Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к применению Руководитель РМО учителей коррекционно-развивающего обучения Морозова Л.В. _____________________ подпись Протокол № _______ от ____. ____.2021 г. |
|
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ» Протокол №________ от ____ . ___.2021 г.
|
|
УТВЕРЖДЕНО Приказ №___________ от ____ . ____.2021 г. Директор МБОУ «Авиловская СОШ» С.В. Петров ____________________ подпись |
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку ФГОС ООО__________
(указать учебный предмет, курс) (указать ФГОС НОО, ФГОС ООО или ФКГОС)
Уровень общего образования: основное общее__________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Класс(ы): 8
Количество часов: 3 ч.; всего: 102 ч.
(в неделю)
Учитель: Кочковая Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. составителя, квалификационная категория)
Программа разработана на основе: Программы «Русский язык: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/Л.О. Савчук; под ред. Е.Я. Шмелёвой. -М.: Вентана-Граф, 2017. – 155 с.
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
Год разработки: 2021г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР Слабуха Е.В.
__________________________
подпись
____. ____.2021 г.
Раздел l. Пояснительная записка
Документы, на основе которых составлена адаптированная рабочая программа:
· Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020 № 9-ФЗ, от 01.03.2020 № 45-ФЗ, от 01.03.2020 № 47-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ).
· Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 06.03.2020 № 280-ЗС).
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")(в ред. от 22.05.2019).
· Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613).
· Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
· Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».
· Адаптированная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 29.06.2020 № 179).
· Примерной программы по учебным предметам. Русский язык , 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
· Рабочей программы (ФГОС). Примерной программы «Русский язык: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений/Л.О. Савчук; под ред. Е.Я. Шмелёвой. -М.: Вентана-Граф, 2013. – 168 с.
· Учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2021-2022 учебный год (приказ ОО от 29.06.2020 № 180).
· Календарный учебный на 2021-2022 учебный год (приказ ОО от 28.08.2020 № 267).
· Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 29.06.2016 № 154).
Адаптированная рабочая программа рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития ( ЗПР вариант 7.2)
· При обучении детей с задержкой психического развития (ЗПР) русскому языку ставятся те же задачи, что и в общеобразовательном классе. В рамках требований к стандарту образования в 5-9 классах изучение русского языка направлено на формирование у учащихся грамотного письма, развитие их речи и мышления, на разностороннее становление личности.
· При обучениии детей с ЗПР при изучении учебного курса русского языка ставятся те же учебно-воспитательные цели и задачи. Однако особенности развития детей указанной категории обуславливают дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, на повышение познавательной активности детей, на создание условий осмысления выполняемой учебной работы.
Общие цели и задачи основного общего образования
с учетом специфики учебного предмета.
При подготовке и проведении уроков русского языка в данном классе необходимо учитывать особенности восприятия детьми учебного материала, специфику мотивации их деятельности.
Изучение русского языка в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия 1ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;
- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Задачи преподавания русского языка:
Ø развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Ø На базовом уровне предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
Ø Развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются следующие коррекционные задачи:
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Итак, детей с ЗПР необходимо оценивать не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия. Оценка - выставляется с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать интерес к русскому языку. Большая часть программного материала берется только в качестве ознакомления.
На дом даются не новые упражнения, а отработанные на уроке. Сокращается объем письменных упражнений, остальные тщательно разбираются или выполняются в классе.
Программа ориентирована на использование УМК под редакцией _Д.А. Шмелёва:
- «Русский язык: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Г.И. Кустова/; под ред. А.Д. Шмелева. - М.: Вентана-Граф, 2017 г.;
- Русский язык. 8 класс. Приложение к учебнику: учебные словари, учебные инструкции, проектные задания.
В школьном базисном учебном плане на изучение русского языка в 8 классе на 2020-2021 учебный год выделено 3 часа в неделю.
Программа рассчитана на 102 часа (34 нед.). Согласно календарному графику МБОУ «Авиловская СОШ» на 2020-2021 уч. год программа будет реализована за 102 часа учебного времени.
