|
|
|
||||||
|
|
|
Предмет Русский язык |
|
Класс 8 А |
|
Образовательная область Язык и речевая практика |
|
МО Гуманитарного цикла |
|
Учебный год 2022-2023 |
|
Срок реализации 1 год |
|
Учитель (ФИО) Солодякова Ольга Викторовна |
|
гп.Кондинское
2022
Пояснительная записка
Адаптированная программа курса русского языка 8 класса, входящего в предметную область «Язык и речевая практика», составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» и требованиями ФГОС для учащихся с ОВЗ и федерального перечня учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации.
Адаптированная программа составлена на основе Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, учебника для общеобразовательных организаций, реализующего адаптированные основные общеобразовательные программы, авторов Э.В. Якубовской и Н.Г Галунчиковой, 5-е издание - М.: Просвещение, 2019 год, а также базисного учебного плана школы на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности учащихся, она направлена на изучение русского литературного языка, способствует умственному развитию, обеспечивает нравственное и эстетическое воспитание, помогает овладеть знаниями и умениями, необходимыми для социальной адаптации. Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель: развитие речи, мыслительных процессов, формирование способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи
§ Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения для создания различных высказываний в устной и письменной форме;
§ Овладеть различными видами речевой деятельности (чтение, говорение, письмо, слушание);
§ Обогащать словарный запас, умение пользоваться различными словарями.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Место предмета
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8 класса. Занятия по данной программе проводятся в форме урока (40мин). В 8 классах отведено 140 часов в год (4 часа в неделю) согласно учебному плану школы. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол), включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Формы организации учебного процесса
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Формы работы
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.). Основные виды контрольных работ в 8 классах – диктанты, контрольные списывания. В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Содержание
Повторение
Предложение. Текст. Однородные члены предложения. Обращение.
Состав слова. Текст
Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Сложные слова
Части речи. Текст
Существительное. Склонение существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе.
Прилагательное. Склонение прилагательных в единственном числе. Склонение прилагательных во множественном числе.
Местоимение. Склонение личных местоимений. Склонение местоимений 1 лица (я, мы). Склонение местоимений 2 лица (ты, вы). Склонение местоимений 3 лица (он, она, оно, они).
Глагол. Изменение глаголов по лицам. 1,2,3 лицо глагола.
Наречие. Наречия, отвечающие на вопросы как, где, когда, куда, откуда?
Предложение. Текст
Простое предложение. Сложное предложение
Повторение
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема |
Кол-во час |
Дата |
Кор-ка |
1 |
Повторение 10 часов |
Введение. Предложение. Текст |
1 |
1.09 |
|
2 |
|
Простые и сложные предложения |
1 |
2.09 |
|
3 4 |
|
Сложные предложения с союзами без союзов. Составление сложных предложений |
2 |
6.09 7.09 |
|
5 6 7 |
|
Однородные члены предложений. Выделение однородных членов из предложения. Использование однородных членов в предложении |
