АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению обучающейся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.1

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЧТЕНИЕ.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
             МАДЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
                           ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                         Утверждаю
                                                                                              
 Директор школы
                                                                                                            _________Н.Ф.Корниенко
                                                                                         приказ № ___
                                                                                                       от ___._____.20___ г.

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по чтению

обучающейся 4 класса с  умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

вариант 9.1

 


  Учитель: Полоник Елена Ивановна

 

 

 

 

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от ___.____.20__ г.

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Адаптированная рабочая программа по чтению составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-                   Федерального закона  от 29.12.2012г. № 273. «Об образовании в Российской Федерации»

-                   Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.

-                   Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15)

-                   адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)  МБОУ Мадеевская ООШ

-                   С. Ю. Ильина, А. А. Богданова, Т. М. Головкина  Методические рекомендации. 2–4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы  –М. : Просвещение, 2017.

-                   индивидуального учебного плана обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ Мадеевская ООШ  на 2019-2020 учебный год,

-                   положения о рабочей программе и других локальных нормативных актов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ Мадеевская ООШ.

 

Используется учебно-методический комплект:

- Чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы. В 2 ч. (авт.-сост. С. Ю. Ильина и др.). -7-е изд., перераб. – М.:Просвещение,2019

Данный УМК предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований Адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области « Язык и речевая практика»

 

 Цель обучения состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Задачи:

-        Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми единицами (звук, буква, слово, предложение);

-        Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;

-        Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

-        Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

-        Развитие навыков устной коммуникации;

-        Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

 

 

 

Количество часов – 4 часа в неделю, всего – 136 часов.

 

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

                   

У обучающегося будут сформированы:

 

ü эмоциональное восприятие художественного текста;

ü эмоциональное отношение к поступкам героев прочитанных произведений;

ü первоначальные представления о нравственном смысле некоторых понятий (доброта, сострадание, уважение к старшим и некоторые другие), отражённых в литературных произведениях;

ü чувство любви к Родине и малой Родине;

ü ориентация в нравственном содержании поступков героев прочитанных произведений (с помощью учителя).

Предметные результаты

Минимальный уровень:

ü осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами;

ü пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;

ü участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

ü выразительное чтение наизусть 5 – 7 коротких стихотворений.

Достаточный уровень:

ü чтение текста вслух целыми словами после предварительного анализа (сложные по семантике и структуре слова – по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпа речи;

ü ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

ü определение основной мысли текста после его предварительного анализа;

ü чтение текста про себя с выполнением заданий учителя;

ü определение главных действующих лиц произведения, элементарная оценка их поступков;

ü чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

ü пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

ü выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

 

 

 

 

 

Содержание учебного предмета

Содержание уроков  по чтению представлено в программе следующими разделами: «Содержание чтения (круг чтения)»; «Примерная тематика произведений»; «Жанровое разнообразие»; «Навык чтения»; «Работа над текстом»; «Внеклассное чтение».

Содержание чтения (Круг чтения)

         Произведения устного народного творчества (пословицы, скороговорки, загадки, потешки, заклички, песни, сказки). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.

Примерная тематика произведений. Жанровое разнообразие

 

Произведения о Родине, родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле. Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

 Школьная жизнь. (12)

 Снова в школу. По  Н.Носову. . Жил был Учитель. Э. Мошковская.  .Чему учат в школе.  М. Пляцковский.  Поздравление.  По Ю. Ермолаеву. . Как Маруся дежурила. По  Е.Шварцу.  Шум и Шумок. По Е.Ильиной. . Почему сороконожки опоздали на урок. В.Орлов.  Читалочка. В.Берестов. Это интересно! Зарубите на носу. По М.Бартеневу. Загадки. Обобщение по разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение

Время листьям опадать.(17ч)

.Жёлтой краской кто-то… Н.Антонова. Осенняя сказка. По Н.Абрамцевой. Подарки осени. Е. Благинина.  Лесные подарки. Л. Воронкова.  Лес осенью. А Твардовский. Славная осень!...  Н.Некрасов. Отчего Осень грустна. По Ю Шиму. Осень. К. Бальмонт. Три сойки. По Ю Ковалю. Скучная картина!  А. Плещеев. Сказка про маленького жучка (По О.Иваненко. Пчёлы и мухи. По К.Ушинскому.  Это интересно! Время листьям опадать… По рассказу Г. Граубина. Загадки. Обобщение к разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение.

