Пояснительная записка
Программа по предмету «Биология» составлена на основании следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» Омской области Положения о рабочих программах КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» Омской области
- Учебного плана КОУ «Тарская адаптивная школа-интернат» Омской области
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. Москва: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2017. – Сб. 1. под редакцией В.В. Воронковой
- Авторской программой по естествознанию (биологии) авторов В.И. Сивоглазова, Т.В. Шевыревой, Л.В. Кмытюка, В.В. Воронковой.
- Положение о разработке рабочих программ по учебным предметам, курсам коррекционной работы и внеурочной деятельности.
Преподавание ведётся по учебнику: Биология. Животные. 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /А.И. Никишов, А.В. Теремов. – 9 – е изд.. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочая программа по предмету построена с учетом психофизических особенностей ребенка.
Основная цель рабочей программы по биологии – создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении естествознания (биологии).
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю (0,5 ч). Занятия проводятся в форме урока (20 мин).
Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, беседа.
На уроках используются методы обучения: словесный, наглядный, практический.
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а ребенок воспринимает, осознает и фиксирует в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично – поисковый метод (ребенок пытается сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, ребенок самостоятельно исследует).
Ожидаемые результаты: улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка; потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений для социализации в обществе.
Общая характеристика учебного предмета
Основными задачами изучения биологии в школе являются:
- о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни;
Рабочая программа по биологии включает в себя следующие курсы:
В 8 классе «Животные» обучающийся знакомится с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития ребенка, уровня раннее полученных знаний и умений.
На изучение предмета «Биология» в 8 классе отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения адаптированной программы.
личностные:
1.Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учѐтом устойчивых познавательных интересов;
2. Сформированность компонентов целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли у устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
4. Сформированность интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.
5. Представление о биологической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для развития цивилизации;
6. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7. Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении биологических задач;
8. Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
9. Способность к эмоциональному восприятию живых объектов, эстетическому отношению к живым объектам.
10. Применение основных принципов и правил отношения к живой природе,
11. Знание основ и реализация установок здорового образа жизни.
метапредметные:
1. Работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками;
2. Анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
3. Владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
4. Организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
5. Осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
6. Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
8. Слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 9. Самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
10. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, сравнения, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
11. Сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования ИКТ.
12. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1. Выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
2. Приводить доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
3. Классификацировать – определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;
4. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
5. Различать на таблицах части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
6. Сравнивать биологические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
7. Выявлять изменчивость организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
8.Владеть методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В конце учебного года обучающийся должен уметь:
- Признаки сходства и различия между изученными группами животных
- Общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;
- Места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащемуся
- Названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
- Значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека
- Основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
В конце учебного года обучающийся должен знать:
- Узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах)
- Кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных
- Устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
- Проводить несложный уход за некоторыми домашними животными, имеющимися дома
- Рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).
Контрольно – измерительные материалы по предмету «Биологии» для обучающегося 8 класса проводятся в виде тестовой работы. Тестовая работа содержит вопросы, иллюстративный материал, схемы.
Проверочная работа проводится в конце каждой четверти и учебного года.
При оценивании учитывается степень самостоятельности ребенка при выполнении заданий.
Содержание учебного предмета
Введение
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие костного скелета.
Черви
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.
Насекомые
Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека. Внешний вид насекомых.
Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Пчела, тутовый шелкопряд.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Рыбы.
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб.
Земноводные.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения.
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.
Значение и охрана земноводных.
Пресмыкающиеся.
Общие признаки пресмыкающихся (передвижение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.
Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Птицы.
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие. Особенности образа жизни.
Питание птиц.
Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).
Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица.
Хищные птицы (сова, орел).
Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).
Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.
Домашние птицы (курица, гусь, утка). Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Млекопитающие
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана.
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Парнокопытные животные
Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи — всеядные животные.
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение с парнокопытными.
Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни.
Сельскохозяйственные млекопитающие
Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.
Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров. Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.
Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения — приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Домашняя свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.
Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.
Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки. Содержание лошадей. Выращивание жеребят.
