Статья о роли дидактической игры на уроках математики в начальной школе
Оценка 4.7

Статья о роли дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Оценка 4.7
docx
математика
28.02.2020
Статья о роли дидактической игры на уроках математики в начальной школе
Игра – вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Она имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей, как средство психологической подготовки к решению будущих жизненных ситуаций.
Статья о роли дидактической игры на уроках математики в начальной школе.docx

Статья о роли дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Игра – это труд ребёнка. Ребёнок, наблюдая да деятельностью взрослых, переносит её в игру.   Он играет сначала с окружающими его предметами, а потом с воображаемыми, которые для него недоступны. В них он овладевает предметами окружающего мира.

Играя, ребёнок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздаёт её в своих действиях. Дети чаще всего в своих играх отражают профессиональную деятельность взрослых. Они получают возможность для развития личности в целом и отдельных психических процессов: памяти, мышления, внимания и наблюдательности.

Игры в  своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым, от ролевых к дидактическим. В дидактической игре интерес детей перемещается от игрового действия к умственной задаче.

           К.Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника.

            Немецкий ученый К. Гросс первым предпринял попытку систематического изучения игры. Он считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование («теория предупреждения»).   Его позицию продолжил польский педагог, терапевт и писатель Янош Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития 

Дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней они преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают умения и способности. Игра любой учебный материал делает увлекательным, создаёт положительное рабочее настроение, вызывает глубокое удовлетворение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В ней удаётся сконцентрировать внимание даже самых инертных маленьких школьников. Вначале они проявляют интерес только к игре, но потом и к учебному материалу, без которого игра невозможна. Так постепенно у шестилеток пробуждается интерес к учебному предмету. Опыт показывает, что дети в неигровых условиях обучаются с трудом.

Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала.

            При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помочь ребенку овладеть умением анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе проведения игры интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

            Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед учащимися познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на неё внимание. Каждый ученик класса должен участвовать в игре. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места её на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока.

Если игра используется на уроке Объяснения нового материала, то в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приёма. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону. С этой целью используются средства обратной связи с учебником: разрезные цифры, сигнальные карточки. Вызванные к доске учащиеся решают в игре примеры или задачи, другие дети показывают либо разрезные цифры или сигнальные карточки. Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

Есть игровые и занимательные задания при изучении различных разделов математики в первом классе.

«Собираем букет»

Цель. Уточнение у детей имеющихся представлений о размере, цвете, и количестве предметов.

Содержание. Дети на столах составляют из цветной бумаги букет цветов, располагая внизу более крупные цветы, выше – поменьше. В ходе составления букета дети подсчитывают число цветов в каждом букете, Жёлтых  и белых ромашек, больших и маленьких цветов.

«Войти в ворота»

Цель. Закрепление знаний о составе числа.

Содержание. Учащиеся берут карточки с числами от 0 до 10. Два ученика образуют ворота, в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с карточкой, чтобы их числа в сумме составляли число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и  подбирает себе пару. Игра продолжается до тех пор, пока все пары не разберутся.

«Вершки и корешки»

Цель. Составление пары предметов.

Содержание. Учитель вызывает к доске 6 учеников. Трое берут корнеплоды, остальные ботву. Учитель называет имя ученика, у которого морковь, и обращается к детям с листьями: «Корешок, корешок, где твой вершок?» Ученик, у которого ботва этого растения, показывает листья моркови всем и говорит: «Вершок моркови у меня». Дети встают рядом. В итоге игры дети определяют число пар.

 


 

Статья о роли дидактической игры на уроках математики в начальной школе

Статья о роли дидактической игры на уроках математики в начальной школе

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми,…

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми,…

Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает себе пару

Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает себе пару
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2020