Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №112от 30.08.2019 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
Предметная область - математика
Предмет - математика
Начальный уровень обучения (НОО)
для учащихся 3 класса,
на 2019 – 2020 учебный год
|
Составила Кавылина Надежда Васильевна учитель начальных классов
|
с. Новообинцево,
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2019/2020 учебный год; Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ».
Место в учебном плане
На изучение программы в 3 классе отводится 136 часов (4 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 100, с использованием счетного материала;
знание названий компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части).
знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойства сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами;
пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах;
определение времени по часам (одним способом);
решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач;
решение составных арифметических задач в два действия (с помощью учителя);
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, фигур; нахождение точки пересечения без вычерчивания;
знание названий элементов четырехугольников; вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
различение окружности и круга, вычерчивание окружности разных радиусов.
Достаточный уровень:
знание числового ряда 1—100 в прямом и обратном порядке;
счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;
откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;
знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения, деления;
понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления;
знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10;
понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;
знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;
знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 100;
знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения;
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);
знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах;
определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин;
решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;
краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;
различение замкнутых, незамкнутых кривых, ломаных линий; вычисление длины ломаной;
узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, многоугольников, окружностей; нахождение точки пересечения;
знание названий элементов четырехугольников, вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге;
вычерчивание окружности разных радиусов, различение окружности и круга.
Содержание учебного предмета
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все, кроме, остальные (оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные, одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов по тяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное, одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих.
Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между ними или их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ
Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ в одинаковых емкостях. Слова: больше, меньше, одинаково, равно, столько же.
Сравнение объемов жидкостей, сыпучего вещества в одной емкости до и после изменения объема.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между, в середине, в центре.
Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, левая половина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно, вовремя, давно, недавно, медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 100. Разряды. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Единица массы (килограмм), емкости (литр), времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), стоимости (рубль, копейка), длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.
Арифметические действия. Сложение, вычитание, умножение и деление неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения и деления. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного
компонента арифметического действия. Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (переместительное свойство сложения и умножения). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления. Способы проверки правильности вычислений.
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка). Простые арифметические задачи на увеличение (уменьшение) чисел на несколько единиц. Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз. Простые арифметические задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…». Задачи на расчет стоимости (цена, количество, общая стоимость товара). Составные арифметические задачи, решаемые в два действия.
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника — замкнутая ломаная линия. Использование чертежных инструментов для выполнения построений.
Измерение длины отрезка. Сложение и вычитание отрезков. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения).
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Второй десяток |
64 |
1 |
Инструктаж по ТБ. Нумерация (повторение) |
1 |
2 |
Нумерация (повторение) |
1 |
3 |
Нумерация (повторение) |
1 |
4 |
Линия |
1 |
5 |
Числа, полученные при измерении величин |
1 |
6 |
Числа, полученные при измерении величин |
1 |
7 |
Числа, полученные при измерении величин |
1 |
8 |
Пересечение линий |
1 |
9 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток |
1 |
10 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток |
1 |
11 |
Сложение и вычитание без перехода через десяток |
1 |
12 |
Контроль и учёт знаний |
1 |
13 |
Точка пересечения линий |
1 |
14 |
Сложение с переходом через десяток |
1 |
15 |
Сложение с переходом через десяток |
1 |
16 |
Сложение с переходом через десяток |
1 |
17 |
Сложение с переходом через десяток |
1 |
18 |
Углы |
1 |
19 |
Вычитание с переходом через десяток |
1 |
20 |
Вычитание с переходом через десяток |
1 |
21 |
Вычитание с переходом через десяток |
1 |
22 |
Вычитание с переходом через десяток |
1 |
23 |
Четырёхугольники |
1 |
24 |
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) |
1 |
25 |
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) |
1 |
26 |
Скобки. Порядок действий в примерах со скобками |
1 |
27 |
Контроль и учёт знаний |
1 |
28 |
Меры времени – год, месяц |
1 |
29 |
Меры времени – год, месяц |
1 |
30 |
Треугольники |
1 |
31 |
Умножение чисел |
1 |
32 |
Умножение чисел |
1 |
33 |
Умножение чисел |
1 |
34 |
Умножение числа 2 |
1 |
35 |
Умножение числа 2 |
1 |
36 |
Умножение числа 2 |
1 |
37 |
Деление на равные части |
1 |
38 |
Деление на равные части |
1 |
39 |
Деление на равные части |
1 |
40 |
Деление на 2 |
1 |
41 |
Деление на 2 |
1 |
42 |
Деление на 2 |
1 |
43 |
Многоугольники |
1 |
44 |
Умножение числа 3 |
1 |
45 |
Умножение числа 3 |
1 |
46 |
Умножение числа 3 |
1 |
47 |
Деление на 3 |
1 |
48 |
Деление на 3 |
1 |
49 |
Деление на 3 |
1 |
50 |
Умножение числа 4 |
1 |
51 |
Умножение числа 4 |
1 |
52 |
Умножение числа 4 |
1 |
53 |
Деление на 4 |
1 |
54 |
Деление на 4 |
1 |
55 |
Деление на 4 |
1 |
56 |
Умножение чисел 5 и 6 |
1 |
57 |
Умножение чисел 5 и 6 |
1 |
58 |
Умножение чисел 5 и 6 |
1 |
59 |
Деление на 5 и на 6 |
1 |
60 |
Деление на 5 и на 6 |
1 |
61 |
Деление на 5 и на 6 |
1 |
62 |
Последовательность месяцев в году |
1 |
63 |
Резерв |
1 |
64 |
Контроль и учёт знаний |
1 |
|
Второй десяток |
5 |
65 |
Умножение и деление чисел (все случаи) |
1 |
66 |
Умножение и деление чисел (все случаи) |
1 |
67 |
Умножение и деление чисел (все случаи) |
1 |
68 |
Умножение и деление чисел (все случаи) |
1 |
69 |
Шар, круг, окружность |
1 |
|
Сотня |
61 |
70 |
Круглые десятки |
1 |
71 |
Круглые десятки |
1 |
72 |
Круглые десятки |
1 |
73 |
Меры стоимости |
1 |
74 |
Числа 21-100 |
1 |
75 |
Числа 21-100 |
1 |
76 |
Числа 21-100 |
1 |
77 |
Числа 21-100 |
1 |
78 |
Числа 21-100 |
1 |
79 |
Числа 21-100 |
1 |
80 |
Контроль и учёт знаний |
1 |
81 |
Мера длины - метр |
1 |
82 |
Мера длины - метр |
1 |
83 |
Меры времени. Календарь |
1 |
84 |
Меры времени. Календарь |
1 |
85 |
Сложение и вычитание круглых десятков |
1 |
86 |
Сложение и вычитание круглых десятков |
1 |
87 |
Сложение и вычитание круглых десятков |
1 |
88 |
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел |
1 |
89 |
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел |
1 |
90 |
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел |
1 |
91 |
Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел |
1 |
92 |
Центр, радиус окружности и круга |
1 |
93 |
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков |
1 |
94 |
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков |
1 |
95 |
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков |
1 |
96 |
Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков |
1 |
97 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
98 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
99 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
100 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
101 |
Сложение и вычитание двузначных чисел |
1 |
102 |
Контроль и учёт знаний |
1 |
103 |
Числа, полученные при измерении величин двумя мерами |
1 |
104 |
Числа, полученные при измерении величин двумя мерами |
1 |
105 |
Получение в сумме круглых десятков и числа 100 |
1 |
106 |
Получение в сумме круглых десятков и числа 100 |
1 |
107 |
Получение в сумме круглых десятков и числа 100 |
1 |
108 |
Получение в сумме круглых десятков и числа 100 |
1 |
109 |
Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 |
1 |
110 |
Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 |
1 |
111 |
Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 |
1 |
112 |
Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 |
1 |
113 |
Вычитание чисел из круглых десятков и из числа 100 |
1 |
114 |
Резерв |
1 |
115 |
Контроль и учёт знаний |
1 |
116 |
Меры времени – сутки, минута |
1 |
117 |
Меры времени – сутки, минута |
1 |
118 |
Меры времени – сутки, минута |
1 |
119 |
Умножение и деление чисел |
1 |
120 |
|
1 |
121 |
Умножение и деление чисел |
1 |
122 |
Умножение и деление чисел |
1 |
123 |
Умножение и деление чисел |
1 |
124 |
Деление по содержанию |
1 |
125 |
Деление по содержанию |
1 |
126 |
Деление по содержанию |
1 |
127 |
Порядок действий в примерах |
1 |
128 |
Порядок действий в примерах |
1 |
129 |
Резерв |
1 |
130 |
Контроль и учёт знаний |
1 |
|
Итоговое повторение |
6 |
131 |
Повторение |
1 |
132 |
Повторение |
1 |
133 |
Повторение |
1 |
134 |
Повторение |
1 |
135 |
Повторение |
1 |
136 |
Повторение |
1 |
|
Итого |
136 |
Литература
Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные ощеобразоват. программы / Т. В. Алышева. – М. : Просвещение, 2016.
Математика. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. Основные общеобразов. программы. в 2 ч./ Т.В.Алышева- М.: Просвещение, 2018.
Лист внесения изменений
Дата непроведённого урока |
Тема непроведённого урока |
Способ восстановления |
Дата проведения |
Учитель, подпись |
Администратор, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.