Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 класс

  • docx
  • 30.10.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа по русскому языку.docx

Пояснительная записка.

           

Рабочая программа по русскому языку 8 класса VIII вида  составлена на основе:

·         Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы в двух сборниках; под ред. Воронковой В.В: Сб.1. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2017г.

·         Учебник «Русский язык» для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. / Сост. Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Допущено Министерством образования РФ, Москва «Просвещение» 2017г.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе обучения грамматики и правописания у школьников, обучающихся по специальной программе (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. Содержание обучения имеет практическую направленность. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В них  конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития и нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями в процессе овладения письмом и развитием речи.

В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи.  Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.  Изучается состав слова, формируются навыки правописания. Изучаются части речи для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма. Изучение предложений необходимо для формирования у школьников навыков построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. Прививаются навыки делового письма.Изучение русского языка должно содействовать развитию логического мышления учащихся, выработке у них навыков работы с книгой, самостоятельному пополнению знаний, совершенствованию навыков правильного, осознанного, выразительного чтения. Программа построена с учётом принципов системности, доступности и преемственности между классами и разделами курса. Данная программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики, словообразования, морфемики, синтаксиса и пунктуации. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности при проведении различных разборов, а так же для выработки навыков самоконтроля. Прочные и осознанные навыки вырабатываются в постоянно осуществляемой системе тренировочных упражнений

Актуальность программы

Программа по письму и развитию речи определяет содержание предмета, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе VIII вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

Рабочая программа по русскому языку  имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Программа определяет объем знаний и умений с учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения знаний, умений, применения их в практической деятельности, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках русского языка

При отборе программного учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей личности в  целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

 

Цели и задачи преподавания русского языка

Цель преподавания письма и развития речи  в  специальных (коррекционных) классах VIII  вида осуществить  разностороннее развитие личности учащихся, способствовать их умственному развитию, обеспечивать гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое развитие. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

При обучении письму и развитию речи осуществляются задачи, решаемые в предыдущих классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Задачи преподавания русского языка:

- дать учащимся определённый круг знаний по русскому языку;

- выработать умение, применять полученные знания на практике;

- сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки в пределах программных требований;

- сформировать умение и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся.

 Формы и методы работы:

Основная форма организации образовательного процесса – урок.

Процесс обучения письму и развитию речи предполагает организацию следующих типов уроков:

-  урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

-  урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

- урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

- комбинированный урок;

- нестандартные уроки (урок-викторина, урок-игра и др.).

Форма проверки знаний и умений: самостоятельные, контрольные работы, диктанты с грамматическим заданием. Контрольные работы проходят в виде диктантов с грамматическими заданиями, контрольного списывания с орфографическими и грамматическими заданиями.

На уроках используются следующие формы работы:

- индивидуальная;

- дифференцированная;

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

При организации работы по письму и развитию речи используются общепедагогические методы:

- словесные (объяснение, беседа в вопросно-ответной форме, рассказ и т.д.);

- наглядные (наблюдение, демонстрация, просмотр);

- практические (упражнения, карточки и др.).

Методы коррекционно-развивающего обучения:

- задания по степени нарастающей трудности;

- включение заданий со сменой доминантного анализатора (слушать, смотреть и т.д.);

- дозированная поэтапная помощь учителя;

- метод самостоятельной обработки информации;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в урок проблемных и познавательных задач;

- законченные инструкции и т.д.

Элементы образовательных технологий:

- технология исследовательской направленности;

- здоровьесберегающая технология;

- технология игрового обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технология проблемного обучения.

 

Планируемые результаты освоения программы

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Предметные результаты:

-овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения;

 

УМЕТЬ:

·         писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

·         разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

·         различать части речи;

·         строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

·          писать изложение и сочинение;

·         Оформлять деловые бумаги;

·         Пользоваться словарем;

ЗНАТЬ:

·         Название частей речи, их значение;

·         Наиболее распространенные правила написания слов.

 

 

 

Методы и приемы обучения.

Словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический, методы контроля.

Контроль за знаниями, умениями и навыками

осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, написание диктантов с грамматическим заданием, словарных диктантов. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель. Контроль осуществляется по завершению изучения темы. Время, отводимое на уроке для контроля  – 5-15 минут или 45 минут на написание диктанта с грамматическим заданием

 

 

Содержание учебного предмета

Повторение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

Слово

Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.

Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а, приставка пере-.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

            Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний существительных единс­твенного и множественного числа. Несклоняемые существи­тельные.

           Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и мно­жественном числе. Имена прилагательные па-ий, -ья, -ье, их скло­нение и правописание.

Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.                                      

 

Глагол. Значение глагола, вопросы.

Неопределенная форма глагола на-ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спря­жения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с-ться и-тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Предложение.Простое предложение. Предложения распространенные и нерас­пространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, со­единенными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских художников (в связи с прочитанными произведениями).

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).

 Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год.

 

Учебно-тематический план

№п/п

                   Название раздела

Количество часов

1.

Повторение за 7 класс

4

2.

Состав слова.

8

3.

Части речи. Текст. Имя существительное.

13

4.

Части речи. Имя прилагательное.

6

5.

Части речи. Местоимение.

8

6.

Части речи. Глагол.

11

7.

Предложение

12

8.

Повторение.

6

 

Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

             КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Тема раздела

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

 

Метапредметные,

личностные результаты обучения,

УУД

Кол-во часов

Дата

 

планируемая

фактическая

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение. Предложение.

Тема раздела «Повторение»

 

 

1.

Простое и сложное предложения.

Учить различать предложения по схеме.

Прочитать статью о человеческом общении и обсудить с одноклассниками вопрос, в чём оно заключается.

Сравнивать простое и сложное предложение. Учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при письме запятой.

Тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять сложные предложения недостающей частью.

 Вспомнить, какие члены предложения называются однородными и с какой интонацией они произносятся.

Ставить запятые между однородными членами предложения.

Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Выделять обращения при письме запятыми. Различать обращение, которое выделяется восклицательным знаком.

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

 

1

 

2.

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Учить находить главные члены предложения, условно обозначать их.

1

 

3.

Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

 

Учить расстановки знаков препинания в сложном предложении с союзами и без.

1

 

4.

Простое предложение с однородными членами.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Учить различать виды простых предложений

1

 

 

Учить расставлять знаки препинания при однородных членах предложения.

 

 

Тема раздела «Состав слова»

 

 

5.

Слово. Состав слова.

Корень. Однокоренные слова.

Учить подбирать однокоренные слова, относящие к различным частям речи.

 

Учиться работать со схемами состава слова и подбирать к ним примеры, разбирать слова по составу.

Закреплять умение находить орфограммы в корне и приставке, дифференцировать способы проверки орфограмм, подбирать примеры.

Вспомнить правила правописания сложных слов с соединительной гласной. Сравнивать способы образования сложных слов с соединительными гласными и без них, привести примеры.

Потренироваться в образовании сложных слов разными способами. Накапливать словарь сложных слов.

Уметь связно и последовательно излагать свои мысли.

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

 

 

1

 

 

 

6.

Приставка и суффикс. Образование новых слов при помощи приставок и суффиксов.

Учить выделять приставку и суффикс в слове и образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов.

 

1

 

7.

Окончание. Связь слов в предложении при помощи окончаний.

Учить составлять предложения из разбросанных слов путём изменения окончаний.

1

 

8.

Разбор слов по составу.

Учить правилам разбора слов по составу.

1

 

9.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, вырабатывать навык проверки безударных гласных.

1

 

10.

Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов.

Непроизносимые согласные в корне слова.

 

Учить дифференцировать звонкие и глухие согласные, вырабатывать у учащихся орфографические умения и навыки.

Формирование навыка проверки слов с непроизносимыми согласными  путем изменения формы слова.

1

 

 

 

 

11.

Приставка и предлог.

Учить различать приставки от предлогов.

