АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК
6 КЛАСС (8 ВИД)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» автора В. В. Воронковой под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год;
Учебника «Русский язык 6 класс»: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- 6-е изд. – М.; Просвещение, 2020. Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Язык и речевая практика» для учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Место предмета
Базовый курс русского языка. Всего на изучение предмета отводится 136 часов (4 часа в неделю)
Планируемые результаты
Минимальный уровень
Различение гласных и согласных звуков и букв;
ударных и безударных согласных; согласных по звонкости-глухости, твердости- мягкости;
деление слов на слоги для переноса; списывание по слогам и целыми словами; запись под диктовку;
обозначение мягкости и твердости;
составление предложений;
выделение из текста предложений на заданную тему участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень
Различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков;
списывание текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению; составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения;
выделение темы текста, выбор одного заголовка из нескольких; самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
С 6 класса начинается систематическое изучение курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. это дает возможность излагать свои мысли в письменной форме. Учащимся прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям:
оформление деловых бумаг (бланков, квитанций и др.);
формирование навыков четкого, правильного, достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.).
Формы организации образовательного процесса:
Урок. Практические работы. Тестирование
Технологии обучения:
§ Здоровьесберегающие технологии
§ Личностно-ориентированное обучение
§ ИКТ-технологии
§ Игровые технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций:
Познавательная деятельность:
§ осознанное использование частей речи в предложении; применение правил правописания;
§ формирование осознания причины появления ошибки;
§ формирование умений различать факты, причины, следствия;
Информационно-коммуникативная деятельность:
§ владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника;
§ использование различных источников информации для решения познавательных и коммуникативных задач;
Рефлексивная деятельность:
§ владение навыками контроля и оценки своих действий, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
Виды и формы контроля: устный и письменный опрос, контрольное списывание, работа с деформированным текстом, изложение, сочинение, диктант
Планируемый уровень подготовки:
В результате изучения русского языка обучающийся должен различать и называть:
§ основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности, различные разряды слов,
§ выявлять слова, значение которых требует уточнения;
§ различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
§ различать произношение и написание слов, способ проверки написания слов и выбор нужной буквы для обозначения звуков;
учащийся научится:
§ грамотно и правильно списывать и писать под диктовку тексты (60 -70 слов), включающие изученные орфограммы;
§ соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения;
§ понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
§ озаглавливать текст;
§ находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка;
§ производить разбор слов.
Содержание программы
Повторение - 8 ч
Звуки и буквы. Текст - 6 ч.
Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Слово - 28 ч.
Состав слова. Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-),приставка пере-, написание приставок на согласные вне зависимости от произношения(с-, в-, над-, под-, от-).
Части речи - 77 часов
Имя существительное - 32 ч.
Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.
Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.
Имя прилагательное (39+6ч. развития речи).
Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.
Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и мн. числе.
Предложение - 9 ч
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.
Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.
Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе всего программного материала по русскому языку)
Повторение пройденного - 9 ч.
Календарно тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Дата |
Кор-ка |
1 |
Повторение 8 ч. |
Предложение. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. |
1.09 |
|
2-3 |
|
Предложения распространенные и нераспространенные. |
2.09 4.09 |
|
4-5 |
|
Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с союзом «и». |
7.09 8.09 |
|
6 |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения |
9.09 |
|
7 |
|
Диктант по теме: Повторение |
