Пояснительная записка
Программа по предмету «Профессионально- трудовое обучение» составлена на основании следующих нормативных документов, регламентирующих составление и реализацию рабочих программ:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл. Москва: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2017. – Сб. 1. под редакцией В.В. Воронковой
Программа предназначена для работы с учащимся 8 класса в возрасте 15-16 лет с легкой степенью умственной отсталости и разработана на основе учебной программы «Цветоводство и декоративное садоводство» Е.А. Ковалевой.
Рабочая программа по предмету построена с учетом психофизических особенностей ребенка.
Основная цель рабочей программы по ПТО – создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении предмета.
Формы и режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю (0,5 ч). Занятия проводятся в форме урока (20 мин).
Во время проведения занятий применяются различные формы: игра, беседа.
На уроках используются методы обучения: словесный, наглядный, практический.
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а ребенок воспринимает, осознает и фиксирует в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
- Частично – поисковый метод (ребенок пытается сами найти путь к решению проблемы)
- Исследовательский метод (учитель направляет, ребенок самостоятельно исследует).
Ожидаемые результаты: улучшение уровня коррекционно-педагогического развития и обучения ребенка; потребность в успешном преодолении имеющихся нарушений для социализации в обществе.
Основной целью курса является формирование знаний, умений и навыков, ориентирующих учащихся на поступление ПУ соответствующего типа и профиля, трудоустройство по профессиям, связанным с растениями, в озеленительных хозяйствах, в теплицах и других организациях.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- повышение уровня познавательной активности;
- развитие способности к осознанной регуляции трудовой деятельности;
- формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
- формирование творческой личности, развитие эстетического чувства и инициативы;
- воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрытие причинно-следственных связей явлений природы на доступном учащимся уровне и расширение их кругозор.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Программа содержит темы по цветоводству и декоративному садоводству. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, лабораторные работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагаются практические работы.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового, последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ. Темы опираются на такие школьные дисциплины, как математика («Разметка посадочных рядков»), биология («Породы деревьев и кустарников», «Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам»), ручной труд («Изготовление гербария для упражнений в распознавании деревьев и кустарников»).
Неизменной остаётся задача ознакомить школьников с многообразием однолетних и многолетних цветковых растений и древесно-кустарниковых пород, используемых в цветоводстве и декоративном садоводстве, научить приёмам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят. В воспитательных целях рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Планируемые предметные результаты
Личностными результатами изучения курса являются:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к инструментам и оборудованию, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Привитие желания и стремления выращивать сельскохозяйственные растения, творческого отношения к труду;
4.Развитие художественного вкуса, ловкости, скорости, наблюдательности, находчивости, смекалки, сообразительности, фантазии, пространственной ориентировки;
5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление).
Учащиеся должны знать:
работе с удобрениями;
техники безопасности;
Содержание учебного предмета
Осенний уход за цветниками. Правила срезки цветков. Выбор маточных растений для пересадки.
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана. Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов в местных условиях. (н.р.к.)
Составление букета. Букет как группа специально подобранных цветков. Современные представления о букетах
Осенний уход за кустарниками. Разнообразие кустарников, используемых в декоративном садоводстве. Экскурсия. Кустарники, используемые для озеленения школьного двора. Обрезка кустарников для поддержания формы и размеров. Обрезка побегов: правила и сроки. Виды инструментов для обрезки кустарников.
Красивоцветущие кустарники. Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве.
Размножение розы. Способы вегетативного размножения Размножение розы одревесневшими черенками. Правила нарезки черенков розы
Защищенный грунт в цветоводстве. Защищенный грунт. Теплицы: виды, краткая характеристика, использование.
Кустарники для декоративного озеленения. Основные признаки кустарника. Кустарники для низких бордюров
Выгоночные цветковые культуры .Выгонка как комплекс агротехнических приёмов. Цветочные культуры, пригодные для выгонки.
Выгонка тюльпана. Особенности выращивания тюльпанов для выгонки. Отбор луковиц для выгонки и их хранение. Сроки посадки тюльпанов для выгонки. Подготовка почвы.
Выращивание рассады бегонии клубневой. Многообразие видов бегонии. Бегония клубневая. Способы размножения бегонии.
Проращивание гладиолуса .Гладиолус – не зимующий многолетник Сроки посадки на проращивание клубнелуковиц гладиолуса.
