Адаптированная рабочая программа для детей с задержкой психического развития по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочих программ по литературе предметной линии учебников под редакцией В.Я. Коровиной, М., «Просвещение», 2014г. Авторы: В.Я. Коровина, В. П. Журавлева, В.И. Коровин и др.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Учебник: Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2014, 2015.
На изучение отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).
Цели и задачи рабочей программы:
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовнонравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретноисторическое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексикограмматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.
Познавательные задачи:
- формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;
- развитие языкового и эстетического идеала. Практические задачи: - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Общепредметные задачи:
- воспитание обучающихся средствами данного предмета;
- развитие их логического мышления; - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Содержание тем учебного предмета
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Учебно-тематический план
Содержание |
Кол-во часов |
Развитие речи |
Введение. |
1 |
|
Литература Древней Руси |
5 |
2 |
Русская литература ХVIII века |
9 |
|
Из русской литературы I половины ХIХ века |
3 |
|
А.С.Грибоедов «Горе от ума» ( 5+2р.р. ) |
5 |
2 |
Творчество А.С.Пушкина |
16 |
2 |
Творчество М.Ю.Лермонтова |
9 |
|
Творчество Н.В.Гоголя |
5 |
1 |
Русская литература второй половины ХIХ века |
5 |
1 |
Русская литература ХХ века. Проза |
8 |
2 |
Русская литература ХХ века. Поэзия |
14 |
1 |
Из зарубежной литературы |
6 |
|
Итоговые занятия по курсу 9 класса. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
2 |
|
Резервные уроки |
3 |
|
Итого |
102 |
11 |
Календарно-тематическое планирование по литературе / 9 класс/ для учащихся с ЗПР
№ |
Тема урока |
Сроки |
|
1 |
Литература и её роль в духовной жизни человека. |
Сентябрь 1неделя |
|
2 |
«Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. |
1неделя |
|
3 |
Художественные особенности «Слова…». Поэтические особенности языка. Полемика вокруг авторства. Подготовка к домашнему сочинению |
1неделя |
|
4 |
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века. |
2 неделя |
|
5 |
М. В. Ломоносов - учёный и общественный деятель. Труды Ломоносова в области языка и литературы. «Вечернее размышление о Божием величестве…» |
2 неделя |
|
6 |
М.В. Ломоносов. Ода "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы". |
2 неделя |
|
7 |
Г.Р. Державин - поэт и гражданин. Литературная деятельность. Слово о поэте. "Властителям и судиям". Обличение несправедливости. |
3 неделя |
|
8 |
Г.Р. Державин. Тема поэта и поэзии в лирике. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. |
3 неделя |
|
9 |
А.Н. Радищев. Слово о поэте. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Изображение российской действительности |
3 неделя |
|
10 |
«Путешествие из Петербурга в Москву». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
4 неделя |
|
11 |
Сентиментализм как литературное направление 70-х годов 19 века Н.М. Карамзин - поэт, прозаик и историк. «Осень». "Бедная Лиза". Утверждение общечеловеческих ценностей. |
4 неделя |
|
12 |
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. |
4 неделя |
|
13 |
Рр Подготовка к сочинению. «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1 -2 произведений) |
Октябрь 1 неделя |
|
14 |
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. |
1 неделя |
|
15 |
Романтическая лирика начала 19 века. Слово о В.А. Жуковском - поэте, переводчике, родоначальнике консервативного романтизма. «Море», «Невыразимое» |
1 неделя |
|
16 |
Жуковский В.А. «Светлана». Особенности жанра баллады |
2 неделя |
|
17 |
К.Н. Батюшков Слово о поэте. «Пробуждение», «Мой гений». Е. А. Баратынский. «Разуверение», «Муза» и др. |
2 неделя |
|
18 |
А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. Лекция . |
2 неделя |
|
19 |
"Горе от ума". Обзор содержания. Чтение ключевых сцен. Идейный замысел, композиция, комментированное чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции. |
3 неделя |
|
20 |
Фамусовская Москва в комедии "Горе от ума". |
3 неделя |
|
21 |
Чацкий в системе образов. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
3 неделя |
|
22 |
Рр Язык комедии «Горе от ума». Обучение анализу эпизода. |
4 неделя |
|
23 |
И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии. |
4 неделя |
|
24 |
А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина |
4 неделя |
|
25 |
Лирика петербургского периода. «Деревня», «К Чаадаеву». Проблема свободы. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар». |
Ноябрь 2 неделя |
|
26 |
Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта. «На холмах Грузии…», «Я вас любил…». Адресаты любовной лирики. |
2 неделя |
|
27 |
Тема поэта и поэзии. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. |
2 неделя |
|
28 |
А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. |
3 неделя |