1

 

 

12.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

 

Учить учащихся образовывать сложные слова из данных корней, правописанию соединительных гласных. 

 

1

 

 

 

 

Тема раздела «Имя существительное»

 

 

 

13

 

Части речи.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Подготовка к контрольной работе

Учить определять основные грамматические категории существительного

Закрепить знания о существительном, полученные ранее. Обогатить словарь существительных названиями чувств человека.

Познакомиться с существительными, близкими по значению.

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

1

 

 

 

 

14

Контрольная работа за 1 четверть

 

1

 

 

15.

 Работа над ошибками .Собственные имена существительные.

Учить правильно писать имена собственные.

1

 

16.

Существительные единственного числа с шипящей на конце.

Учить правильно писать имена существительные с шипящей на конце слова.

1

 

 

 

 

17

 

Слово. Имя существительное.

Склонение имён существительных.

 

Учить дифференцировать имена существительные по склонениям.

Упражняться в выборе из двух близких по значению существительных более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения.

Повторить основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж.

Опираясь на схемы склонения существительных, уметь объяснить, какие существительные относятся к 1, 2 и 3 – му склонению. Коллективно подобрать как можно больше примеров к каждой схеме, включая близкие и противоположные по значению существительные.

Учиться доказывать необходимость проверки безударных падежных окончаний существительных и выбирать способ их проверки.

Обобщить знания о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе.

Понаблюдать за изменением по падежам существительных во множественном числе. Используя прошлый опыт работы с существительными, научиться выделять падежные окончания существительных во множественном числе. Поупражняться в проверке безударных окончаний существительных, используя приём подстановки проверочных слов. Потренироваться в правильном употреблении формы родительного падежа существительных во множественном числе. Тренироваться в написании адреса.

Предметные результаты:

-овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения.

1

 

18

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1 склонения.

Учить подбирать проверочные слова с ударным окончанием и проверять безударные окончания существительных 1 склонения.

1

 

19

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 2 склонения.

 

Учить подбирать проверочные слова с ударным окончанием и проверять безударные окончания существительных 2 склонения.

1

 

20.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 3 склонения.

 

Учить подбирать проверочные слова с ударным окончанием и проверять безударные окончания существительных 3 склонения.

1

 

21

Правописание падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Закреплять навык правописания падежных окончаний существительных (Р. п., Д. п., Пр.п.)

 

1

 

 

 

 

22

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе

Закреплять навык правописания падежных окончаний имен существительных

1

 

 

23

Существительные с шипящей на конце

Учить правилам написания существительных с шипящей на конце

 

1

 

24

Несклоняемые существительные.

 

Учить правописанию несклоняемых существительных

 

1

 

25

Деловое письмо.  Адрес.

Учить правилам оформления записей на конверте

1

 

Тема раздела « Имя прилагательное»

 

 

26.

Слово. Имя прилагательное.

Имя прилагательное. Основные грамматические категории имени прилагательного.

Работать над формированием орфографической зоркости.

Учить определять основные грамматические категории прилагательного

 

Повторить все известные грамматические признаки прилагательных, используя данные слова и сокращённые обозначения.

Уметь доказывать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на конкретных примерах. Уметь находить и исправлять ошибки в согласовании прилагательных с существительными.

Проверять правописание безударных окончаний прилагательных.

Поупражняться в проверке безударных падежных окончаний прилагательных, используя приём подстановки вопросов. Познакомиться с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности, и потренироваться в постановке вопросов к данным прилагательным. Учиться склонять притяжательные прилагательные и правильно писать их в разных падежных формах, сохраняя разделительный мягкий знак перед падежными окончаниями.

Метапредметные результаты:

- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;

- умение задавать вопросы.

Личностные результаты:

- осознание языка как основного средства человеческого общения;

- восприятие русского языка как явления национальной культуры;

- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

1

 

27

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Закреплять знания об имени прилагательном как части речи. Учить согласовывать прилагательное и существительное

1

 

 

28

Правописание родовых окончаний прилагательных. Подготовка к контрольной работе

Учить правописанию родовых окончаний прилагательных

 

1

 

29

Контрольная работа за 2 четверть.

