Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Улькунды муниципального района
Дуванский район Республики Башкортостан
Рассмотрено Cогласовано: Утверждаю:
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ
протокол №___ от______ _______Л.Д.Валиахметова с.Улькунды
«___»___________2018г. «___»__________2018г. ________Р.Р.Рахимова
Руководитель ШМО_____ «___»_________2018г.
______________________
Адаптированная рабочая программа по предмету
Окружающий природный мир
для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
2 класса (вариант 2)
Учитель: Сафина Альмира Альбертовна
Учебно-методический комплект:
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Окружающий мир.
2 класс С.В. Кудрина рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Авторы учебника: С.В. Кудрина
Год издания – 2015год (по учебной линии класс занимается с 2018г.)
Авторы программы: С.В. Кудрина
Автор методического пособия: С.В. Кудрина
Количество часов:
в год/в неделю __35_часов/__1__ч
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Для реализации рабочей программы используется УМК: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Окружающий мир. 2 класс С.В.Кудрина., 2014г.
В соответствии с нормативно-правовой базой:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 272 –ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 01.02.2012 № 74);
- Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.05.2015г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан»
- Закон республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 01.07.2013г. (в ред. Закона РБ от 26.12.2014 № 171-а);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Минобрнауки РФ от 08.06. 2015 года № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом МО и науки РФ от 31.03.2014г. № 253;
- Приказ МБОУ СОШ с.Улькунды от 24 августа 2018 г. № 107 « Об используемых учебниках и учебных пособий, используемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в образовательном процессе в 2018-2019 учебном году»;
- Адаптированная образовательная программа МБОУ СОШ с.Улькунды на 2015-2020г. «Мы - вместе» (организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы) (Приказ № 84 от 31.08.2015г.)
- Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. №792-р Об утверждении государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013-2020 г.г.)
Федеральный закон ст. 18 от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Календарный учебный график учебного процесса на 2018-2019 учебный год МБОУ СОШ с.Улькунды (Приказ № 106 от 24.08.2018г.);
- Положение о рабочих программах по учебным предметам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Улькунды муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан. (Введено в действие: Приказ № 66 от 28 июня 2013 года)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599, зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015года №35850;
- САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по Адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», постановление от 10 июля 2015 года № 26.
- Базисный учебный план АООП (вариант 2) на 2018-1019 учебный год МБОУ СОШ с Улькунды обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положение «О рабочей группе» МБОУ СОШ с.Улькудны ;
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются:
формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
формирование временных представлений, формирование представлений о растительном и животном мире.
Краткая характеристика детей с выраженной умственной отсталостью
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования.
Общая характеристика учебного курса
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать, объединять в группы (съедобные / несъедобные грибы). Ребенок получает представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их переработки (варка, жарка, засол, консервирование). Формирование представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР: узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик, сыроежка и др.), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения грибов, способов переработки грибов.
Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане предмет представлен с расчетом 1 час в неделю, 35 часов в год.
Кроме того, в рамках коррекционно-развивающих занятий возможно проведение занятий с обучающимися, которые нуждаются в дополнительной индивидуальной работе.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Минимальный уровень
· Умение выполнять исследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом.
· Умения совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.
· Умение проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.), узнавать природный объект.
Достаточный уровень
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям:
· Умение проявлять интерес к объектам и явлениям неживой природы.
· Умения распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, и др.).
· Умения распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.
· Умение проявлять интерес к объектам живой природы.
· Умения распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
· Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, осуществлять посильный уход за ними.
· Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе.
3. Элементарные представления о течении времени:
· Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.
· Умение распознавать течение времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Планируемые результаты:
- наблюдать за действиями взрослого, повторять наименование транспорта/ показывать его по заданию учителя (игрушки, картинки). Познакомиться с назначением автобуса, легковой и грузовой машины, лодки, самолета. совместно располагать на картинке автобус и машину на дороге, лодку в воде, самолет в небе. Понимать и узнавать действия на картинках: едет, плывет, летит, перевозит.
- Различать объекты по назначению, выбирать объект для вопросов «Где?», «Что?», «На чем?» (где едет много людей? На чем везут большой и тяжелый груз? На чем полетим в другой город? и т.п.)
- узнавать на картинках и видео людей некоторых профессий (учитель, врач, повар, водитель, строитель).
- Наименовывать атрибуты для праздников 1 сентября, Новый год, 23 февраля, 8 марта, Пасха.
- Рассматривать иллюстрации, узнавать на картинке времена года по их приметам, узнавать время года на календаре природы, показывать сезонную одежду. Познакомиться с занятиями людей в разное время года: сбор урожая, уборка снега, посадка растений, игры на улице зимой и весной.
- Показывать на картинке, называть домашних и диких животных, узнавать их по голосу, называть или показывать основное питание животного (кошка – молоко, корова – сено и т.п.);
- называть части тела животного (голова, туловище, лапы, ноги, рога, хвост, копыта, грива, шерсть, вымя, пятачок, уши);
- называть детенышей животных;
˗ называть место обитания животного (домашние животные живут рядом с человеком, дикие в лесу);
- слушать короткие произведения о животных, отвечать на вопросы по тексту;
- узнавать насекомых: бабочка, жук.
- различать растения: фрукты, ягоды, овощи, дерево, трава, цветы. Повторять за учителем и показывать части дерева и цветка: ствол, стебель, ветки, листья, почки.
- рассматривать картинки и иллюстрации леса в разное время года.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) кустарников (орешник, шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей внешнего строения кустарника. Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения кустарников в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки фруктов.
Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа, редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни человека. Знание способов переработки овощей.
Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика, голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов переработки ягод.
Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вёшенка, шампиньон) по внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание способов переработки грибов.
Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион, гвоздика). Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. Знание значения цветочно-декоративных растений в природе и жизни человека.
Узнавание травянистых растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник, крапива). Знание значения трав в жизни человека.
Узнавание (различение) лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула и др.). Знание значения лекарственных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных растений в жизни человека.
Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание значения зерновых культур в жизни человека.
Узнавание (различение) растений природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана, бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом жизни.
Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок). Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака, декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание особенностей ухода (питание, содержание и др.).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения диких животных. Объединение диких животных в группу «дикие животные». Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).
Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение) животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных.
Знание строения птицы. Установление связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних птиц в группу «домашние птицы». Знание значения домашних птиц в жизни человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц. Объединение перелетных птиц в группу «перелетные птицы». Объединение зимующих птиц в группу «зимующие птицы». Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе.
Знание строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в жизни человека, в природе.
Знание строения насекомого. Установление связи строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых. Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе.
Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в природе.
Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на земле и небе.
Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса. Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений (животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга. Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека. Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк, песок, глина и др), знание способов их добычи и значения в жизни человека. Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства, отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил обращения с огнем.
Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Ориентация в календаре (определение года, текущего месяца, дней недели, предстоящей даты и т.д.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Основные методы работы:
ситуативные беседы,
экскурсии,
игры,
практические задания,
просмотр презентаций, мультфильмов,
прослушивание аудиозаписей.
Все занятия должны проходить в игровой форме.
Деятельность осуществляется по нескольким уровням:
- совместные действия с педагогом (рука в руке),
- деятельность по подражанию,
- деятельность по образцу,
- деятельность по последовательной инструкции,
- деятельность с привлечением ученика к предмету деятельности,
- самостоятельная деятельность учащегося,
Тематическое планирование |
||||
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Учебно-методическое оборудование |
Временные представления (6 ч) |
||||
1 |
|
Осень. Признаки осени. |
1 |
Раскраски, наглядный материал |
2 |
|
Растения и животные осенью. |
1 |
Карточки, наглядный материал |
3 |
|
Труд и занятия людей осенью. |
1 |
Карточки, наглядный материал |
Растительный мир (13ч) |
||||
4 |
|
Различение растений (дерево, куст, трава). |
2 |
Раскраски, наглядный материал |
5 |
|
Части растений |
2 |
Карточки, наглядный материал |
6 |
|
Экскурсия «Природа в октябре» |
1 |
|
7 |
|
Фрукты. Ягоды. Овощи. |
2 |
Раскраски, наглядный материал |
8 |
|
Значение фруктов, ягод и овощей в жизни человека. |
2 |
Карточки, презентация, наглядный материал |
Животный мир (3ч) |
||||
9 |
|
Кто такие птицы. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме |
10 |
|
Домашние птицы. Дикие птицы. |
1 |
Карточки, наглядный материал, презентация |
11 |
|
Значение птиц в жизни человека. |
1 |
Карточки, наглядный материал |
Объекты природы (3ч) |
||||
12 |
|
Солнце. Значения солнца в жизни человека и в природе. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме |
13 |
|
Луна. Значение луны в природе и жизни человека. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
14 |
|
Вода. Значение воды в природе и жизни человека. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
Временные представления (2 ч) |
||||
15 |
|
Зима. |
1 |
Карточки, наглядный материал |
16 |
|
Труд и занятия людей зимой. |
1 |
Иллюстрации по теме, презентация |
Объекты природы (3 ч) |
||||
17 |
|
Огонь. Свойства огня. |
2 |
Карточки, наглядный материал, презентация |
18 |
|
Значение огня в жизни человека. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме |
19 |
|
Правила обращения с огнем. |
2 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
Животный мир (5 ч) |
||||
20 |
|
Питание и образ жизни домашних животных. |
1 |
Карточки, наглядный материал, презентация |
21 |
|
Питание и образ жизни диких животных. |
1 |
Карточки, наглядный материал, презентация |
22 |
|
Значение домашних животных в жизни человека. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
23 |
|
Значение диких животных в природе и жизни человека. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
24 |
|
Детеныши диких и домашних животных. |
2 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
Временные представления (3 ч) |
||||
25 |
|
Весна. Признаки весны. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
26 |
|
Весенние месяцы. |
1 |
Карточки, наглядный материал |
27 |
|
Труд и занятия людей весной. |
1 |
Карточки, наглядный материал, презентация |
Растительный мир (4 ч) |
||||
28 |
|
Узнавание травянистых растений. |
2 |
Карточки, наглядный материал |
29 |
|
Части травянистых растения: корень, лист, цветок. |
2 |
Раскраски, иллюстрации по теме |
30 |
|
Экскурсия «Что растет на клумбе» |
1 |
|
31 |
|
Значение травянистых растений в природе и жизни человека. |
2 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
Временные представления (4 ч) |
||||
32 |
|
Летние месяцы. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме |
33 |
|
Растения летом. |
1 |
Карточки, наглядный материал |
34 |
|
Животные летом. |
2 |
Раскраски, иллюстрации по теме, презентация |
34 |
|
Одежда людей летом. |
1 |
Раскраски, иллюстрации по теме |
Учебно-методический комплекс
Материально-техническое обеспечение
- компьютер. Наглядные пособия.
Литература.
1. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Окружающий мир. 2 класс С.В.Кудрина., 2014г.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).
3 .Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.— СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003. — 320 с. — (Коррекционная педагогика).
3. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Знакомимся с окружающим миром. – М.: Дрофа, 2007-2008.
4. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.