Проверка знаний. |
3 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
73 |
Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста. |
1 |
|
|
|
|
74 |
«Родной край –Татарстан».Внеклассное чтение. |
1 |
|
|
|
|
75 |
Проверочная работа по разделу « Страна детства». |
1 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)(2 ч.) |
||||||
76 |
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
1 |
|
|
|
|
77 |
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
1 |
Проверка стихотворений наизусть* (*выразительное чтение) |
|
|
|
Виды читательской деятельности(1 ч.) |
|
|
|
|||
78 |
Понятие «Родина» в стихах М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства» |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.(1 ч.) |
||||||
79 |
Конкурс чтецов. Оценка достижений. |
1 |
Проверка стихотворений наизусть* (*выразительное чтение) |
|
|
|
Говорение (культура речевого общения)(1 ч. |
||||||
80 |
Стихи о Родине. |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.(2 ч.) |
||||||
81-82 |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» Краткий пересказ текста |
2 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения.(1 ч.) |
||||||
83 |
Творчество Д.Н.Мамина-Сибиряка. Внеклассное чтение |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.(9 ч.) |
||||||
84 |
«Перелётные птицы нашего края». Внеклассное чтение. |
1 |
|
|
|
|
85-86 |
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» Проверка знаний.
|
2 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
87 |
М. М. Пришвин «Выскочка». |
1 |
|
|
|
|
88 |
Рассказ о животных. Е. И. Чарушин «Кабан». |
1 |
|
|
|
|
89-91 |
В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» Краткий пересказ Проверка знаний. |
3 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
92 |
Проверочная работа по теме: «Природа и мы» |
1 |
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) (1 ч.) |
||||||
93 |
Внеклассное чтение: Рассказы о птицах |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.(1 ч.) |
||||||
94 |
Проект «Природа и мы» |
|
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)(7 ч.) |
||||||
95 |
Б.Л. Пастернак «Золотая осень». |
1 |
|
|
|
|
96 |
С.А. Клычков «Весна в лесу». |
1 |
|
|
|
|
97 |
Д.Б. Кедрин «Бабье лето». |
1 |
|
|
|
|
98 |
Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
1 |
|
|
|
|
99-100 |
С.А. Есенин «Лебедушка» Проверка знаний. |
2 |
Проверка стихотворений наизусть* (*выразительное чтение) |
|
|
|
101 |
«Поэтическая тетрадь» |
1 |
|
|
|
|
Работа с текстом художественного произведения.(3 ч.) |
||||||
102 |
И.С. Никитин «Русь» |
1 |
|
|
|
|
103 |
С.Д. Дрожжин «Родине» |
1 |
|
|
|
|
104 |
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» |
1 |
Проверка стихотворений наизусть* (*выразительное чтение) |
|
|
|
Культура письменной речи (3 ч.) |
||||||
105 |
Тема войны в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» |
1 |
|
|
|
|
106 |
Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» |
1 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
107 |
Проект: «Они защищали Родину» |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. ( 1 ч.) |
||||||
108 |
Оценим свои достижения. ”Родина” |
1 |
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)(6 ч.) |
||||||
109 -111 |
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Краткий пересказ. Проверка знаний |
3 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
112-114 |
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» Краткий пересказ. Проверка знаний. |
3 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
Письмо (культура письменной речи)91 ч.) |
||||||
115 |
Проверочная работа по теме «Страна Фантазия». |
1 |
|
|
|
|
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)( 1 ч.) |
||||||
116 |
Внеклассное чтение «В путь, друзья!» |
1 |
|
|
|
|
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами (20 ч.) |
||||||
117-119 |
Свифт «Путешествие Гулливера» Краткий пересказ Проверка знаний. |
3 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
120-124 |
Г Х. Андерсен «Русалочка» Составление плана (с помощью учителя) Краткий пересказ Проверка знаний. |
5 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
125-128 |
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Составление плана (с помощью учителя) Краткий пересказ Проверка знаний. |
4 |
Работа с текстом* (*текст и вопросы к нему упрощены и индивидуальны) |
|
|
|
129 |
Внеклассное чтение. Зарубежная литература |
1 |
|
|
|
|
130-131 |
Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» |
2 |
|
|
|
|
132-133 |
Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» |
2 |
|
|
|
|
134 |
Библейские сказания. С. Лагерлеф.
|
1 |
|
|
|
|
135 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
|
|
|
136 |
Проверка знаний. ”Зарубежная литература” |
1 |
Проверка знаний* (*с применением шаблона) |
|
|
|
Система оценивания
Отметка «5» выставляется учащемуся, если он читает целыми словами правильно, с одной - двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз.
Отметка «4» выставляется учащемуся, если он читает целыми словами. Некоторые трудные слова - по слогам. Допускает одну - две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз.
Отметка «3» выставляется учащемуся, если он читает, в основном, целыми словами, трудные слова - по слогам. Допускает три четыре ошибки при чтении, соблюдение синтаксических и смысловых пауз.
Отметка «2» выставляется учащемуся, если он читает, в основном, по слогам, даже легкие слова. Допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз. В ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл. Не использует помощь учителя. Не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.