Муниципальное образование «Родионово-Несветайский район» х. Авилов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Родионово-Несветайского района «Авиловская средняя общеобразовательная школа» (МБОУ «Авиловская СОШ»)
РАССМОТРЕНО и рекомендовано к применению Руководитель РМО учителей коррекционно-развивающего обучения Морозова Л.В. _________________________ подпись Протокол № _______ от ____. ____.2022 г. |
|
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ «Авиловская СОШ» Протокол №________ от ____ . ___.2022г.
|
|
УТВЕРЖДЕНО Приказ №___________ от ____ . ____.2022 г. Директор МБОУ «Авиловская СОШ» С.В. Петров ____________________ подпись |
Адаптированная рабочая программа
по литературе ФГОС ООО__________
(указать учебный предмет, курс) (указать ФГОС НОО, ФГОС ООО или ФКГОС)
Уровень общего образования: основное общее__________________
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование)
Класс(ы): __________8________
Количество часов: _2_____ всего 68 ч.
(в неделю)
Учитель: Кочковая Любовь Николаевна, высшая квалификационная категория
(Ф.И.О. составителя, квалификационная категория)
Программа разработана на основе: Программы курса «Литература», 5-9 классы /автор- составитель: Г.С. Меркин, 3-е издание, Москва, ООО «Русское слово», 2016г.
(указать примерную программу, издательство, год издания при наличии)
Год разработки: 2022 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР Слабуха Е.В.
__________________________
подпись
____. ____.2022 г.
Раздел l. Пояснительная записка
Документы, на основе которых составлена рабочая программа:
· Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 06.02.2020 № 9-ФЗ, от 01.03.2020 № 45-ФЗ, от 01.03.2020 № 47-ФЗ, от 24.04.2020 № 147-ФЗ).
· Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 06.03.2020 № 280-ЗС).
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")(в ред. от 22.05.2019).
· Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613).
· Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
· Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
· Приказ Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Приказ Минпросвещения России от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».
· Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)».
· Адаптированная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 29.06.2020 № 179).
· Примерной программы по учебным предметам. Литература, 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
· Рабочей программы (ФГОС). Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев; 6-е издание, Москва, «Русское слово», 2010г.
· Учебный план МБОУ «Авиловская СОШ» на 2022-2023 учебный год (приказ ОО от 29.06.2022 № 180).
· Календарный учебный на 2022-2023 учебный год (приказ ОО от 28.08.2021№ 267).
· Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ «Авиловская СОШ» (приказ ОО от 29.06.2016 № 154).
Адаптированная рабочая программа рассчитана на обучающихся с задержкой психического развития ( ЗПР вариант 7.2)
Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.
Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы.
Обучение детей с отклонениями в развитии заканчивается обязательной итоговой аттестацией. Дети, обучавшиеся по массовым образовательным программам и программам для детей с ЗПР, аттестуются в порядке, установленном для учащихся общеобразовательных школ. При успешном
прохождении итоговой аттестации они получают документ государственного образца. Поэтому серьёзное внимание в предлагаемом планировании уделяется передаче и выработке таких знаний и умений, которые будут необходимы при контрольных работах в выпускном классе или при сдаче
экзамена за курс основной школы в 9 классе (в случае, если ученик выберет экзамен по литературе).
Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно
влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим
возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:
Ø овладение детьми практическими умениями и навыками;
Ø уменьшение объема теоретических сведений;
Ø включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Задачами обучения являются:
Ø развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
Ø совершенствование навыка чтения;
Ø привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.
Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.
В процессе обучения детей с задержкой психического развития реализуются следующие коррекционные задачи:
Образовательно-коррекционные:
1. Формирование правильного понимания и отношения к языковедческим законам.
2. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные лингвистические знания в повседневной жизни.
3. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности.
2. Формирование здорового образа жизни.
3. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
4. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы на уроках русского языка.
4. Повышение уровня развития, концентрации, объёма, переключения и устойчивости внимания.
5. Повышение уровня развития наглядно-образного и логического мышления.
6. Развитие приёмов учебной деятельности.
Основные направления содержания деятельности
В 8 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.
Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что
обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.
В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.
Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция
Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.
Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.
Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.
Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических
функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной сфер и пр.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Требования к организации обучения школьников с ЗПР:
Ø ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),
Ø темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
Ø чётко обобщать каждый этап урока;
Ø новый учебный материал объяснять по частям;
Ø вопросы формулировать четко и ясно;
Ø домашние задания должны преобладать практические, так как
Ø учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в
Ø практической деятельности;
Ø на каждом уроке обязательна словарная работа;
Ø переключать с одного вида деятельности на другой;
Ø разнообразить виды занятий;
Ø использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.
Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.
Чтение наизусть. Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, то учащимся с ОВЗ можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 8 строчек и больше).
Итак, детей с ЗПР необходимо оценивать не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся. Оценка - выставляется с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать интерес к литературе. Большая часть программного материала берется только в качестве ознакомления.
УМК 8 кл.:
- Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / авт.-сост. Г. С. Меркин. – 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – (Инновационная школа).
- Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. / Ф. Е. Соловьёва; под ред. Г. С. Меркина.- 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – (Инновационная школа).
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. Г.С. Меркина отводит на изучение литературы в 8 классе 2 часа. Согласно базисному учебному плану МБОУ «Авиловская СОШ» на 2020-2021 уч. год на изучение предмета «Литература» в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов и будет реализована за это время.
Срок реализации рабочей программы 2020 – 2021 учебный год
Раздел II. Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета «Литература».
Требования к уровню подготовки учащихся с ОВЗ
Выпускник научится |
Выпускник получит возможность научиться |
-воспринимать художественный текст; -выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного; -определять род и жанр литературного произведения; -давать характеристику героев; -характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; -выражать свое отношение к прочитанному; -выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; -владеть различными видами пересказа; -строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; -участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою. |
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа); • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению; • выявлять основную нравственную проблематику произведения; • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними; • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении; • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому; • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ) • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки; • ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие); • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ); • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы; • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет); • аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки; • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений; • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни; • создавать сочинения-миниатюры по картине. |
Система оценки планируемых результатов
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ по литературе. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами речи;
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды творческих работ.
Ученикам с ОВЗ предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся осуществляется контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности. Отметка «2» может быть поставлена в дневник, тетрадь учащегося.
Оценка устных ответов учащихся с ОВЗ
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 2-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 2-3 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои
суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика с ОВЗ отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. По литературе - в этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе, вторая – по русскому языку.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
• соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
• разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать
1. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая
реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе
Техника чтения. Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух
100 слов и более – «5»
80 – 100 – «4»,
60-90 – «3»,
«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,
Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире, в конце предложений и т.п.) – «4»,
Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».
Оценка тестов по литературе
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 80– 100 %;
«4» - 70 – 79 %;
«3» - 45 – 69 %;
Выведение итоговых отметок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика с ОВЗ по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Оценка сочинений и изложений
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
- Содержание темы полностью соответ-ствует теме. - Фактические ошибки отсутствуют. - Содержание излагается последовательно. - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста |
- 1 орфографическая ошибка - 1 пунктуационная ошибка - 1 грамматическая ошибка |
«4» |
- Содержание соответствует теме. - Имеются единичные фактические неточности. - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью |
- 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки - 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок - 2 грамматические ошибки
|
«3» |
- В работе допущены существенные отклонения от темы. - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. |
- 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки. |
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить
первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Раздел ӀӀӀ. Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ |
Тема, раздел |
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1. |
Введение – 1ч. |
