Содержание
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного предмета.
3) Описание места учебного предмета в учебном плане.
4) Планируемые результаты освоения учебного предмета.
5) Содержание учебного предмета.
6) Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
7) Учебно-календарный план
8) Календарно – тематическое планирование.
9) Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
10.) Методические материалы
Пояснительная записка
1.Главная цель курса: создание условий для социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием) путем повышения их этической грамотности как основы интеграции в современном обществе, сформировать знания об основных правилах поведения человека в обществе, помочь ориентироваться на высокие эталоны нравственности и личностные характеристики (справедливость, совесть, долг, ответственность и др.), сформировать навыки устойчивого социального поведения, умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостаткилюдей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.
Выделяются следующие задачи курса:
v Формирование ведущих понятий предмета: мораль, право;
v Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.
v Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
v Формирование умения давать адекватную и сознательную оценку своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и понятия;
v Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» др.
v Воспитание познавательного интереса к предмету.
v Формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение их дифференцировать;
v Коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер обучающегося..
v Коррекция и развитие познавательных психических процессов.
v Воспитывать высоконравственные межличностные отношения,
v Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;
v Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;
v Повышать элементарную юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства.
v Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать
эти знания при выборе спутника жизни;
2. Общая характеристика учебного предмета Предмет «Этика» в школе играет важную роль в моральном и правовом воспитании обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе, ответственности за свое поведение в обществе, овладении ЗУНами, коррекционном воздействие изучаемого материала на личность ребенка.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием; направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает эстетическое и нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и включает следующие разделы: Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и включает следующие разделы:
v Что такое этика?
v Честность;
v Добро и зло;
v Совесть;
v Семья;
v Дети и родители;
v Дружба;
v Любовь;
v Деловой этикет;
v Деловой стиль одежды.
Особыми задачами обучения в 10 классе является:
- Формирование ведущих понятий: этика, мораль, нравственность, толерантность, нормы поведения, общество.
- Знакомство обучающихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права.
- Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» др.
- Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.
Материал программы представлен следующими разделами:
- Что такое этика?
- Семья.
- Честность.
- Добро и зло.
- Дружба.
- Любовь.
- Брак и молодая семья.
- Деловой этикет.
При проведении уроков используются методы:
- Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;
- Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;
- Практические – упражнения, работа с картинками, схемами.
- Проблемный;
- Частично-поисковый;
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
- Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
- Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
- Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);
- Комбинированный урок.
При проведении урока применяются ТСО: фрагменты фильмов, мультфильмов, мультимедиа.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.
Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.
На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.
С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Этика»относится к классу гуманитарных дисциплин. Программа 2023-24 года обучения рассчитана на 17 часов, с учетом проведения 0,5 часа раза в неделю.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
· осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
· воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
· способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
· сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
· сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
· проявление готовности к самостоятельной жизни.
Метапредметные результаты:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
· формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
· понимать договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
· знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
· знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
· формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
·
осознание
ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Для полноценного усвоения учебного материала курса целесообразно проводить занятия с опорой на межпредметные связи с такими учебными предметами, как:
Этика - русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;
Этика - чтение / чтение отрывков из книг, отрывков для конспектирования и т.д./;
Этика - математика /математический расчёт по формулам при подсчете результатов мини-тестов; практические задания по распределению семейного бюджета/
Этика - ОБЖ /безопасность в быту, охрана здоровья и т.д./;
Этика - история /становление этики в разных исторических эпохах; традиции семьи, генеалогическое дерево и т.д./;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
|
Учащиеся должны уметь: |
Учащиеся должны знать: |
10 кл. |
сравнивать различные модели ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия; оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; осуществлять поиск информации по заданной теме; самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор; осуществлять самоконтроль; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
- что такое право; - что такое мораль, нравственность; - отличия права и морали; - понимать значение «юридическая ответственность»; - сходства и различия норм права и норм морали - понимать важность брака, как основу нравственного благополучия семьи.
|
Базовые учебные действия:
Личностные:
· выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных ситуаций;
· учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
· знание основных моральных норм;
· оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;
· освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
· решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.
Регулятивные:
· постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
· планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
· коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
· составлять план и последовательность своих действий.
