АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по платной образовательной услуге
« УМКА»
ПРОГРАММА КУРСА «УМКА»
1.Пояснительная записка
Курс предназначен для развития математических способностей учащихся с интеллектуальными нарушениями, для формирования элементов логической и коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
1.1 Направленность программы
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
1.2 Актуальность, новизна, принципы программы
Актуальность программы состоит в создании условий для оптимального развития детей с интеллектуальными нарушениями (с легкой степенью умственной отсталости) в контексте применения полученных знаний в повседневной жизни.
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. На завершающем этапе - математические КВЕСТ – игры.
Общедидактические принципы:
- доступность
- преемственность
- перспективность
- развивающая направленность
- учёт индивидуальных способностей
1.3 Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи программы:
Обучающие:
§ расширять кругозор учащихся в различных областях математики;
§ расширять математические знания;
§ учить правильно применять математическую терминологию;
§ совершенствовать навыки, приобретенные на уроках математики.
§ углубление представления о практической направленности математических знаний, развитие умения применять математические методы при разрешении бытовых ситуаций;
Регулятивные БУД:
· развивать умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
· развивать умение планировать и определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
· развивать умение составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат;
· развивать умение делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Познавательные БУД:
· развивать умение самостоятельно решать математические ребусы, задачи-шутки, математические загадки.
· развивать умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные БУД:
· развивать умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
· развивать умение контролировать свою деятельность по результату;
· развивать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Личностные БУД
· развивать умение проявлять особый интерес к математике;
· формировать потребность в стремлении занять позитивное положение в отношениях с окружающими;
· воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
· воспитывать уважительное отношение к своему труду и труду кружковцев;
· формировать уважительное отношение друг к другу и руководителю кружка.
1.4 Отличительные особенности
Отличительные особенности программы «УМКА» в том, что данная программа адаптирована для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, элементов логичеcкого мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, составлять математические сказки, решать ребусы, задачи – шутки, задачи, математические загадки, головоломки, обобщать и делать выводы.
В конце каждой четверти, для проверки результатов работы создаются мини-проекты, математические КВЕСТ –ИГРЫ.
1.5 Возраст детей и сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на учащихся 3-4 классов, обучающихся по АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант.
Дополнительная образовательная программа рассчитана на один год обучения, 34 занятия, который проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
1.6 Формы организации деятельности
На занятиях предусматриваются следующие формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная
- фронтальная
- групповая
- коллективная
1.6 Формы контроля
Для проверки результатов освоения программы в конце курса проводится зачет.
2. Тематическое планирование
№ занятия |
Тема |
Всего часов |
Теория |
Практика |
1 |
Математика - царица наук.(вводный урок) |
1 |
1 |
|
2 |
Числовой палиндром |
1 |
|
1 |
3 |
«Числовой» конструктор |
1 |
|
1 |
4 |
Геометрия вокруг нас |
1 |
|
1 |
5-6 |
Танграм: древняя китайская головоломка. |
2 |
1 |
1 |
7 |
Интеллектуальная разминка. Олимпиада. |
1 |
|
1 |
8-9 |
В царстве смекалки. Математический КВЕСТ « Помоги Буратино». |
2 |
|
2 |
10 |
«Шаг в прошлое» |
1 |
|
1 |
11-12 |
«Спичечный» конструктор |
2 |
1 |
1 |
13-14 |
Числовые головоломки |
2 |
|
2 |
15 |
Интеллектуальная разминка. Олимпиада. |
1 |
|
1 |
16-17 |
В царстве смекалки. Математический КВЕСТ « Найди Машеньку». |
2 |
|
2 |
18 |
Математические игры |
1 |
|
1 |
19 |
Секреты чисел |
1 |
|
1 |
20 |
Математическая копилка |
1 |
1 |
|
21 |
Логические задачи |
1 |
|
1 |
22-23 |
Числовые головоломки, ребусы. |
2 |
1 |
1 |
24 |
Интеллектуальная разминка. Олимпиада. |
1 |
|
1 |
25-26 |
В царстве смекалки. Математический КВЕСТ « Спаси друга». |
2 |
|
2 |
27 |
Мир занимательных задач |
1 |
|
1 |
28 |
Геометрический калейдоскоп |
1 |
|
1 |
29 |
Интеллектуальная разминка. Олимпиада. |
1 |
|
1 |
30 |
От секунды до столетия |
1 |
1 |
|
31-32 |
Проектные работы учащихся по выбранной теме |
2 |
|
2 |
33-34 |
В царстве смекалки. Математический КВЕСТ « Получи звание «Лучший Математик»». |
2 |
|
2 |
|
ВСЕГО |
34 |
6 |
28 |
3. Содержание программы
1.Математика – царица наук.- 1 час
Знакомство с основными разделами занятия.
2. Числовой палиндром.- 1 час
Работа с числами , которые читается одинаково слева направо и справа налево.
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. «Числовой» конструктор».- 1 час
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Геометрия вокруг нас. – 1 час
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
5. Танграм: древняя китайская головоломка.. – 2 час
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Геометрические узоры. Составление танграмов. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
6. Интеллектуальная разминка. Олимпиада..- 1 час
Выполнение онлайн - олимпиад
7. В царстве смекалки.
Математический КВЕСТ « Помоги Буратино». – 2 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
8. «Шаг в прошлое» - 1 час
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления.
9. «Спичечный» конструктор» - 2 час
Числовые мозаики. Задачи со спичками
10. «Числовые головоломки» - 2 час
Решение числовых ребусов, буквенных примеров
11. Интеллектуальная разминка. - 1 час
Выполнение онлайн - олимпиад
12. Математический КВЕСТ « Найди Машеньку» - 2 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
13. Математические игры.- 1 час
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
14. Секреты чисел.- 1 час
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
15. Математическая копилка.- 1 час
Исторические сведения:
- кто такой Архимед
- открытия Архимеда
- вклад в науку
16. Логические задачи. – 1 час
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
17. Числовые головоломки, ребусы.– 2 час
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, магический квадрат и др.).
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
18. Интеллектуальная разминка. 1 час
Выполнение онлайн - олимпиад
19. В царстве смекалки.
Математический КВЕСТ « Спаси друга»- 2 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
20. Мир занимательных задач. – 1 час
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
21. Геометрический калейдоскоп – 1 час
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
22. Интеллектуальная разминка.
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
23. От секунды до столетия. – 1 час
Включение в активный словарь детей математических терминов.
Решение задач с именованными числами.
24. Проектные работы учащихся по выбранной теме – 2 час
Создание проектов. Самостоятельный поиск информации.
25. В царстве смекалки.
Математический КВЕСТ « Получи звание «Лучший Математик»– 2 час
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
4. Методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «УМКА» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Оборудование: столы; стулья; компьютер, проектор, интерактивная доска, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.
5. Список использованных источников
1. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
2. Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
3. Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики. – М.,1990.
4. Новые педагогические и информационные технологии в систем образования. // Под. ред. д-ра пед. наук, проф. Е. С. Полата – М
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.