Адаптированная рабочая программа по основам социальной жизни 10 класс
Оценка 4.7

Адаптированная рабочая программа по основам социальной жизни 10 класс

Оценка 4.7
docx
21.09.2023
Адаптированная рабочая программа по основам социальной жизни   10 класс
Адаптированная программа по основам социальной жизни 9 класс.docx

                                                                                                                                                

                                                                  

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

          Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» для учащихся 9 класса на 2022-2023 учебный год  составлена на основе Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017 год; Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М.,            Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2017 год.

          Цели:

Практическая под­готовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к са­мостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном со­ци­у­ме.

Формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышение уровня общего развития учащихся.

             Задачи:

Развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- Усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- Понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребёнка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений;

            - Расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- Формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- Ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

- Практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- Усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения;

- Развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств личности.

                                 

            Место предмета в учебном плане: 17 часов в год (0,5 часа в неделю).

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

               Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Планируемые личностные результаты:

          1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

          2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

          3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

          4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

          5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).

Планируемые предметные результаты:

 

1.      Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома (приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола и др.)

2.      Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, лекарства и др., соблюдая правила безопасности.

3.      Представления об окружающих людях: профессиональные роли – учитель, врач, повар, продавец, водитель и др.; социальные роли –пассажир, покупатель, пешеход и др.

4.      Умение соблюдать правила поведения дома, в школе, общественных местах.

5.      Развитие межличностных и групповых отношений.

6.      Представления о правах, обязанностях и др.

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по «Основам социальной жизни» на конец школьного обучения

   Минимальный уровень:

- представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

- приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

- представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

- самостоятельное приготовление несложных блюд (бутербродов, салатов);

- знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними;

- соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

- знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

- пользование различными средствами связи, включая Интернет-средства;

- знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения;

- решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

- знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

- совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

- первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

- представления о различных видах средств связи;

- знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях);

- знание основных правил ухода за больным;

  - знание названий организаций социальной направленности и их назначения.

Достаточный уровень:

- знание способов хранения и переработки продуктов питания;

- составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;

- самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;

- самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

- соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

- соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;

- некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

- навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

- пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;

- знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета;

- составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения.

 

Содержание программы

 

                                                    Личная гигиена и здоровье.

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.

            Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.

Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.

Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).

Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.

Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Пра­вила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов де­ятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером.

Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач

Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков).

Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.

                                         

                        Охрана здоровья.

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.

Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия.

Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту.

Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного.

Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием.

Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.

Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба.

Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.

Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности.

Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате.

Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин).

Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели.

Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.

Одежда и обувь

Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды.

Значение опрятного вида человека.

Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.

Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель; зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен.

Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды.

Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями.

Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов.

Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви.

Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.

Питание

Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи.

Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения.      

Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп).

            Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе.

             Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.

            Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.

             Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.

            Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп.               

Вредители круп и муки. Просеивание муки.

Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.

Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение.

            Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола.

             Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом.

              Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина.

Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов.

                                                             Транспорт.

Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте.

Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда.

Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание.

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда.

Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.

Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы.

            Средства связи

Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер.    

 Назначение, особенности использования.

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.

            Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.

Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.

Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления.

Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы.

Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной жизни.

Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления.

            Предприятия, организации, учреждения

Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учебно-образовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного образования.

Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение.

Семья

Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.

Семейный досуг.  Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время.

            Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д.

            Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др.

             Досуг как развитие постоянного интереса к какому -либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д.

Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей.


Календарно-тематический план

 

п/п

Содержание программного материала.

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты (предметные)

Коррекционная работа.

Основные термины и понятия.

Оборудование

Планируемые результаты

 (личностные и метапредметные)

Личностные      БУД

Познавательные

БУД

Коммуникативные                          

    БУД

Регулятивные

БУД     

 

1.

ЗОЖ. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.

 

Формирование и развитие умений и навыков по выполнению и соблюдению правил личной гигиены. Развитие гигиенических навыков. Развитие речи. Формирование и развитие эстетических качеств личности. Развитие самостоятельности.  

Развитие высших психических функций.

Личная гигиена.

Презентация.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире. Навыки адаптации.

 

Испытывает потребность в новых знаниях.

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Принятие ребенком системы общепринятых правил и требований.

 

 

2.

Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя.

 

Познакомить учащихся с негативным влиянием на организм человека вредных веществ.

Коррекция нарушений  эмоционально -личностной сферы.

Вредные вещества.

Презентация.

Проявлять интерес к объектам, созданным человеком.

проявлять собственные чувства, желания.

Испытывает потребность в новых знаниях.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Принятие ребенком системы общепринятых правил и требований.

 

3

Значение опрятного вида человека. Мода. Стиль в одежде. Внешний вид молодых людей.

1

 

Познакомить учащихся с понятием мода, с понятием стиль. Рассказать каким должен быть внешний вид молодых людей.

Совершенствование связной речи.

.Мода, стиль.

Видеозаписи.

Проявляет собственные чувства.

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Слушает внимательно учителя.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Формирование учебного поведения.