3 |
8.09 9.09 13.09 |
|
8 |
|
Обращение |
1 |
14.09 |
|
9 |
|
Использование обращений в предложениях |
1 |
15.09 |
|
10 |
|
Предложение. Закрепление знаний |
1 |
16.09 |
|
11 |
Состав слова. Текст 13 часов |
Состав слова. |
1 |
20.09 |
|
12 |
|
Корень. Однокоренные слова. |
1 |
21.09 |
|
13 |
|
Приставка, суффикс, окончание |
1 |
22.09 |
|
14 |
|
Разбор слова по составу |
1 |
23.09 |
|
15 |
|
Правописание гласных и согласных в приставках. Проверка орфограмм в корне |
1 |
27.09 |
|
16 |
|
Нахождение орфограмм в корне и их проверка |
1 |
28.09 |
|
17 18 |
|
Правописание приставок. Орфограммы в корне и приставке |
2 |
29.09 30.09 |
|
19 |
|
Составление плана текста |
1 |
4.10 |
|
20 21 |
|
Сложные слова |
2 |
5.10 6.10 |
|
22 |
|
Состав слова. Закрепление знаний |
1 |
7.10 |
|
23 |
|
Контрольная работа по теме «Состав слова» |
1 |
11.10 |
|
24 |
Части речи. Текст Существительное 20 часов |
Различение частей речи |
1 |
12.10 |
|
25 |
Существительное |
1 |
13.10 |
|
|
26 |
Значение существительных в речи |
1 |
14.10 |
|
|
27 |
|
Существительные, близкие по значению |
1 |
18.10 |
|
28 |
|
Род, число и падеж существительных |
1 |
19.10 |
|
29 |
|
Склонение существительных в единственном числе. Определение склонения существительных |
1 |
20.10
|
|
30 |
|
Ударные и безударные окончания существительных |
1 |
21.10 |
|
31 |
|
Правописание падежных окончаний существительных 1 склонения |
1 |
25.10 |
|
32 |
|
Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения |
1 |
26.10 |
|
33 |
|
Правописание падежных окончаний существительных 3 склонения |
1 |
27.10 |
|
34 |
|
Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе |
1 |
28.10 |
|
35 |
|
Изменение по падежам существительных во множественном числе |
1 |
8.11 |
|
36 |
|
Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе |
1 |
9.11 |
|
37 |
|
Падежные окончания существительных во множественном числе |
1 |
10.11 |
|
38 |
|
Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе |
1 |
11.11 |
|
39 |
|
Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе |
1 |
15.11 |
|
40 |
|
Окончания родительного падежа существительных во множественном числе |
1 |
16.11 |
|
41 |
|
Склонение существительных. Закрепление знаний |
1 |
17.11 |
|
42 |
|
Существительное. Закрепление знаний |
1 |
18.11 |
|
43 |
|
Контрольная работа |
1 |
22.11 |
|
44 |
Прилагательное 13 часов |
Значение прилагательных в речи. |
1 |
23.11
|
|
45 |
|
Словосочетания с прилагательными |
1 |
24.11 |
|
46 |
|
Род и число прилагательных. |
1 |
25.11 |
|
47 |
|
Склонение прилагательных в единственном числе. Изменение окончаний прилагательных по вопросам |
1 |
29.11 |
|
48 |
|
Постановка вопросов к прилагательным |
1 |
30.11 |
|
49 |
|
Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе |
1 |
1.12 |
|
50 |
|
Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста |
1 |
2.12 |
|
51 52 |
|
Склонение прилагательных во множественном числе |
2 |
6.12 7.12 |
|
53 54 |
|
Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе |
2 |
8.12 9.12 |
|
55 |
|
Прилагательное Закрепление знаний |
1 |
13.12 |
|
56 |
|
Контрольная работа |
1 |
14.12 |
|
57 |
Местоимение 15 часов |
Значение местоимений в речи |
1 |
15.12 |
|
58 |
|
Различение местоимений по лицам и числам |
1 |
16.12 |
|
59- 61 |
|
Склонение местоимений 1 лица единственного и множественного числа |
3 |
20.12 21.12 22.12 |
|
62- 64 |
|
Склонение местоимений 2 лица единственного и множественного числа. |
3 |
23.12 10.01 11.01 |
|
65-67 |
|
