Адаптированная рабочая программа курса коррекционно-развивающей области «Психокоррекционные занятия» для учащихся с умственной отсталостью

  • docx
  • 30.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа курса коррекционно-развивающей области.docx

                                                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

 - Адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1).

- Рекомендациями ПМПК и ИПРА (при наличии) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

- Психолого-педагогической диагностики, которая проводится на начальном и завершающем этапе работы.

Цель психокоррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. 

Задачи коррекционной работы:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В рамках реализации программы коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» определены следующие направления работы: 

 

1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная  на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.

2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.

3.  Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.

4.  Групповые и индивидуальные консультации с педагогами  

5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающихся. 

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов  деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС, планирование работы на следующий год.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― психолого-педагогический эксперимент,

 ― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― занятия индивидуальные и групповые,

― игры, упражнения, этюды,

― психокоррекционные методики и технологии, 

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, тренинг, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

В процессе информационно-просветительской и социально-педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

― индивидуальные и групповые беседы, семинары, тренинги, 

― лекции для родителей,

― анкетирование педагогов, родителей,

― разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

МЕСТО КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

 

Программа психокоррекционных занятий носит долгосрочный характер и предусматривает работу с (1I) 1 по 9 классы. В 8 классах предусмотрено для реализации программы 1 час и составляет 68  часов в год.

Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого- медико- педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалида. Диагностическая и консультативная работа проводится в рабочее время педагога-психолога. При реализации программы педагогом-психологом предусмотрены упражнения на улучшение мозговой активности, подвижные игры и упражнения на координацию, ловкость, кинестетическое и кинетическое развитие, развитие моторной сферы и игровой деятельности.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

 

ЛИЧНОСТНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

 Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: 

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель− ученик, ученик–ученик, ученик– класс, учитель− класс); 

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 

обращаться за помощью и принимать помощь; 

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; 

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; 

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения: 

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); 

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; 

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: 

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

устанавливать видо - родовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; 

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; выполнять арифметические действия;

наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; 

работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

 

 ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

1) запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал;

2) анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать закономерности, делать логические выводы;

3) выбирать речевые средства адекватно коммуникативной ситуации;

4) начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.

5) корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

6) объективно воспринимать и анализировать окружающую действительность

7) бережно и грамотно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

Обучающийся получит возможность научиться:

1) адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

2) устанавливать закономерности с опорой на зрительный материал;

3) планировать свою деятельность по времени и содержанию;

4) замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность;

5) решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;

6) контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы;

7) практически применять правила самоорганизации и саморегуляции личности; понимать личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

8) сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Программа разработана для учащихся 8 классов с умственной отсталостью легкой степени. Тематика коррекционных занятий для детей с умственной отсталостью включает 3 основных блока:

1. Развитие и коррекция познавательной сферы: - развитие внимания, памяти, мышления; - формирование учебной мотивации; - активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности; - приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков; - становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения; - расширение словарного запаса.

2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы: - чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние; - формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния; - способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я»; - гармонизация психоэмоционального состояния; - развитие самостоятельности; - формирование навыков самоконтроля; - коррекция агрессивности обучающихся.

3. Развитие коммуникативных навыков: - становление умения владеть средствами общения; - формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам; - формирование коллективного обсуждения заданий; - развитие способности к эмпатии, сопереживанию;

4. Я и другие: - повышение социального статуса ребенка в коллективе; - формирование адекватной самооценки; -установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику; - повышение уверенности в себе; - формирование и развитие навыков социального поведения.

 

Развитие и коррекция познавательной сферы (19 часов)

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы). Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы). Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза). Упражнения «Последовательность событий». Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы. Детское лото «Профессии». Дидактические игры «Самый наблюдательный», «Соблюдай правила», «Запрещенные движения», «Кодирование» (4 фигуры). Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке. Графический диктант с усложнённым заданием. Дидактические игры «Разложи, как было» (до 10 картинок), «Нарисуй по памяти картинку», Расставь точки» (3, 4 точки), «Муха». Разучивание стихотворения с опорными картинками. Рассказывание стихотворения по опорным картинкам.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (12 часов) Диагностика эмоционального состояния. Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций. Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе. Работа с проявлением агрессивности. Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций. Упражнения на развитие навыков саморегуляции. Этюды на расслабление основных эмоций. Этюды на расслабление мышц. Психогимнастика. Упражнения энергизаторы, активаторы. Игры и упражнения на расслабление. Релаксационные упражнения.

Развитие коммуникативных навыков (3 часа) Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку».

 

Основные методы (техники, приемы) обучения:

1.      Дыхательно-координационные упражнения.

2.      Упражнения на развитие произвольного слухового и зрительного внимания, восприятия и памяти.

3.      Упражнения, формирующие различные виды мыслительных операций.

4.      Упражнения и игры, улучшающие состояние тонкой моторики и совершенствующие  графические навыки.

Возможно использование в качестве методов обучения элементов аутотренинга и этюдов.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из 4 частей:

I.                    Разминка. Включает ритуал приветствия, игры и упражнения для создания положительного настроя на работу, создание  атмосферы доверия, дыхательные упражнения.

II.                Основная часть. Развитие и коррекция познавательной сферы психики. Проводятся игры и упражнения на развитие тонкой моторики руки и графических навыков, восприятия, внимания, наблюдательности, мышления, памяти, воображения.

III.        Рефлексия. Получение обратной связи от детей, которая предполагает эмоциональную и смысловую оценку происходящего (чему научились, что узнали, что чувствовали и т.д.).

IV.        Прощание. Закрепление позитивного настроя обучающегося/членов группы, создание атмосферы единства.

 

Основные виды учебной деятельности: наблюдение, слушание учителя, самостоятельная работа с печатными заданиями, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, работа с таблицами и схемами, работа с наглядным материалом.

 


 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

Кол-во часов

 

Раздел 1. Развитие и коррекция познавательной сферы (19 часов)

 

1

Первичная диагностика

1

2

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, контрастные группы )

1

3

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (вербально, смежные группы)

1

4

Разрезные картинки (до 10 элементов, прямые и диагональные линии разреза)

1

5

Упражнения «Последовательность событий»

1

6

Отгадывание загадок о предметах и явлениях природы

1

7

Детское лото «Профессии»

1

8

Дидактическая игра «Самый наблюдательный»

1

9

Дидактическая игра «Соблюдай правила»

1

10

Дидактическая игра «Запрещенные движения»

1

11

Нахождение заданной группы предметов на сюжетной картинке

1

12

Дидактическая игра «Кодирование» (4 фигуры)

1

13

Графический диктант с усложнённым заданием

1

14

Дидактическая игра «Разложи, как было» (до 10 картинок)

 

1

15

Дидактическая игра «Нарисуй по памяти картинку»

1

16

Дидактическая игра «Расставь точки» (3 точки)

1

17

Дидактическая игра «Муха»

1

18

Разучивание стихотворения с опорными картинками

 

1

19

Рассказывание стихотворения по опорным картинкам

1

Раздел 2. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (12 часов)

 

20

Диагностика эмоционального состояния.

1

21

Развитие учебной мотивации. Решение проблемно-практических ситуаций.

1

22

Упражнения на снятие страхов, повышение уверенности в себе.

1

23

Работа с проявлением агрессивности.

1

24

Упражнения на снижение агрессии и ослабление негативных эмоций.

1

25

Упражнения на развитие навыков саморегуляции.

1

26

Этюды на расслабление основных эмоций.

1

27

Этюды на расслабление мышц.

1

28

Психогимнастика.

1

29

Упражнения энергизаторы, активаторы.

1

30

Игры и упражнения на расслабление.

1

31

Релаксационные упражнения

1

Раздел 3. Развитие коммуникативных навыков (3 часов)

 

32

Волшебные средства понимания. Учимся слушать друг друга. Пойми меня.

1

33

Игры и упражнения на развитие умения активно слушать. Дидактические игры «Продолжи слово», «Мы похожи — мы отличаемся», «Ласковое имя», «Мы тебя любим», «Свет мой, зеркальце, скажи...», «Подари улыбку».

1

34

Итоговая диагностика

1

 

Итого

34 ч

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА  «ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ»

 

Для проведения коррекционной работы и реализации межпредметных связей требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

 -  функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсо-моторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули и др.);

- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (мячи разной величины: массажные и гладкие, кольцебросы, шнуровки и т.д.);

- спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная “тропа” для ног, массажный коврик, полусфера и др.);

- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (музыкальное сопровождение для релаксации и для физминуток, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);

-  оборудование сенсорной комнаты (оптиковолокно, воздушно-пузырьковая труба, сухой душ, сухой бассейн, тактильные дорожки и др.);

-  оборудование БОС-кабинета для постановки правильного дыхания и обучения навыкам саморегуляции.

-  материал техники АРТ-терапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши, принадлежности для аромотерапии и др.);

- иллюстративный наглядный материал, направленный для понимания ситуаций межличностного взаимодействия, эмоциональных проявлений.

- мультимедийное сопровождение, видеопрезентации к урокам в соответствии с тематикой занятий. 

- аудиозаписи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.

- комплекты раздаточных пособий, дидактических материалов, сюжетных картинок, фотографий.

- тетради для работ учащихся.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

- Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст]/ А.В. Семенович.- М. «Академия», 2002.

- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии [Текст]/А.Л. Сиротюк - М., 2000

- Содержание и организация коррекционной работы в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для логопедов, психологов, воспитателей, учителей начальных классов, учителей дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих общеобразовательные школы по состоянию здоровья, родителей, детей-инвалидов [Текст]/под ред. И.А. Крестининой.– Киров:ООО «Радуга-Пресс», 2014. – 301 с.