МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАДЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Утверждаю
Директор
школы
_________Н.Ф.Корниенко
приказ № ___
от
___._____.20___ г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по речевой практике
обучающейся 4 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 9.1
Учитель: Полоник Елена Ивановна
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от ___.____.20__ г.
2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012г. № 273. «Об образовании в Российской Федерации»
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15)
- адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ Мадеевская ООШ
- С.В. Комарова. Речевая практика. Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2018
- индивидуального учебного плана обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ Мадеевская ООШ на 2019-2020 учебный год
- положения о рабочей программе и других локальных нормативных актов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ Мадеевская ООШ.
Используется учебно-методический комплект:
- С.В. Комарова. Речевая практика. Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2019.
Данный УМК предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований Адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области « Язык и речевая практика»
Цели программы :
ü повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
ü научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.
Задачи:
ü формировать у детей общеречевые навыки;
ü развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,
ü постоянное повышение речевой мотивации учащихся
ü одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы
для чёткого и полного освещения темы;
ü организация связных высказываний школьников
На изучение учебного предмета «Речевая практика» отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
— слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
— выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Содержание учебного предмета
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.
Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?
Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.
Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3 классах)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!».
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».
«Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».
«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка».
«Я в мире природы»: «В гостях у леса».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
Тематическое планирование
4 класс (136 ч.)
№ п /п |
Тема раздела |
К-во часов |
1. |
Делимся новостями |
6 |
2. |
Я выбираю книгу |
7 |
3. |
«Петушок-Золотой гребешок» |
6 |
4. |
Сочиняем сказку |
6 |
5. |
У телевизора |
7 |
6. |
Знаки-помощники |
7 |
7. |
В гостях у леса |
8 |
8. |
Задушевный разговор. |
7 |
9. |
Приглашение |
6 |
10 |
Поздравляю! |
8 |
|
|
68 ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Темы разделов, уроков (кол-во часов) |
Дата проведения |
||||
План |
Факт |
|||||
|
|
|
|
|||
1. |
Делимся новостями. |
03.09 |
|
|||
2. |
Интересные события, произошедшие летом |
04.09 |
|
|||
3. |
И. Гамазкова «Прошлым летом». |
10.09 |
|
|||
4. |
Рисунки на тему «Прошлым летом…». |
11.09 |
|
|||
5. |
Игра «Вопрос за вопрос». |
17.09 |
|
|||
6. |
Обобщение темы «Это важно!» |
18.09 |
|
|||
|
Я выбираю книгу (7ч) |
|
|
|||
7. |
Введение в тему. Внешние признаки книги. |
24.09 |
|
|||
8. |
Где и как хранятся книги. |
25.09 |
|
|||
9. |
Виды книг, их назначение. |
01.10 |
|
|||
10. |
Как нужно обращаться с книгой |
02.10 |
|
|||
11. |
Моя любимая книга |
08.10 |
|
|||
12. |
Экскурсия в библиотеку |
09.10 |
|
|||
13. |
Обобщение темы «Это важно!» |
15.10 |
|
|||
|
«Петушок-Золотой гребешок» (3ч) |
|
|
|||
14. |
Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки. Просмотр иллюстраций. |
16.10 |
|
|||
15. |
Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке. Выбор интонации. |
22.10 |
|
|||
16. |
Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану. |
23.10 |
|
|||
17. |
Проигрывание эпизодов сказки. |
29.10 |
|
|||
18. |
Иллюстрирование сказки Петушок-Золотой гребешок». |
12.11 |
|
|||
19. |
Обобщение темы «Это важно!» |
13.11 |
|
|||
|
Сочиняем сказку (6ч) |
|
|
|||
20. |
Что такое «сказка»? |
19.11 |
|
|||
21. |
Составление сказки. Актуализация замысла. |
20.11 |
|
|||
22. |
Рассказывание сказки. |
26.11 |
|
|||
23. |
Иллюстрирование сказки |
27.11 |
|
|||
24. |
Письменные высказывания. |
03.12 |
|
|||
25. |
Обобщение темы «Это важно!» |
04.12 |
|
|||
|
У телевизора (7ч) |
|
|
|||
26. |
Для чего нужен телевизор? Как им управлять? |
10.12 |
|
|||
27. |
Полезные и вредные телепередачи |
11.12 |
|
|||
28. |
Программа телепередач. «Моя любимая программа |
17.12 |
|
|||
29 |
Демонстрация телевизионной программы передач. |
18.12 |
|
|||
30 |
Составление своей телевизионной программы на день. |
24.12 |
|
|||
31. |
Обсуждение составленных программ. |
25.12 |
|
|||
32. |
Обобщение темы «Это важно!» |
14.01 |
|
|||
|
Знаки-помощники (7ч) |
|
|
|||
33. |
Правила дорожного движения |
15.01 |
|
|||
34. |
Дорожные знаки .Моделирование диалога. |
21.01 |
|
|||
35. |
Актуализация личного опыта. Умение переходить улицу. |
22.01 |
|
|||
36. |
Экскурсия по школе. Знаки пожарной безопасности , информационные таблички. |
28.01 |
|
|||
37. |
Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе». |
29.01 |
|
|||
38. |
Викторина «Дорожные знаки» |
04.02 |
|
|||
39. |
Обобщение темы «Это важно!» |
05.01 |
|
|||
|
В гостях у леса (8ч) |
|
|
|||
40. |
Для чего нам нужен лес? |
11.02 |
|
|||
41. |
Составление предложений по картинкам. |
12.02 |
|
|||
42. |
Творческая работа «Что может нанести вред лесу?». |
18.02 |
|
|||
43. |
Конкурс рисунков « В гостях у леса» |
19.02 |
|
|||
44 |
Составление письма леснику. |
25.02 |
|
|||
45. |
Составление «Правил вежливого поведения в лесу». |
26.02 |
|
|||
46. |
Запрещающие знаки в лесу. |
03.03 |
|
|||
47. |
Обобщение темы «Это важно!» |
04.03 |
|
|||
|
Задушевный разговор. (7ч) |
|
|
|||
48 |
Интересные истории. |
10.03 |
|
|||
49. |
Мимические изображения и жесты. |
11.03 |
|
|||
50. |
Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». |
17.03 |
|
|||
51. |
Бесконфликтный выход из ситуации. Составление рассказов. |
18.03 |
|
|||
52. |
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово». |
01.04 |
|
|||
53. |
Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи |
07.04 |
|
|||
54. |
Обобщение темы «Это важно!» |
08.04 |
|
|||
|
Приглашение (6ч) |
|
|
|||
55. |
Получил я приглашенье….. |
14.04 |
|
|||
56. |
Какие бывают приглашения. |
15.04 |
|
|||
57. |
Отказ от приглашения. Составление предложений. |
21.04 |
|
|||
58. |
Составление приглашений |
22.04 |
|
|||
59. |
Оформление приглашения на день рождения. |
28.04 |
|
|||
60. |
Обобщение темы «Это важно!» |
29.04 |
|
|||
|
Поздравляю (8ч) |
|
|
|||
61. |
Какие бывают праздники? |
05.05 |
|
|||
62. |
Игра «К какому празднику поздравление» |
06.05 |
|
|||
63. |
Составление поздравления |
12.05 |
|
|||
64. |
Поздравительная открытка и подписи к ней. |
13.05 |
|
|||
65. |
Составление письменного поздравления. |
19.05 |
|
|||
66. |
Поздравительные открытки к празднику прощания с начальной школой. |
20.05 |
|
|||
67. |
Занимательный час. Закрепление пройденного. |
20.05 |
|
|||
68. |
Обобщение темы «Это важно!» |
20.05 |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.