Пояснительная записка
Рабочая адаптированная (модифицированная) программа учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» для 4 класса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701, с учетом базового уровня образования; на основе Примерной основной образовательной программы по учебному предмету «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 3-е изд. перераб, дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 88 с; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год и предназначена для учащихся 4-х классов Муниципального общеобразовтельного учреждения «Шахтёрская средняя школа№1» и Рабочей адаптированной (модифицированной) программой учебного предмета.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Рабочая программа разработана с целью содействия духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
На изучение учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» в 4 классе отводится 0,5 часа в неделю. Примерная основная образовательная программа начального общего образования рассчитана на 33 учебные недели. В 2019-2020 учебном году согласно Рабочему учебному плану и Календарному графику Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтёрская средняя школа №1» 35 рабочих недель, но с учётом выходных и праздничных дней и согласно учебному расписанию учителя в 4-А классе резервные часы отсутствуют.
Срок реализации программы – 1 год.
Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно- нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно- нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; человек и культура) охватывает знания о человеке как личности, знания об обществе, окружающей среде, в которой живет обучающийся, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – школа – родной город (село) – Донецкая Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накопление опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит обучающихся с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Донецкой Народной Республики, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории и культуре, знакомит с основными страницами истории края.
Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями народа Донбасса, воспитание к ним уважительного отношения.
Этическая составляющая способствует развитию знаний и представлений обучающихся о правильном взаимодействии с другими людьми.
Духовно-нравственная составляющая направлена на совершенствование нравственных основ личности детей и подростков, создания условий для возможности духовного роста будущих граждан Республики.
Курс носит универсальный межпредметный характер, обеспечивая реализацию учебных задач через интеграцию базовых дисциплин. Одновременно он является ядром воспитательного воздействия на личность и органически связан с системой знаний, которые предусмотрены программой внеклассной деятельности, что обеспечивает разносторонность и перспективность обучения, воспитания и развития обучающихся.
Развивающий аспект курса заключается в формировании универсальных учебных действий, опыта творческой деятельности обучающихся, овладении обобщенными способами действий; моделировании культурных и ролевых стандартов поведения в различных ситуациях; развитии активного познавательного отношения к природе и социальному окружению; познании школьниками своих возможностей.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у обучающихся наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, уважительного отношения к человеку и его труду; формирование у каждого обучающегося своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самому себе, другим людям, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Преподавание курса базируется на теоретических и методологических принципах педагогики сотрудничества, которое предусматривает создание демократической атмосферы на уроках, субъект-субъектные отношения между обучающимися и учителем, личностно- ориентированный подход.
Специфической чертой программы курса является подавляющий приоритет программных вопросов обществоведческого характера.
Формы, методы и средства ознакомления детей с жизнью нашего общества разнообразны: экскурсии, встречи со знатными людьми, посещение предприятий, музеев, театров, клубов, просмотр кинофильмов, видеороликов. Полученные представления дети закрепляют в своей практической деятельности в процессе учебных занятий, дидактических и творческих игр, во время труда по самообслуживанию и общественно полезного труда.Основным методом обучения является беседа.
Критерии оценивания
В соответствии с приложением №3 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 августа 2018г.
№725 к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования, относятся:
· ценностные ориентации обучающихся;
· индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм и другие).
Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований.