Делу -  время, потехе – час.(7ч)

Пекла кошка пирожки… Русская потешка..Сенокос. Чешская потешка. Карусели. По Л.Пантелееву. Считалки. Это интересно! Жмурки. По М. Булатову. Обобщение к разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение.

В мире животных.(13ч)

Бодливая корова. По К.Ушинскому. Упрямый котёнок. По В.Бирюкову. Пушок. По В.Гаранжину. Томка. По Е. Чарушину. Охотник и собаки. По Б.Житкову. Чук заболел. По  Л.Матвеевой.Хитрый бурундук. Г. Снегирёв. Барсучья кладовая. По А. Баркову. Гостья. По А.Дорохову.Игрушки лисят. Г.Корольков..Это интересно! Лиса.  Ю.Дмитриева. Загадки. Обобщение к разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение

Жизнь дана на добрые дела.(9ч)

 Миша – мастер. Г.Ладонщиков. Пичугин мост. По Е.Пермяку. Михаськин мост. По Е. Пермяку. Когда люди радуются. По С.Баруздину. Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву..Котёнок. Е. Благинина.  Птичка. В. Голявкин. Обобщение к разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение.

Зима наступила.(24ч)

Снег идёт. По Л.Воронковой. Снегурочка. А.Слащёв. Зима.  И.Суриков.. Декабрь. С.Маршак. Ёлка. По В.Сутееву.. Вечер под Рождество. По Л.Клавдиной.. Где лежало «спасибо»? М.Садовский Лисичка – сестричка и волк.  Русская народная сказка. Как Солнце с Морозом поссорились. А Бродский. Зимняя сказка. П.Голявкин. Митины друзья. Г.Скребицкий.. Снежная шапка. В.Бирюков. В шубах и штанах. По А. Тумбасову. Не ветер бушует над бором…Н.Некрасов. Находчивый медведь.  В.Бианки. Это интересно! Зимние приметы. По А.Спирину.. Загадки. Е.Благинина, А.Рождественская, Е. Тараховская. Обобщение к разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение

Весёлые истории.(9)

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н.Носову. Одни неприятности. Г.Остер. Однажды утром. М.Пляцковский. Почему комары кусаются. В.Бирюков. Вот какой рассеянный.  С.Маршак. Две лишние коробки. По О. Кургузову. Отвечайте, правда  ли?  Г.Чичинадзе. Обобщение по разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение

Полюбуйся, весна наступает….(13ч)

 Март. В.Алфёров. Восьмое марта. По М.Фроловой. Забота. Е.Благинина. Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому. Последняя льдина. По В.Бианки.Весна. А.Плещеев. Скворцы прилетели. По А. Баркову. Всему свой срок. По Э. Шиму.  Полюбуйся, весна наступает.. И. Никитин..Весенний вечер. По Ю.Ковалю.. Это интересно! Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву..Загадки.  Обобщение по разделу. Проверь себя!  Внеклассное чтение.

В мире волшебной сказки.(10ч)

 Хаврошечка.  Русская народная сказка.. Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке.  Русская народная сказка. У лукоморья дуб зелёный… А. Пушкин. .Подарки феи. По Ш.Перро. Горшочек каши. Братья Гримм. Это интересно! Наши сказки. По В.Порудоминскому.  Обобщение по разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение

Родная земля.(10ч)

. Царь – колокол. М.Ильин. Город на Неве. С. Васильева.Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко. Сочинение на тему. С.Вербова. Какое это слово?  По  Л.Кассилю. Главное Дело.  По Б. Никольскому. Защита. А.Усачёв.  Это интересно! Никто не знает, но помнят все. По Л.Кассилю. День Победы. Т.Белозёров..  Обобщение  по разделу. Проверь себя!  Внеклассное чтение.