Срок реализации рабочей программы 2020– 2021 учебный год.
Раздел II. Планируемые предметные результаты
освоения учебного предмета «Русский язык».
В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся с ЗПР научится
определять основные изученных в 8 классе языковые явления, речеведческие понятия, орфографические и пунктуационные правила, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
В результате изучения данного предмета в 8 классе обучающийся с ЗПР получит возможность научиться:
Аудирование:
- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);
- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
Чтение:
- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;
- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;
- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
- проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и
т.п.);
- составлять тезисный план исходного текста;
- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
Говорение:
- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;
- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и п.т.;
- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и
грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);
- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учетом речевой ситуации;
Письмо:
- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;
- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы;
- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи
(орфографические, пунктуационные);
- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;
- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;
- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
Текст:
- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;
- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста;
- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8 классе следующие:
- Диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий,
свободный);
- сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта);
- изложение (выборочное, подробное);
- тест;
- комплексный анализ текста.
Система оценки планируемых результатов
Настоящие критерии разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 №196, Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждённым Постановлением Правительства РФ от 10.03.1997 №288 с изменениями от 10.03.2000 №212
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально личностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. В вышеуказанных документах рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знания полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке
определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта для 8 – 120-150 (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Он может состоять из 30-35 слов.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля). При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной
как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.
Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250-350.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 8 классе – 2,0 –3,0.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки: в изложении: неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.
В) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность,
каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому
языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуации жен грамотности.
Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.
При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими,пунктуационными, речевыми).
Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалась баллом «2».
Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета.
Кол-во часов |
Название раздела, темы |
Основное содержание |
Характеристика
основных видов деятельности |
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (28 ч) |
|||
4 |
Речь и речевое общение Речь и общение
Виды монолога
Виды диалога |
Сопоставление устной и письменной речи: соотнесение с
целями, ситуациями, условиями общения. Электронная коммуникация |
Развитие умения оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Овладение основными видами чтения, приёмами работы с учебной книгой. Овладение нормами правильного конструирования простых и сложных предложений. Развитие творческого мышления на основе составления рассказа по картине. Описание внешности как вида текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием внешности. Формирование умения выборочного изложения текста с описанием состояния человека или природы. Формирование умения строить рассуждение на дискуссионную тему. Формирование умений делать выводы из наблюдений. Формирование умения устного рассуждения на дискуссионную тему, его языковых особенностей. Развитие творческих умений составления рассказа по данному сюжету. Развитие творческих умений составления рассказа по данному сюжету. Формирование умений работать с функционально-смысловыми типами текстов. Описание, повествование, рассуждение. Развитие творческих навыков написания сочинения повествовательного характера с элементами описания (рассуждения). Формирование творческих умений написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему. Овладение навыками анализа текста с точки зрения его темы, основной мысли, принадлежности к функционально-смысловому типу, функциональному стилю.