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. Внутрипредметные связи: выявление круга читательских интересов учащихся. |
Составление вопросов к статье учебника; анкетирование; беседа; письменный ответ на вопрос. |
2. |
Из устного народного творчества - 2 ч. |
Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью народа и отражение их в песне; песни-плачи; средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач; параллелизм, повторы, постоянные эпитеты. Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (прослушивание музыкальных записей песен); изобразительное искусство (репродукции картин И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», В. Шилова «Патриарх Московский и всея Руси Филарет»; фрагмент миниатюры из «Титулярника» «Встреча Патриарха Московского и всея Руси Филарета, возвращающегося из плена»). Краеведение: запись музыкального фольклора региона. Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни. |
Различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен; работа с иллюстрацией учебника и репродукцией картины И.Е. Репина. |
3. |
Из древнерусской литературы - 4 ч. |
«Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент). Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси – основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. Теория литературы: житийная литература, агиография; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»; «Преподобный Сергий игумен Радонежский»; фрагмент покрова со святых мощей (1420-е годы); «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву»; миниатюра «Куликовская битва»). |
Различные виды чтения и пересказа; работа с учебником; подготовка сообщения; формулировки и запись выводов; наблюдения над лексическим составом произведений. |
4. |
Из литературы XVIII века |
Г. Р. ДЕРЖАВИН - 1 ч. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия. Теория литературы: лирическое стихотворение (развитие представлений); ода. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (Ф. Иордан «Г.Р. Державин», гравюра по оригиналу С. Тончи; А.А. Васильевский. Портрет Г.Р. Державина; Д.Г. Левицкий. Портрет Г.Р. Державина; В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина, Портрет князя Куракина);искульптура (памятники Г.Р. Державину). Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации «Памятники Г. Р. Державину». |
Лексическая работа, выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний, работа с иллюстрациями и репродукциями, исследовательская работа с текстом; составление сравнительных таблиц. |
|
|
Н. М. КАРАМЗИН- 2 ч. Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувствительное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (В.А. Тропинин. Портрет Н.М. Карамзина; П.Ф. Соколов. Портрет Н.М. Карамзина; гравюра А. Флорова по оригиналу В.А. Тропинина; И.А. Лавров «Вид Симонова монастыря», О.А. Кипренский «Бедная Лиза»). Творческая работа: сочинение «И бедные тоже любить умеют…» |
Различные виды чтения и пересказа; исследовательская работа с текстом; формулировка и запись выводов; похвальное слово историку и писателю; работа с репродукциями и иллюстрациями; план характеристики образов; подготовка сообщения «Карамзин на страницах романа Ю. Н. Тынянова “Пушкин”». |
5. |
Из литературы XIX века
3 ч. |
В. А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое» (1 час). К. Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака» (2 часа). Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня; элементы романтизма, романтизм. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского работы К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, П.П. Соколова, А.П. Елагиной с оригинала Ф.Т. Гильдебрандта; портрет К.Ф. Рылеева кисти неизвестного художника; В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»); музыка (К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака», музыка народная). |
Составление цитатного или тезисного плана; выразительное чтение наизусть и по ролям; составление вопросов к статье учебника; работа с иллюстрациями и репродукциями; исследовательская работа с текстом. |
|
9 ч. |
А. С. ПУШКИН Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие; осознание предначертанья, провидение, случай и судьба; независимость, ответственность; литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория литературы: элегия, послание, историческая песня, роман (исторический роман — развитие представлений); художественная идея (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: история (С. Разин и Е. Пугачев, Екатерина II в русской истории и литературе); изобразительное искусство (прижизненные портреты А.С. Пушкина; В. И. Суриков «Степан Разин»; работа с иллюстрациями; В. Л. Боровиковский. Портрет Екатерины II; «Н. А. Корсаков», акварель Н. Эндера; «И. И. Пущин», рисунок Ф. Берне; «В. К. Кюхельбекер», гравюра И. И. Матюшкина; Н. Т. Богацкой «Портрет князя А. М. Горчакова»; иллюстрации к «Капитанской дочке» П. Соколова, С. Герасимова, А. Иткина, В. Сыскова); кино (экранизации «Капитанской дочки»); музыка (П. И. Чайковский «Пиковая дама», ария Германа). Творческая работа: конкурс на лучшую формулировку темы сочинения по роману «Капитанская дочка»; сочинение на выбранную тему; творческий проект «Дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинского романа)». Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи А.С. Пушкина». Внедрение: подготовка и тиражирование путеводителя «Дорогами Гринева и Пугачева». |
Лексическая работа; выразительное чтение, чтение наизусть; составление планов разных типов; работа с эпиграфами к главам романа; подготовка тезисов, сообщения; работа с портретами и репродукциями; прослушивание музыкальных произведений; составление цитатного плана; исследовательская работа с текстом (фрагментом); сочинение.