11.09 |
|
8 |
|
Работа над ошибками. |
14.09 |
|
9 |
Звуки и буквы. Текст 6 ч |
Алфавит. Звуки и буквы. |
15.09 |
|
10 |
|
Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. |
16.09 |
|
11 |
|
Обозначение мягкости согласных буквами Ь, Е, Ё, И, Ю, Я. |
18.09 |
|
12 |
|
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. |
21.09 |
|
13 |
|
Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова. |
22.09 |
|
14 |
|
Изложение текста Сказки по предложенному плану |
23.09 |
|
15 |
Состав слова 28 ч |
Состав слова. Корень, приставка суффикс, окончание. |
25.09 |
|
16 |
|
Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. |
28.09 |
|
17 |
|
Образование новых слов с помощью приставок. |
29.09 |
|
18 |
|
Образование новых слов с помощью приставок. Самостоятельная работа. |
30.09 |
|
19 |
|
Образование слов с помощью суффиксов. |
2. 10 |
|
20 |
|
Образование слов с помощью суффиксов и приставок. |
5.10 |
|
21 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Состав слова». |
6.10 |
|
22 |
|
Самостоятельная работа по теме «Состав слова». |
7.10 |
|
23 |
|
Составление рассказа по предложенному (данному) началу «История Желтого листка» |
9.10
|
|
24 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
12.10
|
|
25 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Отработка навыков и умений. |
13.10 |
|
26 |
|
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Самостоятельная работа |
14.10 |
|
27 |
|
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. |
16.10 |
|
28 |
|
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Самостоятельная работа. |
19.10 |
|
29 |
|
Звонкие и глухие согласные в корне слова. |
20.10 |
|
30 |
|
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
2110
|
|
31 |
|
Непроизносимые согласные. |
23.10 |
|
32 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» |
6.11 |
|
33 |
|
Непроизносимые согласные. Самостоятельная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» |
9.11 |
|
34 |
|
Изложение текста |
10.11 |
|
35 |
|
Приставки и предлоги. |
11.11 |
|
36 |
|
Сжатое изложение «Догадливый хомяк» |
13.11 |
|
37 |
|
Разделительный твердый знак после приставок. |
16.11 |
|
38 |
|
Разделительный твердый и мягкий знаки. |
17.11 |
|
39 |
|
Правописание приставок. |
1811 |
|
40 |
|
Правописание приставок. Отработка навыков и умений. |
20.11 |
|
41 |
|
Правописание приставок. Самостоятельная работа. |
23.11 |
|
42 |
|
Деловые бумаги. Объявление. |
24.11 |
|
43 |
Части речи 3 ч. |
Существительное, прилагательное, глагол. Определение частей речи в тексте. |
25.11 |
|
44 |
|
Разграничение однокоренных слов, являющихся разными частями речи. |
27.11
|
|
45 |
|
Составление плана к рассказу «Белогрудка» |
30.11
|
|
46 |
Имя существительное 32 ч |
Понятие об имени существительном. |
1.12 |
|
47 |
|
Понятие об имени существительном. Определение имени существительного в тексте. |
2.12 |
|
48 |
|
Имена собственные. |
4.12 |
|
49 |
|
Правописание имён существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. |
7.12
|
|
50 |
|
Склонение имён существительных в единственном числе. |
8.12
|
|
51 |
|
Изменение имён существительных по падежам . |
9.12
|
|
52 |
|
Три склонения имён существительных. |
11.12
|
|
53 |
|
Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных в единственном числе. |
14.12
|
|
54 |
|
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. |
15.12
|
|
55 |
|
Определение падежа у существительных первого склонения. Проверочная работа. |
16.12 |
|
56 |
|
Второе склонение имён существительных в единственном числе. |
18.12 |
|
57 |
|
Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. |
21.12 |
|
58 |
|
Третье склонение имён существительных в единственном числе. |
22.12 |
|
59 |
|
Падежи и падежные окончания имён существительных разных склонений. |
23.12
|
|
60 |
|
Диктант по теме «Имя существительное» |
25.12
|
|
61 |
|
Работа над ошибками. |
28.12
|
|
62 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Склонение существительного в единственном числе» |
29.12 |
|
63 |
|
Изложение с грамматическим заданием |
30.12 |
|
64 |
|
Склонение имен существительных во множественном числе. |
11.01 |
|
65 |
|
Падежи имен существительных во множественном числе. Именительный и винительный падежи во множественном числе. |
12.01
|
|
66 |
|
Дательный падеж имен существительных во множественном числе |
13.01
|
|
67 |
|
Творительный падеж во множественном числе |
15.01
|
|
68 |
|
Предложный падеж во множественном числе |
18.01
|
|
69 |
|
Родительный падеж во множественном числе |
19.01 |
|
70 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное» |
20.01 |
|
71 |
|
Самостоятельная работа по теме «Склонение имен существительных во множественном числе» |
22.01 |
|
72 |
|
Заметка в стенгазету |
25.01 |
|
73 |
|
Имена существительные, употребляемые только в единственном числе |
26.01 |
|
74 |
|