· уметь оценить степень успешности своей деятельности.
Познавательные:
· самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
· определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач; ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.
· постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
· наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; задавать вопросы;
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
· выявлять причины и следствия простых явлений.
· преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
· отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ).
Коммуникативные:
· аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
· использовать знаково-символические средства;
· уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и сделать соответствующие выводы.
· учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами
· учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
5. Содержание учебного предмета
|
Раздел |
Количество часов |
Содержание тем учебного предмета |
10 класс 17 часов |
|||
1 |
Введение |
3 часа |
Что такое этика? Этические ценности. Роль этических норм и правил в жизни человека. Поведение и поступки, как проявление личности. Культура общения и поведения в общественных местах. |
2 |
Основные понятия этики. |
7 часов |
Честность. Что значит быть честным? Честность и ложь. Ложь во спасение. Просмотр видеофильма «Ложь во спасение». Честность и порядочность. Добро и зло. Представление людей о добре и зле. Что такое добро? Добрый поступок - легко ли его совершить? Значение доброты в жизни человека. Зло как этическая категория (физическое зло, моральное зло и социальное зло). Оценка собственных действий, действий других людей с точки зрения нравственности и морали. Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность. Знакомство с мифологическими образами добра и зла у разных народов. Совесть. Что такое совесть? Кто по совести живет. С какими чувствами связана совесть? Объяснение выражений на основу анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг. |
3 |
Этика родительских отношений |
3часа |
Семья. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека Семейные связи: материальные, духовные (ценности, традиции, привычки, традиции) Семейное право. Место и роль ребенка в семье. Отношение детей и родителей. Влияние семьи на формирование личности ребенка. Влияние семьи на формирование личности ребенка. Просмотр кинофильма. Ролевые и социальные функции семьи. Значение родителей в жизни ребенка. Авторитет родителей. Родители образец для подражания. История моей семьи в фотографиях. История моей семьи, рассказанная родственниками. Родственники и родственные отношения. Правила поведения в семье. |
4 |
Этика межличностных отношений |
3 часа |
Дружба. Дружба - чувство, присущее человеку. Типы дружеских отношений. Для чего человеку нужна дружба. Понятие о межличностных отношениях. Различие дружеских отношений и отношений в коллективе. Дружба в моей жизни. Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь. Какой ты друг? Способы распознания истинной и ложной дружбы. Этические правила в отношениях друзей: друзья-мальчики, друзья-девочки. Любовь. Что такое любовь и счастье? Многозначность понятий «любовь» и «счастье». Разные представления о счастье: материальный достаток. Разные представления о счастье: карьера, семья. Любовь к Родине. Отечеству. Моя малая Родина. Понятие об уважении и ответственности взаимоотношений. |
5 |
Этика производственных (деловых) отношений
|
1 часа |
Деловой этикет. Правила делового разговора по телефону. Этика взаимоотношений в коллективе. Тестирование. |
6. Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета.
Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.
Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение
уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной
общеобразовательной программы;
- динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ:
Оценка «5» |
Оценка «4» |
Оценка «3» |
Оценка «2» |
- обнаруживает понимание материала; -самостоятельно формулирует ответы; -допускает единичные ошибки и сам исправляет |
-обнаруживает понимание материала; -самостоятельно формулирует ответы; -допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки); -допускает ошибки в речи (1-2 ошибки); |
-обнаруживает знание и понимание основных положений темы; -излагает материал недостаточно полно и последовательно; -допускает ряд ошибок в речи; -затрудняется самостоятельно подтвердить пример; -нуждается в постоянной помощи учителя; |
-обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; -допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл; -делает грубые ошибки; -не использует помощь учителя; |
7. Учебно – календарный план
№ |
Раздел |
Количество часов |
БУД |
1 |
Введение |
3 ч |
Регулятивные: Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать средства достижения цели. Познавательные: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные: Учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Личностные: Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей поступки. Учиться разрешать моральные противоречия. |
2 |
Основные понятия этики. |
7 ч |
|
3 |
Этика родительских отношений |
3часа |
|
4 |
Этика межличностных отношений |
3 часа |
|
5. |
Этика производственных (деловых) отношений |
1 час |
8. Календарно - тематическое планирование
№ |
Тема урока. Развитие речи. |
Кол-во часов |
Дата |
Основные понятия. |
Основные виды деятельности |
Коррекционная работа. |
||
Введение. |
||||||||
1 |
Что изучает этика? |
0.5 |
|
этика, мораль, нравственность. |
Работа с текстом,комментированное чтение статьи, составление вопросов. |
Коррекция внимания, нравственных норм.Раскрыть понятие этика, мораль, нравственность. Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения. Воспитывать доброжелательное отношение к людям. |
||
2 |
Этические ценности. |
0.5 |
|
молодая социальная группа; нравственность; социально-экономические основы; |
Работа с текстом: выборочный пересказ текста, поиск ответов на вопросы. |
Коррекция развития речи и обогащение словаря Коррекция и развитие умения выражать свои чувства через мимику, жесты, эмоции
|
||
3 |
Роль этических норм и правил в жизни человека. |
0.5 |
|
этика, правила поведения, позиция |
Составление рассказа, запись в тетрадь терминов и понятий. |
Коррекция внимания, нравственных норм Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям; бережного отношения к культурным ценностям; воспитание сострадания ко всему живому. |
||
4 |
Поведение и поступки, как проявление личности. |
0.5 |
|
нравственность; модель поведения; биологический вид; индивид. |
Оценка поступков, составление рассказа;самостоятельная работа с источниками информации. |
Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища |
||
5
|
Культура общения и поведения в общественных местах. |
0.5 |
|
модель поведения;
|
Ответы на вопросы, оформление выводов |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей. |
||
6 |
Культура общения и поведения в общественных местах. |
0,5 |
|
модель поведения |
Ответы на вопросы, оформление выводов |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей.
|
||
Основные понятия этики. |
||||||||
7 |
Честность. Что значит быть честным? |
0.5 |
|
мораль, честность, нравственность |
Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения |
Коррекция нравственного поведения.
|
||
8 |
Честность и ложь. |
0.5 |
|
ложь, безнравственность |
Уметь правильно соотносить поступки, вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; |
Формирование представления о честности и порядочности, учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности; |
||
9 |
Ложь во спасение. Просмотр видеофильма «Ложь во спасение».
|
0.5 |
|
лучше горькая правда, чем сладкая ложь. |
Выяснить морально-этические стороны лжи, каковы ее последствия.
|
Коррекция произвольного внимания через смену заданий. |
||
10 |
Честность и порядочность. |
0.5 |
|
честь, честность |
Комментированное чтение текста, поиск ответов на вопросы. |
Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом из дополнительных источников. Формирование осознанного отношения к правилам поведения людей по отношению друг к другу. |
||
11 |
Добро и зло. Представление людей о добре и зле.
|
0.5 |
|
добро, зло |
Работа с понятиями добро, зло, работа со словарем. Привести примеры добрых, злых поступков (из личного опыта или из литературы). Раскрыть понятия о сознательных, бескорыстных поступков, направленных на благо людей. |
Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения; формировать умение правильно оценивать себя и других; |
||
12 |
Что такое добро? |
0.5 |
|
Доброта и ее смысловые эквиваленты. |
Размышления «Мой добрый поступок» Актуализировать представления детей о личных качествах человека, рассмотреть различные ситуации.Работа с иллюстративным материалом. |
Коррекция нравственного поведения; формирование у учащихся ценностной ориентации, стремления
совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и
доброго отношения к другим людям;
|
||
13 |
Добрый поступок - легко ли его совершить?
