Адаптированная рабочая программа по Домоводству 4 класс
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по Домоводству 4 класс

Оценка 4.6
Документация +1
doc
технология
28.11.2023
Адаптированная рабочая программа по Домоводству 4 класс
АРП по Домоводству составлено для детей 4 класса с ТМНР
АРП Домоводство 4 кл.doc

 

                                                              Пояснительная записка

                      Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

 

- Приказ МО РФ от 19.12.2014г. № 1599  - «Об утверждении учебных планов специальных /коррекционных/ образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

- Адаптированная образовательная программа МБОУ Жемчужненская  СШ №1 на 2022-2023 учебный год, утверждённая  приказом ОУ от 01.09.2022 г. № 124 (с последующими изменениями).

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утверждённое  приказом ОУ от 13.01.2016 г. № 6.

- АООП (II вариант) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой  умственной отсталостью , ТМНР.

 

   Рабочая программа по домоводству для индивидуального обучения 3-4 класса разработана на основе авторской  программы: И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы. Москва, «Просвещение», 2011.

 

  Цель уроков домоводства: повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.

Основными задачами программы являются:

- формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;

- освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.

  Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.

 

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

1 группа обучающихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорнодвигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦ, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полность или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживюании, предметной деятельности и коммуникации. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений. Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи. Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно - практической деятельности.

2 группа обучающихся, для которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение. Обще моторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий.

3 группа часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорнодвигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетра парез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу. Организация уроков по домоводству требует дифференцированного подхода к детям.

               

Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися

  Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.

  Обучение детей данной категории ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребѐнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в большинстве случаев затруднено самостоятельное выполнение даже простых бытовых заданий.   

  Однако, формирование у обучающихся четких алгоритмов выполнения действия, возможность использования различных адаптеров для бытовых приборов, дает возможность участия в данном виде деятельности индивидуально доступным образом, что создает у обучающихся ощущения причастности к работе по дому и существенно повышает качество их жизни.

  Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.


Описание места учебного предмета в учебном плане

  Рабочая программа по предмету рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

 

                          Планируемые  (ожидаемые) результаты освоения учебного предмета 

 В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

 

Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

      Личностные результаты

-               осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

-               положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

-               целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; 

-               самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

-               понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

-               готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 

Предметные результаты

-               производит сухую и влажную уборку помещений;

-               убирает бытовой мусор,  подметает территорию;

-               ухаживает за полом;

-               пользуется лопатой, веником, совком;

-               осуществляет уход за комнатными растениями;

-               сгребает траву и листья, ухаживает за уборочным инвентарём;

-               производит уборку мебели, чистку зеркал;

-               соблюдает последовательность действий при ручной стирке;

-               сортирует бельё перед стиркой;

-               отмеривает необходимое количество моющего средства для стирки;

-               закладывает и вынимает бельё из стиральной машины;

-               соблюдает последовательность действий при глажении белья;

-               выбирает продукты, инвентарь, необходимые для приготовления салата;

-               обрабатывает и осуществляет нарезку овощей;

-               соблюдает технику безопасности при работе с электроприборами;

-               знает о назначении холодильника и правил ухода за ним;

-               соблюдает последовательность действий при мытье посуды, кухонных приборов;

-               соблюдает правила поведения в общественных местах.

 

Формирование базовых учебных действий

1. Подготовку ре­бе­н­ка к на­хождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, ко­м­му­ни­ка­ти­вному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения: 

- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

- умение выполнять инструкции педагога;

- использование по назначению учебных материалов;

- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

- в течение определенного периода времени,

- от начала до конца,

- с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

 

    

               Содержание учебного предмета

Наименование разделов, содержание

Кол-во часов

1

Покупки

3

1.1

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине.

2

1.2

Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку.

1

2

Обращение с кухонным инвентарем

5

2.1

Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

2

2.2

Различение чистой и грязной посуды. Соблюдение последовательности действий при мытье  и сушке посуды: очищение посуды от остатков пищи, замачивание посуды, намыливание посуды моющим средством, чистка посуды, ополаскивание, сушка.