|
7 |
Речевая деятельность
Аудирование Чтение
Говорение
Письмо
Поиск, анализ информации |
Основная и дополнительная информация текстов,
воспринимаемых зрительно и на слух. Письмо. Разные виды изложения прочитанного или прослушанного текста. Особенности написания реферата, доверенности. Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром |
|
14 |
Текст Структура текста Виды информационной переработки текста
Функционально-смысловые типы речи |
Композиционно-жанровое разнообразие текстов. Структура
текста: средства связи предложений и частей текста. Уместность,
целесообразность использования лексических и грамматических средств связи. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, его особенности; сочетание с другими функционально-смысловыми типами речи |
|
16 |
Функциональные разновидности языка Разговорный язык Научный стиль
Публицистический стиль Официально-деловой стиль Язык художественной литературы |
Разговорный язык, его особенности (обобщение). Основные жанры официально-делового стиля: доверенность |
|
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)КОМПЕТЕНЦИИ (70 ч) |
|||
2 |
Общие сведения о языке |
Русский язык в современном мире. Выдающиеся отечественные лингвисты |
Овладение синтаксическими нормами: словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса, знаки препинания в простом и сложном предложениях. Овладение нормами морфологии: система частей речи в русском языке, самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Овладение нормами лексики и фразеологии. Овладение нормами морфемики и словообразования, видами морфем, основными способами образования слов. Овладение фонетическими и орфоэпическими нормами. Формирование сферы и ситуации речевого общения. Овладение нормами публицистического стиля, его жанрами (выступление, статья, интервью), языковыми особенностями. Формирование умения определять грамматические основы предложений, порядок слов в предложении, слышать интонацию (на практическом уровне). Формирование умения определять подлежащее, сказуемое, простое глагольное сказуемое. В ознакомительном плане изучить темы: «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Приложение, знаки препинания при нем». Формирование умения находить на практическом уровне главный член односоставного предложения, назывные предложения . В ознакомительном плане на практическом уровне познакомить с определенно – личными, неопределенно – личными, безличными предложениями. Формирование умения находить однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуацию при них, однородные члены, связанные сочинительными союзами, обособленные определения, выделительные знаки препинания при них, обособленные уточняющие члены предложения. В ознакомительном плане изучаются обобщающие слова при однородных членах, однородные и неоднородные определения, обособленные приложения, обособленные уточняющие члены предложения. Формирование умения находить обращения, распространенные обращения, выделительные знаки препинания при обращении. В ознакомительном плане изучаются вставные слова, словосочетания и предложения, междометия, цитата. Формирование умения находить частицу как служебную часть речи,определять синтаксическую роль частиц в предложении. Формообразующие, отрицательные и модальные частицы (на практическом уровне).
|
9 |
Лексикология Фразеология |
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Паронимы. Словари иностранных слов. Афоризмы, крылатые слова |
|
4 |
Морфология |
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи. Омонимия слов разных частей речи. Переход слова из одной части речи в другую (прилагательных в существительные, числительных в прилагательные и т. п.) |
|
43 |
Синтаксис Осложнённое простое предложение Вводные конструкции |
Главный член односоставного предложения. Обособленные обстоятельства. Деепричастие и деепричастный оборот как разновидность обособленных обстоятельств, особенности их употребления. Уточняющие, поясняющие, присоединительные обособленные члены, их смысловые и интонационные особенности. Обращение (однословное и неоднословное), его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением. Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника. Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста |
|
29 |
Правописание Орфография Пунктуация |
Орфография (повторение). |
|
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ (4ч) |
|||
2 |
Культура речи |
Культура речи. Правильность, точность, богатство,
выразительность, уместность речи. Нормативные словари современного русского языка: словарь грамматических трудностей, обратный грамматический словарь А.А. Зализняка. Справочники по пунктуации |
Развитие культуры речи, овладение критериями культуры речи. Овладение функционально-смысловыми типами текста. Описание (повторение). Описание архитектурных зданий: структура текста, языковые особенности (специальные слова). Устный пересказ исходного текста с описанием архитектурного сооружения. Выборочное изложение текста с описанием памятника. Описание памятника по фотографии, по личным впечатлениям. Овладение видами публичных общественно-политических выступлений, их структурой. Развитие умений делать выводы из наблюдений. Отражение в языке культуры и истории народа. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. |
6 |
Язык и культура |
Взаимосвязь языка и культуры. Межкультурная коммуникация |
Организационные формы обучения
При подготовке к урокам необходимо предусмотреть формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся.