Учить правописанию падежных окончаний прилагательных

Учить правописанию падежных окончаний прилагательных

1

 

 

30

Работа над ошибками. Имена  прилагательные на – ий, - ья, - ье, -ьи.

Склонение прилагательных мужского и среднего рода на – ий, - ье.

Учить правильно склонять имена прилагательные на –ий, - ья, - ье,  и правописанию падежных окончаний

Учить правильно склонять имена прилагательные на –ий, - ье,  и правописанию падежных окончаний

 

1

 

 

 

31

Склонение прилагательных женского рода на – ья.

Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи.

Учить правильно склонять имена прилагательные на – ья  ьи и правописанию падежных окончаний

Учить правильно склонять имена прилагательные на –и правописанию падежных окончаний

1

 

 

 

 

                                                                                                    Тема раздела «Личные местоимения»                                                     

32

Слово. Личные местоимения.

 

 

 

Личные местоимения.

Учить выделять местоимения в речи и тексте.

 Вспомнить часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Привести примеры личных местоимений, употребляя их вместо существительных. Потренироваться в замене местоимений существительными в предложении. Закреплять умение различать местоимения по лицам и числам.

Обобщить знания о склонении личных местоимений 1, 2 и 3 – го лица единственного и множественного числа и их правописании с предлогами.

Предметные результаты:

-овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения.

1

 

33

Лицо и число местоимений.

Учить определять число и лицо местоимений.

1

 

34

Местоимения 3 – го лица единственного числа.

Формирование навыка определения рода у местоимений 3 лица ед. ч.

1

 

35

Склонение местоимений 1 – го лица.

Учить склонять местоимения 1 – го лица  по падежам

1

 

36

Склонение местоимений 2 – го лица.

Учить склонять местоимения 2 – го лица  по падежам

1

 

37

Склонение местоимений 3 – го лица.

Учить склонять местоимения 3 – го лица  по падежам

1

 

38

Правописание личных местоимений с предлогами.

Формирование навыка раздельного написания местоимений с предлогами.

1

 

39

Правописание личных местоимения 3 – го лица.

Учить правилам написания местоимений 3 – го лица единственного числа

1

 

Тема раздела «Глагол»                                                     

40

 

Глагол. Значение глагола.

Учить определять виды значения глаголов, правильной постановке вопроса

Закрепить знания о глаголе, полученные ранее. Повторить основные виды значений глаголов.

Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам, правильно писать глаголы в неопределённой форме.

Привести примеры употребления частицы не с глаголами, дополнить вывод о её значении и правописании.

Познакомиться с понятием лица глагола. Учиться различать глаголы 1, 2, и 3 – го лица единственного и множественного числа, ставить к ним вопросы. Тренироваться в выборе правильной формы глагола, используя приём подстановки личного местоимения и вопроса.

Запомнить правописание глаголов 2 – го лица единственного числа. Потренироваться в их написании. Различать глаголы, которые заканчиваются на –тся и –ться, проверяя вопросами.

Уметь составлять связную заметку.

Уметь спрягать глаголы

Уметь определять спряжение глаголов, правильно писать личные окончания глаголов 2 спряжения.

Тренироваться определять спряжение глаголов, правильно писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

Знать способы проверки и написания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Предметные результаты:

-овладение представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;

- умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов;

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи,

- умение проверять написанное;

- умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, сложное предложение, предложение с однородными членами предложения

1

 

41

Неопределенная форма глагола на – ть, - чь, - ти.

Учить правилам написания  глаголов неопределенной формы на – ть, - чь, - ти

1

 

42

Правописание шипящих на конце слова.

Учить правописанию глаголов с шипящей на конце

1

 

43

Изменение глаголов по временам.

Учить изменять глаголы по временам с использованием вопросов; учить выделять окончания глаголов.

1

 

44

Прошедшее время глагола (род, число).

Учить выделять в тексте глаголы прошедшего времени; определять у глаголов прошедшего времени род и число, выделять окончания.

