Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19»
г. Мичуринска. Тамбовской обл.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ СОШ №19
№______ от _______
________/Солончева Е.В./
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по миру природы и человека
для 2 класса
с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
срок реализации 1 год
Рассмотрено на заседании МС
протокол №_______ от____
председатель МС ____________Е.В. Щекочихина
Мир природы и человека
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа мир природы и человека для детей 2 класса с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвеннного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
– Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
– Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями на 29 июня 2011 г.)
–Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы.
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Мир природы и человека» Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. 2 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
Рабочая программа реализуется в классе совместно с другими обучающимися. В основу разработки данной рабочей программы заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Цель предмета: расширение сведений об окружающей природе
Задачи:
1. Уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах.
2. На основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
3. Выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные.
4. Сформировать знания учащихся о природе своего края.
5. Сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.
Место предмета в учебном плане
На изучение данного предмета отводится 70 часов ( 2 часа в неделю)
Планируемые результаты изучения курса
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года.
Личностные результаты
– воспитание уважительного отношения к иному мнению;
– положительное отношение к школе;
– развитие мотивации к обучению;
– овладение элементарными социально-бытовыми навыками;
– сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях;
– воспитание уважительного отношения к иному мнению;
– развитие чувства доброжелательности к окружающим людям;
– сформированность соответствующих возрасту навыков безопасного, здорового образа жизни;
– развитие элементарных представлений об окружающем мире;
Предметные результаты
Минимальный уровень:
– Правильно называть изученные объекты и явления;
– Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
– Различать наиболее распространённые овощи и фрукты и объяснять, где они растут, как используются человеком;Различать диких и домашних животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;
– Выполнять элементарные гигиенические правила;
– Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в природе
Достаточный уровень:
– Правильно называть изученные объекты и явления;
– Различать 2-3 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями;
– Различать наиболее распространённые овощи и фрукты;
– Различать диких и домашних животных, рыб;
– Различать признаки времён года;
– Выполнять элементарные гигиенические правила, правила приёма пищи.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
– О простейших свойствах воды, её значении для жизни растений, животных и человека;
– О растениях сада и огорода и их отличии;
– О разнообразии животного мира, образе жизни и повадках диких и домашних животных;
– О роли питания в жизни человека;
– О гигиенических правилах;
– О сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
– О значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
Содержание программы
Сезонные изменения в природе.
1. Сезонные изменения в неживой природе.
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.
Названия времен года; знакомство с названиями месяцев.
Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).
Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.
2. Растения и животные в разные времена года.
Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж. Рыбы зимой.
3. Детские игры; труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде.
Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.
Неживая природа.
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.
Значение воды для жизни растений, животных, человека.
Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Живая природа.
