Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Архангельский политехнический техникум»
Программа дисциплины
ОП 01. «Основы информационных технологий»
адаптированная для лиц с ОВЗ и инвалидов
16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»
Форма обучения – очная
Архангельск
2019 г.
Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины ОП 01. «Основы информационных технологий» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии среднего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 854 от 2 августа 2013 г. 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» и методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830. Является адаптированной образовательной программой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Программа разработана рабочей группой в составе:
Григорьева Юлия Владимировна |
- мастер производственного обучения ГАПОУ АО «АПТ» |
Полищук Анна Владимировна |
- руководитель учебно-методического центра ГАПОУ АО «АПТ» |
Антонова Анастасия Витальевна |
- преподаватель ГАПОУ АО « АПТ» |
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины «Основы информационных технологий» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственной программой Российской Федерации « Доступная среда на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175;
- Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;
- Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;
- Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;
- Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 г. № 2;
- Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации (с изменениями от 09.04.2015 г.);
- Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденных директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830;
- Письмом Минобрнауки РФ от 18.03.2014 г. № 06-281 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащённости образовательного процесса».
Учебная дисциплина изучается в среднем профессиональном образовании (далее СПО) с учётом профиля получаемого профессионального образования. С учётом рекомендаций данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
стр. |
1 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………….….…. |
5 |
2 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………… |
8 |
3 |
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………………. |
13 |
4 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .. |
17 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы информационных технологий»
1.1. Область применения программы
Адаптированная программа учебной дисциплины ОП 01 «Основы информационных технологий» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учётом возможностей их психофизического развития и их возможностями и методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденные директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Науки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830..
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППКРС: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл адаптированной образовательной программы.
1.3. Объекты профессиональной деятельности выпускников при изучении дисциплины:
- аппаратное обеспечение персональных компьютеров и серверов;
- периферийное оборудование;
- источники аудиовизуальной информации;
- звуко- и видеозаписывающее и воспроизводящее мультимедийное оборудование;
- информационные ресурсы локальных и глобальных компьютерных сетей.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Основы информационных технологий» по профессии 16199 «Оператор электронно-вычислительных машин» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья или инвалид должен:
уметь:
- работать с графическими операционными системами персонального компьютера: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера;
- работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами;
- работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, в редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок.
знать:
- основные понятия: информация и информационные технологии;
- технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации;
- классификацию информационных технологий по сферам применения: обработку текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов;
- общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера;
- назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение;
- процессор, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), дисковую и видео подсистему;
- периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы;
- операционную систему персонального компьютера, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами;
- локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей;
- топологию сетей: структурированную кабельную систему, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическую структуризацию сети;
- поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей;
- идентификацию и авторизацию пользователей и ресурсов сетей;
- общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресацию, доменные имена, протоколы передачи данных, WWW, электронную почту, серверное и клиентское программное обеспечение;
- информационную безопасность: основные виды угроз, способы противодействия угрозам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения практических задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.
ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 82 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 58 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
82 |
Обязательная черная нагрузка (всего) |
58 |
в том числе: |
|
лекций, уроков |
42 |
практические занятия |
16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Проработка конспектов лекций. Работа с учебной литературой: Дать ответы на вопросы (устно) уч. Основы ИТ, А. В. Остроух, страницы указаны в содержании учебной дисциплины. Подготовка сообщений, рефератов: - «Сферы применения современных информационных технологий» в виде презентации. - «Наиболее уязвимые места информационных систем»; - «Категории и разновидности злоумышленников». |
24 |
Промежуточная аттестация в форме контрольной работы |
2 |
В программу введена адаптационная тема 1.5 «Адаптированная компьютерная техника», направленная на индивидуальную коррекцию учебных умений и способствующие социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы информационных технологий»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа |
Объём часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение. |
Техника безопасности. Цели и задачи данного курса. Введение в специальность. |
2 |
1 |
Раздел 1. Основы информатики и информационных технологий. |
|
|
|
Тема 1.1. Информация и информационные технологии. |
Содержание учебного материала |
4 |
|
Информация и ее свойства. Информатизация общества и его социально-экономическое развитие. Классификация информационных технологий по сферам применения. Информационные процессы. Понятие информационной системы, данных, баз данных. Современные информационные технологии. |
4 |
2 |
|
Самостоятельная работа 1. Проработка конспектов лекций. 2. Работа с учебной литературой: ответить на вопросы (устно) уч. Основы ИТ, А. В. Остроух, стр. 24. 3. Подготовить сообщение: «Сферы применения современных информационных технологий» в виде презентации. |
4 |
3 |
|
Тема 1.2. Особенности информационных технологий для людей с ограниченными возможностями здоровья. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Понятие информационных и коммуникационных технологий. Роль информационных и коммуникационных технологий в современном обществе. Развитие и возможности адаптивных информационных и коммуникационных технологий. Информационные и коммуникационные технологии как средства коммуникации для пользователей с ОВЗ. Классификация информационных и коммуникационных средств. Негативное воздействие информационных и коммуникационных технологий. |
6 |
2 |
|
Тема 1.3. Использование адаптированных технических средств в процессе обучения. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Тифлотехнические средства. Основные понятия, назначение. Разновидности тифлотехнических средств. Особенности применения в процессе обучения. Сурдотехнические средства. Основные понятия, назначение. Разновидности сурдотехнических средств. Особенности применения в процессе обучения. Читающие машины. |
6 |
2 |
|
Тема 1.4. Архитектура и структура персонального компьютера. |
Содержание учебного материала |
2 |
|
Назначение, классификация компьютеров. Архитектура и логическое устройство компьютера. Физическое устройство компьютера. Аппаратное обеспечение компьютера. Процессор, ОЗУ, ПЗУ, дисковая и видео подсистемы. Периферийные устройства: мониторы, принтеры, сканеры. |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа 1. Проработка конспектов лекций. 2. Работа с учебной литературой: ответить на вопросы (устно) уч. Основы ИТ, А. В. Остроух, стр. 101 |
3 |
3 |
|
Тема 1.5. Адаптированная компьютерная техника |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Основные понятия. Назначение и особенности специализированных компьютеров, Принтеры Брайля, дисплеи Брайля. Телевизионные увеличители и сканеры. Специализированные устройства ввода. Электронные записные книжки. |
4 |
2 |
|
Практические занятия |
2 |
2 |
|
ПЗ 1. Изучение содержимого системного блока, Изучение правил установки процессора и системы охлаждения, материнской платы, модулей оперативной памяти. |
2 |
||
Самостоятельная работа 1. Проработка конспектов лекций. |
1 |
3 |
|
Тема 1.6. Операционная система. Работа с файловой системой. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
Операционная система. Состав, назначение, загрузка, настройка компонентов ОС. Файлы и файловая система. Форматы файлов, программы управления файлами. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
4 |
2 |
|
ПЗ 2. Управление сеансами и задачами, выполняемыми ОС. |
2 |
||
ПЗ 3. Использование специальных возможностей операционной системы для пользователей с ограниченными возможностями здоровья. |
2 |
||
Самостоятельная работа 1. Проработка конспектов лекций. 2. Работа с учебной литературой: ответить на вопросы (устно) уч. Основы ИТ, А. В. Остроух, стр. 123 |
4 |
3 |
|
Тема 1.7. Обработка текстовой и числовой информации. |
Содержание учебного материала |
10 |
|
Интерфейс программ. Общие принципы обработки текстовой и числовой информации. Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel. Подготовка презентаций с помощью MS PowerPoint. |
2 |
2 |
|
Практические занятия |
4 |
2 |
|
ПЗ 4. Работа с многостраничным документом. Комплексное использование возможностей MS Word для создания документа. |
2 |
||
ПЗ 5. Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. Использование функций, справочной системы. |