1

 

45

Не с глаголами

Учить правилам написания НЕ с глаголами

1

 

46

 

Изменение глаголов по лицам и числам.

Учить изменять глаголы по лицам и числам, выделять окончание глаголов.

1

 

47

Правописание глаголов 2 – го лица единственного числа. Подготовка к контрольной работе

Учить правилам написания окончаний глаголов 2 – го лица  единственного числа

1

 

48

Контрольная работа за 3  четверть

Учить выделять в тексте и речи глаголы 3 – го лица, выделять окончание и определять основные грамматические категории

1

 

49

Работа над ошибками. Правописание глаголов с – ться, - тся.

 

Учить правилам написания и способам проверки глаголов с – ться, - тся

1

 

50

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение)

Учить спрягать глаголы по лицам и числам

1

 

                                                                                                            Тема раздела «Предложение»                                                            

51

 

Простое предложение нераспространенное и распространенное.

Учить распространять предложение второстепенными членами

Обобщить знания о простых предложениях с однородными членами. Потренироваться в распространении предложений однородными членами. Объяснять правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Сравнивать простое предложение и сложное предложение, чертить их схемы. Обозначая в них только главные члены. Составлять сложные предложения из простых предложений.

Познакомиться со сложными предложениями с союзами и, а, но. Потренироваться в постановке союзов и запятых между частями сложного предложения. Учиться составлять сложные предложения по данной первой части и нескольким вариантам второй части сложного предложения.

Познакомиться со сложными предложениями с союзами что, чтобы, потому что, когда. Научиться правильно использовать данные союзы во второй части сложного предложения.

.

 

1

 

 

52

 

Простое предложение с однородными членами.

 

Закреплять знания о простых предложениях с однородными членами

1

 

53

 

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Закреплять знания о расстановке знаков препинания при однородных членах предложения

1

 

54

 

Повторяющийся союз и при однородных членах предложения.

Закреплять знания о расстановке знаков препинания при однородных членах предложения

1

 

55

 

Распространенные и нераспространенные однородные члены

 

 

Учить различать распространенные и нераспространенные однородные члены предложения

1

 

 

56

 

Обращение. Знаки препинания при обращении.

 

Учить правилам расстановки знаков препинания при обращении

 

1

 

 

57

 

Упражнения на закрепление.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Однородные члены предложения».

 

1

 

58

 

Виды предложений по интонации

Учить различать виды предложений по интонации; правильной расстановке знаков препинания в конце предложения

1

 

59-60

 

Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединительными союзами И, А, НО, со сложными предложениями с теми же союзами.

Учить правилам расстановки знаков препинания в сложных предложениях с союзами И,А, НО и без союзов

 

2

 

 

 

Учить различать простые предложения с однородными членами, соединительными союзами И, А, НО, от сложных предложений с теми же союзами

61-62.

 

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Учить правилам расстановки знаков препинания в сложных предложениях со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

 

2

 

 

                                                                                                             Тема раздела «Повторение»                                                              

63.

 

Правописание приставок. Подготовка к контрольной работе

Закреплять навык правописания приставок

Повторить правила написания слов с приставками, правописание приставок и уметь применять знания на практике.

Повторить  правила написания и способы проверки  безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова и уметь применять знания на письме.

Уметь согласовывать существительные и прилагательные. Повторить правила написания падежных окончания существительных и прилагательных и уметь применять их на письме.

Повторить  правила написания и способы проверки личных окончаний глаголов.

 

1

 

64.

 

Контрольная работа за год

Закреплять правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова

 

1

 

 

65.

 

Работа над ошибками. Падежные окончания существительных и прилагательных.

Закреплять знание о согласование существительных и прилагательных, написание падежных окончания существительных и прилагательных.

 

1

 

66.

 

Личные окончания глаголов

Закреплять написание личных окончаний глаголов

 

1

 

67.

 

Итоговое повторение за курс 8 класса

 

 

1

 

68

 

Повторение. Состав слова.