В основу АОП по русскому языку для детей с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Применение дифференцированного подхода предоставляет обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Основным средством реализации деятельностного подхода является обучение как процесс организации познавательной и предметно практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
Реализация деятельностного подхода обеспечивает:
Ø придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
Ø прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения
Ø в изучаемых образовательных областях;
Ø существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
Ø обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих
Ø продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
При реализации программы используются следующие формы обучения:
Ø урок-коммуникация,
Ø урок-практикум,
Ø урок-игра,
Ø урок развития речи
Методы обучения:
Ø словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
Ø наглядные (наблюдение, демонстрация);
Ø репродуктивный и частично-поисковый (работа с текстами, словарем);
Ø частично-поисковый (подбор материала);
Ø практические – упражнения;
Ø методы изложения новых знаний;
Ø методы повторения, закрепления знаний;
Ø методы применения знаний;
Ø методы контроля.
Система работы с учащимися с ЗПР направлена на формирование общих способностей детей к учебной деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, повышение работоспособности,
активизацию познавательной деятельности.
При составлении адаптированной программы для детей с ЗПР основное внимание обращалось на овладение обучающимися практическими умениями и навыками, на уменьшение объема теоретических сведений, включение отдельных тем или некоторых разделов и материала для обзорного или ознакомительного изучения. При этом учитывались следующие особенности здоровья обучающихся: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при воспроизведении учебного материала, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), недостаточно развитые навыки чтения, устной и письменной речи, отставание в развитии форм мышления, оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно – логическое мышление.
При изучении русского языка ребенок с ЗПР испытывает определенные трудности: замедленно происходит усвоение лексического материала, синтаксических
конструкций и их активное использование в устной речи. Затруднено восприятие самостоятельных частей речи и их применение на практике; характерно
возникновение проблем при слушании устной речи, особенно связных текстов, а также трудностей при составлении диалогов, произнесении монологов, составлении связных высказываний и оформлении текстов.
Для реализации программы отводится особое место упражнениям по развитию памяти, мышления, внимания, обогащению словарного запаса, логического мышления.
В процессе обучения учащиеся овладевают основными видами речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков.
В программе сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждой темы упрощено в соответствии с особенностями здоровья детей и с учетом образовательного уровня. Это нашло свое отражение в рабочей программе в части требований к подготовке выпускников, уровень которых отличается от уровня требований, предъявляемых к учащимся других классов, как в отношении контролируемого
объема содержания, так и в отношении проверяемых видов деятельности. Программа предполагает такие виды учебной деятельности, которые дают возможность воздействовать на личность обучающихся: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
• Контрольный диктант
• Контрольное сочинение
• Контрольное изложение
• Взаимоконтроль
• Самоконтроль
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, самостоятельных, контрольных работ, как в традиционной, так и в тестовой формах и т.д..
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:
ü Игровые технологии
ü Технологии уровневой дифференциации;
ü Информационно-коммуникационные технологии;
ü Здоровьесберегающие технологии.
Применяемые на уроках русского языка коррекционно-развивающие упражнения направлены на:
Ø повышение уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания;
Ø повышения уровня развития логического мышления;
Ø развитие наглядно-образного и логического мышления;
Ø развитие речи;
Ø развитие приёмов учебной деятельности;
Ø развитие личностно-мотивационной сферы;
Ø развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
В процессе применения на уроках русского языка коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения предмета и обязательным условием эффективности этого процесса. Любые коррекционно-развивающие упражнения можно применять на каждом из этапов урока.
Виды коррекционно-развивающих упражнений:
1. Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления: «Третье лишнее", "Соедини термин и понятие", "Вычеркни лишнее", "Что это?", "Найди область применения", "Добавь недостающее".
2. Упражнения, направленные на коррекцию аналитико-синтетической деятельности на основе заданий в составлении целого из частей как способ развития логического мышления и коррекцию мелкой моторики: «Составь предложение", "Распредели по группам".
3. Упражнения, направленные на коррекцию пространственного восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении (опора на 2 анализатора): «Подчеркни термины", "Лингвистический лабиринт".
4. Упражнения, направленные на коррекцию зрительного восприятия на основе упражнений на внимание: "Что изменилось?", "В чём это находится?".
