МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 Г.БЛАГОВЕЩЕНСКА
Рассмотрено на заседании МС Председатель МС ______ /Л.З.Закирова/ Протокол № ___ «__» _______________ 2018 г. |
Согласовано Зам. директора по УВР ________ /Г.М. Сиразетдинова/ «____»____________2018г. |
Утверждаю Директор МОБУ СОШ №5 ________ /Т.Н. Кузнецова/ Приказ № ______ «_____»_______________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Естествознание»
7 класс
(индивидуальное обучение на дому
по адаптированной образовательной
программе)
Срок реализации программы: 1 год (2018-2019 уч.г.)
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В.Воронковой, М., гуманитарный издательский центр «Владос». (Доп. Министерством образования Российской Федерации),2011 г. и учебника З.А.Клепининой «Биология» - М.: Просвещение, 2015 г.
составитель: Иркабаева Наиля Искандаровна
2018
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Личностными результатами изучения предмета «Естествознание» являются следующие умения и качества:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, республике, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
-формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме;
- развитие представлений об окружающем мире;
- развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях;
- развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
- формирование интереса к изучению предмета;
- развитие интеллектуальных и творческих, речевых способностей;
- воспитание ответственного отношения к учебе, природе, осознание значимости получения образования.
Метапредметными результатами изучения предмета «Естествознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока совместно с учителем;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- расширять, углублять и систематизировать знания о предметах и явлениях окружающего мира;
- вычитывать текстовую информацию;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему) при помощи учителя;
- пользоваться справочниками;
- осуществлять анализ и синтез с помощью учителя;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной форме с учетом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; строение и общие биологические особенности цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
- некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
- разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохраняться от заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
- отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
- приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
- различать органы у цветкового растения;
- различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений;
- выращивать некоторые цветочно-декоративные растения;
- различать грибы и растения.
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты тестов создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями ученика 7 класса. Контроль осуществляется по завершению изучения раздела программы (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля - 5-15 минут.
2. Содержание учебного предмета
Введение
Многообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение - целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания).
Лабораторные работы.
1. Органы цветкового растения.
2. Строение цветка.
3. Строение семени фасоли.
4.
Строение
зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы:
форма,
окраска, величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян. Демонстрация опытов:
1. Условия, необходимые для прорастания семян.
2. Испарение воды листьями.
3. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
4. Передвижение
минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями.
ми, с
распространением плодов и семян (в начале сентября).
Многообразие растений, бактерий и грибов
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель - хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.
Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные растения
Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, чеснок - многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец - для южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак.
Бобовые. Горох (фасоль, соя - для южных районов). Бобы. Клевер, люпин - кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос - для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы - однолетние цветочные растения. Маргаритка - двулетнее растение. Георгин - многолетнее растение.
Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
Лабораторная работа.
Строение клубня картофеля.
Практическая работа по перевалке и пересадке комнатных растений.
Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия - «Весенние работы в саду». Обобщение по теме «Растение - живой организм».