|
0.5 |
|
Бескорыстие |
Извлечение информации из разнообразных источников (книг, фильмов),
|
Коррекция нравственного поведения.Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения
|
||
14 |
Значение доброты в жизни человека. |
0,5 |
|
|
осмыслении «Хотел каклучше, получилось как всегда». |
Формирование представления о принципиальных различиях «Добрый» и «добренький». |
||
15 |
Зло как этическая категория. |
0.5 |
|
физическое зло моральное зло социальное зло |
Оценка поступков, составление рассказа, работа с иллюстративным материалом.Работа в парах, попытаться ответить на вопросы товарища. |
Коррекция нравственного поведения.Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения
|
||
16 |
Отчего зло на свете. |
0.5 |
|
поступок |
Басня Л.Н. Толстого «Отчего зло на свете». Уметь приводить примеры добра и зла из литературных произведений; |
Коррекция нравственного поведения.Формировать умение определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни |
||
17 |
Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества. |
0.5 |
|
история человечества, жизнь общества |
Знакомство с мифологическими образами добра и зла у разных народов. |
Коррекция развития речи и обогащение словаря Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения
|
||
17 |
Совесть. Что такое совесть?Её влияние на поведение личности. |
0.5 |
|
моральная ответственность, совершаемые действия.. |
Формирование толерантной личности; культура поведения во взаимоотношениях со сверстниками; |
Коррекция речи через речевые ситуации. |
||
18 |
Объяснение выражений на основу анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг («чистая совесть»). |
0.5 |
|
Карточки с ситуациями. |
Составление описательного рассказа по плану, выборочный пересказ текста |
Коррекция эмоционально-волевой зрелости, устойчивость чувств Формировать активность и самостоятельность. |
||
19 |
Обобщение знаний по теме: «Понятия этики» Тестирование.
|
0.5 |
|
|
Работа в тетради, карточки с тестовыми заданиями. |
Выяснить знания основного фактического материала. Уметь приводить примеры влияния совести на поведение личности
|
||
Этика родительских отношений. |
||||||||
20 |
Семья. Что такое семья? Значение семьи в жизни человека. |
0.5
|
|
брак, семья, супружество маленькое «государство», рождение, воспитание, традиции, ценности, приобщение к социуму, мораль, нравственные принципы |
Подбор пословиц, сказок. Беседа с учащимися по вопросам, работа по карточкам, пословицы, поговорки, исключить лишнее. |
Психокоррекция поведения через беседу Коррекция произвольного внимания через смену заданий |
||
21 |
Влияние семьи на формирование личности ребенка.
|
0.5 |
|
неприязньмладенчество, детство, юношество, зрелость.
|
Иметь представление о семье. Запись в тетрадь терминов и понятий, заполнение таблицы.
|
Коррекция мыслительных операций путем Самостоятельного составления предложений |
||
22 |
Авторитет родителей. Родители образец для подражания. |
0.5 |
|
культура питания, ЗОЖ, вредные привычки, стремления, хобби. |
Формирование и закрепление навыков общественного поведения в семье и общественных местах |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей. |
||
23 |
История моей семьи в фотографиях. |
0.5 |
|
древо рода моего, традиции семьи, семейные фотографии. |
Составление схемы.Придумать герб своей семьи. |
Коррекция речи через речевые ситуации.Коррекция речи через комментирование своих действий |
||
24 |
Родственники и родственные отношения |
0.5 |
|
социальные группы, социальные роли |
Иметь представления о родственниках и родственных отношениях. Запись определений. Заполнение таблицы в тетради. |
Коррекция развития речи и обогащение словаря
|
||
25 |
Правила поведения в семье. |
0.5 |
|
семейный этикет, фундамент |
Составление правил по плану. |
Коррекция мыслительной деятельности через установление причинно-следственных связей. Знать основные разделы семейного права, уголовного права.
|
||
Этика межличностных отношений |
||||||||
26
|
Дружба. Дружба - чувство, пресущее человеку Для чего человеку нужна дружба. |
0.5 |
|
дружеские отношения, влечение, любовь. взаимоотношения, взаимное доверие, искренность, общие интересы. |
Чтение текста с «пометкой», отдельного абзаца или предложения в тексте. Уметь правильно соотносить поступки и события уважать позицию другого собеседника; уметь обосновать свою точку зрения и грамотно сформулировать ответ.
