Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №83»
УТВЕРЖДАЮ
директор МБОУ СОШ №83
____________ Т.Н.Соколова
« ___ « _________ 2019
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Математическая шкатулка»
для учащихся с ОВЗ (ТНР)
общеинтеллектуальное
направление
1 – 4
класс
4 года
срок реализации
Составитель:
учитель начальных классов
Ульянова Ирина Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа «Математическая шкатулка» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Математическая шкатулка» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
1. Примерной программы по математике (Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011);
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ (утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.)
3. Приложение №5 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.)
4. Проекта «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» от 30.03.2015 г.
5. Базисного годового учебного плана начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2.), I отделение.
6.
Учебного плана ГОБОУ «Минькинская КШИ» (приказ № 190 от «31» августа 2015 г.
(экспериментальный переход
на ФГОС НОО обучающихся с ТНР).
7.
Постановления Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об
утверждении Сан.Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно—эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях».
АООП НОО обучающихся с ТНР ГОБОУ «Минькинская КШИ».
Математическая деятельность обучающихся с ТНР способствует развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического мышления. Она дает возможность сформировать и закрепить абстрактные, отвлеченные, обобщающие понятия, способствует развитию процессов символизации, формированию математической лексики, пониманию и употреблению сложных логико-грамматических конструкций.
Рабочая программа разработана с учётом особенностей психофизического развития и речевых возможностей обучающихся и имеет свою специфику. Специфика программы выражается в количестве часов, отводимых на изучение отдельных тем предмета.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Специфика учебного предмета математики в начальной школе для обучающихся с ТНР заключаются в том, чтобы сформировать у обучающихся стойкие вычислительные навыки, умение анализировать условие задачи, определять связи между ее отдельными компонентами, находить правильное решение задачи, развивать у обучающихся математические способности, способствовать развитию внимания, памяти, восприятия, мышления, логических операций сравнения, классификации, сериации, умозаключения.
В процессе формирования математических знаний, умений и навыков необходимо учитывать сложную структуру математической деятельности обучающихся (мотивационно-целевой, операциональный этап, этап контроля). В связи с этим большое внимание должно быть уделено вызыванию интереса к выполнению математических действий путем использования наглядности, значимых для обучающихся реальных ситуаций.
В процессе занятий ставятся также задачи научить обучающихся с ТНР преодолевать трудности и находить способы выхода из сложной ситуации, научить самоконтролю и исправлению ошибок, развивать устойчивость внимания и стремление довести работу до конца
Основное внимание при изучении математики должно быть уделено формированию операционального компонента математической деятельности обучающихся: развитию процессов восприятия (зрительного, пространственного, слухового), мыслительных операций, приводящих к овладению понятием о структуре числа и математическими действиями.
Содержание программы «Математическая шкатулка» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Математическая шкатулка» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
· развитие краткости речи;
· умелое использование символики;
· правильное применение математической терминологии;
· умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
· умение делать доступные выводы и обобщения;
· обосновывать свои мысли.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
— качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Срок реализации программы 4 года
Программа «Математическая шкатулка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю, 33 часа в год - 1 класс, 1 час в неделю, 34 часа в год – 2 – 4 классы
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Формы и режим занятий
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические игры:
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
—объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
—воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
—оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
· осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
· осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
· установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
· способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
· способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
· умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
· владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
· умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п |
Темы учебных занятий |
Характеристика деятельности |
примечание |
|
1. |
Математика – это интересно
|
Решение
нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по |
|
|
2. |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление
картинки с заданным разбиением на части; с частично |
|
|
3. |
Путешествие точки |
Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
|
|
4. |
Игры с кубиками |
Подсчёт
числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- |
|
|
5. |
Танграм: древняя китайская головоломка |
Составление
картинки с заданным разбиением на части; с частично |
|
|
6 |
Волшебная линейка |