Учебно- тематический план
Название раздела |
Количество часов |
Введение |
0,5 |
Беспозвоночные животные |
|
Черви |
1 |
Насекомые |
2,5 |
Позвоночные животные |
|
Рыбы |
1 |
Земноводные |
1.5 |
Пресмыкающиеся |
1,5 |
Птицы |
2 |
Млекопитающие |
0,5 |
Грызуны |
0.5 |
Зайцеобразные |
0,5 |
Хищные звери |
1 |
Ластоногие |
0,5 |
Китообразные |
0,5 |
Парнокопытные |
0,5 |
Непарнокопытные |
0.5 |
Приматы |
0,5 |
Сельскохозяйственные млекопитающие |
1,5 |
Итого |
17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Требования к уровню подготовки |
Кол. часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||||||
Введение
|
||||||||
1. |
|
Многообразие животного мира. Места обитания животных, приспособленность их к условиям жизни Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных |
Объяснить различия между позвоночными и беспозвоночными животными Расширять знания детей о значении в народном хозяйстве и об охране животных |
Работа иллюстративным материалом Работа со схемой
|
Знать Общие признаки беспозвоночных |
0,5 |
|
|
Беспозвоночные животные |
||||||||
2 |
Черви |
Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. |
Учить различать части внешнего строения червя. |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам Работа с текстом учебника Работа со схемой
|
Знать Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки кольчатых червей |
0,5 |
|
|
3 |
Круглые черви – паразиты человека (глиста). Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями. |
Учить способам профилактики и борьбы с глистными заболеваниями. |
Знать Общие признаки беспозвоночных животных. Общие признаки круглых, плоских червей. Меры профилактики глистных заболеваний.
|
0,5 |
|
|
||
4 |
Насекомые |
Насекомые. Общие признаки насекомых. Места обитания. Питание насекомых. Внешний вид насекомых. |
Учить находить общие признаки одного вида животных |
Работа с иллюстративным материалом Индивидуальная работа по карточкам Работа с текстом учебника Работа с мультимедийной презентацией Просмотр видеофильма «Пчелиная семья» Чтение дополнительной литературы
|
Знать Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни Уметь Работать с коллекциями животных., таблицами |
0,5 |
|
|
5 |
Насекомые: бабочка – капустница, яблонная плодожорка |
Учить выделять основные черты строения и образа жизни насекомого |
бабочки.жуки, чешуйчатокрылые, перепончатокрылые, двукрылые |
0,5 |
|
|
||
6 |
Насекомые: майский жук. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. |
Учить выделять основные черты строения и образа жизни насекомого |
Знать Отличительные признаки. Размножение и развитие бабочек, жуков, мух. |
0,5 |
|
|
||
7 |
Насекомые: комнатная муха. Вред, приносимый этими насекомыми. Меры борьбы с вредными насекомыми |
Учить выделять основные черты строения и образа жизни насекомого Учить способам борьбы с вредными насекомыми |
Знать Отличительные признаки. Размножение и развитие бабочек, жуков, мух. Значение их в природе и в жизни человека |
0,5 |
|
|
||
8 |
Насекомые: пчела, тутовый шелкопряд. Внешнее строение, образ жизни, питание. |
|
Знать Отличительные признаки. Размножение и развитие Тутового шелкопряда, Медоносной пчелы |
0,5 |
|
|
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Требования к уровню подготовки |
Кол. часов |
Дата |
|
||
Планируемая |
Фактическая |
|
||||||||
Позвоночные животные |
||||||||||
9 |
Рыбы |
Речные рыбы (окунь, щука, карп) |
Учить выделять основные части тела рыб
|
Работа с иллюстративным материалом Работа с текстом учебника, по карточкам, со схемой, в тетрадях Работа с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма о рыбах |
Знать Общие признаки рыб. Среда обитания. Внутреннее и внешнее строение
|
0,5 |
|
|
||
10 |
Морские рыбы (треска, сельдь)
|
Учить выделять основные части тела рыб и различать виды рыб |
Знать Внешнее строение, образ жизни, представителей. |
0,5 |
|
|
||||
11 |
Земноводные |
Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания. |
Рассказать учащимся об общих признаках земноводных, среде обитания; о внешнем строении лягушки и способах её передвижения |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, со схемой, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы
|
Знать Общие признаки земноводных |
0,5 |
|
|
||
12 |
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение лягушки, способ передвижения. Размножение лягушки. |
|
Знать Внутреннее строение земноводных Размножение и развитие лягушки |
0,5 |
|
|
||||
13 |
Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных
|
Рассказать об особенностях внешнего строения и образе жизни жаб. Объяснить значение земноводных |
Знать Внутреннее строение земноводных
|
0,5 |
|
|
||||
14 |
Пресмыкающиеся |
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. |
Рассказать об общих признаках; о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся. Объяснить учащимся процесс размножения пресмыкающихся |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, со схемой, в тетрадях Работа с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Выполнение проверочной работы
|
Знать Отличительные особенности животных кл. пресмыкающихся |
0,5 |
|
|
||
15 |
Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Отличие ужа от гадюки. |
Учить выделять основные различия и сходства животных |
Знать особенности внутреннего строения размножения и развития |
0,5 |
|
|
|
|||
16 |
Охрана пресмыкающихся.
|
Объяснить значение пресмыкающихся в природе и жизни человека |
Уметь давать сравнительную характеристику пресмыкающихся и земноводных |
0,5 |
|
|
|
|||
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Требования к уровню подготовки |
Кол.часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
|||||||
17 |
Птицы |
Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения
|
Рассказать учащимся о среде обитания, особенностях внешнего и внутреннего строения птиц |
Работа с иллюстративным материалом по карточкам с текстом учебника в тетрадях Работа с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы
|
Знать Общую характеристику птиц |
0,5 |
|
|
18 |
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. |
Рассказать о птицах, кормящихся в воздухе Рассказать об особенностях жизни птиц леса |
Знать особенности размножения |
0,5 |
|
|
||
19 |
Хищные птицы: сова, орел. |
Рассказать об особенностях жизни хищных птиц |
Знать особенности размножения Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. |
0,5 |
|
|
||
20 |
Птицы, обитающие возле жилья людей: голубь, воробей |
Рассказать об особенностях жизни птиц, обитающие возле жилья людей |
Знать Домашняя птица. Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
|
0,5 |
|
|
||
21 |
Млекопитающие |
Млекопитающие. Разнообразие млекопитающих. Места обитания. Приспособленность к условиям жизни. Общие признаки. |
Рассказать о разнообразие млекопитающих и приспособленности их к условиям жизни. Учить выделять общие признаки |
Работа с иллюстративным материалом по карточкам с текстом учебника со схемой в тетрадях с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы |
Знать Общие признаки млекопитающих |
0,5 |
|
|
22 |
Грызуны |
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, размножение. |
Рассказать об общих признаках грызунов и отличительных особенностях каждого из этих животных. |
Работа с иллюстративным материалом по карточкам с текстом учебника со схемой в тетрадях с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы |
Знать Классификацию млекопитающих животных. Грызуны и их значение в природе и жизни человека. Представители: мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр |
0,5 |
|
|
23 |
Зайцеобразные |
Зайцеобразные: заяц – беляк, заяц – русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. |
Рассказать учащимся о чертах сходства и различия между зайцами и кроликами |
Работа с иллюстративным материалом по карточкам с текстом учебника в тетрадях Работа с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы |
Знать Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни зайцеобразных, значение в природе |
0,5 |
|
|
24 |
Хищные звери |
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности. Значение и их охрана. |
Учить выделять общие признаки хищных зверей; рассказать об особенностях образа жизни, добывании пищи, размножении хищных зверей |
Работа с иллюстративным материалом по карточкам с текстом учебника со схемой в тетрадях Работа с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма Выполнение проверочной работы |
Знать Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Представителей. |
0,5 |
|
|
25 |
Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. |
Рассказать об образе жизни, распространении и значение пушных зверей |
Знать Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Представителей. |
0,5 |
|
|
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Требования к уровню подготовки |
Кол. часов |
Дата |
||
Планируемая |
Фактическая |
||||||||
26 |
Ластоногие |
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Охрана морских зверей. |
Учить выделять общие признаки группы животных и отличительные особенности |
Работа с иллюстративным материалом, текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы |
Знать Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. |
0,5 |
|
|
|
27 |
Китообразные |
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана. |
Рассказать о внешнем строении, питании и передвижении, вскармливании детенышей китообразных. |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма |
Знать Отличительные особенности, распространение и значение. Многообразие |
0,5 |
|
|
|
28 |
Парнокопытные |
Парнокопытные животные. Травоядные: лоси, олени, овцы, козы, коровы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания. Дикие свиньи – всеядные животные. |
Объяснить особенности внешнего вида, способах передвижения и питания травоядных парнокопытных животных |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма |
Знать Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение. Многообразие |
0,5 |
|
|
|
29 |
Непарнокопытные |
Непарнокопытные животные: лошади, ослы, зебры. Особенности строения, передвижения, питания. Сравнение парнокопытных с непарнокопытных.