2 |
||
ПЗ 6, 7. Проектирование базы данных. Работа с данными с использованием запросов. Применение пользовательских форм. |
2 |
||
ПЗ 8. Создание презентации собственного дизайна с использованием мультимедийных объектов. |
2 |
||
Самостоятельная работа 1. Проработка конспектов лекций. 2. Работа с учебной литературой: ответить на вопросы (устно) уч. Основы ИТ, А. В. Остроух, стр. 154 |
4 |
3 |
|
Раздел 2. Телекоммуникации и сеть ИНТЕРНЕТ |
|
|
|
Тема 2.1. Компьютерные сети. |
Содержание учебного материала |
7 |
|
Общие сведения о компьютерных сетях. Протоколы передачи данных и стандарты компьютерных сетей. Топология локальных вычислительных сетей, сетевые устройства. Аутентификация, авторизация и идентификация пользователей и ресурсов сетей. Структура глобальной сети Интернет. Службы Интернета, сетевое программное обеспечение. |
6 |
2 |
|
Практические занятия |
1 |
2 |
|
ПЗ 9. Работа в электронной почте. Знакомство с программой Microsoft Office Outlook. |
1 |
||
Самостоятельная работа 1. Проработка конспектов лекций. 2. Работа с учебной литературой: ответить на вопросы (устно) уч. Основы ИТ, А. В. Остроух, стр. 194 |
4 |
3 |
|
Тема 2.2. Основы информационной безопасности. |
Содержание учебного материала |
7 |
|
Понятие информационной безопасности. Основные составляющие ин- формационной безопасности. Объекты безопасности. Угрозы информационной безопасности, способы противодействия угрозам безопасности. Методы и формы организационной защиты информации как средство безопасности внутриофисной работы. Концепция правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. |
6 |
2 |
|
Практические занятия |
2 |
|
|
ПЗ 10. Использование антивирусных программ. |
1 |
2 |
|
Самостоятельная работа 1. Проработка конспектов лекций. 2. Работа с учебной литературой: ответить на вопросы (устно) уч. Основы ИТ, А. В. Остроух, стр. 202 |
4 |
3 |
|
|
Дифференцированный зачёт |
2 |
2-3 |
|
Всего |
82 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Образовательные технологии.
3.1.1. В учебном процессе, помимо лекций, которые составляют 70% аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.
3.1.2. В соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: использование электронных образовательных ресурсов, групповых дискуссий, ролевых игр, разбора конкретных ситуаций и анализа производственных ситуаций, индивидуальных проектов в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся.
Активные и интерактивные формы проведения занятий, используемые в учебном процессе
Семестр |
Вид занятия * |
Используемые активные и интерактивные формы проведения занятий |
Разработанные учебно-методические материалы, обеспечивающие реализацию формы проведения занятия |
|
Л |
Использование ЭОР, ролевые игры, групповые дискуссии, разбор производственных ситуаций, использование Интернет-ресурсов, аудиовебинары. |
Е. В. Михеева, О. И. Титова, Электронный учебник «ИТ в профессиональной деятельности», ЭОР «Информационные технологии»в разработке, Интернет-ресурсы. |
|
ПЗ |
Использование ЭОР, использование Интернет-ресурсов, индивидуальная проектная деятельность индивидуальная исследовательская деятельность. |
Е. В. Михеева, О. И. Титова, Электронный учебник «ИТ в профессиональной деятельности», ЭОР «Информационные технологии»в разработке, Интернет-ресурсы. |
*) Л – лекции, ПЗ – практические занятия.
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатики и Информационных технологий, мультимедиа технологий», оснащен местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видами ограничения здоровья, организована без барьерная среда.
Учебные кабинеты, мастерские, специализированные лаборатории должны быть оснащены современным оборудованием и учебными местами с техническими средствами обучения для обучающихся с различными видали ограничений здоровья.
Учебная аудитория, в которой обучаются лица с нарушением слуха, должна быть оборудована радио классом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой.
Обучение лиц с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных средств и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
Для слабовидящих обучающихся в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видео увеличителей для удаленного просмотра.
Обучение лиц с нарушениями зрения предполагает использование Брайчевской компьютерной техники, электронных луп, программ не визуального доступа к информации, программ-синтезаторов речи и других технических средств приема-передачи учебной информации в доступных формах.
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть передвижные, регулируемые парты с источником питания для индивидуальных технических средств, обеспечивающие реализацию эргономических принципов).
3.2.1. Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся с учетом количества мест для ОВЗ;
- рабочее место преподавателя;
- маркерная доска;
- учебно-методическое обеспечение.
3.2.2. Технические средства обучения
- персональные компьютеры;
- мультимедиа проектор;
- локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
- лицензионное системное и прикладное программное обеспечение;
- лицензионное антивирусное программное обеспечение;
- для лица с нарушением слуха, наличие аудиотехники (акустический усилитель и колонки), видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска.