2

2.3

Обращение с бытовыми приборами. Различение бытовых приборов по назначению (блендер, миксер, тостер, электрический чайник, комбайн, холодильник и др.). Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

2

2.4

Хранение посуды и бытовых приборов.

2

2.5

Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов. Соблюдение последовательности действий при сервировке стола: накрывание стола скатертью, расставление посуды, раскладывание столовых приборов, раскладывание салфеток, расставление солонок и ваз, расставление блюд.

4

3

Приготовление пищи

10

3.1

Узнавание (различение) овощей и фруктов, как по картинкам, так и по реальным объектам.

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе). Узнавание напитка по упаковке.

Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое). Узнавание упаковок с молочным продуктом.

Узнавание (различение) мясных продуктов, готовых к употреблению (колбаса, ветчина) и требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).

Узнавание (различение) рыбных продуктов, готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая) и требующих обработки (приготовления) (мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш).

Узнавание (различение) муки и мучных изделий, готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари) и требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).

Узнавание (различение) круп и бобовых, готовых к употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох) и требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено и др. крупы, бобовые).

Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

6

3.2

Подготовка к приготовлению блюда. Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда. Обработка продуктов. Мытье продуктов.

Чистка овощей. Резание ножом. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами).

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда: выбор продуктов (хлеб, колбаса, помидор, масло), выбор кухонного инвентаря (тарелка, доска, нож), нарезание хлеба, нарезание колбасы, нарезание помидора, намазывание хлеба маслом, сборка бутерброда (хлеб с маслом, колбаса, помидор).

4

 

4

Уход за вещами

6

 

Ручная стирка. Определение необходимости стирки. Сортировка белья по цвету, составу ткани, предметам одежды. Санитарно-гигиенические требования к ручной стирке. Инвентарь, средства, практические действия. Соблюдение последовательности действий при ручной стирке. Наполнение емкости водой. Температурный режим. Определение температуры воды для стирки. Узнавание (различение) моющих средств. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Автоматическая машинка для стирки белья. Узнавание (различение) составных частей стиральной машины. Соблюдение последовательности действий при машинной стирке. Установка программы (температурного режима). Выбор средства для стирки. Отмеривание необходимого количества. Закладывание белья в машину. Стирка белых х/б вещей (кухонные полотенца, салфетки). Вынимание белья из машины. Вывешивание белья для просушки. Мытье (сушка) машины. Складывание вещей с предварительной сортировкой. Вывешивание одежды на вешалки различной конфигурации. Сухая чистка одежды. Складывание вещей на длительное хранение (на зиму). Определение необходимости мытья обуви. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви. Знание (различение) средств для мытья  обуви. Выбор средства для мытья обуви. Соблюдение последовательности действий при мытье обуви. Мытьё обуви.

 

5

Уборка помещения

6

 

Узнавание (различение) чистого и грязного помещения. Виды мебели, требующие мытья поверхности. Санитарно-гигиенические требования к уборке. Выбор одежды, инвентаря, средств для уборки мебели. Соблюдение последовательности действий при уборке. Мытьё поверхности мебели. Соблюдение последовательности действий при мытье пола. Пылесос. Различение основных частей пылесоса. Соблюдение последовательности действий при уборке пылесосом. Правила ТБ при работе  с пылесосом. Чистка поверхности пылесосом. Подготовка пылесоса к работе. Правила ТБ при мытье стеклянных поверхностей. Выбор инвентаря, средств, спецодежды. Соблюдение последовательности действий при мытье зеркала. Мытье зеркала. Соблюдение последовательности действий при мытье окна. Мытьё стекла.

 

6

Уборка территории

4

 

Выбор инвентаря и спецодежды для уборки территории. Специальный инвентарь для работы на участке. Сгребание листьев и травы. Уборка снега: сгребание снега, перебрасывание снега. Хранение инвентаря.

 

 

 

 

 

Итого

34

 

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

 

 

1

Уборка территории

4

Узнавание и различение прибора, называние его назначения. Учатся соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами. Учатся соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами. Изучают правила ухода и хранения инвентаря.

