Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.
Оценка 4.9

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
29.10.2017
Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.
Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов. Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. цель программы - развитие познавательных способностей детей с помощью специальных упражнений. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
развитие познавательных способностей.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 7» РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (адаптационная программа с/курса по математике,  для обучающихся 1 – 4 классов)                                Составитель  программы:                                            Хроменко Ирина Александровна,                                    учитель начальных классов,                                                          высшей квалификационной категории  1 Саянск, 2017 СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи курса Содержание курса Учебно – тематическое планирование. 1 класс. Учебно – тематическое планирование. 2 класс. Учебно – тематическое планирование. 3 класс. Учебно – тематическое планирование. 4 класс. Планируемые личностные и метапредметные результаты ПРИЛОЖЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3 4 5 9 11 13 15 17 22 25 2 Пояснительная записка Программа   курса   разработана   в   соответствии   с   требованиями   Федерального государственного   образовательного   стандарта   начального   общего   образования,   а   также основной   образовательной   программой   начального   общего   образования.   Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Внеучебно – познавательная компетенция – это совокупность  компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической,   внеучебной   деятельности,   соотнесенной   с   реальными   познаваемыми объектами.   Сюда   входят   знания   и   умения   целеполагания,   планирования,   анализа, рефлексии,   самооценки   внеучебно­познавательной   деятельности.   Учение   овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Как известно, способности, в том числе и познавательные, не только появляются, но и формируются и развиваются в процессе деятельности. Внеучебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или иных способностей. Однако   эти   возможности   зачастую   реализуются   далеко   не   лучшим   образом.   По данным психологических исследований наибольший сдвиг в развитие ребенка происходит на первом году обучения. Далее темпы умственного развития замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Часто   обучение   сводится   к   запоминанию   и   воспроизведению   приемов   действий, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению. Дети лишены радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. При таком подходе, фактически ориентированного на среднего ученика, страдают наиболее способные дети, которые не получают достаточного материала   для   развития   своих   способностей.   Их   общеинтеллектуальная   деятельность оказывается недостаточно нагруженной, они привыкают не прилагать усилий в учебной работе. 3 Данная   программа   является   наиболее   актуальной   на   сегодняшний   день,   так   как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формировании личности ребенка. На   помощь   приходит   внеучебная   деятельность,   где   ребенок   может   раскрыть   и преумножить свои способности. Новизна   данной   программы   определена   требованиями   к   результатам   основной образовательной   программы   начального   общего   образования   ФГОС.   Одним   из   главных лозунгов новых стандартов второго поколения  является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков и способностей. Программа   является   адаптационной   и   составлена   на   основе   программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам». Отличительными особенностями программы по данному курсу являются:  определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;  в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;  достижения планируемых результатов отслеживаются педагогом в рамках внутренней системы оценки. Цель   данного   курса:  развитие   познавательных   способностей   учащихся   на   основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса:  развивать   мышление   в   процессе   формирования   основных   приемов   мыслительной деятельности:   анализа,   синтеза,   сравнения,   обобщения,   классификации,   умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;  развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;  развивать языковую культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определение понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;  формировать навыки творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;  развивать познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся;  формировать   и   развивать   коммуникативные   умения:   умение   общаться   и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;  формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. 