Адаптированная рабочая программа
по математике для 2 класса, вариант 7.1
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273(в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29
декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений№ 3 от 22.05.2019 №8);
-Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Программа учебного курса «Математика» для 2 класса составлена на основе примерной программы по математике к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.: Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы:С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Математика.2 класс в 2 частях / М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С. И. Волкова, - М.: Просвещение, 2012 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР -обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Основными целями обучения математике являются:
- математическое развитие младших школьников;
- формирование системы начальных математических знаний;
- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования: - формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие математической речи;
- формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
- формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
- формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
- развитие познавательных способностей;
- воспитание стремления к расширению математических знаний;
- формирование критичности мышления;
- развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.
АООП НОО адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в образовательную организацию уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Специфические образовательные потребности детей ЗПР (7.1):
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ОВЗ в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки:
• в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов);
• замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности;
• трудности произвольной саморегуляции;
• нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
• нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка;
• снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом;
• недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль;
• обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ (ЗПР 7.1), поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
● оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
● социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог.
Содержание коррекционной работы:
1. Коррекция физического действия: не требуется.
2. Коррекция психического развития:
● развитие и закрепление новых форм поведения;
● психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
● формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
● коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память, ощущение).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
● выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
● создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
● осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении программы обучающимися с ЗПР;
● возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Коррекционная направленность методов воспитания и обучения
для детей ЗПР (7.1)
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и приёмов способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ:
● объяснительно-иллюстративный,
● репродуктивный,
● частично поисковый,
● коммуникативный,
● информационно-коммуникационный;
● методы контроля,
● самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
Методы и приёмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1):
● Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
● Доступное объяснение учебного материала
● Обязательное использование занимательной наглядности
● Дидактические игры
● Парные и групповые творческие задания
● Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход)
● Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
● Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
● Словесная поддержка педагога.
● Установка на позитивное решение проблемы
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Дифференциация заданий.
4. Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
5. Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
6. Здоровьесберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение)
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Приёмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1):
● Прием «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить
сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры».
● Приём «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
● Приём «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используются информационно-насыщенные тексты.
«V» - знаю, мне это известно;
«-» - думал иначе;
«!» - новое, важное для меня;
«?» - хочу узнать (не понял).
Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?»
● Приём «Мозговой штурм». Этот приём позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные возможности предмета:
1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
● формирование целостности зрительного восприятия;
● развитие способности концентрировать и распределять внимание;
● развитие избирательности зрительного внимания;
2. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
● развитие мелкой моторики кисти и пальце в рук;
● развитие зрительно-моторной координации;
● развитие слухо-моторной координации;
3. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа исинтеза.
● развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
● развитие фонематического восприятия;
4. Совершенствование речевого развития.
● обогащение и систематизация словаря;
● развитие устной монологической и диалогической речи;
5. Развитие словесно-логического мышления.
● формирование умения понимать и задавать вопрос;
● развитие способности обобщать;
● развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их;
● развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений;
● развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
● развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам;
● развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии;
● развитие логического запоминания;
6. Развитие навыка самоконтроля и самооценки.
● развитие умения работать по словесной и письменной инструкции;
● формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану;
● совершенствование умения планировать свою деятельность;
● выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила;
● овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного;
● развитие комбинаторных способностей;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса математики.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
● коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
● развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
● развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
● формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
● обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении образовательной программы в целом.
Во 2 классе в ходе освоения курса математики по адаптированной программе также обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делатьвыбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами во 2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
для учащихся ОВЗ к концу 2 класса
Учащиеся должны знать:
· названия и последовательность чисел от 1 до100;
· названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
· правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
· названия и обозначение действий умножения и деления;
· таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
Учащиеся должны уметь:
· читать, записывать и сравнивать числа в пределах100;
· находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных -письменно;
· находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
· чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;
· находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника);
· читать и записывать простейшие выражения (сумма, разность, произведение, частное); выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100, располагать запись столбиком;
· решать простые арифметические задачи, а также несложные составные задачи в 2действия;
· пользоваться знаками и обозначениями: больше, меньше, равно; м, кг, г;
· узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник; уметь изображать прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий
программы
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
• образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
• заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;
• читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;
• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Выпускник научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 1 000 000), опираясь на знание таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью прикидки и оценки результата действия, на основе связи между компонентами и результатом действия);
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• решать уравнения на основе знания связей между компонентами и результатами действий «сложение» и «вычитание», «умножение» и «деление»;
• находить значение буквенного выражения при заданных значениях, входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Выпускник научится:
• соотносить объекты, представленные в задаче, и величины, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
• решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
• оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
• решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью: цена, количество, стоимость; масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Выпускник научится:
• описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
• выполнять построение геометрических фигур (отрезок, квадрат, прямоугольник) по указанным данным с помощью линейки, угольника;
• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Выпускник научится:
• измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
• вычислять периметр многоугольника;
• находить площадь прямоугольного треугольника;
• находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Выпускник научится:
• читать несложные готовые таблицы;
• заполнять несложные готовые таблицы;
• читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («... и ...», «если .., то ...», «верно/ неверно, что ...», «каждый», «все», «некоторые», «не»).
2. Содержание учебного предмета «математика»
2 класс
Раздел курса |
Содержание учебного раздела |
1. Числа от 1 до 100. Нумерация (16 часов)
|
Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. |
2. Сложение и вычитание. (20 часов) |
Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонента.. Приёмы рациональных вычислений. Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями. |
3. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (28 часов) |
Задачи, обратные данным. Время. Единица времени – час. Порядок выполнения действий. Скобки. Периметр многоугольника. Свойства сложения и вычитания. Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.Уравнение. Решение уравнения. Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2= 8 способом подбора. |
4.Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел. (27 часов) |
Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Алгоритмы сложения и вычитания. Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника. Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге. Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание. |
5.Числа от 1 до 100. Умножение и деление. (17 часов) |
Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения. Операция деления. Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки). Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
|
6.Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление. (22 часа) |
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них). Периметр прямоугольника (квадрата). Решение задач в одно действие на умножение и деление. |
7. Повторение за год. (6 часов). |
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы. Решение задач изученных видов. |
7. Тематическое планирование по математике во 2 классе
Раздел программы |
Программное содержание |
Характеристика деятельности учащихся |
Тема урока |
№ урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||||
По плану |
Факт |
|||||||||
«Повторе ние: Числа от 1 до 20». Нумерация» (16 часов) |
Познакомить учащихся с новой учебной книгой «Математика. 2 класс». Повторить изученное в 1 классе о числах 1-20. Закреплять знания о задаче. Развивать навыки счета, мышление. Повторить табличные случаи сложения и вычитания однозначных чисел без перехода и с переходом через десяток, развивать навыки счета, продолжать работу над задачами изученных видов, развивать мышление учеников. Повторить изученное в 1 классе о десятке как о единице счета, познакомить учеников с названиями данных чисел. Формировать умение определять разрядный состав числа; повторить, как образуются числа второго десятка; закреплять знание названий чисел, состоящих из круглых десятков; продолжать формировать умение складывать и вычитать числа, состоящие из десятков. Продолжать знакомство учащихся с записью чисел от 11 до 100, показать роль и место каждой цифры в записи двухзначного числа. Развивать умение сравнивать именованные числа, решать задачи изученных видов, навыки счета, измерительные навыки. Продолжать формировать понятия: «однозначные числа», «двухзначные числа». Закреплять знание нумерации чисел в пределах 100, умение решать задачи изученных видов. Повторить изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре; познакомить учащихся с единицей измерения длины миллиметром; продолжать формировать умение сравнивать именованные числа, решать задачи. |
Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100. Сравнивать числа и записывать результат сравнения. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять сложение и вычитание вида 30+5, 35 – 5, 35 – 30. Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать стоимость предметов в пределах 100. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. |
Знакомство с учебником. Числа от 1 до 20. |
1\1 |
1 |
|
|
|||
Числа от 1 до 20.
|
2\2 |
1 |
|
|
||||||
Десяток. Счёт десятками до 100. |
3\3 |
1 |
|
|
||||||
Числа от 11 до 100. Образование чисел. |
4\4 |
1 |
|
|
||||||
Числа от 11 до 100. Поместное значение цифр.
|
5\5 |
1 |
|
|
||||||
Однозначные и двухзначные числа. Математический диктант №1 |
6\6 |
1 |
|
|
||||||
Единица измерения длины - миллиметр |
7\7 |
1 |
|
|
||||||
Повторение. Числа от 1 до 100. Нумерация.. Контрольная работа №1 |
8\8 |
1 |
|
|
||||||
Наименьшее трёхзначное число. Число 100. |
9\9 |
1 |
|
|
||||||
Метр. Таблица единиц длины. |
10\10 |
1 |
|
|
||||||
Сложение и вычитание вида: 30+5; 35+5; 35-5. |
11\11 |
1 |
|
|
||||||
Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. |
12\12 |
1 |
|
|
||||||
Единицы стоимости: рубль,копейка. |
13\13 |
1 |
|
|
||||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Тест № 1. |
14\14 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа № 2 по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация». |
15\15 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы. Странички для любознательных |
16\16 |
1 |
|
|
||||||
1. Сложение и вычитание (20 часов) |
||||||||||
Числовые выражения, содержащие действия сложение и вычитание (20 часов) |
Познакомить с обратными задачами; показать связь данных и искомого чисел в таких задачах. Учить записывать условие и вопрос задачи при помощи краткой записи и схематично, продолжать формировать умение сравнивать число и числовое выражение, именованные числа. Формировать умение записывать условие и вопрос задачи двумя способами: краткой записью и чертежом – схемой; отрабатывать умение преобразовывать величины, чертить отрезки заданной длины. Находить периметр многоугольника, длину ломаной линии, чертить отрезки заданной длины. Познакомить с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над формированием умения решать выражения вида 30 + 5, 35 – 5, 35 -30. Познакомить с тем, как измеряется длина ломаной линии. Начать подготовительную работу к решению выражений со скобками. Познакомить с решением выражений со скобками; продолжать работу над задачами изученных видов. Формировать умение решать задачи в два действия и выражения со скобками; сравнивать именованные числа. Познакомить со сравнением двух выражений. Дать учащимся представление о периметре многоугольника, познакомить с понятием «периметр». Познакомить учащихся еще с одним свойством сложения, основанным на группировке слагаемых; показать значение данного приема при вычислениях; формировать умение находить периметр многоугольников; развивать умение определять время по часам. Проверить знание учащимися устной и письменной нумерации двузначных чисел, умение записывать и решать задачи изученных видов, |
Составлять и решать задачи, обратные заданной. Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Объяснять ход решения задачи. Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи. Отмечать изменения в решении задачи при изменении её условия и вопроса. Определять по часам время с точностью до минуты. Вычислять длину ломаной. Вычислять периметр многоугольника. Читать и записывать числовые выражения в два действия. Вычислять значение выражений со скобками и без них. Сравнивать два выражения. Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Собирать материал по заданной теме. Определять и описывать закономерности в отобранных узорах. Составлять узоры и орнаменты. Составлять план работы. Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу. |
Задачи, обратные данной. |
1\17 |
1 |
|
|
|||
Сумма и разность отрезков. |
2\18 |
1 |
|
|
||||||
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого. |
3\19 |
1 |
|
|
||||||
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого. |
4\20 |
1 |
|
|
||||||
Закрепление изученного. |
5\21 |
1 |
|
|
||||||
Время. Единицы времени – час, минута. Соотношение между ними. |
6\22 |
1 |
|
|
||||||
Ломаная линия. Длина ломаной. |
7\23 |
1 |
|
|
||||||
Закрепление пройденного по теме «Решение задач» Тест №2 по теме «Задача» |
8\24 |
1 |
|
|
||||||
Порядок выполнения действий. Скобки. |
9\25 |
1 |
|
|
||||||
Числовые выражения |
10\26 |
1 |
|
|
||||||
Сравнение числовых выражений |
11\27 |
1 |
|
|
||||||
Периметр многоугольника |
12\28 |
1 |
|
|
||||||
Свойства сложения. |
13\29 |
1 |
|
|
||||||
Закрепление пройденного
материала |
14\30 |
1 |
|
|
||||||
Закрепление пройденного
материала |
15\31 |
1 |
|
|
||||||
Закрепление пройденного
материала |
16\32 |
1 |
|
|
||||||
Проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде» |
17\33 |
1 |
|
|
||||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
18\34 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №3 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание». |
19\35 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контроль ной работы. Странички для любознательных |