5. Упражнения, направленные на работу с текстом: "Исправь ошибки", "Вставь пропущенные слова", "Дополни ряд", "Найди …», «Синтаксическое домино»
Эффективно использовать на уроках различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность учащихся более значимой.
Усвоение учебного материала во время игры не требует произвольного запоминания, и это повышает эмоциональное восприятие, позволяет избежать перегрузки обучающихся. Дидактические игры можно проводить на уроках повторения и обобщения изученного материала, контроля знаний учащихся, при отработке умений и навыков, для закрепления в памяти новых терминов, понятий. На уроках химии проводятся в течение
целого урока или фрагмента следующие виды игр: тренировочные игры (домино, лото, кроссворды, ребусы и т.д.); познавательно-контрольные игры (зачеты, занимательные викторины, турниры знаний, общественный смотр знаний); сюжетно-ролевые игры.
Перечень контрольных работ, работ по развитию речи
п/п |
Наименование раздела и тем |
Кол-во часов |
Глава I. Русский язык в современном мире. |
23 |
|
1 |
Диагностическая работа (диктант) |
1 |
2 |
Контрольная работа (тест) по главе 1. |
1 |
3 |
Р.Р. Написание сжатого изложения. |
2 |
Глава 2. Межкультурная коммуникация. |
29 |
|
5 |
Контрольная работа (тест) по теме «Односоставные предложения» |
1 |
6 |
Р.Р. Написание сочинения- рассуждения |
2 |
7 |
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Правописание» |
1 |
Глава 3. Роль русского языка в РФ. |
26 |
|
8 |
Контрольная работа по теме «Осложнённое простое предложение» |
1 |
9 |
Р.Р. Контрольное сочинение -рассуждение. |
2 |
Глава 4. Русский язык – мировой язык. |
24 |
|
10 |
Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами». |
1 |
11 |
Контрольное сжатое изложение. |
1 |
12 |
Диагностическая работа (тест) за курс 8 класса. |
1 |
|
|
|
Всего часов в рабочей программе по русскому языку в 8 классе |
102 ч |
|
Из них: Контрольных работ |
8 ч |
|
Сочинений и изложений |
4 ч |
Раздел ӀV. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Даты прохождения |
||
план |
факт |
||||
1 четверть |
|||||
Глава 1 |
Русский язык в современном мире. |
23 |
01.09 -21.10 |
||
1. |
1. |
Русский язык в современном мире. |
1 |
01.09 |
|
2. |
2. |
Морфемный состав слова и способы словообразования (повторение). |
1 |
02.09 |
|
3. |
3. |
Группы слов по происхождению и употреблению (повторение). |
1 |
04.09 |
|
4. |
4. |
Группы фразеологизмов по происхождению и употреблению. |
1 |
08.09 |
|
5. |
5. |
Система частей речи в русском языке (повторение). |
1 |
09.09 |
|
6. |
6. |
Система частей речи в русском языке (повторение). |
1 |
11.09 |
|
7. |
7. |
Виды словосочетаний и предложений. |
1 |
15.09 |
|
8. |
8. |
Интонация и порядок слов в предложении. |
1 |
16.09 |
|
9. |
9. |
Правописание предлогов. |
1 |
18.09 |
|
10. |
10. |
Правописание частиц. |
1 |
22.09 |
|
11. |
11. |
Правописание союзов. |
1 |
23.09 |
|
12. |
12. |
Правописание неопределенных и отрицательных местоимений и наречий. |
1 |
25.09 |
|
13. |
13. |
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. |
|
29.09 |
|
14. |
14. |
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. |
1 |
30.09 |
|
15. |
15. |
Диагностическая работа (диктант) |