|
|
5 ч. |
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Г. Белинский). Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лиро-эпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (М. Ю. Лермонтов «Автопортрет»; «М. Ю. Лермонтов», гравюра Ф. Иордана по портрету работы Ф. Моллера; иллюстрации к поэме «Мцыри»; репродукции картин М. Ю. Лермонтова, Л. О. Пастернака, В. А. Полякова, Ф. Д. Константинова, П. П. Кончаловского, В. Д. Замирайло и др.). Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Творческая работа: устное сочинение. Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов — художник». Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации «М.Ю. Лермонтов — художник». |
Лексическая работа; различные виды чтения, чтение наизусть; составление цитатного плана; подготовка сообщения; работа с портретами и репродукциями; сочинение. |
|
6 ч. |
Н. В. ГОГОЛЬ Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире; «говорящие» фамилии. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Д. И. Фонвизин «Недоросль»); изобразительное искусство (портреты Н. В. Гоголя работы Ф. Моллера и Горюнова; Н. В. Неврев. Портрет М. С. Щепкина; иллюстрации художников П. М. Боклевского, Ю. В. Васильева, Д. Н. Кардовского, А. И. Константинова, Ю. Д. Коровина, К. А. Савицкого; рисунок Н. В. Гоголя к последней сцене комедии); театр (инсценировка, сценическая история пьесы); кино (экранизации «Ревизора»). Краеведение: Петербург в жизни Н. В. Гоголя. Творческая работа: сочинение сопоставительного характера; инсценирование фрагмента комедии. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н. В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н. В. Гоголь и А. С. Пушкин». |
Лексическая работа; различные виды чтения и комментирования; цитатный план; формулировка тем творческих работ; подготовка вопросов для обсуждения; работа со статьей учебника; работа с портретом и иллюстрациями; подготовка сообщения; характеристика персонажей, сопоставительная характеристика. |
|
3 ч. |
И. С. ТУРГЕНЕВ Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера. Теория литературы: лирическая повесть; прообраз, прототип. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И. В. Гёте «Фауст»; легенда о Лорелее); изобразительное искусство (портреты И. С. Тургенева работы И. Е. Репина, К. Е. Маковского, П. Виардо, А. П. Никитина; иллюстрации; рисунки учащихся); музыка и театр (музыкальные фрагменты для возможной инсценировки). Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего». |
Различные виды пересказа; тезисный план; дискуссия; письменная характеристика персонажа; отзыв о прочитанном. |
|
1 ч. |
Н. А. НЕКРАСОВ Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворениях. Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Крымская война в изображении Л. Н. Толстого); изобразительное искусство (А. А. Рылов «Зеленый шум»; А. Г. Венецианов «Крестьянка с косой и граблями»); музыка (С. В. Пащенко «Зеленый Шум»; П. Г. Чесноков «Зеленый Шум»; С. В. Рахманинов «Зеленый Шум»). |
Составление тезисного плана по ранее изученным материалам и статье учебника; выразительное чтение наизусть; составление словаря для характеристики лирического персонажа; сопоставление поэзии и прозы, посвященных изображению войны; устное рисование. |
|
1 ч. |
А. А. ФЕТ Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета. Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портрет А. А. Фета работы И. Е. Репина; репродукция картины И. И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»; А. К. Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушком»). Творческая работа: сочинение «Родная природа глазами А. А. Фета». Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и природе поэтов XIX века»: Н. И. Гнедич «Осень»; П. А. Вяземский «Береза», «Осень»; А. Н. Майков «Весна! Выставляется первая рама…»; А. Н. Плещеев «Отчизна»; Н. П. Огарев «Весною», «Осенью»; И. З. Суриков «После дождя»; А. К. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»; И. Ф. Анненский «Сентябрь», «Зимний романс» и др. |
Лексическая работа; выразительное чтение; устное рисование; письменный ответ на вопрос; работа с иллюстрациями; подбор цитат к сочинению-описанию; исследовательская работа с текстом. |
|
1 ч. |
А. Н. ОСТРОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы. Теория литературы: драма. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки о Снегурочке в устном народном творчестве); изобразительное искусство (эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В.М. Васнецовым); музыка (музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков). |
Чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана. |
|
6 ч. |
Л. Н. ТОЛСТОЙ Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор; главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви - основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Теория литературы: автобиографическая проза; композиция и фабула рассказа (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В. Т. Шаламов «Прокуратор Иудеи»); изобразительное искусство (И. Н. Крамской. Портрет Л. Н. Толстого; И. Е. Репин «Л. Н. Толстой за работой»; иллюстрации Ж. Ру и Беннета к «Отрочеству»; иллюстрации к рассказу «После бала»; рисунки учащихся). Внедрение: создание альбома иллюстраций из рисунков учащихся; публикация лучших работ в сети Интернет. |
Выразительное чтение; различные виды пересказа; тезисный план; работа с репродукциями и иллюстрациями; исследовательская работа с текстом; дискуссия; сочинение-рассуждение. |
6. |
Из литературы начала XX века
4 ч. |
М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор). Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. Теория литературы: традиции романтизма; жанровое своеобразие; образ-символ. внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Я. Брюсов «Романтикам»); изобразительное искусство (П. Пинкисевич. Иллюстрации к рассказу «Макар Чудра»; рисунки учащихся); кино (кинематографические версии ранних рассказов М. Горького). Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода - по Руси». Творческая работа: сочинение-рассуждение. Внедрение: создание слайдовой компьютерной презентации по материалам книжной выставки. |
Различные виды чтения и пересказа, в том числе художественный пересказ; цитатный план; работа со статьей учебника; составление сопоставительной таблицы; работа с иллюстрациями. |
|
1 ч. |
В. В. МАЯКОВСКИЙ Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Теория литературы: неологизмы; конфликт в лирическом стихотворении; рифма и ритм (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (обращение к ранее изученным стихотворениям В. В. Маяковского; С. А. Есенин «Песня о собаке»); изобразительное искусство (последний рисунок В. В. Маяковского 1930 года; «Окна РОСТа» № 742, 598, 532; Первое «Окно сатиры РОСТа», сделанное В. В. Маяковским в 1919 году; рекламный плакат «Резинтреста» 1923 года). Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В. В. Маяковский - художник и актер». |
Лексическая работа; интонирование, выразительное чтение, чтение наизусть; составление плана статьи учебника; комментарий к книжной выставке; подготовка сообщения. |
|
2 ч. |
О СЕРЬЕЗНОМ — С УЛЫБКОЙ (САТИРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА) Н. А. Тэффи «Свои и чужие». М. М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (рассказы А. П. Чехова; афоризмы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Горького и др.); фотографии Н. А. Тэффи и М. М. Зощенко; изобразительное искусство (Н. П. Ульянов «Группа воображаемых портретов»). |
Составление словаря лексики персонажа; запись основных положений лекции учителя. Различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа, развёрнутый ответ на вопрос.
