ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию индивидуального обучения для 10 класса составлена на основе примерной программы и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. .
Рабочая программа для 10 класса рассчитана на 33 учебных часа в год.
Рабочая программа по обществознанию скорректирована на основе базовой программы. Корректировка продиктована уменьшением количества часов в учебном плане надомного обучения (по сравнению с базовым учебным планом) и увеличением доли самостоятельной работы.
Структура обучения:
1) дифференцированная работа учителя с учеником;
2) различные виды самостоятельной работы ученика;
3) использование элементов контроля учителем и самоконтроля учеником.
В соответствии с федеральным базисным планом в рамках основного общего образования на изучение обществознания в 10 классе сотводится 33 часа (1 час в неделю) в год.
Сокращение часов идет за счет того, что не включаются в планирование уроки-семинары, повторительно-обобщающие уроки и т.к. занятия проходят индивидуально с учащимся, то простые темы объединяются. Необходимый материал, формы организации обучения отбираются в соответствии с определенными условиями обучения.
Цели курса:
1. Развитие личности в период ранней юности, её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации.
Задачи курса:
1. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования..
2. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности ,умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные, освоение способов познавательной, коммуникативной деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать / понимать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
Учебно-тематический план
№п/п |
Разделы, темы |
Количество часов |
Раздел1. Общество и человек |
||
1 |
Общество |
2 |
2 |
Человек |
6 |
Раздел 2 |
||
3 |
Духовная культура |
4 |
4 |
Экономическая сфера |
2 |
5 |
Социальная сфера |
7 |
6 |
Политическая сфера |
6 |
Раздел 3 |
||
7 |
Право как особая система норм |
6 |
8 |
Заключительные уроки |
1 |
|
ИТОГО: |
33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. 10 КЛАСС
№п/п |
Дата план |
Дата факт |
Тема урока |
Цели |
ЗУН |
Методическое оснащение |
Д/З |
|
|||||
1 |
|
|
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура.
|
Продолжить формирование чёткого представления об обществе как совместной жизнедеятельности людей. |
Учить высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. |
Презентация |
§ 1
|
|
|||||
2 |
|
|
Общество как сложная динамическая система. Социальные институты.
|
Сформировать представления учащихся об обществе как сложной динамической системе. |
Работа с материалами СМИ, решение проблемных вопросов. |
презентация |
§ 2, вопросы |
|
|||||
3 |
|
|
Природа человека.
|
Дать учащимся представление о человеке как продукте биологической, социальной и культурной эволюции. |
Знать понятия, объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, уметь высказывать свое мнение |
презентация |
§ 3 |
|
|||||
4 |
|
|
Человек как духовное существо.
|
Помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности. |
Высказывать свое мнение, характеризовать моральные ценности, знать понятия |
Презентация |
§ 4 |
|
|||||
5 |
|
|
Деятельность – способ существования людей.
|
Дать представление о деятельности человека и её многообразии. |
Знать понятия, уметь характеризовать черты деятельности, определять ее мотивы. |
диск |
§ 5 . |
|
|||||
6 |
|
|
Познание и знание.
|
Способствовать пониманию учащимися видов и ступеней познания. |
Знать понятия, уметь объяснять сущность чувственного и рационального познания. |
Презентация |
§ 6 |
|
|||||
7 |
|
|
Человек в системе социальных связей.
|
Сформировать устойчивое представление учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов. |
Знать связь свободы и необходимость. Уметь характеризовать основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке. Выделять признаки понятия «личность». |
Презентация |
§ 7 |
|
|||||
8 |
|
|
Культура и духовная жизнь общества.
|
Способствовать пониманию учащихся, что такое культура и каковы её виды. |
Знать понятия темы, уметь разъяснять сущность понимания культуры у различных народов, уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и уметь объяснять сущность культурного наследия |
Презентация |
§ 8 (стр. 78-82). Вопросы стр.89. |
|
|||||
9 |
|
|
Многообразие культур.
|
Продолжить работу по формированию у учащихся чётких представлений о культуре и духовной жизни общества. |
Таблица «Функции культуры» (слайд) |
§ 8 (стр. 82-88, документ стр.88). |
|
||||||
10 |
|
|
Наука и образование.
|
Дать учащимся представление о науке как виде познания и сфере жизни общества. |
Знать, что представляет собой образование как институт общества. |
Презентация |
§ 9, документ стр.98 |
|
|||||
11 |
|
|
Наука и образование.
|
Дать представление учащимся о роли образования и его принципах. |
|
Вопросы и задания к § 9. |
|
||||||
12 |
|
|
Мораль
|
Сформировать представления учащихся о морали от возникновения её до наших дней. |
Знать понятия, особенности мировых религий, уметь определять становление нравственного в человеке, составлять таблицу и словарь по теме. |
Презентация |
§ 10 (стр. 100-106). Вопросы 1-4 |
|
|||||
13 |
|
|
Религия.
|
Дать представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры. |
Презентация |
§ 10 (стр. 106-111). Вопросы 5-6, задания |
|
||||||
14 |
|
|
Искусство и духовная жизнь.
|
Сформировать представления учащихся об искусстве как форме человеческой деятельности. |
Уметь анализировать произведения искусства, пояснять, кто является субъектом художественной культуры. Выработать умение аргументировать разные оценки перспектив духовного развития современной России. |
Схема «Искусство и его формы» (слайд) |
§ 11, вопросы. |
|
|||||
15 |
|
|
Роль экономики в жизни общества
|
Дать учащимся представление о роли экономики в жизни общества. |
Знать понятия, уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наемного работника в экономической сфере, решать творческие задачи по проблемам ориентации в сложных процессах экономической жизни. |
Презентация |
§ 12 (стр. 125-130). Вопросы 1-3 |
|
|||||
16 |
|
|
Структура экономики. Экономические системы
|
Дать учащимся представление о роли экономики в жизни общества. |
Презентация |
§ 12 (стр. 130-135). Вопросы 4-7 |
|
||||||
17 |
|
|
Экономическая культура.
|
Дать учащимся представление о сущности и структуре экономической культуры. |
Знать основные элементы экономической культуры, объяснять суть и значение грамотного и нравственно-ценного поведения человека в экономике |
Презентация |
§ 13. Вопросы и задания к параграфу |
|
|||||
18 |
|
|
Социальная структура общества.
|
Сформировать представление учащихся о сущности социальной системы общества. |
Уметь анализировать социальный образ, имидж личности, объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью. |
Презентация |
§ 14 . |
|
|||||
19 |
|
|
Социальные отношения и взаимодействия.
|
Дать представление о социальных связях, отношениях и взаимодействии, конфликтах на производстве: их видах и типах. |
Уметь определять последствия социальных конфликтов. Объяснять социальные аспекты труда. Анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни. |
Презентация |
§ 15 (стр. 162-164). |
|
|||||
20 |
|
|
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
|
Сформировать представление о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка. |
Приводить примеры по видам социальных норм. |
Презентация |
§ 16 (стр. 173-176). |
|
|||||
21 |
|
|
Нации и межнациональные отношения.
|
Углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей. |
Уметь разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры. |
Презентация |
§ 17 (стр. 184-188). Документ, стр. 193 |
|
|||||
22 |
|
|
Семья и быт.
|
Дать представление о семье, её функциях. |
Уметь описывать жизненный цикл семьи |
Презентация |
§ 18. Вопросы, стр. 206 |
|
|||||
23 |
|
|
Социальное развитие и молодёжь.
|
Сформировать представление учащихся о социальных процессах в современной России и молодёжи как социально-демократической группе. |
Уметь характеризовать особенности молодежи как социальной группы, знать какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних, актуальные проблемы молодежи. |
Презентация |
§ 19. Вопросы, задания, стр. 217 |
|
|||||
24 |
|
|
Политика и власть.
|
Дать представление о политической сфере и политических институтах. |
Знать какие существуют формы проявления влияния в обществе, уметь пояснять, что такое власть, ее виды. |
Презентация |
§ 20 . |
|
|||||
|
|
||||||||||||
25 |
|
|
Политическая система |
Сформировать представление учащихся о политических режимах как способах осуществления политической власти. |
Знать, что такое политическая система, признаки и функции государства, уметь их анализировать. |
Презентация |
§ 21 . |
|
|||||
26 |
|
|
Гражданское общество в правовом государстве.
|
Сформировать представление учащихся о гражданском обществе и правовом государстве, принципе разделения властей. |
Знать основные понятия темы, что представляет собой институт «гражданства», уметь анализировать. |
Презентация |
§ 22. |
|
|||||
27 |
|
|
Демократические выборы и политические партии. Партийные системы. Избирательная система.
|
1.Знать, что представляет собой система демократических выборов. 2.Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной выборной системы. |
Знать типологии политических партий и их сущность. Уметь определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональных политических систем. |
Презентация |
§ 23
|
|
|||||
28 |
|
|
Участие гражданина в политической жизни.
|
Знать, что представляет собой голосование, референдум и коков их механизм. |
Уметь высказывать свою точку зрения и работать в группах. |
Презентация |
§ 24 |
|
|||||
29 |
|
|
Право в системе социальных норм.
|
Углубить знания учащихся о сути и признаках права, помочь выявить специфику права в системе социальных норм. |
Роль системы права в регулировании общественных отношений. |
Презентация |
§ 25 |
||||||
30 |
|
|
Источники права.
|
Дать научное представление об основных источниках права |
.Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права.
|
Презентация. |
§ 26
|
||||||
31 |
|
|
Правоотношения и правонарушения.
|
1. Разъяснить сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности. 2. Раскрыть важнейшие признаки правоотношений. |
Знать определение основных понятий темы, определять особенности правонарушений. Уметь объяснить различия между проступком и преступлением. Уметь называть главные черты юридической ответственности. |
Презентация |
§ 27 |
||||||
32 |
|
|
Современное российское законодательство. Конституционное право |
Уметь объяснить основные цели судебной системы. |
Уметь объяснять общие черты и специфику отраслей российского права, определять сходство и отличие проступка от преступления
|
Презентация. |
§28 -29 |
||||||
33 |
|
|
Современный мир и его противоречия |
|
|
Презентация |
§30 |
||||||
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература для учителя:
Оборудование и приборы:
Компьютер
Презентации по темам
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.