АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по речевой практике обучающейся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 9.1

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
             МАДЕЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
                           ПОГАРСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                              Утверждаю
                                                                                             
 Директор школы
                                                                                                            _________Н.Ф.Корниенко
                                                                                         приказ № ___
                                                                                                       от ___._____.20___ г.

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по речевой практике

обучающейся 4 класса с  умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

вариант 9.1

 


  Учитель: Полоник Елена Ивановна

 

 

 

 

Рассмотрено
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от ___.____.20__ г.

 

 

 

 

2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

-                   Федерального закона  от 29.12.2012г. № 273. «Об образовании в Российской Федерации»

-                   Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599.

-                   Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15)

-                   адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)  МБОУ Мадеевская ООШ

-                   С.В. Комарова. Речевая практика.  Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  М.: Просвещение, 2018

-                   индивидуального учебного плана обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ Мадеевская ООШ  на 2019-2020 учебный год

-                   положения о рабочей программе и других локальных нормативных актов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в МБОУ Мадеевская ООШ.

Используется учебно-методический комплект:

- С.В. Комарова. Речевая практика.  Методические рекомендации. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.  М.: Просвещение, 2019.

Данный УМК предназначен для обучающихся с интеллектуальными нарушениями и обеспечивает реализацию требований Адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области « Язык и речевая практика»

 

Цели программы :

ü  повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

ü  научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

Задачи:

ü  формировать у детей общеречевые навыки;

ü  развивать слуховое и зрительное восприятие, совершенствовать произношение слов,

ü  постоянное повышение речевой мотивации учащихся

ü  одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы

для чёткого и полного освещения темы;

ü  организация связных высказываний школьников

 

На изучение учебного предмета «Речевая практика» отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели, 68 часов в год.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»: 

    расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;

    закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;

    укрепление  соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;

    закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);

    закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).

Предметные результаты обучения

Достаточный  уровень:

    понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

    понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;

    уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;

    участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;

    правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;

    принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;

    уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.

 

Минимальный  уровень:

    выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;

    выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;

    знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);

    участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

    слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;

    выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;

    участвовать в беседе;

    слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.

 

 

Содержание учебного предмета

Аудирование и понимание речи

Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем.

Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.

Дикция и выразительность речи

Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.

Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.

Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.

Общение и его значение в жизни

Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение?

Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник —  устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?

Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов.

Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.

Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к материалу, изучавшемуся в 1—3  классах)

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы  «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорóво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. 

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.

Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но…».

Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо,… (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!». 

Примерные темы речевых ситуаций

«Я дома»: «У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение».

 «Я за порогом дома»: «Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники».

«Я и мои товарищи»: «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Лисичка-сестричка», «Новогодние истории», «Поздравляю!», «Жду письма!», «Извините меня…», «Поздравительная открытка».

 «Я в мире природы»: «В гостях у леса».

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

 

Тематическое  планирование

4 класс  (136 ч.)

№ п /п

Тема  раздела

К-во часов

1.

Делимся новостями

6

2.

Я выбираю книгу

7

3.

«Петушок-Золотой гребешок»

6

4.

Сочиняем сказку

6

5.

У телевизора

7

6.

Знаки-помощники

7

7.

В гостях у леса

8

8.

Задушевный разговор.

7

9.

Приглашение

6

10

Поздравляю!

8

 

 

68 ч

 

                                         Календарно-тематическое планирование

 

п/п

                              Темы разделов, уроков (кол-во часов)

Дата проведения

План

Факт

 

 

Делимся новостями (6ч)

 

 

 

1.

Делимся новостями.

03.09

 

2.

Интересные события, произошедшие летом

04.09

 

3.

И. Гамазкова «Прошлым летом».

10.09

 

4.

Рисунки на тему «Прошлым летом…».

11.09

 

5.

Игра «Вопрос за вопрос».

17.09

 

6.

Обобщение темы «Это важно!»

18.09

 

 

Я выбираю книгу (7ч)

 

 

7.

Введение в тему. Внешние признаки книги.

24.09

 

8.

Где и как хранятся книги.

25.09

 

9.

Виды книг, их назначение.