3.Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема урока |
Примечание |
|
1 четверть (16 часов) |
|||||
Раздел 1. Растения вокруг нас (2 ч.) |
|||||
1 |
|
|
Разнообразие, значение и охрана растений. |
|
|
2 |
|
|
Значение и охрана растений. |
Сам. изучение. |
|
Раздел 2. «Общее знакомство с цветковыми растениями» (18 ч.) |
|||||
3 |
|
|
Строение растения. |
Лаб. работа |
|
4 |
|
|
Строение растения. |
Сам. изучение. |
|
5 |
|
|
Цветок. |
|
|
6 |
|
|
Виды соцветий |
Сам. изучение. |
|
7 |
|
|
Плоды. |
Лаб.работа |
|
8 |
|
|
Распространение плодов и семян. |
Сам. изучение. |
|
9 |
|
|
Семя. |
Лаб. работа |
|
10 |
|
|
Правила заделки семян в почву. |
Сам. изучение. |
|
11 |
|
|
Корень. |
|
|
12 |
|
|
Видоизменения корней. |
Сам. изучение. |
|
13 |
|
|
Лист. |
Практ. работа |
|
14 |
|
|
Органические вещества в растении. |
Сам. изучение. |
|
15 |
|
|
Испарение воды листьями. Дыхание растений. |
Практ. работа |
|
16 |
|
|
Листопад и его значение. |
Сам. изучение. |
|
2 четверть (16 часов) |
|||||
17 |
|
|
Стебель. |
Практ. работа |
|
18 |
|
|
Разнообразие стеблей. |
Сам. изучение. |
|
19 |
|
|
Растение - целостный организм. Проверочная работа по теме «Строение растения». |
|
|
20 |
|
|
Связь растения со средой обитания. |
Сам. изучение. |
|
Раздел 3. «Многообразие растительного мира» (42 ч.) |
|||||
21 |
|
|
Деление растений на группы. Мхи. |
|
|
22 |
|
|
Торфяные мхи. |
Сам. изучение. |
|
23 |
|
|
Папоротники. |
|
|
24 |
|
|
Папоротники-гиганты. |
Сам. изучение. |
|
25 |
|
|
Голосеменные. Хвойные растения. |
|
|
26 |
|
|
Лиственница. |
Сам. изучение. |
|
27 |
|
|
Покрытосеменные, или цветковые. |
|
|
28 |
|
|
Деление цветковых на классы. |
Сам. изучение. |
|
29 |
|
|
Однодольные покрытосеменные растения. Злаковые. |
|
|
30 |
|
|
Выращивание зерновых. Использование злаковых в хозяйстве. |
Сам. изучение. |
|
31 |
|
|
Цветочно-декоративные лилейные. |
|
|
32 |
|
|
Использование и выращивание лилейных растений. |
Сам. изучение. |
|
3 четверть (20 часов) |
|||||
33 |
|
|
Овощные лилейные. |
Лаб. работа |
|
34 |
|
|
Дикорастущие лилейные. Ландыш. |
Сам. изучение. |
|
35 |
|
|
Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. |
|
|
36 |
|
|
Дикорастущие пасленовые. |
Сам. изучение. |
|
37 |
|
|
Овощные пасленовые. Томат. |
|
|
38 |
|
|
Овощные пасленовые. Баклажан и перец. |
Сам. изучение. |
|
39 |
|
|
Овощные и технические пасленовые. Картофель. |
Лаб. работа |
|
40 |
|
|
Выращивание картофеля. |
Сам. изучение. |
|
41 |
|
|
Овощные и цветочно-декоративные пасленовые. |
|
|
44 |
|
|
Ядовитые пасленовые растения. |
Сам. изучение. |
|
43 |
|
|
Общие признаки бобовых. Пищевые бобовые растения. |
|
|
44 |
|
|
Южные бобовые культуры. Кормовые бобовые растения. |
Сам. изучение. |
|
45 |
|
|
Розоцветные. Общие признаки розоцветных. |
|
|
46 |
|
|
Шиповник – растение группы розоцветных. |
Сам. изучение. |
|
47 |
|
|
Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня, груша. |
|
|
48 |
|
|
Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. |
Сам. изучение. |
|
49 |
|
|
Плодово-ягодные розоцветные. Малина, земляника. |
|
|
50 |
|
|
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. |
Сам. изучение. |
|
51 |
|
|
Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. |
|
|
52 |
|
|
Пищевые сложноцветные культуры. |
Сам. изучение. |
|
4 четверть (18 часов) |
|||||
53 |
|
|
Однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. |
|
|
54 |
|
|
Многолетние цветочно-декоративные сложноцветные. |
Сам. изучение. |
|
55 |
|
|
Уход за комнатными растениями. |
Практ. работа |
|
56 |
|
|
Пересадка комнатных растений |
Сам. изучение. |
|
57 |
|
|
Осенние работы в саду и на пришкольном участке. |
Экскурсия |
|
58 |
|
|
Подготовка сада к зиме. |
Сам. изучение. |
|
59 |
|
|
Весенние работы в саду и на пришкольном участке. |
Практ. работа |
|
60 |
|
|
Уход за посевами и посадками. |
Сам. изучение. |
|
61 |
|
|
Обобщение по разделу «Многообразие растительного мира». Контрольный тест. |
|
|
62 |
|
|
Многообразие растительного мира. Повторение. |
Сам. изучение. |
|
Раздел 4. «Бактерии» (2 ч.) |
|||||
63 |
|
|
Бактерии |
|
|
64 |
|
|
Вред бактерий природе и человеку. |
Сам. изучение. |
|
Раздел 5. «Грибы» (4 ч.) |
|||||
65 |
|
|
Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы. |
|
|
66 |
|
|
Съедобные и несъедобные грибы. |
Сам. изучение. |
|
67 |
|
|
Обобщение по разделам «Бактерии», «Грибы». Тест. |
|
|
68 |
|
|
Ядовитые грибы. |
Сам. изучение. |
|
Раздел 6. Повторение (2 ч.) |
|||||
69 |
|
|
Повторение пройденного. Контрольный опрос «Растения – живой организм» |
|
|
70 |
|
|
Повторение пройденного. |
Сам. изучение. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.