Деревья для озеленения .Строение дерева Лиственные деревья, используемые для озеленения в местных условиях. Липа, клён. Берёза, тополь. Ясень, рябина.
Разбивка цветника .Разбивочный чертеж: составные части, привязка к местности. Инструменты для разбивки цветника: виды, рабочая поза.
Устройство газона Газон: виды, уход. Трава, используемая для создания газона. Время посева трав на газоне.Подготовка почвы газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза, приём использования.Техника безопасности при работе с граблями.
Посадка кустарника Кустарник: строение саженца, сроки посадки. Виды посадок: живая изгородь. Виды посадок: бордюр, групповая посадка.
Высадка рассады цветковых растений в цветник Сроки высадки рассады цветковых растений в местных условиях. Размещение растений в цветнике. Правила посадки рассады
Учебно-тематический план
№ |
Глава, раздел |
Количество часов |
1 |
Введение |
0.5 |
2 |
Осенний уход за цветниками |
1 |
3 |
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана. |
0,5 |
4 |
Составление букета |
0,5 |
5 |
Осенний уход за кустарниками |
1,5 |
6 |
Красивоцветущие кустарники |
1 |
7 |
Размножение розы |
1 |
8 |
Защищенный грунт в цветоводстве. |
1 |
9 |
Кустарники для декоративного озеленения |
1 |
10 |
Выгоночные цветковые культуры |
1 |
11 |
Выгонка тюльпана. |
1 |
12 |
Выращивание рассады бегонии клубневой |
1 |
13 |
Проращивание гладиолуса |
1 |
14 |
Деревья для озеленения |
0,5 |
15 |
Разбивка цветника |
1 |
16 |
Устройство газона |
1 |
17 |
Посадка кустарника |
1 |
18 |
Высадка рассады цветковых растений в цветник |
1,5 |
Итого |
17 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||||
1 |
Введение |
Техника безопасности. Знакомство с предметом. |
|
|
0.5 |
|
|
2. |
Осенний уход за цветниками
|
Правила срезки цветков.
|
Изучить правила срезки цветков и выбора маточных растений для пересадки. |
Проводить срезку цветков и выбор маточных растений для пересадки. |
0,5 |
|
|
3. |
Выбор маточных растений для пересадки. |
0,5 |
|
|
|||
4. |
Подготовка почвы и посадка луковиц тюльпана.
|
Требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов в местных условиях. (н.р.к.) |
Изучить требования к подготовке почвы для выращивания тюльпанов в местных условиях.
|
Проводить подготовку почвы для выращивания тюльпанов.
|
0,5 |
|
|
5.
|
Составление букета
|
Букет как группа специально подобранных цветков. Современные представления о букетах |
Изучить виды букетов. Изучить современные взгляды на составления букетов. Изучить формы букетов. Научить составлять букеты различной формы.
|
Различать виды букетов. Различать формы букетов. Составлять букеты различной формы. |
0,5 |
|
|
6. |
Осенний уход за кустарниками
|
Разнообразие кустарников, используемых в декоративном садоводстве. Кустарники, используемые для озеленения школьного двора |
Изучить разнообразие кустарников, используемых в декоративном садоводстве Ознакомится с кустарниками, которые используются для озеленения школьного двора. |
Отличать кустарники, используемые в декоративном садоводстве. Распознать кустарники, используемые для озеленения школьного двора. |
0,5 |
|
|
7. |
Виды инструментов для обрезки кустарников. |
Изучить правила и сроки обрезки кустарников. Изучить виды инструментов для обрезки кустарников.
|
Знать правила и сроки обрезки кустарников. Различать виды инструментов для обрезки кустарников. |
0,5 |
|
|
|
8. |
Обрезка кустарников для поддержания формы и размеров. Обрезка побегов: правила и сроки. |
0,5 |
|
|
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||||
9-10 |
Красивоцветущие кустарники
|
Виды красивоцветущих кустарников, используемых в цветоводстве. |
Изучить виды красивоцветущих кустарников. |
Определять вид красивоцветущих кустарников.
|
0.5 0.5 |
|
|
11 |
Размножение розы
|
Способы вегетативного размножения Размножение розы одревесневшими черенками. |
Познакомить с различными способами вегетативного размножения. Изучить особенности размножения розы одревесневшими черенками и правила нарезки черенков. |
Различать способы вегетативного размножения Проводить нарезку черенков розы |
0,5 |
|
|
12 |
Правила нарезки черенков розы. |
0,5 |
|
|
|||
13 |
Защищенный грунт в цветоводстве.