Лето пришло...(12ч)

 Ливень. С. Козлов.Тучка. Г.Граубин.Хитрый одуванчик. Н. Павлова.. Одуванчик. Е. Благинина.  Встреча со змеёй. По А.Дорохову. Летний снег. А. Бродский..После зимы будет лето. В.Голявкин. Загадка. Хозяюшка. О.ТарнопольскаяЭто интересно! Летние приметы. По А.Спирину.  Обобщение по разделу. Проверь себя! Внеклассное чтение

Навык чтения

 Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и драматизация разобранных диалогов).

Правильность чтения. Чтение простых слов без искажения их звукового состава и с правильной постановкой ударения. Чтение многосложных слов и слов со стечением согласных без искажения их звукового состава  и правильной постановкой ударения после предварительной отработки.

Беглость чтения. Переход к чтению целыми словами. Послоговое чтение слов, трудных по семантике и слоговой структуре, после предварительной отработки. Переход с орфографического  на орфоэпическое чтение односложных и двухсложных слов. Чтение текстов, молча с выполнением заданий учителя после предварительного анализа текста и прочтения его вслух.

Осознанность чтения. Установление причинно- следственных связей между событиями и поступками героев. Определение эмоционального состояния героев и выбор слов и предложений, характеризующих его. Определение отношения автора к героям и событиям. Элементарная оценка характера героев и их поступков с опорой на содержание текста, вопросы учителя, личный опыт. Объяснение нравственного смысла поступков героев. Коллективная работа по определению идеи произведения (основной мысли) с опорой на вопросы учителя. Толкование смысла пословиц и поговорок. Сравнение произведений, одинаковых по теме, поступкам героев, идее произведения. Подбор  к иллюстрации подходящего отрывка из рассказа.

Выразительность чтения. Определение настроения автора. Подтверждение вывода строчками из стихотворения. Определение собственного  эмоционального  отношения к художественным образам, воссозданным в лирических стихотворениях. Эмоциональная оценка содержания текста (с помощью ответов на вопрос: «Какое настроение возникает, когда читаешь стихотворение? Почему?») Чтение текста с интонацией и паузами, соответствующими знакам препинания. Определение подходящего тона голоса для пере дачи эмоционального содержания текста. Нахождение  в тексте ремарок автора для выбора соответствующего тона голоса и темпа речи. Чтение по ролям. Драматизация текста.

 

Работа с текстом.

 

Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.

Нахождение в тексте непонятных слов и выражений; объяснение их значения с опорой на материал учебника, на дополнительный иллюстративный материал; обращение за помощью в их толковании к учителю или одноклассникам. Нахождение в тексте ответов на вопросы учителя или на вопросы, представленные в учебнике. Элементарные рассуждения на материале прочитанных произведений. Определение эмоционального состояния героев произведения. коллективное деление текста на части с помощью готового плана. Подбор заголовков, представленных в учебнике или данных учителем, к  иллюстрациям или отдельным частям текста. Прогнозирование содержания рассказа по иллюстрации и вопросам. Составление описаний с опорой на иллюстративный материал. Составление рассказа на тему, близкую теме прочитанного произведения. Подробный пересказ текста своими словами. Пересказ текста с опорой на картинный план. Работа с картинными и словесно-логическими планами. Выборочный пересказ с использованием слов и выражений авторского текста. Восстановление содержания прочитанного произведения по опорным  словам. Составление рассказа по картинке. Продолжение рассказа по аналогии. Определение черт характера персонажа. Элементарная оценка нравственного смысла поступка персонажа. Ориентировка в книге по оглавлению.

Внеклассное чтение

Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчёт о прочитанной книге.

 

 

 

 

 

Тематическое  планирование

4 класс  (136 ч.)

№ п /п

Тема  раздела

К-во часов

1.

Школьная жизнь.

12

2.

Время листьям опадать.

17

3.

Делу – время, потехе – час.

7

4.

В мире животных.

13

5.

Жизнь дана на добрые дела.

9

6.

Зима наступила.

24

7.

Весёлые истории.

9

8.