- для слабовидящих обучающихся наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска) ручного увеличительного устройства, программы не визуального доступа к информации.
- для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата наличие видеотехники (мультимедийный проектор, интерактивная доска), визуальный проектор виртуальной клавиатуры.
3.3. Информационное обеспечение обучения
Специальные технические программные средства, материалы для самостоятельной работы в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации;
для лиц с нарушением зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайлов;
для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом;
- в форме электронного документа;
для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме;
- в форме электронного документа;
- в форме аудиофайлов;
для лиц с нервно-психологическими нарушениями рекомендуется использовать текст с иллюстрациями, мультимедийные материалы.
Основная литература
1. А. В. Остроух. Основы Информационных технологий, Москва, Издательский центр «Академия», 2014.
2. Е.В.Михеева. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2010.
3. Е. В. Михеева, Е. Ю. Тарасова, О. И. Титова. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. Учебное пособие. М., Академия, 2013.
4. Н. В. Струмпэ. Оператор ЭВМ. Практические работы. М.:изд. Центр «Академия». 2013.
5. О. Б. Лавровская. Технические средства информатизации. Практикум. Учебное пособие. М.:изд. центр «Академия». 2013.
6. К. Н. Мезенцев. Автоматизированные информационные системы. М., Академия, 2014.
7. Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. Информационные технологии. М., Академия, 2013.
8. Д. Э. Фуфаев, Э. В. Фуфаев. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. Учебник. М., Академия, 2013.
9. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» //Собрание законодательства Российской Федерации 20.02.1995 г.: Официальное издание. – М.: Юридическая литература: Администрация Президента Российской Федерации, 1995. – с. 1213–1225.
10. "Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM" Договор № 967 эбс от 21 октября 2014.
11. Электронный справочник "Информио" - всероссийская отраслевая программная оболочка Договор № КИ 178 от 05.09.2014.
Дополнительная литература
1. Н. Е. Астафьева, С. А. Гаврилова, М. С. Цветкова. Информатика и ИКТ. Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей: уч. пособие для нач. и сред. проф. образования; под ред. М. С. Цветковой. 2013.
2. Левин В. И. Информационные технологии в машиностроении: учебник для студ. учреждений СПО/ В. И. Левин. – 5-е изд., перераб. и доп. 2013.
3. Овечкин Г. В.Компьютерное моделирование : учебник для студ. учреждений СПО 2015.
4. Тозик В. Т. Компьютерная графика и дизайн: уч. для студ. Учреждений СПО/ В. Т. Тозик, Л. М. Корпан. – 4-е изд. стер. – М.: ИЦ «Академия» 2014.
5. Келим Ю.М. Вычислительная техника: учебник для студ.учреждений сред. проф.образования/ Ю.М. Келим. – 8-е изд.,испр. 2013.
6. Журкин М.С., Остроух А.В. ЭП: Основы информационных технологий (1-е изд.) ЭОР 2014.
7. С. В. Киселев, И. Л. Киселев. Основы сетевых технологий, М., Академия, 2008.
8. С. В. Киселев, С. В. Алексахин, А. В. Остроух. Операционные системы М., Академия, 2013.
9. В. А. Богатюк, Л. Н. Кургурцева. Оператор ЭВМ. М., Академия, 2013.
10. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 511 с.: ил.
11. Свиридова М.Ю. Текстовый редактор Word. Учебное пособие. - М.: Академия, 2008.
12. Свиридова М.Ю. Электронные таблицы Excel. Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.
13. Под ред. Макаровой Н.В. Информатика, учебник. М., Финансы и статистика, 2002.
14. Макарова Н.В. Практикум по технологии работ на компьютере, М., Финансы и статистика, 2003.
15. А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. Информатика, М., Академия, 2003.
16. О. АВ. Максимова, В. И. Невзорова. Информационные технологии для экономистов. Уч. пособие, Ростов: Феникс, 2004.
17. В. М. Уваров, Л. А. Силакова, Н. Е. Красникова. Практикум по основам информатики и вычислительной техники. Уч. пособие, М. Академия, 2006.