|
Коррекция речи через речевые ситуации Оценка поступков, перенос вывода на реальные события Коррекция речи через комментирование своих действий |
||
27 |
Различие дружеских отношений и отношений в коллективе. |
0.5 |
|
приятельство, товарищество |
Работа с текстом, ответы на вопросы. Составление рассказа о личности. |
Коррекция бесконфликтного общения со взрослыми и ровесниками |
||
28 |
Этические правила в отношениях друзей: друзья-мальчики, друзья-девочки |
0.5 |
|
взаимные симпатии,увлечения, секрет |
Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и нормами; уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга; |
Коррекция произвольного внимания через смену заданий |
||
29 |
Любовь. Что такое любовь и счастье? Многозначность понятий «любовь» и «счастье» |
0.5 |
|
любовь, способность любить, самообладание в любви. «любовь – это счастье» |
Составление описательного рассказа по плану. Работа с текстом, составление вопросов |
Формировать знание о этических правилах взаимоотношений между юношей и девушкой Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом из дополнительных источников.. |
||
30 |
Разные представления о счастье: материальный достаток. Разные представления о счастье: карьера, семья. |
0.5 |
|
«источник счастья»,благоденствие, благополучие, покой, довольство моральная ответственность, служебная лестница |
Анализ примеров, работа с тестом, ответы на вопросы. Составление коллажа по тексту. |
Коррекция речи через комментирование своих действий Коррекция речи через речевые ситуации |
||
31 |
Любовь к Родине. Отечеству.Моя малая Родина. |
0.5 |
|
святое чувство, первые шаги, детские воспоминания |
Составление описательного рассказа по плану. |
Коррекция речи через комментирование своих действий
|
||
Этика производственных (деловых) отношений |
||||||||
32 |
Деловой этикет. |
0.5 |
|
правила и нормы,деловое общение,приоритет субординации. |
Чтение текста с пометкой «непонятно», проведение анализа. |
Коррекция произвольного внимания через смену заданий |
||
33 |
Этика взаимоотношений в коллективе. |
0.5 |
|
уважение, обязательности, личные отношения. |
Оценка поступков, составление рассказа с описанием или решением ситуации. |
Оценка поступков, перенос вывода на реальные события. Коррекция речи через комментирование своих действий |
||
9. Учебно-методический комплекс.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой
(Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год, автор курса – В.М. Мозговой)
Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр
«ВЛАДОС», 20018 год). Конвенция о правах ребёнка (1990). Закон Р.Ф. «Об основных гарантиях прав ребёнка».
Учебники:
Дополнительная литература для учащихся:
Конституция Российской Федерации.- М.: ООО «ТК Велби», 2002г. – 32 с.
Полный сборник кодексов Российской Федерации. Под ред. Ю.Н.Власова. – М.. 1999. – 758 с.
Советский энциклопедический словарь. Научно – редакционный совет: А.М.Прохоров, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков и др. – М.: Советская
энциклопедия, 1980. – 1600 с.
Дополнительная литература для учителя:
А.Ф.Никитин. Право и политика.: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.- 191 с.: ил.
Человек и общество. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под. Ред Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 1998г. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1987. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.
Интернет – ресурсы:
Региональная коллекция ЦОР
Электронные информационные источники:
Представлены следующие темы
- Социальная система общества (схема).
- Международные документы о правах человека (схема)
- Словарь: христианство, буддизм, индоизм, мировые религии (текст).
- Ценности жизни и культуры (тест).
- Духовные потребности (тест).
- Нравственность (тест)
Методическая литература
Амелин Ю.Н., Амелин М.Ю. Этикет в вопросах и ответах.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2001-320 с.
Афанасьева Т.М. Семья: Проб.учеб.пособие для учащихся сред.учеб.заведений.- М.:Просвещение,1986.-224 с.,ил.
Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости.- 3-е изд.-М.: Педагогика, 1989.-144с.:ил.
Волина В.В. Как стать хорошим. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 2001.-224 с., ил.
Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, праздники, тернинги).-5-11 классы: методическое пособие/авт.-сост. Ю.А.Матюхина; под ред. Т.К.Инусиловой.- М.: Глобус,2007-175 с.- (Классное руководство).
Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. О культуре общения людей. «Внешторгиздат- Дейта Пресс», 1991.
Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений. ( авт.-сост. Юрьев и Владимирский) Репринтное издание. М., РИА "Рипол", 1991.
Розенталь Д.Э. А Как лучше сказать? :Кн.для учащихся ст.классов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1988.-176 с:ил.
Словарь по этике. Под ред. О.Г.Дробницкого и И.С.Кона. Ид.2-е. М., Политиздат,1970
Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы.- СПб.: КАРО,2005- 336 с.- (материалы для специалиста образовательного учреждения)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.