Шкала
линейки. Сведения из истории математики: история возник |
|
|
7 |
Праздник числа 10 |
Игры:
«Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле- |
|
|
8 |
Конструирование многоугольников из деталей танграма
|
Составление
многоугольников с заданным разбиением на части; с ча- |
|
|
9 |
Игра-соревнование «Весёлый счёт» |
Найти,
показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от |
|
|
10 |
Игры с кубиками |
Подсчёт
числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж- |
|
|
11 |
Конструкторы лего |
Знакомство
с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения
конструкций. Выполнение постройки по собст- |
|
|
12 |
Конструкторы лего |
|
|
|
13 |
Весёлая геометрия |
Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность. |
|
|
14 |
Математические игры |
Построение
«математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», |
|
|
15 |
«Спичечный» конструктор |
Построение
конструкции по заданному образцу. Перекладывание |
|
|
16 |
«Спичечный» конструктор |
|
|
|
17 |
Задачи-смекалки |
Задачи
с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько |
|
|
18 |
Прятки с фигурами |
Поиск
заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа |
|
|
19 |
Математические игры |
Построение
«математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», |
|
|
20 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
|
21 |
Математическая карусель |
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го- |
|
|
22 |
Математическая карусель |
|
|
|
23 |
Уголки |
Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. |
|
|
24 |
Игра в магазин. Монеты |
Сложение и вычитание в пределах 20. |
|
|
25 |
Конструирование фигур из деталей танграма |
Составление
фигур с заданным разбиением на части; с частично за- |
|
|
26 |
Игры с кубиками |
Сложение
и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх- |
|
|
27 |
Математическое путешествие |
Сложение
и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер- |
|
|
28 |
Математические игры |
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». |
|
|
29 |
Секреты задач |
Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. |
|
|
30 |
Математическая карусель |
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. |
|
|
31 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
|
32 |
Математические игры |
Построение
«математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», |
|
|
33 |
КВН «Математика – Царица наук» |
|
|
|
Итого: 33 ч. |
|
|
|
Календарно – тематический план
2 класс
№ |
Темы учебных занятий
|
Характеристика деятельности |
Примечание |
|
1. |
«Удивительная снежинка»
|
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
|
|
2. |
Иrpa«Крестики-нолики» |
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 |
|
|
3. |
Математические игры
|
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
|
|
4. |
Прятки с фигурами
|
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
|
|
5. |
Секреты задач
|
Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
|
|
6 |
«Спичечный» конструктор
|
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
|
|
7 |
«Спичечный» конструктор |
|
|
|
8. |
Геометрический калейдоскоп
|
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
|
|
9. |
Числовые головоломки
|
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
|
|
10. |
«Шаг в будущее»
|
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
|
|
11. |
Геометрия вокруг нас |
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
|
|
12. |
Путешествие точки
|
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
|
|
13. |
«Шаг в будущее»
|
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
|
|
14. |
Тайны окружности
|
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
|
|
15. |
Математическое путешествие
|
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 |
|
|
16 |
«Новогодний серпантин» |
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.
|
|
|
17 |
«Новогодний серпантин» |
|
||
18 |
Математические игры
|
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». |
|
|
19. |
«Часы нас будят по утрам...»
|
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. |
|
|
20. |
Геометрический калейдоскоп |
Задания на разрезание и составление фигур. |
|
|
21. |
Головоломки |
Расшифровка закодированных слов. |
|
|
22. |
Секреты задач
|
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи. |
|
|
23. |
«Что скрывает сорока?» |
Решение и составление ребусов, |
|
|
24. |
Интеллектуальная разминка
|
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
|
|
25. |
Дважды два — четыре
|
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: |
|
|
26. |
Дважды два — четыре |
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
|
|
27. |
Дважды два — четыре
|
|
|
|
28. |
В царстве смекалки
|
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
|
29. |
Интеллектуальная разминка
|
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
|
30. |
Составь квадрат
|
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей |
|
|
31. |
Мир занимательных задач
|
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. |
|
|
32. |
Мир занимательных задач |
|
|
|
33. |
Математические фокусы
|
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
|
|
34. |
Математическая эстафета |
Решение олимпиадных задач |
|
|
Итого: 34 ч. |
|
|
|
Календарно – тематический план
3 класс
№ |
Темы учебных занятий |
Характеристика деятельности |
Примечание |
|
1. |
Интеллектуальная разминка |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
|
|
2. |
«Числовой» конструктор |
Числа
от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком- |
|
|
3. |
Геометрия вокруг нас |
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
|
|
4. |
Волшебные переливания |
Задачи на переливание.