Календарно-тематическое планирование
N п\п |
N темы |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
||||||
По плану |
По факту |
|||||||||||
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» (3часа)
|
||||||||||||
Микросфера «Я –житель Донбасса» |
||||||||||||
1
|
Тема 1. |
1.1
|
История и символика моего города (села) |
1 |
|
|
|
|||||
Микросфера «Природа Донбасса» |
||||||||||||
2 |
Тема 2. |
2.1
|
Путешествие по водоемам Донбасса Заповедные места родного края
|
1 |
|
|
|
|||||
Микросфера «Культура Донбасса» |
||||||||||||
3
|
Тема 3. |
3.1 |
Познаëм окружающий мир Донбасса Народные ремёсла и промыслы Донбасса |
1 |
|
|
|
|||||
|
Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (4 часа) |
|||||||||||
|
Микросфера «Духовный свет моей отчизны» |
|||||||||||
4 |
Тема 4. |
4.1 |
Талант человека как дар Божий Духовные заповеди наших предков |
1 |
|
|
|
|||||
Микросфера «Учимся жить среди людей» |
||||||||||||
5 |
Тема 5. |
5.1
|
Поговорим о толерантности Главное не кем быть, а каким быть! |
1 |
|
|
|
|||||
Микросфера «Законы мудрости народной» |
||||||||||||
6
|
Тема 6. |
6.1
|
Традиции и обычаи народов Донбасса |
1 |
|
|
|
|||||
7 |
Тема 7. |
6.2 |
Творческая сила былинного слова |
1 |
|
|
|
|||||
N п\п |
N темы |
N урока в теме |
Наименование раздела, тем уроков |
Количество часов на изучение темы |
Дата |
Примечание |
|
По плану |
По факту |
||||||
Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (6 ч) |
|||||||
Микросфера «Человек и закон» |
|||||||
8 |
Тема 8 |
8.1 |
Что такое общество? Как это – жить по правилам? |
|
|
|
|
9 |
Тема 9 |
9.1 |
По закону – значит по справедливости |
|
|
|
|
Микросфера «Гражданская позиция» |
|||||||
10 |
Тема 10 |
10.1 |
Патриот и гражданин. Что можешь ты сделать для своей Республики? |
|
|
|
|
Микросфера «Трудом славен человек» |
|||||||
11 |
Тема 11 |
11.1 |
Труд – гарантия успеха |
|
|
|
|
12 |
Тема 12 |
12.1 |
«Тайны» профессий Донбасса |
|
|
|
|
13 |
Тема 13 |
13.1 |
Я выбираю профессию |
|
|
|
|
Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» (4 ч) |
|||||||
Микросфера «Дыхание времен» |
|||||||
14 |
Тема 14 |
14.1 |
Символы славы России |
|
|
|
|
Микросфера «След в истории» |
|||||||
15 |
Тема 15 |
15.1 |
Великие правители Российской империи |
|
|
|
|
Микросфера «Донбасс – часть Русского мира» |
|||||||
16 |
Тема 16 |
16.1 |
Визитная карточка Донбасса |
|
|
|
|
17 |
Тема 17 |
17.1 |
Донбасс – сердце России |
|
|
|
|
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение
Рекомендованная литература для педагогов:
1. Абрамова Л. Воспитание причастности к культуре народов России при подготовке пластилинового мультфильма в группе продленного дня / Л. Абрамова, М. Недумова // Школьное планирование. – 2013. – № 3. – С.95-102.
2. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.
3. Быков А. К. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся / А.К.Быков, Г.М.Мусс // Воспитание школьников. – 2011. – № 4. – С.15-19.
4. Загладина Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы / Х.Т. Загладина // Воспитание школьников. – 2012. – № 4. – С.10-14.
5. Загладина Х.Т. Формирование гражданской идентичности в рамках социального партнерства семьи и школы / Х.Т. Загладина // Воспитание школьников. – 2012. – № 4. – С.10-14.
6. Патриотическое воспитание школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96 с.
7. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с.
8. Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.
9. Соколова И. В. Гражданско-патриотическое воспитание школьников / И.В.Соколова // Классный руководитель. – 2013. – №8. – С.84-90.
10. Шарова С. С. Воспитывать патриотов / С.С.Шарова // Классный руководитель. – 2013. – № 8. – С.70-75.
Интернет - ресурсы
1. Величковский Паисий. Притчи старца Паисия для маленьких: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.golden-ship.ru/load/knigi_dlja_detej/pritchispdm/13-1-0-1384
2. Гагарина К. Е. Роль учителя в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
// Молодой ученый. – 2011. – № 3. – Т.2. – С.110-115. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/26/2776/
3. Чадина, К.С. Гражданско-патриотическое воспитание школьников / К.С. Чадина
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.