|
29 |
«Евгений Онегин" А.С. Пушкина – роман в стихах. История создания романа в стихах. Онегинская строфа. |
3 неделя |
|
30 |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. |
4 неделя |
|
31 |
Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. |
4 неделя |
|
32 |
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. |
4 неделя |
|
33 |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа |
Декабрь 1 неделя |
|
34-35 |
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. |
1 неделя |
|
36-37 |
Рр Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману «Евгений Онегин» |
1 неделя |
|
38 |
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». |
2 неделя |
|
39 |
М.Ю. Лермонтов:Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике . «Парус», «И скучно и грустно…» |
2 неделя |
|
40 |
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» |
2 неделя |
|
41 |
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…» |
3 неделя |
|
42 |
Эпоха безвременья в лирике. «Дума». Тема России и её своеобразие. |
3 неделя |
|
43 |
Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"- первый психологический роман в рус лит. Жанр и композиция. |
3 неделя |
|
44 |
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа в гл. «Бэла» и «Максим Максимыч». |
4 неделя |
|
45 - 46 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». |
4 неделя |
|
47 |
Печорин в системе мужских образов. Дружба в жизни Печорина. |
4 неделя |
|
48 |
Печорин в системе женских образов. Любовь в жизни Печорина. |
Январь 2 неделя |
|
49 |
Споры о романтизме и реализме романа. Творчество Лермонтова в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. |
2 неделя |
|
50 |
Контрольная работа по лирике и по роману «Герой…» |
2 неделя |
|
51 |
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Вечера …, «Миргород». «Мёртвые души» - обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия. |
3 неделя |
|
52-53 |
Система образов поэмы «Мёртвые души». |
3н. |
|
54 |
Образ города в поэме «Мёртвые души». |
3н. |
|
55 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы. |
4н. |
|
56 - 57 |
«Мёртвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Белинский о поэме. Подготовка к сочинению. |
4н. |
|
58 |
А.Н. Островский: слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. |
4н. |
|
59 |
«Бедность не порок». Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев. |
4н. |
|
60 - 61 |
Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тема «петербургского мечтателя» в образе главного героя повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира. |
Февраль 1 неделя |
|
62 |
«Белые ночи». Роль истории Настеньки. |
|
|
63 |
Л.Н. Толстой: слово о писателе. Обзор содержания повести «Юность». Формирование личности героя. |
1 неделя |
|
64 |
А.П. Чехов: слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе. |
2 неделя |
|
65 |
А.П. Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. |
2 неделя |
|
66 |
Рр Подготовка к сочинению-ответу на вопрос «В чём особенности изображения внутреннемго мира героев русской литературы Х1Х века? (На примере произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова)». |
2 неделя |
|
67 |
Беседа о стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Их стихи разных жанров. |
2 неделя |
|
68 |
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений. |
3 неделя |
|
69 |
И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. |
3 неделя |
|
70 |
Мастерство Бунина в рассказе .«Темные аллеи». |
3 неделя |
|
71 |
М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов в повести Сатира на общество шариковых и швондеров. |
4неделя |
|
72 |
Поэтика повести «Собачье сердце». Смысл названия. Гуманистическая позиция автора. |
4неделя |
|
73 |
М.А. Шолохов: слово о писателе. «Судьба человека». |
4неделя |
|
74 |
Особенности поэтики рассказа «Судьба человека». Композиция, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. |
Март 1 неделя |
|
75 |
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Тема праведничества . |
1 неделя |
|
76-77 |
«Матрёнин двор». Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. |
1 неделя |
|
78 |
Контрольная работа по произведениям 2-й половины Х1Х и ХХ века. |
2 неделя |
|
79 |
Русская поэзия Серебряного века. |
2 неделя |
|
80 |
А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалёка…», «Заклятие огнём и мраком», «Как тяжело ходить среди людей…». Трагедия лирического героя в «страшном мире». |
2 неделя |
|
81 |
А.А. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе…» Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. |
3 неделя |
|
82 |
С.А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике поэта. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь Моя родная…», «Край ты мой заброшенный…». |
3 неделя |
|
83 |
Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике Есенина. «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». |
3 неделя |
|
84 |
В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и др. стихотворения. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество о труде поэта. |
4н. |
|
85 |
М.И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, любви, о жизни и смерти. «Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…», «С большою нежностью - потому…», «Откуда такая нежность?». |
Апрель 1н. |
|
86 |
Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». |
1н. |
|
87 |
Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики. |
1н. |
|
88 |
А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. |
2 неделя |
|
89 |
А.А. Ахматова. Стихи о поэте и поэзии. |
2 неделя |
|
90 |
Б.Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных - тяжёлый крест…». Философская глубина лирики . |
2 неделя |
|
91 |
А.Т. Твардовский. Слово о поэте.. Раздумья о родине и о природе. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». |
3 неделя |
|
92 |
А.Т. Твардовский «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме. |
3 неделя |
|
93 |
Вн. Чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов Х1Х - ХХ веков. Н.Языков.«Пловец», В. Сологуб. «Серенада» (Закинув плащ, с гитарой под рукою…), Н. Некрасов «Тройка», А. Вертинский «Доченьки», Н, Заболоцкий «В этой роще берёзовой…». |
3 неделя |
|
94 |
Проверочная работа по русской лирике ХХ века.
|
Май 1 неделя |
|
95 |
Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». |
1 неделя |
|
96 |
Данте Алтгьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер. |
2 неделя |
|
97 |
У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». |
2 неделя |
|
98 |
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. |
3 неделя |
|
99 |
И.-В. Гёте. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен). Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски праведливости и смысла человеческой жизни. |
3 неделя |
|
100 |
Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы. |
3 неделя |
|
101-102 |
Выявление уровня литературного развития. Итоги года и задания для летнего чтения. |
4 неделя |
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
I. Личностные результаты:
• личностное самоопределение - совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
• толерантность как осознание, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы).
II. Метапредметные результаты:
1. Регулятивные УУД:
• умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• умение планировать пути достижения цели;
• умение при планировании достижения цели самостоятельно учитывать условия и средства их достижения;
• умение устанавливать целевые приоритеты;
• умение сознательно регулировать эмоциональное состояние;
2. Коммуникативные УУД:
• умение работать как индивидуально, так и в группе;
• умение организовать сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
• умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• умение осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
• умение следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.
3. Познавательные УУД:
• умение обобщать понятия, осуществлять сравнение;
• умение строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• умение делать умозаключение (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;
• умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• умение самостоятельно осуществлять проектную и исследовательскую деятельность: видеть проблему, аргументировать ее актуальность; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий; организовывать исследование с целью проверки гипотез; структурировать текст; делать выводы;
• умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач;
• владение основами просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового чтения.
III. Предметные результаты:
1. В познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и культуры;
• формулирование собственного отношения к произведениям мировой литературы, их оценка;
• собственная интерпретация изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
3. В коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие текста;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог на литературоведческую тему;
• написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
4. В эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведения литературы; формирование эстетического вкуса;
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений
·Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
·Выразительное чтение.
·Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
·Заучивание наизусть стихотворных текстов.
·Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
·Анализ и интерпретация произведений.
·Составление планов и написание отзывов о произведениях
·Написание изложений с элементами сочинения.
·Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
·Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Критерии оценивания достижений обучающихся с ЗПР по литературе
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким:
5 кл. – 1-1-5 тетрадные страницы,
6 кл. – 1,5-2,
7 кл. – 2-2,5,
8 кл. – 2,5-3,
9 кл. – 3-4,
10 кл. – 4-5,
11 кл. – 5-7.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 клссах и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность.
В 5-11 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:
1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.