1 |
02.10 |
|
16. |
16. |
Текст в устной и письменной речи. |
1 |
06.10 |
|
17. |
17. |
Выразительные средства лексики и фразеологии. |
1 |
07.10 |
|
18. |
18. |
Выразительные средства лексики и фразеологии. |
1 |
09.10 |
|
19. |
19. |
Комплексное повторение главы 1. |
1 |
13.10 |
|
20. |
20. |
Комплексное повторение главы 1. |
1 |
14.10 |
|
21. |
21. |
Контрольная работа (тест) по главе 1. |
1 |
16.10 |
|
22. |
22. |
Р.Р. Подготовка к сжатому изложению. |
1 |
20.10 |
|
23. |
23. |
Р.Р.Написание сжатого изложения. |
1 |
21.10 |
|
Глава 2 |
Межкультурная коммуникация. |
29 |
23.10 – 15.01 |
||
24. |
1. |
Диалог культур. |
1 |
23.10 |
|
25. |
2. |
Простые двусоставные и односоставные предложения. |
1 |
27.10 |
|
26. |
3. |
Определенно-личные предложения. |
1 |
28.10 |
|
27. |
4. |
Определенно-личные предложения. |
1 |
30.10 |
|
|
|
|
|
|
|
28. |
5. |
Неопределённо-личные предложения |
1 |
10.11 |
|
29. |
6. |
Неопределённо-личные предложения |
1 |
11.11 |
|
30. |
7. |
Обобщённо-личные предложения |
1 |
13.11 |
|
31. |
8. |
Обобщённо-личные предложения |
1 |
17.11 |
|
32. |
9. |
Безличные предложения. |
1 |
18.11 |
|
33. |
10. |
Безличные предложения. |
1 |
20.11 |
|
34. |
11. |
Назывные предложения. |
1 |
24.11 |
|
35. |
12. |
Неполные предложения. |
1 |
25.11 |
|
36. |
13. |
Повторение по теме «Односоставные предложения» |
1 |
27.11 |
|
37. |
14. |
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения» |
1 |
01.12 |
|
38. |
15. |
Гласные согласные в корне слова (обобщение). |
1 |
02.12 |
|
39. |
16. |
Правописание приставок. |
1 |
04.12 |
|
40. |
17. |
Правописание приставок. |
1 |
08.12 |
|
41. |
18. |
Правописание н и нн в разных частях речи (обобщение) |
1 |
09.12 |
|
42. |
19. |
Правописание н и нн в разных частях речи (обобщение) |
1 |
11.12 |
|
43. |
20. |
Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (обобщение). |
1 |
15.12 |
|
44. |
21. |
Слитное, раздельное и дефисное написание слов разных частей речи (обобщение). |
1 |
16.12 |
|
45. |
22. |
Односоставные предложения в текстах разных функциональных разновидностей языка. |
1 |
18.12 |
|
46. |
23. |
Р.Р. Подготовка к сочинению-рассуждению. |
1 |
22.12 |
|
47. |
24. |
Р.Р. Написание сочинения- рассуждения. |
1 |
23.12 |
|
48. |
25. |
Интервью. |
|
25.12 |
|
49. |
26. |
Синонимия односоставных и двусоставных предложений. |
1 |
29.12 |
|
|
|
|
|
|
|
50. |
27. |
Говорим без ошибок. |
1 |
12.01 |
|
51. |
28. |
Комплексное повторение главы 2. |
1 |
13.01 |
|
52. |
29. |
Контрольная работа по теме «Синтаксис. Правописание» |
1 |
15.01 |
|
Глава 3 |
Роль русского языка в РФ. |
26 |
19.01 – 19.03 |
||
53. |
1. |
Национальный, государственный и межнациональный язык. |
1 |
19.01 |
|
54. |
2. |
Осложнённое простое предложение. |
1 |
20.01 |
|
55. |
3. |
Вводные конструкции. |
1 |
22.01 |
|
56. |
4. |
Вводные конструкции. |
1 |
26.01 |
|
57. |
5. |
Обращения. |
1 |
27.01 |
|
58. |
6. |
Однородные и неоднородные определения |
1 |
29.01 |
|
59 |
7. |
Однородные и неоднородные определения |
1 |
02.02 |
|
60. |
8. |
Союзы при однородных членах. |
1 |
03.02 |
|
61. |
9. |
Обобщающие слова при однородных членах. |
1 |
05.02 |
|
62. |
10. |
Обобщающие слова при однородных членах. |