Имена существительные, употребляемые только во множественном числе |
27.01 |
|
75 |
|
Закрепление темы: «Существительное» |
29.01 |
|
76 |
|
Диктант по теме: «Имя существительное». |
1.02 |
|
77 |
|
Работа над ошибками. Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Школа в Московской Руси» |
2.02 |
|
78 |
Имя прилагательное 39 ч. |
Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи. Определение имени прилагательного в тексте. Связь имен существительных и прилагательных. |
3.02 |
|
79 |
|
Изменение имен прилагательных по родам. |
5.02 |
|
80 |
|
Правописание имен прилагательных мужского рода. |
8.02 |
|
81 |
|
Сочинение по опорным словам и предложенному плану «Как изменилась природа зимой» |
9.02 |
|
82 |
|
Правописание имен прилагательных женского и среднего рода. |
10.02 |
|
83 |
|
Изложение «Куликовская битва» |
12.02 |
|
84 |
|
Изменение имен прилагательных по числам. |
15.02
|
|
85 |
|
Правописание имен прилагательных множественного и единственного числа |
16.02
|
|
86 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное» |
17.02 |
|
87 |
|
Диктант по теме «Имя прилагательное». |
19.02 |
|
88 |
|
Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных в единственном числе. Склонение мужского и среднего рода |
22.02 |
|
89 |
|
Согласование прилагательного с существительным в роде, числе, падеже. |
24.02 |
|
90 |
|
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. |
26.02 |
|
91 |
|
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1.03 |
|
92 |
|
Изложение «Дятел» |
2.03 |
|
93 |
|
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
3.03 |
|
94 |
|
Письмо товарищу. Поздравительная открытка |
5.03 |
|
95 |
|
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
9.03 |
|
96 |
|
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
10.03 |
|
97 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное» |
12.03 |
|
98 |
|
Анализ допущенных ошибок |
15.03
|
|
99 |
|
Описание эпизода с помощью вопросов |
16.03 |
|
100 |
|
Диктант по теме: Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
17.03
|
|
101 |
|
Работа над ошибками. |
19.03 |
|
102 |
|
Склонение имен прилагательных женского рода |
29.03 |
|
103 |
|
Винительный падеж имен прилагательных женского рода. |
30.03 |
|
104 |
|
Краткий пересказ текста по предложенному плану (текст «Карлуха») |
31.03
|
|
105 |
|
Упражнения на закрепление по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». |
2.04 |
|
106 |
|
Самостоятельная работа по теме «Склонение имен прилагательных женского рода». |
5.04 |
|
107 |
|
Сочинение – описание картины И. Левитана «Март» по предложенным вопросам |
6.04 |
|
108 |
|
Опрос по теме «Склонение имен прилагательных женского рода» |
7.04 |
|
109 |
|
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
9.04 |
|
110 |
|
Родительный и предложный падежи во множественном числе. |
12.04 |
|
111 |
|
Родительный и предложный падежи во множественном числе. Отработка навыков и умений. |
13.04 |
|
112 |
|
Дательный и творительный падежи во множественном числе. |
14.04 |
|
113 |
|
Дательный и творительный падежи во множественном числе. Отработка навыков и умений. |
16.04 |
|
114 |
|
Диктант по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе». |
19.04 |
|
115 |
|
Работа над ошибками. |
20.04 |
|
116 |
|
Изложение по предложенному плану |
21.04 23.04 |
|
117 |
Предложение 9ч |
Главные члены предложения |
26.04 |
|
118 |
|
Однородные подлежащие и однородные сказуемые. Однородные второстепенные члены. |
27.04 |
|
119 |
|
Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. |
28.04 |
|
120 |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
30.04 |
|
121 |
|
Сложное предложение |
5.05 |
|
122 |
|
Знаки препинания в сложном предложении перед союзами и, а, но. |
6.05 |
|
123 |
|
Обращение. Знаки препинания при обращении |
7.05 |
|
124 |
|
Закрепление темы «Предложение» |
11.05 |
|
125 |
|
Самостоятельная работа по теме «Предложение» (тест) |
12.05 |
|
126 |
Повторение пройденного 9ч |
Повторение. Выполнение упражнений |
13.05 |
|
127 |
|
Сжатое изложение по И. Акимушкину |
14.05 |
|
128 |
|
Написание конца рассказа по заданному началу |
17.05 |
|
129 |
|
Повторение. Выполнение упражнений |
18.05 |
|
130 |
|
Изложение по тексту «Стальное колечко» |
19.05 |
|
131-132 |
|
Контрольное сочинение по опорным словам и плану |
21.05 24.05 |
|
133 |
|
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием. |
25.05 |
|
134 |
|
Итоговый урок |
26.05 |
|
135-136 |
|
Резерв |
28.05 31.05 |
|
Литература
1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» автора В. В. Воронковой под редакцией В. В. Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008
2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразовательные программы / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.- 6-е изд. – М.; Просвещение, 2020
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.