 

4

Предприятия бытового обслуживания. Прачечная.  Виды услуг.  Прейскурант.

1

 

Знакомить учащихся с предприятиями бытового обслуживания, знакомить с понятиями «прачечная», «прейскурант».

Развитие речи, владение техникой речи.

Прачечная, прейскурант.

Таблицы, плакаты.

Воспитание

нравственных качеств,

приучения к

дисциплинированности,

организованности,

ответственности,

элементарной

самостоятельности.

Слушает внимательно учителя.

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

 

Формирование учебного поведения.

 

5

Основы семейных отношений.

1

 

Познакомить детей с основами семейных отношений.

Совершенствование связной речи.

Семейные отношения.

Видеозаписи.

Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями.

Проявляет интерес к выполняемым заданиям.

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

Умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми.

6

Обязанности родителей в семье.

1

 

Выяснить, какие обязанности у родителей в семье.

Развитие речи, владение техникой речи.

Родители.

Таблицы, плакаты.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире. Навыки адаптации.

 

Испытывает потребность в новых знаниях.

Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).

Принятие ребенком системы общепринятых правил и требований.

 

 

7

Семейные традиции. (Отдых, досуг).

1

 

Знакомить учащихся с семейными традициями.

Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.

Традиции.

Отдых, досуг.

Презентация.

Проявляет собственные чувства.

Обращаться за помощью и принимать помощь.

Слушает внимательно учителя.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Формирование учебного поведения.

 

8

Сервировка праздничного стола.

1

 

Научить учащихся выполнять правильно сервировку праздничного стола.

Развитие речи, владение техникой речи.

Сервировка.

Видеозаписи.

Воспитание

потребности соблюдения

основ личной гигиены и

здорового образа жизни.

Слушает внимательно учителя.

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

 

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

9

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода

1

 

Знакомить с понятием «комнатные растения», их видами и особенностями ухода за комнатными растениями.

Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.

Комнатные растения.

Презентация.

Создать предпосылки для формирования умения принимать и оказывать помощь.

Активно включаться в совместную деятельность ученика и учителя.

Способность удерживать внимание на выполнении заданий в течение 3-4 мин.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

 

10

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Виды мебели, назначение. Уход за мебелью.

1

 

Учить детей ухаживать за мебелью, знать виды покрытия мебели. Знакомить с назначением мебели и ее видами.

Развитие высших психических функций.

 

Мебель.

Таблицы, плакаты.

Охотно участвует в совместной деятельности.

Активно включаться в совместную деятельность ученика и учителя.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Формирование учебного поведения.

 

11

Меры по предупреждению инфекционных заболеваний.

1

 

Знакомство с мерами по предупреждению инфекционных заболеваний.

Развитие речи, владение техникой речи.

 

Презентация.

Охотно участвует в совместной деятельности.

Проявляет интерес к выполняемым заданиям.

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

12

Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Вызов «скорой» помощи.

1

 

Знакомство с видами врачебной помощи на дому. Знакомство с тем, как вызвать скорую помощь.

Развитие высших психических функций.

 

Скорая помощь.

Таблицы, плакаты.

Проявлять интерес к получаемым знаниям.

Участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом).

Проявляет интерес к выполняемым заданиям.

Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми.

13

Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет-связь.  Электронная почта. Видео-связь (скайп).

1

 

Знакомство с разными видами связи.

Совершенствование связной речи.

 

Видеозаписи.

Проявлять личностные качества: усидчивость, терпение; адекватное поведение.

Проявляет интерес к выполняемым заданиям.

  При организующей,

   направляющей помощи

  способен выполнить       

посильное задание от начала до конца.

Умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми.

14

Виды денежных переводов. Стоимость отправления. Заполнение бланков.

1

 

Знакомить учащихся с видами денежных переводов, стоимость отправления, учить заполнению бланков.

Развитие высших психических функций.

 

Денежный перевод.

Таблицы, плакаты.

Осознавать ответственность, связанную с сохранностью макетов полевых растений.

 

Слушает внимательно учителя.

Понимать инструкцию учителя.

            Самост.

               оценивать

        свои

             учебные

            успехи.

 

15

Профессии работников и деятельность предприятий.

1

 

Знакомить учащихся с профессиями работников и деятельностью предприятий.

Развитие высших психических функций.

 

Профессия.

Презентация.

Осознавать ответственность, связанную с сохранностью макетов полевых растений.

 

Слушает внимательно учителя.

Понимать инструкцию учителя.

            Самостоятельно

               оценивать

        свои

             учебные

            успехи.

 

16

Виды транспорта. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

1

 

Знакомить с видами транспорта и мерами по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы.

Транспорт.

Видеозаписи.

Проявлять интерес к получаемым знаниям.

Участвовать в субъектно - объектных отношениях (совместно с педагогом).

Проявляет интерес к выполняемым заданиям.

Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми.

17

Повторение изученного в 9 классе.

1

 

Повторять изученный материал за курс 9 класса.

Развитие речи, владение техникой речи.

 

Таблицы, плакаты.

