Адаптированная рабочая программа по информатике 10 класс

  • docx
  • 30.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа по информатике 10 класс.docx

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой-М.: «Просвещение», 2017г.

Санитарно-         эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающих с ограниченными возможностями здоровья. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15.

Федеральный        перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на учебный год;

Приказ                 Минобразования РФ от 10.04.2002 N 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

Концепция      духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

      Рабочая программа курса «Информатика » для учащихся 9-го класса с адаптированной образовательной программой сформирована

         на основе:

-   Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья;

-  Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утвержденного приказом Минобразования России от 09.03.04.№1312;

В программе особое внимание уделено формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях.

За основу взята авторская программа Босовой Л.Л., которая рассчитана на 33 часа, с расчётом по 1 часу в неделю.

Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.

 

Введение учебного предмета «Информатика, ИКТ» способствует принципу коррекционной направленности образовательного процесса, который является ведущим. Особое внимание уделено использованию информационных технологий в жизни, предмет даёт целенаправленную подготовку обучающихся к использованию информационных и коммуникационных технологий в процессе различных видов деятельности.

Цели изучения курса:

-общекультурная цель – ознакомление учащихся с компьютерами, распространённой частью «культурного ландшафта» - среды обитания современного человека – и формирование мировоззрения ребёнка;

-технологическая цель – приобретение навыков работы на компьютере;

          -коррекционная цель – способствовать развитию высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения и др.).

Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках.

Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.

Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.

Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности.

Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.

Введение в программу обучения умственно – отсталых детей информатики в силу своих структурных особенностей и общеразвивающего  содержания открывает широкие возможности для интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что обучение «особых» детей работе на персональном компьютере при правильной организации является развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного, регуляционного и операционного.

В работе с умственно – отсталыми подростками особое внимание необходимо уделять не столько теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, текстовым редактором MS Word, знакомство с глобальной сетью Интернет и её возможностями, закрепление ранее приобретённых навыков.

Программой предусмотрено проведение:

·         практические работы – 17;

·         контрольные работы – 2.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся учебного курса

Учащиеся должны:

 

знать \ понимать

ü  предмет изучения информатики;

ü  ТБ и правила поведения в кабине информатики и при работе за компьютером;

ü  состав  основных устройств компьютера, их назначение;

ü  элементы диалогового окна;

ü  объекты Рабочего стола;

ü  элементы окна программы;

ü  назначение текстовых редакторов;

ü  основные объекты текстового редактора;

ü  основные режимы работы текстового редактора (ввод, редактирование, форматирование, работа с файлами);

ü  назначение графического редактора;

ü  назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего поля, панели инструментов, палитры, меню команд;

ü  назначение и роль Интернета в развитии общества;

ü  технологию поиска информации в Интернете;

ü  иметь представление об электронной почте и правилах формирования адреса;

ü  историю и перспективы развития компьютерных техники;

ü  иметь представление о социальных сетях;

ü  правила общения в социальных сетях.

уметь

ü  следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

ü  приводить примеры информации;

ü  пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных;

ü  включать и выключать компьютер;

ü  пользоваться клавиатурой, мышью;

ü  запускать программы с помощью Главного меню;

ü  ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, работать с окнами;

ü  пользоваться программами для обработки символьной и числовой информации;

ü  выполнять основные операции над текстом: ввод, редактирование, форматирование;

ü  перемещаться по тексту;

ü  сохранять текст;

ü  пользоваться клавиатурой, мышью при работе с текстом;

ü  создавать изображение в среде графического редактора;

ü  сохранять графические изображения;

ü  искать информацию с помощью поисковых систем;

ü  пользоваться электронной почтой;

ü  пользоваться социальными сетями.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

 

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Повторение  – 9 ч.

Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК. Операционная система Windows. Основные действия с папками и файлами. Стандартные программы Windows.

 

Практикум

1.      Устройство персонального компьютера.

2.      Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола.

3.      Создание папки.

4.      Стандартные программы Windows.

Информационные технологии обработки текстовой информации – 17 ч.

Текстовый редактор MICROSOFT WORD.  Создание документов в MS Word.  Маркированные и нумерованные списки. Построение таблиц. Работа с рисунком. Вид документа. Печать документа.

 

Практикум

1.      Ввод и редактирование документа.

2.      Работа с фрагментом текста.

3.      Форматирование текста.

4.      Создание списков.

5.      Создание и редактирование таблицы.

6.      Форматирование таблицы.

7.      Занесение данных в таблицу.

8.      Работа с рисунком.

9.      Вид документа.

10.  Печать документа.

Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч.

История развития компьютерных сетей. Поисковая служба Интернета. Электронная почта. Социальные сети.

 

Практикум

1.      Поиск информации в Интернете.

2.      Создание электронного ящика.

3.      Общение в социальных сетях.

                                                                            Учебно-тематический план

 

№ п/п

Тема

Дата

Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч

1

Техника безопасности . Устройство ПК

1

1.       2

Практическая работа №1. Устройство персонального компьютера

1

2.       3

Операционная система Windows

1

3.       4

Практическая работа №2. Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола

1

4.       5

Основные действия с папками и файлами

1

5.       6

Практическая работа №3. Создание папки

1

6.       7

Стандартные программы Windows

1

7.       8

Практическая работа №4. Стандартные программы Windows

1

8.       9

Входная контрольная работа

1

Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч

 

9.       10

Текстовый редактор MICROSOFT WORD

1

10.   11

Создание документов в  MS Word

1

11.   12

Практическая работа №5. Ввод и редактирование документа

1

12.   13

Практическая работа №6. Работа с фрагментом текста

1

13.   14

Практическая работа №7. Форматирование текста

1

14.   15

Маркированные и нумерованные списки

1

15.   16

Практическая работа №8. Создание списков

1

16.   17

Построение таблиц

1

17.   18

Практическая работа №9. Создание и редактирование таблицы

1

18.   19

Практическая работа №10.  Форматирование таблицы

1

19.   20

Практическая работа №11. Занесение данных в таблицу

1

20.   21

Работа с рисунком

1

21.   22

Практическая работа №12. Работа с рисунком

1

22.   23

Вид документа

1

23.   24

Практическая работа №13. Вид документа

1

24.   25

Печать документа

1

25.   26

Практическая работа №14. Печать документа

1

Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч

26.   27

История развития компьютерных сетей  

1

27.   28

Поисковая служба Интернета

1

28.   29

Практическая работа №15. Поиск информации в Интернете

1

29.   30

Электронная почта

1

30.   31

Практическая работа №16. Создание электронного ящика

1

31.   32

Социальные сети

1

32.   33

Практическая работа №17. Общение в социальных сетях

1

33.    

Итого:

33

 

 

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема урока

КЧ

Элементы содержания

Образовательные задачи

Коррекционо – развивающие задачи

Дата

 

Повторение материала, изученного в 8 классе – 9 ч

1

Техника безопасности в компьютерном классе. Устройство ПК

1

ТБ. Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь. Принтер. Сканер. Многофункциональное устройство (МФУ). Акустические колонки.  Модем. Веб – камера.

Повторить с  учащимися с правилами поведения в кабинете информатики;  архитектуру ПК

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

2

Практическая работа №1

Устройство персонального компьютера. ТБ

1

Монитор. Системный блок. Клавиатура. Компьютерная мышь.

Знать основные составляющие ПК (системный блок, монитор, клавиатура, мышь)

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

3

Операционная система Windows

1

Рабочий стол. Специальные объекты Windows: Мой компьютер, Сетевое окружение,  Корзина. Элементы управления: Панель задач, Пуск

Знать элементы управления Рабочего стола, специальные объекты Windows

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

4

Практическая работа №2 Операционная система Windows: настройка параметров рабочего стола. ТБ

1

Пуск. Главное меню. Вложенное (скрытое) меню. Тема Рабочего стола. Фон Рабочего стола. Выключение компьютера

Уметь пользоваться элементами управления: Пуск, Панель задач; устанавливать тему и фон Рабочего стола; выключать компьютер

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

5

Основные действия с папками и файлами

1

Файл. Имя файла. Тип файла. Расширение. Значки файлов. Операции с файлами. Папка. Вложенная папка.

Сформировать представления о понятиях «файл» и «папка»; познакомиться с основными операциями над файлами и папками

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

6

Практическая работа №3 Создание папки. ТБ

1

Операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Уметь выполнять операции с папками: создание, копирование, перемещение, удаление, переименование

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

7

Стандартные программы Windows

1

Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPadPaint

Знать стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPadPaint; их возможности и назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

8

Практическая работа №4 Стандартные программы Windows. ТБ

1

Стандартные программы операционной системы Windows: Калькулятор, WordPadPaint

Уметь пользоваться стандартными программами операционной системы Windows: Калькулятор, WordPadPaint

Развитие устойчивого внимания, памяти. Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

9

Входная контрольная работа

1

Контрольная работа в формате тестирования

 Уметь применять полученные знания и навыки

Развитие чувства времени и длительности его.

 

Текстовый редактор MICROSOFT WORD – 17 ч

10

Текстовый редактор MICROSOFT WORD

1

Текстовый редактор: возможности, назначение, основные элементы. Основные действия с текстом.

Расширить представления о текстовом редакторе и его возможностях

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

11

 

Создание документов в

MS Word

1

Основные элементы среды Microsoft Word. Создание текста. Ввод текста в документ. Абзац. Редактирование текста. Удаление текста. Форматирование текста. Атрибуты форматирования. Выравнивание текста.

