Адаптированная рабочая программа по этике 10 класс

  • docx
  • 30.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа по этике 10 класс.docx

                                                                          

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1)        Пояснительная записка.

 

2)        Общая характеристика учебного предмета.

 

3)        Описание места учебного предмета в учебном плане.

 

4)        Планируемые результаты освоения  учебного предмета.

 

5)        Содержание учебного предмета.

 

6)        Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

 

7)        Учебно-календарный план

 

8)  Календарно – тематическое планирование.

 

9)      Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

10.)  Методические материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

1.Главная цель курса: создание условий для социальной адаптации учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальным недоразвитием) путем повышения их этической грамотности как основы интеграции в современном обществе, сформировать знания об основных правилах поведения человека в обществе, помочь ориентироваться на высокие эталоны нравственности и личностные характеристики (справедливость, совесть, долг, ответственность и др.), сформировать навыки устойчивого социального поведения, умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостаткилюдей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми, что должно благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, а именно способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

Выделяются следующие задачи  курса:

v  Формирование ведущих понятий предмета: мораль, право;

v  Формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе.

v  Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.

v  Формирование умения давать адекватную и сознательную оценку своим поступкам и поступкам окружающих, опираясь на усвоенные эстетические представления и понятия;

v  Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость»  др.

v  Воспитание познавательного интереса к предмету.

v  Формирование определенного отношения к нравственным категориям; умение их дифференцировать;

v  Коррекция недостатков познавательной, эмоциональной и личностной сфер обучающегося..

v  Коррекция и развитие познавательных психических процессов.

v  Воспитывать высоконравственные межличностные отношения,

v  Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т.д.;

v  Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье;

v  Повышать элементарную юридическую компетенцию в области знаний семейного законодательства.

v  Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать

                        эти знания при выборе спутника жизни;

2.           Общая характеристика учебного предмета    Предмет  «Этика» в школе играет важную роль в моральном и правовом воспитании обучающихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании изучения правил поведения и этикета, как особо нормированных требований общества к человеку в обществе,  ответственности за свое поведение в обществе, овладении ЗУНами, коррекционном  воздействие изучаемого материала на личность ребенка.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием; направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает эстетическое и нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и включает следующие разделы: Отбор содержания произведён с учётом психологических, познавательных возможностей и социально – возрастных потребностей умственно отсталых детей и включает следующие разделы:

v  Что такое этика?

v  Честность;

v  Добро и зло;

v  Совесть;

v  Семья;

v  Дети и родители;

v  Дружба;

v  Любовь;

v  Деловой этикет;

v  Деловой стиль одежды.

 

Особыми задачами обучения в 10 классе является:

      - Формирование ведущих понятий: этика, мораль, нравственность, толерантность, нормы поведения, общество.

- Знакомство обучающихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права.

      - Формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость»  др.

      - Формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе.

Материал программы представлен следующими разделами:

      - Что такое этика?

      - Семья.

      - Честность.

      - Добро и зло.

      - Дружба.    

      - Любовь.

      - Брак и молодая семья.

      - Деловой этикет.

При проведении уроков используются методы:

  - Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, ;

  - Наглядные - наблюдение, демонстрация, ;

  - Практические – упражнения, работа с картинками, схемами.

  - Проблемный;

  - Частично-поисковый;

Занятия проводятся в классно-урочной форме.

Типы уроков:

 - Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

 - Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

 - Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок);

 - Комбинированный урок.

При проведении урока применяются ТСО: фрагменты фильмов, мультфильмов, мультимедиа.

Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, самостоятельные работы.

Знания и умения учащихся оцениваются за учебную четверть и за год. При выставлении итоговой оценки учитывается  уровень знаний учащихся. Основанием для выставления итоговой оценки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, устного опроса, тестовых и самостоятельных работ.

На изучение регионального компонента отводится не менее 10% учебного времени.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся применяются элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного: физкультминутки, динамическая смена поз, упражнения по коррекции и охране здоровья.

3.  Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Этика»относится к классу гуманитарных дисциплин. Программа 2023-24  года обучения рассчитана на 17 часов, с учетом проведения 0,5 часа раза в неделю.

 

4.Планируемые  результаты освоения учебного предмета

 Личностные результаты

·         осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

·         воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

·         овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

·         владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

·         способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

·         сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·         воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·         развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

·         сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

·         проявление готовности к самостоятельной жизни.

Метапредметные результаты:

·         овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

·         формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации;

·         определять наиболее эффективные  способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

·         понимать договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

·         знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

·         знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

·         формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;

·         осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Для полноценного усвоения учебного материала курса целесообразно проводить занятия с опорой на межпредметные связи с такими учебными предметами, как:

Этика - русский язык /закрепление навыков письма при выполнении письменных работ/;

Этика - чтение / чтение отрывков из книг, отрывков для конспектирования и т.д./;

Этика - математика /математический расчёт по формулам при подсчете результатов мини-тестов; практические задания по распределению семейного бюджета/

Этика - ОБЖ /безопасность в быту, охрана здоровья и т.д./;

Этика - история /становление этики в разных исторических эпохах; традиции семьи, генеалогическое дерево и т.д./;

                                                                       ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  

 

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны знать:

10 кл.

сравнивать различные модели   ценностных ориентиров, выявлять их общие черты и различия;

оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

осуществлять поиск информации по заданной теме;

самостоятельно обуславливать собственный нравственный выбор;

осуществлять самоконтроль;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

- что такое право;

- что такое мораль, нравственность;

- отличия права и морали;

- понимать значение «юридическая ответственность»;

- сходства и различия норм права и норм  морали

- понимать важность брака, как основу нравственного благополучия семьи.

 

 

 

Базовые учебные действия:

Личностные:

·         выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных ситуаций;

·         учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;

·         знание основных моральных норм;

·         оценка жизненных ситуаций с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

·         освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

·         решать моральные дилеммы, в ситуациях межличностных отношений и преодоления конфликтов.

Регулятивные:

·         постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

·         планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

·         коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

·         саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного                     конфликта) и преодолению препятствий.

·         составлять план и последовательность своих действий.

·         уметь оценить степень успешности своей деятельности.

Познавательные:

·         самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;

·         определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных задач; ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.

·         постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

·         наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; задавать вопросы;

·         анализировать, срав­нивать, классифици­ровать и обобщать факты и явления.

·         выявлять причины и следствия простых явлений.

·         преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

·         производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

·         отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ).

Коммуникативные:

·         аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

·         использовать знаково-символические средства;

·         уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и сделать соответствующие выводы.

·         учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами

·         учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

 

5.   Содержание учебного предмета

 

 

 

Раздел

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

10 класс 17 часов

1

Введение

3 часа

Что такое этика?

Этические ценности.

Роль этических норм и правил в жизни человека.

Поведение и поступки, как проявление личности.

Культура общения и поведения в общественных местах.

2

Основные понятия этики.

7 часов

Честность. Что значит быть честным?

Честность и ложь.

Ложь во спасение. Просмотр видеофильма «Ложь во спасение».

Честность и порядочность.

Добро и зло. Представление людей о добре и зле.

Что такое добро?

Добрый поступок - легко ли его совершить?

Значение доброты в жизни человека.

Зло как этическая категория (физическое зло, моральное зло и социальное зло).

Оценка собственных действий,  действий других людей с точки зрения нравственности и морали.

Как люди распознают в человеке доброжелательность, недоброжелательность.

Знакомство с мифологическими образами добра и зла у разных народов.

Совесть. Что такое совесть?

Кто по совести живет. С какими чувствами связана совесть?

Объяснение выражений на основу анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг. 

3

Этика родительских отношений

3часа

Семья. Что такое семья?

Значение семьи в жизни человека

Семейные связи: материальные,  духовные (ценности, традиции, привычки,  традиции)

Семейное право.

Место и роль ребенка в семье. Отношение детей и родителей.

Влияние семьи на формирование личности ребенка.

Влияние семьи на формирование личности ребенка.  Просмотр кинофильма.

Ролевые и социальные функции семьи.

Значение родителей в жизни ребенка.

Авторитет родителей. Родители образец для подражания.

История моей семьи в фотографиях. История моей семьи, рассказанная родственниками.

Родственники и родственные отношения.

Правила поведения в семье.

4

Этика межличностных отношений

3 часа

Дружба. Дружба - чувство, присущее человеку.

Типы дружеских отношений.

Для чего человеку нужна дружба.

Понятие о межличностных отношениях.

Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.

Дружба в моей жизни. Узы товарищества: честность, правдивость, взаимопомощь.

Какой ты друг? Способы распознания истинной и ложной дружбы.

Этические правила в отношениях друзей: друзья-мальчики, друзья-девочки.

Любовь. Что такое любовь и счастье?

Многозначность понятий «любовь» и «счастье».

Разные представления о счастье: материальный достаток.

Разные представления о счастье: карьера, семья.

Любовь к Родине. Отечеству. Моя малая Родина.

Понятие об уважении и ответственности взаимоотношений.

5

Этика производственных (деловых) отношений

 

1 часа

Деловой этикет.

Правила делового разговора по телефону.

Этика взаимоотношений в коллективе.

Тестирование.

 

 

 

6. Критерии и нормы оценки достижения, планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

 

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.

Оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение

уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

-  соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной

общеобразовательной программы;

-  динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ:

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

- обнаруживает понимание

материала;

-самостоятельно

формулирует ответы;

-допускает единичные

ошибки и сам исправляет

-обнаруживает понимание

материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

-допускает ошибки в речи (1-2 ошибки);

-обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

-излагает материал недостаточно

полно и последовательно;

-допускает ряд ошибок в речи;

-затрудняется самостоятельно

подтвердить пример;

-нуждается в постоянной помощи

учителя;

-обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала;

-допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл;

-делает грубые ошибки;

-не использует помощь учителя;

 

 

 

 

7. Учебно – календарный план

 

Раздел

Количество часов

БУД

1

Введение

3 ч

Регулятивные:

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать  средства достиже­ния цели.

Познавательные:

Анализировать, срав­нивать, классифици­ровать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные:

Учиться отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Личностные:

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей поступки. Учиться разрешать моральные противоре­чия.

2

Основные понятия этики.

7 ч

3

Этика родительских отношений

3часа

4

Этика межличностных отношений

3 часа

5.

Этика производственных (деловых) отношений

1 час

 

 

 

 

 

8. Календарно - тематическое планирование

 

 

Тема урока.

Развитие речи.

Кол-во часов

Дата

Основные понятия.

Основные виды деятельности

Коррекционная работа.

Введение.

1

Что изучает  этика?

0.5

 

этика, мораль, нравственность.

Работа с текстом,комментированное чтение статьи, составление вопросов.

Коррекция внимания, нравственных норм.Раскрыть понятие этика, мораль, нравственность. Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения. Воспитывать доброжелательное отношение к людям.

2

Этические ценности.

0.5

 

молодая социальная группа; нравственность; социально-экономические основы;

Работа с текстом: выборочный пересказ текста, поиск

ответов на вопросы.

Коррекция развития речи и обогащение словаря

Коррекция и развитие умения выражать свои чувства через мимику, жесты, эмоции

 

3

Роль этических норм и правил в жизни человека.

0.5

 

этика, правила поведения,  позиция

Составление рассказа, запись в тетрадь терминов и понятий.

Коррекция внимания, нравственных норм Воспитание любви и уважительного отношения к близким и окружающим людям; бережного отношения  к культурным ценностям; воспитание сострадания ко всему живому.

4

Поведение и поступки, как проявление личности.

0.5

 

нравственность; модель поведения; биологический вид; индивид.

Оценка поступков, составление

рассказа;самостоятельная работа с источниками

информации.

Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища

5

 

 

 

Культура общения и поведения в общественных местах. 

0.5

 

модель поведения;

 

 

 

Ответы на вопросы, оформление выводов

Коррекция мыслительной

деятельности через установление

причинно-следственных связей.

6

Культура общения и поведения в общественных местах. 

0,5

 

 

модель поведения

Ответы на вопросы, оформление выводов

Коррекция мыслительной

деятельности через установление

причинно-следственных связей.

 

Основные понятия этики.

7

Честность. Что значит быть честным?

0.5

 

мораль, честность, нравственность

Развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения

Коррекция нравственного поведения.

 

8

Честность и ложь.

0.5

 

ложь, безнравственность

Уметь правильно соотносить поступки, вступать и поддерживать коммуникацию в разных

ситуациях социального взаимодействия;

Формирование представления о честности и порядочности, учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;

9

Ложь во спасение.

Просмотр видеофильма

«Ложь во спасение».

 

0.5

 

лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Выяснить морально-этические стороны лжи, каковы ее последствия.

 

Коррекция произвольного внимания через смену заданий.

10

Честность и порядочность.

0.5

 

честь, честность

Комментированное чтение текста, поиск

ответов на вопросы.

Коррекция пространственной ориентации через работу с текстом из дополнительных источников. Формирование осознанного отношения к правилам поведения людей по отношению друг к другу.

11

Добро и зло.

Представление людей о добре и зле.

 

0.5

 

добро,  зло

Работа с понятиями добро, зло, работа со словарем.

Привести примеры добрых, злых поступков

 (из личного опыта или из литературы).  Раскрыть понятия о сознательных, бескорыстных поступков, направленных на благо людей.

Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения;

формировать умение правильно оценивать себя и других;

12

Что такое добро?

0.5

 

Доброта и ее смысловые эквиваленты.

Размышления «Мой добрый поступок» Актуализировать представления детей о личных качествах человека, рассмотреть различные ситуации.Работа с иллюстративным материалом.

Коррекция нравственного поведения;

формирование у учащихся ценностной ориентации, стремления совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;


 

13

Добрый поступок - легко ли его совершить?

 

 

 

 

0.5

 

Бескорыстие

Извлечение информации из разнообразных источников (книг, фильмов),

 

 

 

Коррекция нравственного поведения.Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения

 

14

Значение доброты в жизни человека.

0,5

 

 

осмыслении «Хотел каклучше, получилось как всегда».

 

 

 Формирование представления о принципиальных различиях «Добрый» и «добренький».

15

Зло как этическая категория.

0.5

 

физическое зло моральное зло социальное зло

Оценка поступков, составление  рассказа, работа с иллюстративным материалом.Работа в парах, попытаться ответить на вопросы товарища.

Коррекция нравственного поведения.Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения

 

 

16

Отчего зло на свете.

0.5

 

поступок

Басня Л.Н. Толстого

«Отчего зло на свете».

Уметь приводить примеры добра и зла из литературных произведений;

Коррекция нравственного поведения.Формировать умение определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни

17

Эволюция взглядов на добро и зло в ходе истории человеческого общества.

0.5

 

история человечества, жизнь общества

Знакомство с мифологическими образами добра и зла у разных народов.

Коррекция развития речи и обогащение словаря

Формирование навыков самоанализа поступков с точки зрения норм общественного поведения

 

17

Совесть. Что такое совесть?Её влияние на поведение личности.

0.5

 

моральная ответственность, совершаемые 

действия..

Формирование толерантной личности; культура поведения во взаимоотношениях со сверстниками;

Коррекция речи через

речевые ситуации.

18

Объяснение выражений на основу анализа конкретных ситуаций из прочитанных книг («чистая совесть»).

0.5

 

Карточки с

ситуациями.

Составление описательного

рассказа по плану, выборочный пересказ текста

Коррекция эмоционально-волевой зрелости, устойчивость чувств

Формировать активность и самостоятельность.

19

Обобщение знаний по теме: «Понятия этики» Тестирование.

 

0.5

 

 

Работа в тетради, карточки с  тестовыми заданиями.

Выяснить знания основного фактического материала.

Уметь приводить примеры влияния совести на поведение личности

 

Этика родительских отношений.

 

20

Семья. Что такое семья?

Значение семьи в жизни человека.

0.5

 

 

брак, семья,

супружество

маленькое «государство», рождение, воспитание, традиции, ценности, приобщение к социуму, мораль, нравственные принципы

Подбор пословиц, сказок.

Беседа с учащимися по вопросам, работа по карточкам, пословицы, поговорки, исключить лишнее.

Психокоррекция поведения через беседу

Коррекция произвольного внимания через смену заданий

21

Влияние семьи на формирование личности ребенка.

 

0.5

 

неприязньмладенчество,

детство,

юношество,

зрелость.

 

Иметь представление о семье. Запись в тетрадь терминов и понятий, заполнение таблицы.

 

Коррекция мыслительных операций путем

Самостоятельного составления предложений

22

Авторитет родителей. Родители образец для подражания.

0.5

 

культура питания, ЗОЖ, вредные привычки, стремления, хобби.

Формирование и закрепление навыков общественного поведения в семье и общественных местах

Коррекция мыслительной

деятельности через установление

причинно-следственных связей.

23

История моей семьи в фотографиях.

0.5

 

древо рода моего,

традиции семьи, семейные фотографии.

Составление схемы.Придумать герб своей семьи.

Коррекция речи через речевые ситуации.Коррекция речи через комментирование своих действий

24

Родственники и родственные отношения

0.5

 

социальные группы, социальные роли

 Иметь представления о родственниках и родственных

отношениях. Запись определений. Заполнение таблицы в тетради.

Коррекция развития речи и обогащение словаря

 

25

Правила поведения в семье.

0.5

 

семейный этикет, фундамент

Составление правил по плану.

Коррекция мыслительной

деятельности через установление

причинно-следственных связей. Знать основные разделы семейного права, уголовного права.

 

 

Этика межличностных отношений

26

 

Дружба. Дружба - чувство,  пресущее человеку

Для чего человеку нужна дружба.

0.5

 

дружеские

отношения, влечение, любовь.

взаимоотношения, взаимное доверие, искренность, общие интересы.

Чтение текста с «пометкой», отдельного абзаца или предложения в тексте.

Уметь правильно соотносить поступки и события уважать позицию другого собеседника; уметь обосновать свою точку зрения и грамотно сформулировать ответ.

 

Коррекция речи через

речевые ситуации

Оценка поступков, перенос

вывода на реальные события

Коррекция речи через

комментирование своих

действий

27

Различие дружеских отношений и отношений в коллективе.

0.5

 

приятельство, товарищество

Работа с текстом, ответы на вопросы. Составление

рассказа о личности.

Коррекция бесконфликтного общения со взрослыми и ровесниками

28

Этические правила в отношениях друзей: друзья-мальчики, друзья-девочки

0.5

 

взаимные симпатии,увлечения, секрет

Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и нормами; уважительное отношение к правам и обязанностям друг друга;

Коррекция произвольного

внимания через смену

заданий

29

Любовь. Что такое любовь и счастье?

Многозначность понятий «любовь» и «счастье»

0.5

 

любовь,

способность

любить,

самообладание в

любви.

«любовь – это счастье»

Составление описательного

рассказа по плану.

Работа с текстом,

составление вопросов

Формировать знание о этических правилах взаимоотношений между юношей и девушкой

Коррекция пространственной

ориентации через работу с текстом

из дополнительных источников..

30

Разные представления о счастье: материальный достаток.

Разные представления о счастье: карьера, семья.

0.5

 

«источник счастья»,благоденствие, благополучие, покой, довольство

моральная ответственность, служебная лестница

Анализ примеров, работа с тестом, ответы на

вопросы.

Составление коллажа  по тексту.

Коррекция речи через

комментирование своих

действий

Коррекция речи через

речевые ситуации

31

Любовь к Родине. Отечеству.Моя малая Родина.

0.5

 

святое чувство,

первые шаги,

детские воспоминания

Составление описательного

рассказа по плану.

Коррекция речи через

комментирование своих

действий

 

 

 

Этика производственных (деловых) отношений

32

Деловой этикет.

0.5

 

правила и нормы,деловое общение,приоритет субординации.

Чтение текста с пометкой «непонятно», проведение анализа.

Коррекция произвольного внимания через смену заданий

33

Этика взаимоотношений в коллективе.

0.5

 

 уважение, обязательности, личные отношения.

Оценка поступков, составление

рассказа с описанием или решением ситуации.

Оценка поступков, перенос вывода на реальные события. Коррекция речи через

комментирование своих действий

 

 

 

9. Учебно-методический комплекс.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы. Сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой

(Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2014 год, автор курса – В.М. Мозговой)

Программно – методическое обеспечение для 10 – 12 классов с углубленной трудовой подготовкой в специальных (коррекционных)

образовательных учреждениях VIII вида под редакцией А.М.Щербаковой, Н.М.Платоновой. (Москва, Гуманитарный издательский центр

«ВЛАДОС», 20018 год). Конвенция о правах ребёнка (1990). Закон Р.Ф. «Об основных гарантиях прав ребёнка».

Учебники:

 

Дополнительная литература для учащихся:

 Конституция Российской Федерации.- М.: ООО «ТК Велби», 2002г. – 32 с.

 Полный сборник кодексов Российской Федерации. Под ред. Ю.Н.Власова. – М.. 1999. – 758 с.

Советский энциклопедический словарь. Научно – редакционный совет: А.М.Прохоров, М.С.Гиляров, Е.М.Жуков и др. – М.: Советская

энциклопедия, 1980. – 1600 с.

Дополнительная литература для учителя:

А.Ф.Никитин. Право и политика.: Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000.- 191 с.: ил.

Человек и общество. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Под. Ред Л.Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 1998г. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М., «Просвещение», 1987. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., УРАО, 1997.

Интернет – ресурсы:

Региональная коллекция ЦОР

Электронные информационные источники:

Представлены следующие темы

- Социальная система общества (схема).

- Международные документы о правах человека (схема)

- Словарь: христианство, буддизм, индоизм, мировые религии (текст).

- Ценности жизни и культуры (тест).

- Духовные потребности (тест).

- Нравственность (тест)

 

 

 

 

Методическая литература

 

Амелин Ю.Н., Амелин М.Ю. Этикет в вопросах и ответах.-Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 2001-320 с.

 

Афанасьева Т.М. Семья: Проб.учеб.пособие для учащихся сред.учеб.заведений.- М.:Просвещение,1986.-224 с.,ил.

 

Васильева-Гангнус Л.П. Азбука вежливости.- 3-е изд.-М.: Педагогика, 1989.-144с.:ил.

 

Волина В.В. Как стать хорошим. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс, 2001.-224 с., ил.

 

Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, праздники, тернинги).-5-11 классы: методическое пособие/авт.-сост. Ю.А.Матюхина; под ред. Т.К.Инусиловой.- М.: Глобус,2007-175 с.- (Классное руководство).

 

Матвеев В.М., Панов А.Н. В мире вежливости. О культуре общения людей. «Внешторгиздат- Дейта Пресс», 1991.

 

Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений. ( авт.-сост. Юрьев и Владимирский) Репринтное издание. М., РИА "Рипол", 1991.

 

Розенталь Д.Э. А Как лучше сказать? :Кн.для учащихся ст.классов.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1988.-176 с:ил.

 

Словарь по этике. Под ред. О.Г.Дробницкого и И.С.Кона. Ид.2-е. М., Политиздат,1970

 

Смирнова Е.Е. Психология общения: курс для старших классов средней школы.- СПб.: КАРО,2005- 336 с.- (материалы для специалиста образовательного учреждения)