18. В. Б. Байбурин, И. Л. Пластун, М. Б. Бровкова. Введение в защиту информации. М., Форум, Инфра-М, 2004.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
2. edu - "Российское образование" Федеральный портал
3. edu.ru - ресурсы портала для общего образования
4. school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
5. ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
6. fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
7. allbest - "Союз образовательных сайтов"
8. fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
9. ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
10. obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
11. mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
12. rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
13. http://www.km.ru – Мультипортал
14. http://www.intuit.ru/ - Интернет-Университет Информационных технологий
15. http://claw.ru/ - Образовательный портал
16. http://ru.wikipedia.org/ - Свободная энциклопедия
17. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/gg638594 - Каталог библиотеки учебных курсов
18. http://www.dreamspark.ru/ - Бесплатный для студентов, аспирантов, школьников и преподавателей доступ к полным лицензионным версиям инструментов Microsoft для разработки и дизайна
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателям в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Результаты обучения (основные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки |
Критерии оценок (шкала оценок) |
Умения: |
|
|
Работать с графическими операционными системами ПК: включать, выключать, управлять сеансами и задачами, выполняемыми операционной системой персонального компьютера. |
· - Экспертная оценка на практическом занятии. · - Тестирование. · - Экспертная оценка самостоятельной практической работы. |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Работать с файловыми системами, различными форматами файлов, программами управления файлами. |
· - Экспертная оценка на практическом занятии. · - Тестирование. · - Экспертная оценка самостоятельной практической работы. |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Работать в прикладных программах: текстовых и табличных редакторах, редакторе презентаций, пользоваться сведениями из технической документации и файлов-справок. |
· - Экспертная оценка на практическом занятии. · - Тестирование. · - Экспертная оценка самостоятельной практической работы. |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Знания: |
|
|
Основные понятия: информация и информационные технологии. |
· - Тестирование. - Экспертная оценка материалов подготовленных сообщений |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Технологии сбора, хранения, передачи, обработки и предоставления информации. |
- Тестирование - Оценка активности в групповой дискуссии |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации, гипертекстовые способы хранения и представления информации, языки разметки документов. |
- Тестирование - Экспертная оценка письменной проверочной работы - Оценка активности в групповой дискуссии |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Общие сведения о компьютерах и компьютерных сетях: понятие информационной системы, данных, баз данных, персонального компьютера, сервера. |
- Тестирование - Экспертная оценка письменной проверочной работы
|
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Назначение компьютера, логическое и физическое устройство компьютера, аппаратное и программное обеспечение. |
- Тестирование - Экспертная оценка практической работы - Экспертная оценка исследовательской работы |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Процессор, ОЗУ, дисковая и видео подсистема. |
- Тестирование - Экспертная оценка самостоятельной практической работы. - Экспертная оценка письменной проверочной работы. |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Периферийные устройства: интерфейсы, кабели и разъемы. |
- Тестирование - Экспертная оценка практических работ - Экспертная оценка письменной проверочной работы |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Операционная система ПК, файловые системы, форматы файлов, программы управления файлами. |
- Тестирование - Экспертная оценка практических работ - Экспертная оценка письменной работы |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Локальные сети: протоколы и стандарты локальных сетей; топология сетей, структурированные кабельные системы, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы, логическая структуризация сети |
- Тестирование - Экспертная оценка практических работ - Экспертная оценка письменной проверочной работы |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Поиск файлов, компьютеров и ресурсов сетей. |
- Тестирование - Экспертная оценка практических работ - Экспертная оценка письменной проверочной работы |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Идентификация и авторизация пользователей и ресурсов сетей. |
- Тестирование - Экспертная оценка практических работ - Экспертная оценка письменной проверочной работы - Оценка активности в групповой дискуссии |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Общие сведения о глобальных компьютерных сетях (Интернет), адресация, доменные имена, протоколы передачи данных, гипертекстовое представление информации, сеть World WideWeb (WWW), электронная почта, серверное и клиентское программное обеспечение. |
- Тестирование - Экспертная оценка практических работ - Экспертная оценка письменной проверочной работы - Экспертная оценка самостоятельной практической работы |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Информационная безопасность: основные виды. |
- Тестирование - Экспертная оценка практических работ - Экспертная оценка письменной проверочной работы - Экспертная оценка самостоятельной практической работы - Защита рефератов - Оценка активности в анализе производственной ситуации |
Оценка «отлично» - задания выполнены правильно на 85%, Хорошо – на 70%, удовлетворительно – на 55%, неудовлетворительно – менее 50%. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
- Демонстрация интереса к будущей профессии - Участие в профессиональных конкурсах |
- Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем |
- Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в процессе создания мультимедийного контента - Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля |
- Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы - Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
- Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач - Самоанализ и коррекция результатов собственной работы |
- Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения практических задач. |
- Нахождение информации с помощью современных информационных технологий - Использование найденной информации для эффективного выполнения профессиональных задач |
- Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы - Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
- Демонстрация навыков использования информационно – коммуникационных технологий в профессиональной деятельности |
- Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы - Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
- Доброжелательное и адекватное ситуации взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения - Успешная работа в учебной бригаде при выполнении производственных заданий |
- Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 07. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
- Демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности - Активное участие в военно-патриотических мероприятиях |
- Наблюдение за Деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие профессиональных компетенций.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование. |
- Точность определения неисправностей аппаратного обеспечения. - Соответствие загруженной операционных систем правилам работы программы |
- Экспертная оценка установленного оборудования и операционной системы. - Анализ действий при выполнении практических занятий. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей |
- Соответствие последовательности ввода информации ее типу и применяемому программному обеспечению - Оформление информационных блоков в соответствии с требованиями и правилами размещения информации в документах. |
- Анализ действий при выполнении практических занятий. - Оценка оформления блоков информации в документах. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы. |
- Распознавание файлов, сохранённых в разных форматах - Конвертирование файлов с минимальной потерей качества информации |
- Экспертная оценка качества конвертируемых файлов - Оценка выполнения практических занятий. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 1.4. Обрабатывать аудио и визуальный кон- тент средствами звуковых, графических и видео-редакторов. |
- Правильность отредактированного звукового контента применяемому программному обеспечении - Правильность отредактированного графического контента применяемому программному обеспечению - Правильность отредактированных анимационных объектов применяемому программному обеспечению - Правильность отредактированного мультимедийного контента применяемому программному обеспечению |
- Экспертная оценка созданного контента. - Оценка выполнения практических занятий. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио видео, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования |
- Демонстрация созданных видеороликов. - Демонстрация созданных презентаций. - Демонстрация созданных слад-шоу. - Демонстрация созданных медиафайлов. |
- Экспертная оценка созданных роликов, презентаций, слайд-шоу, мультимедийных проектов. - Оценка выполнения практических занятий. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения, каталогизации цифровой информации. |
- Соответствие найденного в сети контента требуемым атрибутам. - Простота поиска контента по атрибутам |
- Текущий контроль в форме практических занятий и проверочных работ по темам. - Зачеты по учебной практике в виде выполнения конкретных деталей в соответствии с программой. - Анализ действий при выполнении практических работ. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети. |
- Однозначность понимания типов файлов: системных, пользовательских, служебных. - Понимание иерархического структурирования и каталогизации файлов в соответствии со структурой и содержанием размещаемой информации. |
- Текущий контроль в форме практических занятий и проверочных работ по темам. - Зачеты по учебной практике в виде выполнения конкретных деталей в соответствии с программой. - Анализ действий при выполнении практических работ. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации. |
- Соответствие записи информации на CDR, DVDR, CDRW, DVDRW. - съемные носители USB, карты памяти правилам используемых программ. |
- Анализ действий при выполнении практических работ. - Оценка выполнения самостоятельных работ. |
ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в Интернете. |
- Соблюдение правил языка HTML при создании web-страниц. - Соблюдение основных правил Web-дизайна. - Размещение информации в различных блогах, социальных сетях в соответствии с сетевым этикетом. - Соблюдение правил создания и публикации информации на специальных сайтах. - Соблюдение правил использования FTP-протокола при публикации. |
- Анализ действий при выполнении практических работ. - Оценка выполнения самостоятельных работ. - Текущий контроль в форме практических занятий по темам. |
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательной организацией самостоятельно с учётом ограничений здоровья. Их рекомендуется доводить до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах образовательной организации, но не позднее первых двух месяцев от начала обучения.
Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учётом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в и процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учётом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.).
При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачётам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачёте/экзамене.
Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и её разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала.
Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учётом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
Для промежуточной аттестации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин (курсов). Для оценки качества подготовки обучающихся и выпускников по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве внештатных экспертов работодателей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.