План работы кружка "Весёлая математика" для детей 5-6 лет
Оценка 4.8

План работы кружка "Весёлая математика" для детей 5-6 лет

Оценка 4.8
Документация
docx
математика
5 кл—6 кл
29.03.2024
План работы кружка "Весёлая математика" для детей 5-6 лет
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».
кружок весёлая математика.docx

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение              

                 Детский сад № 24 «Ручеёк» г. Большой Камень

 

 

 

                                                                                                                         

                                                                     

 

 

                           Рабочая программа кружка

                          «Весёлая математика»

                     в старшей группе для детей 5-6 лет

 

 

 

 

                                                                                           Руководитель: воспитатель

                                                                                           Орлова Валентина Анатольевна

 

                                                          

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  2023– 2024 г.г.
                                                                                                                                             

                                    Структура программы:

1.    Титульный лист.

2.    Пояснительная записка.

3.    Учебно-тематический план.

4.    Содержание изучаемого курса.

5.    Методическое обеспечение программы.

6.    Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  


Пояснительная записка

В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми, целостно-ориентационными элементами».

В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста.  При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.

В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры (имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.

Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.  

Основными принципами программы математического кружка являются:

  • образовательный процесс в кружке строится согласно логике;
  • умственного развития дошкольника;
  •  в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;
  • максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
  • ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.

 

 

  Дошкольное образовательное учреждение дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО.

2. Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ

Целью программы кружка является формирование основ элементарных математических представлений, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Задачи:

·        развитие логического мышления и творческих способностей.

·        развитие математических способностей.

·        развитие личностных качеств.

·        развитие навыков самоконтроля и самооценки.

·        обучение самостоя­тельному решению поставленных задач, выбору  приемов и средств, проверке правильности решения.

·        овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация)

 

В организации работы использовалась   программа Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки». Особое внимание уделялось развитию логического мышления. Работа распределяется по разделам:

·        Количество и счет.

·        Ознакомление с геометрическими фигурами.

·        Определение величины.

·        Ориентировка во времени и в пространстве.

·        Решение логических задач.

 

 


 

 

                            

Дата проведения

                                        Тема

Коли-во часов

 

6.10.20

«Дорисуй и раскрась»

1

 

13.10.20

«Продолжи закономерность»

1

 

20.10.20

«Четвертый лишний»

1

 

27.10.20

«Дорисуй»

1

 

3.11.20

«Чем отличаются клоуны»

1

 

10.11.20

«Поменяй признак»

1

 

17.11.20

«Лабиринт»

1

 

24.11.20

«Продолжи закономерность»

1

 

1.12.20

«Найди одинаковые игрушки»

1

 

8.12.20

«Четвертый лишний»

1

 

15.12.20

«Нарисуй фигуры»

1

 

22.12.20

«Чем отличаются клоуны»

1

 

12.01.21

«Поменяй признак»

1

 

19.01.21

«Лабиринт»

1

 

26.01.21

«Продолжи закономерность»

1

 

02.02.21

«Соедини предметы»

1

 

09.02.21

«Дорисуй»

1

 

16.02.21

«Догадайся, как надо раскрасить»

1

 

02.03.21

«Какой домик лишний»

1

 

09.03.21

«Логические цепочки»

1

 

16.03.21

«Перехват»

1

 

23.03.21

«Обведи дорожки»

1

 

03.04.21

«Найди кто лишний»

1

 

10.04.21

«Четвертый лишний»

1

 

17.04.21

«Дорисуй и раскрась»

1

 

24.04.21

«Что сначала, что потом»

1

 

08.05.21

«Логические цепочки»

1

15.05.21

«Подбери по форме»

1

22.05.21

«Приключения Красной Шапочки»

1

29.05.21

«Праздник математики»

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Основные формы и способы работы с детьми.

 

Режим занятий :

    Программа составлена для детей 5-7лет,

 

Возраст детей

Срок реализации программы

Количество

Продолжительность

Итог

5-6 лет

1 год

1 раз в неделю

25 минут

30

занятий

 

 Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

  Длительность занятия зависит от возраста детей: дети 5-6 лет - 25 мин.

 Предполагаемая наполняемость групп 17 человек.

            Программа включает работу по подгруппам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

              

       Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.

           

Раздел программы образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе.

Рабочая программа кружка составлена на основе нескольких программы, так как целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ - программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка.

Программа «Математика в детском саду» В.П. Новикова. Главным достоинством методики этой программы является способ подачи материала — занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических категорий. В ходе занятий ребята получат устойчивые навыки счета, познакомятся с процессами сложения и вычитания, научатся составлять и решать задачи. Автор курса использует геометрическую мозаику, палочки Кюизенера. Рекомендовано Минис-терством образования РФ.

Отличительной особенностью программы

Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. Во время занятий широко используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, учатся обобщать.

            Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.

  Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.

 

Учебный материал организован по следующим разделам:

 

                    Количество и счет.

                    Геометрические фигуры.

                    Определение величины.

                    Ориентирование во времени.

                    Логические задачи.

В соответствие с разделами планируется работа, где определяется содержание, задачи, сроки проведения.

1.     Количество и счет.

На занятиях по этой теме у детей следует развивать общие представления о множестве: формировать множества по признакам, видят составные части множества, устанавливать отношения между отдельными частями, составляют пары предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами.

 Познакомить с цифрами от 0 до 9.

Закреплять отношения между числами натурального ряда, умение увеличивать, уменьшать каждое число на1.

Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее и предыдущее число к названному числу, определять пропущенное число.

Познакомить с составом второго порядка из единиц.

Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (на наглядной основе)

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий.

 

Поставленные цели реализую через следующие игры:

·        «Назови следующее, предыдущее число»

·         «Назови соседей числа»

·         «Назови меньше на 1, больше на 1»

·         «Вверх-вниз по числовой лестнице»

·         «Составь и реши задачу».

·         Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления.

 

2. Геометрические фигуры.

Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, куб, конус, шар.

            Закреплять умения дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов.

             Учить классифицировать геометрические фигуры по разным основаниям (виду, величине).

            Познакомить с геометрическими фигурами: ромб, пятиугольник, шестиугольник.

             Учить называть и показывать элементы геометрических фигур (вершина, сторона, угол)

            Продолжать учить рисовать символические изображения предметов из геометрических фигур в тетради в клетку.

            Продолжать выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры.

            Продолжать учить преобразовывать одни фигуры в другие путем складывания и разрезания.

Игры, помогающие реализовать задачи раздела:

·         «Назови предметы заданной формы»,

·         «Что общего и чем различаются фигуры»,

·         «Найди предмет такой же формы»,

·         «Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

·         «Найди лишнюю фигуру»,

·         «Конструктор»,

·         «Почини одеяло»,

·         «Танграм»,

·         Таким образом, проводимая работа помогает    закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое мышление.

 

3. Определение величины.

Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

·         В работе по данному разделу используются игры–эксперименты:

·         «В каком сосуде больше воды?»

·         «Что легче, что тяжелее?»

·         «Что тонет, что плавает?»

·         «Подбери шарфик для кукол»

·         «Короче - длиннее»

·         «Подбери мебель для трех медведей»

·         В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную активность.

 

4. Ориентировка во времени                                                                                           

Дать элементарные представления о времени: его периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.

            Учить пользоваться в речи словами -понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

            Учить различать длительность отдельных временных интервалов, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.

            Учить определять время по часам с точностью до часа.

В работе используются следующие дидактические игры:

·         «Вчера, сегодня, завтра»

·         «Дни недели»

·         «Мой режим дня по часам»

·         «Определи время по часам»

·         «Когда это бывает?»

·         «Что перепутал художник?»

Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме дня, развивают чувство времени, умение определять время по часам.

 

5. Логические задачи

Основной задачей данного раздела – является развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Продолжать учить решать логические задачи (на сравнение, классификацию, анализ и синтез), развивать способность к установлению конкретных связей и зависимостей.

·         Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера», «Танграмм», головоломки «Кубик-рубик», «Пифагор», «Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность, активность, произвольное внимание и логическое мышление.

Прогнозируемые результаты.

 

На конец первого учебного года дети должны уметь:

 

                    Объединять группы предметов по общему признаку

                    Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет до 10);

                    Называть числа в прямом порядке до 10;

                    Соотносить цифру и количество предметов;

                    Пользоваться цифрами и математическими знаками;

                    Различать величины: длину, ширину, высоту;

                    Делить предметы на несколько равных частей

                    Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;

                    Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);

 

На конец первого года дети должны знать:

 

                    Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших;

                    Предшествующее число, последующее число, соседей числа;

                    Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из числа.

                    Находить части целого множества и целое по известным частям;

                    Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);

                    Называть числа в прямом и обратном порядке до 20;

                    Соотносить цифру и количество предметов;

                    Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;

                    Пользоваться цифрами и математическими знаками;

                    Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;

                    Измерять длину предметов;

                     Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

  Список литературы:

-  Основная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду, под редакцией Т.И. Бабаевой.

- Т.И. Бабушкина «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009 год.

- Л.А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Москва: «Просвещение», 1989год.

- Как работать с палочками Кюизенера/ Л.Д. Комарова. Москва, 2006 год.

- Математика в детском саду старший дошкольный возраст/ В.П. Новикова Москва «Мозаика-Синтез» 2009 год.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Структура программы: 1.

Структура программы: 1.

Пояснительная записка В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий

Пояснительная записка В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления, посредством художественно-эстетического освоения математических понятий

Дошкольное образовательное учреждение дошкольного образования (утв

Дошкольное образовательное учреждение дошкольного образования (утв

Дата проведения

Дата проведения

Лабиринт» 1 26

Лабиринт» 1 26

План работы кружка "Весёлая математика" для детей 5-6 лет

План работы кружка "Весёлая математика" для детей 5-6 лет

Основные формы и способы работы с детьми

Основные формы и способы работы с детьми

Отличительной особенностью программы

Отличительной особенностью программы

Поставленные цели реализую через следующие игры : · «Назови следующее, предыдущее число» · «Назови соседей числа» · «Назови меньше на 1, больше на 1» ·…

Поставленные цели реализую через следующие игры : · «Назови следующее, предыдущее число» · «Назови соседей числа» · «Назови меньше на 1, больше на 1» ·…

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с…

Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание ребенка о геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по отдельным признакам и выполнять логические операции с…

Что перепутал художник?» Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме…

Что перепутал художник?» Используемые игры способствуют развитию ориентировке детей во времени: (последовательностью дней недели, частей суток, месяцев и времен года), совершенствую представления детей о режиме…

Находить части целого множества и целое по известным частям; •

Находить части целого множества и целое по известным частям; •

Список литературы : - Основная образовательная программа дошкольного образования «Детство»

Список литературы : - Основная образовательная программа дошкольного образования «Детство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2024