20\36 |
1
|
|
|
||||||
3. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (28 часов) |
||||||||||
Устные приемы сложение и вычитание в пределах 100 (22 ч) Проверка сложения вычитанием (6 ч) |
Рассмотреть случаи сложения вида: 36 + 2, 36 + 20. Рассмотреть приемы вычитания в случаях вида: 36 - 2, 36 – 20. Познакомить учащихся с приемом сложения для случаев вида: 26 + 4. Рассмотреть прием вычитания в случае вида: 30 – 7. Рассмотреть прием вычитания в случае вида: 60 – 24. Познакомить учащихся с решением задач нового вида. Познакомить учащихся с новым приемом сложения. Познакомить учащихся с новым приемом вычитания; формировать умение учащихся находить значения сумм в случаях вида: 26 + 7. Дать учащимся первичное представление о буквенных выражениях, вести подготовительную работу к изучению темы «Уравнение». Развивать умение учащихся записывать и читать буквенные выражения, а также находить значения буквенных выражений при конкретном значении букв, продолжать работу над задачами. Дать учащимся представление об уравнении как о равенстве, содержащем переменную. Показать учащимся, что результат, найденный действием сложения, можно проверить вычитанием. Показать учащимся, что результат, найденный действием вычитания, можно проверить сложением. |
Моделировать и объяснять ход выполнения устных приёмов сложение и вычитание в пределах 100. Выполнять устно сложение и вычитаниев пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.). Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Записывать решения составных задач с помощью выражения. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры. Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения вида: 12 + х = 12, 25 – х = 20, х – 2 = 8, подбирая значение неизвестного. Выполнять проверку правильности вычислений. Использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания |
1\37 |
1 |
|
|
|||
Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20, 60 + 18 |
2\38 |
1 |
|
|
||||||
Приёмы вычислений для случаев вида 36 – 2, 36 – 20. Математический диктант № 3. |
3\39 |
1 |
|
|
||||||
Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4 |
4\40 |
1 |
|
|
||||||
Приём вычисления для случаев вида 30 – 7 |
5\41 |
1 |
|
|
||||||
Приём вычисления для случаев вида 60 – 24 |
6\42 |
1 |
|
|
||||||
Решение задач на нахождение суммы. |
7\43 |
1 |
|
|
||||||
Решение задач на нахождение суммы, неизвестного слагаемого. |
8\44 |
1 |
|
|
||||||
Решение составных задач на нахождение суммы.
|
9\45 |
1 |
|
|
||||||
Приём вычисления для случаев вида 26 + 7 |
10\46 |
1 |
|
|
||||||
Приём вычисления для случаев вида 35 – 7 |
11\47 |
1 |
|
|
||||||
Устные приёмы вычислений. |
12\48 |
1 |
|
|
||||||
Устные приемы сложения и вычитания. |
13\49 |
1 |
|
|
||||||
Устные приемы сложения и вычитания. |
14\50 |
1 |
|
|
||||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». |
15\51 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №4 по теме «Устное сложение и вычитание в пределах 100». |
16\52 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контроль ной работы. Странички для любознательных |
17\53 |
1 |
|
|
||||||
Буквенные выражения. |
18\54 |
1 |
|
|
||||||
Буквенные выражения. |
19\55 |
1 |
|
|
||||||
Уравнение. Решение уравнений методом подбора. |
20\56 |
1 |
|
|
||||||
Решение уравнений |
21\57 |
1 |
|
|
||||||
Решение уравнений |
22\58 |
1 |
|
|
||||||
Проверка сложения. |
23\59 |
1 |
|
|
||||||
Проверка вычитания. Тест №3 |
24\60 |
1 |
|
|
||||||
Закрепление по теме «Решение задач». |
25\61 |
1 |
|
|
||||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» |
26\62 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №5 за 1 полугодие |
27\63 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы. Решение задач. |
28\64 |
1 |
|
|
||||||
4. Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел (27 ч) |
||||||||||
Письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел без перехода через десяток (27 ч) |
Познакомить учащихся с письменным приемом сложения двухзначных чисел в случаях вида:45+23. Познакомить учащихся с письменным приемом вычитания двухзначных чисел; формировать умение складывать двухзначные числа в столбик (без перехода десяток). Познакомить учащихся с проверкой сложения и вычитания двухзначных чисел; формировать умение складывать и вычитать двухзначные числа в столбик (без перехода десяток). Продолжать формировать умение учащихся записывать и находить значения сумм и разности в столбик (без перехода через десяток). Дать учащимся представление о прямом угле; учить отличать прямой угол от острого и тупого при помощи модели прямого угла. Формировать умение учащихся отличать прямой угол от острого и тупого при помощи модели прямого угла. |
Применять письменные приёмы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку. Различать прямой, тупой, острый углы. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырёхугольников. Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырёхугольников Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге. |
Письменный прием сложения вида 45 + 23 |
1\65 |
1 |
|
|
|||
Письменный прием вычитания вида 57 – 26 |
2\66 |
1 |
|
|
||||||
Проверка сложения и вычитания. |
3\67 |
1 |
|
|
||||||
Письменный приём сложения. Математический диктант № 4. |
4\68 |
1 |
|
|
||||||
Угол. Виды углов. |
5\69 |
1 |
|
|
||||||
Прямой угол. Решение задач и выражений. |
6\70 |
1 |
|
|
||||||
Письменный приём сложения вида 37+48 |
7\71 |
1 |
|
|
||||||
Письменный приём сложения вида 37+53 |
8/72 |
1 |
|
|
||||||
Прямоугольник
|
9\73 |
1 |
|
|
||||||
Прямоугольник
|
10\74 |
1 |
|
|
||||||
Письменный приём сложения вида 87+13 |
11/75 |
1 |
|
|
||||||
Решение составных задач. |
12/76 |
1 |
|
|
||||||
Письменные приёмы вычисления вида: 32+8,40-8. |
13\77 |
1 |
|
|
||||||
Письменный приём вычитания вида: 50 – 24. |
14\78 |
1 |
|
|
||||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Математический диктант №5 |
15\79 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №6 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания». |
16\80 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Странички для любознательных |
17\81 |
1 |
|
|
||||||
Письменный приём вычитания вида: 52-24. |
18\82 |
1 |
|
|
||||||
Письменные приемы сложения и вычитания с переходом через десяток |
19\83 |
1 |
|
|
||||||
Письменные приемы сложения и вычитания с переходом через десяток. |
20\84 |
1 |
|
|
||||||
Свойство противоположных сторон прямоугольника |
21\85 |
1 |
|
|
||||||
Решение задач изученных видов. |
22\86 |
1 |
|
|
||||||
Квадрат. |
23\87 |
1 |
|
|
||||||
Наши проекты. Оригами. |
24\88 |
1 |
|
|
||||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.» Тест № 4. |
25\89 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №7 по теме «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.» |
26\90 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.» |
27\91 |
1 |
|
|
||||||
5. Числа от 1 до 100. Умножение и деление (17 часов) |
||||||||||
Конкретный смысл действия умножения (10 ч)
Конкретный смысл действия деления (7 ч) |
Развивать умение учащихся читать примеры на умножение и решать их посредством замены действия умножения действием сложения. Познакомить учащихся с особыми случаями умножения: единицы на число и нуля на число; развивать умение учеников читать примеры на умножение и решать их посредством замены действия умножения действием сложения. Познакомить учащихся с названиями компонентов действия умножения; формировать умения учащихся решать задачи умножением, читать произведения, находить значения произведений, заменив умножение сложением. Проверить уровень сформированности вычислительных навыков учащихся, умение решать составные задачи, знание учащимися геометрических величин. Познакомить учащихся с переместительным законом умножения. |
Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). Умножать 1 и 0 на число. Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях. Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение. Моделировать с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей и решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи. Вычислять периметр прямоугольника. Использовать математическую терминологию Моделировать действие делениес использованием предметов, схематических рисунков, чертежей. Решать текстовые задачи на деление. |
Конкретный смысл действия умножения. |
1\92
|
1 |
|
|
|||
Конкретный смысл действия умножения. |
2\93 |
1 |
|
|
||||||
Вычисление результата умножения с помощью сложения. |
3\94 |
1 |
|
|
||||||
Решение задач на умножение. |
4\95 |
1 |
|
|
||||||
Периметр прямоугольника |
5\96 |
1 |
|
|
||||||
Умножение нуля и единицы. |
6\97 |
1 |
|
|
||||||
Название компонентов и результата умножения. |
7\98 |
1 |
|
|
||||||
Название компонентов и результата умножения |
8\99 |
1 |
|
|
||||||
Переместительное свойство умножения. Математический диктант №6
|
9\100 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №8по теме «Конкретный смысл действия умножения». |
10\101 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
11\102 |
1 |
|
|
||||||
Конкретный смысл деления.
|
12\103 |
1 |
|
|
||||||
Решение задач на деление. |
13\104 |
1 |
|
|
||||||
Название компонентов и результата деления. |
14\105 |
1 |
|
|
||||||
Название компонентов и результата деления. |
15\106 |
1 |
|
|
||||||
Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.» Контрольная работа №9 |
16\107 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы. Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.» |
17\108 |
1 |
|
|
||||||
6. Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление (22 ч) |
||||||||||
Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление (22 ч) |
Познакомить учащихся с арифметическим действием – деление, с задачами, которые решаются делением. Формировать умение учащихся решать примеры и задачи действием деления; закреплять умение учащихся решать примеры и задачи действием умножения. Познакомить учащихся с названиями компонентов действия деления. Закреплять умения учащихся заменять действие сложения действием умножения, решать задачи умножением; развивать вычислительные навыки, умение находить значение выражения удобным способом, сравнивать именованные числа. Проверить, как у учащихся сформировано умение заменять действие сложения действием умножения, сравнивать выражения, решать задачи умножением и делением, находить периметр прямоугольника. Показать учащимся взаимосвязь между действиями умножения и деления; учить составлять примеры на деление, опираясь на соответствующий пример на умножение. Дать учащимся первичное представление об умножении и делении числа на 10, умножении десяти на число. Познакомить учащихся с таблицей умножения числа 2 и составление таблицы умножения на 2, пользуясь переместительным законом умножения. Познакомить учащихся с таблицей умножения числа 3 и умножением на 3. Составить с учащимися таблицу деления на 3, опираясь на таблицу умножении числа 3.
|
Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Умножать и делить на 10. Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Решать задачи на нахождение третьего слагаемого. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Выполнять умножение с числом 2. Выполнять деление на 2. Выполнять умножение с числом 3. Выполнять деление на 3. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Связь между компонентами умножения. |
1\109 |
1 |
|
|
|||
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. |
2\110 |
1 |
|
|
||||||
Приём умножения и деления на 10. |
3\111 |
1 |
|
|
||||||
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
4\112 |
1 |
|
|
||||||
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. |
5\113 |
1 |
|
|
||||||
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. Математический диктант № 7 |
6\114 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №10 по теме «Умножение и деление» |
7\115 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы |
8\116 |
1 |
|
|
||||||
Умножение числа 2. Умножение на 2.
|
9\117 |
1 |
|
|
||||||
Умножение числа 2. Умножение на 2. |
10\118 |
1 |
|
|
||||||
Приём умножения числа 2. |
11\119 |
1 |
|
|
||||||
Деление на 2. |
12\120 |
1 |
|
|
||||||
Деление на 2. |
13\121 |
1 |
|
|
||||||
Деление на 2. |
14\122 |
1 |
|
|
||||||
Закрепление таблицы умножения и деления на 2. |
15\123 |
1 |
|
|
||||||
Умножение числа 3. Умножение на 3. |
16\124 |
1 |
|
|
||||||
Умножение числа 3. Умножение на 3. |
17\125 |
1 |
|
|
||||||
Деление на 3. |
18\126 |
1 |
|
|
||||||
Деление на 3. |
19\127 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №11 по теме «Умножение и деление на 2 и 3» |
20\128 |
1 |
|
|
||||||
Анализ контрольной работы. Страничка для любознательных |
21\129 |
1 |
|
|
||||||
Итоговая стандартизированная диагностика. Итоговый тест №5 |
22\130 |
1 |
|
|
||||||
7. Повторение за год (6 ч) |
||||||||||
Повторение за год (6 ч) |
Обобщить и систематизировать знания учащихся за год. |
Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Нумерация чисел от 1 до 100. Математический диктант № 8 |
1\131 |
1 |
|
|
|||
Решение задач. |
2\132 |
1 |
|
|
||||||
Контрольная работа №12 за год |
3\133 |
1 |
|
|
||||||
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. |
4\134 |
1 |
|
|
||||||
Числовые и буквенные выражения. Неравенства. |
5\135 |
1 |
|
|
||||||
Единицы времени, массы, длины. |
6\ 136 |
1 |
|
|
||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.