Склонение местоимений 3 лица единственного и множественного числа. |
3 |
12.01 13.01 17.01 |
|
68 |
|
Местоимение. Закрепление знаний |
1 |
18.01 |
|
69 |
|
Работа с текстом упр. 216 |
1 |
19.01 |
|
70 |
|
Контрольная работа |
1 |
20.01 |
|
71 |
|
Работа над ошибками. |
1 |
24.01 |
|
72 |
Глагол 24 часа |
Значение глагола в речи. Глаголы близкие по значению |
1 |
25.01 |
|
73 74 |
|
Частица НЕ с глаголами |
2 |
26.01 27.01 |
|
75 |
|
Неопределённая форма глагола. |
1 |
31.01 |
|
76 |
|
Изменение глаголов по временам и числам |
1
|
1.02 |
|
77-80 |
|
Изменение глагола по лицам. 1 лицо глагола. Постановка вопросов и употребление глаголов 1 лица в единственном и множественном числе |
4 |
2.02 3.02 7.02 8.02 |
|
81- 84 |
|
2 лицо глагола. Постановка вопросов и правописание глаголов 2 лица |
4 |
9.02 10.02 14.02 15.02 |
|
85-87 |
|
3 лицо глагола. Постановка вопросов и употребление глаголов 3 лица |
3 |
16.02 17.02 21.02 |
|
88 89 |
|
Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и -ться |
2 |
22.02 28.02 |
|
90 91 |
|
Различение глаголов по лицам и числам |
2 |
1.03 2.03 |
|
92 93 |
|
Закрепление знаний |
2 |
3.03 7.03 |
|
94 |
|
Контрольная работа по теме Глагол |
1 |
9.03 |
|
95 |
|
Работа над ошибками. |
1 |
10.03 |
|
95 |
Наречие 18 часов |
Наречие как часть речи |
1 |
14.03 |
|
96 |
|
Наречие – неизменяемая часть речи |
1 |
15.03 |
|
97 |
|
Значение наречий в речи |
1 |
16.03 |
|
98 |
|
Образование наречий от прилагательных |
1 |
17.03 |
|
99 |
|
Наречия, противоположные и близкие по значению |
1 |
21.03 |
|
100 |
|
Наречия, отвечающие на вопрос как? |
1 |
22.03
|
|
101 |
|
Наречия, отвечающие на вопрос где? |
1 |
23.03 |
|
102 |
|
Наречия, отвечающие на вопрос когда? |
1 |
24.03
|
|
103 |
|
Наречия, отвечающие на вопрос куда? |
1 |
4.04
|
|
104 |
|
Наречия, отвечающие на вопрос откуда? |
1 |
5.04 |
|
105 |
|
Постановка вопросов к наречиям |
1 |
6.04
|
|
106 |
|
Подбор наречий с опорой на вопросы |
1 |
7.04 |
|
107 108 |
|
Наречие. Закрепление знаний |
2 |
11.04 12.04 |
|
109 110 |
|
Сочинение по картине упр. 306 |
2 |
13.04 14.04 |
|
111 |
|
Контрольная работа |
1 |
18.04 |
|
112 |
|
Работа над ошибками |
1 |
19.04 |
|
113 |
Предложение. Текст 15 часов |
Составление предложений по рисунку |
1 |
20.04 |
|
114 |
|
Простое предложение с однородными членами |
1 |
21.04 |
|
115 116 |
|
Распространение предложений однородными членами |
2 |
25.04 26.04 |
|
117 |
|
Сложное предложение |
1 |
27.04 |
|
118 |
|
Сложное предложение без союзов |
1 |
28.04 |
|
119 |
|
Сложные предложения с союзами а, и, но |
1 |
2.05 |
|
120 |
|
Сопоставление предложений с союзами а, и, но |
1 |
3.05 |
|
121 |
|
Составление текста по рисункам упр. 320 |
1 |
4.05 |
|
122 |
|
Сравнение простых и сложных предложений |
1 |
5.05 |
|
123 |
|
Распространение простых и сложных предложений |
1 |
10.05 |
|
124 |
|
Предложение. Закрепление знаний |
1 |
11.05 |
|
125 |
|
Предложение. Закрепление знаний |
1 |
12.05 |
|
126 |
|
Контрольная работа |
1 |
16.05 |
|
127 |
|
Работа над ошибками |
1 |
17.05 |
|
128 |
Повторение |
Состав слова |
1 |
18.05 |
|
129 |
13 часов |
Работа с текстом упр. 332 |
1 |
19.05 |
|
130 |
|
Существительное |
1 |
23.05 |
|
131 |
|
Прилагательное |
1 |
24.05 |
|
132 |
|
Местоимение |
1 |
25.05 |
|
133 |
|
Глагол |
1 |
26.05 |
|
134 |
|
Наречие |
1 |
30.05 |
|
135 |
|
Предложение |
1 |
31.05 |
|
136 |
|
Контрольная работа |
1 |
|
|
137 |
|
Работа над ошибками |
1 |
|
|
138 |
|
Занимательная грамматика |
1 |
|
|
139 140 |
|
Резерв |
2 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.