Проявлять интерес к получаемым знаниям. Воспитание

потребности соблюдения

основ личной гигиены и

здорового образа жизни.

Активно включаться в совместную деятельность ученика и учителя.

Умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

 

Формирование учебного поведения.

 

 

 

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ПРЕДМЕТА «основы социальной жизни»

   

Критерии оценки при опросе:

«5» ставится, если обучающийся: правильно понимает сущность вопроса, может с помощью учителя или самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки.

«4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но обучающийся: допускает неточности, оговорки  и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя. Если обучающийся в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена отметка «5».

«3» ставится в том случае, если обучающийся правильно понимает сущность рассматриваемых понятий, но при ответе: обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;  испытывает затруднения в определении основных понятий, определений, правил; отвечает неполно на вопросы учителя, недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение, нуждается в постоянной помощи учителя; не может применить знания в новой ситуации и связать с раннее изученным материалом.

«2» ставится в том случае, если обучающийся: не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов; не умеет использовать средства наглядности; при ответе  допускает ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя; допустил больше ошибок, чем необходимо для оценки 3.

«1» обучающимся не ставится.

При выполнении письменных самостоятельных и контрольных работ:

Оценка «5» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя в полном объеме или выполнил работу в объёме, который соответствует учёту психофизических особенностей обучающегося; допустил 1-3 недочета или 1-2 ошибку,  с учётом специфических ошибок для данной группы обучающихся.

Оценка «4» ставится, если обучающийся: правильно выполнил большую часть работы (свыше 50 %); допустил 2-3 ошибки.

Оценка «3» ставится, если обучающийся: выполнил работу самостоятельно или с незначительной помощью учителя   правильно (30%-50%); выполнил ½ всей работы правильно с использованием необходимой наглядности.

Оценка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Оценка «1» обучающимся не ставится.

При оценке письменных работ грубой ошибкой считается: неверное выполнение заданий вследствие неточного применения правил, неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых информационных данных).

Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные обучающиеся способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные обучающиеся могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний  и умений. Поэтому нормы оценок обучающихся  носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ следует учитывать не  только уровень знаний, умений и владений обучающегося, но и академические и жизненные компетенции, достижения обучающегося в зоне ближайшего развития.

Результаты достижений жизненных компетенций отражаются в портфолио обучающихся.

 

                          МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА  «Основы социальной жизни»

                                                                                                      Технические средства обучения

Аудиторная доска  для крепле­ния карт и таблиц, для нанесения информации.

1

 

DVD – проектор.

1

 

Экспозиционный экран.

1

 

Телевизор.

1

 

Сканер.

1

 

Принтер.

1

 

Наборы предметных картинок.

       2

 

Компьютер с программным обеспечением.

1

 

                                                                                                      Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи  в соответствии с программой обучения.

10

 

Видеофрагменты и презентации, соответствующие тематике программы по данному предмету.

       10

 

 

 

 

 

                                                                                     Методическая литература для учителя

        «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида».  Пособие для учителя / Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 2017. - (Коррекционная педагогика),

         Т.А.Девяткова «СБО в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях YIII вида» (Москва, Владос, 2017),

         С.А.Львова «Справочник выпускника» (Москва, Владос, 2014),

         В.П.Субчева «Социально-бытовая ориентировка, 5-9 классы» (Москва, Владос, 2010),

         Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание ис­правленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004.

                                                                            

 

                                                      

Интернет-ресурсы:

1. http://www.ed.gov.ru

2. http://www.rfh.ru,

3. http://www.int-edu.ru

            4. http://www.rsl.ru,

5. http://www.gnpbu.ru,

6. http://www.pedlib.ru

7. http://dic.academic.ru

8. http://ditionary.fio.ru,

9. http://www.ug.ru,

10. http://skazochki.narod.ru

11. http://www.uroki.net/


 

Скачано с www.znanio.ru

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Планируемые личностные результаты: 1

Планируемые личностные результаты: 1

Достаточный уровень: - знание способов хранения и переработки продуктов питания; - составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; - самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; -…

Достаточный уровень: - знание способов хранения и переработки продуктов питания; - составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; - самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; -…

Негативное влияние на организм человека вредных веществ : табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ

Негативное влияние на организм человека вредных веществ : табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ

Уборка санузла и ванной комнаты

Уборка санузла и ванной комнаты

Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения

Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта

Календарно-тематический план № п/п

Календарно-тематический план № п/п

Познакомить учащихся с понятием мода, с понятием стиль

Познакомить учащихся с понятием мода, с понятием стиль

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся развивающемся мире

Уход за мебелью. 1Учить детей ухаживать за мебелью, знать виды покрытия мебели

Уход за мебелью. 1Учить детей ухаживать за мебелью, знать виды покрытия мебели

Умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми

Умение устанавливать коммуникативные связи и соблюдение этической и дисциплинарной дистанции при взаимодействии с окружающими людьми

Повторение изученного в 9 классе

Повторение изученного в 9 классе

Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося

Примечание: при спорной оценке решение принимается в пользу обучающегося

Методическая литература для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях

Методическая литература для учителя «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2023