Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»
Бурлинского района Алтайского края
«Согласовано»
Зам.директора по УВР Богомолова Л.В._______________ «12_»_12. 2019__г. |
«Утверждено»
Директор школы Заплатникова И.К._______________ Приказ № _242/1_ «_12_»_12.2019_г |
Адаптированная рабочая программа
по учебному предмету «Ручной труд»
для 2 В класса (вариант 1)
на 2019– 2020 учебный год
Предметная область: «Технология»
Составитель:
учитель начальных классов
Доулбаева А. З.
.
Бурла, 2019 г.
Программа учебного курса «Технология. Ручной труд» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
На его изучение во втором классе отводится 34 часа, один час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.
Личностные результатыосвоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
- положительное отношение и интерес к труду;
-понимание значения и ценности труда;
- отношение к труду как первой жизненной необходимости;
-понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
-осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Предметные результаты освоения АООП общего образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
Программа «Технология. Ручной труд» во втором классеопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальныйуровеньовладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, включающий следующие знания и умения:
К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:
- правила организации рабочего места;
- виды трудовых работ;
- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе, правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;
- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;
- приемы работы (приемы разметки деталей, приёмы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.
Уметь:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;
- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя;
- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;
- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и картоном, нитками и тканью).
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса.
К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.
уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для второклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
Базовые учебные действия
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.
Функции базовых учебных действий:
обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
обеспечение целостности развития личности обучающегося.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Личностные учебные действия
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного материала
Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе и спланировано с учетом повторения и расширения знаний о видах труда: « работа с глиной и пластилином», «работа с природным материалом», «работа с бумагой и картоном», «работа нитками и тканью», пройденных в первом классе, и усложнения приемов обработки известных детям материалов, что способствует выработке устойчивых привычек и навыков. Поскольку дети с особенностями умственного развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года, то трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго класса обучения предусматривается такой уровень учащихся, который позволит в следующем классе предъявить к ним более высокие требования.
Во втором классе обучающиеся получат технологические сведения о новых материалах (о ткани). На уроках технологии во втором классе реализуются идеи комплексного подхода крешения задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей.
Определяющими требованиями в содержании обучения должна быть учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений и навыков, его коррекционная направленность.
Объекты труда с учетом привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширение социального опыта ребенка.
«Работа с глиной и пластилином»
Во втором классе знания школьников пополняются техническими свойствами о назначении и применении глины в промышленности: глина, как строительный материал; глина в изготовлении посуды; для изготовления скульптуры. В ходе лепных работ дети знакомятся с простыми геометрическими фигурами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы. Работая с пластическим материалом , второклассники осваивают, как новые приемы ( с применением резака, стеки), так и закрепляют изученные в первом классе ( скатывание, сплющивание, вытягивание, сдавливание,прищипывание, примазывание). Так же происходит совершенствование умения лепить конструктивным и пластическим способом.
Лепка предметов быта (посуды, строительных инструментов и др.), различных фигурок (животные, птицы) пробуждает у школьников художественно-эстетическое отношение к предметному миру.
На уроках лепки развиваются умственные действия в процессе анализа, сравнения предметов, планирования предстоящей работы, текущего и заключительного контроля. Кроме этого лепные работы требуют затрат физических усилий, что положительно влияет на укрепление мышечной системы верхних конечностей, развитие и дифференциацию координации движений пальцев и рук и на осуществление коррекции недостатков развития мелкой моторики.
«Работа с природными материалами»
Во втором классе содержание учебного материала с данным видом работынаправленно на ознакомление школьников с новым видом природными материалами, их свойствами и применением (изготовление поделок из желудей, скорлупы грецкого ореха). Практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с применением незнакомого детям инструмента (шило) или применением вспомогательного материала (палочки с заостренными концами). Повторяются технические сведения об уже знакомых материалах, их свойства и правилах заготовки (сухие листья, цветы, травы, шишки). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использование их при изготовлении аппликационных работ и при объемных композициях (макетов).
«Работа с бумагой»
Во втором классе содержание учебного материала пополняются сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке. Новым является освоение школьниками приемов разметки с помощью линейки.Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математике, дети применяют его в процессе разметки картона и бумаги. . В то же время закрепляется навык работы с шаблоном, полученный в первом классе.
Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию безорудийной обработки бумаги: сгибание, отрывание. Работая с ножницами, второклассники отрабатывают приемы прямолинейного и криволинейного вырезания, продолжают осваивать приемы симметричного вырезания, продолжают осваивать правила работы с клеем и кистью.
«Работа с текстильными материалами»
Во втором классе содержание данного раздела углубляется за счет включения познавательных сведений, о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма) и их видах, сортах, свойствах, применение и значение. В ходе практической деятельности дети овладевают различными приемами работы с текстильным материалом ( пришивании пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани, вышивание по канве сметочным стежком, выполнение стежка «шнурок» ). Наряду с освоением перечисленных материалов, дети повторяют имеющиеся у них сведения о нитках (намотка ниток на картон и в клубок, связывание нитки в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нитки, шитьё, вышивание).
Овладение школьниками второго класса технико-технологическими терминами и понятиями: « нитка», «игла», «канва», «лекало», «лён», «ткань», «тесьма», «раскрой», «строчка», «стежок» «портной», «пуговица», «раскрой», «хлопок», «швея», «шерсть», «шитьё».
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема |
Количество часов |
|
План |
Факт |
|||
1. |
|
|
Глина строительный материал. Пластилин – материал для ручного труда. |
|
2. |
|
|
Лепка из пластилина форм прямоугольных геометрических тел. |
|
3. |
|
|
Лепка из пластилина изделия, имеющего прямоугольную геометрическую форму |
|
4. |
|
|
Что делают из природных материалов. Изделие игрушки из жёлудя. |
|
5. |
|
|
Заготовка природных материалов. Изготовление игрушек из скорлупы орехов. |
|
6. |
|
|
Виды и сорта бумаги. Изготовление аппликаций из мятой бумаги. |
|
7. |
|
|
Картон. Правила работы с картонным шаблоном |
|
8. |
|
|
Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий. |
|
9. |
|
|
Складывание фигурок из бумаги. |
|
10. |
|
|
Нитки. Виды работы с нитками. Связывание ниток в пучок. |
|
11. |
|
|
«Пуговица с двумя сквозными отверстиями» |
|
12. |
|
|
Применение глины для изготовления посуды. |
|
13. |
|
|
Цилиндр. Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы. |
|
14. |
|
|
Конус. Лепка из пластилина чашки конической формы. |
|
15. |
|
|
Свойства листьев. Аппликация из засушенных листьев. |
|
16. |
|
|
Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Аппликация из обрывной бумаги. |
|
17. |
|
|
Глиняная посуда в форме шара. Лепка чайной посуды в форме шара. |
|
18. |
|
|
Игрушка «Шар из кругов», «Шар из полос» |
|
19. |
|
|
Клубок из ниток. Стилизованные фигурки «Девочка», «Мальчик» |
|
20. |
|
|
Применение глины для скульптуры. Фигурка «Медвежонок» . |
|
21. |
|
|
Стилизованная фигурка «Утка» |
|
22. |
|
|
Шишки. Изделия из шишек. Композиция из шишки и листьев «Пальма». |
|
23. |
|
|
Разметка бумаги и картона по линейке. |
|
24. |
|
|
Изготовление аппликации «Автофургон», «Грузовик». |
|
25. |
|
|
Ткань. «Квадраты из ткани 5x5см» |
|
26. |
|
|
Упражнения на бумаге «Смёточный шов. Прямая строчка» |
|
27. |
|
|
Изделие «Игольница» |
|
28. |
|
|
Что надо знать об открытке. |
|
29. |
|
|
Лепка композиции к сказке «Колобок» |
|
30. |
|
|
Композиция к сказке «Колобок» |
|
31. |
|
|
Модель дорожного указателя «Переход» |
|
32. |
|
|
Вышивка «Закладка из канвы» |
|
33. |
|
|
Приёмы вышивания нитками. «Салфетка из канвы». |
|
34. |
|
|
Салфетка украшенная тесьмой. |
|
Лист корректировки Рабочей программы
№ урока |
Дата проведения по плану |
Дата проведения фактич. |
Причина внесения изменений* |
Корректирующие мероприятия |
Подпись внёсшего изменения |
Подпись зам. директора по УВР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.