|
|
1 ч.
|
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов. Теория литературы: тема и мотив (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (муз. А. Петрова, стихи Н. Заболоцкого «Облетают последние маки…», «Обрываются речи влюбленных….»; муз. М. Звездинского, стихи Н. Заболоцкого «Признание»). Творческая работа: сочинение-рассуждение. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». |
Лексическая работа; прослушивание музыкальных записей; формулировка микровыводов; запись основных тезисов урока; выразительное чтение наизусть. |
|
1 ч. |
М. В. ИСАКОВСКИЙ Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века. Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия; тема стихотворения. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М. В. Исаковский «Сто песен»); история (Будапештская операция); музыка (М. Блантер, А. Захаров. Песни на стихи М. Исаковского); культура (музей песни «Катюша» в пос. Всходы Угранского района Смоленской области); изобразительное искусство (Е. М. Чернов «Среди родных»). Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальный вечер «Живое наследие М. В. Исаковского». |
Выразительное чтение; подготовка сообщения; беседа; работа с учебником; исследовательская работа с текстом (стихотворение «Три ровесницы»); прослушивание музыкальных записей. |
|
2 ч. |
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А. Т. Твардовского: «За далью-даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (судьба России в эпосе А. Твардовского); история (Александровский централ, раскулачивание); изобразительное искусство (О. Верейский. Иллюстрации к поэме). Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Т. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: А. А. Блок «Есть минуты, когда не тревожит...»; В. В. Хлебников «Мне мало нужно...»; Б. Л. Пастернак «После вьюги»; А. Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины…»; М. А. Светлов «Веселая песня»; А. А. Вознесенский «Слеги»; Р. И. Рождественский «Мне такою нравится земля...»; В. С. Высоцкий «Я не люблю» и др. |
Различные виды чтения, цитатный план.
|
|
4 ч. |
В. П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева; рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (война в стихах и прозе советских писателей); история (война в судьбе членов моей семьи); кино (экранизации произведений о Великой Отечественной войне); фотохроника ТАСС 1941-1945 годов. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В. П. Астафьева). Творческая работа: сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В. П. Астафьева, писем и фотографий с фронта из семейного архива учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»: А. А. Ахматова «Нежно с девочками простились...»; Д. С. Самойлов «Перебирая наши даты...»; М. В. Исаковский «Враги сожгли родную хату»; К. М. Симонов «Жди меня»; П. Г. Антокольский «Сын» (отрывки из поэмы); О. Ф. Берггольц «Памяти защитников»; М. Джалиль «Мои песни», «Дуб»; Е. А. Евтушенко «Свадьбы»; Р. Г. Гамзатов «Журавли» и др. Внедрение: создание компьютерной слайдовой презентации «Из семейного архива». |
Различные виды чтения; сложный план к сочинению; подбор эпиграфа; подготовка сообщения; работа со статьей учебника; художественный Пересказ. |
|
3ч. |
В. Г. РАСПУТИН Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Теория литературы: рассказчик в художественной прозе (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (И.С. Глазунов. Портрет В.Г. Распутина; Б. Алимов. Иллюстрации к повести «Уроки французского»); кино (экранизация повести). Творческая работа: устное сочинение «Уроки на всю жизнь». |
Выразительное чтение; составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления; подготовка тезисов к уроку-диспуту; работа со статьей учебника; работа с портретом и иллюстрациями; формулирование выводов.