4 Адаптационная программа ориентирована на достижение результатов определенного уровня, по конкретным видам внеучебной деятельности младших школьников. Программа имеет возрастную привязку: для   1­2   класса   –   программа   ориентирована   на   приобретение   школьниками общеинтеллектуальных знаний в различных видах деятельности; для   2­3   класса   –   программа,   формирующая   позитивное   отношение   к   базовым ценностям; для 4 класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного интеллектуального действия. Особенности реализации программы. Данная   адаптационная   программа   организуется   в   форме   кружка общеинтеллектуальной   направленности.   Реализация   курса   рассчитана   на   весь   курс начального образования – 4 года, объемом 132 ч. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. В 1 классе по 30 минут (30 часов), во 2­4 классах по 40 минут (34 часа).   Место   проведения   занятий   –   учебный   кабинет.   Возраст   детей,   участвующих   в реализации программы – 6,6 – 11 лет. Особенности организации учебного процесса. Материал каждого занятия рассчитан на 30­40 минут. Во время занятий у ребенка происходит   становление   форм   самосознания,   самоконтроля   и   самооценки.   Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит   из системы тренировочных упражнений,   специальных   заданий,   дидактических   и   развивающих   игр.   На   занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы,   загадки,   игры,   ребусы,   кроссворды   и   т.д.,   что   привлекательно   для   младших школьников. Основное время на занятиях  занимает самостоятельное решение детьми  поисковых задач.  Благодаря   этому   у   детей   формируются   умения   самостоятельно   действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На   каждом   занятии   проводится    коллективное   обсуждение  решения   задачи определенного   вида.   На   этом   этапе   у   детей   формируется   такое   важное   качество,   как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. 5 На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормальной самооценки у всех   детей,   а   именно:   повышенная   самооценка   у   детей,   у   которых   хорошо   развиты мыслительные   процессы,   но   учебный   материал   усваивается   в   классе   плохо   за   счет отсутствия,   например,   внимания.   У   других   детей   может   происходить   снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. В курсе используются задачи различной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях,   могут   почувствовать   уверенность   в   своих   силах   (для   таких   учащихся подбираются задачи, которые они могут решить успешно). Ребенок   на   этих   занятиях   оценивает   свои   успехи   сам.   Это   создает   особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научится выполнять предлагаемые задания. Задания   построены   таким   образом,   что   один   вид   деятельности   сменяется   другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены   в   любые   занятия   другой   темы   в   качестве   закрепления.   Изучаемые   темы повторяются в следующем году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. В   процессе   выполнения   каждого   задания   происходит   развитие   почти   всех познавательных   процессов,   но   каждый   раз   акцент   делается   на   каком­то   одном   из   них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:  задания на развитие внимания;  задания на развитие памяти;  задания на совершенствование воображения;  задания на развитие логического мышления. Предлагаемый   курс   предполагает   применение   коллективных   форм   организации занятий и использование современных средств обучения, создание на занятиях ситуаций активного   поиска,   предоставление   возможности   сделать   «собственное»   открытие, знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:  формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;  освоение эвристических приемов рассуждений; 6  формирование интеллектуальных  умений,  связанных  с выбором  стратегии  решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;  формирование  способности  наблюдать,  сравнивать,  обобщать, находить  простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;  формирование пространственных представлений и пространственного воображения;  привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы: 1. принцип   гуманизации   образовательного   процесса,   предполагающий   очеловечивание взаимоотношений   в   совместной   творческой   деятельности   педагогов,   учителей, обучающихся и их родителей; 2. принцип научной организации; 3. принцип добровольности и заинтересованности обучающихся; 4. принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования; 5. принцип целостности; 6. принцип непрерывности и преемственности процесса образования; 7. принцип личностно­деятельного подхода; 8. принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка); 9. принцип комплексного подхода в реализации интегрированных процессов; 10. принцип   взаимодействия,   предполагающий   координацию   всех   образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации. Виды внеучебной деятельности:  игровая деятельность;  познавательная деятельность;  проблемно­ценностное общение;  художественное творчество;  трудовая деятельность. Формы внеурочной воспитательной деятельности. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду   с   групповой   формой   работы,   во   время   занятий   осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом   психологических   и   индивидуальных   особенностей   обучающихся. возрастных, Практическая   часть   состоит   из   заданий   и   занимательных   упражнений   для   развития пространственного и логического мышления. Система занятий по программе позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий. Познавательный аспект  формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;  формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Развивающий аспект 7  создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;  способствовать   развитию   пространственного   восприятия   и     сенсорно­моторной координации. Воспитывающий аспект  воспитание межличностных отношений. Метод   контроля:   знания,   полученные   в   результате   реализации   данной   программы, позволяют   учащимся   участвовать   в   школьных   и   городских   олимпиадах,   фестивалях,   а также   позволит   в   конкурсах   исследовательских   работ   и   научно­практических конференциях. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в   содержании   программы   рассматриваются   аспекты,   которые   предлагаются   в   рамках базовых   предметов   (русского   языка,   литературным   чтением,   окружающим   миром, изобразительным искусством, математикой, информатикой). Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо­поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие восприятия.  Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие   пространственных   представлений.   Развитие   умения   ориентироваться   в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы,   цвета,   движения.   Формирование   навыков   правильного   и   точного   восприятия предметов   и   явлений.   Тренировочные   упражнения   и   дидактические   игры   по   развитию восприятия и наблюдательности. Развитие   памяти.  Диагностика   памяти.   Развитие   зрительной,   слуховой,   образной, смысловой   памяти.   Тренировочные   упражнения   по   развитию   точности   и   быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Развитие   внимания.  Диагностика   произвольного   внимания.   Тренировочные упражнения   на   развитие   способности   переключать,   распределять   внимание,   увеличение объема устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления.  Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов,   явлений,   узнавать   предмет   по   его   признакам,   давать   описание   предметов, явлений   в   соответствии   с   их   признаками.   Формирование   умения   выделять   главное   и существенное,   умение   сравнивать   предметы,   выделять   черты   сходства   и   различия, 8 выявлять   закономерности.   Формирование   основных   мыслительных   операций:   анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на     основе   развивающих   заданий   и   упражнений,   путем   решения   логических   задач   и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Тематическое планирование. 1 класс. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Развитие познавательных способностей» В   результате   изучения   данной   программы   в  1   классе  обучающиеся   получат возможность формирования Личностных результатов:  определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  в   предложенных   педагогом   ситуациях   общения   и   сотрудничества,   при   поддержке других   участников   группы   и   педагога,   делать   выбор,   как   поступить,   опираясь   на этические нормы. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога:  проговаривать последовательность действий;  учиться высказывать свое предположение (версию);  учиться работать по предложенному педагогом плану;  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;  учиться   добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя   свой жизненный   опыт,   информацию,   полученную   от   педагога,   и   используя   учебную литературу;  учиться овладевать измерительными инструментами. 9 Коммуникативные УУД:  учиться выражать свои мысли;  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;  овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи. Предметных результатов. Формирование следующих умений:  сравнивать предметы по заданному свойству;  определять целое и часть; устанавливать общие признаки;  находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;  определять последовательность действий;  находить истинные и ложные высказывания;  наделять предметы новыми свойствами;  переносить свойства с одних предметов на другие. Цель: развивать умение детей логично рассуждать и продуктивно мыслить. Задачи:   формировать умение выделять свойства предметов, разбивать множество предметов на Тематический план подмножества, характеризующихся общим свойством;  умение сравнивать между собой предметы, явления и действия;  умение обобщать предметы, группировать, выделять части и целое. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема занятия Кол­во часов Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 10 27 28 29 30 Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения. Развитие логического мышления. Выявление   уровня   развития   познавательных процессов. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Тематическое планирование. 2 класс. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Развитие познавательных способностей» В   результате   изучения   данной   программы   во  2   классе  обучающиеся   получат возможность формирования Личностных результатов:  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;  учиться выражать свои мысли, аргументировать;  овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД:  учиться отличать факты от домыслов;  овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;  формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставлено задачей. Познавательные УУД:  овладевать   логическими   операциями   сравнения,   анализа,   отнесения   к   известным понятиям;  перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;  находить   и   формулировать   решение   задачи   с   помощью   простейших   моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД:  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);  развивать доброжелательность и отзывчивость;  развивать способность вступать в общение с целью быть понятым. Предметных результатов. Формирование следующих умений:  применять правила сравнения;  задавать вопросы;  находить закономерность в числах, фигурах, словах;  строить причинно – следственные цепочки;  упорядочивать понятия по родовым отношениям;  находить ошибки в построении определений;  делать умозаключения. Тематический план 11 Цель: развивать психические механизмы, которые лежат в основе интеллектуального потенциала. Задачи:   способствовать развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.);  развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;  содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятия Кол­во часов Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Выявление   уровня   развития   познавательных процессов. Подведение итогов работы за год. Тематическое планирование. 3 класс. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 12 Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Развитие познавательных способностей» В   результате   изучения   данной   программы   в  3   классе  обучающиеся   получат возможность формирования Личностных результатов:  уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;  сотрудничать с учителем и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД:  формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;  формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УУД:  овладевать  современными   средствами  массовой   информации:   сбор,  преобразование, сохранение информации;   соблюдать нормы этики и этикета;  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно – следственные связи. Коммуникативные УУД:  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  учиться аргументировать, доказывать;  учиться вести дискуссию. Предметных результатов. Формирование следующих умений:  выделять свойства предметов;  обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;  сопоставлять части и целое для предметов и действий;  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  приводить примеры истинных и ложных высказываний;  приводить примеры отрицаний;  проводить аналогию между разными предметами;  выполнять   логические   упражнения   на   нахождение   закономерностей,   сопоставляя   и аргументируя свой ответ;  рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. Тематический план Цель: развивать когнитивные способности. Задачи:   способствовать   развитию   методов   мышления:   индукции   и   дедукции,   обобщении   и конкретизации, анализа и синтеза, классификации и систематизации, абстрагирования и аналогии; 13  развивать   умение   аргументировано   обосновывать,   отстаивать   свои   взгляды   и убеждения;  развивать   языковую   культуру,   адекватно   понимать   и   выражать   предлагаемую информацию. № 1 Тема занятия Кол­во часов Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Выявление   уровня   развития   познавательных процессов. Подведение итогов работы за год. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Тематическое планирование. 4 класс. 14 Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения программы «Развитие познавательных способностей» В   результате   изучения   данной   программы   в  4   классе  обучающиеся   получат возможность формирования Личностных результатов:  развивать   самостоятельность   и   личную   ответственность   в   информационной деятельности;  формировать личностный смысл учения;  формировать целостный взгляд на мир. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД:  осваивать способы решения проблем поискового характера;  определять наиболее эффективные способы решения поставленных задач;  осваивать формы познавательной и личной  рефлексии. Познавательные УУД:  осознанно строить речевое высказывание;  овладевать   логическими   действиями:   обобщение,   классификация,   построение рассуждения;  учиться   использовать   различные   способы   анализа,   передачи   и   интерпретации информации в соответствии с задачами. Коммуникативные УУД:  учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и деятельности других;  формировать мотивацию к работе на результат;  учиться   конструктивно   разрешать   конфликт   посредством   сотрудничества   или компромисса. Предметных результатов. Формирование следующих умений:  определять виды отношений между понятиями;  решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;  находить закономерность в окружающем мире и русском языке;  устанавливать ситуативную связь между понятиями;  рассуждать и делать выводы в рассуждениях;  решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». Тематический план Цель: развивать когнитивные способности учащихся Задачи:   развивать умение самостоятельно создавать алгоритм решения проблем творческого и поискового характера;  развивать   умение   аргументировано   обосновывать,   отстаивать   свои   взгляды   и убеждения;  развивать   языковую   культуру,   адекватно   понимать   и   выражать   предлагаемую информацию. 