|
Объяснить учащимся особенности внешнего вида, способы передвижения. Учить выделять отличительные особенности и черты сходства этих животных |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма |
Знать Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение. Многообразие |
0,5 |
|
|
|
30 |
Приматы |
Приматы. Общая характеристика. Мартышки, макаки, орангутанги, шимпанзе, гориллы. Внешний вид, образ жизни. |
Рассказать учащимся о внешнем виде и образе жизни приматов
|
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма |
Знать Отличительные особенности, распространение и значение. Многообразие |
0,5 |
|
|
|
31 |
Сельскохозяйственные млекопитающие
|
Корова. Внешнее строение. Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец. Значение овец в народном хозяйстве. |
Рассказать об особенностях внешнего строения и о породах коров. Рассказать об особенностях внешнего строения и питания овец |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма |
Знать Корова. Содержание коров на фермах. Выращивание телят |
0,5 |
|
|
|
32 |
Верблюд. Особенности внешнего строения – приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека Северный олень. Особенности строения – приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве. |
Рассказать учащимся об особенностях внешнего строения и питания верблюда. Объяснить учащимся значение верблюда в хозяйстве человека Рассказать учащимся об особенностях внешнего строения и питания, объяснить учащимся значение северного оленя в хозяйстве человека |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма |
Знать Верблюды. Северные олени Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
|
0,5 |
|
|
|
|
33 |
Домашняя свинья. Внешнее строение. Значение свиноводства.
|
Рассказать об особенностях внешнего строения Объяснить значение свиноводства |
Работа с иллюстративным материалом, по карточкам, с текстом учебника, в тетрадях, с мультимедийной презентацией Чтение дополнительной литературы Просмотр видеофильма |
Знать Овцы, особенности внешнего строения и питания. Значение овец в народном хозяйстве Содержание овец и выращивание ягнят Верблюды. Северные олени Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
|
0,5 |
|
|
|
|
Домашняя лошадь. Внешнее строение лошади. Питание лошадей. Значение лошадей в народном хозяйстве. |
Рассказать об особенностях внешнего строения домашних лошадей, значение в народном хозяйстве |
Знать Домашние лошади. Содержание лошадей и выращивание жеребят |
0,5 |
|
|
||||
34 |
Описание методического и материально – технического обеспечения образовательной деятельности
1. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. 8 кл.: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / А.И. Никишов, А.В. Теремов. – Москва «Просвещение», 2017. – 231 с.
2. Никишова А.И. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику 8 класса «Животные» М.: Просвещение 2007 г.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Воронкова В.В., Перова М.Н., Эк В.В., и др. Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАД ОС, 2017. — Сб. 1. — 224 с.
4. Сивоглазов В.И., Кораблёва Н. Г. Рабочая тетрадь по естествознанию. Приложение к учебнику 8 класса М.: Просвещение 2017 г.
Периодическая печать - журналы «Муравейник», «Юный натуралист», «Звери».
Энциклопедии о растениях, животных, человеке.
Красная книга Российской Федерации и Омской области
Интернет – источники
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.