|
9. |
Из зарубежной литературы
2ч. |
У. ШЕКСПИР Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене. Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра). Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Э. Лейбовиц, Ф. Дикси, Ф.Д. Константинова, С.Г. Бродского); музыка (опера В. Белинни «Капулетти и Монтекки», опера Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», симфоническая поэма Г. Берлиоза «Ромео и Юлия», увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта», балет на музыку С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и др.); кино (экранизации трагедии). |
Лексическая работа; работа с материалами учебника; выразительное чтение по ролям; подготовка сообщения; экскурсия по сайту, посвященному трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». |
|
1 ч. |
М. СЕРВАНТЕС Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. Теория литературы: рыцарский роман; романный герой; пародия (развитие представлений). Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В. Набоков. Лекции о «Дон Кихоте», Ю. Друнина «Кто говорит, что умер Дон Кихот?»); изобразительное искусство (Г. Доре, С. Г. Бродский. Иллюстрации к роману); кино (экранизации романа). |
Составление плана рассказа о писателе; дискуссия; различные виды пересказа; подготовка сообщения; работа с иллюстрациями. |
|
Повторение 2 ч. |
|
Устный отзыв о прочитанном |
Произведения для заучивания наизусть в 8 классе:
- Г. Р. Державин «Памятник».
- В. А. Жуковский «Невыразимое».
- А.С. Пушкин «И.И. Пущину».
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок).
- Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…».
- А. А. Фет. Одно из стихотворений (по выбору).
- В. В. Маяковский. Одно из стихотворений (по выбору).
- Н. А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
- М. В. Исаковский. Одно из стихотворений (по выбору).
- А. Т. Твардовский «За далью — даль» (отрывок).
Из литературы регионального компонента:
- Историческая тема в песенном творчестве донского казачества.
- Древнерусская литература и Дон. «Азовское осадное сидение 1637-1641 г.» по летописным источникам.
- Донская тематика в русской литературе 18 века: Г. Р. Державин «Атаману и войску Донскому».
- Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков XIX века. И. С. Никитин «Донцам».
- ВОВ в литературе о Доне. В. А. Закруткин «Матерь человеческая», «Подсолнух»; А. И. Недогонов «Пулемётчик», «Солдатам большого мужества», «22 июня 1941 года».
Перечень контрольных и проверочных работ по модулям
Модуль |
Название работы |
Кол-во часов |
Из литературы устного народного творчества |
|
|
Из древнерусской литературы |
|
|
Из литературы 18 века |
|
|
Из литературы 19века |
Р.р. Написание сочинения-рассуждения по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |
2 |
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». |
1 |
|
Р.р. Написание сочинения-рассуждения по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». |
1 |
|
Р.р. Написание сочинения по рассказу Л. Н. Толстого «После бала». |
2 |
|
Контрольное тестирование по темам литературы 19 века. |
1 |
Из литературы 20 века |
|
2 |
|
Р.р. Написание сочинения-рассуждения по рассказу М. Горького «Макар Чудра». |
|
|
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по мотивам рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», писем и фотографий с фронта из семейного архива учащихся. |
1 |
|
Р.р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения по повести В. Г. Распутина «Уроки французского» на тему «Уроки на всю жизнь». |
1 |
Повторение |
Годовая контрольная работа (тест). |
1 |
|
Защита итогового проекта.