1. Растения.
Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок.
Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.
Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).
Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.
2. Животные.
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.
Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.
Отношение человека к животным.
Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.
3. Человек
Гигиена тела человека, закаливание.
Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).
Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.
Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.
Повторение.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;
- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1 |
Долгота дня |
8 ч |
2 |
Времена года |
24ч |
3 |
Неживая природа |
5ч |
4 |
Живая природа. Растения. |
15ч |
5 |
Животные |
9 ч |
6 |
Человек |
9 ч |
|
Итого |
70ч |
Календарно – тематическое планирование для 2 класса
№ п/п |
Наименование раздела, темы |
Кол -во часов |
Дата проведения |
Примечание |
|
по плану |
факт |
|
|||
I -четверть 18 ч |
|||||
Долгота дня |
8ч |
|
|
|
|
1. |
Введение. Знакомство с учебником. |
1 |
02.09 |
|
|
2. |
Влияние солнца на смену времен года |
1 |
04.09 |
|
|
3. |
Сутки. Солнце и жизнь растений |
1 |
09.09 |
|
|
4. |
Утро, день, вечер ночь |
1 |
11.09 |
|
|
5. |
Долгота дня летом |
1 |
16.09 |
|
|
6. |
Занятие людей в течение суток летом |
1 |
18.09 |
|
|
7. |
Долгота дня зимой |
1 |
23.09 |
|
|
8. |
Занятие людей в течение суток зимой |
1 |
25.09 |
|
|
Времена года |
24 ч. |
|
|
|
|
9. |
Осень |
1 |
30.09 |
|
|
10. |
Растения осенью |
1 |
02.10 |
|
|
11. |
Животные осенью |
1 |
07.10 |
|
|
12-13 |
Занятия людей и одежда осенью |
2 |
09.10 14.10 |
|
|
14. |
Погода. Календарь природы |
1 |
16.10 |
|
|
15. |
Зима. Признаки зимы |
1 |
21.10 |
|
|
16. |
Растения зимой |
1 |
23.10 |
|
|
17. |
Животные зимой |
1 |
28.10 |
|
|
II – четверть 15 ч. |
|||||
18-19 |
Занятия и одежда зимой |
2 |
30.10 11.11 |
|
|
20. |
Погода. Календарь природы. |
1 |
13.11 |
|
|
21. |
Весна |
1 |
18.11 |
|
|
22. |
Растения весной. Признаки весны |
1 |
20.11 |
|
|
23. |
Растения весной |
1 |
25.11 |
|
|
24. |
Животные весной. |
1 |
27.11 |
|
|
25-26 |
Занятия и одежда весной |
2 |
02.12 04.12 |
|
|
27. |
Погода. Календарь природы |
1 |
09.12 |
|
|
28. |
Лето. Признаки лета. |
1 |
11.12 |
|
|
29. |
Растения летом |
1 |
16.12 |
|
|
30. |
Животные летом |
1 |
18.12 |
|
|
31-32 |
Занятия и одежда летом |
2 |
23.12 25.12 |
|
|
Неживая природа |
5 ч. |
|
|
|
|
33. |
Вода |
1 |
30.12 |
|
|
III – четверть 20ч |
|||||
34. |
Вода горячая и холодная. |
1 |
13.01 |
|
|
35. |
Температура воды. |
1 |
15.01 |
|
|
36. |
Вода в природе |
1 |
20.01 |
|
|
37. |
Значение воды |
1 |
22.01 |
|
|
Живая природа. Растения. |
15ч. |
|
|
|
|
38-39 |
Растения |
2 |
27.01 29.01 |
|
|
40. |
Жизнь растений |
1 |
03.02 |
|
|
41. |
Растения влаголюбивые и засухоустойчивые |
1 |
05.02 |
|
|
42. |
Растения светолюбивые и тенелюбивые. |
1 |
10.02 |
|
|
43. |
Комнатные растения. |
1 |
12.02 |
|
|
44. |
Уход за комнатными растениями. |
1 |
17.02 |
|
|
45. |
Овощи. |
1 |
19.02 |
|
|
46-47 |
Огород. |
2 |
24.02 26.02 |
|
|
48. |
Овощи и питание человека |
1 |
03.03 |
|
|
49. |
Сад. |
1 |
05.03 |
|
|
50. |
Фрукты |
1 |
10.03 |
|
|
51. |
Фрукты в питании человека |
1 |
12.03 |
|
|
52. |
Уход за растениями сада и огорода. |
1 |
17.03 |
|
|
Животные |
9 ч. |
|
|
|
|
53. |
Животные |
1 |
19.03 |
|
|
IV - четверть 16ч. |
|||||
54. |
Кошка и рысь. |
1 |
02.04 |
|
|
55-56 |
Породы кошек |
2 |
07.04 09.04 |
|
|
57. |
Собака и волк. |
1 |
14.04 |
|
|
58-59 |
Породы собак. |
2 |
16.04 21.04 |
|
|
60-61 |
Рыбы |
2 |
23.04 28.04 |
|
|
Человек |
9 ч. |
|
|
|
|
62-63 |
Гигиена человека |
2 |
30.04 05.05 |
|
|
64 |
Органы пищеварения |
1 |
07.05 |
|
|
65 |
Органы пищеварения |
1 |
12.05 |
|
|
66-67 |
Питание человека. |
2 |
14.05 19.05 |
|
|
68 |
Правила питания. |
1 |
21.05 |
|
|
69 |
Профилактика отравлений. |
1 |
26.05 |
|
|
70 |
Обобщающий урок |
1 |
28.05 |
|
|
ИТОГО: |
70ч. |
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 2 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
2. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
3.Печатная продукция:
4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.