|
|
|
5. |
В царстве смекалки |
Решение
нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации |
|
|
6. |
В царстве смекалки |
|
|
|
7 |
«Шаг в будущее» |
Игры:
«Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты |
|
|
8. |
«Спичечный» конструктор |
Построение
конструкции по заданному образцу. Перекладывание |
|
|
9. |
«Спичечный» конструктор |
|
|
|
10. |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
|
11. |
Интеллектуальная разминка |
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
|
|
12. |
Интеллектуальная разминка |
|
|
|
13. |
Математические фокусы |
Порядок
выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, |
|
|
14. |
Математические игры |
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
|
|
15 |
Секреты чисел |
Числовой
палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Числовые головоломки: запись числа 24 (30) |
|
|
16 |
Математическая копилка |
Составление
сборника числового материала, взятого из жизни (га- |
|
|
17 |
Математическое путешествие |
Вычисления
в группах: первый ученик из числа вычитает 140; вто- |
|
|
18 |
Выбери маршрут |
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. |
|
|
19 |
Числовые головоломки |
Решение
и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- |
|
|
20. |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
|
21. |
В царстве смекалки |
|
|
|
22. |
Мир занимательных задач |
Задачи
со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным
составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в
условной записи: |
|
|
23. |
Геометрический калейдоскоп |
Конструирование
многоугольников из заданных элементов. |
|
|
24 |
Интеллектуальная разминка |
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
|
|
25 |
Разверни листок |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
|
|
26 |
От секунды до столетия |
Время
и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. |
|
|
27 |
От секунды до столетия |
|
|
|
28 |
Числовые головоломки |
Решение
и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- |
|
|
29 |
Конкурс смекалки |
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
|
|
30 |
Это было в старину |
Старинные
русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, вер- |
|
|
31 |
Математические фокусы |
Алгоритм
умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное |
|
|
32. |
Энциклопедия математических развлечений |
Составление
сборника занимательных заданий. Использование |
|
|
33. |
Энциклопедия математических развлечений |
|
|
|
34. |
Математический лабиринт |
Итоговое
занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подго- |
|
|
Итого: 34 ч. |
|
|
|
Календарно – тематический план
4 класс
№ |
Темы учебных занятий |
Характеристика деятельности |
Примечание |
|
1. |
Интеллектуальная разминка |
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». |
|
|
2. |
Числа-великаны |
Как велик миллион? Что такое гугол? |
|
|
3. |
Мир занимательных задач |
Задачи
со многими возможными решениями. Задачи с не - |
|
|
4. |
Кто что увидит? |
Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
|
|
5 |
Римские цифры |
Занимательные задания с римскими цифрами.
|
|
|
6 |
Числовые головоломки |
Решение
и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи- |
|
|
7 |
Секреты задач |
Задачи
в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», |
|
|
8 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
|
9 |
Математический марафон |
Решение задач международного конкурса «Кенгуру». |
|
|
10. |
«Спичечный» конструктор |
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
|
|
11 |
«Спичечный» конструктор |
|
|
|
12 |
Выбери маршрут |
Единица
длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по
выбранному маршруту. Определяем расстояния |
|
|
13 |
Интеллектуальная разминка |
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
|
|
14 |
Математические фокусы |
«Открой»
способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько |
|
|
15. |
Занимательное моделирование |
Объёмные
фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Гео- |
|
|
16. |
Занимательное моделирование |
|
|
|
17 |
Занимательное моделирование |
|
|
|
18 |
Математическая копилка |
Составление
сборника числового материала, взятого из жизни (га- |
|
|
19 |
Какие слова спрятаны в таблице?
|
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, задания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) |
|
|
20 |
«Математика — наш друг!» |
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. |
|
|
21 |
Решай, отгадывай, считай |
Не
переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,
чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом |
|
|
22 |
В царстве смекалки |
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
|
23 |
В царстве смекалки |
|
|
|
24 |
Числовые головоломки |
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
|
|
25 |
Мир занимательных задач |
Задачи
со многими возможными решениями. Запись решения в виде |
|
|
26 |
Мир занимательных задач |
|
|
|
27 |
Математические фокусы |
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» |
|
|
28 |
Интеллектуальная разминка |
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате- |
|
|
29 |
Интеллектуальная разминка |
|
|
|
30 |
Блиц-турнир по решению задач |
Решение
логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих |
|
|
31 |
Математическая копилка |
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач. |
|
|
32 |
Геометрические фигуры вокруг нас |
Поиск
квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). |
|
|
33 |
Математический лабиринт |
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». |
|
|
34 |
Математический праздник |
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число». |
|
|
Итого: 34 ч. |
|
|
|
Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
— Кубики (игральные) с точками или цифрами.
— Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
— «Математический веер» с цифрами и знаками.
— Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
— Часовой циферблат с подвижными стрелками.
— Набор «Геометрические тела».
Методическое обеспечение
— Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
— Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
— Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.