1 |
09.02 |
|
63. |
11. |
Тире в неполном предложении. |
1 |
10.02 |
|
64. |
12. |
Тире в неполном предложении. |
1 |
12.02 |
|
65. |
13. |
Знаки препинания при обращениях. |
1 |
16.02 |
|
66. |
14. |
Знаки препинания при обращениях. |
1 |
17.02 |
|
67. |
15. |
Знаки препинания при вводных конструкциях. |
1 |
19.02 |
|
68. |
16. |
Знаки препинания при однородных членах без союзов. |
1 |
24.02 |
|
69. |
17. |
Знаки препинания при однородных членах с союзами. |
1 |
26.02 |
|
70. |
18. |
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами. |
1 |
02.03 |
|
71. |
19. |
Контрольная работа по теме «Осложнённое простое предложение» |
1 |
03.03 |
|
72. |
20. |
Средства связи в текстах разных функциональных разновидностей языка. |
1 |
05.03 |
|
73. |
21. |
Официально деловой стиль: доверенность. |
1 |
09.03 |
|
74. |
22. |
Употребление обращений в речи. |
1 |
10.03 |
|
75. |
23. |
Употребление вводных конструкций в речи. |
1 |
12.03 |
|
76. |
24. |
Р.Р. Контрольное сочинение - рассуждение. |
1 |
16.03 |
|
77. |
25. |
Говорим без ошибок. |
1 |
17.03 |
|
78. |
26. |
Комплексное повторение главы 3. |
1 |
19.03 |
|
|
|
|
|
|
|
Глава 4 |
Русский язык – мировой язык. |
24 |
30.03 – 21.05 |
||
79. |
1. |
Русский язык в мире. |
|
30.03 |
|
80. |
2. |
Предложения с обособленными членами предложения. |
1 |
31.03 |
|
81. |
3. |
Обособленные определения. |
1 |
02.04 |
|
82. |
4. |
Обособленные приложения. |
1 |
06.04 |
|
83. |
5. |
Обособленные обстоятельства. |
1 |
07.04 |
|
84. |
6. |
Ограничительно-выделительные обороты (обособленные дополнения). |
1 |
09.04 |
|
85. |
7. |
Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. |
1 |
13.04 |
|
86. |
8. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. |
1 |
14.04 |
|
87. |
9. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. |
1 |
16.04 |
|
88. |
10. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями. |
1 |
20.04 |
|
89. |
11. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными приложениями. |
1 |
21.04 |
|
90. |
12. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. |
1 |
23.04 |
|
91. |
13. |
Знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. |
1 |
27.04 |
|
92. |
14. |
Знаки препинания при уточняющих, присоединительных, пояснительных членах предложения. |
1 |
28.04 |
|
93. |
15. |
Контрольный диктант по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами». |
1 |
30.04 |
|
94. |
16. |
Научный стиль речи: реферат, доклад. |
1 |
04.05 |
|
95. |
17. |
Этичность речевого общения. |
1 |
05.05 |
|
96. |
18. |
Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения. |
1 |
07.05 |
|
97. |
19. |
Контрольное сжатое изложение. |
1 |
11.05 |
|
98. |
20. |
Говорим без ошибок. |
1 |
12.05 |
|
99. |
21. |
Комплексное повторение главы 4. |
1 |
14.05 |
|
100. |
22. |
Комплексное повторение главы 4. |
1 |
18.05 |
|
101. |
23. |
Диагностическая работа (тест) за курс 8 класса. |
1 |
20.05 |
|
102. |
24. |
Защита итогового проекта. |
1 |
21.05 |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение к рабочей программе
Лист корректировки рабочей программы в 8 классе
Дата внесения изменений, дополнений |
Содержание |
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.