Полюбуйся, весна наступает…

13

9.

В мире волшебных сказок.

10

10.

Родная земля.

10

11.

Лето пришло.

12

 

 

136ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

                              Темы разделов, уроков (кол-во часов)

Дата проведения

План

Факт

 

Школьная жизнь (12ч)

 

 

1.

Снова в школу (По повести Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома»)

 

 

2.

Жил-был Учитель. Э. Мошковская

 

 

3.

Чему учат в школе (в сокращении) М. Пляцковский

 

 

4.

Поздравление (по рассказу Ю. Ермолаева «Сами не ожидали»)

 

 

5.

Как Маруся дежурила (по повести Е. Шварца «Первоклассница»)

 

 

6.

Шум и Шумок. По Е. Ильиной

 

 

7.

Почему сороконожки опоздали на урок. В. Орлов

 

 

8.

Три желания Вити (по рассказу Л. Каминского «Три желания второклассника Вити»)

 

 

9.

Читалочка. В. Берестов

 

 

10.

Зарубите на носу. По М. Бартеневу

 

 

11.

Загадки

 

 

12.

Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»

 

 

 

Время листьям опадать… (17 ч)

 

 

13.

Жёлтой краской кто-то… Н. Антонова

 

 

14.

Осенняя сказка. По Н. Абрамцевой

 

 

15.

Подарки осени. Е. Благинина

 

 

16.

Лесные подарки (из повести Л. Воронковой «Подружки идут в школу»)

 

 

17.

Лес осенью. А. Твардовский

 

 

18.

В осеннем лесу (по рассказу В. Путилиной «Вишнёвая ветка»)

 

 

19.

Славная осень!.. (отрывок из поэмы Н. Некрасова «Железная дорога»)

 

 

20.

Отчего Осень грустна. По Ю. Шиму

 

 

21.

Осень. К. Бальмонт

 

 

22.

Три сойки. По Ю. Ковалю

 

 

23.

Холодная зимовка (по рассказу Н. Сладкова «Курорт «Сосулька»)

 

 

24.

Скучная картина!.. (отрывок) А. Плещеев

 

 

25.

Сказка про маленького жучка (по рассказу О. Иваненко «Спокойной ночи!»)

 

 

26.

Пчёлы и мухи. По К. Ушинскому

 

 

27.

Время листьям опадать… (по рассказу Г. Граубина «Почему осенью листопад»)

 

 

28.

Загадки

 

 

29

Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»

 

 

 

Делу – время, потехе – час (7 ч)

 

 

30

Пекла кошка пирожки… (русская потешка)

 

 

31.

Сенокос (чешская потешка)

 

 

32.

Карусели. По Л. Пантелееву

 

 

33.

Прятки. По Н. Носову

 

 

34.

Считалки

 

 

35.

Жмурки. По М. Булатову

 

 

36.

Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»

 

 

 

В мире животных (13 ч)

 

 

37.

Бодливая корова. О К. Ушинскому

 

 

38.

Упрямый котёнок. По В. Бирюкову

 

 

39.

Пушок. По В. Гаранжину

 

 

40.

Томка. По Е. Чарушину

 

 

41.

Охотник и собаки. По Б. Житкову

 

 

42.

Чук заболел (по рассказу Л. Матвеевой «Меня курица клюнула в нос»)

 

 

43.

Хитрый бурундук. Г. Снегирёв

 

 

44

Барсучья кладовая. По А. Баркову

 

 

45.

Гостья. По А. Дорохову

 

 

46.

Игрушки лисят. Г. Корольков

 

 

47.

Лиса (из книги Ю. Дмитриева «Календарь зелёных чисел»)

 

 

48.

Загадки

 

 

49.

Обобщающий урок по теме «В мире животных»

 

 

 

Жизнь дана на добрые дела (9ч)

 

 

50.

Миша-мастер. Г. Ладонщиков

 

 

51.

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 1

 

 

52.

Пичугин мост. По Е. Пермяку. Часть 2

 

 

53.

Михаськин сад. В. Хомченко

 

 

54.

Когда люди радуются (по повести С. Баруздина «Алёшка из нашего дома»)

 

 

55.

Про каникулы и полезные дела. По Ю. Ермолаеву

 

 

56.

Котёнок. Е. Благинина

 

 

57.

Птичка. В. Голявкин

 

 

58.

Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»

 

 

 

Зима наступила (24 ч)

 

 

59.

Снег идёт. По. Л. Воронковой

 

 

60.

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1

 

 

61.

Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2

 

 

62.

Зима (отрывок) И. Суриков

 

 

63.

Декабрь (отрывок) С. Маршак

 

 

64.

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

 

 

65.

Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1

 

 

66.

Вечер под рождество. По Л. Клавдиной

 

 

67.

Где лежало «спасибо»?

 

 

68.

На горке. По Н. Носову. Часть 1

 

 

69.

На горке. По Н. Носову. Часть 2

 

 

70.

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1

 

 

71.

Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2

 

 

72.

Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский

 

 

73.

Зимняя сказка. П. Головкин

 

 

74.

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1

 

 

75.

Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2

 

 

76.

Снежная шапка. В. Бирюков

 

 

77.

В шубах и шапках. По А. Тумбасову

 

 

78.

Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н. Некра­сова «Мороз, Красный нос»

 

 

79.

Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки «Приспосо­бился»)

 

 

80.

Зимние приметы. По А. Спирину

 

 

81.

Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская

 

 

82.

Обобщающий урок по теме «Зима наступила»

 

 

 

Весёлые истории (9ч)

 

 

83.

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.1

 

 

84.

Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову. Ч.2

 

 

85.

Одни неприятности. Г. Остер

 

 

86.

Однажды утром. М. Пляцковский

 

 

87.

Почему комары кусаются. В. Бирюков    

 

 

88.

Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак    

 

 

89.

Две лишние коробки. По О. Кургузову

 

 

90.

Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе

 

 

91.

Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»

 

 

 

Полюбуйся, весна наступает… (13 ч)

 

 

92.

Март. В. Алфёров

 

 

93.

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1

 

 

94.

Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2

 

 

95.

Забота. Е. Благинина

 

 

96.

Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому

 

 

97.

Последняя льдина. По В. Бианки

 

 

98.

Весна. А. Плещеев

 

 

99.

Скворцы прилетели. По А. Баркову

 

 

100.

Всему свой срок. По Э. Шиму

 

 

101

Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин

 

 

102

Весенний вечер. По Ю. Ковал ю

 

 

103

Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву

 

 

104

Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна наступает…!»

 

 

 

В мире волшебной сказки (10ч)

 

 

105.

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

 

 

106.

Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)

 

 

107.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

 

 

108.

Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке (Русская народная сказка) (В сокращении)

 

 

109.

У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина)

 

 

110.

Подарки феи. По Ш. Перро

 

 

111.

Подарки феи. По Ш. Перро

 

 

112.

Горшочек каши. Братья Гримм

 

 

113.

Наши сказки. По В. Порудоминскому

 

 

114.

Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»

 

 

 

Родная земля (10 ч)

 

 

115.

Царь-колокол. М. Ильин

 

 

116.

Город на Неве. С. Васильева

 

 

117.

Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко

 

 

118.

Сочинение на тему. С. Вербова

 

 

119.

Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется это слово»)

 

 

120.

Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом главном»)

 

 

121.

Защита. А. Усачёв

 

 

122.

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

 

 

123.

День Победы. Т. Белозёров

 

 

124.

Обобщающий урок по теме «Родная земля»

 

 

.

Лето пришло (12 ч)

 

 

125

Ливень. С. Козлов

 

 

126.

Тучка. Г. Граубин

 

 

127

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

 

 

128

Хитрый одуванчик. Н. Павлова

 

 

129

Одуванчик. Е. Благинина

 

 

130

Встреча со змеёй. По А. Дорохову

 

 

131.

Летний снег А. Бродский

 

 

132.

После зимы будет лето. В. Голявкин

 

 

133

Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская

 

 

134.

Летние приметы. По А. Спирину

 

 

135.

Обобщающий урок по теме «Лето пришло»

 

 

136.

Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете