ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой-М.: «Просвещение», 2017г.
Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающих с ограниченными возможностями здоровья. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;
Приказ Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Рабочая программа курса «Информатика » для учащихся 9-го класса с адаптированной образовательной программой сформирована
на основе:
- Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.04.№1312;
В программе особое внимание уделено формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях.
За основу взята авторская программа Босовой Л.Л., которая рассчитана на 33 часа, с расчётом по 1 часу в неделю.
Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.
Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.
Цели изучения курса:
-общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространённой частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребёнка;
-технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере;
-коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и др.).
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
Введение в программу обучения умственно – отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.
В работе с умственно – отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, текстовым редактором MS Word, знакомство с глобальной сетью Интернет и её возможностями, закрепление ранее приобретённых навыков.
Программой предусмотрено проведение:
· практические работы – 17;
· контрольные работы – 2.
Требования к уровню подготовки обучающихся учебного курса
Учащиеся должны:
знать \ понимать
ü предмет изучения информатики;
ü ТБ и правила поведения в кабине информатики и при работе за компьютером;
ü состав основных устройств компьютера, их назначение;
ü элементы диалогового окна;
ü объекты Рабочего стола;
ü элементы окна программы;
ü назначение текстовых редакторов;
ü основные объекты текстового редактора;
ü основные режимы работы текстового редактора (ввод, редактирование, форматирование, работа с файлами);
ü назначение графического редактора;
ü назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, панели инструментов, палитры, меню команд;
ü назначение и роль Интернета в развитии общества;
ü технологию поиска информации в Интернете;
ü иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;
ü историю и перспективы развития компьютерных техники;
ü иметь представление о социальных сетях;
ü правила общения в социальных сетях.
уметь
ü следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
ü приводить примеры информации;
ü пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;
ü включать и выключать компьютер;
ü пользоваться клавиатурой, мышью;
ü запускать программы с помощью Главного меню;
ü ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, работать с окнами;
ü пользоваться программами для обработки символьной и числовой информации;
ü выполнять основные операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование;
ü перемещаться по тексту;
ü сохранять текст;
ü пользоваться клавиатурой, мышью при работе с текстом;
ü создавать изображение в среде графического редактора;
ü сохранять графические изображения;
ü искать информацию с помощью поисковых систем;
ü пользоваться электронной почтой;
ü пользоваться социальными сетями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Повторение – 9 ч.
Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК. Операционная система Windows. Основные действия с папками и файлами. Стандартные программы Windows.
Практикум
1. Устройство персонального компьютера.
2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола.
3. Создание папки.
4. Стандартные программы Windows.
Информационные технологии обработки текстовой информации – 17 ч.
Текстовый редактор MICROSOFT WORD. Создание документов в MS Word. Маркированные и нумерованные списки. Построение таблиц. Работа с рисунком. Вид документа. Печать документа.
Практикум
1. Ввод и редактирование документа.
2. Работа с фрагментом текста.
3. Форматирование текста.
4. Создание списков.
5. Создание и редактирование таблицы.
6. Форматирование таблицы.
7. Занесение данных в таблицу.
8. Работа с рисунком.
9. Вид документа.
10. Печать документа.
Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч.
История развития компьютерных сетей. Поисковая служба Интернета. Электронная почта. Социальные сети.
Практикум
1. Поиск информации в Интернете.
2. Создание электронного ящика.
3. Общение в социальных сетях.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Дата |
Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч |
||
1 |
Техника безопасности . Устройство ПК |
1 |
1. 2 |
Практическая работа №1. Устройство персонального компьютера |
1 |
2. 3 |
Операционная система Windows |
1 |
3. 4 |
Практическая работа №2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола |
1 |
4. 5 |
Основные действия с папками и файлами |
1 |
5. 6 |
Практическая работа №3. Создание папки |
1 |
6. 7 |
Стандартные программы Windows |
1 |
7. 8 |
Практическая работа №4. Стандартные программы Windows |
1 |
8. 9 |
Входная контрольная работа |
1 |
Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч
|
||
9. 10 |
Текстовый редактор MICROSOFT WORD |
1 |
10. 11 |
Создание документов в MS Word |
1 |
11. 12 |
Практическая работа №5. Ввод и редактирование документа |
1 |
12. 13 |
Практическая работа №6. Работа с фрагментом текста |
1 |
13. 14 |
Практическая работа №7. Форматирование текста |
1 |
14. 15 |
Маркированные и нумерованные списки |
1 |
15. 16 |
Практическая работа №8. Создание списков |
1 |
16. 17 |
Построение таблиц |
1 |
17. 18 |
Практическая работа №9. Создание и редактирование таблицы |
1 |
18. 19 |
Практическая работа №10. Форматирование таблицы |
1 |
19. 20 |
Практическая работа №11. Занесение данных в таблицу |
1 |
20. 21 |
Работа с рисунком |
1 |
21. 22 |
Практическая работа №12. Работа с рисунком |
1 |
22. 23 |
Вид документа |
1 |
23. 24 |
Практическая работа №13. Вид документа |
1 |
24. 25 |
Печать документа |
1 |
25. 26 |
Практическая работа №14. Печать документа |
1 |
Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч |
||
26. 27 |
История развития компьютерных сетей |
1 |
27. 28 |
Поисковая служба Интернета |
1 |
28. 29 |
Практическая работа №15. Поиск информации в Интернете |
1 |
29. 30 |
Электронная почта |
1 |
30. 31 |
Практическая работа №16. Создание электронного ящика |
1 |
31. 32 |
Социальные сети |
1 |
32. 33 |
Практическая работа №17. Общение в социальных сетях |
1 |
33. |
Итого: |
33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
КЧ |
Элементы содержания |
Образовательные задачи |
Коррекционо – развивающие задачи |
Дата |
|
Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч |
|||||||
1 |
Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК |
1 |
ТБ. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки. Модем. Веб – камера. |
Повторить с учащимися с правилами поведения в кабинете информатики; архитектуру ПК |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
2 |
Практическая работа №1 Устройство персонального компьютера. ТБ |
1 |
Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. |
Знать основные составляющие ПК (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
3 |
Операционная система Windows |
1 |
Рабочий стол. Специальные объекты Windows: Мой компьютер, Сетевое окружение, Корзина. Элементы управления: Панель задач, Пуск |
Знать элементы управления Рабочего стола, специальные объекты Windows |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
4 |
Практическая работа №2 Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола. ТБ |
1 |
Пуск. Главное меню. Вложенное (скрытое) меню. Тема Рабочего стола. Фон Рабочего стола. Выключение компьютера |
Уметь пользоваться элементами управления: Пуск, Панель задач; устанавливать тему и фон Рабочего стола; выключать компьютер |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
5 |
Основные действия с папками и файлами |
1 |
Файл. Имя файла. Тип файла. Расширение. Значки файлов. Операции с файлами. Папка. Вложенная папка. |
Сформировать представления о понятиях «файл» и «папка»; познакомиться с основными операциями над файлами и папками |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
6 |
Практическая работа №3 Создание папки. ТБ |
1 |
Операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование |
Уметь выполнять операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
7 |
Стандартные программы Windows |
1 |
Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint |
Знать стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint; их возможности и назначение |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
8 |
Практическая работа №4 Стандартные программы Windows. ТБ |
1 |
Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint |
Уметь пользоваться стандартными программами операционной системы Windows: Калькулятор, WordPad, Paint |
Развитие устойчивого внимания, памяти. Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
9 |
Входная контрольная работа |
1 |
Контрольная работа в формате тестирования |
Уметь применять полученные знания и навыки |
Развитие чувства времени и длительности его. |
|
|
Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч |
|||||||
10 |
Текстовый редактор MICROSOFT WORD |
1 |
Текстовый редактор: возможности, назначение, основные элементы. Основные действия с текстом. |
Расширить представления о текстовом редакторе и его возможностях |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
11
|
Создание документов в MS Word |
1 |
Основные элементы среды Microsoft Word. Создание текста. Ввод текста в документ. Абзац. Редактирование текста. Удаление текста. Форматирование текста. Атрибуты форматирования. Выравнивание текста. |
Знать основные элементы среды Microsoft Word; приёмы работы с текстом в Microsoft Word |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
12 |
Практическая работа №5 Ввод и редактирование документа. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Проверка правописания. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Продолжить работу над формированием навыков ввода текста и его редактирования; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
13 |
Практическая работа №6 Работа с фрагментом текста. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Открытие ранее сохранённого документа. Редактирование ранее созданного документа. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Продолжить работу над формированием навыков редактирования ранее созданного текста; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
14 |
Практическая работа №7 Форматирование текста. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Форматирование текста. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Продолжить работу над формированием навыков форматирования текста по образцу; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
15 |
Маркированные и нумерованные списки |
1 |
Приёмы создания текстового документа. Нумерованный список. Маркированный список. Примеры. Создание списков |
Иметь представление о списках. Знать отличия маркированного списка от нумерованного; правила создания списка |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
16 |
Практическая работа №8 Создание списков. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Оформление текста в виде списка. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Уметь оформлять текст в виде списка; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
17 |
Построение таблиц |
1 |
Приёмы создания текстового документа. Таблица. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Построение таблица. Операции с таблицей. Внесение данных в таблицу. |
Иметь представление о таблице как о форме представления текстовой информации. Знать правила построения таблицы, операции с ней; правила внесения данных в таблицу |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
18 |
Практическая работа №9 Создание и редактирование таблицы. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Вставка строки \ столбца в имеющуюся таблицу. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Уметь строить таблицу в текстовом документе; вносить в таблицу данные; добавлять \ удалять строки \ столбцы; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
19 |
Практическая работа №10 Форматирование таблицы. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word. Создание бланка документа по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Продолжить работу над формированием навыков форматирования таблицы; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
20
|
Практическая работа №11 Занесение данных в таблицу. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Заполнение бланка документа данными Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Продолжить работу над формированием навыков внесения данных в таблицу; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
21 |
Работа с рисунком |
1 |
Приёмы создания текстового документа. Коллекция клипов Microsoft Office. Надписи и объекты WordArt. Панель инструментов Рисование. Вставка рисунка из графического файла. Изменение положения рисунка в документе. Изменение цвета рисунка. Выбор стиля рисунка. Удаление рисунка |
Знать правила создания и работы с рисунком в текстовом документе |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
22 |
Практическая работа №12 Работа с рисунком. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Создание нового документа. Создание рисунка по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Уметь создавать рисунок в текстовом документе; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
23 |
Вид документа |
1 |
Приёмы создания рисунка в текстовом документе. Режим просмотра документа. Режим чтения. Параметры просмотра. Дополнительные элементы |
Иметь представление о виде документа |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
24 |
Практическая работа №13 Вид документа. ТБ |
1 |
Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Изменение вида текстового документа в соответствии с требованиями. Сохранение документа. Закрытие программы Word |
Продолжить работу над формированием навыков работы с текстом; сохранять документ |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
25 |
Печать документа |
1 |
Принтер. Настройка параметров страницы для печати. Раздел печати документа. Окно печати документа. Печать документа. |
Знать, какие устройства используются для печати документа; настройку параметров страницы для печати |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
26 |
Практическая работа №14 Печать документа. ТБ |
1 |
Открытие ранее созданного документа. Предварительный просмотр. Печать документа |
Продолжить работу над формированием навыков печати документа |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч |
|||||||
27 |
История развития компьютерных сетей
|
1 |
История развития компьютерных сетей. Этапы развития. Компьютерная сеть. Назначение. Интернет как средство для обмена информацией. |
Познакомить с историей развития компьютерных сетей |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
28 |
Поисковая служба Интернета |
1 |
Поисковая служба Интернета. Яндекс. Google. Рамблер. Mail. Назначение поисковых систем. |
Знать поисковые службы Интернета: Яндекс. Google. Рамблер. Mail; их возможности и назначение |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
29 |
Практическая работа №15 Поиск информации в Интернете. ТБ |
1 |
Поиск информации в Интернете с использованием поисковых служб |
Уметь выполнять поиск информации в Интернете с использованием поисковых служб |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
30 |
Электронная почта |
1 |
Назначение поисковых систем. Электронная почта: возможности, назначение. Схема доставки сообщения. Преимущества и недостатки e-mail. Почтовый адрес |
Иметь представление об электронной почте, её возможности, назначение, схеме доставки сообщений, достоинства и недостатки |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
31 |
Практическая работа №16 Создание электронного ящика. ТБ |
1 |
Создание электронной почты на www.yandex.ru, www.mail.ru |
Уметь создавать электронную почту на www.yandex.ru, www.mail.ru |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
32 |
Социальные сети |
1 |
Назначение поисковых систем. Социальная сеть. Основные функции социальных сетей. |
Иметь представление о социальных сетях, их возможностях и назначении |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
|
33 |
Практическая работа №17 Общение в социальных сетях. ТБ |
1 |
Социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, Мой мир и др. правила общения в социальных сетях |
Знать . правила общения в социальных сетях |
Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям |
|
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Аппаратные средства:
ü компьютер;
ü проектор;
ü принтер;
ü устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства:
ü операционная система Windows;
ü текстовый редактор MS Word;
ü приложение Калькулятор;
ü графический редактор Paint;
ü Web –браузер;
ü текстовый редактор WordPad
.
Фамилия, имя _______________________________________ класс ______ дата ____________
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Фамилия, имя _______________________________________ класс ______ дата ____________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.