Повторение. Части слова.

Повторение. Предложение.

Обобщить полученные знания

 

1

 

 

Учебно – методический комплекс.

1.      Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2017г.

2.      Учебник «Русский язык»   8 кл. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2017г.

3.      Методические материалы:

Ø  Е.П.Плешакова Русский язык. Коррекционно-развивающие задания и упражнения, Волгоград, 2009 г.;

Ø  В.И.Яковлева Сборник текстов для изложений, Москва, «Просвещение», 1992г:

Ø  Ф.Д. Костенко Сборник диктантов, Москва, «Просвещение», 2000г:

Ø  М.А.Васильева, Г.Ф.Суворова Проверочные работы по русскому языку, Москва, «Просвещение», 1999г:

4.      Коррекционные упражнения:

Ø  Работа по карточкам.

Ø  Упражнение на развитие мелкой моторики рук: зарисовки силуэтов в разном направлении, штрихованными линиями»

Ø  Речевые разминки

Ø  Упражнения для обучения детей приёмам саморасслабления – «Кулачки», «Кораблик» и др.

Ø  Упражнения для успокоения детей «Найди и промолчи», «Холодно –горячо» «Право-лево» -ориентировка в пространстве, «Найди рифму» и др.

Ø  Наглядные пособия. Опоры, схемы.

5.      Энциклопедия для школьников. Занимательный русский язык, Москва, «РОСМЭН», 2007

 Программно – методическое обеспечение.

  1. Программа специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 класс М. Просвещение 2011г.
  2. Учебник Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовской«Русский язык» 8 класс М. Просвещение 2012 г. Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
  3. Различные виды словарей.

 

 

 

 

 

Система оценивания. Оценка устных ответов.

   Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков учащихся  коррекционной школы. При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

   Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может   с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

   Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну - две ошибки,  которые исправляет при помощи учителя.

  Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

   Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка письменных работ.

   К классным и домашним письменным работам обучающего характера относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям учителя, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.

   Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т.д.).  Основные виды контрольных работ в 5 – 9 классах – диктанты.

   Для грамматического разбора следует использовать задания на опознания орфограмм, определение частей слова, частей речи и членов предложения, конструирование предложений, классификация слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико – орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.

   Текст для диктанта может быть связанным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в него слов на правила, которые еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо написать на доске или проговорить, выделив орфограмму. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся коррекционной школы.

   Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило.

   Примерный объем текстов контрольных работ в 5 классе – 45 – 50 слов, в 6 – 65 – 70, в 7 – 9 – 75 – 80 слов. Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

   При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

   Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуальных успехов учащихся.

   При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:

5 – 9 классы

   Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

   Оценка «4» ставится за  работу с одной – двумя ошибками.

   Оценка «3» ставится за работу с тремя – пятью ошибками.

   Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено шесть - восемь ошибок.

   В письменных работах не учитываются одно – два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются.

   За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в  «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной  и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.

   Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими  для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.

   При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами: 

   Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.

   Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает 2 – 3 ошибки.

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4 – 5 ошибок или не справляется с одним из заданий. 

   Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения.

    Изложения и сочинения  в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При подготовке к проведению изложения учитель должен тщательно отобрать материал, учитывая тему рассказа, его объем, трудности синтаксических конструкций, словаря и орфографии.

   С классом также должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова следует   выписать на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарем, обращаться к учителю.

   В 4 – 5 классах для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20 – 45 слов, в последующие годы тексты усложняются как по содержанию, так и по объему: в 6 – 7 классах – 45 – 70 слов, в 8 – 9 классах 70 – 100 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя, в 8 – 9 классах допускается самостоятельное составление планов учащимися.

   При оценке изложений и сочинений выводится одна оценка.

   Оценка «5» ставится за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается одна – две орфографические ошибки.

   Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются три – четыре орфографические ошибки. 

   Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с двумя – тремя ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с пятью – шестью орфографическими ошибками.

   Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более четырех ошибок в построении предложений и употреблении слов, более шести орфографических ошибок. 

      Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения.