Урок окружающего мира в 4-м классе с элементами дискуссии по теме "Что такое культура"
Шкиль Людмила Владимировна, учитель начальных классов
Разделы: Начальная школа
Цели урока: дать учащимся представление о понятиях “культура”, “ценности”; ознакомить с духовными ценностями, составляющими культуру общества; воспитывать уважительное отношение к национальной культуре, народным традициям и нормам поведения, бережное отношение к произведениям искусства и творчества; развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
Оборудование: кроссворды для учащихся класса, карточки для индивидуальной работы, словарь толковый, презентация, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1), репродукции картин, изображения храмов, портреты художников, писателей, поэтов, изделия художественно-прикладного творчества.
Ход урока
I. Оргмомент.
– Вид улыбающегося человека создает хорошее настроение у окружающих (Слайд 1). Вспомните слова замечательной песни:
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется…
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
– Расслабьте мышцы, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и скажите: “Я желаю тебе…”.
II. Проверка домашнего задания.
1. Разгадывание кроссворда (Приложение 2)
По вертикали: 1. Студеное море. 2. Самая восточная точка нашей страны. 3. Пролив, разделяющий Россию от Северной Америки. 4. Место добычи и разработки драгоценных ископаемых. 6. Какой город называют “Великим”?
По горизонтали: 5. Шестой по счету открытый материк. 7. Старинное название русских путешественников, побывавших первыми на новых, неизвестных до той поры землях.
Ответы: по вертикали — 1. Белое. 2. Дежнев. 3. Берингов. 4. Прииски, б. Новгород, по горизонтали – 5. Антарктида. 7. Землепроходцы.
III. Актуализация опорных знаний.
Анализ ситуаций (Слайд 5).
Ситуация 1.
Встречаются два одноклассника. Обмениваются дружественными рукопожатиями в перчатках. (Ошибка: приветствуют, обнажая руки.)
Ситуация 2.
Встречаются Маша и Денис, приветствуют друг друга, при этом у Дениса руки остаются в карманах брюк.(Ошибка: приветствуя даму, юноша вынимает руки из карманов.)
Ситуация 3.
Денис и Саша идут, оживленно обсуждая кинофильм. Их обгоняет Света. Кто первый должен поздороваться? (Тот, кто обгоняет.)
Ситуация 4.
Денис и Саша сидят за партой в классе. Входит Света. Кто должен здороваться первым? (Кто вошел в класс.)
Ситуация 6.
В дверях сталкиваются два мальчика, причем одному 8 лет, другому 10 лет. Кто должен кого пропустить? (Кто окажется вежливее.)
– “Мое поведение – мое личное дело!” Как вы думаете, правильно ли это? (Ответы учащихся.)
– Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове.
Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Как только не называют нынешний век – атомный, космический, кибернетический, компьютерный, электронный... Но есть у нашего времени важная особенность, которая позволяет его называть веком высокой культуры и духовных ценностей.
Мы учимся, работаем, выполняем общественные поручения, участвуем в митингах, бываем в кино, в театрах, на концертах, занимаемся спортом, посещаем выставки, ходим в гости... И все это составляет понятие “культура” общества.
– Так, о чём же мы будем сегодня говорить на уроке?
IV. Работа над новым материалом.
– Какой же вопрос нам сегодня придётся обсудить? (Что такое культура?)
- Ребята у Вас на столах лежат толковые словари найдите в них лексическое значение слова «Культура». (ответы детей)
- Культура это все виды преобразовательной деятельности человека.(записываем определение)
- В свою очередь культура делится на материальную и духовную. (обратить внимание на слайд).
- Материальная культура – это всё что сделано руками человека (архитектура, предметы быта, орудия труда, культурные навыки).
- Духовная культура – это совокупность продуктов духовной деятельности человека (наука, искусство, религия , культура речи , образование итак далее)
- Ребята учащемся нашего класса Света и Элина провели поисковую деятельность. Они подготовили презентацию об истории архитектуры. Давайте их послушаем.
- Выступление учащихся с индивидуальным домашним заданием (Слайд 9).
10слайд.
Вашему вниманию представлена одно из древнейших архитектурных сооружений «Стоечно- балочная система» С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. Архитектурная конструкция была возведена примерно 4000 лет до н.э.
11 слайд.
Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Возраст данной архитектуре 2500 лет до н.э.
12 слайд.
Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Возведение этой конструкции было 700 лет до н.э.
13 слайд.
В 70-х годах нашей эры Римляне начинают широко применять арки и арочные конструкции.
14слайд.
В 318 г. Наше эры произошло падение Западной Римской империи обрушило экономику тех территорий, которые мы сегодня называем Западной Европой.
15 слайд.
В 532 г. Произошёл Технологический прорыв византийской архитектуры .
16 слайд.
К началу второго тысячелетия нашей эры в Европе стали складываться могущественные империи, и каждая считала себя наследницей Рима. Возродились и традиции римского зодчества. Величественные романскиесоборы снова перекрывались арочными конструкциями, похожими на античные, — каменными и кирпичными сводами.
17слайд.
Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира.
18слайд.
В 1830-50 годах создание железной дороге привело к созданию плотных металлических конструкций и к обширному применению Фабричного производства оконного стекла, что позволило отработать технологии строительства сначала больших оранжерей, а затем и грандиозных зданий иного назначения, в которых либо все стены, либо крыши делались стеклянными.
19 слайд.
20 слайд.
- Молодцы ребята. Было очень интересно.
- Ребята в нашей республике так же много исторических архитектурных зданий. Обратите внимание на слайд.
21 слайд.
Когда в конце прошлого века было решено построить в городе новый кафедральный собор, за основу решили взять облик утраченного в советское время храма архангела Михаила. Новое сооружение, строительство которого было завершено в 2003 г. не уступает в изяществе предшественнику. Пятиглавая церковь с золочеными куполами, сочетающая в своем экстерьере русские и византийские архитектурные традиции, смотрится великолепно. С 2010 г. в реликварии собора хранятся частицы мощей святого Георгия Победоносца.
22 слайд.
Мечеть является не только важным культовым сооружением, но и главной архитектурной жемчужиной Владикавказа. Ее главный купол, имеющий высоту 16,5 м, увенчан позолоченным полумесяцем. Такие же исламские символы украшают стройные 33-метровые минареты с элегантными балконами. Храм имеет непростую историю. Сначала его едва не снесли в 1934 г., а спустя 62 года, неизвестные пытались взорвать здание. Главной реликвией мечети считается привезенный из Стамбула Коран, суры в котором прописаны золотыми буквами.
23 слайд.
Прогуливаясь по проспекту Мира, легко полюбоваться прекрасным образцом архитектурного модерна – зданием гостиницы «Империал». Роскошный особняк с ажурной лепниной и куполом сразу приковывает к себе взгляд. На момент открытия в 1886 г. гостиница считалась наиболее элитной из всех подобных заведений города.
Физминутка (Слайд 24)
– Я вам буду называть слова-качества человека. Если это качество положительное, вы приседайте, если отрицательное – стойте.
Тактичность, вежливость, пунктуальность, услужливость, скромность, бестактность, обидчивость, тщеславие, честолюбие.
Выполнение творческого задания.
· - Ребята у Вас на столах лежат различные рисунки . Вам из них надо выбрать те , которые символизируют культуру общества. (для 2-й команды).
· Придумайте свои правила культурного поведения за столом (для 2-й команды).
· Придумайте эмблему воспитанного человека. (для 3-й команды).
V. Закрепление изученного материала.
Работа с учебником.
– Рассмотрите рисунки на с. 60.
– Назовите компоненты, которыми представлена в схеме культура общества.
VI. Рефлексия.
– Ребята , что бы подвести итог нашего урока давайте воспользуемся знакомым для нас методом Синквейн.
Посмотрите , как здорово у нас получилось на уроке окружающего мира мы вспомнили части речи, подобрали к слову культура синоним.
- А самое главное мы затронули духовный мир человека. Что же говорят философы об культуре? Нам расскажет Татьяна, Серёжа, Мунир.
Ø Человек культурен настолько, насколько он способен понять другого человека.
Ø Культура – это накопленный опыт человечества в упорядоченной форме.
Ø Культура – это русло, проложенное предками и предлагаемое обществом личности в её продвижении от животного к человеку.
VII. Итог урока.
Четыре свечи
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось как они разговаривают.
Первая сказала:
" Я СПОКОЙСТВИЕ - к сожалению люди не умеют меня сохранить
Думаю, мне не остается ни чего другого как погаснуть!" И огонек этой свечи погас.
Вторая сказала:
" Я ВЕРА - к сожалению я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне,
поэтому нет смысла мне гореть дальше" Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла:
" Я ЛЮБОВЬ - у меня нет больше сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех которые их любят больше всего - своих близких." Долго не ждав и эта свеча угасла.
Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел 3 потухшие свечки. Испугавшись, он закричал:
" ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ! ВЫ ДОЛЖНЫ ГОРЕТЬ - Я БОЮСЬ ТЕМНОТЫ!"
Произнеся это, он заплакал. Взволнованная четвертая свеча сказала:
"НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ:
Я - НАДЕЖДА"
Никогда не гасите в себе Свет надежды!
– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее – Доброту.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.