15 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема занятия Кол­во часов Выявление уровня развития познавательных процессов в начале учебного года Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Тренировка зрительной памяти. Поиск закономерностей. Совершенствование воображения. Развитие быстроты реакции, мышления. Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Тренировка слуховой памяти Выявление   уровня   развития   познавательных процессов. Подведение итогов работы за год. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч 1 ч. 1 ч. 1 ч. 1 ч. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности. Программа предусматривает возрастные особенности результатов воспитания:  при   организации   внеурочной   деятельности   младших   школьников   необходимо учитывать, что поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся   понять   новую   для   них   школьную   реальность.   Педагогу   необходимо 16 поддерживать   эту   тенденцию,   обеспечить   используемыми   формами   внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов;  во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива. Резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом,   что   создает   благоприятную   ситуацию   для   достижения   во   внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов;  последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает у младшего школьника к 4 классу реальную   возможность   выхода   в   пространство   общественного   действия   (т.е. достижение третьего уровня результатов). Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностными результатами изучения данного курса являются:  развитие   любознательности,   сообразительности   при   выполнении   разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;  развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;  воспитания чувства справедливости, ответственности;  развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметными   результатами  изучения   курса   является   формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  сравнивать   разные   приемы   действий,   выбирать   удобные   способы   для   выполнения конкретного задания;  моделировать   в   процессе   совместного   обсуждения   алгоритм   решения   числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;  применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;  анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;  включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;  выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;  аргументировать   свою   позицию   в   коммуникации,   учитывать   разные   мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;  сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным условием;  контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Познавательные УУД:  ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   отличать   новое   от   уже   известного   с помощью педагога; 17  учиться   добывать   новые   знания:   находить   ответы   на   вопросы,   используя   свой жизненный   опыт,   информацию,   полученную   от   педагога,   и   используя   учебную литературу;  учиться овладевать измерительными инструментами;  овладевать   логическими   операциями   сравнения,   анализа,   отнесения   к   известным понятиям;  перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;  находить   и   формулировать   решение   задачи   с   помощью   простейших   моделей (предметных рисунков, схем);  овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;  соблюдать нормы этики и этикета;  овладевать   логическими   действиями   анализа,   синтеза,   классификации   по родовидовым признакам; устанавливать причинно – следственные связи. Коммуникативные УУД:  учиться выражать свои мысли;  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;  овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи;  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  развивать доброжелательность и отзывчивость;  развивать способность вступать в общение с целью быть понятым;  учиться аргументировать, доказывать;  учиться вести дискуссию;  учиться давать оценку и самооценку своей самостоятельности и самостоятельности других;  формировать мотивацию к работе на результат;  учиться   конструктивно   разрешать   конфликт   посредством   сотрудничества   или компромисса. Предметные результаты:  анализировать текс задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);  искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;  моделировать ситуацию;  использовать   соответствующие   знаково   –   символические   средства   для моделирования ситуации;  конструировать последовательность «шагов» (алгоритм);  объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;  воспроизводить способ решения;  сопоставлять   полученный   (промежуточный,   итоговый)   результат   с   заданным условием;  анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные; 18  оценивать предъявленное готовое решение;  участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения;  конструировать несложные задачи;  составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;  выявлять закономерности в расположении деталей, составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;  моделировать объемные фигуры из различных материалов (проволока, пластилина и др.) и из разверток. Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Уровни развития через   самостоятельно, Зона актуального развития Ребенок   приобретает   знания   об интеллектуальной   деятельности,   о способах   и   средствах   выполнения заданий. Формируется мотивация к учению   внеурочную деятельность. Ребенок     во взаимодействии   с   педагогом, значимым   взрослым,   сможет выполнять   задания   данного   типа, для   данного  возраста:  высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать. Зона ближайшего развития Ребенок   самостоятельно   сможет применять   изученные   способы, аргументировать   свою   позицию, оценивать   ситуацию   и   полученный результат.   Уровни результата воспитания 1 уровень  результатов 2 уровень результатов 3 уровень результатов Показатели  воспитанности  и развития Интеллектуальные  знания, мотивы, цели,  эмоциональная  включенность,  согласованность  знаний, умений,  навыков. Осуществлений  действий своими  силами,  заинтересованность  деятельностью;  активность мышления,  идей, проектов. Откликаемость на  побуждение к развитию личности, активность  ориентировки в  социальных условиях,  произвольное  управление знаниями,  умениями, навыками. Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности  по следующим критериям:  рост активности обучающихся;  рост мотивации к активной познавательной деятельности;  уровень   достижения   обучающимися   таких   образовательных   результатов,   как сформированность коммуникативных и исследовательских компетенций, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;  качественное изменение в личностном развитии;  удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы. 19 Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2,   в   которые   заносятся   результаты,   полученные     после   проверки   выполнения   детьми заданий на занятиях в течении всего года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения   заданий   последнего   занятия,   определяем   динамику   роста   познавательных способностей учащихся.  Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;  поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;  результаты   выполнения   тестовых   заданий   и   заданий   из   конкурса   эрудитов,   при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;  косвенным   показателем   эффективности   занятий   может   быть   повышение   качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Показателями   эффективности   занятий   по   программе   являются   данные,   который учитель на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и в конце года, тем самым прослеживается динамика развития познавательных способностей детей. Приложение  20 Таблица 1. Развитие познавательных способностей ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (начало года) Воображение Восприятие  Память Мышление  № задание Фамилия ,  имя  Внима ние  № 1 Кол­во зачеркнут ых фигурок за 2 мин.   о н ь л и в а р П 1 2 3 о н ь л и в а р п е Н 4 в о к н у с и р   х ы н н а м у д и р п о в т с е ч и л о К   5 № 3 № 4 Количество  рисунков линий № 4 № 6 .Зрит. Слух . количество 5   а к ч о т   ь т с Е № 2 № 5 Способность к сравнению Способность к анализу   о н ь л и в а р П   о н ь л и в а р п е Н   о н ь л и в а р П   о н ь л и в а р п е Н о н ч о т 6 в ц . в т с е в т о о С м 7 о т е х ы т с л о т 8   а Н е ш а д н а р а к 9 в о к н у с и р 10 11   х ы н н е ч е м т О к 12 о н и т р а к 13 14 15 16 21 Таблица 1. Развитие познавательных способностей (конец  года) ПРИЛОЖЕНИЕ 2. № Внима ние  задание Фамилия ,  имя  № 1 Кол­во букв за 2 мин. Вооб раже ние № 2 в о к н у с и р   х ы н н а м у д и р п о в т с е ч и л о К   Восприятие  Память Мышление  № 3 Количество  рисунков линий а т я п а з   ь т с Е № 3 № 4 № 7 яЗрит. Слух . количество Способ ность к сравне нию   о н ь л и в а р П   о н ь л и в а р п е Н у   о н ь л и в а р П № 5 Способ ность к анализ № 4 Способ ность к класси ф. №6 Способ ность рассуж дать   о н ь л и в а р п е Н   о н ь л и в а р П   о н ь л и в а р п е Н   о н ь л и в а р П   о н ь л и в а р п е Н   о н ь л и в а р П 1 2 3 о н ь л и в а р п е Н 4 о н ч о т 5 6 в ц . в т с е в т о о С м 7 о т е е г у р к В   е к н е с е л   а Н в о к н у с и р 8 9 10 11   х ы н н е ч е м т О к 12 о н и т р а к 13 14 15 16 17 18 19 20 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Григорьев   Д.В.   Внеурочная   деятельность   школьников   [Текст]:   методический конструктор: пособие для учителя / Д,В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. 2. Оценка   достижения   планируемых   результатов   в   начальной   школе   [Текст]:система заданий. В 2­х ч. Ч.1 /М.Ю.Демидова ; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. логиновой. – 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. 3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. 2­е изд. – М.: Просвещение, 2010. 4. Кривопалова   Н.А.   Учимся   учиться   [Текст]:   программа   развития   познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А.Кривопалова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин­т повыш. квалиф. и  переподготоки работников образования, 2005. 5. Холодова   О.   «Юным   умникам   и   умницам:   задания   по   развитию   познавательных способностей (6 – 10 лет)». М.: РОСТ книга, 2011. 23

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.

Адаптационная программа по с/курса по математике, для обучающихся 1-4 классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2017