|
1 |
Всего |
|
13 часов |
Раздел ӀV. Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 8 классе
№ урока |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Даты прохождения |
||
план |
факт |
||||
1. |
1 |
Художественная литература и история. |
1 |
02.09 |
|
Из литературы устного народного творчества (2ч.) |
|||||
2. |
1 |
Исторические песни XVI в. и XVII в. Нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче. («Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета») Р.к. Историческая тема в песенном творчестве донского казачества. |
|
03.09 |
|
3. |
2 |
Средства выразительности в исторической песне. Анализ песни о Степане Разине. («Разин и девка-астраханка») Солдатские песни. ( «Солдаты освобождают Смоленск») |
|
09.09 |
|
|
|
Из древнерусской литературы (4 ч.) |
|
|
|
4. |
1 |
«Житие Сергия Радонежского»: глубина нравственных представлений о человеке. |
|
1109 |
|
5. |
2 |
«Слово о погибели Русской земли»: тема добра и зла в произведениях русской литературы. |
|
16.09 |
|
6. |
3 |
«Житие Александра Невского» (фрагмент): готовность к подвигу во имя Руси. |
|
18.09 |
|
7. |
4 |
Тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы. Р.к. Древнерусская литература и Дон. «Азовское осадное сидение 1637-1641 г.» по летописным источникам. Идея повести. |
|
23.09 |
|
Из литературы 18 века ( 3 ч.) |
|||||
8. |
1 |
Г. Р. ДЕРЖАВИН Г.Р. Державин - поэт и государственный чиновник. Основные мотивы стихотворений, тема отношений поэта и власти. («Памятник», «Вельможа») Р.к. Донская тематика в русской литературе 18 века: Г. Р. Державин «Атаману и войску Донскому». |
|
25.09 |
|
9. |
2 |
Н. М. КАРАМЗИН Н. М. Карамзин: основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность. |
|
30.09 |
|
10. |
3 |
Повесть «Бедная Лиза»: основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. |
|
02.10 |
|
Из литературы 19 века (36 ч.) |
|||||
11. |
1 |
В. А. ЖУКОВСКИЙ В. А. Жуковский: краткие сведения о поэте. Система образно-выразительных средств в балладе «Лесной царь». Художественное богатство поэтических произведений («Море», «Невыразимое») |
1 |
07.10 |
|
12. |
2 |
К. Ф. РЫЛЕЕВ К.Ф. Рылеев: краткие сведения о поэте. Основные темы, мотивы стихотворения «Иван Сусанин». |
2 |
09.10 |
|
13. |
3 |
Основные темы, мотивы стихотворения К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Р.к. Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков XIX века. И.С. Никитин «Донцам». |
|
14.10 |
|
14. |
4 |
А. С. ПУШКИН Тематическое богатство поэзии А. С. Пушкина. («И. И. Пущину», «Бесы») |
9 |
16.10 |
|
15. |
5 |
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина: тематика и система образов. |
|
21.10 |
|
16. |
6 |
Повесть «Пиковая дама» А. С. Пушкина: история написания и основная проблематика (обзор). |
|
23.10 |
|
17. |
7 |
Историческая основа и творческая история романа «Капитанская дочка». Тема семейной чести в романе. (Гл. 1,2) |
|
28.10 |
|
18. |
8 |
Порядки в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. (Гл. 3-5) |
|
30.10 |
|
|
|
|
|
|
|
19. |
9 |
Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой». Гринев и Маша Миронова. (Гл. 3-5) |
|
11.11 |
|
20. |
10 |
Тема человека и истории, народа и власти в романе «Капитанская дочка». Гринев и Пугачев. (Гл. 6-14) |
|
13.11 |
|
21. |
11 |
Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |
|
18.11 |
|
22. |
12 |
Р.р. Написание сочинения-рассуждения по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». |
|
20.11 |
|
23. |
13 |
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри». |
4 |
25.11 |
|
24. |
14 |
Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». |
|
27.11 |
|
25. |
15 |
«Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). |
|
02.12 |
|
26. |
16 |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». |
|
04.12 |
|
27. |
17 |
Н. В. ГОГОЛЬ Краткие сведения о Н. В. Гоголе. Творческая и сценическая история комедии «Ревизор»: |
6 |
09.12 |
|
28. |
18 |
«Сборный город всей тёмной стороны» (анализ первого действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). |
|
11.12 |
|
29. |
19 |
Хлестаков и Городничий (анализ второго действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). |
|
16.12 |
|
30. |
20 |
Хлестаков – «вельможа» и «значительное лицо» (анализ третьего и четвёртого действий комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). |
|
18.12 |
|
31. |
21 |
Художественная идея комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (анализ пятого действия). |
|
23.12 |
|
32. |
22 |
Р.р. Написание сочинения-рассуждения по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». |
|
25.12 |
|
|
|
|
|
|
|
33. |
23 |
И. С. ТУРГЕНЕВ Краткие сведения об И. С. Тургеневе. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Господин Н. Н. и Гагин. |
3 |
13.01 |
|
34. |
24 |
Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев повести «Ася». Образ Аси. |
|