|
Защищенный грунт. |
Познакомить с понятием «защищенный грунт», видами и назначением защищенного грунта. Изучить виды теплиц, научить различать теплицы по назначению, по срокам использования, внутреннему устройству |
Знать виды и назначение защищенного гр Различать теплицы по назначению, по срокам использования, внутреннему устройству. |
0,5 |
|
|
14 |
|
Теплицы: виды, краткая характеристика, использование. |
0,5 |
|
|
||
15 |
Кустарники для декоративного озеленения
|
Основные признаки кустарника. |
Изучить основные признаки кустарника. Изучить общую характеристику кустарников для низких бордюров, научить определять название кустарника по внешнему виду. |
Знать основные признаки кустарника. Распознавать кустарники по внешнему виду. |
0,5 |
|
|
16 |
Кустарники для низких бордюров |
0,5 |
|
|
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||||
17 |
Выгоночные цветковые культуры |
Выгонка как комплекс агротехнических приёмов.
|
Сформировать понятие «выгонка». Изучить группы цветковых растений, пригодных для вгонки.
|
Формулировать понятие «выгонка». Знать группы цветковых растений, пригодных для вгонки. |
0,5 |
|
|
18 |
Цветочные культуры, пригодные для выгонки. |
0,5 |
|
|
|||
19 |
Выгонка тюльпана. |
Особенности выращивания тюльпанов для выгонки. Отбор луковиц для выгонки и их хранение..
|
Изучить особенности выращивания в открытом грунте тюльпанов, предназначенных для выгонки. Изучить правила отбора и хранения луковиц для выгонки. Изучить сроки посадки тюльпанов для выгонки и приёмы подготовки почвы для их посадки.
|
Знать особенности выращивания тюльпанов, предназначенных для выгонки. Отбирать луковицы тюльпана для выгонки. Проводить подготовку почвы для посадки тюльпанов для выгонки. |
0,5 |
|
|
20 |
Сроки посадки тюльпанов для выгонки. Подготовка почвы |
0,5 |
|
|
|||
21 |
Выращивание рассады бегонии клубневой |
Многообразие видов бегонии. Бегония клубневая.
|
Познакомить с разнообразием видов бегонии. Изучить характеристику внешнего вида и декоративных качеств Изучить способы размножения бегонии |
Различать виды бегонии. Знать характеристику внешнего вида и декоративных качеств Знать способы размножения бегонии. |
0,5 |
|
|
22 |
Способы размножения бегонии.
|
0,5 |
|
|
|||
23 |
Проращивание гладиолуса |
Гладиолус – незимующий многолетник |
Изучить краткую характеристику биологических и декоративных качеств гладиолуса. Изучить сроки посадки на проращивание клубнелуковиц гладиолуса |
Знать краткую характеристику биологических и декоративных качеств гладиолуса. Знать сроки посадки на проращивание клубнелуковиц гладиолуса |
0,5 |
|
|
24 |
Сроки посадки на проращивание клубнелуковиц гладиолуса. |
0,5 |
|
|
|||
25 |
Деревья для озеленения |
Строение дерева Лиственные деревья, используемые для озеленения в местных условиях. Липа, клён. Берёза, тополь. Ясень, рябина.
|
Изучить строение дерева. Изучить декоративные качества и биологические особенности лиственных деревьев, используемых для озеленения в местных условиях. |
Распознавать части дерева. Распознавать лиственные деревья
|
0,5 |
|
|
№ |
Тема раздела |
Тема урока |
Дидактическая цель |
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Количество часов |
Дата |
|
Планируемая |
Фактическая |
||||||
26 |
Разбивка цветника |
Разбивочный чертеж: составные части, привязка к местности.
|
Изучить составные части разбивочного чертежа. Изучить виды инструментов для разбивки цветника.
|
Знать составные части разбивочного чертежа. Знать назначение и устройство инструментов для разбивки цветника. |
0,5 |
|
|
27 |
Инструменты для разбивки цветника: виды, рабочая поза. |
0,5 |
|
|
|||
28 |
Устройство газона |
Газон: виды, уход. Трава, используемая для создания газона. Время посева трав на газоне.
|
Изучить виды газона и виды ухода за ним. Изучить виды трав, используемых для создания газона, время посева трав на газоне. Изучить устройство граблей, рабочую позу и приём их использования. Изучить технику безопасности при работе с граблями. |
Знать виды газона и виды ухода за ним. Знать виды трав, используемых для создания газона, время посева трав на газоне. Различать составные части граблей. Знать технику безопасности при работе с граблями. |
0,5 |
|
|
29 |
Подготовка почвы газона под посев трав граблями: устройство, рабочая поза, приём использования. Техника безопасности при работе с граблями.
|
0,5 |
|
|
|||
30 |
Посадка кустарника |
Кустарник: строение саженца, сроки посадки.
|
Изучить строение саженца и сроки посадки. Изучить виды живых изгородей. Изучить отличительные признаки видов посадок.
|
Различать части саженца. Различать виды живых изгородей. Различать виды посадок.
|
0,5 |
|
|
31 |
Виды посадок: живая изгородь. Виды посадок: бордюр, групповая посадка. |
0,5 |
|
|
|||
32 |
Высадка рассады цветковых растений в цветник |
Сроки высадки рассады цветковых растений в местных условиях.
|
Изучить сроки высадки рассады цветковых растений в местных условиях. Изучить правила размещения растений в цветнике. Изучить правила посадки рассады. |
Определять срок высадки рассады различных цветковых растений. Определять место цветковых растений в цветнике. Знать правила посадки рассады. |
0,5 |
|
|
33 |
Размещение растений в цветнике Правила посадки рассады.
|
0,5 |
|
|
|||
34 |
Правила посадки рассады |
Изучить правила посадки рассады. |
Знать правила посадки рассады. |
0,5 |
|
|
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебная литература
Ковалева Е.А., Ставровский А.Е. Сельскохозяйственный труд. Учебное пособие для 7 – 8 классов вспомогательной школы. Изд. 5-е, переработанное и дополненное. М.: Просвещение 1993. – 224 с. ил.
Научно-методическая литература
1. Аксенов Е.С., Аксенова Н.А. Декоративные растения. Т. 1 (Деревья и кустарники) Изд. 2-е. исправл. Энциклопедия природы России. – М.: АБФ/АВF. 2000. - 560 с., 48 цв, ил.
2. Клименко З.К. Розы. – М.: ЗАО «Фитон+», 2001. – 176 с., ил.
3. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд.,перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1985. – 184 с.,ил.
4. Плотников Л.С. Хвойные растения. М.: Кладезь-Букс. 2007. – 93 с. ил.
5. Справочное издание Энциклопедия комнатных растений. – Мн.: Харвест, 2003. – 496 с.
6. Хессайон Д.Г. Все о газоне. Изд. 2-е. исправленное. Перевод с английского О.И. Романовой. Научный консультант Т.КРогачева – М.: «Кладезь-Букс» 2007. 127 с., ил.
7. Хессайон Д.Г. Все о декоративноцветущих кустарниках. –М.: «Кладезь-Букс» 2005. 127 с., ил.
8. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. – М.: «Кладезь-Букс» 2001. 127 с., ил.
Литература для учащихся
1. Филипс С. Цветы в вашем саду/ Пер. с англ. Е. Ксиловой – М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. – 108 с.
2. Школьник Ю.К. Растения. Полная энциклопедия/ Ил. А. Воробьёв, Ю. Золоторёвой, Ю. Школьник. – м.: Изд-во Эксмо, 2005 – 256 с., ил
Критерии оценок по учебному предмету
Оценка «5» при выполнении 100% заданий – ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретенные знания.
Отметка «4» при выполнении от 60 до 90% заданий – ответ полный, правильный, но нарушена последовательность изложения, не точно сделан вывод, по дополнительным вопросам последовательность восстанавливается.
Отметка «3» если верно выполнено от 40 до 60% заданий – ответ не полный, но правильный, нарушена последовательность изложения материала, по дополнительным вопросам затрудняется ответить, допускает ошибки при использовании учебных пособий при ответе.
Отметка «2» – не ставится
Оценка устных ответов
· правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий;
· самостоятельность ответа;
· умение переносить полученные знания на практику;
· степень сформированности интеллектуальных, общеучебных, специфических умений.
Письменная проверка знаний и умений обучающихся
· тестирование;
· умение ориентироваться в задании;
· планировать ход предстоящей работы;
· контролировать свои действия;
· умение пользоваться стандартными инструкциями;
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.