2

Покупки

3

Узнают и различают бытовые приборы по назначению. Просмотр презентации. Ответы на вопросы. Составляют последовательность мытья кухонных приборов. Узнают среди других приборов, называют. Узнают, рассказывают о его назначении. Составляют правила мытья, отвечают на вопросы. Отработка умения вести диалог

3

Обращение с кухонным инвентарем

5

Составляют памятку по безопасности в доме, отвечают на вопросы. Узнавание комнат по назначению, по картинкам. Пользоваться средствами для мытья кухни. Изучают правила по пожарной безопасности на кухне. Рассматривают картинки и отвечают на вопросы. Называют средства для мытья и чистки. Знакомятся с разными видами ложек и вилок, их назначением. Составляют последовательность мытья кухонных приборов. Развитие практических навыков мытья посуды. Рисуют, раскрашивают рисунки, называют предметы мебели.

Соотносят слова и предметы, находят их на картинках, правильно называют их. Рассказывают о назначении стола и стульев, узнают среди другой мебели. Обучение практическим навыкам ухода за столом и стульями. Знакомятся с обустройством кабинета, назначением мебели и электроприборов.

4

Приготовление пищи

10

Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбирают необходимые продукты для приготовления блюда. Выбирают инвентарь, необходимый для приготовления блюда. Мытье продуктов. Чистка овощей. Нарезание продуктов кубиками (кольцами, полукольцами). Натирание продуктов на тёрке. Наблюдают, сравнивают, отвечают на вопросы. Называют и различают предметы для сервировки стола. Наблюдают, отвечают на вопросы. Работа с картинками. Ответы на вопросы, практическая работа. Умеют сервировать стол, накрыть скатертью, разложить приборы. Различать виды чая. Познакомиться с различными способами заваривания чая. Развитие точности употребления слов в речи. Учатся различать и называть холодные напитки. Учатся называть различные виды морсов. Учатся готовить холодный морс по образцу, по инструкции.

5

Уход за вещами

6

Перечисляют виды одежды с последующим обобщением. Соотносят слова и предметы, находят их на картинках, правильно называют их. Учатся наполнять емкость водой, выбирать правильное количество воды. Уточнение и расширение представлений о различных видах моющих средств. Разделяют белье по цвету, виду ткани, назначению. Правильно закладывают белье, учитывая его вес. Знать ТБ при работе со стиральной машиной. Различение различных видов программ стирки, умение их выбирать. Называют части утюга: подошва утюга, шнур, регулятор температуры, клавиша пульверизатора. Установка гладильной доски, выставление температурного режима, подключение утюга к сети, раскладывание белья на гладильной доске. Смачивание белья водой, движения руки с утюгом, складывание белья

6

Уборка помещения

6

Узнавание и различение прибора, называние его назначения. Знать и соблюдать технику безопасности пользования феном. Соблюдение последовательности действий при пользовании феном. Учатся моделировать ситуацию в игровой деятельности. Учатся использовать полученные знания дома. Воспитывать аккуратность при выполнении работы. Знать правила пересадки цветов. Выполнение заданий по инструкции учителя. Называть полезные свойства и значение комнатных цветов для здоровья человека. Изучают правила ухода и хранения инвентаря.

 

Итого

34

 

 

Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Учебно-методическое обеспечение учебного курса:

Маллер А.Р. Социально – трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. – М.: 2011.

 Бабушкина Л.А, Ковтонюк М.В. Социально – бытовая ориентировка .М.- 2013 г.              

Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе. – М.-2014г.

Печатные пособия

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по окружающему социальному миру.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по окружающему социальному миру.

Технические средства обучения

Магнитная классная доска.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Мультимедийный проектор.

Экспозиционный экран .

Ноутбук.

Сканер .

Принтер струйный чёрно-белый.

Экранно - звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы,  соответствующие тематике программы по окружающему социальному миру.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие  тематике примерной программы по окружающему социальному миру.

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.).

Оборудование класса

Ученические столы одноместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение

У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение

В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся

В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся

Содержание учебного предмета №

Содержание учебного предмета №

Соблюдение последовательности действий при ручной стирке

Соблюдение последовательности действий при ручной стирке

Приготовление пищи 10

Приготовление пищи 10

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по окружающему социальному миру

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по окружающему социальному миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2023