15.01 |
|
35. |
25 |
Образ природы. Тема рока в повести «Ася». |
|
20.01 |
|
36. |
26 |
Н. А. НЕКРАСОВ Краткие сведения о Н. А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта («Внимая ужасам войны...») |
2 |
22.01 |
|
37. |
27 |
Человек и природа в стихотворении «Зеленый шум». |
|
27.01 |
|
38. |
28 |
А. А. ФЕТ Мир природы и духовности в поэзии А. А. Фета («Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мир от красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...») |
1 |
29.01 |
|
39. |
29 |
А. Н. ОСТРОВСКИЙ Краткие сведения об А. Н. Островском. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами в пьесе-сказке «Снегурочка». |
2 |
03.02 |
|
40. |
30 |
Народные обряды, элементы фольклора в сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Язык персонажей. |
|
05.02 |
|
41. |
31 |
Л. Н. ТОЛСТОЙ Основные вехи биографии Л.Н. Толстого. «Отрочество»: становление личности (обзор, главы из повести). |
5 |
10.02 |
|
42. |
32 |
Основные мотивы рассказа «После бала». |
|
12.02 |
|
43. |
33 |
Приемы создания образов в рассказе «После бала». Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. |
|
17.02 |
|
44. |
34 |
Р.р. Подготовка к сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «После бала». |
|
19.02 |
|
45. |
35 |
Р.р. Написание сочинения по рассказу Л. Н. Толстого «После бала». |
|
24.02 |
|
46. |
36 |
Контрольное тестирование по темам литературы 19 века. |
1 |
26.02 |
|
|
|
Из литературы 20 века (17 ч.) |
|
||
47. |
1 |
М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии М. Горького. Художественное своеобразие ранней прозы писателя.(«Макар Чудра»). |
4 |
03.03 |
|
48 |
2 |
М. Горький «Мой спутник»: образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал (обзор). |
|
05.03 |
|
49. |
3 |
Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу М. Горького «Макар Чудра». |
|
10.03 |
|
50. |
4 |
Р.р. Написание сочинения-рассуждения по рассказу М. Горького «Макар Чудра». |
|
12.03 |
|
51. |
5 |
В. В. МАЯКОВСКИЙ Краткие сведения о В. В. Маяковском. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В. В. Маяковского. («Хорошее отношение к лошадям») |
1 |
17.03 |
|
|
|
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) |
|
|
|
52. |
6 |
Н. А. ТЭФФИ Большие проблемы «маленьких людей» в рассказе Н. А. Теффи «Свои и чужие». |
1 |
19.03 |
|
|
|
|
|
|
|
53. |
7 |
М. М. ЗОЩЕНКО Художественное своеобразие рассказа М. М. Зощенко «Обезьяний язык». |
1 |
02.04 |
|
54. |
8 |
Н. А. ЗАБОЛОЦКИЙ Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950 - 60-х годов. Поэт труда, духовной красоты в стихотворении «Я не ищу гармонии в природе...». |
1 |
07.04 |
|
55. |
9 |
М. В. ИСАКОВСКИЙ Продолжение в творчестве М. В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века («Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы») Р.к. ВОВ в литературе о Доне: А. И. Недогонов «Пулемётчик», «Солдатам большого мужества», «22 июня 1941 года». |
1 |
09.04 |
|
56. |
10 |
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ А. Т. Твардовский: основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А. Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). |
1 |
14.04 |
|
57. |
11 |
В. П. АСТАФЬЕВ Человек и война, литература и история в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». |
3 |
16.04 |
|
58. |
12 |
Проблема нравственной памяти в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика. |
|
21.04 |
|
59. |
13 |
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению по мотивам рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет», писем и фотографий с фронта из семейного архива учащихся. |
|
23.04 |
|
60. |
14 |
Р.к. ВОВ в литературе о Доне: В. А. Закруткин «Матерь человеческая», «Подсолнух». |
1 |
28.04 |
|
61. |
15 |
В. Г. РАСПУТИН Основные вехи биографии В. Г. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». |
3 |
30.04 |
|
62. |
16 |
Центральный конфликт и основные образы в повести «Уроки французского». |
|
05.05 |
|
63. |
17 |
Р.р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения по повести В. Г. Распутина «Уроки французского» на тему «Уроки на всю жизнь». |
|
07.05 |
|
Из зарубежной литературы (3 ч.) |
|||||
64. |
1 |
У. ШЕКСПИР Эпоха Возрождения. У. Шекспир: краткие сведения о писателе. |
2 |
12.05 |
|
65. |
2 |
Певец великих чувств и вечных тем: трагедия «Ромео и Джульетта ». |
|
14.05 |
|
66. |
3 |
М. СЕРВАНТЕС Краткие сведения о М. Сервантесе. Основная проблематика романа «Дон Кихот».
|
1 |
19.05 |
|
|
|
Повторение (2ч.) |
|
|
|
67. |
1 |
Годовая контрольная работа (тест). |
1 |
21.05 |
|
68. |
2 |
Защита итогового проекта. |
1 |
26.05 |
|
Приложение к рабочей программе
Лист корректировки рабочей программы
Дата внесения изменений, дополнений |
Содержание |
Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) |
Подпись лица, внесшего запись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.