Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету "Ручной труд" для детей с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету "Ручной труд" для детей с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
математика
06.04.2020
Адаптированная рабочая программа для 2 класса по предмету "Ручной труд" для детей с интеллектуальными нарушениями
РП ручной труд.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края

 

 

 

 

«Согласовано»

 

Зам.директора по УВР

Богомолова Л.В._______________

«12_»_12. 2019__г.

«Утверждено»

 

Директор школы

Заплатникова И.К._______________

Приказ  № _242/1_ «_12_»_12.2019

 

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Ручной труд»

для 2 В класса (вариант 1)

на 2019– 2020 учебный год

                                                                                           

Предметная область: «Технология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Доулбаева А. З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Бурла, 2019 г.

 

Программа учебного курса «Технология. Ручной труд» составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На его изучение во втором классе отводится 34 часа, один  час в неделю.

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

 

 Изучение учебного предмета «Ручной труд» в соответствии с требованиями ФГОС АООП направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результатыосвоения технологии включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

- положительное отношение и интерес к труду;

-понимание значения и ценности труда;

- отношение к труду как первой жизненной необходимости;

-понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

-осознание своих достижений в области трудовой деятельности;

- способность к самооценке; умение выражать свое отношение к результатам собственной  и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится; привычка к организованности, порядку, аккуратности.

   Предметные результаты освоения АООП общего образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой об­разовательной области, готовность их применения.  

   Программа «Технология. Ручной труд» во втором классеопределяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальныйуровеньовладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся с легкой умственной отсталостью первого класса, вклю­чающий следующие знания и умения:

   К концу второго года обучения  ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать:

- правила организации рабочего места;

- виды трудовых работ;

- названия и свойства поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда во втором классе,  правила их хранения, санитарно-гигиенические требования при работе с ними;

- названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы колющими и режущими инструментами;

- приемы работы (приемы разметки деталей, приёмы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемые на уроках ручного труда.

     Уметь:

- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте с помощью учителя;

- анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей с помощью учителя;

- составлять стандартный план работы по пунктам с опорой на предметно-операционный план с помощью учителя;

- владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов с помощью учителя; работать с доступными материалами (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и картоном,  нитками и тканью).

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса.

     К концу второго года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину.

уметь: самостоятельно находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; работать с доступной для второклассников наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные, графические планы, и действовать в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы; оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец); устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами; выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.

 

Базовые учебные действия

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обу­че­ния и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют ос­но­ву формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

 

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

 

Функции базовых учебных действий:

обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к даль­нейшей трудовой деятельности;

обеспечение целостности  развития личности обучающегося.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности.

Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.

 

Личностные учебные действия

Личностные учебные действия:

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к ор­га­низации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договореннос­тей;

понимание личной от­вет­с­т­вен­ности за свои поступки на основе пред­с­тавлений об эти­ческих нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

всту­пать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–уче­ник, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

при­нимать цели и произвольно включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия и действия од­но­к­ла­с­сников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых пред­метов;

устанавливать видо-родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 

Содержание учебного материала

 

Содержание обучения во втором классе является логическим продолжением обучения в первом классе и спланировано с учетом повторения и расширения знаний о видах труда: « работа с глиной и пластилином», «работа с природным материалом», «работа с бумагой и картоном», «работа нитками и тканью», пройденных в первом классе, и усложнения приемов обработки известных детям материалов, что способствует выработке устойчивых привычек и навыков. Поскольку дети с особенностями умственного развития нуждаются в более длительном повторении и закреплении знаний, умений и навыков, приобретённых в течение предыдущего года, то трудоёмкость практических заданий в каждом виде труда не должна сильно возрастать. Но вместе с тем в конце второго класса обучения предусматривается такой уровень учащихся, который позволит в следующем классе предъявить к ним более высокие требования.

            Во втором классе обучающиеся получат технологические сведения  о новых материалах (о ткани). На уроках технологии во втором классе реализуются идеи комплексного подхода крешения задач развития речи ребенка, формирования его читательских способностей.

            Определяющими требованиями в содержании обучения должна быть учебно-воспитательная значимость труда школьников, его общественно полезный характер, качество знаний, умений и навыков, его коррекционная направленность.

Объекты труда с учетом привлекательности, доступности выполнения, общественной пользы и расширение социального опыта ребенка.

«Работа с глиной и пластилином»

Во втором классе знания школьников пополняются  техническими свойствами о назначении и применении глины в промышленности: глина, как строительный материал; глина в изготовлении посуды; для изготовления скульптуры. В ходе лепных работ дети знакомятся с простыми геометрическими фигурами (брус, цилиндр, конус, шар) и их признаками. На основе геометрических тел лепят изделия соответствующей формы. Работая с пластическим материалом , второклассники осваивают, как новые приемы  ( с применением резака, стеки), так и закрепляют изученные в первом классе ( скатывание, сплющивание, вытягивание, сдавливание,прищипывание, примазывание). Так же происходит совершенствование умения лепить конструктивным и пластическим способом.

            Лепка предметов быта (посуды, строительных инструментов и др.), различных фигурок (животные, птицы) пробуждает у школьников художественно-эстетическое отношение к предметному миру.

             На уроках лепки развиваются умственные действия в процессе анализа, сравнения предметов, планирования предстоящей работы, текущего и заключительного контроля. Кроме этого лепные работы требуют затрат физических усилий, что положительно влияет на укрепление мышечной системы верхних конечностей, развитие и дифференциацию координации движений пальцев и рук и на осуществление коррекции недостатков развития мелкой моторики.

«Работа с природными материалами»

Во втором классе содержание учебного материала с данным видом работынаправленно на ознакомление школьников с новым видом природными материалами, их свойствами и применением (изготовление поделок из желудей, скорлупы грецкого ореха). Практическая работа с новыми природными материалами предусматривает изготовление многодетальных объемных изделий с применением незнакомого детям  инструмента (шило) или применением вспомогательного материала (палочки с заостренными концами). Повторяются технические сведения об уже знакомых материалах, их свойства и правилах заготовки (сухие листья, цветы, травы, шишки). Закрепляются навыки обработки этих материалов (наклеивание) и использование их при изготовлении аппликационных работ и при объемных композициях (макетов).

«Работа с бумагой»

Во втором классе содержание учебного материала пополняются сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке.  Новым является освоение школьниками приемов разметки с помощью  линейки.Опираясь на некоторый опыт в обращении с линейкой, полученный на уроках математике, дети применяют его в процессе разметки картона и бумаги.  . В то же время закрепляется навык работы с шаблоном, полученный в первом классе.

Особое внимание уделяется закреплению и совершенствованию безорудийной обработки бумаги: сгибание, отрывание. Работая с ножницами, второклассники отрабатывают приемы прямолинейного  и криволинейного вырезания, продолжают осваивать приемы симметричного вырезания, продолжают осваивать правила работы с клеем и кистью.

«Работа с текстильными материалами»

Во втором классе содержание данного раздела углубляется за счет включения познавательных сведений,  о новых текстильных материалах (ткань, пуговица, тесьма) и их видах, сортах,  свойствах, применение и значение. В ходе практической деятельности дети овладевают различными приемами работы с текстильным материалом ( пришивании пуговиц с двумя сквозными отверстиями и с подкладыванием палочки, раскрой ткани по готовой выкройке, сшивание ткани, вышивание по канве сметочным стежком, выполнение стежка «шнурок» ). Наряду с освоением перечисленных материалов, дети повторяют имеющиеся у них сведения о нитках (намотка ниток на картон и в клубок, связывание нитки в пучок, плетение косички, завязывание узелка на конце нитки, шитьё, вышивание).

Овладение школьниками второго класса технико-технологическими терминами и понятиями: « нитка», «игла», «канва», «лекало», «лён», «ткань», «тесьма», «раскрой», «строчка», «стежок» «портной», «пуговица», «раскрой», «хлопок», «швея», «шерсть», «шитьё».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 

 

 

Дата

Тема

Количество часов

План

Факт

1.       

 

 

 Глина строительный материал. Пластилин – материал для ручного труда.

 

2.       

 

 

Лепка из пластилина форм прямоугольных геометрических тел.

 

3.       

 

 

Лепка из пластилина изделия, имеющего прямоугольную геометрическую форму

 

4.       

 

 

Что делают из природных материалов. Изделие игрушки из жёлудя.

 

5.       

 

 

Заготовка природных материалов. Изготовление игрушек из скорлупы орехов.

 

6.       

 

 

Виды и сорта бумаги. Изготовление аппликаций из мятой бумаги.

 

7.       

 

 

Картон. Правила работы с картонным шаблоном

 

8.       

 

 

Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.

 

9.       

 

 

 Складывание фигурок из бумаги.

 

10.   

 

 

Нитки. Виды работы с нитками. Связывание ниток в пучок.

 

11.   

 

 

«Пуговица с двумя сквозными отверстиями»

 

12.   

 

 

Применение глины для изготовления посуды.

 

13.   

 

 

Цилиндр. Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы.

 

14.   

 

 

Конус. Лепка из пластилина чашки конической формы.

 

15.   

 

 

Свойства листьев. Аппликация из засушенных листьев.

 

16.   

 

 

Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Аппликация из обрывной бумаги.

 

17.   

 

 

Глиняная посуда в форме шара. Лепка чайной посуды в форме шара.

 

18.   

 

 

Игрушка «Шар из кругов», «Шар из полос»

 

19.   

 

 

Клубок  из ниток. Стилизованные  фигурки «Девочка», «Мальчик»

 

20.   

 

 

Применение глины для скульптуры. Фигурка  «Медвежонок» .

 

21.   

 

 

Стилизованная фигурка «Утка»

 

22.   

 

 

Шишки. Изделия из шишек. Композиция из шишки и листьев «Пальма».

 

23.   

 

 

Разметка бумаги и картона по линейке.

 

24.   

 

 

Изготовление аппликации «Автофургон», «Грузовик».

 

25.   

 

 

 Ткань. «Квадраты из ткани 5x5см»

 

26.   

 

 

Упражнения на бумаге «Смёточный шов. Прямая строчка»

 

27.   

 

 

Изделие «Игольница»

 

28.   

 

 

Что надо знать об открытке.

 

29.   

 

 

Лепка композиции к сказке

«Колобок»

 

30.   

 

 

Композиция  к сказке «Колобок»

 

31.   

 

 

Модель дорожного указателя «Переход»

 

32.   

 

 

Вышивка «Закладка из канвы»

 

33.   

 

 

Приёмы вышивания нитками. «Салфетка из канвы».

 

34.   

 

 

Салфетка украшенная тесьмой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист  корректировки Рабочей программы

№ урока

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактич.

Причина внесения изменений*

Корректирующие мероприятия

Подпись внёсшего изменения

Подпись зам. директора по УВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Программа учебного курса «Технология

Программа учебного курса «Технология

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса

Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся второго класса

Личностные учебные действия Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения,…

Личностные учебные действия Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения,…

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала

Работа с бумагой» Во втором классе содержание учебного материала пополняются сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке

Работа с бумагой» Во втором классе содержание учебного материала пополняются сведениями о картоне, его свойствах, применении и обработке

Календарно-тематическое планирование №

Календарно-тематическое планирование №

Что надо знать об открытке. 2

Что надо знать об открытке. 2

Лист корректировки Рабочей программы № урока

Лист корректировки Рабочей программы № урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2020