01.10

 

10.

Как нужно обращаться с книгой

02.10

 

11.

Моя любимая книга

08.10

 

12.

Экскурсия в библиотеку

09.10

 

13.

Обобщение темы «Это важно!»

15.10

 

 

«Петушок-Золотой гребешок» (3ч)

 

 

14.

Сказка «Петушок-Золотой гребешок». Чтение сказки. Просмотр иллюстраций.

16.10

 

15.

Беседа по картинкам. Составление предложений к картинке. Выбор интонации.

22.10

 

16.

Выбор глаголов. Пересказ сказки по глагольному плану.

23.10

 

17.

Проигрывание эпизодов сказки.

29.10

 

18.

Иллюстрирование сказки Петушок-Золотой гребешок».

12.11

 

19.

Обобщение темы «Это важно!»

13.11

 

 

Сочиняем сказку (6ч)

 

 

20.

Что такое «сказка»?

19.11

 

21.

Составление сказки. Актуализация замысла.

20.11

 

22.

Рассказывание сказки.

26.11

 

23.

Иллюстрирование сказки

27.11

 

24.

Письменные высказывания.

03.12

 

25.

Обобщение темы «Это важно!»

04.12

 

 

У телевизора (7ч)

 

 

26.

Для чего нужен телевизор? Как им управлять?

10.12

 

27.

Полезные и вредные телепередачи

11.12

 

28.

Программа телепередач. «Моя любимая программа

17.12

 

29

Демонстрация телевизионной программы передач.

18.12

 

30

Составление своей телевизионной программы на день.

24.12

 

31.

Обсуждение составленных программ.

25.12

 

32.

Обобщение темы «Это важно!»

14.01

 

 

Знаки-помощники (7ч)

 

 

33.

Правила дорожного движения

15.01

 

34.

Дорожные знаки .Моделирование диалога.

21.01

 

35.

Актуализация личного опыта. Умение переходить улицу.

22.01

 

36.

Экскурсия по школе. Знаки пожарной безопасности , информационные таблички.

28.01

 

37.

Экскурсия «Знаки-помощники в нашем селе».

29.01

 

38.

Викторина «Дорожные знаки»

04.02

 

39.

Обобщение темы «Это важно!»

05.01

 

 

В гостях у леса (8ч)

 

 

40.

Для чего нам нужен лес?

11.02

 

41.

Составление предложений по картинкам.

12.02

 

42.

Творческая   работа «Что   может   нанести   вред   лесу?».

18.02

 

43.

Конкурс рисунков « В гостях у леса»

19.02

 

44

Составление письма леснику.

25.02

 

45.

Составление «Правил вежливого поведения в лесу».

26.02

 

46.

Запрещающие знаки в лесу.

03.03

 

47.

Обобщение темы «Это важно!»

04.03

 

 

Задушевный разговор. (7ч)

 

 

48

Интересные истории.

10.03

 

49.

Мимические изображения и жесты.

11.03

 

50.

Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу».

17.03

 

51.

Бесконфликтный выход из ситуации. Составление рассказов.

18.03

 

52.

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово».

01.04

 

53.

Знакомство с рассказами В. Осеевой «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи

07.04

 

54.

Обобщение темы «Это важно!»

08.04

 

 

Приглашение (6ч)

 

 

55.

Получил я приглашенье…..

14.04

 

56.

Какие бывают приглашения.

15.04

 

57.

Отказ от приглашения. Составление предложений.

21.04

 

58.

Составление приглашений

22.04

 

59.

Оформление приглашения на день рождения.

28.04

 

60.

Обобщение темы «Это важно!»

29.04

 

 

Поздравляю (8ч)

 

 

61.

Какие бывают праздники?

05.05

 

62.

Игра «К какому празднику поздравление»

06.05

 

63.

Составление поздравления

12.05

 

64.

Поздравительная открытка и подписи к ней.

13.05

 

65.

Составление письменного поздравления.

19.05

 

66.

Поздравительные открытки к празднику прощания с начальной школой.

20.05

 

67.

Занимательный час. Закрепление пройденного.

20.05

 

68.

Обобщение темы «Это важно!»

20.05