Знать основные элементы среды Microsoft Word; приёмы работы с текстом в Microsoft Word

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

12

Практическая работа №5 Ввод и редактирование документа. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Проверка правописания. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков ввода текста и его редактирования; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

13

Практическая работа №6 Работа с фрагментом текста. ТБ

1

Запуск программы Word.  Открытие ранее сохранённого документа.  Редактирование ранее созданного документа. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков редактирования ранее созданного текста; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

14

Практическая работа №7 Форматирование текста. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Форматирование текста. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков форматирования текста по образцу; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

15

Маркированные и нумерованные списки

1

Приёмы создания текстового документа. Нумерованный список. Маркированный список. Примеры. Создание списков

Иметь представление о списках. Знать отличия маркированного списка от нумерованного; правила создания списка

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

16

Практическая работа №8 Создание списков. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Набор текста по образцу. Оформление текста в виде списка. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь оформлять текст в виде списка; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

17

Построение таблиц

1

Приёмы создания текстового документа. Таблица. Вставка таблицы в документ Microsoft Word.  Построение таблица. Операции с таблицей. Внесение данных в таблицу.

Иметь представление о таблице как о форме представления текстовой информации. Знать правила построения таблицы, операции с ней; правила внесения данных в таблицу

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

18

Практическая работа №9 Создание и редактирование таблицы. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word.  Вставка строки \ столбца в имеющуюся таблицу.   Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь строить таблицу в текстовом документе; вносить в таблицу данные; добавлять \ удалять строки \ столбцы; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

19

Практическая работа №10 Форматирование таблицы. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Вставка таблицы в документ Microsoft Word.  Создание бланка документа по образцу.   Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков форматирования таблицы; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

20

 

 

Практическая работа №11 Занесение данных в таблицу. ТБ

1

Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Заполнение бланка документа данными  Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков внесения данных в таблицу; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

21

Работа с рисунком

1

Приёмы создания текстового документа. Коллекция клипов Microsoft Office.  Надписи и объекты WordArt. Панель инструментов Рисование. Вставка рисунка из графического файла. Изменение положения рисунка в документе. Изменение цвета рисунка. Выбор стиля рисунка. Удаление рисунка

Знать правила создания и работы с рисунком в текстовом документе

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

22

Практическая работа №12 Работа с рисунком. ТБ

1

Запуск программы Word. Создание нового документа. Создание рисунка по образцу. Сохранение документа. Закрытие программы Word

Уметь создавать рисунок в текстовом документе; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

23

Вид документа

1

Приёмы создания рисунка в текстовом документе. Режим просмотра документа. Режим чтения. Параметры просмотра. Дополнительные элементы

Иметь представление о виде документа

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

24

Практическая работа №13 Вид документа. ТБ

1

Запуск программы Word. Открытие ранее созданного документа. Изменение вида текстового документа в соответствии с требованиями.  Сохранение документа. Закрытие программы Word

Продолжить работу над формированием навыков работы с текстом; сохранять документ

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

25

Печать документа

1

Принтер. Настройка параметров страницы для печати. Раздел печати документа. Окно печати документа.  Печать документа.

Знать, какие устройства используются для печати документа; настройку параметров страницы для печати

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

26

Практическая работа №14 Печать документа. ТБ

1

Открытие ранее созданного документа. Предварительный просмотр. Печать документа

Продолжить работу над формированием навыков печати документа

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

Информационные ресурсы компьютерных сетей – 7 ч

27

История развития компьютерных сетей

                                 

1

История развития компьютерных сетей. Этапы развития. Компьютерная сеть. Назначение. Интернет как средство для обмена информацией.

Познакомить с историей развития компьютерных сетей

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

28

Поисковая служба Интернета

1

Поисковая служба Интернета. Яндекс. Google.  Рамблер.  Mail. Назначение поисковых систем.

Знать поисковые службы Интернета: Яндекс. Google.  Рамблер.  Mail; их возможности и назначение

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

29

Практическая работа №15 Поиск информации в Интернете. ТБ

1

Поиск информации в Интернете с использованием  поисковых служб

Уметь  выполнять  поиск информации в Интернете с использованием  поисковых служб

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

30

Электронная почта

1

Назначение поисковых систем. Электронная почта: возможности, назначение. Схема доставки сообщения. Преимущества и недостатки e-mail. Почтовый адрес

Иметь представление об электронной почте, её возможности, назначение, схеме доставки сообщений,  достоинства и недостатки

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

31

Практическая работа №16 Создание электронного ящика. ТБ

1

Создание электронной почты на www.yandex.ruwww.mail.ru

Уметь создавать электронную почту на www.yandex.ruwww.mail.ru

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

32

Социальные сети

1

Назначение поисковых систем. Социальная сеть. Основные функции социальных сетей.

Иметь представление о социальных сетях, их возможностях и назначении

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

33

Практическая работа №17 Общение в социальных сетях. ТБ

1

Социальные сети: Одноклассники, ВКонтакте, Мой мир и др. правила общения в социальных сетях

Знать . правила общения в социальных сетях

Развитие психических процессов и их коррекция. Развитие устойчивого интереса к знаниям

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ ИКТ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Аппаратные средства:

ü  компьютер;

ü  проектор;

ü  принтер;

ü  устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства:

ü  операционная система Windows;

ü  текстовый редактор MS Word;

ü  приложение Калькулятор;

ü  графический редактор Paint;

ü  Webбраузер;

ü  текстовый редактор WordPad


.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фамилия, имя _______________________________________ класс ______ дата ____________

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя _______________________________________ класс ______ дата ____________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru