Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
4. Примерная программа общего образования по искусству, 2017 год.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучающихся индивидуально 8 класса рассчитана на 17 часов (из расчета 0,5 часа в неделю) на основе Программы специальнох (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /
Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2017. - Сб. 2. – 304 си в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.).
Данный курс «Изобразительное искусство» создан с учетом личностного, деятельного, культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Он направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач.
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образова - тельных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
В основу программы по изобразительному искусству взят традиционный тематический принцип группировки материала, предусматривающий деление на темы, почасовую разбивку прохождения учебного материала, количество контрольных и проверочных работ.
Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию «
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самостоятельности, эстетических чувств в процессе выполнения творческих заданий, ориентировки в окружающем, которые помогут им начать самостоятельную жизнь.
Большое значение имеют разделы, направленные на формирование эстетических чувств, умения рисовать с натуры, декоративное рисование и рисование на темы. Кроме того, беседы об изобразительном искусстве способствуют усвоению морально -этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д
Цель программы обучения: формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Задачи программы обучения:
-коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
-развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
-улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
-формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
-развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
-ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
-расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
-развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию
Коррекционная работа:
1.Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
· Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
·Развитие зрительного восприятия и узнавания;
·Развитие зрительной памяти и внимания;
·Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
·Развитие пространственных представлений и ориентации;
·Развитие представлений о времени;
3. Развитие основных мыслительных операций:
·Навыков соотнесенного анализа;
·Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
·Умения работать по инструкции, алгоритму;
·Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
·Развитие наглядно-образного мышления;
·Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Личностные и предметные результаты:
Личностные результаты освоения АООП общего образования:
-осознание себя как гражданина России; формирование чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
· гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
· формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства
· развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
· формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы
· умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
· в развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
· в развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции;
· в формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль
· в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
· познавать мир через визуальный художественный образ, учиться видеть роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
· осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
· различать изученные виды и жанры искусств;
· приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
· наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства;
· формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации;
· создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций;
· формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
· развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии их видов и жанров;
· уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусств;
· реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
· развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
· воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор
· применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности
· овладевать свойствами графических, изобразительных действий, существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
Содержание учебного предмета
Раздел 1.Рисование с натуры (4 ч)
Совершенствование умения обучающейся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску
Тема «Осенний натюрморт».
Тема «Дом с пристройкой». Изучение объемного предмета сложной формы
Тема Рисование с натуры объемных прямоугольных предметов (книги).
Тема Рисование с натуры геометрических тел.
Раздел 2. Декоративное рисование (6 ч.)
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Тема Рисование узора в круге.
Тема «Садовые цветы».
Тема «Зимний орнамент».
Тема Рисование узора в полосе «Весна».
Тема : «Символика победы».
Тема Декоративная роспись: «Летний мотив».
Раздел 3. Рисование на тему (4 ч.)
Развитие у учащейся способности к творческому воображению, умения передавать в рисунке связное содержание, использование приема загораживания одних предметов другими в зависимости от их положения относительно друг друга. Формирование умения размещать предметы в открытом пространстве; изображать удаленные предметы с учетом их зрительного уменьшения. Закрепление понятия о зрительной глубине в рисунке: первый план, второй план.
Тема «Осень в деревне».
Тема «Зимние каникулы».
Тема «Семейный портрет».
Тема «Весна».
Раздел 4. Беседы об изобразительном искусстве (3 ч.)
Развитие и совершенствование целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства и эмоционально-эстетического отношения к ним. Формирование понятия о видах и жанрах изобразительного искусства. Формирование представления об основных средствах выразительной живописи. Ознакомление с некоторыми материалами, используемыми в изобразительном искусстве. Закрепление знания об отличительных особенностях произведений декоративно-прикладного искусства.
Тема Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Исторический, бытовой.
Тема Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Сюжетно-тематические.
Тема Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций. Былинно-мифологический жанр.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
рисование с натуры |
4 ч |
2 |
декоративное рисование |
6 ч |
3 |
рисование на тему |
4ч |
4 |
беседы об изобразительном искусстве |
3 ч |
|
Итого |
17 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
дата |
Тема урока |
Кол.часов |
Характеристика деятельности учащихся |
УУД |
Примечания (контрольные работы, проектные работы, ИКТ, экскурсии) |
|
||
По плану |
По факту |
|
|||||||
|
|
||||||||
1-2 |
|
|
Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Исторический, бытовой. |
1 |
беседа |
Л.:развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; П.: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; |
Презентация: «Жанры ИЗО». |
||
3-4 |
|
|
Рисование узора в круге. |
1 |
Дек. Рисов, работа по инструкции |
|
|
||
5-6 |
|
|
Декоративное рисование: «Садовые цветы». |
1 |
Дек. Рисов, работа по инструкции |
Л.: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; П.: развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы |
Презентация: «Жестовский поднос». |
||
7-8 |
|
|
Рисование с натуры: «Осенний натюрморт». |
1 |
Рис. с натуры сам.работа.
|
Контрольная работа |
|
||
9-10 |
|
|
Рисование на тему: «Осень в деревне». |
1 |
Тем. Рисов.работа по инструкции
|
|
|||
11-12 |
|
|
Декоративное рисование: Зимний орнамент». |
1 |
Дек. Рисов рабата по плану |
Л.: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; П.: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
Презентация о художниках анималиста. Контрольная работа |
||
Л.формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Л.: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; П.: -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; |
|||||||||
13-14 |
|
|
Рисование с натуры: «Дом с пристройкой». Изучение объемного предмета сложной формы. |
1 |
Рис. с натуры
|
|
|||
15-16 |
|
|
Рисование на тему: «Зимние каникулы». |
1 |
Тем. Рисов. |
|
|||
Л.: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; П.: развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания; формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы Л.:развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; П.: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; |
|||||||||
17-18 |
|
|
Рисование на тему по памяти: «Семейный портрет». |
1 |
Тем. Рисов. Сам.работа. |
Контрольная работа |
|
||
19-20 |
|
|
Рисование с натуры объемных прямоугольных предметов (книги). |
1 |
Рис. с натуры |
|
|
||
21-22 |
|
|
Рисование на тему: «Весна». |
1 |
Тем. Рисов. |
Л.:развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; П.: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамичном изменяющемся и развивающемся мире; |
|
|
|
23-24 |
|
|
Беседа о жанрах изобразительного искусства с показом репродукции картин. Сюжетно-тематические. |
1 |
беседа |
Презентация: «Жостово» |
|
||
25-26 |
|
|
Рисование узора в полосе «Весна». |
1 |
Дек. Рисов |
Контрольная работа |
|
||
27-28 |
|
|
Декоративное рисование: «Символика победы». |
|
Дек. Рисов |
Л.: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; П.: развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания; формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы |
|
|
|
29-30 |
|
|
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций. Былинно-мифологический жанр. |
1 |
беседа |
Презентация: Художники ВОВ» |
|
||
31-32 |
|
|
Рисование с натуры: геометрических тел. |
1 |
Рис. с натуры |
|
|
||
33-34 |
|
|
Декоративная роспись: «Летний мотив». |
1 |
Промежуточная аттестация |
|
|
||
|
Литература:
Для учителя.
1. Акварель. Основы техники изображения. Под редакцией Ю.А. Небуковой. Серия «Школа рисования» М.ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005.
2. Графика. Подробный практический курс. Под редакцией Ю.А. Небуковой. Серия «Школа рисования» М.ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005.
3. Сборник нормативных документов. Искусство: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. М.:Дрофа,2008.
4. Изобразительное искусство. Разработки игровых уроков-бесед по искусству для 1-7 классов. Ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светленский лицей». Томск, 2010.-50 с.
5. «Изобразительное искусство» 6 класс, под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Москва, «Просвещение» 2018 г, 240 с.
6. Методические рекомендации по ведению уроков изобразительного искусства в 5 классе. ООО «Дельтаплан» г. Томск. 2012.- 72 с.
7. Натюрморт. Особенности жанра и композиции. Под редакцией Ю.А. Небуковой. Серия «Школа рисования» М.ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005
8. Пейзаж. Основы техники изображения. Под редакцией Ю.А. Небуковой. Серия «Школа рисования» М.ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005.
9. Работа с натурой. Уроки мастерства. Под редакцией Ю.А. Небуковой. Серия «Школа рисования» М.ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005.
10. Свет и цвет в живописи. Особенности изображения. Под редакцией Ю.А. Небуковой. Серия «Школа рисования» М.ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005.
11. Фигура человека. Основы техники изображения. Под редакцией Ю.А. Небуковой. Серия «Школа рисования» М.ООО «ТД «Издательство Мир книги». 2005.
Для ученика:
1. Порте П. Учимся рисовать человека / ПЕР. с фр. Э.А.Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
2. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / ПЕР. с фр. Э.А.Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
3. Порте П. Учимся рисовать диких животных / ПЕР. с фр. Э.А.Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
4. Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / ПЕР. с фр. Э.А.Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
Цифровые образовательные ресурсы:
1 Коллекция презентаций в формате MSPowerPoint, приложение к программе по Истории ИЗО, Ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светлинский лицей». Томск, 2010.
2 Музыкальное приложение к учебной программе А. Г. Сайбединова «Изобразительное искусство» CD Ресурсно-внедренческий центр инноваций ОГОУ «Губернаторский Светлинский лицей». Томск, 2010
Интернет ресурсы:
1. портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/ ).
2. портале Министерства образования РФ (http://school.edu.ru/)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.